Рабочая учебная программа по дисциплине «География» цикла ен. В и входит в число курсов по выбору дисциплин федерального уровня для - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины иркутск 2008 Учебно методический... 1 91.83kb.
Программа ига соответствует Учебному плану и образовательной программе... 4 693.6kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине для специальности форма обучения... 1 190.56kb.
Возможности и ресурсы современного общественного развития: экономика... 9 1976.28kb.
«социально культурный сервис и туризм» 3 608.32kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Моделирование рынка ценных... 1 276.43kb.
Учебная дисциплина Технология машиностроения входит в цикл специальных... 5 717.57kb.
Рабочая учебная программа по общей гигиене с экологией, военной и... 5 828.72kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 04 Поэтика серебряного... 10 1974.91kb.
Рабочая учебная программа по социально-бытовой ориентировке 10 класс 1 94.4kb.
Рабочая программа по дисциплине «Экспертиза непродовольственных товаров» 1 110.77kb.
Физическая география 1 45.89kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «География» цикла ен. В и входит в число - страница №1/1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Омский государственный педагогический университет



Географический факультет

Кафедра физической географии

УТВЕРЖДАЮ

Декан географического факультета

__________Н.Г. Алексеева
«_______» __________200___г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



по дисциплине «География»

цикла ЕН. В и входит в число курсов по выбору дисциплин федерального уровня

для специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм»

по учебному плану набора 2002 года форма обучения очная

_____________________

Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта 2000 года и рассмотрена на заседании кафедры

« » октября 2007г., Протокол №

Заведующий кафедрой ________




Рабочая программа одобрена


annastatva@yandex.ru методической комиссией

географического факультета

« » 2007 г.

Председатель методической комиссии Н. Г. Алексеева, к.г.н., доц. _________


2007 г

1. Таблица распределения общего объема часов


по видам учебной работы

(дневное отделение)



Курс

Семестр

Объем часов (по наличию видов занятий)

Форма итогового контроля

Общая трудоемкость

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Всего

Лекции

Практические занятия
Семинары

Лабораторный практикум

Другие виды занятий
Всего

Курсовая работа


Реферат

Другие виды самостоятельной работы

1

2

50

46

24




22







4










зачет

Общая трудоемкость 50 часов.



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Данный курс является первым в системе географических наук, поэтому он становится вводным курсом, раскрывающим все особенности географических дисциплин. Этот курс – один из важнейших в подготовке студентов по специальности: «Социально-культурный сервис и туризм». Программа составлена применительно к учебному плану географического факультета.

В настоящей программе большое внимание уделено теоретическим вопросам географии, подтверждающие фактическим материалом; раскрыты методы исследования, применяемые в географии; усилены физико-географические аспекты курса.

Цель курса:

сформировать у студентов представление о современной географической картине мира, о значении географических знаний в профессиональной подготовке специалистов в области туризма. Формы текущего контроля: опрос на семинарских занятиях, сдача географической номенклатуры, письменные работы по картам, контрольный срез знаний. Задачи курса:

- Выявление физико-географических закономерностей в природно-территориальных комплексах разного иерархического территориального уровня от географической оболочки до типологических ландшафтных единиц.

- Углубление, расширение и закрепление теоретических знаний полученных при изучении литературы и полученных на лекциях.

- дальнейшее закрепление и развитие навыков различных форм самостоятельной работы , таких как анализ картографических и статистических материалов, составление таблиц, графиков, картосхем и др.

В соответствии с учебными планами на изучение курса отводится часов учебного времени, из которых часов аудиторных занятий. Остальное время отводится для самостоятельной работы по данному курсу.

По учебному плану предусмотрен зачет в конце второго семестра.

