Рабочая программа учебной дисциплины «Основы социальной медицины» Направление 040400. 62 Социальная работа - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины «История социальной работы»... 1 288.68kb.
Рабочая программа по дисциплине в 105 «Информационные технологии... 1 271.66kb.
Зав кафедрой З. А. Шогенов Директор Х. Б. Мамсиров рабочая программа... 1 172.29kb.
Рабочая программа учебной дисциплины основы философии 1 174.09kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «политическая конфликтология... 1 280.53kb.
Программа составлена на основе фгос впо по направлению подготовки... 1 128.71kb.
Территориальная организация населения рабочая программа учебной дисциплины... 1 462.33kb.
Программа учебной дисциплины оп. 03 Основы электроники и цифровой... 1 93.41kb.
Рабочая программа учебной дисциплины дпп. Ддс. 04. Геометрия ооп... 1 242.22kb.
Рабочая программа учебной дисциплины экономика образовательного учреждения... 1 255.79kb.
Программа учебной дисциплины «Государственная и муниципальная служба» 1 350.69kb.
Фурсова Наталья, 207 гр. Александр Львович Доброхотов 9 640.31kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы социальной медицины» Направление 040400. - страница №1/3



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»
Кафедра теории и истории социальной работы



УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УВР




__________ А.А. Шебзухов




«___» _________ 20__ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы социальной медицины»
Направление 040400.62 – Социальная работа

Профиль «Социальная работа в системе социальных служб»

Степень «Бакалавр социальной работы»

Очная форма обучения

Нальчик 2011
Рецензент:

Заведующий кафедрой управления социальной работой Нальчикского филиала Белгородского университета, кандидат социологических наук Апикова М.Р.


Рабочая программа дисциплины «Основы социальной медицины»/сост. А.К.Агнокова – Нальчик: ФГБОУ, 2011.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла по направлению подготовки 040400.62 – Социальная работа во втором семестре.
Программа составлена на основе ФГОС ВПО по направлению подготовки 040400.62 – Социальная работа, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «08» декабря 2009 года №709
Составитель: кандидат медицинских наук, доцент кафедры теории и истории социальной работы Агнокова А.К.
«__»____________2011 г._______________


Содержание

1.Цели и задачи освоения дисциплины..........................................................................4

2.Место дисциплины в структуре ООП ВПО…………………………………………4
3.Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Элементы общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций, формируемых данной дисциплиной…………………………………………………...4

3.1.1.Общекультурные компетенции (ОК)…………………………………………….5

3.1.2.Профессиональные компетенции (ПК)…………………………………………..5

3.2.Результаты образования, формируемого данной дисциплиной………………….6
4.Содержание и структура дисциплины………………………………………………..7

4.1.Содержание разделов дисциплины…………………………………………………7

4.2.Структура дисциплины…………………………………………………………….13

4.3.Лекции и практические занятия…………………………………………………...14

4.4.Самостоятельное изучение разделов дисциплины……………………………….23
5.Интерактивные образовательные технологии……………………………………...24
6.Оценочные средства текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации……………………………………………………………………………….26

6.1.Комплексные задания и контрольные вопросы к самостоятельной работе, а также образцы оценочных средств, определяющие степень формированности компетенций (разделы-модули 1-3)…………………………………………………...26

6.1.1.Вопросы для проведения текущего контроля…………………………………..26

6.1.2.Оценочные средства (образцы тестов)………………………………………….30

6.1.3.Вопросы к экзамену………………………………………………………………42
7.Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………………………..49
8.Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………………..57



  1. Цели и задачи освоения дисциплины

Программа дисциплины «Основы социальной медицины» составлена на основе требований ФГОС ВПО по направлению 040400.62 «Социальная работа» (первый год).



    1. Основная цель – обучение будущего специалиста знаниям факторов, влияющих на здоровье, а также способам сохранения и укрепления физического, психического и социального благополучия.

    2. Задачи изучения дисциплины – логика построения программы основана на необходимости в процессе изучения дисциплины решения трех основных задач:

  • изучение основных факторов, влияющих на здоровье человека;

  • овладение технологиями, направленными на сохранение здоровья и предупреждение развития заболеваний;

  • определение роли социальных работников, участвующих в оказании социально-медицинской помощи населению.




