Психология памяти план: Понятие памяти в психологии. Виды памяти - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Психология памяти план: Понятие памяти в психологии. Виды памяти - страница №1/1

ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ
План:
1. Понятие памяти в психологии. Виды памяти

2. Теории механизмов памяти.

3.Закономерности памяти. (Запоминание, сохранение)
Основные термины и понятия по теме: память, произвольная память, непроизвольная память, кратковременная память, долговременная память, образая память, словесно-логическая память, ассоциативная теория, мотив запоминания, закон про- и ретроактивного торможения,сохранение, воспроизведение.
1. Понятие памяти в психологии. Виды памяти
Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его информации (опыта). Доказывать значение памяти в жизни человека излишне. Ведь если бы образы внешнего мира не закреплялись, не сохранялись и в дальнейшем не воспроизводились, человек «оставался бы вечно в положении новорожденного». (И.М. Сеченов).

Память может быть классифицирована на виды по следующим основаниям:

1. По материалу, который запоминается, сохраняется и воспроизводится выделяют следующие виды памяти:

двигательную, эмоциональную, образную, словесно - логическую.

2. По времени сохранеия информации выделяют кратковременную и долговременную память.

3. В зависимости от усилий, прилагаемых для запоминания или воспроизведения информации, различают память непроизвольную и произвольную.
2.Теории механизмов памяти.
Механизмы памяти изучаются в науке на разных уровнях: психологическом, психофизиологическом, нейрофизиологическом и биохимическом. Познакомимся с первыми двумя уровнями.

Психологический уровень изучения памяти хронологически старше остальных и представлен несколькими теориями. Рассмотрим одну из них – ассоциативную.

Ассоциативная теория памяти. Ее центральное понятие - понятие ассоциации - означает связь, соединение. Ассоциативная теория памяти сводится к следующему: то, что вместе воспринимается, вместе и запоминается. Повторное появление в поле восприятия какого-либо из элементов пространственной или временной цепи объектов или событий может вызывать в сознании представление остальных ее элементов. Механизм связывания становится вполне очевидным, когда нам удается поэлементно развернуть воспроизведение какого-либо материала. Как мы вспоминаем что-то, используя, например, прием «узелка на память»? Мы наталкиваемся на «узелок»; узелок отсылает нас к той ситуации, в которой он был завязан; ситуация напоминает о собеседнике; от собеседника мы идем к теме разговора и, наконец приходим к искомому предмету.

Помимо ассоциации по смежности во времени и/или пространстве наблюдаются еще и ассоциации по сходству и контрасту. Бывает так, что на основе сходства с искомым воспроизводится и само искомое, как произошло в рассказе А.П.Чехова «Лошадиная фамилия». Герои рассказа долго вспоминали фамилию соседа – помещика. Отчаявшись вспомнить, они перешли на другие темы. Фамилия Овсов вспомнилась сама собой, когда речь зашла о продаже овса.



Психофизиологический уровень объяснения механизмов памяти может быть представлен учением И.П. Павлова о безусловных и условных рефлексах. Безусловный рефлекс – врожденная непроизвольная реакция (т.е. неконтролируемая, неуправляемая) реакция на какой-либо внешний раздражитель. Например, у голодного человека или собаки при виде пищи начинает выделяться слюна. Известно, что слюна способствует перевариванию пищи в момент ее приема. Значит описанная реакция – это своеобразный сигнал организма, который можно расшифровать как «Я голоден», или «Я готов к принятию пищи», «Я готовлюсь к принятию пищи». Реакции такого рода – наследственная или видовая память. Организм от рождения помнит класс раздражителей, о чем говорят соответствующие реакции.

В лаборатории И. П. Павлова собаке перед подачей пищи, в данном случае мяса, предъявлялся звуковой раздражитель. После нескольких сочетаний раздражителей (звук - мясо) прежде нейтральный раздражитель (звук) начинает вызывать реакцию слюноотделения, свойственную безусловному раздражителю (мясу). Такая реакция называется условным рефлексом, а новый, ныне значимый раздражитель – условным раздражителем. Таким образом, собака запомнила пространственно-временную цепочку «звук – мясо», выделив звук как сигнал пищи. Отсюда уже видно, что мы анализируем пространственно-временную смежность явлений, запоминая то, что связано с нашими потребностями.

