Просвещение и просвещенный абсолютизм - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм» 1 99.08kb.
Профильный уровень (68 ч). М., «Просвещение», 2007 г 1 222.28kb.
Следует различать духовно-нравственное просвещение и религиозное... 1 153.53kb.
Природа дала человеку два оружия интеллектуальное и нравственное. 1 286.16kb.
А. С. Вайнбаум. Дозировка физических нагрузок школьников М:’’Просвещение... 1 154.64kb.
Основная образовательная программа образовательного учреждения. 37 5037.2kb.
Издательство: Москва. Просвещение 2 808.01kb.
Лабораторная работа №1 Словосочетание Литература 1 71.76kb.
Т. М. Геронимус «Трудовое обучение. Школа мастеров», изданной в сборнике... 1 132.76kb.
Тематическое планирование По истории 10 класс 1 97kb.
Рабочая программа составлена на основе 1 72.76kb.
Философская мысль Европы не смогла понять во всей глубине тот факт... 1 172.65kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Просвещение и просвещенный абсолютизм - страница №1/1

Просвещение и просвещенный абсолютизм.

Введение
XVIII век вошел в историю как время духовного вызова устоям сословного общества и абсолютной власти монархов в странах Евро­пы. Идеи Просвещения, завоевав умы, стали материальной силой, изменившей облик европейской цивилизации. Она окончательно ут­вердилась на пути буржуазного развития.

Эпоха Просвещения(Просвещение, идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии и народных масс против феодализма.) (фр. siècle des lumières, нем. Aufklärung) — эпоха духовного развития европейского общества XVII—XVIII веков основой для которой стал рационализм. Начавшись во Франции, Нидерландах, Германии и Англии это движение распространилось на всю Европу, включая Россию. Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Термин просвещение окончательно утвердился после статьи И. Канта «Что такое Просвещение?» (1784). Историческая и философская наука 19 в. стала характеризовать просвещение как эпоху безграничной веры в человеческий разум («век разума», «век философов»), в возможность перестроить общество на разумных основаниях, как эру крушения теологического догматизма, торжества науки над средневековой схоластикой и церковным мракобесием. К. Маркс и Ф. Энгельс показали, что П. является этапом в истории антифеодальной идеологии, они различали в П. его идеологическую форму и стоящее за ней социальное, классовое содержание.
Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, призывая к политической централизации, превращению феодальных государств в национальные и расширению прав их граждан. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние государственной церкви в социальной и политической жизни, рассматривая их как силы реакционные, репрессивные и основанные на предрассудках. Мыслители XVIII века бы­ли убеждены, что мир подчиняется относительно простым законам, которые могут быть выражены языком строгих фор­мул. В соответствии с воззрениями просветителей, обществен­ная жизнь также должна строиться на разумных, рациональных началах.

Относительно датировки этого направления единого мнения не существует. Одни историки относят начало этой эпохи к концу XVII в., другие - к середине XVIII в.. Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778 г.) или с началом Наполеоновских войн (1800-1815 гг.). В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: "Славной революции" в Англии (1688 г.) и Великой французской революции (1789 г.)

Основная часть.
ОСНОВАТЕЛИ
Родоначальником идей Просвещения принято считать английского философа Джона Локка (1632—1704), взгляды которого отразили опыт английской буржуазной революции. Согласно его точке зрения, каждый человек от природы обладает равным правом на свободу выбора своего жиз­ненного пути, правом распоряжаться своим имуществом, трудом и его результатами. Государство, по Локку, является продуктом обще­ственного договора, т.е. добровольного согласия людей на передачу ему функций защиты их естественных прав. Оно издает законы и обеспечивает их соблюдение, представляет общество на между­народной арене, сохраняет ему мир и безопасность. При этом власть не должна вмешиваться в дела граждан без необходимости (если не существует угрозы общественному благу). Идеальным для общества английский философ считал государст­во, основанное на разделении законодательной и исполнительной власти. При этом исполнительная власть, монарх и правительство должны строго следовать законам, право принятия которых пред­ставляется исключительно избираемому народом парламенту.