  1. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Учебная дисциплина «Основы социальной медицины» относится к базовой части профессионального цикла в структуре ООП бакалавриата Б3. Рассчитана на один семестр. Предваряют изучение названного предмета знания по «Истории социальной работы», «Теории социальной работы», «Этике социальной работы» и ряда других дисциплин.

Независимо от избранной специализации и будущего места работы, профессиональный социальный работник будет иметь дело с клиентом, у которого в большей или меньшей мере имеются проблемы со здоровьем.

Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов. А социальная работа рассматривается как деятельность, родственная врачеванию.

Проблема здоровья как глобальная неотъемлема от других проблем человека. Здоровье актуально во все периоды индивидуального развития организма: от рождения и до смерти, в полном здравии и в состоянии болезни.

Рассматривая социальную медицину как расширенное понимание клинической медицины, учитывающей социальные, психологические факторы, а также факторы окружающей среды, влияющие на человека, необходимо учитывать множество взаимосвязей между медициной, социальной работой и обществом.




  1. Требования к результатам освоения содержания дисциплины




    1. 3.1.Элементы общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций, формируемых данной дисциплиной.

При изучении «Основ социальной медицины» предусматривается использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, деловых и ролевых игр, групповых дискуссий и т.п.). Удельный вес занятий проводимых в интерактивной форме, составляет 20% аудиторных занятий, т.е. 14 часов из 72.




      1. 3.1.1.Общекультурные компетенции (ОК)

Студент, осваивающий программу бакалавриата, в том числе «Основы социальной медицины» должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- быть готовым работать в коллективе (ОК-3);

- уметь использовать в своей деятельности нормативные правовые документы (ОК-5);

- осознавать социальную значимость своей будущей профессии (ОК-8);

- владеть основными методами медико-социальной помощи, защиты персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф (ОК-15).
3.1.2.Профессиональные компетенции (ПК)
Изучение дисциплины позволит овладеть такими профессиональными компетенциями как:

- быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной деятельности, по проблемам социализации, реабилитации (ПК-3);

- быть способным к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов разных уровней (ПК-11);

- быть способным выявлять, формулировать и разрешать проблемы комплексно-ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи;

- быть готовым к использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального благополучия (ПК-17);

- быть способным к координации деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите, медико-социальной помощи (ПК-24);

- быть способным к работе с персоналом в учреждениях медико-социальной помощи (ПК-27).


    1. 3.2.Результаты образования, формируемого данной дисциплиной




      1. Изучив дисциплину бакалавр должен знать:

- основные факторы, влияющие на индивидуальное и общественное здоровье;

- организацию медико-социальной помощи населению;

- содержание санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- социально-медицинские аспекты здорового образа жизни;

- общие принципы диагностики, лечения и профилактики основных заболеваний;

- социально-медицинские аспекты планирования семьи;

- основы психического здоровья;

- основы реабилитации инвалидов;

- вопросы биомедицинской этики;

- основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

- рекомендации Всемирной организации здравоохранения;

- место и роль специалистов в оказании медико-социальной помощи




      1. В результате изучения дисциплины бакалавр должен владеть:

- умением анализировать показатели здоровья, демографические показатели;

- формами, средствами и методами гигиенического воспитания;

- навыками формирования здорового образа жизни различных групп клиентов;

- навыками консультирования по вопросам планирования семьи;

- методикой составления индивидуальной программы реабилитации инвалида;

- умением оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;

- навыками взаимодействия с медицинскими работниками по решению проблем клиентов.

4. Содержание и структура дисциплины

4.1. Содержание разделов


раздела

Наименование раздела (модуля)

Содержание раздела

Форма текущего контроля

1

Основные понятия и категории социальной медицины

1.Введение. Основные понятия и категории социальной медицины.

История становления социальной медицины как науки и учебной дисциплины.

Социальная медицина как наука о закономерностях общественного здоровья, способах его сохранения и укрепления. Междисциплинарный характер социальной медицины. Взаимосвязь между медициной и обществом.

2.Здоровье как комплексная категория и личностная ценность.

Определение понятия «здоровье». Здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов (определение Всемирной организации здравоохранения).

Факторы, влияющие на сохранение и укрепление здоровья: образ жизни, наследственность, окружающая среда, здравоохранение.

Системный подход к решению проблем здоровья. Наука о здоровье: состояние и перспективы.



3.Демографические показатели в оценке здоровья населения.

Источники получения информации о здоровье населения.

