Ракитянский район белгородская область - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ix чемпионат Дальневосточного федерального округа по армспорту 1 520.85kb.
С. Бородино, Дмитровский район, Орловская область 1 63.58kb.
Ростовская область Веселовский район п. Веселый пер. Комсомольский 57 1 50.95kb.
Общая характеристика учреждения 2 514.27kb.
Иркутская область нижнеудинский район администрация 1 109.56kb.
Публичный доклад дивеев-усадской средней общеобразовательной школы 7 1008.84kb.
Ленинградская область, Выборгский район, посёлок Вещёво 1 50.44kb.
Моу средне-Муйская сош, Усть -удинский район, Иркутская область. 1 140.73kb.
Тарасова Л. Д. учитель нач кл. Вкк моу танцырейская сош борисоглебский... 1 66.93kb.
Особая культурно-географическая область-Мезоамерика (или Месоамерика) 1 67.63kb.
Сокращенное: мку оо администрации мр ишимбайский район рб 1 244.84kb.
1. Маркетинг Пестрякова А. В 1 20.86kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Ракитянский район белгородская область - страница №1/1


МОУ «ПРОЛЕТАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

РАКИТЯНСКИЙ РАЙОН

БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ


Управленческий проект
«Управление школой в условиях деятельности

Управляющего совета»

Тема проекта

«Управление школой в условиях деятельности

Управляющего совета»


Разработчики проекта:


Директор МОУ «ПРОЛЕТАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

ФРОЛОВА Е.И.

Председатель Управляющего совета школы

АРТЕМЬЕВ С.А.
Обоснование проекта.
Расширение общественного участия в управлении образованием

Государственно-общественное управление образованием - один из видов взаимодействия государства и общества, функция которого заключается в обеспечении реализации и удовлетворения образовательных потребностей общества и его подсистем.
Признаки "государственной" школы:

1. Жесткое централизованное руководство, не допускающее "инакомыслия" в сфере образования.

2. 100% финансирование образования как возможность тотального контроля за деятельностью данной сферы.

3. Учитель, ориентированный на выполнение только "государственного заказа".

4. Заранее определенный набор предметов и объем знаний, которые обязаны "освоить" все школьники.

5. "Административный" стиль управления всеми сферами жизни образовательных учреждений, в том числе и высшей школы.

6. Отстраненность семьи от обучения собственного ребенка и проблем школы.

7. "Инертность" всей системы образования, отставание от социальных перемен и требований рынка труда.

8. Замкнутость школы на самой себе и своих проблемах и т.д.
Функции государства в развитии системы образования гражданского общества:

Роль государства в школьном деле должна заключается только в:

– предоставлении минимально необходимых ресурсов,

– координации деятельности органов управления образованием и других структур,

– стандартизации основного ядра содержания образования;

– защите от различных злоупотреблений в сфере образования.


Государство не может:

- прямо "определять" структуру образовательного процесса;

- "внедрять" педагогические технологии;

- "формулировать" направления деятельности каждой школы без учета ее специфики, местных традиций, дополнительных возможностей и мнения местного сообщества и т.д.



Федеральная целевая программа развития образования до 2010 г.
Решение стратегической задачи повышения эффективности управления в сфере образования обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:

- внедрение моделей государственно-общественного управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования;


Предыстория. Концепция модернизации российского образования до 2010 г. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 1756-р

Задачи модернизации:

— развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе:

А) распределения ответственности между субъектами образовательной политики;

Б) повышения роли всех участников образовательного процесса (обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения) (раздел 1.4).

- Необходимо расширить участие общества в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений в образовании. Этот процесс должен обеспечиваться как соответствующей нормативно-правовой базой, так и реальными механизмами действенного общественного участия в развитии образования (раздел 2.6.).

- "Необходимо преодолеть существующее отчуждение школы от общества, чтобы вовлечь родителей, старшеклассников и общество в целом в управление учебным заведением. Единственный путь для этого – дать возможность всем участникам образовательного процесса принимать реальные решения, которые привязаны к школьной жизни, влиять на ситуацию. Для этого предлагается создать систему Управляющих Советов общеобразовательных учреждений". А.В. Шишлов, председатель комитета по образованию и науке Государственной Думы (1999–2003 г.г.)