Духовным центром европейского Просвещения стала Франция. Феодально-абсолютистские порядки в этой стране встречали осуж­дение даже в привилегированных сословиях, среди аристократии и духовенства. В то же время во Франции большое влияние имело пе­чатное слово, почти половина взрослого мужского населения была грамотной. Обладание библиотекой, включающей книги, запрещен­ные цензурой, в среде аристократии считалось признаком хорошего тона и достатка.

Одним из ведущих мыслителей французского Просвещения был писатель и философ Вольтер (1694—1778). Вольтер исходил из идеи естественных прав человека. Он выступал с критикой абсолютизма, а также политики католиче­ской церкви (ему принадлежит лозунг «Раздавите гадину!»). В то же время он допускал, что сама по себе религия необходима для приуче­ния людей к нравственному поведению. Представления о том, что люди не являются лишь поддан­ными, обязанными выполнять волю суверенов, а являются гражда­нами, обладающими такими же человеческими правами, как и мо­нарх, для континентальной Европы того времени были революционными. Они подрывали существующий порядок вещей. В молодости Вольтер был заточен в королевскую тюрьму Бастилию, последние годы жизни провел в поместье на границе Франции и швейцарского кантона Женевы, куда можно было скрыться в случае попытки нового ареста.

Тюремному заточению подвергался и Д. Дидро (1713—1784), ини­циатор фундаментального издания «Энциклопедия наук, искусств и ремесел», 28 основных и 5 дополнительных томов которой выходи­ли с 1751 по 1776 г. По замыслу Дидро, «Энциклопедия» должна была не только обобщить естественнонаучные взгляды на мир, включить практические сведения о технических достижениях, но и представить передовые воззрения на общество и государство. В ра­боте над статьями энциклопедии приняли участие блестящие мысли­тели того времени — Вольтер, ШЛ. де Монтескье (1689—1775), Ж.Ж. Руссо (1712-1778), КА. Гельвеции (1715-1771), П. Гольбах (1723-1789) к пр.

Энциклопедисты полагали, что просвещение, нравственное вос­питание народа, методы убеждения создадут условия для проведе­ния законодательных реформ, изменения существующих порядков. У них не было единой политической программы, но большинство из них исходило из теорий естественного права и общественного дого­вора, которые получили в их трудах дальнейшее развитие

Ж.Ж. Руссо считал, что на ранних этапах истории люди, обладая свободой морального выбора, исходили из общечеловеческих пред­ставлений о справедливости. С возникновением имущественного не­равенства, разделением общества на управляющих и управляемых законы уничтожили естественную свободу. Это породило тиранию, при которой все бесправны перед тираном. Свержение тирании, об­ретение свободы создадут возможность заключения подлинного об­щественного договора, утверждающего суверенитет (верховную власть) народа в согласии с мнением большинства граждан. Будучи сторонником республиканской формы правления, Руссо допускал, что в определенных случаях она совместима и с сохранением института монархии, но тогда функции монарха должны быть сведены до минимума. Ш.Л. де Монтескье счи­тал, что утверждение конституционной монархии или респуб­ликанского строя само по себе еще не создает гарантий от произвола. Для предотвращения злоупотреблений, по его мнению, необходимо не только разделение властей на законо­дательную, исполнительную и судебную, но и создание систе­мы сдержек и противовесов, чтобы одна власть контролирова­ла и ограничивала другую. В отличие от других просветителей, считавших, что республика может существовать только на не­большой территории, Монтексье полагал, что при принятии принципа федерализма даже в крупных государствах может утвердиться республиканский строй.

В германских государствах распространение идей Просвещения носило более ограниченный характер, чем в Англии и Франции. В условиях раздробленности Германии на мелкие княжества и коро­левства со своими диалектами образованные люди предпочитали об­щение на французском языке или на латыни. На этих языках издава­лось многие работы немецких просветителей. В отличие от Франции, они были недоступны большинству населения.

