Рабочая программа по истории России (история России XVI xviii века) 7 класс - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по Истории России с древнейших времен до конца... 1 346.07kb.
Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времен... 1 190.84kb.
Пояснительная записка Всеобщая история, 31 час История России. 1 210.84kb.
История России с древнейших времен до начала XXI века 15 2937.77kb.
Урок истории в 9 классе Учитель истории моу лицей №2 Усова Т. 1 182.74kb.
Рабочая программа элективного курса 1 75.08kb.
Анализ линии учебников по истории России А. А. Данилов, Л. Г. 1 78.51kb.
Рабочая программа по всеобщей истории (новая история 1500-1800гг. 2 299.19kb.
История России 11 класс, 36 часов (второе полугодие,два часа в неделю) 1 279.32kb.
Рабочая программа педагога демидовой Т. Л., учителя истории и обществознания... 1 230.35kb.
Рабочая программа по истории 9 класс (интегрированный курс) 1 237.41kb.
2. Восстание под руководством Б. Хмельницкого 3 1 61.52kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Рабочая программа по истории России (история России XVI xviii века) 7 класс - страница №1/1

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Непрядвенская средняя общеобразовательная школа»

Воловского района Тульской области
«Утверждаю» «Согласовано» Принято

Директор МКОУ Зам.директора по УВР на заседании

«Непрядвенская сош» педагогического совета

________/И.А.Шестова/ ________/В.А.Селянинова/ Протокол № 1

Приказ №

«_____»__________2011г. «_____»__________2011г. «_____»__________2011г .



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории России

(история России XVI – XVIII века)

7 класс


Разработана на основе примерной программы

по истории для общеобразовательных учреждений,

авторской программы под редакцией

А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной
Учитель: Санкина Ольга Николаевна

2011-2012 уч. год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, Примерной программы общеобразовательных учреждений «История. Обществознание. 5 – 9 классы», обязательного минимума исторического образования в основной школе, авторской программы Данилова А.А., Косулиной Л.Г.


Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI - XVIII век. М.:

Просвещение, 2010.



Рабочая тетрадь История России. Конец XVI - XVIII век Данилов А.А., Косулина Л.Г.

Количество часов - 40 ( 2 часа в неделю)

Региональный компонент входит в тему урока и отмечен Р/К

Задачи изучения истории России в 7 классе:



  • продолжение формирования ориентиров для этнонациональной и культурной са­моидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;

  • овладение учащимися основными знаниями по истории России XVII-XVIII вв., понимание ими места и роли Московского царства XVII в. и Российской империи XVIII в. во всемирно-историческом процессе, значения наследия этих периодов для современного общества;

  • воспитание учащихся в духе уважения к истории России XVII-XVIII вв. и гордости за героические свершения предков;

  • развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории России XVII-XVIII вв.

К важнейшим личностным результатам изучения истории России в 7 классе относятся следующие убеждения и качества:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны - исторической преемницы Русского царства и Российской империи;

  • осмысление социально-нравственного опыта России XVII-XVIII вв.;

  • уважение к культуре допетровской и послепетровской России.


Метапредметные результаты изучения истории России в 7 классе выражаются в следующих качествах:

овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (систематизировать, анализировать и обобщать факты, составлять развернутый план, формулиро­вать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации;



  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат).


Предметные результаты изучения истории России в 7 классе включают:

  • овладение целостным представлением об историческом пути России, соседних народов и государств в XVII-XVIII вв.;

  • способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: Смутное время; формирование абсолютизма; закрепощение крестьян; реформы Петра Великого; дворцовые перевороты; просвещенный абсолютизм Екатерины II.

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Смутное время; первые Романовы; эпоха Петра Великого; период дворцовых переворотов; период правления Екатерины II и Павла I);

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и поступков Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, К. Минина и Дм. Пожарского, Алексея Михайловича, Никона и Аввакума, Степана Разина и Емельяна Пугачева, царевны Софьи, Петра Великого, А.С. Меншикова, Анны Иоанновны и Бирона, Елизаветы Петровны, Екатерины II, Павла I, М.В. Ломоносова, выдающихся русских полководцев и флотоводцев XVIII в. и др.;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России XVII-XVIII вв.


