Рабочая программа Литература 11 б класс Учитель Е. Ю. Акимова г. Королёв, 2011 г - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы... 1 112.52kb.
Сальникова Наталия Николаевна,учитель 1 кв к. Планирование составлено... 5 972.13kb.
Рабочая программа по английскому языку 5-9 класс на 2010-2011 учебный год 2 886.99kb.
Рабочая программа педагога демидовой Т. Л., учителя истории и обществознания... 1 230.35kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. 03 Русская литература... 6 933.91kb.
Рабочая программа по литературе в 7-ом классе предназначена для изучения... 1 195.44kb.
Рабочая программа по литературе 9 класс на 2012-2013учебный год Учитель... 1 414.78kb.
Рабочая программа элективного курса 1 75.08kb.
Рабочая программа по физике 10 класс Мякишев, Буховцев умк мякишев Г. 1 146.58kb.
Любицкой Евгении Викторовны по предмету «История» 9 класс 2011 2012... 2 463.01kb.
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 классы (профильный... 3 950.59kb.
Урок внеклассного чтения «Губительная сила власти денег в произведениях... 1 38.83kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Рабочая программа Литература 11 б класс Учитель Е. Ю. Акимова г. Королёв, 2011 г - страница №1/1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУСОШ №1

И.Е.Гайдукова

«___»___________2011 г.



Рабочая программа

Литература 11 Б класс


Учитель Е.Ю.Акимова


г. Королёв, 2011 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по литературе составлена для учащихся 11 Б класса МОУ СОШ №1 на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России, программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М.: «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2004г.).

Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:



- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфики литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторский позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;  написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

 

ЗАДАЧИ

Изучение литературы в образовательных учреждениях реализует общие цели и способствует решению специфических задач:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;

- обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;

- формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;

- совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.

 

Общая характеристика учебного предмета



Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- выразительное чтение.

- различные виды пересказа.

- заучивание наизусть стихотворных текстов.

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

- сравнение и сопоставление;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств языка составление плана, тезиса, конспекта;

- формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у обучающихся следующих основных умений:

- владение техникой грамотного и осмысленного чтения;

- владение умениями выразительного чтения;

- восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства;

- умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

- умение выделять этическую, нравственную проблематику произведения;

- умение определять жанрово-родовую природу произведения;

- умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

- умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее.

Программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю), включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все обучающиеся.

Программа предусматривает различные формы контроля знаний обучающихся: тестирование, ответы (как письменные, так и устные) на вопросы, сочинения.

Календарно-тематическое планирование уроков разработано в соответствии с учебным планом, реализующим программу базового обучения.  

 

       Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 11 класса.



знать/понимать:

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

• основные теоретико-литературные понятия;



уметь:

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

• определять род и жанр произведения;

• сопоставлять литературные произведения;

• выявлять авторскую позицию;

• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

• участия в диалоге или дискуссии;

• самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

• определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.


Календарно-тематическое планирование по литературе (11 Б класс)

2011-2012 учебный год.


Сроки проведения по неделям

Разделы и темы уроков


Форма проведения

Форма контроля

1 неделя сентября

1. Введение. Судьба России в ХХ веке.

Лекция.




2. И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Лирика.

Лекция. Практикум




3. И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско».

Практикум




2 неделя сентября

4. И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско».

Практикум




5. Тема любви в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник».

Беседа




6. Тема любви в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник»

Беседа




3 неделя сентября

7. Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы.

Практикум.




8. А.И.Куприн. Жизнь и творчество.

Лекция. Беседа




9. Проблематика и поэтика рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет».

Практикум




4 неделя сентября

10. Проблематика и поэтика рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет».

Практикум

Домашнее сочинение по творчеству И.А. Бунина и

А.И. Куприна.



11. А.М.Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы.

Лекция. Практикум




12. А.М.Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы.

Лекция. Практикум




1 неделя октября

13. «На дне» как социально-философская драма.

Лекция. Беседа




14. Три правды в пьесе «На дне», ее социальная и нравственно-философская проблематика.

Практикум




15. Три правды в пьесе «На дне», ее социальная и нравственно-философская проблематика.

Практикум




2 неделя октября

16. Письменная работа по творчеству М.Горького.

Урок контроля

Письменная работа по творчеству М.Горького.

17. Русский символизм и его истоки.

Лекция




18. В.Я.Брюсов. Слово о поэте.

