Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часа, из них контрольных работ- 3 и практических работ Количество часов в неделю 1 - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного... 1 332.64kb.
На 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году) 2 учебных часа в... 2 377.32kb.
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с федеральным... 2 512.75kb.
Пояснительная записка Рабочая программа для 10 класса составлена... 2 522.9kb.
Общее количество акад часов: 64-144 ак час Время 1 55.73kb.
Рабочая программа название предмета курс по выбору «Химия в быту»... 1 555.64kb.
Рабочая программа для основного общего образования 1 125.9kb.
Задание для выполнения контрольных работ по модулю №4 1 131.31kb.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ... 2 871.53kb.
Рабочая программа учебного курса 2 457.88kb.
Изобразительное искусство 1 103.75kb.
6 современное российское государство учебные вопросы 1 445.5kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часа, из них контрольных работ- 3 и практических - страница №1/1



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»



РАССМОТРЕНО

Руководитель МС

__________ _______________

Протокол № ___

___. __. 200 __


СОГЛАСОВАНО

Замдиректора по УВР МОУ «СОШ №7»

_________ ________________

____. ___. 200 __




УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «СОШ №7»

_______ К.Ф.Габдрахманова

___. __. 200 __





Рабочая программа

по географии

для 10- класса

на 2009-2010 уч.год

Учитель: Идрисова Н.А.

Нефтеюганск

2009

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», на основании Примерной программы по географии для среднего (полного) общего образования.

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часа, из них контрольных работ- 3 и практических работ-2. Количество часов в неделю – 1.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / В.П.Максаковский.-15-е изд., М.: Просвещение, 2007.-398с.: ил., карт. – (География) ISBN 5-09-015677-8 и

методических пособий для учителя:

1. .Экономическая и социальная география мира. 10 класс-2 часть- Региональная характеристика мира: Поурочные планы на основе учебника В.П. Максаковского /Авт.-сост. О.И. Ануфриева. Волгоград: Учитель,2005.-231с. .--ISBN 5-7057-0423-2.

2. Поурочные разработки по географии: 10 класс: к учебнику В.П. максаковского « география. Экономическая и социальная география мира. 10 класс/ В.Л. Лиознер, И.Б. Митрофанова._ М.: Издательство « Экзамен», 2006.-(9),(1) с..--ISBN 5-472-01334-8.

Цели курса:


  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных . социально- экономических, геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

  • нахождение и применение географической информации. Включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета,

  • для правильной оценки важнейших социально- экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения

Ведущей технологией рабочей программы является технология деятельностного подхода в обучении, использование дидактической много мерной технологии В.Э Штейнберга, проблемного метода обучения. Цель использования технологии: формирование целостной картины мира и развитие самостоятельности обучающихся; формирование умений организации собственной деятельности.


Основными методами обучения географии являются как репродуктивные, так и проблемные методы, направленные на формирование базовых знаний, умений и навыков и на овладение ими универсальными способами деятельности . С целью привития интереса применяются дидактические игры, составление кроссвордов, викторин и т.п.

Формами организации познавательной деятельности обучающихся являются: индивидуальная. фронтальная, групповая, парная работа. Работа в группе, в парах направлена на формирование у обучающихся умений работать в команде, ответственности за конечный результат работы, коммуникативных способностей обучающихся, взаимопомощи.

Для контроля усвоения текущих знаний, умений обучающихся применяются различные формы: терминологические диктанты, устный индивидуальный опрос, тесты, кратковременные проверочные работы (7-15 минут), результаты которых проверяются в процессе самоконтроля, взаимопроверки и проверки учителя по критериям оценивания различных видов работ. По окончании изучения отдельных тем курса проводятся контрольные работы. Цель проведения контрольных работ: выявление уровня освоения изученного материала и дальнейшая работа по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся.