Спорные проблемы и их интерпретация. Изучаемый период истории России включает ряд острых проблем, которые интенсивно обсуждаются в средствах массовой информации, публицистике и пр. К числу таких проблем можно отнести:


  • попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток;

  • присоединение Украины к России (причины и последствия);

  • фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы;

  • причины, последствия и цена петровских преобразований;

  • сущность политики просвещенного абсолютизма и ее последствия.

По всем этим вопросам учащимся должна быть дана возможность выбирать ту или иную точку зрения и аргументировать ее с помощью фактов. Вместе с тем недопустимы крайние оценки и интерпретации, основанные на идеологической предвзятости, русофобии, незнании фактов или нежелании считаться с ними.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI-XVII вв. СМУТНОЕ ВРЕМЯ (4 ч.)

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович и Борис Годунов. Указ о «заповедных летах». Учреждение патриаршества. Внешняя политика. Династический кризис, пресечение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Голод 1601—1603 гг. Обострение социальных противоречий. Появление Лжедмитрия I.

Смута. Причины и суть Смутного времени. Царствование Лжедмитрия I, его внутренняя и внешняя политика. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II и Тушинский лагерь. Вторжение войск Польши и Швеции. Начало патриотического подъема.

Окончание Смутного времени. Распад тушинского лагеря. «Семибоярщина». Патриотический подъем народа. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало царствования династии Романовых.

РОССИЯ В XVII в. (11 ч.)



Новые явления в экономике. Экономические последствия Смуты и их преодоление. Развитие сельского хозяйства и ремесла, появление мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур. Рост товарно-денежных отношений, ярмарки. Начало формирования всероссийского рынка. Рост городов.

Основные сословия российского общества. Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. и окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.

Политическое развитие страны. Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Приказная система. Местное управление. Соборное уложение 1649 г. и становление абсолютизма.

Власть и церковь. Церковный раскол. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон и его реформы. Усиление разногласий между церковной и светской властью. Церковный собор 1666—1667 гг. и его решения. Протопоп Аввакум.

Народные движения. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина. Выступления старообрядцев.

Внешняя политика. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1654—1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676—1681 гг. Крымские походы. Освоение Сибири.

Образование и культура в XVII в. Традиции и новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование и просвещение. Научные знания. Русские первопроходцы. Литература. Церковное и гражданское зодчество. Живопись. Театр.

Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Крестьянство: повседневный быт и обычаи.
РОССИЯ ПРИ ПЕТРЕ I (10 ч.)

Предпосылки петровских преобразований. Усиление западного влияния на Россию. Симеон Полоцкий. Реформы A.J1. Ордина-Нащокина. Преобразовательные планы В.В. Голицына. Юрий Крижанич.

Петр 1. Россия на рубеже веков. Детство Петра. Двоецарствие и царевна Софья. Начало царствования Петра. Азовские походы. Великое посольство 1697 — 1698 гг.

Северная война. Причины и начало войны. «Нарвская конфузия». Реорганизация армии. Первые успехи России, основание Санкт-Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир. Провозглашение России империей.

Реформы Петра I. Реформа центрального управления. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления. Церковная реформа. Аристократическая оппозиция реформам Петра I. Значение петровских преобразований, окончательное утверждение абсолютизма.

Экономика России в первой четверти XVIII века. Состояние экономики к началу XVIII в. Экономическая политика Петра I. Мануфактуры, ремесленное производство, торговля. Политика протекционизма и меркантилизма. Денежная реформа. Налоговая реформа. Итоги экономического развития.

Народные движения первой четверти XVIII века. Причины народных восстаний в петров­скую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К.А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.

Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII в. Образование и наука. Расширение сети школ и специальных учебных заведений. Открытие Академии наук. Развитие техники (А. Нартов). Создание Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библиотеки.

Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Изобразительное искусство. Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи.

РОССИЯ В 1725—1762 гг. (4 ч.)

Дворцовые перевороты. Причины и сущность дворцовых переворотов. Фаворитизм. Екатерина I и Петр II. Попытка ограничения власти монарха Верховным тайным советом в 1730 г. и ее неудача.