Взгляды немецких просветителей носили более абстрактный ха­рактер, чем их французских единомышленников. Более сдержанной была и критика существующих порядков. Она обращалась скорее к просвещенному государю, чем к обществу.

Характерной для немецкого Просвещения была апелляция не только к общечеловеческим идеям и ценностям естественных прав. Акцент делается на национальных традициях, самобытности культу­ры народов. В частности, такой подход был свойствен историку, по­эту и философу И.Г. Гердеру (1744—1803).

ИДЕОЛОГИЯ.


Западноевропейское Просвещение было связано с Возрождением. Это признавали и подчёркивали сами просветители. Они унаследовали от деятелей Ренессанса гуманистические идеалы, преклонение перед античностью, исторический оптимизм, свободомыслие. Как первые, так и вторые производили переоценку прежних ценностей, ставили под сомнение старые (феодальные церковные) догмы, традиции и авторитеты, Однако идеология просвещения возникла на более зрелой стадии формирования капиталистического уклада и антифеодальной борьбы. Поэтому просветительская критика феодализма была острее и глубже ренессансной, затрагивала всю структуру общества и государства.

Идеологи просещения поставили вопрос о практическом устройстве будущего общества, считая краеугольным его камнем политическую свободу и гражданское равенство, поэтому их критика была направлена не только против деспотизма церкви, но и против деспотизма абсолютной монархии. Они выступали против всего феодального строя с его системой сословных привилегий. Идеология становилась активным фактором, помогавшим расшатывать старый, феодальный строй, просвещение(особенно во Франции) было прямой идеологической подготовкой буржуазной революции — его деятели «... просвещали головы для приближавшейся революции...».

Значительно возросло число книг, брошюр, памфлетов, листовок, пропагандировавших просветительские идеи и обращенных к широкому демократическому читателю. Эпоху просвещения в Западной Европе предваряет широко развернувшийся в 17 в. общий прогресс реальных знаний, необходимых для нужд материального производства, торговли и мореплавания. Научная деятельность знаменовала важный этап в освобождении науки от духовной власти религии, бурный рост точных и естественных наук — физики, математики, механики, астрономии, становление материализма нового времени.

Многие просветители развивали материалистические учения о материи как единственной реальности, обладающей бесконечным разнообразием свойств. В полемике с теистическим учением (см. Теизм) о сотворении мира богом они рассматривали природу как изначально организованное целое, связанное цепью естественных причинно-следственных связей и законов. В теории познания было развито сенсуалистическое направление, отрицавшее существование врождённых идей (включая идею бога), а источником человеческого знания считавшее ощущения, восприятия (результат воздействия на человека внешнего мира). Оставаясь в основном в рамках механистического и метафизического материализма, материалисты эпохи просвещение (прежде всего французские) в ряде важных вопросов подошли к диалектическому пониманию природы. Они впервые в истории философии сделали из материализма атеистические и социально-политические выводы, направленные против феодального мировоззрения и общественного строя.

Феодально-религиозным догмам о божественном происхождении монархической власти и всех феодальных установлений просветители противопоставили рационалистические теории общества и государства, морали и даже самой религии.

С культом разума связано стремление просветителей подчинить идеальному, разумному началу и общественный строй, государственные учреждения (которым надлежало, по их мнению, заботиться об «общем благе»), и жизнь людей (общественные нравы и обычаи). Феодальный строй и его институты расценивались как «неестественные», «неразумные». В вопросах общественного развития просветители были идеалистами; их теории, базировавшиеся на абстрактных представлениях о неизменной человеческой природе, о «человеке вообще», отличались антиисторизмом и метафизичностью. Теория естественного права*, исходившая из представления о прирождённом равенстве людей, идеологически обосновывала требования демократических свобод. Против феодально-абсолютистского государства была направлена теория общественного договора, согласно которой государство представляло собой не божественное установление, а институт, возникший путём заключения договора между людьми; эта теория давала право народу лишить власти государя, нарушающего условия договора, плохо охраняющего естественные права граждан. Некоторые из просветителей возлагали надежды на «просвещённого монарха», рассчитывая, что абсолютизм, уже лишивший политической независимости феодал-сеньоров, осуществивший преобразования, направленные на ликвидацию провинциальной обособленности и установление политического единства нации, в дальнейшем проведёт необходимые буржуазные реформы, — возникла идея просвещённого абсолютизма. Однако та часть просветителей, которая в большей мере представляла интересы народа, шла значительно дальше, отстаивая идеи народного суверенитета и демократической республики. В области экономики большинство просветителей считали нормальным соревнование частных интересов, требовали введения свободы торговли, правовых гарантий частной собственности от феодальных ограничений и произвола.