Студенты должны:



знать / понимать

  • Физико – географические закономерности Земли;

  • Основные общенаучные знания (теории, концепции и гипотезы, понятия и термины), их иерархию, научную терминологию и использование их в пределах разных территорий;

  • общегеографические теории: теорию географических оценок; экономико-географические и эколого-географические особенности природно-ресурсного потенциала (рекреационного потенциала) и возможности его использования;

  • географическую номенклатуру в пределах списка предложенного в курсе;

  • основные физико-географические понятия и термины;

  • физико-географические закономерности, географические процессы и явления в компонентах природы Земли и России;

  • природные и природно-социальный объекты Земли, отражающие ее структуру и пространственную неоднородность;

  • географические особенности природы разных природно-территориальных комплексов, исходя из их иерархии;

  • процессы и явления на планете, определяющие ее жизнедеятельность;

  • рекреационные ресурсы, отражающие специфику регионов и существования человека в пространстве;

  • различия в хозяйственном освоении компонентов природы, а именно в рекреационном использовании;

  • типовую структуру характеристики территории;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных бедствий;

называть и (или) показывать

    • виды положений и типы границ;

    • границы России и стран СНГ, Балтии, географические объекты, через которые проходит государственная граница;

    • крайние точки России, материков (материковые и островные) и их координаты,

    • части света, материки и океаны, важнейшие моря, заливы, проливы, течения, острова и полуострова;

    • экватор, нулевой меридиан, тропики, полярные круги, линию перемены дат;

    • элементы ПТК и местоположение в пределах Земли;

    • основные климатообразующие факторы, барические центры, типы циркуляции и воздушных масс, атмосферные фронты и их распространение;

    • причины возникновения областей повышенного и пониженного давления; основные средства и методы получения и фиксации географической информации

    • климатические пояса, преобладающие воздушные массы, характерные погоды по сезонам;

    • факторы, влияющие на климат планеты в целом и России

    • источники питания и типы водного режима

    • основные свойства зональных типов почв;

    • источники и виды рекреационных ресурсов;

    • меры по использованию рекреационных ресурсов;

    • важнейшие мировые транспортные центры и пути сообщения;


определять / измерять

  • по карте и глобусу географические координаты, направления, расстояния, высоту (глубину);

  • географические координаты ареалов и объектов;

  • годовую амплитуду температур по статистическим данным;

  • границы бассейнов рек;

  • количество суммарной радиации, атмосферное давление и др. метео. показателей по картам;

  • оп различным источникам информации – общие тенденции развития объектов и географических явлений: изменение отдельных показателей во времени и пространстве, средние показатели;

  • распределение рек по бассейнам океанов;

  • разницу в поясном времени территории;

  • рациональность и нерациональность использования рекреационных ресурсов;


описывать

  • географическое положение объектов и ареалов;

  • оболочки Земли;

  • элементы ландшафта;

  • физико - географическую специфику регионов мира;

  • образ природного объекта (по выбору студента);

  • горную страну; горный ландшафт;

  • равнину и равнинный ландшафт;

  • реку;

  • море;

  • климатический пояс, область и подобласть;

  • природную зону, область и провинцию.


объяснять:

  • особенности рельефа территорий и причины рельефообразования;

  • различия в сочетаниях рекреационных ресурсов отдельных территорий;

  • различия в климате территорий;

  • различия растительного и животного мира;

  • критерии географической систематизации компонентов природы России и сопредельных государств;

  • физико-географические закономерности;

  • особенности географической зональности и установления причинно-следственных связей;

  • типы географической систематизации их проявление в природных компонентах: классификация, типология, зонирование, районирование, ареалирование.

  • воздействие человека на природу и его компоненты.


Прогнозировать:

  • изменения природных объектов под воздействием человеческой деятельности;

  • изменение естественных процессов природы;

  • проведение самостоятельного поиска географической информации с использованием компьютерных технологий на территории. а также с использованием из различных источников: картографических, статистических и геоинформационных и различных географических методов исследования.


3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(с распределением общего бюджета времени в часах)

( очное отделение)



Курс

Семестр


Раздел дисциплины, содержание

Всего

Аудиторные

Самостоятельная работа студентов

Формы межсессионного контроля

Лекции

Семинарские (практические) занятия

Лабораторный практикум

1

2

Раздел 1: Введение

Лекция 1:

Тема 1: Введение в курс география. Содержание курса и его место в общей системе подготовки специалиста по специальности. География в системе наук о Земле и ее роль в обществе. Основные задачи курса.




6
2



6









Текущее тестирование на семинаре.








Лекция 2:

Тема: Вселенная и Земля.

Вселенная, ее состав. Солнечная система. Земля. Гипотезы возникновения Земли. Фигура, размеры. Движения земли и их географические следствия.



Семинар 1.

