Рабочая программа учебного предмета - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Т. В. Лонжук рабочая программа учебного предмета «музыка» в 4 классе... 1 94.53kb.
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 классы (профильный... 3 950.59kb.
Рабочая программа по истории 9 класс (интегрированный курс) 1 237.41kb.
Рабочая программа учебного курса 2 457.88kb.
Августа 2011 г. Рабочая программа по литературе учителя Рыбкиной... 2 571.27kb.
Примерная программа по истории составлена на основе федерального... 1 286.39kb.
Примерная программа по химии составлена на основе федерального компонента... 1 121.17kb.
Рабочая программа для студентов театрального факультета по специальности... 1 176.87kb.
Рабочая программа элективного курса для клинических ординаторов "ультразвуковое... 1 167.05kb.
Рабочая программа включает требования к результатам ее освоения,... 3 712.36kb.
Пояснительная записка статус документа 4 1613.46kb.
Лекция 17. Александр Николаевич Островский 1 124.51kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Рабочая программа учебного предмета - страница №1/2

Муниципальное образовательное учреждение

«Гимназия № 14»



Рабочая программа

учебного предмета
предмет литература

класс 9 класс


Разработчик программы


Шестакова Оксана Анатольевна

учитель русского языка

и литературы

1 категория


Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Стандарт основного общего образования по литературе.

В мире литературы. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл./А.Г. Кутузов, А.К. Киселев, Е.С. Романичева и др.; под редакцией А.Г. Кутузова. – М.: Дрофа, 2005

В работе по программе используются:




  • В мире литературы. 9 кл.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений /Авт.-сост. А.Г.Кутузов, В.В.Леденёва, Е.С. Романичева, А.К.Киселев. М.: Дрофа, 2007г.




  • Как войти в мир литературы: методическое пособие для 9 класса /А.Г. Кутузов, А.К. Киселев, Е.С. Романичева. - М: Дрофа, 2007г.




  • Тематическое планирование по литературе 5-9 кл /Составитель Л.М.Серегина.- Волгоград: Учитель, 2007г.




  • Литература. Поурочные планы по программе А.Г.Кутузова. 9 класс / Составитель Л.М.Серегина. - Волгоград: Учитель, 2007г.



Учебный предмет "Литература" занимает центральное место в общей системе эстетического и нравственного воспитания школьников, в развитии их самосознания, познавательных интересов, коммуникативных способностей, художественного вкуса, читательской и речевой культуры. Одной из важных задач "Федеральной программы развития образования" является "усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе". Это определило следующие цели литературного образования:

  1. Воспитательные цели:

  • воспитывать любовь к книге как культурной ценности;

  • способствовать воспитанию нравственных качеств личности школьника;

  • формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Развивающие цели:

  • развивать эмоциональное восприятие текста;

  • развивать образное и аналитическое мышление и творческие способности обучающихся;

  1. Образовательные цели:

  • обучать школьников анализу художественных произведений;

  • способствовать запоминанию основных теоретических понятий: автор, образ, читатель.

ЗАДАЧИ литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:

  • формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;

  • осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;

  • формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

  • формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

  • формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.


Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема . В 9 классе базовыми являются понятия «автор – образ - читатель».


Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • выразительное чтение.

  • различные виды пересказа.

  • заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  • анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  • выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  • участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

  • подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Требования к уровню подготовки учащихся


Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • сравнение и сопоставление;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств языка составление плана, тезиса, конспекта;

  • формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Работа учителя и обучающихся по формированию навыков слушания, говорения, чтения, письма обозначена в таких разделах программы, как «Творческая мастерская» и «Творческий практикум». Именно в них намечена технология освоения предмета, которая целенаправленно осуществлена в учебниках «В мире литературы» под редакцией А.Г.Кутузова.

Руководство самостоятельным чтением обучающихся осуществляется через систему «Библиотечных уроков», списки для самостоятельного чтения можно найти в разделах «Советы библиотеки». В «Творческих практикумах» предложены возможные варианты заданий разного характера, которые могут быть предложены ученику. При этом у учителя и учеников всегда есть возможность выбрать задания. Таким образом, можно сказать, что программа не только конкретизирует содержание предметных тем, но и задает технологию их освоения.

Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у обучающихся следующих основных умений:



  • владение техникой грамотного и осмысленного чтения;

  • владение умениями выразительного чтения;

  • восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства;

  • умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

  • умение выделять этическую, нравственную проблематику произведения;

  • умение определять жанрово-родовую природу произведения;

  • умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

  • умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее.

В программе не введено понятие «Развитие связной речи обучающихся». Речевое развитие — психологический процесс. На всех уроках идет последовательное речевое развитие, т. е. формирование навыков слушания, говорения, чтения, письма.

Личностно-ориентированный подход к обучающимся осуществляется через ежедневное планирование педагога.



В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения .


Содержание программы по литературе в 9 классе
Автор – образ – читатель

Введение

Читатель и жизнь литературного произведения. Художественное произведение – «послание» автора читателю, его современнику и потомку. Чтение и осмысление художественного произведения читателями разных поколений и эпох. Чтение и перечитывание. Интерпретация.



Средние века

Лирическая поэзия средних веков.

Поэтическое мастерство трубадуров, миннезингеров и вагантов. Основные мотивы их поэзии. Новый тип лирического героя.



УК де ла Бакалариа. «Вместо нежного привета…»

Рудольф фон Фенис. «Должно быть, сам себе я враг исконный…»

Безымянный поэт. «Любовь к филологии».

Советы библиотеки.

Эпоха Возрождения

Эпоха Возрождения: новый взгляд на человека.

У.Шекспир. «Ромео и Джульетта».

«Вечные» образы и проблемы трагедии. Основной конфликт и его различные интерпретации. Тема, мотив, сюжет, жанр.



Творческий практикум. Классная дискуссия

М.де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот».

Рыцарский роман или пародия на него? Интерпретация образа главного героя. Образ и символ. Жизнь произведения во времени.



Советы библиотеки.

Творческий практикум. Эссе на тему «Галерея образов эпохи Возрождения».

Эпоха Просвещения

Литературное направление и эпоха.

Мольер. «Тартюф».

Человек эпохи абсолютизма. «Вечные» образы и их восприятие читателями разных эпох. Злободневность и актуальность комедии. Мастерство комедийной интриги. Понятие о классицизме.



Творческий практикум. Литературоведческое исследование.

Просветительский реализм.

Зарождение реализма как одного из основных, наряду с романтизмом, художественных творческих методов.

Особенности изображения человека в литературе этого периода.

Советы библиотеки.

Девятнадцатый век

«Золотой век» русской литературы.

А.С.Пушкин – «начало всех начал» и ориентир русской культуры. Взаимосвязь и взаимовлияние прозы и поэзии в творчестве А.С.Пушкина.



А.С.Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

Поэзия и история. Поэт и его предназначение. «Вечная жизнь» как художественная метафора и реальность.



А.С.Пушкин. «Капитанская дочка».

Человек в русской литературе XІX века. Проблема нравственного долга, верности и чести. Две России. Тема «русского бунта». Автор, герой, рассказчик. Композиция и система образов. Особенности повествовательной манеры автора. Реализм романа.



Творческий практикум. Эссе «Проза Пушкина насквозь проникнута поэзией».

А.С.Пушкин. «Медный всадник».

Интерпретация конфликта человека и власти, неоднозначность его разрешения в поэме. Стихия и разум. Философское осмысление темы бунта.



Творческий практикум. Общие сюжетные мотивы.

М.Ю.Лермонтов. «Смерть Поэта».

Судьба и предназначение поэта. Особенности композиции и образа переживания лирического героя.



М.Ю.Лермонтов. «Парус», «Молитва».

Особая эмоциональная ёмкость художественного образа. Образ и символ. Романтизм Лермонтова.



Творческий практикум. Сочинение-размышление.

Н.В.Гоголь. «Ревизор».

Своеобразие сюжета, системы образов. Гоголевский смех. Страх как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик. Мотивы и преемственность сюжетных линий и образов. Общечеловеческое значение характеров. Романтическое и реалистическое в творчестве Н.В.Гоголя.



Н.В.Гоголь. «Шинель».

Человек и государство. Гуманистический пафос произведения. Традиции и новаторство в изображении «образа реального (маленького) человека». Человек, лицо и вещь в художественном мире Гоголя. Единичное, особенное, всеобщее. «Шинель» в писательском и читательском восприятии и осмыслении.



Творческий практикум. Словарь крылатых слов и выражений комедии Гоголя «Ревизор» или эссе «Общечеловеческое выражение роли».