Показатели рождаемости, смертности и естественного прироста населения. Их динамика. Сравнительная характеристика с соответствующими показателями других стран.

Показатели смертности как важнейшие критерии в оценке состояния здоровья населения.

Общая смертность. Материнская смертность. Причины. Медико-социальное значение. Факторы, влияющие на показатели рождаемости и смертности. Обострение демографической ситуации в современной России.

4.Современные подходы к укреплению здоровья и профилактике заболеваний.

Охрана здоровья граждан как совокупность мер политического, правового, социального, культурного и медицинского характера. Здоровый образ жизни: понятие, сущность, социально-медицинские аспекты ЗОЖ. Двигательная активность и здоровье. Питание и здоровье. Методы пропаганды ЗОЖ.



5.Системы здравоохранения в России и организация лечебно-профилактической помощи населению.

Понятия «охрана здоровья» и «здравоохранение». Государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения. Инновационные структуры в здравоохранении.

Основные виды лечебно-профилактических учреждений. Особенности организации лечебно-профилактической помощи отдельным группам населения. Место и роль социальных работников в учреждениях здравоохранения.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения как государственная задача. Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» как меря социальной защиты населения. Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора как основные учреждения, контролирующие санитарное законодательство.



6.Всемирная организация здравоохранения: стратегия в решении проблем здоровья.

Задачи по достижению для всех здоровья – стратегия ВОЗ. Решение общих проблем достижения здоровья для всех, путем международного сотрудничества. Основные проблемные области ВОЗ: образ жизни и здоровье; факторы риска, воздействующие на человека и окружающую среду; переориентация служб медико-санитарной помощи, научно-исследовательская поддержка.



7.Правовой механизм обеспечения здоровья граждан.

Состояние правовой базы охраны здоровья населения в России.

Медицинское страхование как форма социальной защиты граждан в охране здоровья. Закон «О медицинском страховании граждан в РФ» как юридическая, экономическая и организационная основа конституционного права граждан на медицинскую помощь. Виды, субъекты и объект медицинского страхования. Договор медицинского страхования.


Компьютерное тестирование, коллоквиум.

2

Социально-медицинские аспекты основных заболеваний

8.Классификация болезней. Структура заболеваемости населения.

Международная классификация болезней, используемая для оценки показателей заболеваемости населения в статистической отчетности.

Основные классы международной классификации болезней 10 пересмотра.

Региональные особенности структуры заболеваемости населения.



9.Основные неинфекционные заболевания.

Группы неинфекционных заболеваний, определяющие первые 3 ранговые места по показателям общей и преждевременной смертности, а также инвалидизации: болезни системы кровообращения, травмы, новообразования.

Ишемическая болезнь сердца (ИБС) как величайшая эпидемия. Факторы риска: артериальная гипертензия, гиперхолестеренемия, курение.

Травмы, особенности их распространения. Факторы риска. Алкоголь как один из важнейших факторов риска.

Злокачественные новообразования, классификация и распространенность. Факторы риска. Региональные особенности. Профилактика.

10.Инфекционные болезни, управляемые средствами иммунопрофилактики.

Вакцины, иммунопрофилактика, краткая история. Национальный прививочный календарь.



11.Туберкулез как социально-значимое заболевание.

Характеристика особенностей заболевания, его распространенность. Значимость социальных факторов в развитии патологии.

Организация медико-социальной помощи больным туберкулезом. Льготы, предоставляемые больным туберкулезом. Комплексный подход в решении проблемы. Взаимодействие различных служб.

12.Синдром приобретенного иммунодефицита человека (СПИД).

Определение понятий «ВИЧ-инфицированный» и «больной СПИДом». История проблемы. Пути заражения. Основные клинические проявления. Причины смерти.

Социальные проблемы, связанные со СПИДом: спидофобия, отторжение обществом, инфицированных и больных, отношения в семье и на работе.

Контингенты лиц, подлежащие обязательному освидетельствованию на ВИЧ-инфекцию.

Законодательство РФ по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции.


Компьютерное тестирование, коллоквиум

3

Место и роль социального работника при оказании медико-социальной помощи в специфических сферах деятельности

13.Социально-медицинские аспекты планирования семьи.

Определение понятия планирования семьи. Планирование семьи как часть социальной политики государства. Организация государственной службы планирования семьи. Учреждения по планированию семьи.

Профилактика непланируемой беременности.

