Работа педагога с одарёнными детьми первичная диагностика, выбор форм обучения, разработка учебных программ, их оценка и индивидуали - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Работа педагога с одарёнными детьми первичная диагностика, выбор форм обучения, разработка - страница №1/1

Требования к личности педагога, работающего с одаренными детьми

(Выступление на семинаре ШПР педагогов

от 20.12.2011 методиста Зубченко О.П.)

Работа педагога с одарёнными детьми - первичная диагностика, выбор форм обучения, разработка учебных программ, их оценка и индивидуализация - это сложный и иногда не прекращающийся процесс. Он требует от педагога, прежде всего хороших знаний в области психологии одарённых детей и их обучения, требует постоянного сотрудничества с психологами, другими педагогами, с родителями одарённых. Он требует постоянного роста знаний и мастерства педагога, гибкости, умения отказаться оттого, что ещё сегодня казалось творческой находкой и Вашей сильной стороной. Готовы ли вы к этому?

Увидеть одарённого ребёнка далеко не так просто, для этого нужна настоящая педагогическая интуиция либо серьёзная психологическая подготовка.

При анализе работы педагогов с одарёнными детьми специалистами был выделен перечень негативных факторов, причиной которых являлась недостаточная подготовленность педагогов:



  1. Не подготовленные педагоги часто не могут выявить одарённых детей, не знают их особенностей.

  2. Не подготовленные к работе с такими детьми педагоги равнодушны к их проблемам (не от бездушия, а от незнания).

  3. Иногда педагоги враждебно настроены по отношению к одарённым детям (педагог не готов общаться с таким ребёнком).

  4. Не подготовленные педагоги часто используют для таких детей тактику количественного увеличения знаний, а не их качественное изменение.

Многие проблемы одарённых детей в большей степени возникают из-за непонимания их взрослыми, которые их окружают. Одарённые дети страдают из-за тех конфликтных ситуаций, которые складываются между ними и взрослыми (педагогами).

Специалисты определили личностные и профессиональные качества, которые необходимы педагогу, работающему с одарёнными детьми.



Личностные качества педагогов работающих с одарёнными детьми

Позитивная Я - концепция

Позитивная Я - концепция составляет одну из важнейших характеристик педагога, работающего с одарёнными детьми. Педагог, отличающийся низкой самооценкой, как правило испытывает чувство опасения перед своими талантливыми воспитанниками, а значит не может вызывать у них уважения.



Зрелость

Зрелость не тождественна возрастной категории и, по определению толкового словаря означает «достигаемое в процессе развития состояние полного раскрытия способностей». Характерной чертой профессионально и эмоционально зрелых педагогов является то, что они всегда чётко осознают свои цели и задачи. Зрелые педагоги обладают обширными знаниями и опытом в применении методик и стратегий обучения, всегда могут найти нужный подход к любому ребёнку.


Целеустремлённость и настойчивость

Согласно Рензулли, набор качеств педагога работающего с одарёнными детьми включает: а) интеллект выше среднего (но не обязательно самого высокого) уровня; б) настойчивость и целеустремлённость; в) творческое начало. Здесь же можно добавить, что педагоги должны постоянно стремиться к пониманию и удовлетворению интересов и запросов детей, обладающих неординарными способностями.



Эмоциональная стабильность

Это качество педагога тесно связано с позитивной Я - концепцией, гибкостью и хорошим физическим здоровьем. Как показывают наблюдения, педагог, ощущающий груз нерешённых проблем личного характера, обычно бывает не самым лучшим наставником для любого ребёнка, и особенно для одарённого, так как проникновение в сложный характер такого ребёнка, понимание его особых интересов и потребностей требует больших эмоциональных затрат. Одарённые дети нуждаются в достойных образцах для подражания, поэтому наставникам таких детей необходимо быть собранными и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами.



Чуткость

Ещё одним важным качеством, которым должен обладать педагог, является чуткость, то есть чувствительность к переживаниям и потребностям других. Это качество имеет особое значение при обучении одарённых детей, которые весьма ранимы и чувствительны. Зачастую они склонны ставить перед собой непосильные задачи и, когда не удаётся их разрешить, сильно огорчаются. Сложности, возникающие при взаимоотношениях и непонимании окружающих, также весьма остро воспринимаются ими. Педагогу, работающему с такими детьми, очень важно уметь вникнуть в причину их беспокойств и помочь справиться со своими чувствами. Подобный вид поддержки помогает детям развивать свои способности и одновременно успешно справляться с встающими перед ними проблемами.



Способность к индивидуализации обучения

Наставник одарённых детей должен уметь различать индивидуальные черты в особенностях своих воспитанников и, соответственно им, видоизменять процесс обучения. Уникальные способности и потребности каждого ребёнка требуют особого подхода.



Способность к самоанализу

Список перечисленных выше качеств педагога, обучающего одарённых детей был бы неполным, если не упомянуть умение педагога анализировать и оценивать свои чувства, сильные и слабые стороны своей личности и мотивацию. Работая с одарёнными детьми педагог должен уметь встать в рефлексивную позицию к самому себе. «Было бы абсолютно неправильным предполагать, что человек способен разобраться в потребностях и чувствах других людей и понять их поведение, если он не может разобраться сам в себе». (Нельсон и Клеланд, 1975)



Профессиональные качества педагогов работающих с одарёнными детьми

Исследователи и специалисты в области подготовки кадров для обучения одарённых детей разработали ряд положений относительно знаний и навыков, которыми должны обладать воспитатели одарённых детей. Эти положения являются основой для разработки программ таких специалистов.



  1. Готовность педагога работать с одарёнными детьми определяется наличием у него теоретических знаний и практического опыта. Профессиональная компетенция педагога обучающего одарённых детей, основывается на его специальной теоретической подготовке, тесно связанной с опытом практической работы. Теоретическая подготовка и практическая деятельность педагога должны включать работу с разными категориями детей: здоровыми (в том числе одарёнными) и с детьми, имеющими сенсорные и физические недостатки (в том числе одарёнными). В силу того, что обычно одарённые и талантливые дети обучаются в одной группе вместе со всеми остальными детьми, обладающими разными способностями и особенностями.

  2. Наставники одарённых детей должны разбираться в специальных программах для дошкольников и младших школьников и учитывать опыт других педагогов при совершенствовании своих программ.

  3. Педагоги должны быть знакомы с соответствующими концептуальными моделями, использующимися в обучении для разных возрастов одарённых детей, и уметь выбирать и применять те модели, которые близки их собственным педагогическим принципам. Для разработки программ педагогам необходимо разбираться в самых разнообразных дисциплинах

Также был составлен следующий список профессиональных умений (приводятся в порядке убывания значимости) педагога работающего с одарёнными воспитанниками:

  1. умение строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребёнка;

  2. умение модифицировать учебные программы;

  3. умение стимулировать способности обучающихся;

  4. умение работать по специальному учебному плану;

  5. умение консультировать родителей (умение выработать эффективные пути совместной работы).

Безусловно, процесс выявления и поддержки юных дарований сложен и многогранен. Но очевидно, что работа с одарёнными детьми будет успешной только в том случае, если руководят этим непростым процессом становления юных дарований также одарённые взрослые - педагоги.

«Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития» Г.В.Плеханов.