Рабочая программа курса «Природа и экология Липецкой области» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Рабочая программа курса «Природа и экология Липецкой области» - страница №1/1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Талицкий Чамлык Добринского муниципального района Липецкой области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса

«Природа и экология Липецкой области» для 7 класса на 2012-2013 учебный год

Попова Светлана Николаевна

Учитель биологии и химии

Программа курса
«Природа и экология Липецкой области»
(для учащихся 7 классов общеобразовательной школы)

(1 час в неделю, всего 34часа)

Пояснительная записка

Краеведческий курс «Природа и экология Липецкой области» предназначен для учащихся 8 классов общеобразовательной школы. Современный образовательный процесс рассматривается как деятель­ность, в ходе которой происходит развитие личности. Социально-личностное образование приобретает ряд новых черт - субъектность, диалогичность, экзистенциальность, интегрированность, развиваю­щую направленность. При этом особое внимание уделяется обеспече­нию внутренней свободы ученика, его активности, проявлению его персонального опыта. Главное место в обучении в школе занимает содержание, направленное на формирование определенных черт лич­ности. В связи с этим содержание помимо традиционных знаний, умений и навыков должно включать опыт эмоционально-ценностно освоения мира и опыт творческой деятельности. Реализацию этих целей обеспечивает краеведческое образование, в ходе которое интеграция знаний о родном крае способствует целостному восприятию окружающего мира.

Основные цели данной программы - формирование у школьников системы знаний о функционировании естественных и антропогенных экосистем Липецкой области, взаимоотношениях человека и природы в историческом аспекте; личностное развитие школьников; воспитание нравственности, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

Реализация целей программы предусматривает решение следующих задач:

-формирование знаний о характере взаимоотношений человека и природы в разные исторические периоды;

-обеспечение понимания школьниками уникальности, неповторимости природных комплексов родного края;

-формирование системы знаний о закономерностях функционирования природных и антропогенных экосистем Липецкой области, проблемах, возникающих в результате нарушения экологического равновесия, и способах их разрешения;

- развитие информационной культуры школьников за счет ис­пользования методов продуктивной переработки информации;

- интеллектуальное развитие школьников, развитие у них уме­ний сравнивать, обобщать, делать выводы и т.д.;

- развитие чувства ответственности при моделировании решения локальных экологических проблем;

- формирование эмоционально-ценностного отношения к при­родному и культурному окружению через интеграцию экологической, географической, биологической, исторической, литературной инфор­мации.

Программное содержание построено на основе интеграции гуманитарного и естественно-научного знания о родном крае. Программа соответствует учебному пособию: О.В.Созонтова.Природа иэкология Липецкой области: Учебное пособие для учащихся 6-8 классов общеобразовательной школы -/ О.В.Созонтова, Н.Н.Долбилова. – Липецк: ИРО,2006. – 206с.



Содержание изучаемого курса
Введение (1 ч). Географическое положение Липецкой области Разнообразие видового состава природного комплекса Липецкой области (присутствие видов из степной, лесной, таежной зон; галофитные и петрофильные комплексы, реликтовые виды). Задачи изучения курса.

1. История взаимоотношений природы и человека в Липец ком крае от каменного века до наших дней (11 ч)

Природа Липецкой области в доисторическое время (1 ч). Материнские породы территории области (граниты и гнейсы). Формирова­ние известняков в палеозойской эре. Палеонтологические находи окаменелых остатков представителей флоры и фауны: спирифер, корал­лов, криноидей, брюхоногих и головоногих моллюсков.

Отложения песчано-глинистых пород на севере области, фраг ментарные залежи бурых углей как свидетельство богатой раститель­ности каменноугольного периода (плауны, хвощи, споровые, низшие голосеменные).

Формирование бурых железняков, фосфоритов в юрском периоде.

Особенности климата в начале кайнозойской эры. Произрастание на территории области тропических растений (сальвиний, альдрованд). Сокращение растительности в связи с похолоданием.