Анна Иоанновна и Иван Антонович. Правление Елизаветы Петровны. Петр III и его свержение.



Внутренняя политика. Изменения в системе центрального управления. Расширение привилегий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика. Рост мануфактурного производства.

Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Продвижение России на Восток. Россия в Семилетней войне 1756—1762 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.

РОССИЯ В 1762—1801 гг. (10 ч.)



Внутренняя политика Екатерины II. Особенности внутренней политики. Политика «просвещенного абсолютизма»: задачи и значение. Уложенная комиссия. Золотой век российского дворянства. Расширение помещичьего землевладения. Усиление крепостничества. Жалованные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутренней политики в 1770—1790-е гг.: причины и последствия. Губернская реформа.

Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева. Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы войны. Расправа с восставшими. Особенности войны. Значение и последствия войны.

Экономическое развитие. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Вольное экономическое общество. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.

Внешняя политика Екатерины II. Основные направления внешней политики. Русско- турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причерноморья. Г. А. Потемкин. Греческий проект Екатерины II. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Русско-шведская война 1787—1791 гг. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Результаты внешней политики Екатерины II.

Россия при Павле I. Личность Павла I. Внутренняя политика. Изменение порядка престолонаследия. Политика в отношении крестьян. Репрессии. Внешняя политика Павла I. Заговор и убийство Павла I.

Наука и образование. Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. Естественные и гуманитарные науки. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинни­ков. Освоение Русской Америки. Развитие техники. Русские изобретатели И.И. Ползунов, И.П. Кулибин. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Москов­ского университета.

Художественная культура. Особенности развития художественной культуры. Литература: основные направления, течения, жанры и писатели (В.К. Тредиаковский, Н.М. Карамзин. Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин). Русские просветители и их взаимоотношения с самодержавием. Первый русский профессиональный постоянный публичный театр. Крепостные театры. Музыка. Изобразительное искусство. Историческая живопись и портрет. Зарождение русской скульптуры. Архитектура барокко и классицизма. Начало ансамблевой застройки городов.

Быт и обычаи. Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (1 ч.)


Календарно – тематическое планирование

7 класс 40 часов

№ п/п

Тема урока


Количество часов

Тип урока



Содержание образования



Знания, умения



Основные понятия урока



Д/З


Тема 1. Россия на рубеже XVI – XVII вв. Смутное время. (4 ч.)

1.

Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана IV. Борьба за власть. Борис Годунов.

1

ИНМ

Территория Рос­сийского государ­ства, население, социально-экономи­ческая характери­стика, политиче­ский строй

Царь Федор Ива­нович. Обострение социальных и поли­тических противоре­чий.

Пресечение дина­стии Рюриковичей. Борис Годунов


Уметь:

- работать с ис­торической картой;

- сравнивать территорию Российского государства в разные периоды (от Ивана Калиты до Ивана IV)


Патриаршество, авантюрист, дети боярские

П. 1,

док-т


стр.11-12

2.

Причины и суть Смутного времени. Лжедмитрий I. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II.

Р/К Смутное время в нашем крае.

1

КУ

Династические, со­циальные и меж­дународные при­чины Смуты. Восстание И. Болот­никова. Польская и швед­ская интервенция.

Уметь:

- обобщать знания по истории царствования Б. Годунова; - отмечать основные тенденции развития государства;

- совершенствовать на­выки работы с картой и текстом; - сравнивать со­циально-экономическое развитие Руси до и во время Смуты.


Смута, самозванец, крестьянская война

П. 2,

док-т


стр.21-23

3.

Вторжение Польши и Швеции. Семибоярщина. Освободительная борьба против польских и шведских интервентов.

1

КУ

Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина.

Уметь:

- обобщать знания по истории периода семибоярщины;

- анализировать освободительную борьбу против польских и шведских интервентов.


Семибоярщина, интервенция

П. 3, стр.24-26


4.

Первое ополчение. Ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Начало династии Романовых.

1


КУ

Освободительная борьба против ин­тервентов; поло­жение К. Минина и Д. Пожарского. Начало династии Романовых

Знать:

- почему в России не реализовалась запад­ная модель государст­венного устройства, а выбор был сделан в пользу самодержав­ной власти.