Форма и размеры Земли. Строение Земли. Гравитационное и магнитное поле Земли

Движение Земли и их следствия.






2

2







Текущее тестирование на семинаре, оценка при выполнении практических работ.







Лекция 3.

Тема: Географическая карта и план местности.

Особенности географических карт и планов. Классификация карт. Условные знаки. Способы изображения рельефа на карте. Глобус. Градусная сеть, географические координаты. Картографические проекции. Ориентирование на местности.



Семинар2-3.Современная классификация карт. Понятие масштаб, проекция. Способы изображения рельефа на общегеографических картах. Основные способы создания географических карт.





2

4






Индивидуальные и групповые практические задания,











Раздел 2:

Лекция 4.

Тема: Строение планеты Земля.

Внутреннее строение Земли. Магнитные свойства Земли. Процессы, формирующие основные формы рельефа Земли. Минералы, свойства минералов. Классификация минералов. Горные породы, происхождение и классификация.



Семинар 4-5.

Особенности развития основных форм рельефа. Влияние тектонических движений на развитие форм рельефа.

Морфоструктурное районирование Земли.





12
2

12

4







Составить таблицу: «Основные этапы формирования геологической истории развития Земли».

Нанесение на контурную карту основных морфоструктур на территории земного шара.








Лекция 5.

Тема: Основные формы рельефа суши.

Планетарный рельеф Земли. Особенности и классификация рельефа. Значение рельефа в жизнедеятельности населения земного шара.







2








Индивидуальные и групповые практические задания, проверка номенклатуры.







Лекция 6.

Тема: Гидросфера.

Мировой океан, состав. Рельеф дна Мирового океана. Физико-химические свойства океанической воды. Температурный режим океанических вод. Движение воды в Мировом океане. Воды суши: подземные воды, реки, озера, болота, ледники.



Семинар 6.

Природные особенности и экологические проблемы ресурсов гидросферы.






2

2







Составить таблицу: «Планетарные морфоструктуры океанов».

Проверка номенклатуры.









Лекция 7:

Тема: Атмосфера.

Развитие, состав и строение атмосферы. Солнечная радиация. Температура, атмосферное давление. Распределение давления на Земле. Причины изменения атмосферного давления. Вода в атмосфере. Воздушные массы и атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны. Погода и климат.



Семинар 7.

Основные особенности строения атмосферы. Определение типов климата по климатическим диаграммам. Работа с контурными картами.







2

2





3

Индивидуальные и групповые практические задания, собеседование, проверка номенклатуры, текущее тестирование









Лекция 8.

Тема: Биосфера.

Возникновение и развитие жизни на Земле. Фотосинтез. Почвы, их разнообразие и распространение на земном шаре. Главные типы почв России. Роль человека в биосфере.



Семинар 8.

Особенности развития биосферы. Оценка по картам агроклиматических ресурсов земного шара, России. Объекты природного и культурного наследия. Экологические и экономические проблемы взаимоотношения человека с биосферой.







2

2







Индивидуальные и групповые практические задания, проверка номенклатуры, нанесение на контурную карту уникальных природных объектов.









Лекция 9:

Тема: Географическая оболочка.

Целостность, ритмичность и географическая зональность географической оболочки. Свойства географической оболочки: круговорот веществ и воды. Географическая среда и человек.



Семинар 9.

Особенности пространственной дифференциации географической оболочки в пределах земного шара. Физико – географическое районирование регионов Земли.






2

2








Текущее тестирование







Раздел 3: Региональные ПТК

Лекция 10.

Тема: Общий обзор природы северных материков.

Географическое положение, основные этапы развития природы северных материков. Минеральные ресурсы, климаты, внутренние воды, почвы и растительность. Географические пояса и зоны. Физико-географическое районирование.



Семинар 10.

Сравнительная характеристика природы Северных материков.






6
2

6

2








Текущее тестирование, сравнительная физико-географическая характеристика.









Лекция 11.

Тема: Общий обзор природы Южных материков.

Географическое положение, основные этапы развития природы южных материков. Минеральные ресурсы, климаты, внутренние воды, почвы и растительность. Географические пояса и зоны. Агроклиматические ресурсы. Физико-географическое районирование.



Семинар 11.

Сравнительная характеристика природы Южных материков






2

2




3

Индивидуальные и групповые практические задания, собеседование, проверка номенклатуры, текущее тестирование








Лекция 12.