Оружием борьбы с феодальным мировоззрением была для деятелей просвещения история, которую они рассматривали как «школу морали и политики». Для просветительских взглядов на историю наиболее характерны: изгнание теологии из объяснения исторического процесса; резко отрицательное отношение к средним векам (которые объявлялись эпохой невежества, фанатизма, религиозных предрассудков, тирании); преклонение перед античностью (здесь просветители искали подтверждения своих идеалов); исторический оптимизм, вера в прогресс, рассматривавшийся как поступательное развитие культуры, торговли, промышленности, техники; всемирно-исторический подход, представление о человечестве как едином целом, признание закономерного характера исторического развития (подчинённого определённым «естественным законам»).
В соответствии со всей системой взглядов просветителей, с верой в великую преобразующую силу разума находилось их особое внимание к проблемам воспитания. Они не только беспощадно критиковали пережитки средневековой системы воспитания, но и внесли новые принципы в педагогическую науку (Дж. Локк, К. А. Гельвеций, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо и др.) — идеи решающего влияния среды на воспитание, природного равенства способностей, необходимости соответствия воспитания человеческой природе, естественным склонностям ребёнка, требование реального образования и др.
Не только философия просвещения, взгляды на историю, политику, мораль, но и эстетические воззрения просветителей, их художественное творчество складывались в единую систему, пронизанную отрицанием феодальной идеологии, духом борьбы за раскрепощение личности. Идеология находила выражение в разных художественных направлениях литературы, изобразительного искусства: просветительском классицизме, просветительском реализме, сентиментализме; ни одно из них не стало направлением, единственно выражавшим эпоху, в большинстве случаев они сосуществовали. Но все эти художественные направления несли просветительскую идейную нагрузку. Для них было характерно утверждение некой нормы и отрицание всего, что её нарушает или искажает. Просветительский реализм исходил из нормы, устанавливаемой разумом, нарушение её обличалось или высмеивалось в сатирических жанрах литературы. Для писателей характерно стремление приблизить литературу к жизни, превратить её в действенный фактор, преобразующий общественные нравы. Литературу это времени отличало ярко выраженное публицистическое, пропагандистское начало; она несла высокие гражданские идеалы, пафос утверждения положительного героя и т.д. Ведущую роль среди литературных жанров играли сатирический и семейно-бытовой роман, «роман воспитания», сатирико-нравоучительный. Идеи просвещения оказали существенное влияние и на музыку (особенно во Франции, Германии, Австрии). Просветители (Руссо и Дидро во Франции, И. И. Винкельман и Лессинг в Германии и др.) выработали новую систему эстетических (в т. ч. музыкально-эстетических) взглядов. Их воззрения на задачи музыкально-драматического искусства непосредственно подготовили оперную реформу К. В. Глюка, провозгласившего «простоту, правду и естественность» единственными критериями красоты для всех произведений искусства. Общественно-политические, этические и эстетические идеи просветителей явились духовной основой формирования венской классической школы**, ярко проявившись в творчестве её крупнейших представителей — И. Гайдна, В. А. Моцарта, в музыке которых главенствует оптимистическое, гармоничное мировосприятие, Л. Бетховена, в творчестве которого, проникнутом духом героики, нашли отражение идеи Великой французской революции.

Специфика Просвещения в разных странах.


АНГЛИЯ.