Уметь:

- выделять главное из текста, формулиро­вать и доказывать свое мнение




Ополчение


П.3, стр.26-31

док-т


стр.31-32

Тема 2. Россия в XVII веке. (11 ч.)

5.

Экономическое и социальное развитие России. Новые явления в экономике.

1

ИНМ

Ликвидация по­следствий Смуты. Рост товарно-денежных отноше­ний.

Развитие мелкото­варного производ­ства.

Возникновение ма­нуфактур и наем­ного труда. Города и торговля. Ярмарки.


Уметь:

- устанавливать меж­курсовые связи с исто­рией Нового времени;

- сравнивать экономиче­ское положение России с периодом Смуты и странами Европы; - объяснять объектив­ные причины отстава­ния России;

- оформлять результаты своей деятельности в виде таблицы



Бобыль, наёмный труд, всероссийский рынок, мелкотоварное производство, предприниматель, промышленник, социальная база.

П. 4,

док-т


стр.40-41

6.

Основные сословия российского общества. Усиление позиций дворянства.

1

КУ

Основные сословия российского общества. Усиление позиций дворянства

Знать:

- основные сословия российского общества;

- позиции дворянства.

Уметь:


- анализировать, делать выводы.

Сословия, белые слободы, владельческие крестьяне, подворная подать, поземельная подать, черносошные крестьяне

П. 5,

док-т


стр.47-48

7.

Политический строй. Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Начало становления абсолютизма. Соборное уложение 1649 г.

1

КУ

Развитие торговых связей.

Новоторговый ус­тав. Начало скла­дывания Всерос­сийского рынка. Казачество. «Соборное Уложе­ние» 1649 г.



Знать:

- этапы закрепо­щения крестьян;

- отличия между на­емным и крепостным трудом;

- структуру управления государством.

Уметь:

- составлять сравнительную таблицу.



Соборное уложение, волость, стан, крепостничество

П. 6,

док-т


стр.54-55

8.

Церковь после Смуты. Церковный раскол.

1

ИНМ

Самодержавие и церковь. Церковный раскол. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум.

Уметь:

- приводить примеры, подтверждающие, что раскол православной церкви есть продолже­ние общеевропейской Реформации;

- объяснять причины конфликта власти и церкви;

- готовить сравнительные характеристики Никона и Аввакума.



Протопоп, старообрядчество

П. 7,

док-т стр.60-61



9.

Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной и Медный бунты). Восстание под предводительством С. Разина.

1

ИМН КУ

Социальные дви­жения второй по­ловины XVII в. Городские восстания. Восстание под предводительством Степана Разина.

Знать:

- основные персо­налии.

Уметь:

- выделять причи­ны выступлений;



- обос­новывать понятие «Бунташный век»;

- показывать на карте основные терри­тории, охваченные движениями.



Крестьянская война

П. 8,

10.

Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России.

1

КУ

Присоединение Левобережной Украины и Киева к России.

Знать:

- основные на­правления внешней политики.

Уметь:

- определять причины войн; - показывать на карте театр военных действий.



Быдло, гетман, голытьба, реестровые казаки

П. 9,

стр.68-70



11.

Русско-польская война 1653-1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676- 1681гг. Крымские походы.

1

КУ

Русско-шведские и русско-турецкие отношения.

Уметь:

- составлять устный рассказ о вхождении Украины в состав России.






П. 9,

стр.70-73



12.

Народы России в XVII в. Освоение Сибири.

1

КУ

Освоение Сибири и Дальнего Востока.

Знать:

- основные этапы освоения Сибири и Дальнего Востока.

Уметь:

- анализировать, делать выводы.






П. 9, стр.73-74

13.

Образование и культура в XVII в. Усиление светского характера культуры.

1

ИНМ

Культура XVII в. «Обмирщение» культуры. Зодчест­во, образование, литература, представители ду­ховной и художест­венной культуры. Симон Ушаков. Парсуна. Быт города и деревни.

Знать:

- основные направления культуры;

Уметь:

- выделять особенности развития отечественной культуры;



- составлять сообщения, учиться слушать сооб­щения одноклассников

Парсуна

П. 10

14.

Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Посадское население. Быт крестьян.