Тема: Физико-географическая характеристика океанов.

Общая характеристика океанов. Особенности рельефа дна. Природные ресурсы океанов. Островная суша океанов. Моря у берегов России.



Семинар 12.

Итоговое тестирование по остаточным знаниям.







2










Индивидуальные и групповые практические задания, проверка номенклатуры, текущее тестирование.

Творческое задание с использованием Internet Explorer










Всего




24

22







Зачет


4. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

.


  1. Рекреационные и туристско-рекреационные возможности территорий Земли (по выбору).

  2. Глобальные прогнозы и сценарии использования территорий Земли на ближайшее будущее (территории по выбору)

  3. Описание страны (по выбору ) по типовому плану.

  4. Антропогенные природные процессы в геосистемах Земли.

  5. Природные зоны в жизни людей: полярные пустыни и тундры

  6. Природные зоны в жизни людей: тайга.

  7. Природные зоны в жизни людей: лесостепи.

  8. Природные зоны в жизни людей: степи.

  9. Природные зоны в жизни людей: пустыни и полупустыни.

  10. Природные зоны в жизни людей: субтропические леса.


5. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

(не предусмотрены стандартом и учебным планом)



6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1. Списки и основной и дополнительной литературы
Основная литература

  1. Азарова Л. В. Физическая география России: Учебное пособие для студентов географического факультета, учителей и учащихся. Омск: КАН, 2002. – 72 с.

  2. Азарова Л.В. Экономическая и социальная география региона: базовый курс. Учеб. пособ. – Омск: Издательство ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2005 - 332 с.

  3. Алпатьев А. М. , Архангельский А. М., Подоплелов Н. Я., Степанов А. Я. Физическая география СССР. – М., 1976.

  4. Блаженов В. А., Худякова Т. М. География России: Пособие. – Книга I. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет. – 2000. – 256 с.

  5. Власова Т.В. Физическая география материков (с прилегающими частями океанов). Евразия. Африка. Учебник для студентов географических специальностей пед ин-тов. М.: Просвещение, 1975. – 464 с.

  6. Власова Т.В. Физическая география материков (с прилегающими частями океанов).Северная Америка. Южная Америка. Австралия и Океания. Антарктида.. Учебник для студентов географических специальностей пед ин-тов. М.: Просвещение, 1976. – 318 с.

  7. Гвоздецкий Н.А., Михайлов Н.И. Физическая география СССР. Азиатская часть. – М.: Мысль. – 1970. – 543с. Гвоздецкий Н.А. Физическая география СССР. Общий обзор. Европейская часть СССР. Кавказ. – М.: Мысль. – 1969. 461с.

  8. Гвоздецкий Н.А. Физическая география СССР. Общий обзор. Европейская часть СССР. Кавказ. – М.: Мысль. – 1969. 461с.

  9. Давыдова М.И., Раковская Э.М. Физическая география СССР. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов.: В 2 ч. М.: Просвещение. 1989. - Ч.1. – 240 с.; – 1990. – Ч.2. – 304с.

  10. Исаченко А. Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование. – М.: Высшая школа. – 1991.- 366 с.

  11. Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки: Учеб. для студ. вузов / Анатолий Григорьевич Исаченко. М. Издательский центр «Академия», 2004. – 400 с.

  12. Максаковский В. П. Географическая культура: учебное пособие для студентов вузов / В. П. Максаковский. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 1998. – 416 с.

  13. Любушкина С.Г., Пашканг К.В. Естествознание: Землеведение и краеведение: Учебное пособие для студентов пед вузов. – М: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 456 с.

  14. Мироненко Н. С. Страноведение: Теория и методы: Уч. пособие для вузов / Н. С. Мироненко.– М.: Аспект Пресс, 2001. – 268 с.

  15. Новые государственные стандарты школьного образования. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – С. 176- 183.

  16. Практические работы по физической географии СССР / Бабушкин И. Н., Максимов С. З., Машкова Г. В., Рощина В. В., Следников А. А. М.: Просвещение, 1974. – 174 с.

  17. Раковская Э.М., Давыдова М.И. Физическая география России: Учеб. для студ. пед. выс. Учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2001. – Ч.1. – 288с.; Ч.2. – 304с.