Общественный (управляющий) Совет - Коллегиальный орган государственно-общественного управления, состоящий из избранных, кооптированных и назначенных (делегированных) членов и имеющий управленческие (властные) полномочия по решению стратегических вопросов функционирования и развития образовательного учреждения. При том, что оперативное управление по-прежнему остается в руках директора школы.
Роль Общественного совета (в соответствии с нововведениями)

Стратегическая – разработка стратегии развития школы, определение целей и политики, наблюдение за тем, насколько выбранная стратегия обеспечивает прогресс;

Ресурсная – создание и использование механизмов привлечения дополнительных ресурсов родителей и других представителей и участие в финансово–хозяйственной деятельности школы;

Координирующая – обеспечение прозрачности в организации учебного процесса и финансовых вопросах;

Информационная – обеспечение доступности в получении информации всем участникам образовательного процесса с целью содействия развития качества образования.

Отличие Управляющего совета от "предшественников" и "современников":

Органы внутришкольного самоуправления

Управляющий Совет

Отстаивают особые интересы и права отдельных групп участников образовательного процесса

(совет старшеклассников, родительский комитет, педагогический совет)



Является общешкольным внутренним органом управления, представляет, выражает и защищает общие интересы всех участников образовательного процесса

(функция Школьного совета).

Обычный Школьный Совет

Управляющий совет Школы

В составе совета только представители субъектов образовательного процесса;

Практически не обладает властными полномочиями, особенно в вопросах стратегического развития школы.



Включает в себя представителей более широкой общественности;

Наделяется реальными полномочиями по управлению стратегическими вопросами развития школы.



Попечительский

совет


Управляющий

совет


Создается и функционирует рядом (вне) школы или нескольких школ как отдельное юридическое лицо.

Создается и функционирует внутри одной конкретно школы, которая сама является юридическим лицом.

Другие общественные структуры

Управляющий

совет


Имеют право только на консультационную, методическую и другие виды поддержки школы.

Получает юридическое право участвовать в управлении школой, в обсуждении, принятии и выполнении управленческих решений.


Полномочия Совета-

-Управляющий совет появляется в Школе не для того, чтобы подменять Директора или принимать решения, требующие профессиональной педагогической подготовки.

- Основное поле деятельности совета – стратегия, коллегиальная выработка в ясной и понятной для всех форме ЦЕЛИ, к которой должна стремиться все образовательное учреждение.

- Управляющий Совет и его отдельные члены НЕ ВПРАВЕ давать указания учителю, как вести урок, завучу – как составлять расписание уроков или кем заменить заболевшего учителя.

- Совет создает школьные законы, нормы, правила, по которым она и будет работать.

Совет и контролирует выполнение установленных государством и самими Советом законов, норм и правил.

-Решения Совета в пределах его полномочий – обязательны для исполнения всеми участниками образовательного процесса.


Проанализировав ситуацию в управлении школой, а именно деятельность и назначение имеющихся в ОУ органов внутришкольного самоуправления:

общешкольного и классных родительских комитетов, педагогического совета, совета старшеклассников, СЛЕДУЕТ, ЧТО группы отстаивают свои права и интересы, достигая цели и задачи, которые удовлетворяли потребности и интересы только отдельных групп участников образовательного процесса.

Особенно малозначительны и незаметны в управлении школой были учащиеся и родители: учащиеся потому, что никто и никогда глубоко не интересовался их потребностями, а чаще всего они выполняли то, что было запланировано взрослыми, а вовсе не представляло сферу их интересов, оставаясь в позиции объектов образовательного процесса.

Родители, как только их дети пересекают черту 5-6 класса, предпочитают в школу вообще не ходить. Т.к. информация, полученная на родительском собрании, либо бывает негативной в сторону их детей, либо бывает обобщенной, что совершено, не привлекает родителей к школе, а, наоборот, у них теряется надежда, что-либо изменить в лучшую сторону в учебе собственного ребенка.

Общешкольный родительский комитет, не имея властных полномочий, в лучшем случае может принимать решение рекомендательного характера, что не может влиять на положение дел в школе. Отсюда становится понятна пассивность и равнодушие большинства родителей, незаинтересованность их в делах школьного сообщества, что подтверждается следующими

диаграммами:



Участие родителей в делах школы

педагогическому коллективу, нужно продумать и найти такие формы деятельности, где могли бы быть задействованы все участники образовательного процесса, где бы произошла выработка общего представления по формированию и регулированию жизнедеятельности школьного сообщества в интересах каждого его участника.





Направление изменений

Содержание изменений: перечень инноваций

Назначение (роль) каждого изменения в системе ВШУ

Государственно- общественное управление

1. Переход от Совета (школы) и Попечительского Совета к Управляющему Совету (исключение дублирующих функций):

1.1 Расширение полномочий и их разграничение;

1.2. Изменение состава; расширение состава (в сторону большего представительства родителей, введение представителей Учредителя и местных органов власти).