Р/К Обычаи и быт Тульского края в XVII в.

1

КУ

Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Посадское население. Быт крестьян.


Уметь:

- выделять глав­ное в устной речи;

- объ­яснять осо­бенности обычаев и быта Тульского края.


Парсуна, изразцы, парча, тафта

П. 11, док-т стр.90-93

15.

Повторительно - обобщающий урок по теме: «Россия в XVII веке».

1

ПОУ

Материал по теме «Россия в XVII веке».

Повторение и обобщение знаний

Все понятия темы

-

Тема 3. Россия в первой четверти XVIII в. (10 ч.)

16.

Предпосылки петровских преобразований.

1

ИНМ


Усиление западно­го влияния на Рос­сию.

Симеон Полоцкий. Реформы Ордина – Нащокина.




Уметь:

- давать характеристику состояния России накануне решающих перемен;

- выделять главное в тексте учебника.


Регентство

П. 12, док –т стр.98-99 П. 12, док –т стр.98-99

17.

Личность Петра I. Азовские походы. Великое посольство 1697-1698 гг.

1

КУ

Стрелецкие вос­стания.

Регентство Софьи. Воцарение Петра I. Внешняя политика, Азовские походы. Великое посольство. Строительство ма­нуфактур и заводов.




Знать:

- исторические личности;

- цель и итог Азовских походов;

- цель и итог Великого посольства;

Уметь:

- анализировать, делать выводы.



Лавра, брандер

П.13, док-т стр.104

18.

Внешняя политика Петра I. Северная война 1700-1721 гг. “Нарвская конфузия”. Полтавская битва. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадский мир.

1

КУ

Северная война. Основание Петер­бурга.

Полтавская битва. Реформы армии.



Знать:

- хронологию Се­верной войны. Уметь:

- показывать основной театр военных дейст­вий;

- объяснять причи­ны войны и ее необхо­димость; - рассказывать об архитектуре Петер­бурга, становлении рус­ского флота;

- использовать литера­турные произведения для рассказа об исто­рических событиях.


Антихрист, конфузия, регулярная армия

П.14, док-т стр. 114

19.

Восточное направление внешней политики. Прутский поход. Каспийский поход. Итоги внешней политики Петра I.

1

КУ

Восточное направление внешней политики. Прутский поход. Каспийский поход. Итоги внешней политики Петра I.

Знать:

- основные направления восточной внешней политики; – цель, итог Прутского похода;

- цель, итог Каспийского похода;

- итоги внешней политики Петра I.

Уметь:

- анализировать, делать выводы.






П. 14, стр.110

20.

Реформы Петра 1. Указ о единонаследии. Табель о рангах.

1

КУ

Реорганизация армии. Упразднение Боярской думы. Учреждение Сената, коллегий, Тайной канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская и городская реформы.

Уметь:

- анализировать реформы.



Аристократия, коллегии, Боярская дума, Табель о рангах, Сенат

П. 15, док-т стр. 121

21.

Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреждение Синода. Утверждение абсолютизма. Провозглашение России империей.

1

КУ

Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреждение Синода. Утверждение абсолютизма. Провозглашение России империей.

Знать:

- новые реформы церкви. Уметь:

- анализировать документы.


Абсолютизм, Синод

П.15, стр. 118-120

22.

Реформы в экономике: политика протекционизма и меркантилизма. Подушная подать. Цена и последствия реформ Петра I.

1

КУ

Реформы в экономике: политика протекционизма и меркантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Подушная подать. Начало строительства. Цена и последствия реформ Петра I.

Уметь:

- характеризовать эко­номическое состояние России при Петре I;

- давать объяснение пе­рестройке экономичес­кой структуре страны;

- сравнивать положение сословий в петровскую эпоху с прежним поло­жжением.



Меркантилизм, протекционизм, валюта, подушная подать, посессионные и приписные крестьяне

П. 16, док-т стр. 129-130

23.

Причины народных восстаний в первой четверти XVIII в. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. А. Булавина. Значение и последствия народных выступлений.

1

КУ

Последствия соци­альной политики. Восстание под предводительством К. Булавина: причины, ход восстания, итог.