  18. Родзевич Н. Н. Геоэкология и природопользование: Учеб. для вузов / Н.Н. Родзевич. – М.: Дрофа, 2003. – 256 с.

  19. Родзевич Н. Н., Пашканг К. В. Охрана и преобразование природы: Учеб. пособие для студ. геогр. спец. Пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1986. – 288 с.

  20. Тушинский Г. К., Давыдова М. И. Физическая география СССР. – М., 1976.

  21. Тушинский Г. К., Давыдова М. И. Практикум по физической географии СССР. – М., 1976.

Дополнительная литература





  1. Агаханянц О.Е. Ботаническая география СССР. Минск. – 1986.

  2. Алексин О.А., Смирнова Н. Т., Сорокин И. Н. Проблемы исследования крупных озер СССР. – М.: Наука. – 1985.

  3. Алехин В.В. Растительность СССР в основных зонах. М. - - 1951.

  4. Алисов Б. П. Климат СССР. - М.: МГУ. – 1969.

  5. Алисов Б. П., Берлин И. А., Михель В. М. Курс климатологии: Климаты земного шара. Л.: Гидрометеорологическое изд-во. 1954.- Ч. III.

  6. Алисов Б.П., Полтараус Б.В. Климатология.- М.: МГУ, 1974. – 210 с.

  7. Баландин Р. К., Маркин В. А. Сто великих географических открытий. – М.: Вече. - 2000. – 480 с.

  8. Баландин Р., Мелик-Пашаева Н. География. Открытие Земли. - М.: ОЛМА - ПРЕСС. – 1999. – 380 с.

  9. Баранский Н.Н. Избранные труды: Становление советской экономической географии / Ред. кол. В. А. Анучин и др. – М.: Мысль. – 1989. – С.128-159.

  10. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. – М.: Учпедгиз. – 1960. - С. 98-120.

  11. Берг Л. С. Основы климатологии. – Л.: Государственное учебно-методическое изд-во НАРКОМПРОСА РСФСР, 1938. – 456 с.

  12. Берега (П. А. Каплин, О. К. Леонтьев, С. А. Лукьянова, Л. Г. Никифоров). М.: Мысль. 1991. 479 с.

  13. Бобринский Н.А. Животный мир и природа СССР. – М.: Наука. – 1967.

  14. Богучарская В.Т. История географии: Учебное пособие. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 448 с.

  15. Борисов А.А. Климаты СССР. - М.: Просвещение. 1967. – 296 с.

  16. Верн Жюль. Открытие Земли. История великих путешествий. М.: Терра. 1993. Тома 1-

  17. Весь мир: Реки, озера, моря, океаны. – Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ». – 2000. 400с.

  18. Волошин В. П. Охрана морской среды. – Л.: Наука. – 1987. – 124с.

  19. Воскресенский С.С. Геоморфология СССР. – М: изд-во Высшая школа, 1968. – 368

  20. Галазин Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск. – 1984.

  21. Гвоздецкий Н. А. Основные проблемы физической географии. – М. – 1979.

  22. Гвоздецкий Н. А. Проблемы физической географии. – М. – 1973.

  23. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. – М.: Просвещение. - 1985.

  24. Григорьев А. А. Закономерности строения и развития географической среды. – М. – 1966Гросвольд. Последнее великое оледенение территории СССР // Науки о земле. М.: Знание. 1989. - № 10.

  25. Джонстон Р. Д. География и географы. М.: Прогресс. 1987.

  26. Добровольский В.В. География почв. М.: Просвещение. – 1978.

  27. Добровольский Г.В., Гришина Л.А. Охрана почв. – М.: Изд-во МГУ. – 1985.

  28. Добровольский А. Д. Мировой океан. – М.: 1970. – 74с.

  29. Добровольский А. Д., Залогин Б. С. Моря СССР. – М.: МГУ. – 1982.(1985.) – 192 с.

  30. Доронин Ю. П. Региональная океанология. М. – 1976.

  31. Зонненшайн Л.П., Кузьмин М.И., Натанов Л.М. Тектоника литосферных плит территории СССР: в 2 кн. – М.: Недра. – 1990.

  32. Исаченко А. Г. Основные вопросы физической географии. – Л. – 1953. Или География сегодня. – М. – 1979.

