Рабочая программа учебного курса - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа курса Код курса : сд 1 223.56kb.
Рабочая программа учебного предмета 2 703.32kb.
Рабочая программа элективного курса для клинических ординаторов "ультразвуковое... 1 167.05kb.
Рабочая программа элективного курса 1 75.08kb.
Рабочая программа по литературе составлена на основе примерной программы... 1 275.88kb.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ... 2 871.53kb.
Рабочая программа для основного общего образования 1 125.9kb.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ... 3 432.09kb.
Рабочая программа учебного курса 1 356.29kb.
Основное культурологическое понятие учебного курса «российская религиозно-культурная... 1 112.81kb.
Т. В. Лонжук рабочая программа учебного предмета «музыка» в 4 классе... 1 94.53kb.
По учебной дисциплине 3 312.82kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Рабочая программа учебного курса - страница №1/2

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Большеозерская общеобразовательная основная школа № 10



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

«ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. Население и хозяйство».

9 класс.

Утверждено руководителем МКОУ БООШ № 10

___________________________Ткаченко Л.Ф.

Составитель: Цибринская Валентина Афанасьевна

учитель географии, биологии

МКОУ Большеозерской ООШ № 10
2011 – 2012 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

9 класс.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании:



  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

  • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.



Целями изучения географии в основной школе являются:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину мира;

  • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значение охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

  • выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

  • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.


Общая характеристика учебного предмета.
Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта и составлена с учетом новой Концепции географического образования.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества

В учебнике В.П. Дронова «География России. Хозяйство» применен комплексный подход к изучению территории. Такой подход концентрирует материал вокруг следующих сквозных направлений:

-Тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов хозяйства страны, ее крупных регионов до локального (местного) уровня;

-ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических и экономических, социальных задач;

-показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества».



Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю. Рабочая программа рассчитана на 70 часов.

Внесенные изменения:

Рабочая программа составлена на основе примерной программы по географии для основного общего образования, которая рассчитана на 140 часов за 2 года в 8-9 классах. Распределение часов учебного времени в данной программе произошло следующим

Образом 68 часов в 8 классе и 68 часов в 9 классе ИТОГО 136 часов:


Раздел программы

Всего часов

В т.ч.

8 класс


В т.ч.

9 класс


Резерв

Распределение

Резервн. времени



  1. Особенности географического положения России. Место России в мире

10

6

3

1




  1. Раздел. Природа России

30

30

-

-




  1. Раздел. Население России

10




5

5




  1. Раздел. Хозяйство России

30




28

2




  1. Раздел. Регионы России

42

21

21

-




  1. Резерв в т.ч. :

18













  1. Россия и мир







4




4

  1. Человек и природа




6

-




6

  1. География своей республики (края, области).




5

7




12

  1. Всего часов

140

68

68

18+8=26

22

В 9 классе 4 часа резервного времени отдано на изучение раздела «Россия и мир», так как данный раздел определяет положение нашей страны в современном мире, а 7 часов выделено из резерва на географию Красноярского края.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.



Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.


Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.


График выполнения практических работ

№ п/р

Тема

Дата

Примечание

1

Объяснение закономерностей в размещении населения России с использованием карт и статистических материалов

12.09




2

Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей размещения, сопоставление с административно-территориальным делением

19.09




3

Определение по статистическим материалам тенденции изменения доли занятых в сферах народного хозяйства

23.09




4

Определение по картам размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

25.10




5

Сравнительная характеристика Западно-Сибирского и Баренцево-Печерского бассейнов.

14.11




6

Сравнительная характеристика Кузбасса и Канско-Ачинского бассейнов

21.11




7

Составление характеристики Сибирской металлургической базы.

2.12




8

Составление характеристики предприятия химической промышленности

9.12




9

Определение основных районов выращивания сельскохозяйственных культур.

23.12




10

Моделирование нового районирования России

30.01




11

Взаимодействие природы и человека на примере Центральной России.

10.02




12

Сравнение географического положения Москвы и Санкт-Петербурга.

20.02




13

Составление экономико-географической характеристики Европейского Севера.

24.02




14

Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

2.03




15

Влияние исторического развития на этнический и религиозный состав населения Поволжья.

9.03




16

Характеристика Самарского промышленного узла.

12.03




17

Сравнение факторов размещения и специализации пищевой промышленности Европейского юга и Поволжья.

12.03




18

Определение тенденций развития Урала. Экологические проблемы Урала.

19.03




19

Составление по различным источникам характеристики ТПК Западной Сибири.

2.04




20

Составление характеристики Норильского промышленного узла и ТПК Восточной Сибири.

6.04




21

Крупные центры Дальнего Востока. Перспективы развития.

9.04




22

Составление туристического маршрута по Сибири.

13.04




следующая страница >>