Лабораторная работа № 1. Изучение палеонтологических ходок, найденных на территории Липецкой области*.

Природа и человек на заре цивилизации (2 ч). Особенности природного комплекса области в начале антропогенового пер смена теплого климата холодным, сокращение хвойных лесов, замена их тундростепями. Своеобразие растительности этого периода: тундровые, степные растений, виды засоленных грунтов.

Формирование лесных комплексов в связи с потеплением климата. Видовое разнообразие млекопитающих. Образование полноводных рек и озер в связи с таянием ледников. Вымирание животных мамонтового комплекса (мамонт, носорог, пещерный медведь, большерогий олень ,длиннорогий бизон), распространение лесных видов(тур, лось, кабан, медведь, волк, лисица, благородный олень).

Первые поселения человека на территории области (15-20 тысяч лет назад).

Стоянка человека эпохи палеолита около села Гагарино Задонского района. Использование костяных орудий; культовые скульптуры как свидетельство верований предков.

Особенности образа жизни наших предков в эпоху неолита: обработка камня, охота, рыболовство. Появление мотыжного земледелия, скотоводства в эпоху бронзового века. Начало влияния человека на природные комплексы вследствие использования подсечного зем­леделия. Зарождение металлургии в нашем крае в эпоху железного века. Переход к пашенному земледелию и создание агрокультурных ландшафтов.

Природа и человек нашего края в V веке - первой половине XVII века 2ч). Наш край - восточная граница Древнерусского госу­дарства во второй половине I тысячелетия н.э. «Городище» г. Липецка

* археологический памятник этого периода.

Воргольское, Елецкое, Липецкое княжества периода феодальной раздробленности. Расположение древних городов-крепостей с учетом естественной защиты крутых берегов рек, оврагов, болот. Использо­вание дерева для строительства.

Наш край в период татаро-монгольского нашествия. Разрушение Липецкой крепости, монастыря Поройская пустынь в 1284 году. Уча­стие жителей нашего края в Куликовской битве. Нашествие Тамерла­на на Елец в 1395 году. Опустынивание нашего края вследствие татаро-монгольского нашествия.

Возрождение нашего края в период объединения русских княжеств под властью Москвы (ХУ-ХУП века). Строительство Белгородской защитной черты (1635-1658 гг.). Развитие торговли.

строение. Начало лесоистребления в крае на строительные нужды.Формирование лесостепных комплексов.



Наш край во второй половине XV века -XVIII веке (2 ч). Судостроение для торговых и военных нужд, вырубка лесов по берегам судоходных рек Дон, Воронеж, Красивая Меча. Указы Петра 1, на-

правленые на регулирование вырубок и сохранение лесов. Развитие металлургического производства в связи с наличием сырьевой базы (железные руды, леса). Строительство Липской мануфактуры. Упадок металлургического производства в конце XVIII века из-за истощения

местных топливных ресурсов и роста производства страны. Развитие сельскохозяйственного производства. Развитие горо­дов. Возрастание антропогенного воздействия на природные ком­плексы.

Наш край в XIX веке (2 ч). Развитие липецкого курорта. Це­лебные свойства липецкой минеральной воды.

Развитие сельскохозяйственного производства и строительство предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. Уси­ление загрязнения природной среды. Трансформация ландшафтов в связи со строительством железных дорог.

Изменение природы в результате экстенсивного сельского хо­зяйства. Распашка степей и сведение лесов из-за многонаселенности края, высокой арендной и продажной стоимости пашни. Фрагментар­ное сохранение естественных экосистем лугов, степей. Видоизмене­ние лесов из-за хозяйственной деятельности человека.

Охрана лесов лесным ведомством (Лебедянское, Преображен-ское, Козловское лесничества, Куликовский лес, Усманский бор). На­учная деятельность Романовско-Таволжанской казенной дачи, ее роль в сохранении лесов.