Если условный раздражитель долго не подкреплять, в данном случае не давать собаке мяса, то его действие постепенно прекращается. Организм прекращает выполнять ту работу, которая становится нецелесообразной, не имеющей смысла. Рефлекс угасает, затормаживается. Однако рефлекс не исчезает бесследно. Он может быть восстановлен, если вновь применить подкрепление. Для восстановления связи требуется, как правило, меньшее число сочетаний раздражителей, чем при первичной выработке ее. На психологическом уровне это явление можно рассматривать как забывание. Забывается значение звукового раздражителя. В психологии известно, что всякое восстановление в памяти ранее заученного материала легче, короче, чем первичное его заучивание. Исследования И. П. Павлова подтверждают это экспериментально.
3. Закономерности памяти

Память характеризуется тремя процессами: запоминанием, сохранением, воспроизведением. Рассмотрим последовательно каждый из них.


Запоминание - процесс памяти, в результате которого происходит запечатление новой информации разными путями.

Человек может не ставить пред собой цель что - либо запомнить, но если событие, факт и т.п. запомнились, мы говорим: «Запомнилось само». Это непроизвольное запоминание. Без специального намерения человек запоминает огромное число сведений. Однако, выяснилось, что непроизвольно человек запоминает далеко не все подряд. Непроизвольное запоминание достаточно избирательно. Что именно человек запоминает непроизвольно? Что влияет на качество запоминания? Качество запоминания информации определяется точностью и полнотой ее воспроизведения. Качество запоминания – это также прочность запоминания, которая может определяться сроком сохранения информации.



Произвольное запоминание - сложная, целенаправленная мнемическая деятельность. Одно из основных условий произвольного запоминания - постановка цели запомнить материал. Человек сознательно выбирает ту или иную цель запоминания. Что влияет на качество запоминания в этом случае?

Любое запоминание избирательно: в памяти сохраняется далеко не все из того, что нас окружает, и что мы пытаемся специально запомнить. Чем же определяется выбор?

1. Известно, что мы запоминаем полно и прочно, иногда на всю жизнь то, что имеет для нас особенно важное жизненное значение, что вызывает у нас интерес и сильные эмоции. Чем более заинтересованно мы относимся к содержанию выполняемой деятельности, к новой информации, тем продуктивнее запоминание. Так, если ученика интересует урок, он запомнит его содержание лучше, чем тогда, когда школьник слушает только «для порядка».

У каждого человека есть воспоминания детства, юности и более старшего возраста. Взрослый человек прошел через тысячи ситуаций, однако помнит он далеко не все. Если проанализировать то, что мы помним, то окажется, что многие события связаны с сильными эмоциями. Мы помним события, которые были волнительными для нас, помним что-то, что сильно обрадовало, испугало, удивило нас. Мы помним сильные переживания счастья, страха, обиды, горя, гнева и т.д. Все это значимые событий нашей жизни. По отношению к незначимым событиям мы не переживаем острых эмоций.

Группе детей детского сада давали запомнить слова в двух разных ситуациях. В первой ситуации дети играли в магазин. Ребенка посылали купить... Дальше перечислялись предметы. Это были слова для запоминания. Маленькому покупателю вручались «деньги», корзинка и он отправлялся в «магазин». В процессе покупки фиксировалось, сколько слов запомнил ребенок. Во второй ситуации детей приглашали для «занятий», просили прослушать и запомнить ряд слов. Оказалось, что в игре, когда слова нужны ребенку для дела, запоминается значительно больше слов, чем «на занятиях», когда смысл запоминания слов менее значим или не известен.

Установлено, что если наборы цифр, предъявляемых человеку в эксперименте, преподносятся ему как перечень цен на продукты или список важных для бизнеса телефонов, то они запоминаются лучше и в большем объеме, чем в условиях психологического эксперимента по изучению памяти на цифровом материале. Если сложная геометрическая фигура представляет собой логотип некоей важной для человека фирмы, куда он планирует обратиться по поводу осуществления сделки, то она намного легче и чаще узнается в условиях эксперимента.

Итак, именно личностная значимость информации является основной причиной или мотивом для хорошего запоминания. В случае с непроизвольным запоминанием значимость информации определяет, будет ли она запомнена в принципе, т.е. влияет на избирательность памяти. В случае с произвольным запоминанием значимость информации влияет на качество запоминания и срок сохранения. Информация, не имеющая устойчивой значимости для человека, запоминается менее прочно и в последующем быстро забывается.