В Англии просветительская мысль имела своим истоком идеологию, рожденную Английской буржуазной революцией 17 в. Однако английское просвещение сложилось уже в послереволюционную эпоху, когда «героический период» революции завершился компромиссом между крупной буржуазией и частью земельной аристократии («Славная революция» 1688—89). Этот классовый компромисс отчётливо проявился в философских и политических теориях Дж. Локка. В условиях быстрого технического прогресса и возраставшего экономического могущества Англии просвещение в начале 18 в. проходило под знаком социального оптимизма. Большой популярностью пользовалось учение о всеобщей гармонии (А. Шефтсбери и др.). Оптимистическое мироощущение окрашивало английскую философскую и художественную мысль 1-й половины 18 в. (например, «Опыт о человеке» А. Попа, 1732—34). Критике подвергались лишь моральные изъяны общества, устранимые просвещением и прогрессом. Просветители прославляли экономическое процветание, пафос покорения природы, предприимчивого человека, не теряющего присутствия духа в самых тяжёлых обстоятельствах. Однако не все просветители разделяли оптимистические иллюзии. Некоторые из них отвергали миф о гармонии и универсальном добре и утверждали, что в основе благосостояния Англии лежат пороки и преступления. Джо́натан Свифт, веривший в добрую природу человека, считал, однако, что в реальном исторически сложившемся обществе не существует ни гармонии, ни добродетели; идеальное «естественное состояние», одухотворённое добродетельным разумом, он находит лишь в иронической утопии — царстве разумных лошадей («Путешествие Гулливера» остроумно высмеял человеческие и общественные пороки.).


ФРАНЦИЯ
Во Франции просещения на первых порах заимствовало многие идеи у англичан, но, в отличие от них, французы применяли их в преддверии революции, в условиях острой политической борьбы. Просветительская критика была здесь более действенной и получила огромный общественный резонанс, будучи направлена в первую очередь против феодальных учреждений, а не общественных нравов. Идейными вождями «старшего поколения» французских просветителей 18 в. были Вольтер и Шар Луи де Монтескье. Философской основой их воззрений был деизм. С позиций разума французские просветители боролись с религиозным мировоззрением, решительно выступая против католической церкви, против феодального деспотизма и юстиции, они внесли большой вклад в разработку просветительской философии истории. Веря в исторический прогресс, они обычно не связывали его с политическим развитием масс, возлагая надежды на «просвещенного монарха» (Вольтер) или пропагандируя конституционную монархию по английскому образцу и «разделения властей»). Деятели 2-го этапа французского просвещения — Дидро, Гельвеций, Гольбах и др. — были в своём большинстве материалистами и атеистами. Центральным событием этого этапа стал выпуск «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел» (1751—80). В этом издании, распространявшем антифеодальную критику на все области идеологии, принимали участие Дидро — главный организатор «Энциклопедии», Д'Аламбер, Вольтер, Монтескьё, Гельвеций, Гольбах, Ф. Кенэ, А. Тюрго, Э. Б. Кондильяк, Ж. А. Кондорсе и прочее. По мере приближения революции росло влияние произведений, содержавших более радикальную критику феодального строя и воспринимавшихся как прямой призыв к революции (прежде всего трактат Ж. Ж. Руссо «Об общественном договоре...», 1762). Руссо считал, что, избавившись от сословного строя, люди должны добровольно ограничить свою свободу во имя интересов общества. В будущем разумном обществе вместо суммы личных интересов, конкурирующих между собой, установится единая воля, носителем которой выступит государство. Новая гражданственность ограничит благо каждого во имя блага всех. Учение о новой морали и о царстве разума, несмотря на субъективную убеждённость французских просветителей в том, что их проекты несут счастье всему человечеству, на самом деле было не чем иным, как идеализированным царством буржуазии.
ИСПАНИЯ
В Испании просвещение развивалось под влиянием идей французских физиократов и энциклопедистов. Просветители 18 в. подвергли критике средневековую схоластику и религиозные догмы, проповедовали опытное знание, просветительскую эстетику, отстаивали принципы атомизма Гассенди, развивали учение физиократов. Одним из крупнейших деятелей просвешения был Г. Ховельянос. Несмотря на известную слабость и половинчатость просвещения в Испании, просветители здесь внесли существенный вклад в идейную подготовку 1-й Испанской революции 1808—14.