2. Создание органа детского самоуправления; развитие системы ученического самоуправления.

3. Изменение системы работы с родителями.

3.1 Создание виртуальной школы;

3.2 Неделя открытых уроков для родителей;

3.3 День открытых дверей или консультаций;

3.4 Изменение системы родительских собраний (учёт потребностей родителей, использование нетрадиционных форм, привлечение специалистов).

4. Повышение уровня гласности работы школы:

4.1 Сайт;

4.2 Школьная и местная печать;

4.3 Открытый публичный доклад.

5. Обучение членов Совета школы.

6. Взаимодействие с местными общественными органами управления (формы направления).


1. Демократизация уклада школьной жизни;

2.Максимальные полномочия УС в распределении внебюджетных средств;

2.Повышение влияния родительской общественности на учебный процесс;

3. Формирование поддержки местного сообщества;

4. Приобретение учащимися опыта социализации;

5. Создание атмосферы доверия между школой и обществом;

6. Упрощение процедуры согласования решений с Учредителем;

7. Усиление роли общественного контроля;

8.Расширение управленческого ресурса;

9. Увеличение роли Совета школы в стратегическом планировании развития школы.



Финансово-хозяйственная самостоятельность

1. Создание финансово-экономической комиссии;

2. В состав финансово-экономической комиссии входят представители управляющего совета;

3. Рассмотрение распределения бюджета школы и внебюджетных доходов, поступающих от реализации платных образовательных услуг, предоставления земли в аренду «Борисовской зерновой компании-2» и др.
Финансово- хозяйственная самостоятельность:


  • Спонсорская помощь и родительские благотворительные взносы;

  • Доходы от аренды помещений школы;

  • Услуги населению;

  • Доходы от производственной деятельности;

  • Расширение платных образовательных услуг.




1. Привлечение внебюджетных средств в целях развития школы;

2. Освобождение школы от несвойственных ей функций (работа по привлечению внебюджетных средств, поиск спонсоров и т.д.);

3.Распоряжение внебюджетными средствами;

4.Устанавление надбавок, добавок и премий;

5.Расходование региональных субвенций;

6.Составление сметной заявки на финансовый год.







Условия

Что сделать

Нормативно-правовые

Издать локальные акты перехода на финансово-хозяйственную самостоятельность

Организационные

Создать консультационную группу по вопросам финансово-хозяйственной деятельности

Информационные

Проинформировать всех участников образовательного процесса о новом механизме финансово-хозяйственной деятельности

Научно-методическиие

Разработать рекомендации по составлению смет по статьям расхода; программу обучения по организации самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности

Кадровые

Организовать учебу и консультирование по ведению самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности





Мониторинг, открытый публичный доклад

  • Появление публичного доклада для разных категорий (родителей, учителей, учащихся, общественности);

  • Изменение содержания публичного доклада для разных категорий;

  • Обеспечение доступности в получении информации всеми участниками образовательного процесса с целью содействия улучшения качества образования;

  • Привлечение дополнительных источников финансирования;

Обеспечение прозрачности в организации учебного процесса и финансовых вопросах.


Модель перехода к новой системе управления


Направления изменений




1 этап

2 этап

3 этап

ГОУ

Обсуждение идеи создания Управляющего Совета, изучение социума, анкетирование родителей, старшеклассников, работников ОУ, создание инициативной группы и определение обязанностей ее членов, информационная работа, в том числе через СМИ

Подготовка и проведение выборов УС




Переговоры с органами местного самоуправления и учредителями,

работа по внесению изменений в устав школы, учредительный договор, разработка локальных актов Утверждение состава УС и регистрация его учредителем



Выявление проблем в работе УС и их решение

Мониторинг, открытый публичный доклад

Создание рабочей группы

Проведение мониторинга Разработка структуры доклада

Создание редакционной группы и написание доклада для различных категорий Представление доклада



Управляющий совет школы – это одна из моделей общественно-государственного характера управления школой.

Управляющий совет школы – это выборный орган представителей самых различных категорий людей, участвующих в образовательном процессе, и лиц заинтересованных в его совершенствовании.

Управляющий совет школы является общешкольным внутренним органом управления школой. Признак его реального участия в управлении школой – возможность влиять на положение дел, доступ к принятию важных и ответственных управленческих решений.

Управляющий совет школы – это коллегиальный орган общешкольно-государственного управления школой, призванный решать в первую очередь задачи стратегического управления школой: в каких направлениях развивать школу, чтобы сделать ее успешной, как привлекать и расходовать школьные средства.