Знать:

- причины восста­ний, участников, их требования. Уметь:

- показывать рай­оны восстаний;

- рассуж­дать о причинах пора­жения.



Работные люди, отходники, посессионные крестьяне

П. 17, док-т стр. 137

24.

Культура «верхов» и «низов». Распространение просвещения, научных знаний. Создание Академии наук, Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Архитектура.

1

КУ

Изменения в куль­туре, в быту. Школа математи­ческих и навигаци­онных наук; Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная плани­ровка городов. Барокко в архитек­туре и изобрази­тельном искусстве. Роль петровских преобразований в истории страны.

Уметь:

- готовить сообщения на заданную тему;

- выступать с докладом;

- отвечать на вопросы аудитории.



Ассамблея, политес. Кунсткамера, цифирные школы, прелестные письма

П. 18.

25.

Изобразительное искусство. Гравюра. Изменения в быту. Новое летоисчисление. Значение культурного наследия Петра I.

Р/К Наш край в петровское правление.

1

КУ

Изобразительное искусство. Гравюра. Изменения в быту. Новое летоисчисление. Значение культурного наследия Петра I.


Уметь:

- готовить сообщения на заданную тему;

- выступать с докладом;

- отвечать на вопросы аудитории;

- излагать свою точку зрения в письменной речи;

- приводить аргу­ментацию и доказа­тельства.



Гравюра, кант, клавикорды

П. 19, док-т стр. 144

Тема 4. Россия 1725 – 1762 гг. (4 ч.)

26.

Дворцовые перевороты: причины, сущность. Последствия. Фаворитизм.

1

ИНМ

Причины дворцо­вых переворотов, Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни.

Знать:

- причины дворцо­вых переворотов;

- хро­нику событий и дейст­вующих лиц.

Уметь:


- обобщать зна­ния, делать выводы, доказывать свои суж­дения;

- работать с дополни­тельной литературой.



Кондиции, фаворит, дворцовый переворот

П. 20-21,

док-т стр.154



27.

Внутренняя политика: изменение системы центрального управления. Расширение привилегий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства. Экономическая политика.

1

КУ

Расширение при­вилегий дворянства. Манифест о воль­ности дворянской. Усиление позиций дворянства.

Знать:

- особенности внутрен­ней политики россий­ских императоров после Петра 1;

Уметь: - работать с текстом учебника.


Откуп, подряд, Дворянский банк, дворянские монополии, олигархия

П. 22, док-т стр.162

28.

Основные направления внешней политики. Русско-турецкая война 1735 – 1739 гг. Русско-шведская война 1741-1742 гг. Присоединение к России Казахстана.

1

ИНМ

Войны с Персией и Турцией. Вхождение в состав России казахских земель.

Знать:

- главные направления внешней политики; - особенности внешней политики.

Уметь:

- ра­ботать с картой; - оставлять хронологи­ческие таблицы.







П. 23

29.

Россия в Семилетней войне 1756-1762 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков.

1

КУ

Участие России в Семилетней войне.

Знать:

- исторические личности.

Уметь:

- ра­ботать с картой;



- оставлять хронологи­ческие таблицы.





П.23, стр. 166-168

Тема 5. Россия в 1762 – 1800 гг. (10 ч.)


30.

Внутренняя политика Екатерины II. Политика просвещённого абсолютизма. Золотой век русского дворянства. Ужесточение крепостничества.

1

ИНМ

Просвещенный аб­солютизм. Жало­ванные грамоты дворянству и горо­дам. «Золотой век» русского дворянст­ва. Жалованные грамоты дворянст­ву и городам. Уложенная комис­сия.

Губернская ре­форма. Проникно­вение либераль­ных идей в Россию. А. Н. Радищев. Борьба самодер­жавия с вольнодумством.



Уметь:

- анализировать политику Екате­рины (выделение целей, подведение итогов).;

- работать с документами, развивать умение рабо­тать с текстом.


Каторга, межевание, монополия, просвещённый абсолютизм, секуляризация

П. 24, док-т стр. 176-177

31.

Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачёва: причины, программа, основные этапы борьбы. Значение и последствия войны.

1

КУ

Социальные дви­жения второй по­ловины XVIII в. Восстание под предводительством Е. Пугачева.

