Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс Программа разработана на основе - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
I. пояснительная записка статус документа 1 389.94kb.
Рабочая программа включает требования к результатам ее освоения,... 3 712.36kb.
Рабочая программа по искусству Класс: 8-9 2 365.89kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса соответствует... 1 172.8kb.
Программа курса «Графика в изобразительном искусстве и черчении» 1 111.14kb.
Рабочая программа по истории России (история России XVI xviii века) 1 329.01kb.
Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству... 1 242.34kb.
Рабочая программа элективного курса 1 75.08kb.
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Программы... 1 185.13kb.
Рабочая программа по физике 10 класс Мякишев, Буховцев умк мякишев Г. 1 146.58kb.
Программа по изобразительному искусству для 5 класса 1 95.31kb.
«Информационная культура». Цели урока 1 109.5kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс Программа разработана на - страница №1/1

МОБУ «Жилинская средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю

Директор школы: ____________/Гончаров В.М./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По изобразительному искусству

6 класс

Программа разработана на основе

авторской программы Б.М.Неменского

« Изобразительное искусство », М., «Просвещение», 2011г.

2012-2013 уч. год
Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета
6 класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.


Цель программы:

Задачи художественного развития учащихся в 6 классе:

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:

- формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;

- формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;

- формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;

- формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.

Формирование художественно-творческой активности личности:

- учиться анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;

- творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.

Формирование художественных знаний, умений, навыков.

2 год обучения (6 класс)

Учащиеся должны знать:


  • особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;

  • основные жанры изобразительного искусства;

  • известнейшие музеи свое страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея), а также местные художественные музеи;

  • о выдающихся произведениях скульптуры, живописи, графики;

  • о выдающихся произведениях русского изобразительного искусства.



Учащиеся должны уметь:

  • работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;

  • выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;

  • добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;

  • передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;

  • передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;

  • передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;

  • в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;

  • пользоваться различными графическими техниками

  • оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах.

дополнительные пособия для учителя:

– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 6 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 20010г.;

– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 20010;

– Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества – Волгоград: Учитель, 2009г.;

– С.А.Казначеева, С.А.Бондарева., Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. – Волгоград: Учитель, 2009г.;

– О.В.Павлова ., Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;

– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.;


Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.


Для изучения раздела программы «Виды изобразительного искусства и основы образного языка»-8ч.

Для изучения раздела программы «Мир наших вещей. Натюрморт»-8ч.

Для изучения раздела программы «Вглядываясь в человека. Портрет» - 10ч.

Для изучения раздела программы «Человек и пространство в изобразительном искусстве»- 9ч.


Программа рассчитана на 35 часов; в том числе контрольных работ - 5.

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 6 классе

По программе Б,М.Неменского, Изобразительное искусство

№ п/п

Название темы урока

Цели изучения темы, раздела.

Оснащение урока Примерный минимум.

Кол-во уроков

Календарные сроки. Дом. задание

Дата

1 четверть. Тема «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»




1

Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

а) Познакомить учащихся со значением искусства в жизни человека, видами искусства; дать представление о пластических видах искусства и их делении на группы: конструктивные, декоративные и изобразительные

б) Развить интерес к искусству

в) Воспитать мотивацию к учебной деятельности


.. Свободная тема

1

Сбор информации по данной теме




2

Рисунок- основа изобразительного искусства

а) ) Познакомить учащихся с творческими заданиями рисунка, его видами, с материалами для его выполнения, техникой работы над рисунком

б) Учить выполнять рисунок карандашом с натуры

в) Развивать навыки овладения техникой рисования

г) ) Воспитать мотивацию к учебной деятельности



Зарисовки с натуры и по памяти отдельных травянистых растений или веточек (колоски, колючки, ковыль и т. д. ).Работа карандашом разной твердости

1

Принести словари по изобразительному искусству




3

Пятно как средство выражения Композиция как ритм пятен

а) Познакомить учащихся с понятиями пятна, силуэта, тона и тональных оттенков в изобразительном искусстве, познакомить с ролью пятна в изображении и его выразительными возможностями, тональной шкалой, композицией листа, ритмом пятен.

б) Развить приемы работы с красками.

в) Воспитать интерес к предмету и изобразительной деятельности; укреплять межпредметные связи ( музыка, литература, ИЗО )


Изображение различных осенних состояний в природе: ветер, дождь, туман, яркое солнце и тени. Работа красками

1

Найти работы русских художников о природных явлениях




4

Цвет. Основы цветоведения

а) Познакомить учащихся с основами цветоведения; дать понятие цветового круга, основных, составных цветов, дополнительного цвета; холодного и теплого цветов; светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета; находить гармонические цветовые сочетания

б) Воспитать художественный вкус

в) Развивать творческую фантазию


Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой на вариативные возможности цвета: «Царство снежной королевы». « Розовая страна вечной молодости». «Изумрудный город» «Страна золотого солнца».Работа красками.