И.С.Тургенев. «Ася».

Проблема счастья в повести. Автор и рассказчик. Образ «тургеневской девушки». Лиризм повести. Злободневное и вечное в повести.



Творческий практикум. Сочинение-размышление «Злободневное и вечное в повести».

Советы библиотеки.

Н.А.Некрасов. «Тройка», «Внимая ужасам войны…», «Тишина».

Художественное мастерство и гражданственность поэзии Некрасова, её основные мотивы и образы.



Н.А.Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо» (в сокращении).

Мастерство Некрасова в изображении характерных человеческих типов. Связь поэзии Н.А.Некрасова с фольклором и духовной литературой.



Советы библиотеки.

Творческий практикум. Сочинение-сопоставление мотивов поэмы Н.А.Некрасова и притчи Платона Каратаева из «Войны и мира» Л.Н.Толстого.

Ф.М.Достоевский. «Белые ночи».

Русская действительность в художественном мире повести. Нравственно-философская проблематика. Утверждение самоценности человеческой личности. Сюжетные коллизии «Станционного смотрителя» и «Шинели» в повести.



Творческий практикум. Мечтатели в русской и мировой литературе.

Европейская литература XІX века (обзор)

Советы библиотеки. Самостоятельное чтение одного произведения по выбору учащихся. Художественные особенности и «вечные» образы европейской литературы XІX века.

О.Уальд. «Кентервильское привидение».

Художественное своеобразие рассказа. Образ и символ в рассказе.



А.П.Чехов. «Студент».

Композиционная и образная структура рассказа. Традиционные темы и образы русской литературы в рассказе. Художественное мастерство писателя.



Творческий практикум. Рецензия-отзыв на рассказ.

Советы библиотеки.

Духовная литература

Православная духовная традиция и светская русская литература. Их взаимосвязь и взаимовлияние.



Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). «Слово на Светлой пасхальной седмице».

Иеромонах роман. «Пресвятая Богородице».



Двадцатый век

«Эпоха войн и революций»

Литературная революция: А.Блок, С.Есенин, В.Маяковский. традиции и новаторство. Особенности художественной лирики поэтов.



А.А.Блок. «Гамаюн, птица вещая», «Поэт в изгнаньи и сомненьи…».

С.А.Есенин. «Гой ты, Русь, моя родная…», «Неуютная жидкая лунность…».

В.В.Маяковский. «А вы могли бы?», «Послушайте!».

Творческий практикум. Поэтический семинар.

И.А.Бунин. «Тёмные аллеи».

Сюжет, характер, образ. Изображение «мгновения» жизни как художественный приём. Психологизм и лиризм бунинского художественного стиля.



Творческий практикум. Интерпретация художественного произведения.

Советы библиотеки.

А.А.Ахматова. «Смятение». М.И.Цветаева. «Ошибка».

Образ переживания лирического героя и приёмы его создания в творчестве поэтов.



Творческий практикум. Поэтический практикум.

М.А.Булгаков. «Собачье сердце».

Система образов произведения. Сатирические традиции русской литературы в повести, её новаторство. Отражение в повести постреволюционной действительности и глубина философской проблематики. Фантастика и реальность в повести. Образы повести, ставшие символами.



Творческий практикум. Эссе или классная дискуссия «Уроки эксперимента».

Советы библиотеки.

Б.Л.Пастернак. «Зимняя ночь…», О.Э.Мандельштам. «Век».

Особенности художественно образности: ассоциативная манера письма, тяготение к зрительному образу, драматизм, тайнопись, поэтические шифры.



Творческий практикум. Поэтический семинар.

М.А.Шолохов. «Судьба человека».

Война в жизни народа и человека. Человек в экстремальной ситуации. Психологизм повествования. Образ главного героя: безысходная трагичность или победившая трагедию сила духа?



Творческий практикум. Сочинение-рассуждение.

Советы библиотеки.

Современная русская проза (по выбору учителя и учащихся)

В.Г.Распутин. «Прощание с Матёрой», В.И.Белов. «Привычное дело», В.П.Астафьев. «Царь-рыба».

Традиции и новаторство современной прозы. Нравственно-философская проблематика. Совестливость как ключевое качество прозы писателей. Образы-типы. Писательское мастерство.



Современная зарубежная литература

Р.Бах. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

Жанр произведения. Евангельские и сказочные мотивы, особенности композиции. Читательская интерпретация.



