Психология как наука план: Что изучает психология? - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Психология как наука план: Что изучает психология? - страница №1/1

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

План:
1. Что изучает психология?

2. Структура психики.

3. Система психологических наук.

4. Методы исследования в психологии.

5. Направления практической деятельности в области психологии.



Основные термины и понятия по теме: психика, психология, научная психология, житейская психология, психический процесс, психическое состояние, психическое свойство, психодиагностика, психологическая консультация. психокоррекция, психореабилитация
1. Что изучает психология
Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Психея --древнегреческая богиня, символ души, ищущей свой идеал.

Что касается слова «психология», то оно в переводе на русский язык означает «наука о душе» (гр. psyche - душа и logos - понятие, учение) и впервые появилось только в XVII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика», хотя в языке до сих пор сохранилось много слов и выражений, производных от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, родство душ, душевная болезнь, задушевный разговор и т.п.

С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» - одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись.

Что такое психика? Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта.

Вы сразу поймете, что такое внутренний или субъективный опыт, если обратите свой взор «внутрь себя». Вам хорошо знакомы ваши ощущения, мысли, желания, чувства.

Вы видите это помещение и все, что в нем находится; слышите, что говорит преподаватель, и пытаетесь это понять; вам может быть сейчас радостно или скучно, вы что-то вспоминаете, переживаете какие-то стремления и желания. Все перечисленное - элементы вашего внутреннего опыта, субъективные или психические явления. Итак, с областью явлений, изучаемых наукой психологией, сталкиваются все: она представлена в виде наших собственных ощущений, образов восприятия, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, потребностей, эмоций, сновидений и т. п.

Психология изучает факты психической жизни в качественных и количественных характеристиках. Выделение в познавательном процессе таких составляющих как ощущение, восприятие, память, мышление - это качественная характеристика психики, определение скорости реакции, уровня развития интеллекта - количественные характеристики.

Психология изучает также механизмы возникновения и развития психических явлений, их естественные или закономерные связи, т.е. законы психики. И таких законов уже достаточно много. Например, закон константности восприятия, закон ретроактивного торможения в процессах памяти и др.

Психология - особая наука по трем причинам:

1) Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика - это «свойство высокоорганизованной материи». Если же иметь в виду психику человека, то к словам «высокоорганизованная материя» нужно прибавить слово «самая»: ведь мозг человека - это самая высокоорганизованная материя, известная нам.

2) Во-вторых, в психологии как бы сливаются объект и субъект познания. В других науках мысль человека направлена на внешний мир, а в психологии она обратилась на саму себя. Человек отважился на то, чтобы с помощью мышления начать исследовать само мышление.

3) В-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях. Познать нечто, - значит овладеть этим «нечто», научиться им управлять. Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями - грандиозная задача. Этой задаче как раз и отвечает система знаний, именуемая психология. Она полезна просто человеку, так сказать, для личных целей, чтобы понимать состояние своей собственной души, а при необходимости сознательно вносить в него изменения (аутотренинг, лингвистическое программирование, медитация). Не менее важно понимать и свои возможности, достоинства и недостатки, одним словом, уметь психологически достоверно охарактеризовать самого себя как личность.

Каждому важно также понимать, что хотят, что могут окружающие люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента. Не имея таких ориентиров в сложных процессах межличностного взаимодействия и общения, приходится нередко идти вслепую, делая ошибки, совершая иной раз бестактность, приобретая врагов там, где могли бы быть друзья.

Психология необходима родителям и педагогам, чтобы знать, что происходит в душах детей, оказывать им первую психологическую помощь, корректировать их психическое развитие; она необходима деловому человеку, .чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния партнера, умело воздействовать на их симпатии и антипатии, убеждения и вкусы; без нее также не обойтись инженеру, решающему задачи надежности действий операторов.

Помимо научной психологии существует житейская психология, знания которой копились веками. Его вбирали, например, пословицы и поговорки: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», «Повторение - мать учения», «Привычка - вторая натура» и др. У каждого из нас есть свой запас психологических знаний, приобретенный благодаря личному опыту. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т.п. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно, великие писатели, а также некоторые представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др.

Чем отличается житейская психология от научной?

1. Житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретным людям, конкретным ситуациям и задачам. Говорят, официанты и таксисты, - тоже хорошие психологи. Но в каком смысле, для решения каких задач? Часто, довольно прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим - с отцом, и снова совсем иначе с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо вести себя, чтобы добиваться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки и мамы.

