Психологов образования «Психология и современное российское образование» 12 декабря 2008 г., г - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Управление образования администрация Шебекинского района Информационно-методический... 1 115.19kb.
Учебный курс «Социальная психология» 5 907.8kb.
Российское образование решает вопросы личностно-ориентированного... 1 303.21kb.
Развитие кадрового ресурса школы 1 199.05kb.
6 современное российское государство учебные вопросы 1 445.5kb.
Закон от 10 декабря 2003 г. N 173-фз "О валютном регулировании и... 2 573.09kb.
1. Клиническая психология как научная 1 312.51kb.
Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников... 1 34.28kb.
Семейная политика в странах постсоциализма в контексте проблем социальной... 1 137.07kb.
Методическая разработка Щербакова Светлана Геннадьевна, учитель химии г. 2 546.34kb.
Психология как наука план: Что изучает психология? 1 148.15kb.
1. Причины, характер и особенности революции 1905 1907 гг 2 359.44kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Психологов образования «Психология и современное российское образование» 12 декабря - страница №1/1

Утверждена IV Всероссийским съездом
психологов образования «Психология и современное
российское образование» 12 декабря 2008 г., г. Москва

Концепция развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации
на период до 2012 года

Концепция развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 года определяет основные цели, задачи, направления и принципы развития Службы практической психологии образования во взаимодействии с психологическими вузами и факультетами, научными организациями и учреждениями, общественными и государственно-общественными объединениями, объединениями юридических лиц, осуществляющими деятельность в области психологии образования.

I. Понятие, цели, задачи, направления деятельности системы психологического обеспечения образования.

Система психологического обеспечения образования представляет собой неразрывное единство:

­ Службы практической психологии образования, организаций и учреждений, а также их подразделений, осуществляющих научные исследования и практическую деятельность в сфере психологии образования, подготовку, переподготовку и повышение квалификации психологических кадров для системы образования;

­ российских научных школ в области психологии образования, педагогической, возрастной психологии, психологии личности, социальной психологии и др.;

­ программ, проектов, различных видов профессиональной деятельности психологов, реализуемых в системе образования и способствующих достижению образовательных целей и решению образовательных задач.

Цели психологического обеспечения образования – повышение эффективности образовательной деятельности средствами психологической науки и практики.

Деятельность по психологическому обеспечению системы российского образования регламентируется международными актами в области защиты прав детей и молодежи, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, настоящей Концепцией.

Деятельность по психологическому обеспечению образования включает решение следующих задач:

­ осуществление фундаментальных и прикладных исследований в области психологии образования, других направлений психологической науки, востребованных для решения задач образования;

­ разработка, валидизация, стандартизация психологических методик, технологий, инструментария для диагностической, коррекционной, развивающей, профилактической, просветительской деятельности педагога-психолога, психолога образовательного учреждения;

­ подготовка, переподготовка и повышение квалификации психологических кадров для системы образования, а также подготовка научных кадров высшей квалификации в области психологии образования;

­ повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности всех участников образовательного процесса;

­ психологическое проектирование, экспертиза и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности;

­ прогнозирование и профилактика социальных рисков в системе образования;

­ оказание качественной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социальной помощи обучающимся, воспитанникам;

­ оказание качественной консультативной помощи педагогам и родителям (законным представителям) по вопросам обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников.

Организационную структуру системы психологического обеспечения образования составляют:

1. Служба практической психологии образования (далее – Служба) обеспечивающая решение задач по оказанию комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи всем участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами системы образования; повышению уровня психологической культуры и психологической компетентности всех участников образовательного процесса; психологическому проектированию, экспертизе и мониторингу условий и результатов образовательной деятельности.

Служба объединяет:

­ подразделения и/или специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, осуществляющих деятельность по решению вышеназванных задач в области психологического обеспечения образования;

­ общественные советы по психологии образования при органах управления образованием федерального, регионального и муниципального уровней;

­ образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры);

­ методические объединения педагогов-психологов (психологов образовательных учреждений);

­ психологические службы, службы психолого-медико-социально-правовой помощи детям, семьям и педагогам, педагогов-психологов, психологов образовательных учреждений всех типов и видов на всех образовательных уровнях;

­ Психолого-медико-педагогические комиссии;

­ психолого-медико-педагогические комиссии образовательных учреждений;

­ психологические центры различных типов и видов в системе образования.

2. Организации и учреждения, а также их подразделения, осуществляющие фундаментальные и прикладные научные исследования, подготовку научных кадров высшей квалификации в области психологии образования (аспирантура и докторантура).

3. Образовательные учреждения, осуществляющие профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации психологических кадров, в том числе для Службы практической психологии образования.

4. Организации и учреждения всех типов, видов, организационно—правовых форм, а также их подразделения, осуществляющие практическую деятельность в сфере психологии образования.

II. Состояние системы психологического обеспечения образования и основные направления ее развития.

Исследования Мирового Банка, проведенные в 35 странах мира, показали, что успешное развитие общего и профессионального образования тесно связано с созданием национальных систем психологического обеспечения образования. Мировой опыт доказывает высокую эффективность психологического обеспечения образования для повышения общего качества жизни населения.