Творческий практикум. Классная дискуссия. Зачем человеку художественная литература?

Советы библиотеки.

Прошлое, настоящее, будущее

Ознакомительное чтение произведений А.С.Пушкина «Евгений Онегин», Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

Проблема взаимоотношения героя и времени в этих произведениях.

Читательская конференция. Художественное произведение и его читатели.

Календарно-тематическое планирование


№ урока

Часы

Тема урока

Тип уро

ка


Практичес

кие и контроль

ные

работы

Оборудова

ние, нагляд

ность, основная и дополнитель

ная литература



Основные понятия темы

Подготовка к итоговой аттестации

Домашнее задание

Дата

проведения


1

1


Автор – образ – читатель

(2 ч)

Чтение и осмысление художественного произведения читателями разных поколений и эпох


0





Есин А.Б., Ладыгин М.Б. Литература: краткий справочник школьника 5-11 классы М.:Дрофа,1997

литературный процесс


1.1. Художественная литература как искусство слова


Читать с. 9-18






2

1

Интерпретация

1

Семинар «Человек и литература»

Литература: справочные материалы для школьника /Под ред. С.В.Тураева – М., Просвещение, 1988.


интерпретация

1.6 историко-литератур

ный процесс



Читать с. 24-25, выполнить интерпретацию стихотв. Ахматовой




3


1


Средние века (2 ч+1 ч вн. чт.)

Поэтическое мастерство трубадуров, миннезингеров и вагантов



1





Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. Средние века. Возрождение. М.:Просвещение, 1982

трубадуры, миннезингеры и ваганты



1.6 историко-литератур

ный процесс


Читать с. 29-33






4

1

Новый тип лирического героя в поэзии средних веков

1

Мини-эссе «Средние века: эпоха рыцарей или поэтов?»

Литература в таблицах и схемах /Сост. Марина Мещерякова. – М., Айрис-пресс, 2003г.

лирический герой

1.8. Лирический герой

Выполнить анализ стихотворе

ния


с. 34




5


1


Возрождение (5 ч+1 ч вн. чт.)

Эпоха Возрождения: новый взгляд на человека в трагедии У.Шекспира «Гамлет»



1


Доклады о культуре эпохи Возрождения



Литература в таблицах и схемах /Сост. Марина Мещерякова. – М., Айрис-пресс, 2003г.

Портреты писателей и поэтов


трагедия, эпоха Возрождения



1.8. Художественные средства создания образов



Написать сочинение-рассуждение «Мысли, навеянные трагедией»






6

1

«Проклятые вопросы бытия» в трагедии У.Шекспира «Гамлет»

1







трагический конфликт




Выполнить анализ композиции трагедии «Гамлет»




7

1

Основной конфликт трагедии «Гамлет» и его различные интерпретации

1

тестирование

Тесты по литературе /Сост. Л.Ю.Алиева, Т.В.Торхунова


конфликт




Подготовиться к чтению по рлям




8

1

Интерпретация образа главного героя в произведении М.де Сервантеса «Дон Кихот»

1




Портреты писателей и поэтов


Тема, мотив, сюжет, жанр, «бродячие сюжеты»

1.8. Художественные средства создания образов

Ответить на проблемный вопрос «Дон Кихот. Кто он: чудак, безумец или герой?»




9

1

Образ и символ в произведении М.де Сервантеса «Дон Кихот»

1

Творческий практикум «Галерея образов эпохи Возрождения»

Литература: справочные материалы для школьника /Под ред. С.В.Тураева – М., Просвещение, 1988.


Образ, символ, пародия, рыцарский роман

1.8. Художественные средства создания образов

Читать с. 69-71




10

1

Вн. чт. Литература Возрождения

1

Вн. Чт. Интерпретация самостоятельно прочитанного произведения

Литература в таблицах и схемах /Сост. Марина Мещерякова. – М., Айрис-пресс, 2003г.

Приметы эпохи и вневременное в произведении




Прочитать произведения русской литературы конца 18 века – начала 19 века



11

1


Эпоха Просвещения (4 ч)

Человек эпохи абсолютизма в комедии Мольера «Тартюф»


1




Литература в таблицах и схемах /Сост. Марина Мещерякова. – М., Айрис-пресс, 2003г.