  33. Исаченко А. Г. Теоретические вопросы классификации озер. Санкт – Петербург: Наука. – 1993.

  34. Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки: Учеб. для студ. вузов: Издательский центр «Академия», 2004. – 400 с.

  35. Исаченко Ф. Н. Физическая география: учение о ландшафте и географическая зональность. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1986. – 328 с.

  36. Истошин Ю. В. Океанография. – Л.: Гидрометеорологическое изд-во, 1953. – 456 с.

  37. Калесник С. В. Общие географические закономерности Земли. – М. – 1970.

  38. Каткова К.Е. Содержание системы понятий, на основе которой раскрывается сущность закона географической зональности. // Сборник работ по географии. Выпуск 80. Омск: Омский государственный педагогический институт. – 1974.- С.

  39. Карелин Д. Б. Море Лаптевых. М. – 1946.

  40. Климов В. В., Климова О. А. География в таблицах. – М.: Дрофа. 1997. – 160 с.

  41. Львович М.И. Реки СССР. – М.: Мысль. – 1971.

  42. Львович М. И Вода и жизнь (водные ресурсы, их преобразование и охрана). - М.: Мысль. - 1986.

  43. Льды в истории земли // Науки о земле. – М.: Знание. – 1983. - № 5.

  44. Магидович В. И., Магидович И.П. Географические открытия и исследования XYII-XYIII веков. – М.: ЗАО Центрополиграф, 2004. – 495 с.

  45. Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий: Издание в 5-ти томах. М.: Просвещение. 1982 – 1986.

  46. Магидович В. И., Магидович И.П. Очерки по истории географических открытий. Открытие древних народов. – М.: ЗАО Центрополиграф, 2003. – 447 с.

  47. Максаковский В. П. Историческая география мира: Учебное пособие для вузов. – М.: Экопрос. – 1999. – 584 с.

  48. Мильков Ф.Н. Основные проблемы физической географии. – М. - 1967. – 252 с.

  49. Мильков Ф.Н. Рукотворные ландшафты. – М. – 1978.

  50. Мильков Ф. Н. Физическая география. Учение о ландшафте и географическая зональность. – Воронеж. – 1986.

  51. Морфоструктура и морфоскульптура гор и общие закономерности строения рельефа СССР / Под ред. Герасимова И.П. – М.: Наука. – 1986.

  52. Муравейский С. Д. Реки и озера. - М. – 1960.

  53. Озера Срединного региона / Под ред. А. В. Шнитникова. – Л. – 1976.

  54. Очерки истории географической науки в СССР. – М.: Наука. – 1976.

  55. Подобедов Н. С. Физическая география. Геоморфология.- Ч.2. – М.: Изд-во геодезической литературы, 1954. – 264 с.

  56. Популярная энциклопедия океана. – С.- Петербург. – 1997. – 320 с.

  57. Природно-сельскохозяйственное районирование и использование земельного фонда СССР. – М.: Колос. – 1983.

  58. Реки и озера Советского Союза / Под ред. Доманицкого А. П. – М.: Гидрометеоиздат. – 1971.

  59. Ресурсы поверхностных вод Иртыша и Оби. - Т. 15. - Вып. 3. - Геометеоиздат. - 1973.

  60. Россолимо Л. Л. Очерки по географии внутренних вод СССР. – М.: Учпедгиз. – 1954.

  61. Самохин А.Ф. Дон и его притоки. Ростов-на-Дону. – 1948.

  62. Советская Арктика: моря и океан. – М. – 1970.

  63. Сочава В. Б. Введение в учение о геосистемах. Новосибирск. – 1978.

  64. Сто великих путешественников / Авто-составитель Муромов И. А. М.: Вече. – 2001. – 656 с.

  65. Страны и народы: Научно-попул. геог. этнограф. изд. в 20-ти т. Земля и человечество. Глобальные проблемы / Отв. ред. И.Т. Фролов. М.Мысль, 1985. – 429

  66. Суховей В. Ф. Моря Мирового океана. – М. – 1986.

  67. Филонец П. П.,Омаров Г. Р. Озера Северного и восточного Казахстана (справочник). – Л. – 1974.

  68. Ханке Хельмут. Люди. Корабли. Океаны. 6000 лет мореплавания. – М.: Прогресс. 1984.