В повседневной жизни все значимое, нужное, важное фокусируется в целях поведения и деятельности. Соответственно, то, что связано с целями деятельности, всегда запоминается лучше.

Человека попросили вспомнить все, что с ним было по пути на работу. В воспоминаниях обнаружила себя связь непроизвольного запоминания с направленностью человека на основную деятельность, а она заключалась в том, чтобы поскорее дойти до места работы. Запоминается то, что, так или иначе, связано с целью деятельности, что помогает или, наоборот, мешает ее достичь.

Группе испытуемых предложили расклассифицировать предметы, изображенные на карточках. На каждой карточке кроме предмета было изображено еще и число. После опыта испытуемых попросили вспомнить, что они видели на карточках. Были перечислены предметы, что касается чисел, то некоторые испытуемые утверждали, что они их вообще не заметили. В опыте по разложению тех же карточек другой группой людей по порядку чисел, на них изображенных все обстояло наоборот: хорошо запомнились числа и почти не запомнились предметы.

Какие действия запоминаются лучше: те, которые успешно начаты и завершены, или те, которые оборвались на высокой ноте? Группе испытуемых предлагалось как можно точнее выполнить около 20 заданий разного характера. Здесь были и небольшие математические задачи, загадки, лепка фигурок из глины, изготовление картонных ящиков и т.п. Когда исполнители входили во вкус, работа прерывалась. Потом экспериментатор просил перечислить все выполнявшиеся задания. Прерванные задачи запомнились лучше завершенных примерно в два раза.

2. Среди условий продуктивного запоминания огромную роль играет понимание материала. Понятое запоминается быстрее и прочнее потому, что содержание ассоциируется (увязывается) с уже усвоенными ранее знаниями. Непонятое запоминается хуже, поскольку у него нет привязки к тому, что человек уже хорошо знает и помнит, а также в силу того, что оно не вызывает интереса к себе.

При наличии у человека соответствующей информационной базы понимание новой информации может происходить без проблем, автоматически. При других обстоятельствах понимание может быть достигнуто как результат развернутого мыслительного процесса, включающего ряд операций, таких как выделение элементов или частей информации, выделение в каждой части и подчасти ключевых мыслей или слов, установление связей между элементами или частями, составление плана, сравнение, классификация и др. Чем более значима информация, тем активнее мы ее анализируем. Чем активнее мы анализируем материал, тем продуктивнее запоминание.

3. На характер запоминания влияют мотивы запоминавния, в качестве которых часто выступают цели запоминания, которые могут быть разными.

Три группы школьников одного возраста и примерно одинаковых способностей порознь учили одно и то же стихотворение. Разница была в одном: ребят первой группы предупредили, что их спросят завтра, а второй - через неделю; третьей - через месяц. А спросили всех через три недели. Оказалось выгоднее учить «на месяц», помнится дольше. Как невыгодно учить не понимая, так и невыгодно учить «на завтра», «до экзамена», «до контрольной». Те, кто делают ставку на длительное запоминание, выигрывают.

4. На качество запоминания оказывают влияние объем и характер запоминаемого материала. В экспериментах установлено, что увеличение исходного объема запоминаемого материала после определенного предела ведет к снижению объема того, что запомнится. Например, в опытах на запоминание двузначных чисел испытуемые студенты запоминают 8-10 чисел из 10. По мере увеличения количества предъявляемых чисел до 20, объем запоминания увеличивается, однако, ненамного – до 12-13 чисел, а после дальнейшего увеличения и вовсе начинает уменьшаться. Поэтому стремление к запомнить информацию большого объема в один прием может быть не всегда оправдано.

В нашей памяти работает закон ретро- и проактивного торможения, который гласит: любой элемент смыслового ряда в процессе запоминания оказывает тормозящее влияние на то, что было запомнено до него, и повлияет на то, что будет запоминаться после. В результате элементы одного ряда удерживаются в памяти далеко не одинаково. Первые элементы испытывают тормозящее влияние последующих (ретроактивное торможение), крайние - предшествующих (проактивное торможение), а средние элементы - и тех и других и потому запоминаются хуже. Это следствие закона называется эффектом края. Торможение проявляется особенно сильно тогда, когда предшествующая или последующая информация является либо сложной, либо сходной с настоящей. Например, при воспроизведении ряда из 10-12 двузначных чисел чаще всего выпадают средние числа.