Лабораторная работа № 2. Химический состав липецкой мине­ральной воды.

Изменение ландшафтов Липецкой области в XX веке (2 ч). Промышленное возрождение края в первой половине XX века. Нали­чие сырьевой базы (железные руды, известняки). Строительство Со­кольского завода в начале XX века. Строительство металлургического завода в г. Липецке, рост ^численности населения, развитие стройиндустрии. Изменения природных ландшафтов в связи с промышлен­ным строительством.

Развитие липецкого курорта.

Роль промышленности нашего края в обеспечении фронта в го­ды Великой Отечественной войны.

Формирование атехногенных и техногенных ландшафтов во второй половине XX века. Характеристика сельскохозяйственных ландшафтов. Эрозийные процессы, недостаток лесозащитных насаж­дений, проблемы орошения.

Лесохозяйственные ландшафты. Угнетение лесов из-за высокого уровня загрязнения окружающей среды, большой рекреационной на­грузки.

Водохозяйственные ландшафты. Проблема усиленной эксплуа­тации и загрязнения водных бассейнов.

Неравномерность распределения промышленных ландшафтов на территории области. Проблемы промышленных выбросов и отходов. Транспортные ландшафты. Воздействие транспортных магистралей на природу области. Меры, снижающие отрицательное воздействие транспорта.

Селитебные ландшафты. Неравномерность заселения территории области. Повышенный уровень загрязнения в городах. Очаги загрязнений в сельской местности.



Практическая работа № 1. Оценка качества окружающей среды на основе анализа повреждений хвои сосны обыкновенной**.

Учащиеся должны знать:

-особенности природного комплекса Липецкой области;

-развитие природы области в разные периоды эволюции Земли;

-особенности образа жизни человека с доисторического времени до юнца XX века;

-основные этапы истории родного края: эпоха палеолита, неолита, бронзового, железного века, -феодализма, период монголо-татарского 1ашествия, ХУ-ХХ века;

- изменения природы края в зависимости от климата и хозяйствен-юй деятельности человека;



- природоохранные мероприятия в крае в ХУШ-ХХ веках;

- последствия экстенсивного сельского хозяйства XIX века для при­роды области;

- изменение ландшафтов в XX веке в связи с промышленным и сель­скохозяйственным развитием края.

Учащиеся должны уметь:

-устанавливать зависимости между особенностями природных ком­плексов и жизнедеятельностью человека в историческом аспекте;

-объяснять изменения природных комплексов в зависимости от усиления антропогенного воздействия;

-давать оценку использования человеком природы в разные исторические эпохи;

-обосновывать зависимость промышленного развития края от природных богатств;

-объяснять особенности природоохранных мероприятий в разные исторические периоды;

-давать характеристику проблем, способов их решения для современных ландшафтов области;

-проводить наблюдения природных объектов, простейшие химические анализы с целью получения информации.




II.Естественные экосистемы Липецкой области (22ч)

Структура и функционирование экосистемы (2ч)

Понятие экосистемы.. Структурные компоненты экосистемы. Осуществление круговорота вещества и энергии в экосистеме. Продуценты, консументы и редуценты экосистемы.

Трофическая структура экосистемы. Типы цепей питания в системах. Правило передачи энергии в пищевых цепях.

Взаимодействия организмов в экосистеме. Типы биотических связей: пищевые, конкурентные, симбиотические и их роль в поддержании стабильности экосистемы.

Саморазвитие экосистем. Первичная и вторичная сукцессия. Закономерности сукцессии: увеличение видового состава, смена доми нирующих видов, усложнение цепей питания, усиление взаимовыгодных связей. Учет самовосстанавливающей способности экосистем в хозяйственной деятельности человека.

Лесные экосистемы области (4 ч). История липецких лесов* Особенности лесной экосистемы. Плодородие почв. Видовая структура леса. Доминирование отдельных видов. Ярусность. Представители животных и растений, обитающих в определенных ярусах.