  69. Четвертичное оледенение на территории СССР. – М.: Наука. – 1987.

  70. Шашко Л.И. Агроклиматические ресурсы СССР. – Л.: Гидрометеоиздат. - 1985.

  71. Шубаев Л. П. Воды суши. М.: Высшая школа. 1961.


Перечень справочных и статистических материалов

  1. Агапов С. В., Соколов С. Н., Тихомиров Д. И. Географический словарь. М.: Просвещение. 1968. – 253 с.

  2. Алаев Э.Б. Экономико-географическая терминология. – М.: Мысль. – 1977. - 199с.

  3. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. – М.: Мысль. – 1983. – 350с.

  4. Географический энциклопедический словарь. М. – 1960.

  5. География: Основные термины / Пер. с англ. Е.С. Повалишниковой. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО « Издательство Астрель», 2004. – 335 с. – (Миниэнциклопедия)

  6. География России: Энциклопедический словарь / Гл. ред. А.П. Горкин. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». – 1998. – 800с.

  7. Мильков Ф.Н. Словарь-справочник по физической географии. – М.: Государственное изд-во географической литературы. – 1960. – 272с.

  8. Мильков Ф.Н. Словарь-справочник по физической географии. М.: Мысль. – 1970. – 344с.

  9. Мир географии. География и географы. Природная среда. М.: Мысль. 1984. – 367 с.

  10. Охрана ландшафтов: Толковый словарь. – М.: Изд-во Прогресс. 1982. – 272 с.

  11. Парначёв В..П. Краткий словарь современных тектонических терминов: Учебное пособие. Томск: Томский государственный университет, 2000. - 60 с.

  12. Поспелов Е. М. Географические названия мира: Топонимический словарь: Около 5000 единиц. / Отв. ред. Р. А. Агеева. М.: Русские словари, ООО Изд-во Астрель, ООО Изд-во АСТ. 2001. –512 с.

  13. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Словарь экологических терминов и понятий. – М.: Финансы и статистика. – 1997. – 160с.

  14. Словарь географических терминов и понятий / Под ред. Парначёва В.П. Томск: Изд-во ИПФ ТПУ. 1999. 80 с.

  15. Физическая география: Справочные материалы. Книга для учащихся среднего и старшего возраста. – М.: Просвещение. – 1995. 288с.

  16. Хромов С.П., Мамонтова Л.И. Метеорологический словарь. Л.: Гидрометеоиздат. - 1974.

  17. Четырехъязычный энциклопедический словарь терминов по физической географии. – М.: Сов. Энциклопедия. – 1979. – 703с.

  18. Энциклопедический словарь географических названий. Главный ред. С.В. Калесник. М.: Сов. Энциклопедия. – 1973. –808с.



6.3. Перечень программно-аппаратного обеспечения, необходимого при изучении дисциплины

Использование программ системы Windows:

1.Word

2. Excel


3. Power Point

4. Corel Draw

5. Internet Explorer

6. Компьютерная графика и др.


6.4. Перечень технических средств обучения

Компьютер, мультимедийная аппаратура, видеомагнитофон, видеофильмы



6.5. Перечень наглядных средств обучения.

  1. Атлас географический справочный. СССР. Мир. М.: Главное управление геодезии и картографии. 1986.

  2. Атлас: География России: Природа: 8-ой кл. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография»: ООО « Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2003. – 47 с.

  3. Атлас по физической географии. – Пер. с исп. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2003. – 96 с. (Иллюстрированный энциклопедический атлас).

  4. Атлас Омской области. М.: Федеральная служба геодезии и картографии России. - 1999. – 56 с.

  5. Атлас Омской области. Москва: Федеральная служба геодезии и картографии России. – 2001. - 32-с.

  6. Атлас СССР. М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР. 1983. – 260с.

  7. Географический атлас мира: Россия. Европа. Азия. Африка. Австралия. Океания. Северная Америка. Южная Америка. Антарктида. Мир. - Рига: Яня Сета. – М.:Росмэн. – 1997. – 96с.

  8. Школьный атлас по географии материков и океанов. М.: Роскартография. 2002. – 40 с.