Современная система психологического обеспечения образования в Российской Федерации начала формироваться в конце 80-х годов прошлого столетия. Деятельность первых школьных психологов в то время была разрозненной, не имела четкой регламентации. Ее научное и методическое обеспечение находилось в стадии становления.

Социально-экономические преобразования, происходившие в России в 90-е годы, и возникшая в связи с этим необходимость создания службы по оказанию психологической помощи населению, дали толчок развитию службы практической психологии в системе образования.

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 867 «Об утверждение типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», приказ Минобразования России от 22 октября 1999 г. № 636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» и др. заложили основы правового и организационно-методического обеспечения развития Службы практической психологии в системе образования России.

Была сформулирована основная задача Службы - «содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса» (Пункт 5 Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России от 22 октября 1999 г. N 636.).

К настоящему времени в ряде субъектов Российской Федерации приняты региональные Положения о службе практической психологии образования, определены региональная модель и организационно-функциональная структура, утверждены нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога в образовательных учреждениях, созданы координационные и научно-методические советы Службы.

В Москве, Ямало-Ненецком автономном округе, Красноярском, Краснодарском, Хабаровском краях, Калининградской, Курганской, Новгородской, Новосибирской, Оренбургской, Орловской, Пермской, Ростовской, Самарской, Смоленской, Тюменской, Челябинской, Ярославской областях и многих других созданы уникальные организационно-функциональные модели Службы, как в условиях города, так и сельской местности с учётом этно-национальных и социально-экономических особенностей региона.

В Республике Алтай, Липецкой области, городе Москва и других регионах разработаны нормативные документы, регламентирующие деятельность специалистов службы практической психологии образования: порядок аттестации педагогов-психологов; порядок лицензирования, аттестации и аккредитации ППМС-центров; норма нагрузки на одного психолога (500 обучающихся, воспитанников в городских учреждениях образования и 120 – в сельских); рекомендации об использовании рабочего времени педагога-психолога; Примерное положение о методическом объединении педагогов-психологов; Положение об оформлении кабинета педагога-психолога; примерный перечень диагностических методик и др. Однако в большинстве регионов документы, регламентирующие деятельности педагогов-психологов и других специалистов службы, а также порядок их взаимодействия, отсутствуют.

К настоящему времени в России в основном завершен этап формирования единой системы психологического обеспечения образования. Служба практической психологии образования является основным элементом, реализующим на практике:

оказание комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи всем участникам образовательного процесса;

повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности всех участников образовательного процесса;

психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности.

Вместе с тем, уровень и качество организации такой работы, ее нормативное правовое регулирование требуют совершенствования с учетом современной ситуации.

Перспективы развития Службы сегодня определяются новыми социальными требованиями к системе образования, сформулированными в рамках Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации. Введение предшкольного образования, новых образовательных стандартов, единого государственного экзамена, предпрофильного и профильного обучения, информатизация образования предопределяют особую роль Службы в оценке результатов и прогнозировании последствий экспериментов и инноваций в системе образования России.

Важное место в системе образования России занимают образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры).

Начиная с 1998 года, ППМС-центры создавались с целью оказания специализированной психолого-педагогической помощи различным контингентам детей, зачастую в приспособленных помещениях в условиях, не отвечающих всем требованиям организации образовательного, воспитательного и реабилитационного процесса.

Сегодня это более 700 ППМС-центров, ежегодно оказывающих комплексную многопрофильную помощь более чем 2 млн. детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, их родителям (законным представителям). Как показывает практика, с каждым годом возрастает роль образовательных учреждений данного типа в организации коррекционно-развивающей среды, психопрофилактической работы с обучающимися, воспитанниками в других образовательных учреждениях различных типов и видов, а также психолого-педагогического сопровождения личностного, социального и профессионального самоопределения молодёжи.

В ряде субъектов Российской Федерации (Архангельской, Белгородской, Курганской, Московской, Орловской, Псковской, Ростовской, Тюменской и Ярославской областях, городах Москва, Екатеринбург, в Хабаровском крае, республиках Карелия, Саха (Якутия) и др.) сеть ППМС-центров успешно развивается. Уникальное инновационное образовательное учреждение для девиантных подростков – Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции – создан и на протяжении 16 лет успешно функционирует в г. Хабаровске (руководитель Петрынин А.Г.). На создание единого коррекционного пространства в системе образования Калининградской области направлена деятельность Центра диагностики и консультирования детей и подростков (руководитель Стаховская В.П.).

Согласно Типовому положению одним из основных направлений деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, является организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным и дополнительным).

В содержании деятельности ППМС-центров комплексная психолого-педагогическая и медико-социально-правовая помощь обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), составляет главное, основное содержание деятельности и в значительной мере преобладает над общеобразовательными программами. Как правило, численность педагогов, реализующих общеобразовательные программы в этих учреждениях, меньше численности других специалистов: педагогов-психологов, логопедов-дефектологов, социальных педагогов, медицинских работников и др. Очевидно, что рекомендуемое модельной методикой (модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (Письмо Министерства образования и науки РФ от 13 сентября 2006 г. N АФ-213/03 "О подготовке и направлении модельных методик")) соотношение фонда оплаты труда педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс, и учебно-вспомогательного персонала, к которому относятся педагоги-психологи, психологи, социальные педагоги, и др. – 70 % к 30 % – в отношении ППМС-центров должно быть другим, при разработке мер стимулирующего характера в отношении учителей-предметников ППМС-центров необходимо учитывать специфику их работы с различными категориями обучающихся (дети с проблемами в обучении, в том числе с ЗПР, СДВГ, девиантным поведением и др.).