Критерии оценок знаний учащихся по географии

При оценке знаний учитываются следующие качественные показатели ответов:



  • глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям)

  • осознанность (соответствие требуемым в стандарте умениям применять полученную информацию)

  • полнота (соответствие объему программы, стандарта)

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные и несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, не правильно указаны основные признаки понятий, явлений, ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения, классификации и т.п.)

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из виду какого-либо нехарактерного факта при описании объекта, явления). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности.

Оценка устного ответа

Отметка «5»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности; ответ самостоятельный



Отметка «4»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя;

ответ самостоятельный.

Отметка «3»:

ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или ответ неполный, несвязный



Отметка «2»:

при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.



Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий. При этом возможна несущественная ошибка.



Отметка «4»:

ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.



Отметка «3»:

Работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.



Отметка «2»:

работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.



Оценка практических умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу

Отметка «5»:

Работа выполнена полностью, правильно; сделаны правильные наблюдения и выводы.



Отметка «4»:

Работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, при этом описание проведено не полностью или допущены несущественные ошибки.



Отметка «3»:

Работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена несущественная ошибки в ходе описания, в объяснении, в оформлении работы, в подведении итогов.



Отметка «2»:

допущены две и более существенные ошибки в ходе практической работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.



Критерии оценок в форме тестов:

«5» - 87-100%

«4» - 61-86%

«3» - 35-60%

«2» - 0-34%
Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения географии ученик должен


знать / понимать

-основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

-особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территриальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран. Их этнографическую специфику;различия в уровне и качествежизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально– экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда (МГРТ); географические аспекты глобальных проблем человечества;

- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России., её роль в МГРТ

уметь

-определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально- экономических и геоэклогических объектов, процессов и явлений;

-оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенныж и техногенных изменений отдельных территорий;

-применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за социально- экономическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

-составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

-сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :

-выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

-нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы,.геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

-понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.



Содержание курса

Тема 1. Введение (3часа).

Положение географии в системе наук. Традиционные новые методы географических исследований. Статистический метод – один из основных в географии. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно- координированных географических данных.



Практическая работа. 1.Использование статистической информации разной формы и содержания.

Тема 2 Современная политическая карта мира( 2часа).

Многообразие стран на карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны.



Тема 3. Природа и человек в современном мире( 6часов).

Взаимодействие человека и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли и их виды. Ресурсообеспеченность. Природно ресурсный потенциал разных территорий. География природных ресурсов . Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.



Практические работы. 2.Оценка ресурсообеспеченности отдельных регионов и стран

Тема 4. Население мира (5часов).

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Структура населения( половая, возрастная, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира. Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных регионов и стран. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов.



Тема 5. Научно -техническая революция и мировое хозяйство( 3часа)

Научно- техническая революция, её черты и составные части. Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура

Международное географическое разделение труда.

Международная специализация и кооперирование –интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира, определяющие их факторы.



Тема 6.География отраслей мирового хозяйства ( 7часов).

География важнейших отраслей: промышленности, сельского хозяйства и транспорта.

Внешние экономические связи –научно- технические,производственные, создание свободных экономических зон(СЭЗ). Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

Тема 7.Глобальные проблемы человечества( 4часа).

Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные , пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.





1 четверть: 9 учебных недель. Количество часов: 9.


Тема 1. Введение (3часа)




Тема урока

Тип урока



Кол-во часов

Элементы содержания

дата

Требования к уровню подготовки обучающихся

Измерители и форма контроля

Элементы дополни-тельного содержания

Домашнее задание

1

Введение.

Вводный урок




1

Положение географии в системе наук.роль и задачи экономической и социальнлй географии.




Знать роль и задачи экономической и социальной географии в современном мире.

Вводная беседа




Стр. 5-7

2

Традиционные и новые методы географических исследований.
Урок усвоения новых знаний

1

Традиционные и новые методы. Статистический метод- один из основных в географии. Виды статистических материалов. Новые методы географических исследований.




Знать традиционные и новые методы географических исследований.