Разнообразие лесов области в зависимости от вида эдификатора, Сосновые леса, их типы (зеленомошные и долгомошниковые боры, сфагновые и лишайниковые сосняки).

Типы дубрав: нагорные, байрачные, пойменные. Ярусная струк­тура дубрав, видовое разнообразие дубрав, разнообразие жизненных форм. Эфемероиды, их особенности, необходимость охраны редких видов (тюльпан Биберштейна, прострел раскрытый, пролеска сибир­ская и др.). Особенности ольшаников и осинников.

Животный мир лесов. Видовое разнообразие фитофагов, зоофагов, миксотрофов, хищников. Экологические связи видов. Особенно­сти жизнедеятельности основных представителей фауны липецких лесов.

Редкие лесные виды (гигантская вечерница, орел-змееяд, балобан, филин, рыжий лесной муравей, лилия саранка, вереск обыкно­венный и др.). Причины сокращения численности редких видов. Меры охраны.

Лабораторная работа № 3. Изучение видового разнообразия лесной растительности.

Степи Липецкой области (3 ч). Разнообразие степей области разнотравные, осоковые, злаковые. Охраняемые степные участки: Сурки, Усманский вал, Казинская степь, Казацкая степь, Дуб? степные участки заповедника «Гапичья гора».

Особенности фитоценоза степи. Кустарники (терн степной, степная вишня, миндаль низкий), их роль в экосистеме степей. Разнообразие жизненных форм степных растений: дерновинные злаки, выли, типчаки, осоки), корневищные растений (костры, пыреи, овсы) перекати-поле (качим метельчатый, кермек, зопник, синеголовник, солянка), эфемеры и эфемероиды. Ярусность растительного покрова степи. Грибы в степной экосистеме, их роль.

Животный мир степей. Освоение животными степей наземноной, почвенной среды. Специализация по характеру питания фитофагов.' Разнообразие животных степей.

Приспособления организмов к степным условиям.

Охраняемые виды животных и растений степей.

Луговые экосистемы (2 ч). Особенности луговой экосистемы. Разнообразие лугов.

фитоценозы лугов. Особенности растений прирусловой, центральной притеррасной поймы; материковых и суходольных лугов. Биологические особенности луговых растений.

Зооценоз лугов. Разнообразие фитофагов, зоофагов, хищников. Экологические связи обитателей луга.

Грибы луговых экосистем. Симбиотические отношения грибов с высшими растениями. Роль грибов сапротрофов.



Лабораторная работа № 4. Ознакомление с видовым разнооб­разием луговой флоры.

Реки и озера Липецкой области (4 ч). Внутренние воды Ли­пецкой области (поверхностные и подземные). Краткая характеристи­ка главных рек области (Дон, Воронеж). Качество воды в реках области, контроль состояния рек. Озера области (в поймах рек, на во­доразделах).

Продуценты водной экосистемы. Экологические группы водных растений: погруженные, поверхностные, воздушно-водные растения, водоросли. Явление гетерофиллии. Роль растений и водорослей в водных экосистемах. Редкие виды растений.

Беспозвоночные животные водной экосистемы. Экологические группы беспозвоночных водоемов: бентос, планктон, нектон, нейстон. Экологическая роль беспозвоночных в водоемах.

Позвоночные животные водоемов. Разнообразие рыб, амфибий, рептилий, птиц, млекопитающих, обитающих в водоемах Липецкой области. Особенности жизнедеятельности позвоночных животных, биотические экологические связи. Редкие и охраняемые виды позвоночных животных.



Болотные экосистемы (5 ч). Болота Липецкой области. Расположение болот на территории области. Виды болот (низинные, верховые, переходные), их характерные особенности. Образование болот, Экологическая роль болот. Охраняемые болота Липецкой области.

Приспособления растений к жизни на болотах. Ксероморфность. Хищничество как приспособление к недостатку азотного питания. Растительный мир болот. Своеобразие растительного низинных, переходных и верховых болот.

