Рабочая программа по мировой художественной культуре - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по мировой художественной культуре (среднее 1 161.96kb.
Конспект урока в 7 классе по мировой художественной культуре 1 59.13kb.
Стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественой... 1 48.39kb.
Стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественой... 1 82.69kb.
Тематическое планирование по Мировой художественной культуре в 9... 1 214.68kb.
Урок практикум по мировой художественной культуре в 9-ом классе «Художественная... 1 139.01kb.
Рабочая программа для студентов театрального факультета по специальности... 1 176.87kb.
Рабочая программа включает требования к результатам ее освоения,... 3 712.36kb.
Рабочая программа по физической культуре начальное общее образование... 1 137.79kb.
Рабочая программа учебного предмета 2 703.32kb.
Рабочая программа курс: Политический анализ и прогнозирование Для... 1 129.09kb.
Мировой литературный процесс ушедшего столетия явление чрезвычайно... 1 33.45kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Рабочая программа по мировой художественной культуре - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Валуйки





«Согласовано»

Руководитель МО

_________________________
Протокол № ___ от
«____»____________2010 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МОУ СОШ № 4 г. Валуйки

__________ Щербакова Е.И.
«____»____________2010 г.


«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ №4 г.Валуйки

__________Зеленская Г.В.
Приказ № ___ от «___»____2010 г.

Рабочая программа

по мировой художественной культуре

(базовый уровень)

11 класс

Учитель: Сибирцева Наталья Васильевна



2010 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса мировой художественной культуры для 11 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на основе программы курса мировой художественной культуры под редакцией Л.А. Рапацкой (2005г.). При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма «О преподавании мировой художественной культуры в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».

Цели и задачи:

Изучение мировой художественной культуры в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей и задач:


- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Авторское поурочное планирование используется без изменений.

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебник Рапацкая Л.А. «Мировая художественная культура 11 класс», М.: «Владос» 2008.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, контрольные работы, защита исследовательских проектов (4 часа отведено для проведения текущих контрольных работ и 2 часа на проведение уроков – семинаров).



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен


знать/ понимать:
- основные виды и жанры искусства;

- изученные направления и стили мировой художественной культуры;

- шедевры мировой художественной культуры;

- особенности языка различных видов искусства.



уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;

- организации личного и коллективного досуга;

- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

- самостоятельного художественного творчества.



КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п


Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки похождения

Примечание

(формы контроля)






Раздел 1. Основные течения в европейской художественной культуре

XIX – начала XXв.





1.

Романтизм в художественной культуре Европы XIX в.: открытие «внутреннего человека»

3ч.









2.

Импрессионизм: поиск ускользающей красоты

1ч.









3.

Действительность сквозь призму страха и пессимизма (экспрессионизм)


1ч.









4.

Мир реальности и мир «новой реальности»: традиционные и нетрадиционные течения в искусстве конца XIX – начала XXв.

3ч.









5.

Обобщающий урок по теме «Европейская художественная культура конца XIX – начала XXв»


1ч.




Обобщение по теме








Раздел 2. Художественная культура России XIX – начала XXв.











П.18

6.

Шедевры русской художественной культуры первой половины XIX в. – фундамент национальной классики



2ч.










7.

Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа

2ч.










8.

«Переоценка ценностей» в художественной культуре «серебряного века»: открытия символизма

2ч.










9.



Обобщающий урок по теме «художественная культура России начала XIX в»

2ч.





Обобщение по теме



10.

Эстетика эксперимента и ранний русский авангард

1ч.










11.

Неоклассицизм и поздний романтизм: общее и различное

1ч.










12.



Обобщающий урок по теме «Художественная культура России XIX – начала XXв.»

1ч.




Обобщение по теме







Раздел 3. Европа и Америка: художественная культура XXв.





13.

Полюсы добра и зла: литературная классика XXв.

1ч.










14.

Музыкальное искусство в нотах и без нот











15.

Театр и киноискусство XXв.: культурная дополняемость

2ч.










16.

Художественная культура Америки: обаяние молодости

2ч.










16.



Урок – семинар по теме «Художественная культура Европы и Америки»

1ч.





Обобщение по теме





Раздел 4. Русская художественная культура XXв.: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам




17.

Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры

2ч.










18.

Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины XXв.

2ч.










19.

«Русская тема» в советском искусстве

1ч.










20.

Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий XXв.

