Рабочая тетрадь Условные обозначения - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Рабочая тетрадь Условные обозначения - страница №1/3

Рабочая тетрадь


Условные обозначения:

- краткие теоретические знания
-вопросы и задания


- подумай и ответь устно

-задания выполняются в тетради
- для заметок

- рефлексия

Для чего нужна экономика?


Ты уже знаешь, что требуется для жизни растениям и животным? А что необходимо человеку? Как и другим живым существам, нам нужны тепло и свет от солнца, воздух, вода, пища. А что еще? Одежда и обувь, жилье, транспорт, книги… подумав, ты наверняка перечислишь еще многое.


Для счастливой и радостной жизни каждому из нас необходимо видеть красивое вокруг себя – в природе, в своем доме и в городе. А еще нам нужны любовь и внимание близких людей, да и самим необходимо кого-то любить и о ком-то заботиться. Нам нужны друзья, с которыми можно интересно проводить время и которые помогут в трудную минуту.

Все, что нужно людям для жизни, называют потребностями. У каждого человека есть потребности в воде и в воздухе, в еде, в одежде и обуви, в жилище, в транспорте, в образовании и медицинском обслуживании и др.

Откуда же берется все то, что нужно для удовлетворения потребностей? Многое дает нам природа. Воздух, чистая вода из родника, тепло и свет солнца, красота цветущего луга и звездного неба, радость встречи с птицей, зверьком ли яркой бабочкой – все это мы получаем непосредственно от природы. Любовь и забота близких, дружба и помощь в трудную минуту – это то, что мы получаем, общаясь с другими людьми.

А откуда берутся хлеб и сахар, одежда и обувь, дома и автомобили и многое другое, чего нет и не может быть в природе? Это дает нам экономика, или хозяйство. Главная задача экономики – удовлетворение разнообразных потребностей людей. Для этого люди производят различные товары и услуги.


Что же такое - товары и услуги?

Товары – это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности. К товарам мы относим продукты питания, одежда, мебель, посуда, автомобили, дома и многое другое.

Услуги – это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей. Например, стрижка в парикмахерской, стирка в прачечной, ремонт автомобиля в мастерской, проведение экскурсии в музее – все это услуги.



  1. Какие потребности людей удовлетворяются с помощью сельского хозяйства, промышленности, строительства, транспорта, торговли?

  2. Только ли солнце обеспечивает нас теплом и светом? Как в этом участвует экономика?

  3. Можно ли сказать, что питьевую воду мы получаем непосредственно от природы? Или это продукт экономики? Докажи.

  4. Какие продукты питания человек получает непосредственно от природы, а какие ему дает экономика?



1.Что такое потребности людей? 2. Какие потребности есть у каждого человека? 3. Какие из своих потребностей человек удовлетворяет непосредственно за счет природы, какие – благодаря общению с другими людьми, а какие – с помощью экономики? 4. В чем состоит главная задача экономики? 5. Что такое товары и услуги?


Определите, где товары и где услуги, которые предлагает лесная парикмахерская «Пушистый хвост»:



Расчесывание хвостов

бигуди


фены

когти, которые приклеивают

бритье

лаки для когтей



завивка шерсти

лакировка когтей

препараты от блох

окраска шерсти

краска и шампуни

мытье шерсти

вычесывание колючек

выведение блох

бритье

лаки для когтей



бальзамы

пенки и гели для укладки

средства для укрепления шерсти

расчески

тушь для шерсти

препараты для завивки и для выпрямления шерсти




­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экономим время. Режим дня.
Время

Мы знаем, время растяжимо,

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои,

А иногда оно течет

Не нагруженное, пустое,

Часов и дней напрасный счет.

С. Маршак

Ты прекрасно знаешь, что для любого занятия необходимо время. А ведь именно его чаще всего не хватает. Постоянно можно услышать одну и ту же фразу: «Я это не успел сделать, так как совершенно нет времени». Но поверь, что если грамотно спланировать свой день, отнестись к режиму дня с должным вниманием, то ты обнаружишь столько впустую проведенного времени, которое можно использовать для нужных дел.