ГЕРМАНИЯ
В Германии на просвещение наложили отпечаток относительная экономическая и политическая отсталость страны, её раздробленность, политическая незрелость нарождавшейся буржуазии. Просветительская деятельность в Германии отражала протест против феодальной раздробленности, абсолютистского произвола, идейной нетерпимости. Творчество ранних немецких просветителей носило умозрительный, теоретический характер. Первое выражение просвещение получило в сфере науки и философии. Труды Томазия, Лейбница, Вольфа знаменуют ранний, оптимистический этап, связанный с утверждением всемогущества разума, который способен разрешить любые противоречия реального мира. На этом этапе важно было отделить философию от теологии, обосновать свободную от религии светскую мораль, эмансипировать научное знание (хотя при слабости материалистического направления в немецком просвещение борьба с официальной церковной идеологией приобретала здесь чаще всего компромиссный характер). У ранних просветителей социально-обличительные мотивы звучали ещё слабо. С конца 50 — 60-х гг. 18 в. усилились критика существующего строя, протесты против феодального произвола. На этом этапе центральной фигурой П. стал Лессинг с его обличением феодальной тирании, осуждением религиозной нетерпимости. Лессинг обосновывает принципы эстетики просветительского реализма. Движение «Бури и натиска», развившимся в 70-х гг. 18 в, это движение, проникнутое духом бунтарства, отразило рост антифеодальных настроений. Последний этап немецкого просвещения связан с переворотом в умах, порожденным Великой французской революцией. В этих условиях в рамках немецкого просвещения, с одной стороны, формировалась революционно-демократическая идеология (нем. «якобинцы» — Г. Форстер, В. Л. Векрлин, А. Ребман), а с другой — т. н. веймарский классицизм Гёте и Шиллера (веймарского периода их жизни), устремивших свои поиски в сторону гуманистической морали, эстетического воспитания как средства разрешения противоречий культуры и истории; наметился выход за рамки просветительской идеологии, развивалась антибуржуазная тенденция.

ПРОСВЕЩЁННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ
Хронологические границы просвещённого абсолютизма заключают в себе период с 1740 г. по 1789 г., то есть от вступления на престол самого яркого представителя века, прусского короля Фридриха II, до французской революции. Воспитанные на идеях философии XVIII века, абсолютные монархи стремились к «общему благу», которое достигается в государстве.

Обращение просветителей к государям, власть которых они предла­гали ограничить, на первый взгляд может показаться наивным. Од­нако в середине XVIII века надежды на частичную поддержку идей Просвещения монархами не были утопией.

В это время в большинстве стран континентальной Европы еще не сложились общественно-политические силы, способные бросить вызов абсолютизму. В то же время заинтересованность центральной власти в увеличении налоговых поступлений в казну вступала в про­тиворечие со стремлениями провинциальной знати и монастырей к сохранению феодальных вольностей, таких, как право не платить на­логи, вводить собственные таможенные пошлины, поборы с кресть­ян. Нередкие в этот период крестьянские волнения преимуществен­но вызывались произволом со стороны местной знати, не носили антимонархического характера.

Образ просвещенного государя, заботящегося о своих подданных, о развитии торговли и ремесел, покровительствующего наукам и искусству, был выгоден для центральной власти европейских госу­дарств, позволял ей начать наступление на привилегии мелких и средних феодалов.

В Австрии период просвещенного абсолютизма связан с царство­ванием Марии Терезии (правила в 1740—1780) и, особенно, Иосифа II (правиле 1780-1790). Они провели наиболее глубокие преобразования за все время существования империи Габсбургов. Был упорядочен набор рекрутов. Финансовая реформа началась с введения всеобщего подоходного налога и налога на наследство, что в первую очередь ущемило интересы высших сословий, поме­щиков и церкви. Впервые состоялась перепись населения, произведен учет земельных угодий и поголовья скота. Все это позволило повысить эффективность фискальной политики.