Уметь приводить примеры разных методов исследований.



Устный опрос




Повторить записи в тетрадях

3

Источники географической информации. Практическая работа №1. Использование статистической информации
Урок- практикум.

1

Таблицы, диаграммы, графики и картосхемы. Статистический материал разного содержания.




Уметь анализировать статистический материал, представить её в другой форме

Таблица « Виды статистической информации».







Тема 2. Современная политическая карта мира( 2 часа).



4

Современная политическая карта мира.

Урок усвоения новых знаний




1



Политическая карта мира на современном этапе. Различия стран по территории, численности населения и географическому положению.




Знать самые крупные страны мира по площади и населению.
Уметь показывать их на карте.







Стр. 9-10

5

Многообразие стран мира.

Урок усвоения новых знаний



1

Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны мира, основные показатели их выделения.




Знать основные группы развитых и развивающихся стран.

Уметь приводить примеры стран рахных типов и показывать их по карте.



Тест « Страны мира».




Вопросы на стр.23-24



Тема 3. Природа и человек в современном мире( 6 часов)

6

Взаимодействие общества и природы.
Комбинированный урок

1

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем.




Знать последствия взаимодействия человека и природы.

Понимать проблему дестабилизации окружающей среды.



Беседа.

Оценка обеспеченности челове чества основными видами природных ресурсов. Анализ карт природо пользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций

Стр. 25-28

7

8


Мировые природные ресурсы и их виды

Уроки усвоения новых знаний



2

Природные ресурсы земли и их виды. Размещение природных ресурсов и масштабы их использования




Знать основные виды природных ресурсов и их размещение по Земле
Уметь выявлять проблему использования природных ресурсов

Устный опрос

Стр. 28-34



Стр. 34-41

9

Практическая работа № 2.

Оценка ресурсообеспеченности отдельных регионов и стран.


Урок- практикум


1

Понятие «ресурсообеспеченность».Природно- ресурсный потенциал разных территорий.




Знать понятие «ресурсообеспеченность».
Уметь определять ресурсообеспеченность.

Таблица « Ресурсо -обеспеченность стран и регионов».

Приготовить сообщения, выступления к семинару..


2 – четверть: 7 учебных недель. Количество часов-7

10

(1)



Загрязнение и охрана окружающей среды.
Урок- семинар.

1

Антропогенное загрязнение окружающей среды: причины и последствия .Решение природоохранных проблем: три главных пути. Природоохранная деятельность и экологическая политика. Основные типы природопользования.




Знать основные источники загрязнения и пути сохранения качества окружающей среды.







Подгото виться к контрольной работе.

11

(2)


Контрольная работа № 1 по теме « Природа и человек в современном мире».

1




















Тема № 4. Население мира(5 часов)

12

(3)



Численность населения мира и его воспроизводство.
Урок усвоения новых знаний

1

Численность населения мира и её динамика Воспроизводство населения и его типы. Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира. Демографическая политика в странах разного типа воспроизводства




Знать численность и динамику ,населения, 2 типа воспроизводства населения.

Уметь оценивать и объяснять демографическую ситуацию в странах 1 и 2 типа воспроизводства



Устный опрос.




Стр.57-64

13

(4)




Состав населения мира.

Урок-лекция.

Урок усвоения новых знаний


1

Половой, возрастной и качественный состав населения мира. Этнический и религиозный состав. Половозрастные пирамиды .




Знать состав населения мира.

Уметь анализировать статистическую информацию



Беседа на основе анализа статистического материала.

Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения . Анализ карт населения

Задание 7.8 на стр 86

14

(5)



Размещение и миграции населения.
Урок усвоения новых знаний.

1

Размещение и плотность населения.

Миграция . виды миграции. География международных миграций. 3 главных центра притяжения трудовых ресурсов.






Знать виды и основные направления современной миграции

Уметь объяснять уровни территориальной концентрации населения.



Устный опрос.

Стр. 71-74

15

(6)


Городское и сельское население.
Комбинированный урок.