  9. Школьный атлас по географии России: природа, население, хозяйство, страны-соседи: Пособие для учащихся 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений / Э. М. Раковская, В. Л. Бабурин, А. И. Даньшин, А. И. Алексеев. – М.: Просвещение, 200. 112 с.



6.6. Перечень лабораторного оборудования
Раздаточный картографический материал, статистические данные, набор контурных карт
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА "ГЕОГРАФИЯ"
Данный курс включает в себя общие сведения о Земле как объекте изучения, о процессах, происходящих в географической оболочке и ее современном состоянии. Цель курса: формирование географических знаний и умений, необходимых специалисту в области сервиса и туризма. Курс предполагает повторение и углубление основных физико-географических понятий и терминов, основополагающих географических законов и закономерностей, изучение более обширного (по сравнению со школьной программой) списка географической номенклатуры, овладение умениями и навыками работы с географическими картами.

На данном этапе более выражен прикладной характер курса. Студенты должны научиться хорошо ориентироваться по картам, составлять характеристики климата, рельефа и других природных компонентов или комплексные характеристики территорий, проводить измерения по картам. Карты - важные источники информации и инструменты в работе менеджера по туризму. При изучении любого раздела необходимо придерживаться такой последовательности:

1) изучение теоретических основ;

2) применение теоретических знаний на практике; 3) оформление результатов и выводов по проделанной работе.

Изучение всех разделов и тем, выполнение заданий должно сопровождаться работой с картами – географическими и топографическими, а при выполнении заданий профессиональной направленности – туристскими.

В заключение изучения курса должно быть сформировано общее представление о географической картине мира (в области физической географии), о значении этих знаний в профессиональной подготовке менеджера по туризму.


Вопросы к зачету для дневного отделения



  1. Строение Солнечной системы и место Земли в ней. Отличия Земли от других планет Солнечной системы.

  2. Форма и размеры Земли, внутреннее строение Земли.

  3. Строение земной коры. Связь рельефа с тектоническим строением.

  4. Формы рельефа: материки и океаны, горы и равнины, возвышенности и низменности.

  5. Движение Земли вокруг Солнца и его следствия. Смена времен года. Пояса освещения. Тропики и полярные круги.

  6. Осевое вращение Земли и его следствия. Смена дня и ночи. Изменение продолжительности дня и ночи с изменением широты места и по сезонам года.

  7. Погода и климат. Типы погод. Наблюдения за погодой.

  8. Климатообразующие факторы. Климатические пояса, типы климатов. Климатические элементы (температура, осадки, атмосферное давление, ветры).

  9. Ветер, его причины. Постоянные и переменные ветры. Циклоны и антициклоны.

  10. Климатические и синоптические карты. Изотермы, изобары, изогиеты.

  11. Океаны и моря. Морские течения. Приливы и отливы. Волны. Ресурсы мирового океана.

  12. Озера. Происхождение озерных котловин. Сточные и бессточные озера. Пресные и соленые озера.

  13. Реки. Части рек. Питание рек. Режим рек. Годовой сток. Водные ресурсы.

  14. Понятие о природном комплексе. Природные пояса и природные зоны мира и России.

  15. Почвы. Почвообразующие факторы. Плодородие почв. Зональные типы почв.

  16. Зональные типы растительности. Типичные растения различных природных зон особенности их строения, питания и вегетации.

  17. Животный мир. Зональность животного мира. Типичные животные различных природных зон, особенности их образа жизни и питания.

  18. Высотная поясность. Зависимость спектра высотных поясов от положения горной страны и ее высоты.

  19. Глобус и карта - модели Земли. Сравнение карты с глобусом. Виды карт и глобусов.

  20. План и карта, их сходство и отличия. Понятие о математической основе карт.

  21. Масштаб, его формы. Переход от именованного масштаба к числовому и наоборот.

  22. Способы измерения расстояний и площадей по картам.

  23. Географические координаты и их определение по глобусу и карте.

  24. Топографические карты, особенности их содержания и оформления. Масштабы топографических карт России.

  25. Изображение рельефа способом горизонталей. Определение по горизонталям абсолютной и относительной высоты, крутизны склонов и форм рельефа.

  26. Рекреационные и туристические карты. Способы картографирования явлений на этих картах.

  27. Ориентирование на местности и по карте. Азимут магнитный и истинный. Магнитное склонение. Определение азимута по компасу и карте.