Рабочая программа по Истории России с древнейших времен до конца XVI в - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времен... 1 190.84kb.
Рабочая программа по истории России (история России XVI xviii века) 1 329.01kb.
Анализ линии учебников по истории России А. А. Данилов, Л. Г. 1 78.51kb.
История России с древнейших времен до начала XXI века 15 2937.77kb.
Тамбовский край с древнейших времён до конца XVIII века 7 класс 17ч 1 176.84kb.
1. Наскальная живопись древнейших времён. Основные этапы развития 3 744.57kb.
Рабочая программа педагога демидовой Т. Л., учителя истории и обществознания... 1 230.35kb.
Рабочая программа по истории 9 класс (интегрированный курс) 1 237.41kb.
Рабочая программа элективного курса 1 75.08kb.
Рабочая программа по «истории нового времени 5 684.62kb.
Рабочая программа включает требования к результатам ее освоения,... 3 712.36kb.
5. Тесты Проверочные и контрольные работы по изученному материалу 1 497.65kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Рабочая программа по Истории России с древнейших времен до конца XVI в - страница №1/1

Рабочая программа

по Истории России с древнейших времен до конца XVI в. (6 класс)

Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования МО РФ 2004 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.» под редакцией А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2006.

Пояснительная записка

Программа включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в. и рассчитана на 38 часов, включая модуль «Народы и государства на территории нашей страны в древности» из резервных часов. Стандарт 2004 г. устанавливает хронологические рамки курса истории в 6 классе по XV в. Учебники 6 класса включают материал по XVI в..

Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. - М.: Просвещение, 2004.

Основные цели курса:

выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;

развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;

развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;

изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.



Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:

работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;

определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;

изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;

анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;

давать оценку отдельным явлениям культуры;

составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);

составлять характеристику исторических деятелей;



участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.




Раздел, тема


Кол-во часов


Обязательный минимум содержания образования


Элементы дополнительного содержания


Основные понятия


Знания, умения


Измерительные формы контроля


Домашнее задание


Дата проведения

1


Введение.


1


История России как

часть всемирной

истории. Что изучает история Отечества. Источники

знаний о прошлом.





Краткая характеристика курса.

История России как

часть всемирной истории.

Археология, культурный слой.

Вспомогательные

исторические дисциплины.


Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный

материал для решения

познавательных задач.


Беседа


Ведение

записи





2


Народы и государства на территории нашей страны

в древности.

Заселение Евразии.


1


Великое переселение народов.

Народы на территории нашей страны до середины

I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ

жизни, верования.





Первобытное общество, родовая, соседская община, государство, народ.

Кобанская, срубная,

абашевская культуры, хозяйственные

уклады: скотоводческо-кочевой, оседло-

земледельческий.


Умение работать с дополнительной, энциклопедической литературой на разных носителях

информации.


Подготовка информации, кратких со

общений на заданную тему.








3


Города-государства

Северного Причерноморья.


1


Скифское царство

и упадок Причер-

номорских государств.

Тюркские народы

и их государства

на территории нашей Родины.

Жители лесной

полосы Восточной

Европы.





Города-государства.

Греческие колонии

Северного Причер

номорья - Ольвия,

Херсонес, Пантикопей, Фанагория и др.

Дань, плуг, тюрки,

финно-угры, хазары,

скифы.


Умение работать с дополнительной, энциклопедической литературой на разных носителях информации.


Подготовка информации, кратких со

общений на заданную тему.








4


Язычество.


1


Славянские языческие боги. Языческие праздники.





Перун, Дажбог, Волос,

Хорс и др.

Праздники – Новый год, Святки, Масленица, Ивана Купала

(22 июня), Пробуждение земли (22 марта),

праздник жатвы

(22 сентября).

Семейные обряды,

погребальные обычаи.


Умение работать с дополнительной, энциклопедической литературой на разных носителях информации.


Подготовка информации, кратких сообщений на заданную тему.








5


Распространение

христианства, ислама, иудаизма на

территории нашей

страны в древности.