Учет этого закона очень важен и при подаче информации. Если мы хотим, чтобы реципиент хорошо запомнил все сообщение, необходимо разнообразить информацию, особое внимание уделить средним ее элементам. Чтобы реципиент лучше запомнил какую-либо мысль, необходимо подать ее в конце сообщения, а еще лучше подать ее дважды: в начале и в конце сообщения.

5. Наконец, на продуктивность запоминания влияют воспроизведение и повторение материала.

Воспроизводить или пересказывать запоминаемое содержание. необходимо вслух, т.к. при этом кроме словесно-логического, в процесс запоминания включается еще и слуховой и двигательный виды памяти. Воспринимая свой ответ человек, точно фиксирует, что он запомнил, а что еще необходимо повторить, осуществляя тем самым самоконтроль за деятельностью запоминания

Наибольший процент забывания приходится на первые 48 часов после заучивания. Отсюда следует, что распределить повторения следует так, чтобы максимальное их количество приходилось на эти часы. Прослушанную утром или днем лекцию полезно прочесть вечером , вспомнить то, что не вошло в конспект, прочитать дополнительную статью, отрывок из книги. Это предупредит забывание материала.

Подводя итог, следует сказать, что запоминание информации и его качество зависит от ряда условий. К ним относятся:

- значимость информации для человека, наличие интереса к ней;

- понятность информации;

- объем информации;

- характер информации с точки зрения ее однородности;

- положение новой информации в системе уже известной человеку информации;

- количество повторений;


Сохранение - более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте, и определяется рядом условий. Сохранение информации в памяти человека определяется в первую очередь ее ролью в жизни личности. Устойчиво значимый материал, связанный с потребностями человека, его интересами и целями деятельности, забывается медленно. Жизненно важное совсем не забывается. Забывание материала оказывается тем более глубоким, чем менее значимым он становится для достижения актуальных целей личности, чем реже включается в деятельность.

Все те сведения, которые неактуальны, не повторяются, не воспроизводятся человеком, не востребованы жизнью, должны забываться. В принципе явление забывания целесообразно. Без забывания в сознании сосуществовали бы как личностно значимые, так и случайные сведения, как правильно, так и неверно заученные знания. При письме вместо автоматизма правильного написания постоянно всплывали бы словесные формулировки правил. Неприятные, тяжелые эмоциональные переживания были бы постоянно в сознании, угнетая нормальную жизнь человека.

Являются ли факты забывания результатом полного стирания следов раздражителя в мозгу или забытые знания сохраняются бессознательно? Известны факты гипнотического внушения человеку состояния давно прожитых лет. Например, взрослому внушают, что он ребенок 5 лет. Форма его поведения начинает соответствовать пятилетнему возрасту. (Однако, кто может поручиться, что он воспроизводит себя в пятилетнем возрасте, а не тех детей, которых он наблюдал, будучи взрослым.)

Опытами Павлова доказано, что угасшие рефлексы требуют для своего возобновления меньшего числа повторений, чем для их начального образования. Кроме того, угасшие рефлексы могут растормаживаться при определенных условиях. Этим объясняется неожиданное воспроизведение того, что казалось давно забытым. Так, один человек в болезненном состоянии заговорил на немецком языке, которому научился много лет назад, но потом, долго не пользуясь им, казалось совсем забыл его.

Эти факты позволяют предположить, что сохраняемое в долговременной памяти не стирается, а становится неосознаваемым.

Невозможность припомнить какой - либо материал не всегда означает, что он забыт окончательно, полностью потерян, совершенно выпал из опыта личности. Здесь мы можем столкнуться с двумя явлениями:

1.Забывается конкретная «фактическая» форма материала, в то время как существенное, устойчиво значимое содержание включается в соответствующие знания и формы поведения и воспроизводится в этих формах поведения в интегрированном виде.

2.Это может быть явление временного забывания, связанное с отрицательной индукцией или запредельным торможением.

Запредельное торможение наступает вследствие перенапряжения соответствующих корковых клеток. Это ведет за собой резкое снижение запоминания в состоянии утомления. После возобновления нормальной работы нервных клеток то, что забылось, может быть воспроизведено.