1

Расселение населения. Городское и сельское население. Урбанизация и её формы, темпы и уровни урбанизации. Крупные города и городские агломерации. Население и окружающая среда.




Знать понятие « урбанизация», черты современной урбанизации и специфику сельских поселений. Уметь анализировать карту урбанизации.

Беседа на основе анализа карт

Подготовиться к контрольной работе.

16

(7)




Контрольная работа № 2 по теме « Население мира».


1
















3- четверть: 10 учебных недель. Количество часов-10

Тема 5. НТР и мировое хозяйство( 3 часа)

17

(1)




Научно- техническая революция( НТР)..
Урок усвоения новых знаний

1

НТР, составные части и характерные черты. 6 главных направлений развития производства.




Знать понятие НТР, её составные части и характерные черты.

Беседа.




Стр.91-97

18

(2)


Мировое хозяйство.

Урок усвоения новых знаний



1

Мировое хозяйство и его формирование. Международное географическое разделение труда( МГРТ). Отрасль международной специализации- результат ГРТ. Международная экономическая интеграция




Знать понятия мировое хозяйство, МГРТ, международная экономическая интеграция.

Уметь называть состав региональных и отраслевых группировок.



Терминологический диктант

.

Стр. 98-102

19

(3)


Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.
Урок усвоения новых знаний

1

От доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному обществу: три типа структуры. Территориальная структура мирового хозяйства: различия между двумя группами стран.




Знать три типа структуры мирового хозяйства.

Уметь представлять территориальную структуру хозяйства в виде схемы



Устный опрос




Схема «Модели мирового хозяйства»



Тема 6. География отраслей мирового хозяйства( 7 часов)

20

(4)


География промышленности

Уроки усвоения новых знаний


2

Промышленность –ведущая отрасль материального производства. Топливно- энергетическая, горнодобывающая, металлургическая промышленность. Другие ведущие отрасли. География ведущих отраслей промышленности.




Знать факторы и районы размещения ведущих отраслей.

Уметь давать характеристику отрасли по типовому плану.



Устный опрос




Описание одной из отраслей по типовому плану

21

(5)











Анализ экономических карт.Выявление неравномерного хозяйствен ного освоения разных территорий. Определе ние междуна родной специализации крупней ших стран и регионов мира.Установление взаимо связей между размеще нием населения. Хозяйства и природными условиями на конкретных территориях




22

(6)


Промышленные районы мира.
Урок усвоения новых знаний

1

Главные районы добывающей и обрабатывающей промышленности.













23

(7)



География сельского хозяйства и рыболовства.
Комбинирован ный урок

1

Товарное и потребительское сельское хозяйство. География ведущих отраслей растениеводства и животноводства Рыболовство.




Знать отличия товарного и потребительского сельского хозяйства.

Уметь применять разные источники информации для характеристики отрасли.



Тест « Сельское хозяйство мира»

Задание 13 на стр.172

24

(8)



География транспорта мира.
Урок усвоения новых знаний

1

Географические различия в транспортной системе двух групп стран. География ведущих отраслей мирового транспорта.




Знать отличия в транспортной системе развитых и развивающихся стран.

Уметь анализировать картосхемы для описания отрасли транспорта.



Беседа на основе анализа картосхем

Подготовить сообщение о международном туризме

25

(9)


Всемирные экономические отношения(ВЭО).

Комбинирован ный урок




1

Общая характеристика ВЭО. Страны с открытой экономикой. Свободные экономические зоны. Мировая торговля, международные кредитно- финансовые отношения, туризм




Знать основные формы ВЭО.
Уметь объяснять роль ВЭО в развитии мирового хозяйства

Устный опрос

Подготовиться к контрольной работе.