Шагом к созданию единых правовых норм для всех сосло­вий стало принятие новых уголовного и гражданского кодексов. Применение смертной казни свелось до минимума. Была со­здана система централизованного управления государством. Осуществление судебных функций стало исключительной пре­рогативой государства, помещики лишились права творить суд над крестьянами.

С принятием ряда императорских указов положение крестьян­ства в целом значительно улучшилось. В 1770-е гг. барщина (отра­ботка на помещика за право пользования его землей) сократилась до трех дней в неделю, крестьянам было предоставлено право выкупа земельных наделов. В 1781 г. Иосиф отменил крепостную зависи­мость крестьян Чехии, Моравии, Силезии и Галиции, затем она бы­ла ликвидирована и в других областях империи. Крестьяне стали лично свободными: они получили право уходить в город, создавать семью, заниматься любым ремеслом, заключать торговые сделки без разрешения помещика. В 1789 г. барщину заменили денежным нало­гом, размер его строго ограничивался — не выше 17 % дохода кресть­янского хозяйства.

Эти меры содействовали развитию товарно-денежных отноше­ний, росту внутреннего рынка, возникновению новых мануфактур. Большую роль также имела отмена внутренних таможенных границ и пошлин. Проводилась протекционистская политика, особенно в отношении производства предметов роскоши. Был принят закон об освобождении вновь создаваемых промышленных предприятий от уплаты налогов на срок до десяти лет.

В Вене начали работать Горная и Торговая академии, на средства короны открывались школы. Иосиф ввел обязательное обучение детей в возрасте до 12 лет. Цензура свелась до мини­мума. Право ее осуществления было изъято у католической цер­ковной иерархии, отрицательно относящейся к идеям просве­щения. Декрет о веротерпимости отменил ограничения на деятельность других церквей, в том числе протестантской и пра­вославной. Поощрение искусств сделало Вену одним из цент­ров европейской музыкальной и театральной жизни.

Влияние идей Просвещения сказалось и на втором крупнейшем германском государстве XVIII века — королевстве Пруссия. Фрид­рих II (правил в 1740—1786), вошедший в историю как Фридрих Ве­ликий, с юных лет интересовался идеями просветителей. Он вступил в переписку с Вольтером и пригласил французского мыслителя в гости в королевский дворец в Потсдаме.

Проведенные Фридрихом II реформы были близки к преобразо­ваниям, осуществленным в Австрии, хотя носили более ограничен­ный характер.

В их числе — введение нового уголовного законодательст­ва, отмена пыток, упорядочение налоговой системы, расшире­ние системы начального образования, принятие принципа ве­ротерпимости. Отмену крепостного права король считал несвоевременной. Тем не менее им были приняты законы, ог­раничивающие возможность произвола помещиков в отноше­нии крестьян, в частности их насильственный сгон с земли. Крестьяне на землях короны получили право собственности на обрабатываемые ими участки, передачи их в наследство детям.

Проводилась политика поощрения развития торговли и промыш­ленности. Фридрих II основал Прусский государственный банк, вы­делял субсидии на строительство дорог и мостов, проводил протек­ционистскую политику, вводя высокие пошлины на зарубежные товары, содействовал развитию мануфактур.

Реформы в духе просвещенного абсолютизма осуществлялись также в таких германских государствах, как Саксония, Баден, Вюр-темберг, Бавария. Идеи преобразований были популярны в государ­ствах Италии, в частности, Тоскане, Парме, Пьемонте, Неаполитан­ском королевстве.

Порой идеи просветителей о разделении властей брались на вооружение знатью, господствующим сословием, с тем что­бы защитить свои интересы от опасности установления или реставрации деспотического режима. Так, в Швеции по иници­ативе аристократии после смерти Карла XII была принята кон­ституция 1719 г., введена система разделения властей. В ней особую роль играл парламент, формирующийся по принципу сословного представительства.

Просвещенные монархи и высшая знать не намеревались в пол­ном объеме реализовывать идеи просветителей об отмене сословных привилегий. Они выражали симпатию лишь тем из них, мысли кото­рых они находили «разумными».