1ч.











21.


Контрольный урок по теме «Русская художественная культура XXв.»

1ч.




Тестирование










Всего 34 ч.











СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел 1. Основные течения в европейской художественной культуре

XIX – начала XXв.

Романтизм в художественной культуре Европы XIX в.: открытие «внутреннего человека».
Художественная картина мира в романтическом искусстве разных видов: усиление психологического начала, проникновение во внутренний мир личности и развитие лирической образности в произведениях романтиков.

Литература: Э.Гофман, Дж.Байрон, В.Гюго, В.Скотт, Г.Гейне. сказка в творчестве братьев Гримм, Х.К. Андерсена.

Романтизм в изобразительном искусстве: В.Гойя, Т.Жерико, Э.Делакруа

Расцвет музыки в эпоху романтизма. Национальные музыкальные школы; оперное творчество Дж.Верди, Ж.Бизе, Р.Вагнера; фортепианная музыка Ф.Листа, Р.Шумана, Ф.Шопена; симфоническая музыка Г.Берлиоза.


Импрессионизм: поиск ускользающей красоты.
Импрессионизм как предтеча нетрадиционных направлений в европейском искусстве XX в. Новое понимание света, цвета, пространства на полотне. Творчество К.Моне, Э.Мане.

Импрессионизм в музыкальном искусстве. Творчество К.Дебюсси, М.Равеля.


Действительность сквозь призму страха и пессимизма (экспрессионизм).
Отражение в экспрессионизме идеи утраты гуманистических и религиозных идеалов, болезненной тоски, одиночества, страха. Символика экспрессионизма в работе Э.Мунка «Крик».

Экспрессионизм в музыкальном искусстве (Г.Малер, Р.Штраус).


Мир реальности и мир «новой реальности»: традиционные и нетрадиционные течения в искусстве конца XIX – начала XXв.
Символизм как философская «сверхидея» искусства. Влияние символизма на многие стилевые направления и художественные течения. Творчество Р.Роллана, «Книга джунглей» Дж.Р.Киплинга.

Постимпрессионизм во французской живописи: П.Сезанн, Ван Гог, А.Тулуз-Лотрек, П.Гоген.

Фовизм в изобразительном искусстве – открытие новых динамичных сочетаний цвета, стихийной острой ритмики, резкого обобщения объемов (А.Матисс).

Кубизм – преобладание формальных задач в логике (П.Пикассо).



Раздел 2. Художественная культура России XIX – начала XXв.


Шедевры русской художественной культуры первой половины XIX в. – фундамент национальной классики.
Сочетание классицизма с новыми романтическими и реалистическими идеалами. Отражение наболевших социальных проблем. Рождение образа «маленького человека» (А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь).

М.И.Глинка, его роль в становлении основных эстетических принципов русского музыкального классического искусства, его оперное наследие («Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»).

Изобразительное искусство: О.А.Кипренский, В.А.Тропинин, А.Г.Венецианов, К.П.Брюллов, А.А.Иванов, П.А.Федотов.

Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа.
Отмена крепостного права и его культурные последствия, слияние образа народа и героя. Просветительский, учительский пафос литературы (Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, А.Н.Островский, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой).

Деятельность «Могучей кучки» - идеи национального самовыражения.

Реалистическая образность и просветительский характер произведений художников – передвижников (В.Г.Перов, И.Я. Крамской, А.К.Саврасов, А.И.Куинджи, В.Д.Поленов, И.Я. Репин, В.И.Суриков, В.М.Васнецов).
«Переоценка ценностей» в художественной культуре «серебряного века»: открытия символизма.
Обновление религиозно-философской мысли: отказ от реализма и возрождение духовной основы художественных образов. Истоки символизма – отражение исконно русских идеалов соборности и всеединства. Литература: В.С.Соловьев, К.Д.Бальмонт, В.И.Брюсов, А.Белый, А.А.Блок.

Символизм в живописи: М.А.Врубель, В.Э. Борис – Мусатов, М.К.Чюрленис.



Эстетика эксперимента и ранний русский авангард.
Новизна как эталон современности в искусстве авангардных направлений. Творческое объединение «Бубновый валет». Творчество И.И.Машкова, П.П. Кончаловского, Н.С.Гончаровой, Б.Л.Пастернака, В.В.Маяковского, С.С.Прокофьева.

