Рабочая программа учебной дисциплины основы философии - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы социальной медицины»... 3 634.96kb.
Территориальная организация населения рабочая программа учебной дисциплины... 1 462.33kb.
Программа учебной дисциплины оп. 03 Основы электроники и цифровой... 1 93.41kb.
Рабочая программа учебной дисциплины дпп. Ддс. 04. Геометрия ооп... 1 242.22kb.
Рабочая программа учебной дисциплины экономика образовательного учреждения... 1 255.79kb.
Программа учебной дисциплины «Государственная и муниципальная служба» 1 350.69kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «История социальной работы»... 1 288.68kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «политическая конфликтология... 1 280.53kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «педагогика» 3 459.44kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Моделирование рынка ценных... 1 276.43kb.
Рабочая программа дисциплины «геополитика» Направление подготовки... 1 344.34kb.
Афинская демократическая республика 1 225.08kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Рабочая программа учебной дисциплины основы философии - страница №1/1

Департамент общего и профессионального образования

Брянской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Суражский педагогический колледж им. А.С. Пушкина»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Специальности 050146 Преподавание в начальных классах,

2011

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) по специальности 050146 Преподавание в начальных классах


Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж им. А.С. Пушкина»
Разработчик:

Радькова Лариса Степановна, преподаватель общественных дисциплин высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж им.А.С. Пушкина»

Рекомендована предметно-цикловой комиссией психолого-педаго-гических и общественных дисциплин, протокол № ____ от ___________ 2011 г.
Заключение методического совета № _______ от ___________ 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 4

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ 6

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 12

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 14

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»


    1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 050146 Преподавание в начальных классах


Рабочая программа может быть использована образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Учебная дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу (ОГСЭ. О1.)



1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам

освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;

- сформулировать представление об истине и смысле жизни.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картины мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;



- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины «Основы философии»:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 66 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 56 часов; самостоятельной работы обучающегося 10 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы философии»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

66

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

56

в том числе:




лабораторные занятия

-

практические занятия

6

контрольные работы

6

курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

10

в том числе:




самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

подготовка практикоориентированных работ проектного характера

4

домашняя работа

6

Итоговая аттестация в форме зачета






Наименование разделов

и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы

и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем

часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Предмет философии

и ее история






33




Тема 1.1.

Основные понятия и предмет философия

Содержание учебного материала


2

1

1


Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.

репродуктивный

2.

Предмет и определение философии.

Практические занятия «Предмет и определение философии»

1




Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся: Работа с текстами – Платон «Апология Сократа», работа с философским словарем : смысл понятий «логика», «философия», «дискурсивность»

1

Тема 1.2.

Философия Древнего мира и средневековая философия

Содержание учебного материала


2

2
2

1

Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия)

репродуктивный

2

Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.

3

Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика

Практические занятия:

«Философия Древнего Китая и Древней Индии: сравнительный

аспект» - ответы на вопросы

«Философские школы Древней Греции» - тестовое задание

«Основные отличия философии Древнего Рима от средневековой

европейской философии» - устное задание



1





Контрольная работа «Особенности античной философии»


1


Самостоятельная работа обучающихся с текстами: Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»; творческое задание «Философские школы и

учение о первоначалах»




1

Тема 1.3.

Философия возрождения и Нового времени

Содержание учебного материала




1

Гуманизм антропоцентризм эпохи Возрождении. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.


6
3

репродуктивный

2

Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма.




Практические занятия:

«Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени» - тестовое задание.

«Основные понятия немецкой классической философии» - работа с философским словарем.



1






Контрольная работа

-




Самостоятельная работа обучающихся: составить сравнительную таблицу основных философских систем XVIII- XIX веков

(3 - 4 - по выбору учащихся)

«Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений»

Творческое задание: «почему позитивизм как философия науки появился в XIX в?»





2


Тема 1.4.

Современная

Философия

Содержание учебного материала



1

Основные направления философии XX века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного.

2

2

репродуктивный

2

Особенности русской философии. Русская идея.