Портреты писателей и поэтов

Эпоха абсолютизма, классицизм, барокко, просве

тительский реализм

1.8. Художественные средства создания образов


Составить характеристику главного героя






12

1

«Вечные образы» и их восприятие читателями разных эпох

1

тестирование




интрига

1.8. «Вечные» темы, мотивы и образы

Подготовить индивидуальные сообщения




13

1

Злободневность и актуальность комедии «Тартюф»

1

Развернутый связный ответ




комедия

Развернутый связный ответ

Ответить на проблемный вопрос




14

1

Прошлое – настоящее – будущее (1 ч+1 ч вн. чт.+1 ч р\р)

Классицизм, сентиментализм, романтизм в русской литературе18-19 веков (повторение)



2




Литература: справочные материалы для школьника /Под ред. С.В.Тураева – М., Просвещение, 1988.


Классицизм, сентиментализм, романтизм

1.6. Историко-литературный процесс

Подготовить презентацию прочитано

го произведе

ния





15

1

Р/р Защита проектов «Презентация самостоятельно прочитанного произведения русской литературы конца 18 – начала 19 века»

1

р\р проектная деятельность




презентация










16-17

2

Литература 19 века.

О.Бальзак «Гобсек» Утверждение реализма в литературе



1

Вн. Чт.




Реализм

Типические обстоятельства и типичность характеров






Читать роман




18

1


19 век. Золотой век русской литературы (41 ч+5 ч вн. чт.+10 ч р/р)

Понятие о художественном мире писателя


1




Литература в таблицах и схемах /Сост. Марина Мещерякова. – М., Айрис-пресс, 2003г.


понятие «золотого века» в литературе





Читать с. 95-96






19

1

История создания и смысл названия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

1




Портреты писателей и поэтов


комедия

4.3. А.С.Грибоедов. Пьеса «Горе от ума»

Прочитать и проанализировать список действую

щих лиц комедии






20

1

Своеобразие конфликта и композиция комедии «Горе от ума»

1

тестирование




конфликт

4.3. А.С.Грибоедов. Пьеса «Горе от ума»

Выполнить анализ композиции комедии




21

1

Система персонажей комедии А.С.Грибоедова

1







Система персонажей

4.3. А.С.Грибоедов. Пьеса «Горе от ума»

Выучить отрывок наизусть




22

1

«Безумие» Чацкого в контексте идеологической борьбы эпохи

1










4.3. А.С.Грибоедов. Пьеса «Горе от ума»

Составить цитатную характеристику Чацкого




23

1

Новаторский характер стиха и языка комедии

1

семинар

И.А.Гончаров «Мильон терзаний»




1.12. Язык художественного произведения

Составить тест по комедии, выписать из текста по 10 крылатых выражений




24

1

Р/р Подготовка к классному контрольному сочинению по комедии А.С.Грибоедова

3

р\р

Сочинение. Секреты успеха /М.Мещерякова. - М., Айрис-пресс, 2003г.








Подобрать материалы к сочинению




25

1

Р/р Классное контрольное сочинение по комедии А.С.Грибоедова

5

р\р сочинение










Читать произведе

ния А.С.Пушки

на





26

1

А.С.Пушкин – «начало всех начал» и ориентир русской культуры

1

Семинар «Литератур

ные традиции»



альбом «А.С.Пушкин»

Портреты писателей и поэтов




духовное завещание поэта, традиция и новаторство




Читать с.95-99




27

1

А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»

1

Выразительное чтение наизусть




Тема и идея стихотворения, композиция

4.4. А.С.Пушкин. Стихотворения

Выучить стихотворе

ние А.С.Пушки

на наизусть





28

1

А.С.Пушкин «Капитанская дочка» - роман о любви, чести и нравственном долге

1

тестирование

Соболев Л. Авторская позиция в «Капитанской дочке» 1996 № 9

Реализм

Литературные проблемы



Роман «Капитанская дочка»


Читать роман




29

1

Две России в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1




Литература в таблицах и схемах /Сост. Марина Мещерякова. – М., Айрис-пресс, 2003г.