Неоклассицизм и поздний романтизм: общее и различное.
Неоклассицизм в искусстве «серебряного века» как попытка вернуться к традиционной «вечной красоте» художественных образов. Акмеизм в поэзии. Творчество М.А.Кузьмина, Г.В.Адамовича, Н.С.Гумилева, О.Э. Мандельштама, А.А. Ахматовой.

Творческое объединение «Мир искусства». Творчество В.А.Серова, Н.К.Рериха.

«Русские сезоны» в Париже.

Раздел 3. Европа и Америка: художественная культура XXв.
Полюсы добра и зла: литературная классика XXв.
Преемственность и новаторство в искусстве данного времени. Новая художественная образность: настроения пессимизма, внутренней опустошенности, утраты идеалов и иллюзий. Расцвет научно-фантастической литературы. Жанр детектива.

Музыкальное искусство в нотах и без нот.
Национальные композиторские школы XX в. Немецкая музыка П.Хиндемита, творчество К.Орфа.

Испанская культура, высокие традиции в музыке и театре (П.Сарасате, А.Казальс, И.Альбенис).

Рождение новых направлений в музыкальном искусстве, музыкальный авангард. Электронная музыка, электроинструменты и новые тембры.

Театр и киноискусство XXв.: культурная дополняемость.
Освобождение театрального искусства от традиций, от четкой разделенности на артистов и зрителей. Поиск новых форм общения с аудиторией и новых средств художественной выразительности. Развитие режиссерского театра (М.Рейнхард, Ж.Вилар, П.Брук).

Киноискусство: проблема элитарности и массовости. Эволюция киноискусства: «Немое» кино и творчество Ч.Чаплина; национальные школы кинематографа.


Художественная культура Америки: обаяние молодости.
Художественная культура стран Американского континента как молодое образование в мировой культуре; полиэтнический характер традиций, сочетание элементов художественного мышления разных народов.

Роль переселенцев из России в становлении профессионального искусства Америки.

Американская литературная классика (Ф.Купер, Дж.Джефферсон, Г.Мелвилд, М.Твен, Э.Хемингуэй).

Киноискусство США, Голливуд. «Унесенные ветром» В.Флеминга. звезды Голливуда.

Музыка «черной Америки»: афроамериканский фольклор как почва для развития самобытности в музыке (блюз, спиричуэлс, рэг-тайм, буги-вуги, диксиленд). Творчество Дж.Гершвина.

Раздел 4. Русская художественная культура XXв.: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам

Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры.
Общественные потрясения и ломка духовно-нравственных устоев культурной жизни России, революционный переворот 1917г. Идеология большевизма: утопические лозунги и реальность. Массовая эмиграция творцов «серебряного века» из России. Романтическая образность в произведениях В.В.Маяковского, А.С.Грина, М.А.Булгакова.

Политизация изобразительного искусства (И.И.Бродский, М.Б.Греков, А.А.Дейнека, К.С.Петров-Водкин, М.В.Нестеров).

Театральное искусство (Е.Б.Вахтангов, К.С.Станиславский, В.И.Немирович –Данченко, В.Э.Мейерхольд).

Героизм «трудовых будней» - одна из главных тем киноискусства 30-х гг.



Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины XXв.
Обращение литературы военных лет к традиционным фольклорным формам поэзии – заклинанию, клятве, заговору. Взлет лирической поэзии, воплощение в ней чувств и переживаний бойца – защитника Родины. Товрчество К.М.Симонова, А.А.Ахматовой, А.Т.Твардовского.

Кинематограф военных лет, образы великого противостояния в кинофильмах «Жди меня», «Два бойца», «В 6 часов вечера после войны».

Агитационные плакаты. Монументальное зодчество (мемориалы).

Песни военных лет.



«Русская тема» в советском искусстве.
«Оттепель» 60-х гг., процесс нравственного очищения народа.

Традиция русской «авторской песни» поэтов - шестидесятников (Б.Ш.Окуджава, В.С.Высоцкий). Поэзия А.В.Вознесенского, Е.А.Евтушенко, Р.И.Рождественского.

Музыкальная классика XXв.: С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, С.В.Свиридов.

Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий XXв.
Нравственные идеи А.Д.Сахарова. новая волна эмиграции (А.И.Солженицын, И.А.Бродский, В.Н.Войнович, М.Л.Ростропович).

Киноискусство (А.А.Тарковский, Э.А.Рязанов, М.А.Захаров).