Актуальное состояние Службы практической психологии образования, других структурных подразделений системы психологического обеспечения образования обуславливает необходимость разработки Концепции развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 года.

III. Цели, задачи и основные направления развития системы психологического обеспечения образования.

Основной целью развития системы психологического обеспечения образования в современных условиях является максимальное раскрытие и эффективное использование в практике образования потенциала всех составляющих этой системы: Службы практической психологии образования, психологических факультетов и вузов, научных, образовательных организаций и учреждений, общественных и общественно-государственных объединений.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

создание целостной системы психологического обеспечения образования на всех уровнях (от дошкольного до высшего профессионального образования), включающей социально-психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности, в том числе в части влияния образовательной среды на здоровье, развитие и психологическую безопасность обучающихся, воспитанников;

совершенствование нормативной правовой базы системы психологического обеспечения образования;

совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов для системы образования с учетом современных требований;

сохранение и развитие сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров), психологических служб образовательных учреждений всех типов и видов, укрепление их материально-технической базы, развитие кадрового потенциала;

обеспечение качества психологической помощи всем участникам образовательного процесса на основе разработки и внедрения критериев общественно-государственной оценки психологической практики в системе образования (аттестации, экспертизы и т.д.) и нормативных правовых основ ее применения;

усиление профилактической направленности в деятельности психологической службы образования как основы ее экономической эффективности, обеспечивающей снижение затрат на преодоление асоциальных явлений и их негативных последствий в детской и молодежной среде.

Решение этих и других задач позволит повысить эффективное использование научных, кадровых, финансовых и материальных ресурсов системы психологического обеспечения образования.

Основными принципами развития системы психологического обеспечения образования являются:

­ сохранение приоритета гуманистических ценностей;

­ преемственность целей, задач, направлений деятельности;

­ профилактическая направленность деятельности;

­ комплексный подход;

­ ориентированность на повышение качества и обеспечение доступности психологической помощи для всех контингентов обучающихся, воспитанников.

Приоритетные направления психологического обеспечения образования как система мероприятий, направленных на решение актуальных задач образования средствами и методами психологии, включают:

­ расширение и развитие сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров) на основе совершенствования нормативной правовой базы их деятельности в условиях перехода на нормативное подушевое финансирование;

­ интеграцию структурных подразделений Службы практической психологии образования, организаций, учреждений, общественных объединений, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере психологии образования, в целостную многоуровневую систему психологического обеспечения образования;

­ создание и развитие психологических служб и служб комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социальной помощи в образовательных учреждениях всех типов и видов на всех уровнях образования;

­ социально-психологическое проектирование, социально-психологический мониторинг и социально-психологическую экспертизу условий и результатов образовательной деятельности;

­ совершенствование программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников в части повышения уровня их психологической культуры и психологической компетентности;

­ пропаганда введения образовательными учреждениями предмета «Психология» в образовательный цикл;

­ разработка и внедрение психологических программ и проектов, направленных на профилактику асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.), трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся, воспитанников.

IV. Основные этапы развития системы психологического обеспечения образования.

На первом этапе – 2009-2010 годах – Служба практической психологии образования и другие структуры в сфере психологии образования должны быть включены в единую систему психологического обеспечения образования на основе программно-целевого подхода.

На этом этапе необходимо осуществить:

1. анализ, обобщение и систематизацию опыта работы Службы практической психологии образования и других структур в сфере психологии образования по основным направлениям психологического обеспечения образования;

2. разработку научно-методических и организационно-управленческих основ совершенствования деятельности по психологическому обеспечению образования, в том числе – ведомственной аналитической программы развития психологического обеспечения образования в Российской Федерации;

3. совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность организаций, учреждений, специалистов по психологическому обеспечению образования;

4. развитие нормативной правовой, научно-методической, материально-технической базы образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров), обеспечение специалистов психологических служб, педагогов-психологов, психологов образовательных учреждений всех типов и видов сертифицированным профессиональным психологическим инструментарием, профессиональной психологической литературой, периодическими изданиями, Интернетом;

5. развитие кадрового потенциала Службы практической психологии образования, включая:

­ совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов Службы практической психологии образования;

­ внедрение системы постдипломного сопровождения молодых специалистов-психологов;

­ организацию и проведение региональных и всероссийских конкурсов профессионального мастерства педагогов-психологов образования.

6. повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности всех участников образовательного процесса.



На втором этапе – 2011-2012 годах – на основе детального анализа регионального опыта по развитию Службы практической психологии образования в субъектах Российской Федерации предстоит реализовать меры по развитию системы психологического обеспечения образования, разработанные и прошедшие апробацию на первом этапе.