1

Чтение сказок; подбор иллюстраций сказочных изображений царства, города, страны, планеты.




5

Цвет в произведениях живописи.

а) Познакомить с понятиями « локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония», с цветовыми отношениями, взаимодействием цветовых пятен, цветовой композицией.

б) Учить находить гармонические цветовые сочетания

в) Развивать технику работы с красками

г) Воспитать художественный вкус, наблюдательность

д) Формировать потребность в самовыражении, в размышлении над известными фактами и явлениями; создавать условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей


Изображение осеннего букета с разным настроением- радость, грусть, нежность. ».Работа красками.

1

Сбор информации по данной теме




6

Объемные изображения в скульптуре

а) Познакомить учащихся с выразительными возможностями объемного изображения, видами скульптурных изображений, связью объема с окружающим пространством и освещением, художественными материалами, применяемых в скульптуре и их свойствами

б) Учить создавать объемные изображения животных, используя различные материалы (пластилин, глина, мятая бумага) в том числе и природные

в) воспитывать интерес к учебной деятельности и скульптурному искусству.


Объемные изображения животных в различных материалах: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы

1

Поиск информации по данной теме




7

Основы языка изобразительного искусства.

а) Обобщить знания о видах изобразительного искусства, художественных материалах, их выразительных возможностях, художественном творчестве и художественном воспитании


Свободная тема

1

Написание реферата по теме; рисунок по замыслу.




2 четверть. Тема: «Мир наших вещей. Натюрморт»




8

Художественное познание: реальность и фантазия

а) Дать понятие реальности и фантазии в творческой деятельности художника, условности и правдоподобия в изобразительном искусстве.;

б) Познакомить с выразительными средствами и правилами изображения

в) Учить приемам работы карандашом

г) Развивать навыки решения композиционных задач

д) Воспитывать художественный вкус; углублять межпредметные связи ( изобразительное искусство, отечественная история )
)

)

б)



в)

Работа карандашами на тему: «Этот фантастический мир»

1

Написать мини-рассказ к рисунку.




9

Изображение предметного мира- натюрморта

а) Познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства

б) Расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об особенностях натюрморта в живописи, графике, скульптуре.

в) Учить изображать различные предметы

г) Развивать приемы работы красками

д) Воспитывать эстетическую восприимчивость


Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов, например кухонной утвари. Работа красками

1

Подобрать из газет, журналов, открыток изображения натюрморта




10

Понятие формы Многообразие форм окружающего мира

а) Познакомить учащихся с многообразием форм в мире; объяснить понятия формы, линейных, плоскостных и объемных форм.

б) Учить видеть плоские геометрические тела в основе различных предметов окружающего мира

в) Продолжать работу по формированию навыков конструирования из простых геометрических тел, из бумаги

г) Развивать пространственные представления

д) Воспитывать наблюдательность; способствовать углублению межпредмеитных связей ( математики, черчения, изобразительной деятельности).


Конструирование из бумаги простых геометрических тел.

1

Сбор информации по данной теме




11

Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.

а) Познакомить учащихся с перспективой как способом изображения на плоскости предметов в пространстве; изучить правила объемного изображения геометрических тел; дать определение понятию «ракурс»

б) Учить приемам объемного изображения геометрических тел

в) Развивать творческие конструктивные способности, изобразительные навыки

г) Воспитывать интерес к самостоятельной конструктивной деятельности.



Построение конструкций из нескольких геометрических тел, выполнить зарисовки карандашом.

1

Сбор информации по данной теме




12

Освещение. Свет и тень.

а)Объяснить понятие «освещения» как средства выявления объема предмета

б) Познакомить с понятиями « блики», «полутени», «собственная тень», « рефлекс», « падающая тень»; расширить представление о свете как средстве организации композиции в картине.

в) Учить изображать геометрические тела с натуры с боковым освещением

г) Развивать приемы работы красками

д) Воспитывать наблюдательность; углублять межпредметные связи ( изобразительное искусство, мировая художественная культура, литература, музыка .)


Изображение геометрических тел из дерева или бумаги c боковым освещением. Работа красками.

1

Сбор информации по данной теме




13-14

Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте.

а) Расширить представления учащихся о цвете в живописи, богатстве его выразительных возможностей

б) Учить выражать в натюрморте свои настроения и переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен

в)Развивать технику работы кистью

г) Воспитывать художественный вкус, эстетическое цветовое ощущение и изысканность цветовых оттенков.



Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии:

праздничный натюрморт, грустный, таинственный и т. д. Работа красками, гуашью. Практическая работа предполагает оттиск с аппликацией на картоне.



2

Подобрать из газет, журналов, открыток изображения натюрморта




15

Выразительные возможности натюрморта.

а) Обобщить знания учащихся о предметном мире в изобразительном искусстве и выражении переживаний и мыслей художника, его личных, душевных представлений и представлений окружающего мира

б) Развивать умения понимать, чувствовать и воспринимать произведения искусства

в) Воспитывать художественный вкус


Экскурсия по выставке, просмотр фильмов об искусстве

1

Оформление своих творческих работ




3 четверть. Тема: «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве»




16

Образ человека- главная тема искусства

а) Познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета

б) Развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир

в) Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.


Свободная тема. Работа красками.

1

Подобрать картинки и иллюстрации с образом человека




17

Конструкция головы человека и ее пропорции

а) Познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы человека, пропорциями лица.

б) Дать понятие средней линии и симметрии лица

в) Учить изображать голову человека с различно соотнесенными деталями лица

г) Развивать наблюдательность; воспитывать эстетический вкус

д) Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу


Работа над рисунком и аппликацией по изображению головы с различно соотнесенными деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и т. д.)

1

Сбор информации по данной теме




18

Изображение головы человека в пространстве

а) Познакомить учащихся с техникой рисования головы человека

б) Учить правильно выбирать поворот или ракурс головы; отработать приемы рисования головы

в) Развивать наблюдательность

г) Воспитывать эстетический вкус, интерес к предмету

д) Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека.


Объемное конструктивное изображение головы. Работа карандашом.

1

Сбор иллюстраций по теме




19

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

а) Познакомить учащихся с историей изображения образа человека в графическом портрете, его особенностями

б) Учить отражать в портрете индивидуальные особенности, характер и настроение портретируемого, располагать рисунок на листе

в) Развивать навыки изображения головы человека, наблюдательность.

г) Воспитывать интерес к изучению личности каждого человека, уважение к людям

д) Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека.


Рисунок набросок с натуры. Первый урок-работа в карандаше, второй урок- в цвете.

1

Описание внешности и характера литературного героя.




20

Портрет в скульптуре

а) Познакомить учащихся с историей с историей портрета в скульптуре, выразительными возможностями скульптуры

б) Учить изображать портрет человека из пластилина, соблюдая пропорции и добиваясь сходства

в) Развивать пространственное мышление

г) Воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию; укреплять межпредметгые связи ( литература, технология, изобразительное искусство)

д,) Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека.


Работа над изображением из пластилина портрета выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.

1

Описание внешности и характера литературного героя




21

Сатирические образы человека

а) Познакомить учащихся с переплетением понятий правды жизни и языка искусства, приемом художественного преувеличения, сатирическими образами в искусстве, с видом изобразительного искусства- карикатурой и ее разновидностями

б) Учить отбирать детали и обострять образ при изображении сатирических образов или создании дружеских шаржей

в) Развивать наблюдательность, технику рисования карандашом

г) Воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию, положительному отношению к юмору; укреплять межпредметные связи (литература, технология, изобразительное искусство)

д) Формировать умение находить смешные, сатирические образы человека ( литературного персонажа), тонко и тактично изображать друзей в юмористическом решении


Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей

1

Подобрать из газет, журналов, открыток изображения натюрморта




22

Образные возможности освещения в портрете

а) Познакомить учащихся с особенностями изображения человека при различном освещении, с изменением его восприятия при направлении света сбоку, снизу, при изображении против света, с контрастностью освещения

б) Развивать приемы изображения человека, наблюдательность, технику рисования однородной акварелью ( черной);

в) Воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию


Наблюдение натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении. Черная акварель.

1

Подготовить реферат на тему: Жизнь и творчество И. Е. Репина




23

Портрет в живописи

а) Познакомить учащихся с ролью и местом живописного портрета в истории искусства, обобщенным образом человека в живописи Возрождения, в 16-19 и 20 веках

б) Учить составлять композицию в портрете; совершенствовать технику работы карандашом, красками

в) Развивать приемы изображения человека, наблюдательность

г) Воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию



Зарисовки композиции портретов с натуры в карандаше

1

Сбор информации по данной теме




24

Роль цвета в портрете

а) ) Познакомить учащихся с цветовым решением образа в портрете; дать понятие цвета, тона и освещения в портрете

б) Развивать понимание того, что цветом можно выражать настроение и характер героя портрета

в) Воспитывать интерес к человеку как личности


Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга).