Политика просвещенного абсолютизма служила подъему ману­фактурного производства, в какой-то мере улучшала положение крестьянства. В то же время льготы и привилегии, будучи дарованы монархами своим подданным, при изменении обстоятельств могли быть отменены, поскольку не существовало никаких гарантий ста­бильности политики реформ.

Значительно более полную реализацию воззрения просветителей нашли лишь в конце века.

Заключение.
В эпоху, наступившую после Великой французской революции, несоответствие между просветительскими идеалами и устанавливавшимся буржуазным строем, обнажение противоречий капиталистического общества (в условиях начавшегося промышленного переворота) влекли за собой возрастающее разочарование прогрессивных мыслителей в результатах революции и буржуазного прогресса в целом, осознание того, что установленные “победой разума” общественные и политические учреждения оказались злой, вызывающей горькое разочарование карикатурой на блестящие обещания просветителей. Кризис просветительской идеологии в английском просвещении наметился уже в 18 в., выразившийся в скептическом пересмотре возможностей человеческого разума, сомнении в буржуазном прогрессе, разрушении эстетического просветительского идеала и др., всё более выявлявшиеся слабые стороны и ограниченность системы просветительского мировоззрения (антиисторизм, метафизичность, жёсткая нормативность и др.) привели в 1-й половине 19 в. к утверждению — в качестве господствующего — нового идейного и художественного течения — романтизма. Одновременно шло наступление на идеологию просвящения как со стороны сил феодальной реакции, так и — в возрастающей степени — со стороны идеологов самой буржуазии, становившейся всё более консервативной. В направлениях буржуазной общественной мысли взгляды просветителей вульгаризировались, теряли свою революционную направленность, истолковывались в духе буржуазного либерализма, оборачиваясь апологетикой буржуазного строя. Генетически сохранял известную связь с идеями просвящения утопический социализм, представлявший, однако, уже качественно новый этап в развитии общественной мысли. Неразрешённость задач буржуазной революции в ряде стран вызывала оживление идей просвящения и в 19 в.

*Естественное право, одно из широко распространённых понятий политической и правовой мысли, обозначающее совокупность или свод принципов, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной природой человека и тем самым как бы независимых от конкретных социальных условий и государства. Е. п. выступало всегда как оценочная категория в отношении действующей в данном политическом обществе правовой системы и закрепляемого ею строя общественных отношений.

** Венская классическая школа, направление в музыке, сложившееся в Вене во 2-й половине 18 — 1-й четверти 19 вв. Основоположники В. к. ш. — И. Гайдн и В. А. Моцарт; высшие её достижения связаны с творчеством Л. Бетховена.
1 Просвещённый Абсолютизм - Просвещенный абсолютизм - политика второй половины XVIII в. в ряде европейских государств с монархической формой правления - Россия, Дания, Пруссия - и слабым развитием капиталистических отношений в экономике. Правительства этих государств проводили такие мероприятия, которые, с одной стороны, укрепляли положение дворянства в обществе, с другой, -способствовали дальнейшему развитию буржуазных отношений. Мария Терезия и Иосиф II (Австрия), Фридрих II (Пруссия), Екатерина II (Россия) пытались использовать во внутренней политике идеи западноевропейских просветителей. Реформами "сверху", преобразованием наиболее устаревших феодальных порядков и привилегий они пытались укрепить свою власть, но в то же время доказать, что их дела направлены на осуществление планов "просветителей", на создание "союза философов и государей"; они подчеркивали свою близость с передовыми мыслителями. Так, прусский король Фридрих II поддерживал связь с Вольтером, Екатерина II состояла в переписке с Вольтером и Дидро.

Список литературы:



А. Г. Левинтон, О. Л. Фишман «Просвещение в странах Западной Европы и в Северной Америке, Просвещение в странах Востока»;
Загладил Никита Вадимович Симония Нодарн Александрович «ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ РОССИИ И МИРА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX ВЕКА.»