С другой стороны, это ОРГАН согласования интересов всех участников образовательного процесса, поиска компромиссных решений со сложными вопросами жизни школы. Все представители этих участников входят в состав совета для совместной выработки конкретной школьной стратегии и обязательно будут «услышаны».

Управляющий совет школы, имеет властные полномочия, делегированные ему администрацией школы, осуществляет также защиту интересов школы перед учредителем. Неся административную ответственность, директор школы при наличии Управляющего совета школы, имеет большую поддержку и опору в лице родителей, ученической и местной общественности, что в будущем повлечет за собой формирование гражданственности молодого поколения, позволит сделать систему образования более открытой и доступной.


Проблема: Несоответствие формы управления школой изменяющимся условиям современного общества.
Цель: Повышение качества образовательных услуг за счет новой формы управления образовательным учреждением.
Гипотеза: При внедрении и становлении Управленческой деятельности общешкольно-государственного органа управления – Управляющего совета школы, произойдут положительные изменения в понимании, проблем школы, активизации практической деятельности всех участников образовательного процесса при реализации миссии и выделяемых проблем образовательного учреждения.

Задачи.

  1. Изучить теоретический материал по теме проекта, нормативно- правовую базу.

  2. Познакомиться с опытом работы Управляющего совета школ через посещение СЕТИ ИНТЕРНЕТ.

  3. Разработать процедуру выборов, формирования и организации работы Управляющего совета школы.

  4. Осуществить выборы членов Управляющего совета.

  5. Разработать необходимые локальные акты, а именно:

«Положение об Управляющем совете школы», «Положение о выборах членов Управляющего совета школы», «Положение о порядке кооптации членов Управляющего совета школы».

  1. Внести изменения в действующий Устав школы.

  2. Подобрать диагностику для определения результативности внедрения новой формы управления ОУ.

  3. По итогам диагностики отслеживать и проводить коррекцию деятельности Управляющего совета школы.

  4. Организовать деятельность УС по плану.

11.Осуществить коррекцию деятельности УС по итогам 1 года работы на основе рефлексии и анализа.

12.Разработать совместно со всеми структурами школьного самоуправления схему инициации деятельности новых форм самоуправления и соуправления всех школьных коллективов (учителей, родителей, учащихся).



13. Формировать в электронном варианте банк данных о работе УС школы и результатов диагностики по эффективности и результативности его деятельности.
Направления проекта.

  • Учебный процесс.

  • Воспитательный процесс.

  • Процесс управления школой.


Ожидаемые результаты.

    1. Повышение качества образования каждого ученика через повышение требований к оценке знаний учащихся в соответствии с современными требованиями и к качеству обучения.

    2. Выработка и становление системы органов самоуправления всех подразделений школы или органов самоуправления и соуправления структурных подразделений школы.

    3. Личностное совершенствование и развитие самостоятельности и ответственности, учащихся через участие в разных формах ученического самоуправления.

    4. Повышение активности и инициативы родителей в деятельности внутришкольного сообщества.


Критерии оценки ожидаемых результатов.


    1. Повышение качества знаний учащихся.

    2. Активность участников образовательного процесса.

    3. Рост доверия к деятельности Управляющего совета школы.

    4. Рост удовлетворенности деятельностью Управляющего совета школы со стороны участников образовательного процесса.

    5. Рост практической значимости инициатив членов Управляющего совета школы.


Параметры отслеживания результатов внедрения и становления Управляющего совета школы.

  • Высокий уровень: 85 – 100%,

  • Хороший уровень: 65 -84%,

  • Средний уровень: 46 – 64%,

  • Удовлетворительный уровень: 30-45%.


Методы исследования результативности.

  • Использование диагностических средств отслеживания результатов деятельности Управляющего совета школы.

  • Изучение активности при проведении мероприятий.

  • Опросы, анкетирование участников образовательного процесса.

  • Наблюдение за деятельностью членов Управляющего совета.


Позиция управленца при работе в Управляющем совете:

  • Инициатор, организатор, консультант при введении в практику управления школой Управляющего совета.

  • Активный участник заседаний УС.

  • Организатор рефлексии деятельности УС.


Позиция педагога:


  • Соратник в достижении целей работы УС;

  • Активный участник заседаний УС и мероприятий, проводимых УС;

  • Активный проводник идей и инициатив УС среди педагогов и инициатив педагогов в УС;


Позиция ученика:

  • Самостоятельное (вместе и под руководством) улучшение окружающей жизни (восприятие опыта).

  • Активный участник заседаний УС и мероприятий, проводимых УС;

  • Активный проводник идей и инициатив учащихся в УС;


Позиция родителя:

  • Активное участие в планировании, подготовке, проведении и анализе

деятельности УС;

  • Активный проводник идей и инициатив родителей в УС и решений УС среди родителей;

Позиция кооптированных лиц

  • Общая гражданская забота.