1

Подобрать материал на тему: Великие портретисты




25

: Великие портретисты (обобщение темы )

а) Обобщить знания учащихся о жанре портрета

б) Проанализировать выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах

в) Воспитывать творческую активность, интерес к искусству


Презентация работ- портретов; отчет по рефератам, их анализ и оценка.

1

Оформление своих творческих работ




4 четверть. Тема: «Человек и пространство в изобразительном искусстве»




26

Жанры в изобразительном искусстве

а) Систематизировать знания учащихся о жанрах изобразительного искусства

б) Познакомить с предметами изображения и картиной мира в изобразительном искусстве и его видением в разные эпохи

в) Воспитывать интерес к мировой культуре и искусству; укреплять межпредметные связи ( изобразительное искусство, мировая художественная культура, музыка, литература, история).


Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и тематический жанр.

1

Проиллюстрировать в словарях жанры ИЗО




27


Изображение пространства

а) Расширить знания учащихся о видах перспективы в изобразительном искусстве.

б) Познакомить с особенностями изображения пространства в искусстве Древнего Египта и Древней Греции, правилами линейной перспективы в искусстве и историей их открытия

в) Воспитывать интерес к мировой культуре и искусству


Пространство иконы, его смысл. Потребность в изображении глубины пространства, открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота.

1

Продолжить работу со словарями и энциклопедической литературой




28- 29

Правила линейной и воздушной перспективы

а) Расширить знания учащихся о перспективе как учении о способах передачи глубины пространства в искусстве. Дать понятие точки зрения, точки схода.

б) Познакомить с правилами линейной и воздушной перспективы и изменения контрастности

в) Учить изображать предметы с соблюдением правил перспективы; совершенствовать технику работы карандашом и гуашью.


Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил перспективы. Материалы: карандаш, гуашь с ограниченной палитрой

2

Сбор информации по данной теме




30-31

Пейзаж- большой мир. Организация изображаемого пространства

а) Расширить знания учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре в искусстве.

б) Познакомить с традициями изображения пейзажа в Древнем Китае. Европе

в) Учить выбирать формат бумаги для картины, высоту горизонта, находить правильное композиционное решение при заполнении пространства; совершенствовать технику работы с красками

г) Развивать творческое воображение.



Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и пр. Выполнение задания может быть как индивидуальным, так и коллективным с использованием аппликации для изображения уходящих планов и наполнения их деталями

2

Сбор иллюстраций с изображением пейзажей.




32

Пейзаж- настроение. Природа и художник.

а) Расширить знания учащихся о пейзаже как таком жанре в искусстве ,который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности.

б) Познакомить с многообразием форм и красок окружающего мира, изменчивостью состояния природы в зависимости от освещения;

в) Учить находить красоту природы в разных ее состояниях: утром, вечером, в полдень, сумерки, в солнечный или ненастный день и т. д., передавать красками яркие цветовые состояния природы; показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение; совершенствовать технику работы с красками.

г) Развивать творческое воображение, технику работы кистью

д) Воспитывать эстетический вкус, любовь к природе; укреплять межпредметные связи (литература, изобразительное искусство, мировая художественная культура, история)


Пейзаж- настроение. Работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе. Изменчивые и яркие цветовые состояния.

1

Выполнить наброски пейзажа улиц города с натуры




33-34

Городской пейзаж

а) Познакомить учащихся с изображением образа города в живописи, особенностями городского пейзажа в истории искусства в разные эпохи и в российском искусстве 20 века.

б) Учить выполнять городской пейзаж с соблюдением правил линейной перспективы

в) Развивать творческое воображение, технику работы карандашом.

г) Воспитывать эстетический вкус, интнрнс к искусству, любовь и привязанность к родным местам- краю, городу; укреплять межпредметные связи (литература, , изобразительное искусство, мировая художественная культура, история, черчение.)



Работа над графической композицией «Городской пейзаж», «Мой город». Коллективная работа путем аппликации отдельных изображений в общую композицию после предварительного эскиза. Внимание на ритмическую композицию листа

2

Подготовить доклады о работах художников- пейзажистов




35

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

а) Обобщить изученный за прошедший учебный год материал; подвести итог общей дискуссионной проблемы, обсуждаемой в течении года, о значении изобразительного искусства в жизни людей

б)Повторить виды изобразительного искусства, средства выразительности, основы языка



в) Воспитывать на лучших образцах произведений живописи интерес и уважительное отношение к отечественному искусству; ; укреплять межпредметные связи (литература, , изобразительное искусство, мировая художественная культура, история.)

Выставка лучших работ учащихся за учебный год.

1

Оформление своих творческих работ