1


Х в. - распростра

нение христианства

под влиянием Византии на Руси. XIII в. -

укоренение ислама

в Средней Азии,

позднее в Золотой

Орде, ХV1-Х1Х вв.

Распространение среди народов Северного Кавказа

и Черноморского

побережья.

Иудаизм VII - IХ вв. -

государственная

религия Хазарского

каганата.





Иисус Христос, Библия, Коран, Мухам

мед, Аллах, Яхве,

Талмуд.


Умение работать с дополнительной, энциклопедической литературой на разных носителях информации.


Подготовка информации, кратких сообщений на заданную

тему.








6


Восточные славяне

и их соседи в древности.


1


Восточные славяне

и их соседи.


«Повесть

Временных лет» о начале Руси.


Индоевропейская

группа народов, славянская языковая

семья, род, родовая

община, племя, кочевники, дань, народное ополчение.


Умение сравнивать, устанавливать причинно-

следственные связи.

Умение работать по карте, заполнять контурные карты


Блицопрос, проверка карты


§1-2;

историческая

карта, документ с. 13





7


Занятия, верования и общественный строй Восточных славян.


1


Занятия, быт, верования, общественный строй.





Род, родовая община, племя, союз племен, соседская

община («мир»),

князь, дружина, бояре,

вече, вотчина, натуральное хозяйство,

холопы, закупы,

«люди» смерды,

язычество, святки.


Умения и навыки работать с исторической

картой.

Правильно отвечать на

поставленные вопросы.

Устанавливать причинно-

следственные связи: родовая община —> изменения в орудиях труда —>

соседская община —>

неравенство —> государство.


Тестирование +

защита индивидуальной творческой

работы.


§1;схема +

творческая

работа +

кроссворд.

к теме (на

выбор).





Русь в IX- первой половине XII вв. (7 часов)


8


Формирование

Древнерусского государства.


1


Формирование

Древнерусского государства.

Новгород, Киев.


Первые

Рюриковичи.

Русь и Византия


Государство, варяги,

княжеская власть,

дружина, бояре, полюдве, уроки, погосты.

Основные теории

возникновения государства у восточных

славян.

Умение устанавливать

причинно-следственные

связи.

Выделять главное

в тексте учебника.

Умение работать

с картой.

Развивать умение

составления схем.


Проверка схемы,

исторические диктанты.


§3; документы, вопросы,

задания, составление

схем «Социально-политический строй

Руси», карта.





9


Первые русские

Князья.


1


Население деревень и городов.

Княжеская власть.





Рюрик, Олег, Аскольд, Дир, Игорь,

Ольга, Святослав

862 г., 882 г.,

904 г., 945г.


Продолжать развивать

умение работать с исторической картой.

Составлять схемы.

Учиться сравнивать,

анализировать, делать

выводы.


Проверка кроссворда + карта.

Блицопрос(или

тест).


§4; составление схемы

«Первые

русские князья» + составить кроссворд + карта.





10


Правление князя

Владимира и крещение Руси.


1


Крещение Руси.





Крещение Руси,

988 г.,

Христианство.


Умение сравнивать

(языческая религия

славян и христианство).

Умение выделять при

чины, ход, значение исторического события

(принятие христианства).


Проверка таблиц.

Устно о Владимире

Красное Солнышко.


§5; составление таблиц,

причины,

значение

принятия

христианства

(подготовить

сообщение

о Ярославе

Мудром.





11


Расцвет Древнерусского государства.


1


Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда».





Феодальные усобицы, вира, видок, тиун, послух, гривна, «Русская правда».


Уметь определять предпосылки для расцвета государства. Уметь раскрыть социальную сущность «Русской правды».


Анализ документа, карточки.


§6;

вопросы, анализ документов.





12


Жители Древней Руси.


1


Население деревень и городов.





Народность, общество, дружина, духовенство, митрополит, вотчина, закуп, рядович, хоромы.


Уметь описать экономико-социальное положение, быт, нравы различных категорий жителей Древней Руси. Учиться работать в группах.


Зачет (тестирование, вопросы и задания, практические задания, исторический диктант).