26

(10)


Контрольная работа № 3 по теме « География отраслей мирового хозяйства»

1





















4 –четверть: 8 учебных недель. Количество часов 8.
Тема 7. Глобальные проблемы человечества(4 часа)


27

(1)

28

(2)


29

(3)


30

(4)


Понятие о глобальных проблемах

Урок усвоения новых знаний


Взаимосвязь глобальных проблем

Урок усвоения новых знаний.
Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты

Урок усвоения новых знаний


Мир в 21 веке.

Урок обобщения знаний.



4

Глобальные проблемы, их сущность и взаимодействие. Экологическая, сырьевая, демографическая проблемы и пути их решения. Проблема сохранения мира на Земле. Географические аспекты качества жизни населения

Роль географии в решении глобальных проблем человечества






Знать суть, причины, пути решения глобальных проблем человечества.

Уметь давать правильную оценку важнейшим социально- экономическим событиям международной жизни.



Сообщения – выступления на семинаре.

Тестирование.






Подготовить сообщения.

31-35

Резервное время.






















Перечень учебно-методического обеспечения

Литература для учителя

1

1.География.6-11 классы: уроки учительского мастерства/ авт.- сост. А.Б. Моргунова.- Волгоград: Учитель – 2009-150с – ISBN 978-5-7057-1805-4



2. География в таблицах. 6-10 класс: Справочное пособие/ авт.- сост. В.В. Климанов, О.А. Климанова.- М: Дрофа, 1997-160с – ISBN 5-7107-1053-9.

3. География. 6-11 классы: уроки учительского мастерства/ авт.-сост. А. Б Моргунова.- Волгоград: Учитель, 2009.- 150 с. - ISBN 978-5-7057-1805-4.

4. Шатных А.В. Современный урок географии. Ч.3: Методические разработки уроков географии в 10 классе/ Под ред.И.И. Бариновой.- М.: Школьная пресса, 2002.-128с. – ISBN 5-9219-0139-3.

5.Перлов Л. Е. Дидактические карточки- задания по географии. 10 класс. М.:Издательство « Экзамен», 2006.-192с. - ISBN 5-472-00956-1.

6. Баранчиков Е.В. Экономическая и социальная география мира Тесты по географии: 10 класс. М.: Издательство « Экзамен», 2006-126 с. - ISBN 5-472-01265-1..

7. Задачи по географии: Пособие для учителей/ Под ред. А.С. Наумова,-- М: МИРОС, 1993.-192с. ил. - ISBN 5-7084-0040-4.

8.- Нестандартные уроки географии. 9-10 классы / Сост.Н.Н.Перепечева.- Волгоград: Учитель-АСТ, 2004.-96с.

9.Сиротин В.И. Самостоятельные и практические работы по географии6-10 классы): Пособие для учителя .- М.:Просвещение, 1991-128 с.- - ISBN 5-09-003502-4.



Литература для учащихся

1.Чернов А.В., Полякова М.О.. География. Ответы на экзаменационные вопросы 11 класса. Устный экзамен, теория и практика. Учебное пособие/ Под общ. Ред. В.П. Бондарева.-М.: Издательство « Экзамен», 2005.-160с. - ISBN 5- 472-00539-6..

2.Максаковский В. П. Новое в мире: цифры и факты. Доп. главы к учебнику « Экономическая и социальная география мира, 10 класс»: Пособие для учащихся общеобразоват. учяеб заведений– 3- изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2002.-192 с. ISBN 5-7107-5425-0.

3. География в таблицах. 6-10 класс: Справочное пособие/ авт.- сост. В.В. Климанов, О.А. Климанова.- М: Дрофа, 1997-160с – ISBN 5-7107-1053-9.



Электронные ресурсы

1.Экономическая и социальная география мира. Учебное электронное издание.

2. География. Библиотека электронных наглядных пособий Комплект цифровых образовательных ресурсов. 6-11-класс Электронное издание.- Министерство образования и науки РФ. Национальный фонд подготовки кадров. Проект «Информатизация системы образования»

3.Экономическая и социальная география мира. Электронное издание по учебнику В. П. Максаковского. Комплект цифровых образовательных ресурсов.