Художественный образ

Эпиграф

Ответы на вопросы 196-197




30

1

Образ Пугачева в романе

1

Развернутый связный ответ




Художественный образ

Сопоставительный анализ

Развернутый ответ




31

1

Тема любви в романе

1







Герой-антигерой




Развернутый ответ




32

1

Художественное совершенство романа «Капитанская дочка». Особенности композиции. Автор, герои, рассказчик

1

семинар

В/ф «Капитанская дочка»

Композиция

Автор


рассказчик

Идейное содержание произведения

Творческий практикум стр.199




33

1

«Капитанская дочка» А.С.Пушкина как исторический роман

1

Творческий практикум







Исторический роман

Выполнить анализ эпизода




34

21

Р/р Подготовка к классному контрольному сочинению по роману А.С.Пушкина

3

р/р

Сочинение. Секреты успеха /М.Мещерякова. - М., Айрис-пресс, 2003г.








Подобрать материал к сочинению




35

1

Р/р Классное контрольное сочинение по роману А.С.Пушкина

5

р/р контрольное сочинение










сочинение




36-37

2

«Петербургская повесть» А.С.Пушкина «Медный всадник» Размышления Пушкина о России. Конфликт человека и власти. Философское осмысление бунта

1

Семинар




Литературный конфликт

Образ «маленького человека»

Роль пейзажа в литературном произвдении


Ответ на проблемный вопрос

С.216-217 проработать материал семинара




38

1

Основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова

1




МР3-хрестоматия «М.Ю.Лермонтов»

Портреты писателей и поэтов




Тема, мотив, поэтический образ и средства его создания, романтизм

4.8. М.Ю.Лермонтов. Стихотворения

Читать с. 217-222, стихотворе

ния





39

1

Своеобразие поэтического видения мира и его воплощение в лирике М.Ю.Лермонтова

1

сочинение-размышление по стихотворению




Поэтическое видение мира

4.8. М.Ю.Лермонтов. Стихотворения

Выучить стихотворе

ние наизусть






40

1

Своеобразие жанра и композиции романа «Герой нашего времени»

1




МР3-хрестоматия «М.Ю.Лермонтов»

Жанр, композиция

4.11. М.Ю.Лермонтов

Роман «Герой нашего времени»



Читать с.528-530




41

1

Система рассказчиков в романе «Герой нашего времени»

1

тестирование




рассказчик

4.11. М.Ю.Лермонтов

Роман «Герой нашего времени»



Составить цитатную характеристику Печорина




42

1

Психологизм романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

1

семинар

Х/ф «Герой нашего времени»

психологизм

4.11. М.Ю.Лермонтов

Роман «Герой нашего времени»



Подготовить художественный пересказ главы «Тамань»




43

1

Печорин в системе художественных образов романа

1

Творческий практикум

МР3-хрестоматия «М.Ю.Лермонтов»

Система художественных образов

4.11. М.Ю.Лермонтов

Роман «Герой нашего времени»



Сравнить образы Печорина и Онегина




44

1

Тема героя и времени, своеобразие ее решения в романе «Герой нашего времени»

1

семинар




Романтический герой

Художественная деталь



4.11. М.Ю.Лермонтов

Роман «Герой нашего времени»



Читать с.530-532




45

1

Глубина нравственной проблематики романа М.Ю.Лермонтова

1




Тесты по литературе /Сост. Л.Ю.Алиева, Т.В.Торхунова


Нравственная проблематика

4.11. М.Ю.Лермонтов

Роман «Герой нашего времени»



Ответить на проблемный вопрос с.532




46

1

Р/р Подготовка к классному контрольному сочинению по роману М.Ю.Лермонто

ва

3

р/р

Сочинение. Секреты успеха /М.Мещерякова. - М., Айрис-пресс, 2003г.








Подобрать материал к сочинению




47

38

Р/р Классное контрольное сочинение по роману М.Ю.Лермонто

ва

5.

р/р контрольное сочинение
















48

1

Вн.чт. Художествен

ный мир М.Ю.Лермонто

ва

1

Вн.чт.