13


Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого (начало распада).


1


Княжеские усобицы. Владимир Мономах.


Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства


Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Правление Владимира Мономаха. «Устав». «Поучение детям».


Умение раскрыть причины княжеских междоусобиц - ослабление строя. Уметь определять роль личности в истории (Владимир Мономах).


Блицопрос (карточки)


§9пп. 1,2; вопросы, документы





14


Культура и быт Древней Руси.


1


Культура и быт Древней Руси.





Летопись, проповедь, фольклор, былина. Устное народное творчество, Нестор, «Повесть временных лет».


Уметь выделять главное (истоки и особенности древнерусской культуры). Ценностное ориентирование древнерусского общества.


Обсуждение, сообщения, кроссворды

.

§7,8;

сообщения, кроссворды по теме

(закончить таблицу).





15


Русь Древняя (повторительно-обобщающий урок).


1





За счет резервного времени.








Зачет (тестирование, вопросы и задания, практическое задание, исторический диктант).








Русь во второй половине XIIIII вв. (8 часов)


16


Начало раздробленности Древнерусского государства.


1


Политическая раздробленность Руси. Экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и

зависимое население.





Феодальная раздробленность, удельные княжества.


Уметь определять социально-экономические и политические причины раздробленности. Выделять последствия раздробленности. Развивать умение работы с картой. Сводить знания в таблицы.


Проверка карты, проверка таблицы, устный блицопрос.


§9;

до конца вопросы, карты, закончить таблицу «причины феодальной раздробленности».





17

-

18


Главные политические центры Руси.


2


Географическое

положение, хозяйство, политический

строй крупнейших

русских земель

(Владимиро-

Суздальская земля,

Великий Новгород

Галицко-Волынская

земля.

Русь и Степь).


Идея единства русских земель в период

раздроблен

ности.

«Слово

о полку

Игореве».


Раздробленность,

удел, упадок Киева,

междоусобные войны.

Образование само

стоятельных княжеств и земель.

Последствия феодальной раздробленности.


Уметь выделять общее

и особенное в социально-экономическом, политическом, культурном

развитии удельных земель.

Уметь работать в группе.


Защиты групповых

работ.


§10-11;

работа по группам, составление по схеме

(используя

дополнитель

ную литературу, карту).





19


Монгольское нашествие на Русь.


1


Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Нашествие

Батыя на Русь,

сопротивление завоевателям.





Монголо-татары,

имена, Чингисхан,

Батый 1223 г.,

1237-1238 гг.,

1239-1240 гг.


Уметь работать по карте.

Определять причины

завоевательных походов монголо-татар.

Уметь заполнять таблицы: дата, поход,

захват территорий.





§12;

вопросы, карта,

сочинение

«Борьба русского народа

с иноземными захватчиками».





20


Борьба русских

земель против

экспансии Запада.


1


Борьба Руси против экспансии с

Запада.

Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое

побоище

.


Ливонский

Орден.


1240, 1242гг.

Рыцарский Орден,

крестовый поход,

крестоносцы,

Владимир Невский,

Невская битва.

Ледовое побоище.


Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, причинно-

следственные связи,

роль личности.


Устный блицопрос

карточки, сообщения.


§13;карто

схемы, сообщения

«Александр

Невский».





21

Русь и Орда.


1


Русь и Орда.


Последствия монгольского

нашествия

и борьбы с

экспансией

Запада для

дальнейшего развития нашей страны.


Баскак, иго, ярлык,

агрессия, эксплуатация, ордынское владычество.


Уметь определять сущность и последствия

монголо-татарского ига.

Работать с документами.


Устные ответы

на вопросы проверка таблиц,

схема

на карточках.


§14;

вопросы,

задания,

таблицы, по

следствия

татаро-

монгольского

ига: потери,

приобретения





22


Русь и Литва.


1


Обособление Юго-Западной Руси. Русь и Великие княжества Литовские в ХI-XVвв.





Уния.


Уметь работать с картой. Уметь составлять хронологическую таблицу, опираясь на текст учебника, изложения учителя, карты.