Забывание не сводится к чисто количественному уменьшению объема ранее воспринятого материала. В процессе сохранения и воспроизведения он подвергается качественной перестройке. Разные части материала забываются неодинаково. Лучше всего сохраняются основные положения, менее полно сохраняются отдельные смысловые единицы, наименее сохраняется текстуальное содержание. Запомненные знания взаимодействуют с вновь усваиваемыми: они уточняются, дифференцируются, обобщаются, перекодируются.

Таким образом, понятно, что память не склад, не архив, где документы хранятся в неизменном виде. Сохранение - процесс активный, динамический.

Сохранение запомненного материала в высшей степени зависит от того, какой длины и как проживается отрезок времени между запоминанием и воспроизведением, чем было заполнено это время. Если этот интервал был заполнен бодрствованием и интеллектуальной работой, забывание протекало быстрее, если сном - значительно медленнее.



Воспроизведение может быть также непроизвольным и произвольным. К непроизвольному воспроизведению относятся узнавание и вспоминание по ассоциации.

Произвольное воспроизведение всегда вплетено в какую-либо целенаправленную деятельность и может протекать как легко, так и трудно. Во втором случае процесс воспроизведения называется припоминанием.

Мы привыкли к тому, что чем больше времени прошло между восприятием и воспроизведением, тем больше потерь. Это не всегда так. Случается так, что отсроченное воспроизведение оказывается более точным и полным, нежели то, которое осуществляется непосредственно после восприятия. Это случается при заучивании большого по объему материала, а так же при восприятии образного материала. Это явление получило название реминисценции. Реминисценция используется в учебном телевидении. Учебная телепередача или фильм в сочетании с отсроченным воспроизведением позволяют лучше воссоздать материал по сравнению с уроком учителя или самостоятельным изучением темы по учебнику. Реминисценция как бы говорит, что выученное или воспринятое должно отлежаться, отстояться в памяти.

Затруднения в воспроизведении могут усиливаться вследствие слишком сильного желания припомнить, что вызывает торможение. Когда со временем человек отвлекается чем - то другим и торможение снимается, тогда то, что надо припомнить, нередко как бы само всплывает в памяти.


Вопросы для самопроверки
1. Что такое память?

2. Каковы основные процессы и виды памяти?

3. Какие факторы определяют продуктивность непроизвольного и произвольного видов памяти?

4. От чего зависит сохранение информации в памяти?

5. Каким может быть забывание? Что влияет на забывание?

6. Каковы формы воспроизведения?



7. Можно ли управлять памятью? Как?

Приложение 1. Учет законов памяти в рекламе



  1. Первое, что надо помнить, это то, что запоминание тесно связано с вниманием и мышлением. Запоминается то, что попадает в поле внимания, что может быть замечено. А поэтому, все особенности рекламы, работающие на привлечение внимания, работают и на память.

  2. Чтобы реклама запомнилась, необходимо учитывать мотивацию потребителя, отражать в рекламе то, что значимо, важно, интересно для потребителя.

  3. Чтобы запомниться, реклама должна быть яркой, оригинальной, вызывать чувство удивления, привлекать своей необычностью.

  4. Только понятная реклама может запомниться, а потому создавайте предельно понятную рекламу.

  5. В рекламном объявлении могут найти отражение 5, 10 и даже 15 аспектов. Но не стоит надеяться, что покупатель запомнит все приведенные аргументы. В большинстве случаев взгляд просто скользит по тексту. Читатель склонен запоминать нечто одно: либо один сильный довод, либо одну сильную мысль. Он остановит свое внимание на чем-то одном в сообщении или попытается, как умеет, свести весь текст в некую собственную идею. Не стоит ставить потребителя в столь затруднительное положение. Куда эффективнее приподнести потребителю один движущий довод, одну идею, которые легко запомнить.

При включении в рекламу побочных доводов, будьте осторожны. Р. Ривз приводит пример рекламы, уровень запоминания которой на общенациональном рынке за несколько лет возрос до 39 %. Рекламное агентство решило усилить текст. Была добавлена еще одна мотивировка. Через год уровень запоминания первого варианта снизился с 39 % до 26 %. А новому варианту мало что удалось заложить в головы публики. Показатель запоминания достиг безнадежно убогого уровня в 3,8 %. Таким образом, новый дополнительный довод сыграл роль вампира. Питаясь кровью основного довода, он ослабил его, лишил сил. При этом он сам не набрал полной силы.

