Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Корови - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Примерная Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных... 2 603.22kb.
Данная программа по литературе составлена на основе федерального... 4 258.98kb.
Рабочая программа по литературе в 7-ом классе предназначена для изучения... 1 195.44kb.
Августа 2011 г. Рабочая программа по литературе учителя Рыбкиной... 2 571.27kb.
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе... 7 889.31kb.
«Программы общеобразовательных учреждений. Литература под ред. 1 331.28kb.
Рабочая программа по физике 10 класс Мякишев, Буховцев умк мякишев Г. 1 146.58kb.
Директор лицея им. В. Г. Сизова В. А. Ермоленко Приказ №240-д от... 1 176.51kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Моделирование рынка ценных... 1 276.43kb.
Рабочая программа по истории России (история России XVI xviii века) 1 329.01kb.
П. стан-шелокша кстовского муниципального района нижегородской области 1 424.7kb.
Закон 1 никогда не затмевай господина 7 1316.21kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных - страница №1/1

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса

Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2011 г.) и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2006г.).
На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Назначение программы:

  • приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы

  • сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова;

  • освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

  • воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Содержательные линии предмета:

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Теоретико-литературные понятия предложены в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

Программа курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное к природе и человеку и т.д)

В 7 классе рассматривается одна из ведущих проблем- особенности труда писателя, его позиция изображение человека как важнейшая проблема литературы,

Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.


Цели обучения литературе:

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:



  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного

  • ли

Задачи организации учебной деятельности:
Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач

  • познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;

  • практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;

  • эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности. 

  • развитие способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя


Специфика предмета:

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Методы обучения:


  • ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ;

  • ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ;

  • ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ;

  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ


Основное содержание тем, изучаемых в 7 классе


п/п


Тема

Кол-во часов

Основное содержание

1

Устное народное творчество

4

Жанры УНТ: былина, пословица, поговорка (своеобразие жанров)

2

Древнерусская литература

2

Жанры ДРЛ: летопись, поучение. Основы христианской морали

3

Произведения русских писателей 18 века

2

Основные сведения о М.В. Ломоносове, Г.Р. Державине. Новаторство поэтов 18 века в стихотворстве

4

Произведения русских писателей 19 века

28

Основные этапы жизненного пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.А. Бунина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и ответственность личности. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов.

5

Произведения писателей 20 века

20

Основные этапы жизненного пути М.Горького, Л.Андреева, А. Платонова, Е. Носова, Ф. Абрамова, Ю. Казакова и др. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах. Знакомство с авторами зарубежной литературы 20 века и их произведениями (Дж. Олдридж, О. Генри)

6

Литература народов России

1

Изучение творчества Р.Гамзатова

7

Зарубежная литература

5

Основные этапы жизненного пути Р.Бернса, д.Г.Байрона, О.Генри, Р.Бредбери и др. Японская поэзия.

Введение-1 час.

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная и проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в худ. произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.

Устное народное творчество

Предания-1 час

Былины-2 часов

«Вольга и Микула Селянинович»-воплощение в былине нравственных критериев русского народа, прославление в былине мирного труда. Микула- носитель лучших человеческих качеств(трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

«Илья Муромец и Соловей- разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства- основные черты характера Ильи Муромца.

Теория. Былина.



Пословицы и поговорки-1 час

Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа родного языка.



Древнерусская литература-2 часа

«Поучение» Владимира Мономаха(отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви, верности.

Из русской литературы 18 века.

М.В.Ломоносов-1 часа

Краткий рассказ об ученом. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Теория. Ода(начальное представление).



Г.Р.Державин-1 часа

Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремлении», «На птичку», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Понимание необходимости свободы творчества.

Произведения русских писателей 19 века.

А.С.Пушкин-6 часов

Краткий рассказ о писателе. «Полтава», «Медный всадник», «Повесть о Вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении и отваги русских солдат. Летописный источник «Песни о вещем Олеге».

Особенности композиции.

Теория. Летопись.

«Борис Годунов»( сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя.

«Станционный смотритель»



М.Ю.Лермонтов- 4 часа

Краткий рассказ о поэте. «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом к изображаемому. «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва», «Ангел».

Теория. Фольклоризм литературы (начальные представления)

Н.В.Гоголь-3 часа

Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей- запорожцев в борьбе за родную землю.

Теория. Литературный герой (развитие понятия).

И.С.Тургенев-2 часа

Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Роль картин природы в рассказе.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения. Теория Стихотворения в прозе.

Н.А.Некрасов-2 часа

Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины». «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день в часу шестом». Боль поэта за судьбу народа.



А.К Толстой-1 час

Слово о поэте. Исторические баллады.



М.Е.Салтыков-Щедрин-3 часов

Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. «Дикий помещик». Художественное мастерство писателя- сатирика в обличении социальных пороков.

Теория. Гротеск.



Л.Н.Толстой-2 часа

Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна». Взаимоотношения детей и взрослых.



И.А.Бунин-3 часа.

Краткий рассказ о писателе. «Цифры», «Лапти». Воспитание детей в семье.



А.П.Чехов-2 часа.

Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова.

Теория. Юмор.

«Край ты мой! Родимый край!»-1 час.

Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе

Произведения писателей 20 века.

М.Горький-4 часа

Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». «Легенда о Данко»



В.В.Маяковский-2 часа.

Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Л.Н.Андреев-1 час

Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям меньшим, бессердечие героев.



А.П.Платонов-2 часа

Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Любовь и ненависть окружающих героя людей.



Б.Л.Пастернак-2 часа

Слово о поэте. Своеобразие картин природы в лирике Пастернака.



Интервью с поэтом- участником ВОв -1 час

Е.И.Носов-1 час

Краткий рассказ о писателе. «Кукла», «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Взаимосвязь природы и человека.



Ф.А.Абрамов-1 час

Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.



Ю.П.Казаков-1час

Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка.



«Тихая моя Родина»-1 час

Стихотворения о Родине, о природе, собственном восприятии окружающего мира.



А.Т.Твардовский-1 час

Краткий рассказ о поэте. «Братья», «Спасибо, моя родная», «Снега потемнеют синие». «На дне моей жизни»- воспоминания о детстве, подведение итогов жизни.



Д.С.Лихачев-1 час

«Земля родная (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.



М.М Зощенко-1 час

«Беда» Слово о писателе. Смешное и грустное в рассказах.



Песни на слова поэтов XX века- 1 час.

Лирические размышления о жизни, времени и вечности.



Из литературы народов России. Расул Гамзатов.-1 час

Зарубежная литература.



Р.Бернс-1 час

Особенности творчества Бернса. «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности.



Д.Г.Байрон-1 час

«Ты кончил жизни путь, герой!» Гимн славы герою, павшему за свободу родины.



Японские хокку-1 час

Особенности жанра хокку.



О.Генри-1 час

«Дары Волхвов». Сила любви и преданности.



Р.Д. Бредбери-1 час

«Каникулы» Мечта о победе добра.


В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен овладеть следующими ЗУН:

ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:



  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений; 

  • основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных

направлений;

  • понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.

  • УМЕТЬ:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • правильно, бегло и выразительно читать вслух;

  • определять род и жанр произведения;

  • писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;

  • писать развернутый ответ на вопрос;

  • письменно составлять план сочинения;

  • писать рассказ-характеристику;

  • свободно владеть письменной речью.

  • ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом

норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.