Животный мир болот. Разнообразие животных, обитают болотах. Особенности жизнедеятельности, экологические связи .

Грибы болотной экосистемы. Симбиотрофы и бриофилs? их роль в болотной экосистеме.



Заповедные территории области (1 ч). Виды особо охраняемых природных территорий. Заповедник «Галичья гора». История создания заповедника. Общая характеристика заповедника. Своеобразие реликтовой флоры: доледниковая, ледниковая, послеледниковая. Особенности основных урочищ заповедника: Морозова гора, Ворон камень, Воргольское, Быкова шея, Плющань.

Воронежский биосферный государственный заповедник. Общая характеристика. Своеобразие животного и растительного мира запо­ведника. Роль заповедника в восстановлении численности бобра.



Памятники природы Липецкой области (1 ч). Понятие «па­мятник природы». Ландшафтные памятники, их роль в сохранении редких растений и животных. Геологические памятники природы как научная ценность. Гидрологические памятники, их роль в сохранении уникальных природных комплексов. Дендрологические памятники природы как образцы лесопаркового и садового искусства.

Дендропарк «Лесостепная опытно-селекционная станция». Ис­тория создания. Научная деятельность.



Учащиеся должны знать:

• структуру и закономерности функционирования экосистемы;

- закономерности развития экосистемы;

• особенности и разнообразие видов в лесных, луговых, степных, водных, болотных экосистемах;

• экологические группы растений и животных водных экосистем;

• роль основных групп животных и растений в экосистеме;

• ярусное строение экосистем;

• приспособления организмов к среде обитания;

• редкие виды естественных экосистем, причины сокращения численности;

• основные заповедные территории области;

• основные памятники природы, их роль в сохранении уникально природного комплекса Липецкой области.

Учащиеся должны уметь: ^

• строить цепи питания, существующие в естественных экосистемах области

• приводить примеры и объяснять основные взаимодействия организмов в экосистемах;

- иллюстрировать и объяснять ярусное строение экосистем как приспособление к максимальному использованию ресурсов среды

-определять характер приспособлений организмов к особенностям среды обитания;

-определять характерные особенности организмов специфических экологических групп;

-определять причину сокращения численности видов в экосистемах; .

-разрабатывать меры охраны редких видов;

Учебно – тематическое планирование

глава

№урока

Содержание

Стр. учебника

задания

Дата

план


Дата

факт






1

введение

3-4










1.История взаимоотношений

природы и человека в Липецком крае

от каменного века до наших дней (11ч)























2

Природа Липецкой обл. в доисторическое время.

Лабораторная работа №1Изучение палеонтологических находок на территории Липецкой области

5-6

№1-2 с.7










3

Природа и человек на заре цивилизации

Особенности природного комплекса обл.в начале антропогенного периода.



7-10

№1-2 с.14










4

Жители нашего края на заре цивилизации.

10-13

№3-4 с.14










5
6

Природа и человек нашего края в I тысячелетия н.э.

Липецкий край в период феодальной раздробленности

Возрождение нашего края в период объединенмя русских княжеств под властью Москвы(XV-XVIIвека)

14-15


15-17
17-19

№1 с.19


№2 с.19
№3-4 с.19

№5 с.20











7-8

Наш край во второй половине XVIIвека-XVIIIвеке

Судостроение

Развитие металлургического производства

Развитие сельскохозяйственного производства

Развитие городов

21-22


22-23

24

24-25


№1-2 с.25

№3 с.25

№4 с.25


№5 с.25










9

Наш край вXIX веке

Развитие липецкого курорта



Лабораторная работа №2 Химический состав липецкой воды

26-27

31


№1-2 с.30










10

Наш край вXIX веке

Промышленное развитие края

Развитие сельскохозяйственного производства

Охрана лесов


27-28


28-29

29-30



№3-4с.30
№5-6 с.30












11

Изменение ландшафтов Липецкой обл. в XX веке

Промышленное возрождение края в первой половине XXв.