Практические занятия:

«Основные направления философии XX в.» - тестовое задание

«Философия экзистенциализма и психоанализма» - работа с философским словарем


1




Контрольная работа «Особенность, характерные черты неопозитивизма и экзистенциализма»

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с текстами Э. Фромм «Душа человека»;

В.С. Соловьев «Русская идея».





1

Раздел 2.

Структура и основные

направления философии







33




Тема 2.1

Методы философии

и ее внутреннее строение



Содержание учебного материала




1

Этапы философии: средневековый, Нового времени, XX.

Основные картины мира - философская (античность) религиозная (Средневековье, научная (Новое время, XX век).



3
3

репродуктивный

2

Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный и др. Строение философии и ее основные направления.

Практические занятия.

Этапы философии.

Методы философии.




-




Контрольная работа «Методы философии и ее внутреннее строение».

1

Самостоятельная работа обучающегося:

Проектное задание: эссе «Философская система нашего времени: основные черты»




1



Тема 2.2.

Учение о бытии

и теории познания

Содержание учебного материала




1

Онтология - учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность.


2

продуктивный


2

Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания.


3



Практические занятия.

Работа с философским словарем.

Составление сравнительной таблицы отличий философской, научной и религиозной истин.



1




Контрольная работа.

1

Самостоятельная работа обучающихся.

Выполнение индивидуального творческого задания «Современная философская картина мира».






1

Тема 2.3.

Этика и социальная

философия

Содержание учебного материала


4


3




1

Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая идея. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное сопротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество.

продуктивный

2

Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы современности.

Практические занятия:

Значение этики.

Выполнение тестовых заданий по всем вопросам социальной философии.

Философия о глобальных проблемах современности.






1




Контрольная работа.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с тестами Сенека «Нравственные письма к Луцилию».

Подготовка эссе «Россия в эпоху глобализации».


2

Тема 2.4.

Место философии

В духовной культуре

и ее значение

Содержание учебного материала


2
2

продуктивный

1

Философия как и рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии.

2

Структура философского творчества. Типы философство-вания. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии.

Практические занятия:

Сравнение философии с другими отраслями культуры.

Сопоставление личности философа и его философской системы

(любое время).





-




Контрольная работа «Содержание основных разделов философии».

1

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка эссе «Философия и смысл жизни».


1

Примерная тематика курсовой работы (проекта) не предусмотрено






Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) не предусмотрено




Всего:

66

Тематика самостоятельной работы определяется тематикой учебного занятия.


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы философии»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы осуществляется в кабинете общественных дисциплин, оборудованном ТСО.

Оборудование учебного кабинета:

Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий. Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Учебные пособия:

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 256 с (с хрестоматией).

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М., 2010. - 288 с (Профессиональное образование).

3. Канке В.А. Основы философии: Учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. – 286 с.


Дополнительные источники
Дополнительная учебная литература

1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители; история и основные направления философии в кратком изложении. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 337 с.

2. Балашов В.Е. Занимательная философия. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко». 2010. – 172 с.

3. Кохановский В.П. , Матяш Т.П., Яковлев В.П. , Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. – Ростов н/Д.: Феникс. 2010. - 315 с.

4. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. - М.: РГ- Пресс. 2010. – 496 с.

5. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова. - М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2010 . - 779 с.


Дополнительные оригинальные тексты
1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль. 2010. – 574 с.

2. Древнеиндийская философия / Сост. В.В. Бродов. - М.: Мысль. 2010. - 343 с.

3. Древнекитайская философия: В 2-х т. – М.: Мысль. 2010.

4. Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Советский писатель. 2010. - 480 с.

5. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. – М.: Наука. 2010. - 383 с.

6.Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика. 2010. - 430 с.



Интернет- ресурсы

www.alleg.ru /edu /philos.htm

ru.wikipedia/org / wiki / Философия

www.diplom-inet/ru / resursfilos

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы философии»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнение обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста:

- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков:

- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;

- сформулировать представление об истине и смысле жизни.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества:

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.




Формы контроля обучения:

- домашние задания проблемного характера;

- практические задания по работе с оригинальными текстами;

- подготовка и защита групповых заданий проектного характера;

- тестовые задания по соответствующим темам.

Методы оценки результатов обучения:

- мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

- накопительная оценка.