Понятия «контрацептивное поведение» и «контрацепция». Современные методы контрацепции.



14.Аборт как социально-медицинская проблема.

Аборты: характеристика, классификация. Осложнения. Социальные и медицинские последствия абортов.



15.Основы психического здоровья.

Современные представления о психическом здоровье и психических расстройствах. Психиатрическая помощь: виды помощи и социальной зашиты, гарантируемые государством. Экспертиза психических больных.



16.Основы реаблитации инвалидов.

Дефиниции, основных, используемых в реабилитации терминов. Принципы и методы реабилитации инвалидов. Проблемы инвалидов.

Медико-социальная экспертиза, ее роль в реабилитации инвалидов. Учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы, организация их деятельности.

Индивидуальные и целевые программы реабилитации инвалидов. Центры реабилитации инвалидов.



17.Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.

Первая медицинская (доврачебная) помощь, как возможность спасения человека при угрожающих его жизни состояниях (кровотечениях, механических повреждениях, черепно-мозговой травме, несчастных случаях, ожогах и т.д.)



18.Биомедицинская этика.

Здоровье и болезнь в системе ценностных ориентаций современного человека. Гуманизм как общий деонтологический критерий для врача и социального работника. Важнейшие проблемы современной биоэтики: трансплантация органов и тканей, искусственная инсеминация, экстракорпоральное оплодотворение, эвтаназия. Хосписы как безупречная альтернатива активной эвтаназии. Альтернативная медицина в свете методологии науки и медицинской этики. Наука как знание и паранаука как псевдознание.



Компьютерное тестирование, коллоквиум

Вид итогового контроля

экзамен


4.2 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 180 часов

(5 зачетных единиц)

Распределение трудоемкости в часах по видам

аудиторной и самостоятельной работы

Вид работы

Трудоемкость, часов

семестра

семестра

всего

Общая трудоемкость




2 (180)

180

Аудиторная работа:










Лекции (Л)




18

18

Практические занятия (ПЗ)




54

54

Лабораторные работы (ЛР)










Самостоятельная работа:




81

81

Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)










Расчетно-графическое задание (РГЗ)










Реферат (Р)




11

11

Эссе (Э)










Самостоятельное изучение разделов




30

30

Контрольная работа (К)










Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников, учебных пособий, подготовка к коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.).




40

40

Вид итогового контроля (экзамен)




27

27

Подготовка и сдача экзамена












4.3.Лекции и практические занятия.
Тема 1. Введение. Основные понятия и категории социальной медицины.
Лекция- 1 ч.
Вопросы:


  1. Определение понятия «социальная медицина». Цель и задача социальной медицины.

  2. Предмет и объекты социальной медицины.

  3. Социальная медицина и клиническая медицина: взаимосвязь, взаимоотношение.


Литература:
1. Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: учебное пособие для ВУЗов. М.: Академический проект, 2005.

2. Мартыненко А.В. Медико-социальная работа: теория,технология и образование. М:, Наука, 1998.

3. Матрос Л.Г. Социальные аспекты здоровья – Новосибирск, 1992.

4. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: Учебное руководство/под ред. Ю.П.Лисицина. – Казань: НПО «Медикосервис», 1998.

5. Черносвитов Е.В. Софиальная медицина: Учебное пособие, М.: ВЛАДОС, 2004.

Тема 2. Здоровье как комплексная категория и личностная ценность.
Лекция- 1 ч.

Семинар – 3 ч.(ИФ-2ч.)
Вопросы:


  1. Компоненты здоровья.

  2. Факторы, определяющие здоровье.

  3. Предболезнь, болезнь; основные причины.

  4. Наука о здоровье: состояние и перспективы.


Литература:
1. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье.- М.: ФиС, 1984.

2. Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2005.

3. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье.- М.: ФиС, 1990.

4. Казначеев В.П. с соавт.Этюди интегральной медицины и Валеологии.- СПб, 1997.

5. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: учебное руководство / под ред. Ю.П.Лисицина, - Казань, 1998.
Тема 3. Демографические показатели в оценке здоровья населения.
Лекция- 1 ч.

Семинар – 3 ч. (ИФ-2ч.)
Вопросы:


  1. Демография: понятие, значение изучения демографических событий.

  2. Комплекс показателей, используемый для оценки общественного здоровья:

- показатели естественного движения населения;

- показатели заболеваемости и болезненности;

- инвалидность;

- физическое развитие;

- показатели механического движения населения.