Не надо думать, что режим дня – это удел скучных людей, у которых все расписано по минутам. Режим дня – это необходимость нашего времени. Уже утром, проснувшись, ты должен знать, что тебе предстоит сделать, с кем встретиться, где провести свободное время. Самое трудное – организовать свое время после школы. Утром тебя подталкивают часы – пора в школу, там дисциплинируют расписание занятий, а вот после школьных занятий можно позволить себе расслабиться – поваляться перед телевизором, потратить уйму времени – а вечером окажется, что день прошел впустую, и ничего полезного сделать не удалось. Чтобы этого не происходило, надо научиться управлять часами и даже минутами.

Прежде всего, распредели оставшееся время: столько-то отведи на домашние задания, столько-то на чтение, прогулку, помощь по дому, и не забудь про приятные минуты, проведенные за любимыми делами и увлечениями. Так, постепенно у тебя выработается своеобразный график, в котором хватит времени на все, даже на любимую болтовню с друзьями. Главное помнить, что делу – время, а потехе – час. Эта старая пословица со временем становится все актуальнее.





__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Три кита экономики.

В далеком прошлом люди не знали, что Земля имеет шарообразную форму и постоянно движется в космическом пространстве. Многие тогда думали, что земля плоская и что она покоится на трех огромных китах.

Сейчас, конечно, никто так не думает. Но осталось образное выражение «три кита», которое означает основу, фундамент чего-то. Есть свои три кита у экономики. Это то, что требуется для производства товаров и услуг. Вот они, эти три кита:



  1. Природные богатства.

  2. Капитал.

  3. Труд

Производство товаров и услуг невозможно без использования природных богатств. К ним относятся воздух и вода, полезные ископаемые и почва, растения и животные.

Подумай, что ты можешь рассказать о значении природных богатств для экономики.

Без воздуха не будет гореть топливо в котельной и в двигателе автомобиля. А движение воздуха -ветер- во многих странах используется сейчас для выработки электроэнергии. Для этого строят специальные сооружения - ветряные установки.

Исчезнет вдруг вода, и остановятся заводы и фабрики, закроются столовые, прачечные и парикмахерские, не говоря уж о том, что станет ненужным весь водный транспорт. Без воды невозможна жизнь и экономика.



Полезные ископаемые (нефть, природный газ, каменный уголь и др.) потому и называются полезными, что используются по-разному, в зависимости от его свойств.

Без земли (почвы) было бы невозможно сельское хозяйство, а значит, и производство продуктов питания. Недаром землю называют кормилицей.

Большое значение для экономики имеют растения и животные. Вот только два примера.

Древесина, заготовленная в лесу, идет на изготовление мебели, строительных материалов, бумаги. Рыба, выловленная в море, служит одним из важнейших продуктов питания для людей во всем мире.

К великому сожалению, многие природные богатства люди используют хищнически, не думая ни о судьбе самой природы, ни о будущем человечества. Экологи предупреждают: долго это продолжаться не может.

Богатства природы нужно использовать бережно, чтобы не разрушить наш природный дом.

КАПИТАЛ

Так называют все то, что сделано руками людей для производства новых товаров и услуг.

Это здания заводов, фабрик, ферм, складов и т.д. Это автомобильные и железнодорожные дороги, морские и речные порты, станки и прочее оборудование, разнообразные инструменты.

Люди, которые руководят предприятиями и фирмами, обычно стремятся увеличить капитал: например, строят новые цеха, приобретают современное оборудование. Благодаря этому удается производить больше новых товаров.

Природные богатства и капитал сами по себе не обеспечат нас товарами и услугами. Нужно еще что-то очень и очень важное. Это труд людей.

Труд необходим для того, чтобы добывать природные богатства. Он нужен, чтобы создавать капитал. Он требуется для производства любых товаров и услуг. В экономике необходим труд людей самых разных профессий. И не только физический труд, но и умственный, например, труд архитектора, инженера, работника банка, ученого.

Успех труда людей зависит во многом от их образования. Современной экономике требуется все больше образованных людей, например, умеющих работать на компьютере, знающих иностранные языки.

Успех труда зависит и от здоровья людей. Тот, кто часто болеет, вряд ли сможет трудиться так же хорошо, как тот, кто болеет редко. Замечательно, если человек с детских лет начинает заботиться о своем здоровье.