Формирование атехногенных и техногенных ландшафтов во второй половине XX века. Атехногенные ландшафты

31-33


33-35

№1 с.36


№3-4 с.36-37










12

Изменение ландшафтов Липецкой обл. в XX веке

Промышленное возрождение края в первой половине XXв.

Формирование атехногенных и техногенных ландшафтов во второй половине XX века. Техногенные ландшафты Лабораторная работа №3Оценка качества окружающей среды на основе анализа повреждений хвои сосны обыкновенной

35-36


37

№2 с.36





























II Естественные экосистемы Липецкой обл.(22ч)

13

14


Структура и функционирование экосистемы

Структурные компоненты экосистемы

Трофическая структура экосистемы

Взаимодействие организмов в экосистеме


Саморазвитие экосистем

38-39


40
40-41
41-42

№1-3 с.42

№4-5 с.42-43

№8 с43
№6-7,10 с.43












15

Лесные экосистемы области

Особенности лесной экосистемы

История липецких лесов(на усмотрение учителя)

43-45


53-54

№3-4 с.55

№1-2, 11 с.55-56











16

Лесные экосистемы области

Разнообразие лесов области в зависимости от вида эдификатора



Лабораторная работа «Изучение видового разнообразия лесной растительности» (на усмотр. учителя)

45-48

№6 с.55

№5 с.55











17
18

Лесные экосистемы области

Животный мир лесов

«Красная книга лесов». Редкие лесные виды

48-51


51-53

№10.7,9 с.55

№8 с.55











19

Степи Липецкой области

Разнообразие степей Липецкой области

Особенности фитоценоза степи

56-57


(62-63)

57-59,


(64-65)

№1-3 с.66


№3 913) с.66-67










20

21


Степи Липецкой области

Животный мир степей.

Приспособления организмов к степным условиям.

«Красная книга степей».Охраняемые степные виды.



59-60

(64)


60-61

61-62


№5.6 с.66
№7 с.66

38 с.66











22

Луговые экосистемы.

Особенности луговой экосистемы

Фитоценозы лугов

Лабораторная работа №4 «Ознакомление с разнообразием флоры пойменного луга».

67-68


68-70

№1-2 с.73

№3-4 с.73











23

Луговые экосистемы.

Зооценоз лугов


Грибы луговых экосистем.

70-72
72



№5-8,10

С.73
№9 с.73

(№11с73-74)











24

25


Реки и озёра Липецкой области

Внутренние воды Липецкой области


Продуценты водной экосистемы

74-76

(83-84)
76-79



№(1).2-3 с.85
№4-5 с85-86










26
27

Реки и озёра Липецкой области

Беспозвоночные животные водной экосистемы

Беспозвоночные животные водоёмов

79-80


80-83

№8,7,11 с.86

№6,9.10 с86












28

Болотные экосистемы

Болота Липецкой области


Приспособления растений к жизни на болотах.

87-89
89-90 94



№1-4 с94

№10 с.95 №6-7 с95












29
30
31
32

Болотные экосистемы. Охраняемые болота Липецкой области.

Растительный мир болот


Животный мир болот
Грибы болотной экосистемы

90-91


93

91-93
93


№5с.94
№9.(11).12с95-96

№8 с.95
































33

Заповедные территории области

Виды особо охраняемых природных территорий

Заповедник «Галичья гора»

Воронежский биосферный государственный заповедник


97
97-100

100-101

№1-3 с.101-102


№4-6 с102










34

Памятники природы Липецкой области

Понятие « Памятники природы»


Ландшафтные памятники
Геологические памятники
Гидрологические памятники
Дендрологические памятники
Дендропарк «Лесостепная опытно-селекционная станция»

102
102-103


103-105
105

105-107
107-108


№1-2 с109


№3 с 109

№4 с 109


№5 с109

№6 с.109