Научная же психология стремится к обобщениям. Отработка общих понятий -важнейшая функция науки. Общие понятия за конгломератом частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности.

Научные психологические понятия и житейские часто выражаются одними и теми же словами. Однако содержание этих слов в науке и в жизни часто расходятся. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.

Старшеклассники, отвечая письменно на вопрос о том, что такое личность, дали очень разные ответы, а один учащийся ответил так: «Это то, что следует проверять по документам». Определение личности в психологии сильно расходится с теми, что были даны школьниками.

2. Житейские психологические знания носят интуитивный характер, поскольку приобретаются путем проб и прилаживаний.

Научные знания рациональны и осознанны. Обычный путь их приобретения состоит в выдвижении гипотезы и проверки вытекающих из нее следствий.

3. Житейский психологический опыт, особенно индивидуальный, передается с трудом к другому. Каждому человеку приходится самому «набивать шишки», приобретая его.

Научные знания кристаллизируются в понятиях и законах, фиксируются в научной литературе, передаются при помощи средств речи и языка.

4. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями, в научной психологии к ним добавляется эксперимент: исследователь сам вызывает интересующее его явление, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется.

5. Научная психология располагает обширным, разнообразным и уникальным фактическим материалом, недоступном во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких как возрастная психология, педагогическая психология, патопсихология и др.

Как должен научный психолог относится к житейскому психологическому опыту? Научный психолог должен одновременно быть и хорошим житейским психологом. Научная психология, во-первых, опирается на житейский опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверяется.


2. Структура психики
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три группы психических явлении, а именно: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) психические свойства.
Психические процессы
Психический процесс - течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец. Конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Психическая деятельность непрерывна в состоянии бодрствования.

Все психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение), эмоциональные (активные и пассивные переживания), волевые - принятие решения, исполнение, волевое усилие и т.д.


Психические состояния
Психическое состояние - тот или иной уровень психической деятельности, и проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Наиболее изученными являются

1) общее психологическое состояние, например, внимание;

2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и др.).

Имеется особое творческое состояние личности, называемое вдохновением.
Психические свойства
Психические свойства человека - устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно - количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Примерами психических свойств являются свойства интеллектуальной деятельности человека - наблюдательность, гибкость ума, волевые - решительность, настойчивость; эмоциональные - чуткость, нежность, страстность, аффективность и т.п.

Психические свойства синтезируются, образуя сложные структурные образования личности, к которым можно отнести:

1. жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

2. темперамент (систему природных свойств личности, характеризующих динамическую сторону поведения);

3. способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющих творческие возможности личности);

4. характер, как систему отношений и способов поведения.
3. Система психологических наук:

связь психологии с другими науками; отрасли современной

психологии
Основные разделы психологии
При непосредственном участии таких психических явлений, как ощущения и восприятия, внимание и воображение, память и мышление человек познает себя и окружающий мир.

Поэтому раздел психологии, изучающий эти явления, называется психологией познавательных процессов.

Другие психологические явления определяют возможность самореализации человека и специфику его отношений к людям, мобилизуют его на целенаправленные действия, т.е. непосредственно управляют поступками человека. Их именуют психологическими свойствами и состояниями личности, относя к ним склонности и способности, характер, потребности и мотивы, волю, чувства, эмоции и др. Соответствующий раздел науки о душевных явлениях называют психологией личности.

Человек повседневно общается с другими людьми, без чего невозможно его интеллектуальное и нравственное развитие, профессиональная деятельность. В ходе такого общения складываются межличностные отношения между людьми - деловые, личные, наконец интимные. Психологические аспекты данных явлений, включенность в них душевных состояний и процессов изучает психология человеческого общения.

Изучение психологии начинается с усвоения общих понятий, характеризующих психику людей независимо от того, кто они, какой у них возраст и какой деятельностью они занимаются. В силу такой универсальности эти знания объединяются под названием общая психология.

Общую психологию дополняют специальные и прикладные отрасли психологии.

Психология сотрудничает с целым рядом других наук. Следствием этого сотрудничества являются специальные отрасли психологии.

