Рабочая программа элективного курса - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Рабочая программа элективного курса - страница №1/1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

г. ПОЛЯРНЫЕ ЗОРИ



Рассмотрено

Согласовано

Утверждено приказом

на заседании методического

Зам.директора по УР

по МОУ СОШ №4

объединения учителей







истории ,географии,обществ.




№ ____

Руководитель МО







Кильдишова И.И.




от «___» 2010г.

Протокол №_____

«____» 2010г.




от «____» 2010г.







Рабочая программа элективного курса

« География и экология России»

для 11 класса

Составитель: учитель географии

МОУ СОШ №4 г.Полярные Зори

Фамилия Кильдишова

Имя Ирина

Отчество Ивановна


2010 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «География и экология России» 11 класс составлена на основе авторской программы по географии для профильных школ 10 – 11 классов И.И. Баринова.

Основное содержание авторской программы нашло отражение в данной рабочей программе.



Цели курса:

- овладеть системой знаний о глобальных проблемах современности, что исключительно важно для целостного осмысления планетарного сообщества людей, единства природы и общества;

-формировать глобальное мышления учащихся в противовес узкопонимаемым национальным и классовым интересам;

- развивать познавательный интерес учащихся к приобретающим все большее звучание проблемам социального характера -- межнациональных отношений, культуры и нравственности, дефицита демократии и т. п.;

- вооружить учащихся специальными и общеучебными знаниями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу.
Курс «География и экология России» призван углубить знания о взаимосвязях и взаимодействии в системе «природа — человек — хозяйство», сформировать у выпускников школы представление об экологическом положении России в мире, экологическую культуру личности, выработать поведенческие компетенции, а именно социально-ответственное поведение в природе и антропогенной среде.

Актуальность курса «География и экология России» в старшей школе обусловлена необходимостью более глубокого понимания молодыми гражданами страны проблем, возникающих в результате производственной и иной человеческой деятельности.

В настоящее время в школе недостаточно внимания уделяется показу места России в современном мире, в том числе и в решении экологических проблем. География по

сути своей — интегративный предмет, комплексно рассматривающий среду обитания человека в разных территориальных условиях. Поэтому данный курс поможет обеспечить более глубокое научное изучение геоэкологических проблем нашей страны, осознание необходимости ответ­ственного и разумного отношения к окружающей среде, к природным ресурсам в условиях динамично развивающегося мира и перехода России к устойчивому развитию

Прослеживается сближение учебной географии и экологии, а также переплетение их интересов. Основной объект изучения - взаимосвязи человека и общества с природой Земли в их развитии.

Практические занятия вооружают учащихся специальными и общеучебными уме­ниями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу, вести беседы, дискуссии, составлять проекты.

Методы и формы обучения

Эвристическая беседа, круглый стол, диспут, исследовательская и проектная деятельность

Форма проведения итогового занятия:

Диспут


Форма отчетности учеников по итогам курса:

Написание мини — проектов и защита их на школьной конференции


Программа рассчитана на 34 часа в год (1час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ 9


Содержание учебного материала.

Введение 3 часа

География и экология. Роль геоэкологии в решении экологических проблем

Глобальная экологическая ситуация.

Цели и механизмы устойчивого развития. на разных уровнях: глобальном, государственном и региональном (локальном).

Практикум. Подготовка реферата на тему «Человек и природа». . Этапы взаимоотношений на примере своего района».

Россия на экологической карте мира. 5 часов

Реальная роль территории России в биосфере. . «Вклад» страны в деградацию природной среды планеты. Характер и степень устойчивости ландшафтов России к антропогенным воздействиям. Сибирь в глобальной экосистеме.

Экологически значимые характеристики России ряда промышленно развитых стран.

Экологические проблемы РФ и их отражение на экологической карте мира. Киотский протокол — утопия или реальность

Планетарно-экологическое значение российских лесов.

Россия- одна из экологически благополучных стран планеты.