  1. Согласно закону про- и ретроактивного торможения всегда лучше запоминаются начало и конец смыслового ряда. Относительно хуже запоминается середина. Поэтому то, что желательно быть запомненным в первую очередь, должно быть помещено в начало или конец сообщения. Поскольку тормозные процессы усиливаются при однообразной информации или подаче информации, следует начало, середину и конец сделать несколько непохожими, контрастными.

  2. Огромное значение для запоминания имеет повторение. Прием повторения может быть использован в рекламе по-разному. Один из вариантов – повторение наиболее важных мыслей, аргументов в самом сообщении. Как это делается? Классическое построение рекламного сообщения предполагает яркий заголовок в начале. Далее – слоган фирмы или рекламный слоган – очень важный элемент рекламного обращения, его суть. Затем – сам текст. И, наконец, так называемая «эхо-фраза». Она как бы суммирует содержание рекламного текста. Обычно она с небольшими изменениями повторяет рекламный слоган или наиболее важный элемент рекламного текста.

Таким образом, основное содержание сообщения встречается в нем дважды. Помещения его в начало и конец сообщения тем более способствуют его запоминанию.

Другой вариант применения приема повторения в рекламе – многократность ее предъявления. При этом прием повторения работает только в том случае, если реклама остается постоянной, неизменной. Если вы развернули прекрасную рекламную кампанию, но ежегодно меняете ее, ваш конкурент может обойти вас с помощью менее блестящей, но зато остающейся неизменной и постоянной рекламы. Слишком частое внесение изменений в рекламную кампанию губительно сказывается на уровне запоминания. Постоянство – один из старейших принципов рекламы. Р. Ривз приводит ряд примеров рекламных кампаний в США, продолжавшихся без изменений от 11 до 33 лет. И таких примеров не счесть, говорит он. Постоянство рекламы – один из факторов, обеспечивающих товару лидерство на рынке, несмотря на мощный натиск конкурентов.

Однако именно этот принцип – принцип постоянства – нарушается чаще других, отмечает Р. Ривз. «Эта реклама изжила себя», – заявляет один производитель. «Она надоела публике», – говорит другой. «Новая реклама придаст новый блеск профилю моей марки», – доверительно сообщает третий. Опыт показывает огромную ценность повторения. Но, чтобы реклама не наскучила, можно и даже нужно варьировать фон, второстепенные детали, но залогом успеха будет присутствие постоянных элементов напоминания: торговой марки, слогана, цветовой гаммы и прочего. Примером такой постоянной рекламы на отечественном рынке является реклама продуктов марки «Моя семья».

Повторное предъявление рекламы может быть распределенным по времени или массированным, т.е. многократным в короткий промежуток времени. Какой вариант эффективнее? Психологи утверждают – первый.

Наконец, еще один вопрос, относящийся к эффективности повторного предъявления рекламы. Он касается печатной рекламы. Каково соотношение размеров рекламного объявления и количества его публикаций для наилучшего его запоминания? Другими словами, что более значимо для запоминания рекламы: ее размер или количество публикаций в прессе.

У.Дж. Скотт (1908) исследовал значение относительной величины рекламных объявлений. В тетрадь, насчитывающую 100 страниц, он вклеил объявления, вырезанные им из журналов и относящиеся к различным объектам, и предложил ее пятидесяти испытуемым для просмотра. Было установлено, что количество повторений рекламных объявлений, предъявляемых испытуемым, имеет гораздо большее значение для психологического воздействия, чем их величина.

Аналогичные результаты были получены в исследованиях Г. Мюнстерберга. Он также предлагал испытуемым буклеты с рекламными объявлениями и пытался установить зависимость между их размером и количеством предъявлений. Он установил, что рекламное объявление в одну четверть страницы лучше воспринимается, если оно встречается испытуемому четыре раза, чем, если бы объявление в целую страницу попалось бы ему на глаза один раз. В свою очередь, Т. Кениг посчитал эти данные недостаточно достоверными.

Таким образом, еще в начале XX века было экспериментально доказано, что эффект психологического воздействия рекламной кампании на читателя определяется не площадью рекламного объявления, а соотношением оптимальной площади и количества публикаций.



Мы можем добиться техническими приемами того, что потребитель запомнит какую-либо рекламную информацию, но будет ли он помнить ее долго и купит ли он товар – это вопрос.