Биология. Огромное влияние на разработку основных проблем современной психологии оказали эволюционные идеи великого естествоиспытателя Ч.Дарвина. Они позволили выяснить роль психики (как способности отражать определенную действительность и на этой основе ориентироваться в ней) в приспособлении животных к изменяющимся условиям обитания. Знания принципов приспособления дает понимание особенностей поведения животных и сложных форм психической деятельности человека.

На стыке биологии и психологии родилась новая отрасль психологии - сравнительная психология, сравнивающая психическую деятельность животных и человека.

Сравнительная психология, в свою очередь, включает в себя такие отрасли как

1) зоопсихология, изучающая особенности поведения животных, которые зависят от их анатомического строения и условий существования. Она описывает, как меняются формы поведения животных в зависимости от требований среды. Классические объекты зоопсихологии: пауки, муравьи, пчелы, птицы, собаки, лошади, обезьяны, китообразные (дельфины).

2) Этология - наука о врожденных механизмах поведения животных.

3) Экология - наука о влиянии внешней среды обитания на формы поведения.

Второй наукой, с которой психология сохраняет тесную связь, является физиология и, в частности, тот ее раздел, который называется «физиология высшей нервной деятельности».

Физиология занимается механизмами тех или иных функций организма, а физиология высшей нервной деятельности - механизмами высшей нервной деятельности, «уравновешивающими» организм со средой.

Физиологическая психология или психофизиология изучает физиологические механизмы психологических процессов. Психофизиологи разработали учение об ощущениях, измерении чувствительности, учение об основных законах памяти и внимания, учение о психофизиологических механизмах движений.

Развитие психологии тесно связано с наблюдениями психологов-клиницистов. Клинико-психологические исследования нарушений психики при поражении некоторых участков коры мозга дали рождение науке нейропсихологии. Задачей этой отрасли психологии является изучение той роли, которую играют отдельные отделы нервной системы в построении психических процессов. Легко видеть, что роль подкорковых образований и древней коры совершенно иная, чем роль новой коры больших полушарий. Роль отдельных зон мозговой коры в организации сложных психических процессов неодинакова. Методы нейропсихологии: раздражение или разрушение отдельных участков коры головного мозга или снятие «вызванных потенциалов».

Еще одной отраслью медицинской психологии является патопсихология. Если мы хотим узнать как и почему работают часы, то мы можем их открыть и попытаться разобраться в их механизме. Психику так не разберешь. Нельзя отделить один психический процесс от другого, но иногда природа сама ставит такой эксперимент. Это психические заболевания у людей. Механизм психической деятельности как бы разваливается, из него выпадает то один винтик или колесико, то другой.

Так, например, при амнезии (выпадении памяти) можно наблюдать искажение поведения, позволяющее судить о том, какую роль память играет в психической деятельности, что связано с ней. Психические заболевания дают очень большой материал для психологии. Изучением нарушений психики и занимается патопсихология.

Биология, физиология, нейрофизиология, клинические наблюдения обеспечивают психологию важной информацией для того, чтобы она успешно могла раскрывать свой предмет.

Вторая область, из которой психология может черпать знания о психических явлениях, процессах и свойствах - это наблюдение над тем, как они складываются, формируются. Это возможно тогда, когда мы изучаем развитие ребенка. Ребенок рождается как биологическое существо, животное - ни мышления, ни речи, ни даже адекватного восприятия мира у него еще нет. Все это формируется на наших глазах. Область психологии, изучающая формирование психической деятельности у ребенка и вообще у человека называется возрастной психологией (генетической психологией, генезис - происхождение). Возрастная психология распадается на:

1) Детскую

2) Психологию подростка

3) Психологию юности

4) Психологию взрослого человека

5) Геронтопсихологию

Рядом с возрастной психологией можно поставить дифференциальную психологию или психологию индивидуальных различий. Люди обладают не только общими психологическими чертами, но и обнаруживают индивидуальные различия в свойствах нервной системы в эмоциональной сфере, в познавательных процессах и одаренности.

Изучение индивидуальных различий дает возможность описания типов поведения и психической деятельности людей.

Вслед за дифференциальной психологией можно назвать психологию аномального развития (специальная психология):

1) олигофренопсихология (изучает детей с врожденными дефектами мозга);

2) сурдопсихология (изучает детей с дефектами слуха);

3) тифлопсихология (изучает детей с дефектами зрения).