Практикум. Работа с контурной картой. обозначение наиболее благополучных в экологическом отношении регионов РФ и районов с неблагоприятной экологической ситуацией

Что угрожает экологической безопасности России.6часов

Внутренние угрозы экологической безопасности Рос­сии. экологическая деградация хозяйственной структуры; рост удельных энерго-, материало- и природоемкости (ресурсоемкости) производства; антиэкологический характер динамики внешнеэкономических связей; износ основных фондов; сужающийся поток экологической информации; разрушение технологического потенциала страны

Природные особенности территории РФ, создающие предпосылки для возникновения неблагоприятных экологических ситуаций. Наиболее экологически опасные отрасли хозяйства. Новейшие сдвиги в пространственной структуре нагрузок на природу

Внешние угрозы экологической безопасности России. транспортировка с Запада на Восток экологически опасных производств, токсичных и радиоактивных отходов; «экспорт» в Россию воздушными массами (господствующий западный перенос) загрязняющих веществ из стран Западной Европы и ближнего зарубежья.

Практикум. 1. Анализ статистических картографических материалов, характеризующих динамику экономических и экологических показателей РФ, число техногенных и природ­ных катастроф для определения современного экологического положения России.

2.Проведение дискуссии на тему «Влияние экологической


обстановки в стране на экономическую привлекательность для
иностранных инвесторов

3.Характеристика экологической ситуации в России на основе анализа экологических карт, статистических данных, материала периодической печати.



Региональные экологические проблемы 10 часов

Характеристика экологической ситуации в разных ре­гионах России.Экологические проблемы крупных городов. Сопоставление экологического потенциала европей- ской и азиатской части России.

Экологическая карта России. Качество природной среды.

Проблемы рационального использования и охраны природных ресурсов:водных, земельных, минеральных, биологических. Основные загрязнители окружающей среды.

Факторы, определяющие экологическое состояние разных регионов России. Центральной России, Северо-Запада, Урала и Дальнего Востока.

Экологическая ситуация в вашем регионе.

Практикум. 1. Определение положения вашего региона на экологической карте страны.

Особенность взаимоотношения «человек — природа» на


примере вашей местности. Ваш личный вклад в улучшение геоэкологической ситуации родного края.

Сеть особо охраняемых природных территорий России.

Экологическая культура населения.

Обеспечение экологической безопасности России 8 часов

Экологическое состояние страны и качество жизни населения. Экология и здоровье человека. Влияние экологических факторов на здоровье населения. «Экологические болезни» современности. Проблемы адаптации человека к окружающей среде. Экологическое состояние страны и качество жизни населения.

Ландшафты как фактор здоровья.

Экологические интересы нации.

Экологические ресурсы нашей страны и отдельных регионов.

Пути устойчивого развития страны и отдельных регионов.

Экологическая доктрина Российской Федерации. Основные направления государственной политики в области экологии. Законодательство РФ в области охраны окружающей среды. Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности Экологические приоритеты в здравоохранении. Предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций.

Международное сотрудничество в природоохранной деятельности.

Практикум. В чем заключается противоречивость, плюсы и минусы освоения природных богатств РФ в наше время?

Международные экологические программы и проекты. Участие России в их реализации.

Практикум. По различным источникам информации составьте характеристику качества жизни населения вашего района.

Заключение 2часа

Российские территории — важнейший экологический ресурс.

Практикум. Предложение проектов устойчивого развития своего региона.

4.Тематическое планирование.

Темы

Количество часов

Введение

3

Россия на экологической карте мира.

5

Что угрожает экологической безопасности России.

6

Региональные экологические проблемы

10

Обеспечение экологической безопасности России

8

Заключение

2

Значение курса: носит познавательный, нравственный и воспитательный характер.

-овладеть системой знаний о глобальных проблемах современности, что исключительно важно для целостного осмысления планетарного сообщества людей, единства природы и общества;

-сформировать глобальное мышление; понять, что представляет собой географический
взгляд на глобальные проблемы современности;

-самостоятельно находить информацию географического характера;

-лучше понять место и роль России в мире, специфику проявления глобальных проблем как в нашей стране, так и в других регионах и странах мира.

Учебно-методическое обеспечение:

Учебник Глобальная экология Профильная школа 10-11 класс Н.Ф. Виноградова Просвещение 1998 год

Учебное пособие. Глобальная география. Профильное обучение 10 – 11 классы. Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров Дрофа. Москва 2007 год

Дополнительная литература:

Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы (география). Москва АСТ – Пресс, 2001 год.



География. Пособие для поступающих в вузы. Дрофа, Москва 2006 год.