Интеллектуальная разминка, устные ответы на вопросы.


§15;

вопросы и задания, карта.





23


Культура русских земель.


1


Развитие культуры.





Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. «Слово о полку Игореве».


Уметь выделять общее и особенное в произведениях культуры каждого удельного княжества. Учиться сравнивать, анализировать исторические источники (картины, документы). Делать выводы. Участвовать в беседе.


Викторина.


§16;

вопросы, задания, документы, иллюстрации учебника.





24


Повторительно-обобщающий урок по теме «Политическая раздробленность на Руси».


1





За счет резервного времени.








Тесты «Кому принадлежат слова», «О каком событии идет речь». Театрализованно разыграть историческое событие «Исторические ошибки».








Образование единого русского государства (7 часов)


25


Предпосылки объединения русских земель, усиление московского княжества.


1


Москва - центр собирания русских земель. Восстановление хозяйства на Руси. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утвержде

ние ведущей роли Москвы.





Порядок наследования престола, Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение.


Уметь анализировать историческую карту: определять территории крупнейших княжеств и территории, утраченные Русью. Выделять предпосылки объединения русских земель Причина возвышения Московского княжества.


Устные ответы, опрос, карточки, причины, предпосылки, сообщение «Иван Калита».


§17;вопросы и задания, характеристика правления Ивана Калиты.





26

Москва - центр борьбы с ордынским игом.


1


Куликовская битва. Дмитрий Донской.





Сергей Радонежский, Дмитрий Донской, Куликовская битва, полк, рать.


Уметь выделять главное. Выводить «уроки» из события. Определять роль личности с истории.


«Исторический футбол» + сообщения + проверка картосхем.


§18;картосхема Дмитрий Донской; проблема «Уроки Куликовской битвы».





27


Московское княжество и его соседи

в конце XIV - середине XV вв.


1


Московское княжество и его политика.

Иван III, Василий III.





Предпосылки объединения единого государства, политика

московских князей.

Междоусобные войны.


Уметь кратко излагать

исторический материал.

Уметь развернуто излагать исторический материал.

Вести дискуссию.


Блицопрос, карточки.


§19;карта;

ответ на вопросы.





28


Создание единого

русского государства и конец ордынского ига.


1


Объединение русских земель, конец

зависимости русских от орды.

Распад Золотой

Орды.





Предпосылки образования единого государства.

Централизованное государство, служивые люди, дворяне,

поместье.

Ханство, «Стояние

на Угре».


Уметь устанавливать

причинно-следственные

связи: изменения в

жизни страны.

Уметь выделять исторические закономерности.

Решать проблемные и

познавательные задачи.


Устный развернутый ответ на вопросы, проблемное задание на карте.


§20;

предпосылки выучить;

вопросы

и задание

к параграфу.





29


Московское государство в конце XV -

начале XVI вв., основные социальные слои.


1


Завершение объединения русских

земель. Присоединение Москвой северо-восточных и

северо-западных

земель Руси.

Становление центральных органов

власти и управления. Судебник 1497года. Традицион-

ный характер экономики.


Многона-

циональный

состав

населения

страны.

Местниче

ство.


Вотчинно-поместные

землевладения и

положение крестьян.

Феодально-зависимые

крестьяне, судебник,

пожилое, привилегии, служилое казачество, Юрьев день.


Умение определять изменения в социально-

экономическом развитии.

Сравнивать, находить

общее, различия,

обобщать и делать выводы.


Карта, схема, устный опрос, карточки

с индивидуальным

заданием.


§21; работа

по карте; задание; даты;

слова; схема.





30


Церковь и государство в XV – начале XVI вв.


1


Церковь в Русском

государстве.

Роль церкви в обществен-

ной жизни.

Сергий Радонежский.





Становление русской автокефальной

церкви. Ереси. Нестяжатели, иосифляне.

Теория «Москва -

третий Рим».


Уметь определять причины изменения в положении Русской православной церкви.

Причины появления

Ереси.


Устный опрос, карточки с индивидуальным заданием.


§22;задания;

новые слова;

записи.