Развитие и содержание человеческой психики в огромной степени определяется обществом. Для изучения и понимания психики очень важно изучение влияния общественных условий и отношений на психику. Эта область психологии называется социальной психологией. Здесь можно проследить связь психологии с общественными науками: социологией, историей, философией.

В структуру социальной психологии в настоящее время входит три круга проблем:

1) Социальные психологические явления в больших группах (макросреде). Это проблемы массовой коммуникации (радио, телевидение, пресса и т.д.), эффект средств массовой коммуникации, закономерности распространения моды, слухов, обрядов, предубеждений, общественные настроения, психология классов, наций, психология религии. Сюда можно отнести этнопсихологию.

2) Социальные психологические явления в так называемых малых группах (микросреде). Это проблемы психологической совместимости, групповой атмосферы, межличностных отношений, групповой дифференциации, в том числе лидерства.

3) Социально-психологические проявления личности: направленность, самооценка, самочувствие, устойчивость, внушаемость и т.д.
Практическое значение психологии
Психология сегодня не только удовлетворяет естественную потребность человека познать и понять самого себя, но и обслуживает разнообразные практические нужды общества.

Психолога можно сегодня встретить повсюду: и в школе, и на производстве. В школе он изучает личность и деятельность учащихся и учителя, на заводе - трудовые процессы, в конструкторских бюро он вырабатывает требования к конструированию машин и станков так, чтобы за ними человеку было удобно работать. Психолога можно встретить в армии, где он изучает состояние человека во время боя, реакции страха и их преодоление, формирование важных черт личности бойца, психологию стратегических замыслов. Психолога можно встретить в спортивной команде, где он руководит тренировками, анализирует психическое состояние игроков команды перед матчем и после, изучает комплектование команд и т.д.

Соответственно с тем, что психология имеет большое практическое значение, в ней сейчас появился ряд прикладных областей, которые изучают применение психологии в определенных областях жизни или народного хозяйства.

I. Психология труда - изучает психологические аспекты научной организации труда (НОТ), имеет ряд отраслей:

1) Инженерная психология - изучает деятельность оператора в автоматизированных системах управления, проблемы распределения и согласования функций между человеком и машиной. Сложная техника должна быть приспособлена к возможностям человека. Условия взаимодействия человека с машиной должны быть оптимальны, то есть могли осуществляться с наименьшими затратами времени, числом ошибок, исключали аварийность.

Пульт управления с множеством индикаторов должен быть устроен рационально, то есть информация должна быть обозрима, доступна. Здесь необходим учет законов человеческого внимания, памяти, восприятия и других психических процессов.

2) Психотехника - профессиональный отбор.

3) Авиационная психология - деятельность человека во время летного обучения и полетов.

4) Космическая психология.

II. Педагогическая психология.

По своему значению для педагогики психология занимает первое место среди наук. От решения ряда психологических задач зависит успешное решение важнейших педагогических проблем.

К узким областям педагогической психологии относятся:

1) Психология обучения, призванная выявить основные закономерности и механизмы усвоения человеком общественного опыта, систематизированного в основах наук, нравственности, идеологии.

2) Психология воспитания, изучающая основы формирования личности в процессе обучения.

3) Психология личности и деятельности учителя.

III. Следующая сфера применения психологии это медицина.

Медицина использует достижения психологии для 1) диагностики, и 2) лечения болезней.

В постановке диагноза на помощь приходит нейропсихология и патопсихология, а также психофизиология. Среди прикладных наук, следующих психологии, можно назвать психотерапию, психофармакологию, психопрофилактику, психогигиену.

IV. Юридическая психология (в судебной практике).

V. Военная психология.

VI. Психология спорта.

VII. Психология торговли.

VIII.Пcиxoлorия научного творчества.

IX. Психология художественного творчества и эстетического восприятия.

X. Психология бизнеса.

Особое место в структуре отраслей психологии занимает общая психология, выявляющая основные психологические понятия и закономерности, принципы и методы психологического исследования. Достижения общей психологии - фундамент для развития всех других отраслей и разделов психологической науки.


5. Направления практической деятельности в области психологии


  1. Психодиагностика;

  2. Психологическое консультировапние;

  3. Психокоррекция;

  4. Психореабилитация.


Вопросы для самопроверки


  1. Что изучает психология?

  2. Что такое психика? Назовите примеры конкретных психических явлений.

  3. Какова структура психики?

  4. Какими методами исследования пользуется психология?

  5. Каковы основные отрасли психологии?