  • Активный проводник идей и инициатив сельского сообщества в УС и решений УС среди сельской общественности;


Позиция представителя учредителя

  • Активный проводник идей и инициатив учредителя и Государственной политики в области образования в УС и поддержка решений УС перед учредителем;

  • Активный участник заседаний УС и мероприятий, проводимых УС;


Условия и риски реализации проекта.

Реализация проекта возможна при:

  • активной позиции членов Управляющего совета школы.

  • сопровождении и поддержке деятельности УС со стороны управленческих команд школьного и муниципального уровня.

  • консультировании в Белгородском региональном ИПКИППС у руководителя экспериментальной работе, к.п.н. Посохиной Е.В. членов УС при наблюдающихся затруднениях в организации и реализации деятельности.

  • мотивации через поощрения в виде благодарностей, признания деятельности в поселковом сообществе.

  • доверии к деятельности членов Управляющего совета школы.

  • поддержке деятельности УС органами педагогического, ученического, родительского соуправления.


Адресат проекта: Управленческая команда школы.

Участники проекта: Члены Управляющего совета школы и члены подкомиссий Управляющего совета.

Сроки реализации проекта: январь 2007г. – сентябрь 2009г.

Этапы внедрения проекта


I этап. Подготовительно - проектный (декабрь2006- январь 2007г.)

Деятельность руководителей.

Деятельность педагогов и родителей.

Деятельность учащихся.

  • Мотивация участников образовательного процесса на внедрение новой формы управления через проблемотизацию по осознанию противоречия в управлении.

  • Участие в районном семинаре по становлению Управляющих советов.

  • Выпуск Бюллетеня по выработке общего представления об Управляющем совете школы.

  • Подготовка установочного доклада о новой форме ОУ.

  • Анализ существующих структур управления в школе, обобщение материалов. Изучение теоретических материалов по новой форме внутришкольного управления.

  • Участие в районном семинаре по становлению Управляющих советов.

  • Участие в разработке Бюллетеня по выработке общего представления об УС.

  • Участие в общешкольном родительском собрании в группе родителей.

  • Выступления на общем заседании. Процедуры выборов.

  • Поиск проблем школы, выделение оснований проблем и нахождение путей решения.

  • Участие в разработке Бюллетеня об УС.

  • Работа в группе по осознанию и пониманию общественно-государст-венного органа управления.

  • Выступление на общем заседании. Процедуры выборов.

II этап. Практический (февраль2007-август 2008г)

  1. Направляет деятельность инициативной группы (учитель, родитель, ученик).

  2. Осуществляет сопровождение выборов в Управляющий совет школы.

  3. Издает приказы о выборе членов Управляющего совета школы, осуществляет связь с Учредителем.

  4. Проводит первое заседание. Координирует работу Управляющего совета школы. Осуществляет взаимосвязь с председателем и его заместителями.

  5. Отслеживает соблюдение нормативно – правовой базы по принятию решения.

1.Разрабатывает положения, локальные акты по выборной деятельности.

Участвует в выдвижении кандидатов и выборной деятельности.

2.Подготовка локальных актов.
3.Участие в заседании Управляющего совета школы.

4.Распределение обязанностей, работа во временных и постоянных комиссиях по подготовке вопросов заседания Совета, согласно плану работы.

5.Проведение рефлексии по принятым решениям.


1.Реклама и презентация функций Управляющего совета школы среди учащихся.

2.Участвует в выдвижении кандидатов и выборной деятельности.

3.Участие в заседании. 4.Внесение предложений и доведение мнений учащихся на УС по принимаемым решениям. 5.Взаимосвязь с Советом школьников.


III этап. Обобщающий (сентябрь2008 - сентябрь 2009г.)

  • Проводит диагностику, рефлексию, обобщение успехов, затруднений, проблем, коррекцию деятельности.

  • Организует распространение информации о деятельности членов УС школы, представителей комиссий в районной газете, школьной печати, через сайты.

  • Ежегодно отчитывается перед членами УС школы по плану.

  • Участвует в проведении диагностики, анализе и обобщении деятельности.

  • Выдвижение новых инициатив, коррекция деятельности.

  • Осуществляет самооценку, анализ и обобщение затруднений, успехов.

  • Выносит вопросы на обсуждение УС от учащихся.

  • Вносит предложения по коррекции деятельности.

ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ ШКОЛ ВОРОНЕЖСКОЙ, МОСКОВСКОЙ И ДР. ОБЛАСТЕЙ