Лекция. Беседа




3 неделя октября


19. Лирика поэтов-символистов.

Урок внеклассного чтения.




20. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.

Лекция




21. Н.С. Гумилев. Слово о поэте.

Лекция. Практикум




4 неделя октября

22. Н.С. Гумилев. Слово о поэте.

Лекция. Практикум




23. Футуризм как литературное направление. Русские футуристы.

Лекция. Беседа

Домашнее сочинение по поэзии Серебряного века.

24. А.А.Блок. Жизнь и творчество.

Лекция. Беседа




1 неделя ноября


25. Тема страшного мира в лирике А.Блока.

Практикум




26. Тема Родины в лирике А.Блока.

Практикум




27. Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира.

Беседа




2 неделя ноября


28. Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира.

Беседа




29. Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии.

Урок внеклассного чтения




30. Сергей Есенин. Жизнь и творчество.

Лекция. Беседа




3 неделя ноября


31. Тема России в лирике С.А.Есенина.

Практикум




32. Любовная тема в лирике С.А. Есенина.

Практикум




33. Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А.Есенина.

Практикум




4 неделя ноября


34. Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы»

Урок внеклассного чтения




35. Литературный процесс 20-х годов

Лекция




36. Обзор русской литературы 20-х г.

Семинар




1 неделя декабря


37. Обзор русской литературы 20-х г.

Семинар




38. Поэзия 20-х годов

Семинар




39. В.В.Маяковский. Жизнь и творчество.

Лекция. Беседа




2 неделя декабря


40. В.В.Маяковский. Жизнь и творчество.

Лекция. Беседа




41. Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского

Практикум




42. Тема поэта и поэзии в творчестве В.Маяковского

Беседа.

Домашнее сочинение по лирике А.А. Блока и др.

3 неделя декабря


43. Литература 30-х г. Обзор

Лекция




44. М.А.Булгаков. Жизнь и творчество

Лекция




45. История создания, проблемы и герои романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Беседа. Практикум




4 неделя декабря

46. История создания, проблемы и герои романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Беседа. Практикум




47. Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита».

Практикум




48. Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита».

Практикум

Домашнее сочинение по творчеству

М.А. Булгакова.



2 неделя января

49. Зачетная работа за первое полугодие

Урок контроля

Зачетная работа за первое полугодие

50. А.П.Платонов. Жизнь и творчество.

Урок внеклассного чтения




51. А.П.Платонов. Жизнь и творчество.

Урок внеклассного чтения




3 неделя января

52. А.А.Ахматова. Жизнь и творчество

Лекция. Практикум




53. Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой

Практикум




54. Поэма Ахматовой «Реквием».

Практикум.




4 неделя января

55. Поэма Ахматовой «Реквием».

Практикум




56. О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество.

Лекция. Практикум




57. О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество.

Лекция. Практикум




1 неделя февраля

58. М. И. Цветаева

Лекция. Практикум




59. М. И. Цветаева

Лекция. Практикум

Домашнее сочинение по лирике А.А. Ахматовой и

М.И. Цветаевой.



60. М.А.Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы»

Лекция




2 неделя февраля

61. Картины Гражданской войны в романе.Шолохова «Тихий Дон»

Беседа




62. Картины Гражданской войны в романе.Шолохова «Тихий Дон»

Беседа




63. Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»

Беседа




3 неделя февраля

64. Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»

Беседа




65. Женские судьбы в романе «Тихий Дон»

Беседа




66. Мастерство М.А.Шолохова в романе «Тихий Дон»

Практикум




4 неделя февраля

67. Письменная работа по творчеству Шолохова.

Урок контроля

Письменная работа по творчеству Шолохова.

68. Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия

Лекция. Беседа



69. Литература второй половины ХХ века


Лекция. Беседа




1 неделя марта

70. Литература второй половины ХХ века


Лекция. Беседа



71. Новое осмысление военной темы в литературе 50-90х г.


Семинар




72. А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика А.Т.Твардовского.

Лекция. Практикум




2 неделя марта

73. А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика А.Т.Твардовского.

Лекция. Практикум




74. Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество

Лекция. Практикум




75. Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество

Лекция. Практикум




3 неделя марта

76. Б.Л.Пастернак «Доктор Живаго».

Урок внеклассного чтения




77. Б.Л.Пастернак «Доктор Живаго».

Урок внеклассного чтения




78. А.И.Солженицын. Жизнь и творчество

Лекция




1 неделя апреля

79. А.И.Солженицын. Жизнь и творчество

Беседа.