  1. Что требуется для производства товаров и услуг?

  2. Как связаны между собой труд шахтера, сталевара и парикмахера?

Узнай у взрослых, какие природные богатства добывают в вашем крае?



Выбери у себя дома какой-нибудь из предметов (например, пуговицу, ложку, тетрадь и т.д.) и попробуй изучить и коротко описать «рождение» этого предмета: какие природные богатства и оборудования были использованы для его изготовления, люди каких профессий трудились?









­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­




__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Национальное богатство нашей страны. Чем богат наш регион. Полезные ископаемые.
Земля Казахстана обширна и богата. Разнообразна и природа. Здесь есть бескрайние степи, высокие горы, леса и пустыни, реки и озера.

Национальное богатство – это стоимость всего, чем владеет страна: лесов, полей, рек, полезных ископаемых, заводов и фабрик, а также имущества его граждан. Страна не может быть богатой, если жители ее бедны. Чем выше уровень жизни, тем богаче государство.



Запомни: земля и ее недра, леса и воды, воздушное пространство, растительный и животный мир – это богатство нашей Родины, ее ресурсы.

Прочитай стихотворение, ответь на вопрос:

О каких богатствах страны говорит автор?


Казахстан


«Посмотри, мой джолдас, посмотри,

В чистом пламени ясной зари,

Перед хозяевами сполна

Все богатства раскрыла страна!

Каратау дает свинец,

Кокшетау гонит овец.

Тянет с золотом руки Алтай,

Медь обильно дает Карсакпай.

Белый хлопок дарит Чимкент,

Предлагает руно Джаркент.

Золотые, как в сказке, хлеба

Для народа растит Актоба…

Дни и ночи грузит поезда

Черным золотом Караганда.

В Эмбе вышки гордо стоят,

И кипит нефтяной водопад.

В Кармкчинской степи зреет рис,

В Алатау сады поднялись,

А в садах слаще сна и мечты,

Спеют яблоки Алма-Аты,

Все, что щедро цветет и поет, -

Это наше – твое и мое».

Жамбыл




Расскажи, чем богат регион, в котором ты живешь?

Проверь себя.


  1. Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

  1. врачи;

  2. геологи;

  3. строители.

  1. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

  1. песок; глина;

  2. гранит; торф;

  3. каменный уголь; поваренная соль.

  1. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

  1. оловянная и медная руды;

  2. каменный уголь; природный газ;

  3. графит; сера.

  1. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

  1. мрамор; гранит;

  2. природный газ; нефть;

  3. золото.

  1. Зачем мы собираем металлолом?

  1. мы сохраняем запасы руды;

  2. очищаем территорию от мусора;

  3. участвуем в соревновании между классами.










Разгадай кроссворд.


По горизонтали:


  1. Он очень прочен и упруг,

Строителям - надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны.


  1. Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.


  1. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.


  1. На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички.


  1. Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, кто же это?


  1. Она варилась долго

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи…



По вертикали:


  1. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу.


  1. Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А еще он есть в цементе.



  1. Росли на болоте растения

Стали топливом и удобрением.

  1. Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делает краски и эмали.






1

3


5

2


п

4

6


7


8

9




________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Растениеводство. Красная книга Казахстана.
Для чего люди занимаются растениеводством? Прежде всего, для того, чтобы получать продукты питания. Основной продукт питания – это, конечно, хлеб.

Вспомни, какое растение дает нам белый хлеб, а какое – черный.

Пшеницу выращивают озимую и яровую. Озимую пшеницу хлеборобы сеют осенью. Молодые растения зимуют под снегом, а весной продолжают развиваться. Яровую пшеницу сеют весной. В конце лета созревает сначала озимая пшеница, а потом и яровая.

Рожь в основном выращивают озимую. Следом за хлебными растениями по своей важности стоит картофель.

Растениеводы выращивают также овощи и фрукты, которые необходимы в питании человека. Люди занимаются растениеводством и для обеспечения кормами домашних животных. Они выращивают кормовые травы (тимофеевка, люцерна, клевер и др.), кормовую свеклу.