Выставка книг М.Ю.Лермон

това


Художествен

ный мир поэта






Читать произведе

ния Н.В.Гоголя






49

1

Своеобразие сюжета, системы образов комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

1

Мини-сочинение «Хлестаковщи

на» в современном обществе»



МР3-хрестоматия «Н.В.Гоголь»

Портреты писателей и поэтов




Сюжет, система образов, комедия

4.12. Н.В.Гоголь. Пьеса «Ревизор»

Подготовить сообщения о системе образов комедии




50

1

Страх как основа развития комедийного действия

1

семинар

МР3-хрестоматия «Н.В.Гоголь»

Развитие комедийного действия

4.12. Н.В.Гоголь. Пьеса «Ревизор»

Подготовить художественный пересказ отрывка




51

1

Мастерство композиции и речевых характеристик в комедии «Ревизор»

1







композиция

4.12. Н.В.Гоголь. Пьеса «Ревизор»

Выполнить анализ эпизода




52

1

Своеобразие конфликта комедии Н.В.Гоголя

1




Х/ф «Ревизор»

Конфликт комедии

4.12. Н.В.Гоголь. Пьеса «Ревизор»

Составить сравнитель

ную характеристику городских чиновников






53

1

Собирательный образ города в комедии «Ревизор»

1




Тесты по литературе /Сост. Л.Ю.Алиева, Т.В.Торхунова


Собирательный образ

4.12. Н.В.Гоголь. Пьеса «Ревизор»

Ответить на проблемный вопрос




54-55

2

Н.В.Гоголь «Шинель»

Человек, лицо, вещь



1

Тестирование

семинар


в/ф «Шинель»

Образ «маленького человека», художественная деталь




Читать с. 532-534




56

1

Вн.чт. Художествен

ный мир Н.В.Гоголя

1

Вн.чт.

Выставка книг Н.В.Гоголя







Читать произведе

ния малого эпического жанра начала 20 века






57

1

Художественный мир русской литературы второй половины 19 века

1




Литература: справочные материалы для школьника /Под ред. С.В.Тураева – М., Просвещение, 1988.


Традиции и новаторство




Подготовить доклады




58-59

2

И.С.Тургенев «Ася» Проблема человеческого счастья в повести. Образ тургеневской девушки




Семинарское занятие

Литература в таблицах и схемах /Сост. Марина Мещерякова. – М., Айрис-пресс, 2003г

Автор-рассказчик-герой

Развернутый связный ответ

Вопросы стр. 312-313




60-61

2

Лирика Н.А. Некрасова




Творческий практикум

Репродукция картины И.Левитана

Поэтические мотивы




Творческий практикум стр 325-326




62-63

2

Ф.М.Достоевский «Белые ночи» Русская действительность в художественном мире повести.





Семинар

Творческая работа



Иллюстрации

Сентиментализм

Ф.М.Достоевский

Повесть «Белые ночи»



Письменное сравнение героев произведений «Шинель» Гоголя и «Белые ночи» Ф.Достоевского




64-65

2

О.Уайльд «Кентервильское привидение» Художественное своеобразие рассказа




Творческий практикум

Литература: справочные материалы для школьника /Под ред. С.В.Тураева – М., Просвещение, 1988

Символизм

импрессионизм






Творческий практикум очинение-рассуждение по высказыванию О.Уайльда




66-67

2

А.П.Чехов «Студент» Традиционные образы и художественное совершенство




Семинар

Сочинение-рецензия






Традиции и новаторство

психологизм






Сочинение-рецензия на рассказ А.П.Чехова «Студент»




68


1


Духовная литература (2 ч)

Православная духовная традиция и светская русская литература



1





Мультимедийный диск



Духовная литература




Читать с.417-421,

с.421-425




69

1


20 век. Эпоха войн и революций (21ч+3ч вн.чт.+4ч р/р)

Деталь и ее художественные функции в произведении А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда»


1





Портреты писателей и поэтов

Художественная деталь





Подготовиться к подробному пересказу






70

1

«Роза Иерихо

на » И.А.Бунина как лирико-философское эссе



1




Портреты писателей и поэтов


Лирико-философское эссе




Ответить на проблемный вопрос




71

1

Сюжет, характер, образ в рассказе «Темные аллеи»

1










1.3. Художествен

ный образ



Подготовить художественный пересказ с 432




72

1

Малый эпический жанр в литературе начала 20 века

1







Малые эпические жанры




Подготовить презентацию произведе

ния малого жанра






73

1

Вн.чт. Малый эпический жанр

1

Вн.чт.










Читать стихотворе

ния из раздела «Поэтичес

кая революция»





74

1

Традиции и новаторство лирики начала 20 века

А Блок, С.Есенин, В.Маяковский



1




Портреты писателей и поэтов


Новаторство поэтического языка, ритм, рифма




Читать стихотворе

ния Блока, Маяковского, Пастернака






75

1

Особенности художественной образности лирики начала 20 века

1

Творческий практикум

Литература: справочные материалы для школьника /Под ред. С.В.Тураева – М., Просвещение, 1988.