3. Показатели индивидуального здоровья.


Литература:
1. Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: учебное пособие для ВУЗов. – М.: Академический проект, 2005.

2. Гундарев И.А. Почему умирают в России. Как нам выжить? (Факты и аргументы) – М, 1995.

3. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: учебное руководство, под ред. Ю.П. Лисицина. – Казань, 1998.

4. Тен Е.Е. Основы медицинских знаний. Учебник. – М.: Мастерство, 2002.



Тема 4. Современные подходы к укреплению здоровья и профилактике заболеваний.
Лекция- 1 ч.

Семинар – 3 ч.(ИФ-2ч.)
Вопросы:

  1. Образ жизни, его структура, категории (уровень жизни, качество жизни, стиль жизни).

  2. Здоровый образ жизни: определение, компоненты.

  3. Методы пропаганды ЗОЖ.


Литература:
1. Артюнина Г.П. Основы социальной медицины, учебное пособие для ВУЗов. – М.: Академический проект, 2005.

2. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье.- М, 1990.

3. Вайнер Э.Н. Валеолгия: учебник для ВУЗов. – М.: Флинта: Наука, 2001.

4. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: учебное руководство под ред. Ю.П.Лисицина. – Казань, 1998.



Тема 5. Системы здравоохранения в России и организация лечебно-профилактической помощи населению.
Лекция- 1 ч.

Семинар – 3 ч.(ИФ-2ч.)
Вопросы:

  1. Системы здравоохранения в России.

  2. Система первичной медико-санитарной помощи и другие виды служб.

  3. Особенности организации лечебно-профилактической помощи отдельным группам населения.


Литература:
1. Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: учебное пособие для ВУЗов.-М.: Академический проект, 2005.

2. Лучкевич В.С. Основы социальной медицины и управление здравоохранением: учебное пособие. – СПб, 1997.

3. Основы социальной работы: учебник/ отв. редактор П.Д.Павленок. – М.: Медицина, 1996.

4. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: учебное руководство/под ред. Ю.П.Лисицина. – Казань, 1998.



Тема 6. Всемирная организация здравоохранения: стратегия в решении проблем здоровья.
Лекция- 1ч.

Семинар – 3ч.
Вопросы:

  1. История создания ВОЗ, ее основные задачи.

  2. Устав ВОЗ, структура, принципы.

  3. Здоровье для всех, как глобальная стратегия ВОЗ.

  4. Экспертная деятельность ВОЗ.


Литература:
1. Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: учебное пособие для ВУЗов. – М.: Академический проект, 2005.

2. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: учебное руководство под ред. Ю.П.Лисицина. – Казань, 1998.

3. Энциклопедия социальной работы: ВЗТ: пер. с анг./ под ред. Л.Э.Кунельского, М.С. Мацковского. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.

Тема 7. Правовой механизм обеспечения здоровья граждан.
Лекция- 1 ч.

Семинар – 3 ч.
Вопросы:


  1. Динамика правового регулирования взаимоотношений человека и общества в сфере охраны здоровья граждан.

  2. Основные направления правового регулирования в существующем кодексе законов по охране здоровья.

  3. Конституция РФ 1993 года как главный законодательный документ и другие реформирующие систему здравоохранения законы.


Литература:

1.Артюнина Г.П. Основы социальной медицины. – М.: 2005.

2.Герасименко Н.Ф., Максимов Б.П. Полное собрание федеральных законов об охране здоровья граждан. Комментарии, основные понятия, подзаконные акты. – М., Изд. Дом «ГЭОТАР-МЕД», 2001.

3.Федорова М.Ю. Медицинское право: учебное пособие.: изд. Центр Владос, 2003.


Тема 8. Классификация болезней. Структура заболеваемости населения.
Лекция- 1 ч.

Семинар – 3 ч.
Вопросы:

  1. Международная классификация болезней в X пересмотре: классы, рубрики, диагностические формулировки.

  2. Практическая значимость международной классификации.


Литература:

1.Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: учебное пособие для ВУЗов. М.: Академический проект, 2005.

2.Основы медико-биологических дисциплин: учебное пособие/под ред. В.П.Соломина; Л.П. Макаровой.- СПб.: РГПУ им. Герцена, 1998.

3.Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: учебное руководство/под ред. Ю.П.Лисицина. – Казань, 1998.




следующая страница >>