Развитие театральной режиссуры.

Явления российской культурной жизни 90-х гг. новые герои телевизионных программ.

Противостояние злу: первые шаги возвращения к истокам традиционных духовно-нравственных ценностей. Восстановление храмов. Символ новой России – храм Христа Спасителя.
Формы и средства контроля:
ТЕСТ 

1. Христианство в Россию пришло из

А) Франции

Б) Италии

В) Византии

Г) Греции

 2. Один из ранних на Руси памятников каменного зодчества

А) храм Христа Спасителя

Б) храм Василия Блаженного

В) Успенский собор во Владимире

Г) церковь Ильи Пророка в Ярославле

 3. Три ангела на иконе А. Рублева символизируют

А) скорбь

Б) смирение

В) согласие

Г) печаль

 4. Популярный художественный стиль XIX века

А) сентиментализм

Б) реализм

В) авангардизм

Г) абстракционизм

 5. Русский художник-передвижник

А) Боровиковский

Б) Брюллов

В) Врубель

Г) Репин


 6. Расцвет русской культуры XIX века определялся

А) тесной взаимосвязью русской культуры с европейской

Б) небывалым развитием всех видов русского искусства

В) археологическими раскопками

Г) влиянием на русскую культуру достижений Западной Европы

 7. Русь была крещена в:

А) 889 г.

Б) 898 г.

В) 988 г.

Г) 1010г.

 8. Знаменитая икона А. Рублева находится в:

А) Лувре


Б) Третьяковской картинной галерее

В) Русском музее

Г) Эрмитаже

 9. Назовите ярославский храм:

А) храм Василия Блаженного

Б) храм Христа Спасителя

В) Покрова на Нерли

Г) храм Ильи Пророка

10. В этом соборе была первая школа на Руси, первая библиотека, похоронен Ярослав Мудрый

А) собор Софии Киевской

Б) ярославский Богоявленский собор

В) собор Покрова на Рву

Г) Архангельский собор Московского Кремля

11. Материал, заменявший в Древней Руси бумагу:

А) папирус

Б) калька

В) ватман

Г) пергамент

 12. Религиозная картина на доске:

А) Икона


Б) Портрет

В) Пейзаж

Г) Натюрморт

 13. Автор памятника Петру 1 в Санкт- Петербурге:

А) Опекушин

Б) Фальконе

В) Пушкин

Г) Екатерина вторая

 14. .Установить соответствие ( картина-художник)

1) «Девятый вал» А) Перов

2) « Боярыня Морозова» Б) Васнецов

3) «Тройка» В) Суриков

4) «Бурлаки на Волге» Г) Айвазовский

Д) Серов


15. Принятие христианства на Руси способствовало:

а) Объединению Руси

б) Укреплению власти князей

в) Возникновению междоусобных войн

 

Перечень учебно-методических средств обучения:
1. Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. № 13, 15.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель» Профиздат. -2005. 64 с.

3. Как составить рабочую программу учебного курса? / Н.Л. Солянкина –Красноярск: Изд-во КК ИПКиПП РО, 2009.– 27 с.

4. Методические рекомендации по разработке и утверждению рабочих программ учебных дисциплин базисного учебного плана образовательного учреждения – Издательство: Учебно-методический центр, г. Серпухов, 2008. – 10 с.



  1. Концепция национальной образовательной политики РФ (приказ МО РФ от 3.8.2006 г., № 201: http://www.businesspravo.ru).

  2. Концепция художественного образования в Российской Федерации (приказ МО РФ от 28.12.2001 г., № 1403): http://www.gnesin.ru/normativy/concept of art education.html.

  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (проект) http://standart.edu.ru и www.isiorao.ru.

Эл. версия: http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/kafedra/duh_nrav_lab.asp

  1. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы // Сборник нормативных документов. – М.: Дрофа, 2004.

  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Сборник нормативных документов. – М.: Дрофа, 2004.

  3. Большая Советская Энциклопедия /под ред. Б.А. Введенского.

  4. Емохонова Л.Г. «Мировая художественная культура», М., «Academia», 1999г.

  5. Жемчугова П.П. Архитектура.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.- (Серия «Иллюстрированный словарик школьника»).

  6. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 11 класс. В2-х частях. Ч.1: /учебник/.- М.- Владос, 2008.

  7. Школьная энциклопедия «Руссика». – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. – 736., ил.