Образ-символ

Литературные течения



1.3. Художествен

ный образ



Выучить стихотворе

ние наизусть






76

1

Образ-переживание лирического героя и приемы его создания в творчестве поэтов

1

Поэтический семинар




Поэтический образ

7.8. М.И.Цветаева. Стихотворения

7.10 А.А.Ахматова. Стихотворения



Читать стихотворе

ния Ахматовой, Цветаевой






77

1

Женская поэзия

1







Образ-переживание и средства его воплощения в поэтическом тексте

7.8. М.И.Цветаева. Стихотворения

7.10 А.А.Ахматова. Стихотворения



Выучить стихотворе

ние наизусть






78

1

Р/р Подготовка к классному контрольному сочинению по теме «Поэтическая революция»

3

р/р

Сочинение. Секреты успеха /М.Мещерякова. - М., Айрис-пресс, 2003г.








Подобрать материал к сочинению




79

1

Р/р Классное контрольное сочинение на тему «Поэтическая революция»

5

р/р сочинение
















80

1

Вн.чт. «Поэтическая революция»

1

Вн.чт.










Читать прозу второй половины 20 века




81

1

Система образов произведения М.А.Булгакова «Собачье сердце»

1




Портреты писателей и поэтов


Символика в повести

1.3. Художествен

ный образ



Читать с.443-450




82

1

Сатирические традиции русской литературы в повести М.А.Булгакова

1







Сатирические традиции




Читать с.450-453




83

1

Фантастика и реальность в повести «Собачье сердце»

1







Реальность и фантастика

1.5. Художественный вымысел. Фантастика

Подготовить художественный пересказ эпизода




84

1

Киноурок






















85-86

2

Образы повести, ставшие символами

Собачье или человеческое сердце? Обобщение по повести «Собачье сердце»



1

Семинар

Эссе «Уроки эксперимента»






Символ

Развернутый ответ на проблемный вопрос

Подготовить чтение по ролям разговора Шарикова и Преображенского




87

1

«Непонятная поэзия» Б.Л.Пастернака и О.Э.Мандельштама




Поэтический семинар




Ассоциация

Поэтические шифры






Стр. 455 читать




88

1

Человек в экстремальной ситуации в произведении М.А.Шолохова «Судьба человека»

1




Портреты писателей и поэтов


Своеобразие жанра: рассказ-эпопея

1.3. Художествен

ный образ



Читать с. 459-490




89

1

Психологизм повествования М.А.Шолохова

1







Психологизм в литературе




Ответить на вопросы с490




90

1

Образ главного героя в произведении «Судьба человека»

1







Личность в переломный исторический момент




Составить словесный портрет Соколова




91

1

Р/р Подготовка к домашнему контрольному сочинению по произведению М.А.Шолохова

3

р/р сочинение

Сочинение. Секреты успеха /М.Мещерякова. - М., Айрис-пресс, 2003г.








Написать сочинение




92

1

Русский национальный характер в изображении Солженицына

1




Портреты писателей и поэтов


Русский национальный характер

7.18. А.И.Солжени

цын. Рассказ «Матренин двор»



Составить характеристику Матрены




93

1

Смысл названия произведения «Матренин двор»

1

мини-сочинение «В чем смысл названия произведе

ния?»








7.18. А.И.Солжени

цын. Рассказ «Матренин двор»



Написать мини-сочинение «В чем смысл названия произведения?»




94

1

Нравственно-философская проблематика прозы второй половины 20 века

1







Нравственно-философская проблематика прозы




Подготовить доклады




95-96

2

Р.Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

«..Знать, зачем ты живешь!»









Портреты писателей и поэтов


Повесть-притча

Философская сказка












97

1

Классное контрольное сочинение» в каждом из нас живет Джонатан-Чайка




Эссе

Сочинение. Секреты успеха /М.Мещерякова. - М., Айрис-пресс, 2003г.














98-99

2

Вн.чт. Проза второй половины 20 века

1

Вн.чт











Подготовиться к тестирова

нию





100

1

Итоговый контрольный тест

4

тестирование

Тесты по литературе /Сост. Л.Ю.Алиева, Т.В.Торхунова








Подготовиться к читательской конференции




101-102

2

Итоговая читательская конференция

4



















следующая страница >>