Для другой цели выращивают прядильные культуры: хлопчатник и лен.

Люди многих профессий работают в растениеводстве. Это хлеборобы, овощеводы, садоводы, хлопкоробы.






Проверь себя.

  1. Укажи строчку, в которой правильно указаны основные отрасли растениеводства.

  1. полеводство, овцеводство, кактусоводство;

  2. полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство;

  3. полеводство, овощеводство, оленеводство.

  1. Укажи строчку, в которой правильно указаны главные зерновые культуры.

  1. картофель, подсолнечник, лен, земляника;

  2. кабачок, патиссон, огурец, капуста;

  3. овес, рожь, ячмень, пшеница.

  1. Укажи строчку, в которой правильно указаны плодовые культуры.

  1. капуста, картофель, лен, овес;

  2. лук, чеснок, перец, апельсин;

  3. яблоня, груша, черешня, малина.

  1. Какие ты знаешь сельскохозяйственные профессии?

  1. ткач, газосварщик, геолог;

  2. комбайнер, овощевод, хлопкороб;

  3. инженер, механик, космонавт.

  1. Какое растение дает нам белый хлеб?

  1. рожь; 2)овес; 3)пшеница.

  1. Из семян какой культуры получают масло?

  1. подсолнечник; 2)гречиха; 3)ячмень.


Отгадайте кроссворд.


  1. Живут эти грибы на деревьях или пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать целое лукошко.

  2. Глубоко был спрятан он,

Раз, два, три и вышел вон.

И стоит он на виду,

Белый, я тебя найду.


  1. Травянистое растение с продолговатыми съедобными кислыми листьями.

  2. Дотронься летом до ствола этого дерева. Он прохладный даже на солнышке. Такое может быть только у одного дерева в мире: ведь это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце.

  3. У этих грибов шляпки самого разного цвета – и синие, и красные, и желтые, и фиолетовые, а название одно.

  4. С запахом этого растения знаком даже тот, кто не бывал никогда в лесу. Ведь у некоторых конфет такой же приятный вкус и запах именно благодаря этому растению.

  5. Бывает – поранят дерево, сдерут кору. Ствол под корой дерева обычно белый, а у этого дерева он начинает быстро краснеть.

  6. Сверху листья у дерева зеленые, снизу – серебристо-серые. От малейшего ветерка листья переворачиваются, и дерево становится то зеленым, то серым – «переодевается».

6

4



7

1


2

3

5

8























______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Животноводство. Красная книга Казахстана.


Животноводство – это часть сельского хозяйства. Животноводы занимаются разведением домашних животных для того, чтобы получать продукты питания. Кроме того, животноводство дает шерсть, пух, кожи для изготовления тканей, одежды и обуви.

Домашние сельскохозяйственные животные разнообразны. Среди них есть млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые. Особенно разнообразны домашние млекопитающие и птицы.

Домашних зверей и птиц содержат на фермах. Домашнюю рыбу – карпа – разводят в прудах. Домашние насекомые – пчелы – живут на пасеках в специальных домиках – ульях.






Проверь себя.

  1. Что дает животноводство людям?

  1. мясо, шерсть, пух, кожу;

  2. фрукты, овощи, злаковые культуры;

  3. хлопок, лен, кормовые травы.

  1. Домашние сельскохозяйственные животные – это …

  1. млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые;

  2. звери, птицы, земноводные, рыбы;

  3. птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы.

  1. Домашние птицы – это…

  1. фазаны, куропатки, страусы4

  2. павлины, орлы, беркуты;

  3. индейки, куры, гуси.

  1. Пчел разводят на …

  1. ферме;

  2. пасеке;

  3. птицефабрике.

  1. Для корма домашних животных заготавливают…

  1. картофель, зерно, тимофеевку;

  2. арбузы, дыни, тыкву;

  3. василек, подснежник, гиацинт.

  1. Какие отрасли животноводства особенно развиты вашем крае?

  1. птицеводство;

  2. рыболовство;

  3. овцеводство.




Какие животные вашего края занесены в Красную книгу Казахстана?
­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­



______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________­­­­­­­­­­­­­­­­­­­______________________________

следующая страница >>