31

Русская культура в конце XV - начале XVI вв.


1


Русская культура в конце XV - начале XVI вв.





«Сказание о князьях Владимирских»,

«Задонщина», «Сказание о Мамаевом

побоище», «Хождение за три моря»,

«Троица».

Афанасий Никитин,

Феофан Грек, Андрей Рублев.


Умение выделять главное.

Сравнивать с культурой

начала XV в.

Давать характеристику

описательную произведениям искусств.

Учиться писать краткие

Сообщения.


Сообщения, викторина.


Записи, сообщения,

развернутый

план (возможно за

полненная

таблица)





32


Образование единого государства

(повторительно-

обобщающий урок)


1





За счет 1 ч

резервного

времени








Кроссворд, карточки с заданиями.

Игровое поле «Ин-

теллектуальный

лабиринт», тестирование.








Московское государство в XVI в. (5 часов)


33


Иван Грозный.

Начало правления.


1


Условия развития

страны в XVI в.

Территория, население, характер

экономики.

Становление централизо-

ванного государства и самодержавной власти.

Иван Грозный.

Реформы 50-60 гг.

XVI в.

Земские соборы.





Избранная рада,

централизованное

государство, Земский собор, приказы,

стрельцы, дворяне,

губа, судебник, царь,

сословная монархия.


Уметь устанавливать

причинно-следственные

связи, выявление исторической закономерности.

Роль личности в истории.

Умение кратко и развернуто давать ответы,

оперировать понятиями.


Сообщения, таблица, индивидуальное

задание, карточки,

устный опрос.


§23;таблица

«Реформа

избранной

Рады»;

даты;

новые слова;

сообщения.





34


Внешняя политика

Ивана IV.


1


Московские государства и Великое

княжество Литовское. Расширение

территории государства.

Завоевание Поволжья и Западной

Сибири.

Ливонская война.





Ливонская война, засечная черта, наемник, казаки, Речь Посполита.


Уметь выбирать главное при составлении

хронологической таблицы.

Видеть причинно-

следственные связи.

Уметь оперировать

терминами и понятиями.


Проверка, хронологическая таблица

«Внешнее положение», устный блицопрос


§24; вопросы, хронологичес-

кая

таблица;

карта;

сообщения.





35


Усиление власти

Ивана Грозного.


1


Опричнина.





Опричнина, заимщина, приказы, террор,

самодержавие.


Уметь выделить главную суть явления (процесса).

Причинно-

следственные связи,

итоги (последствия).

Уметь анализировать

исторические источники,

осмысление их.

Давать оценки историческим явлениям.


Решение познавательных задач по

карточкам, устный

блицопрос.


§25;

вопросы; карта;

новые слова.





36


Россия в конце

правления

Ивана IV.


1


Централизованное

государство; сословно-представи-

тельная монархия.

Церковный Собор.





Сословно-представитель-

ная монархия,

острог, заповедные Лета


Уметь работать в группах.

Анализировать источники.

Сравнивать, осмысливать и оценивать исторические явления.

Оперировать термина

ми и понятиями. Слушать товарищей, вести

дискуссию.


Проверка записей,

тест.


Творческое

задание

по группам;

«Суд над

Иваном IV».





37


Культура и быт

в XVI в.


1


Развитие культуры

в XVI в.

Публицистика.

«Сказание о князьях

Владимирск-их».

Летописные своды.

Начало русского

книгопечатанья.

Иван Федоров.

Зодчество. Строительство шатровых

Храмов.


Влияние

централи

зации на

культурную

жизнь страны.

Дионисий.

Быт и нравы. «Домострой».


Печатник, иконостас.


Изучать, сравнивать,

анализировать, описывать, давать характеристику произведениям

искусства.

Писать краткие сообщения.


Сообщения, кроссворды, блицопрос


Сообщение,

кроссворд

или викторина





38

Повторительно-обобщающий урок:

исторические задачи, тесты, даты, названия городов, древнерусские термины





исторические задачи, тесты, даты, названия городов, древне-русские термины











исторические задачи, тесты, даты, названия городов, древнерусские термины