80. В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество. «Колымские рассказы»

Урок внеклассного чтения




81. Николай Рубцов. Слово о поэте

Лекция. Практикум




2 неделя апреля

82. «Деревенская проза» в современной литературе.

В.П.Астафьев



Лекция. Беседа




83. «Деревенская проза» в современной литературе.

В.П.Астафьев



Лекция. Беседа




84. В.Г.Распутин. Нравственные проблемы произведений

Беседа




3 неделя апреля

85. В.Г.Распутин. Нравственные проблемы произведений

Беседа




86. И.А. Бродский. Слово о поэте

Беседа. Практикум




87. Б.Ш. Окуджава. Слово о поэте

Практикум




4 неделя апреля

88. «Городская» проза в современной Ю.В.Трифонов

Урок внеклассного чтения




89. Темы и проблемы современной драматургии

Урок внеклассного чтения




90. Из литературы народов России Мустай Карим. Жизнь и творчество

Урок внеклассного чтения




1 неделя мая

91. Основные направления и тенденции развития современной литературы. Литература Русского зарубежья последних лет, возвращенная литература

Лекция




92. Основные направления и тенденции развития современной литературы. Литература Русского зарубежья последних лет, возвращенная литература

Лекция




93. Б.Шоу «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион»

Урок внеклассного чтения




2 неделя мая

94. Б.Шоу «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион»

Урок внеклассного чтения




95. Т.С.Элиот Слово о поэте

Урок внеклассного чтения




96. Э.М.Хемингуэй. Слово о писателе и его романах

Урок внеклассного чтения




3 неделя мая

97. Э.М.Ремарк «Три товарища»

Урок внеклассного чтения




98. Проблемы и уроки литературы ХХ века чеховского стиля.

Семинар




99. Консультации по подготовке к экзаменам

Консультации

.

4 неделя мая

100. Консультации по подготовке к экзаменам

Консультации




101. Консультации по подготовке к экзаменам

Консультации




102. Консультации по подготовке к экзаменам

Консультации







Всего 102 урока.




Всего уроков:

внеклассного чтения – 16,

урок контроля – 3,

дом. соч. – 5.




Список рекомендуемой литературы

Для учителя:



Основная литература:

  1. Программа по литературе. 5-11 классы. – 9-е изд. (Базовый уровень)//Программы общеобразоват. учреждений. Литература/Под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2008. – С.3 – 100 (В соавторстве с В.Я.Коровиной, В.И.Коровиным, И.С. Збарским, В.П. Полухиной). Допущено Министерством образования и науки.

  2. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Русская литература 20 века. 11 класс./ Под редакцией В.П. Журавлёва. - М.: Просвещение, 2004 г.


Дополнительная литература:

  1. Генералова Н.С., Никулина М.Ю. ЕГЭ. Литература. Интенсивная самостоятельная подготовка к ЕГЭ. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.

  2. Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе. 20 век. /– М. «Вако», 2005

  3. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров

  4. Карсалова Е.В., Леденёв А.В., Шаповалова Ю.М. «Серебряный век» русской поэзии. Пособие для учителей. Новая школа,1996

  5. Конспекты уроков для учителя литературы: 11 класс: Серебряный век русской поэзии: В 2ч./ Под ред. Л.Г. Максидоновой. М.: ВЛАДОС,2000

  6. Обучающие практические работы по литературе. 9-11 классы / Т.Н. Андреева, Е.Б. Кузина и др. - М.: Дрофа, 2005

  7. Скоркина Н.М. Нестандартные уроки по литературе.9-11 классы. Волгоград

  8. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 10-11 классы: Метод.пособие. М.: Дрофа,1996

  9. Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н. Литература в 11 классе. Урок за уроком. В 2ч. – М.:Русское слово, - 2005.

  10. Чалмаев В.А., Мушинская Т.Ф. и др. Уроки литературы в 11 классе/.- М.: Просвещение, 2000

Для учащихся:



    1. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Русская литература 20 века. 11 класс./ Под редакцией В.П. Журавлёва. - М.: Просвещение, 2004 г.

    2. Интернет.

«СОГЛАСОВАНО» «

СОГЛАСОВАНО»

на заседании ШМО учителей русского языка и Зам.директора по УВР

литературы

МОУСОШ №1 МОУСОШ № 1



Протокол №___ от 16.06.2011 _________ О.Н. Томилова

Председатель ШМО ______Е.Ю.Акимова. «___»___________2011 г.