Знать:

- причины, итоги, различные оцен­ки восстания.

Уметь:

- давать собственные аргументированные суждения;



- показывать на карте район восстания.

Самоуправление, крестьянская война

П. 25, док-т стр. 183

32.

Экономическое развитие. Сельское хозяйство. Рост мануфактур. Предпринимательство. Торговля. Итоги экономического развития.

1

КУ

Расцвет крепост­ничества. Развитие капиталистического уклада.

Развитие промыш­ленности. Пред­принимательство. Начало разложения крепостнической системы.

Сельское хозяйство. Итоги экономиче­ского развития


Знать:

- основные черты экономического развития (тенденции и противоречия). Уметь:

- делать вывод о влия­нии крепостного права на развитие отраслей экономики;

- совершенствовать умение читать карту.



Капитал, месячина, отхожие промыслы, ассигнации, секуляризация, капиталистические крестьяне

П. 26, док-т стр. 191

33.

Основные направления внешней политики Екатерины II. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство.

1

КУ

Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерно­морья, Приазовья, Прикубанья и Но-вороссии. Русское военное искусство. А. В. Су­воров, Т. Т. Ушаков.

Знать:

- основные направле­ние внешней политики. Уметь:

- показывать на карте территориальные при­ращения; - рассказывать о военных действиях с опорой на термины и даты.


Буферное государство, коалиция,

П. 27, док-т стр. 203

34.

Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, части Латвии.

1

КУ

Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины,части Литвы, Курляндии

Знать:

- результаты участия России в разделах Речи Посполитой;

Уметь:

- анализировать, делать выводы.






П. 27, стр. 199-201

35.

Русско-шведская война 1787-1791 гг. и её значение. Политика «вооружённого нейтралитета». Борьба с революционной Францией.


1

КУ

Русско-шведская война 1787-1791 гг. и её значение. Политика «вооружённого нейтралитета». Борьба с революционной Францией.


Уметь:

- давать характеристику войны;

- показывать на карте территориальные при­ращения; - рассказывать о военных действиях с опорой на термины и даты.


нейтралитет

П. 28, стр.201-203

36.

Внутренняя и внешняя политика Павла I. Изменение порядка престолонаследия. Политика в отношении крестьян.

1

КУ

Павел I. Попытки укрепления режи­ма. Внутренняя политика, измене­ние порядка пре­столонаследия. Манифест о трех­дневной барщине.


Знать:

- противоре­чивый характер политики Павла I.

Уметь:

- объяснять причины последнего дворцового переворота;



- высказывать свое от­ношение; - работать с текстом учебника и картой.

Барщина

П.29, док-т стр.212

37.

Развитие общественной мысли. Развитие науки и образования.

1

КУ

Век Просвещения. Сословный харак­тер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. Становление оте­чественной науки. М. В. Ломоносов. Основание Москов­ского университета. Географические экспедиции

Уметь:

- устанавливать связь между развитием эко­номики, политики и культуры; - работать с дополнительной лите­ратурой;

- делать доклад на заданную тему.


Мортира, ритор, обсерватория, регион, суппорт

П. 30

38.

Художественная культура во второй половине XVIII в.: литература, театр, музыка, изобразительное искусство, архитектура.

1

КУ

Художественная культура во второй половине XVIII в.: литература, театр, музыка, изобразительное искусство, архитектура.

Знать:

- особенно­сти развития культуры;

- выдающиеся дос­тижения и имена дея­телей культуры.

Уметь:


- прослеживать ее связь с западной культурой;

- работать с иллюстра­цией, описывать памят­ники культуры.



Барокко, классицизм, сентиментализм

П. 31-32

39.

Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.

Р/К Тульский край в XVIII в.

1

КУ

Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.


Уметь:

- описывать образ жизни различных слоев обще­ства;

- определять общие и особенные черты исто­рии края.


колядки

П. 33

Итоговое повторение (1 ч.)

40.

«Россия и мир на рубеже XVIII – XIX вв.»

1

ПОУ

Материал курса истории.

Повторение изученных знаний за год






ИНМ – урок изучения нового материала

КУ - комбинированный урок

ПОУ - повторительно-обобщающий урок