Происхождение термина «логистика». Определение логистики и ее синонимы. Преимущества и недостатки концепции логистики. Развитие конц - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Краткое содержание курса Тема №1 Понятийный аппарат логистики и факторы... 1 52.62kb.
Понятийный аппарат логистики и факторы ее развития 1 52.69kb.
Транспортная логистика (которая, в сущности, является составной частью... 1 28.73kb.
Семинар-тренинг "логистика складского хозяйства" 1 143.11kb.
Логистическая операция, заключающаяся в содержании запасов участниками... 1 213.05kb.
Тема закупочная логистика 1 186.98kb.
93. Задачи и функции логистики. Факторы и тенденции ее развития см 1 95.15kb.
Тема производственная логистика 1 197.65kb.
Формирование и регулирование запасов 1 14.98kb.
1. Концепция и философия науки логистики. История и современные тенденции... 3 439.48kb.
Транспортировка относится к числу важнейших функций логистики 1 469.64kb.
Сценарий выпускного праздника «Планета Дошколят» 1 67.09kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Происхождение термина «логистика». Определение логистики и ее синонимы. Преимущества - страница №1/3


1. Введение в логистику

1. ВВЕДЕНИЕ В ЛОГИСТИКУ

Структура главы:

  1. Что такое логистика

Происхождение термина «логистика». Определение логистики и ее синонимы. Преимущества и недостатки концепции логистики. Развитие концепции логистики. Логистика в системе менеджмента фирмы

  1. Значение и роль логистики

Важность материальных приобретений. В чем заключаются трудности управления логистикой. Стратегическое и оперативное управление логистикой. Влияние логистики на прибыльность и эффективность бизнеса. Должен ли занимать директор по логистике положение топ-менеджера компании

  1. Организация управлением логистикой на предприятии

Цели логистики и снабжения. Ключевые области принятия решений. Обязанности и функции отдела закупок и снабжения. Факторы, влияющие на статус отдела закупок и снабжения. Взаимодействие отдела с другими функциональными подразделениями фирмы. Специализация внутри отдела закупок и снабжения. Руководство и персонал отдела закупок и снабжения

1.1. ЧТО ТАКОЕ ЛОГИСТИКА

Происхождение термина «логистика»

Термин «логистика» происходит от греческого слова  (англ. – logistics), которое обозначало в Древней Греции искусство рассуждений и вычислений, или счетное искусство. В Римской империи этот термин использовался для обозначения правил распределения продовольствия. В Византийской империи под логистикой понимали искусство снабжения армии и управление ее перемещениями.

Немецкий исследователь проф. Г. Павеллек отмечает, что назначением логистики в Византии было «платить жалованье армии, должным образом вооружать и подразделять ее, снабжать оружием и военным имуществом, своевременно и в полной мере заботиться о ее потребностях и, соответственно, подготавливать каждый акт военного похода, т.е. рассчитывать пространство и время, делать правильный анализ местности с точки зрения передвижения армии, а также силы сопротивления противника и в соответствии с этими функциями управлять и руководить, одним словом, распоряжаться движением и распределением собственных вооруженных сил»1.

Это военное понимание термина «логистика» перешло впоследствии и в Западную Европу. Так, при формировании нового штаба французской армии в 1670 г. была введена должность «старшего маршала по логистике», который отвечал за снабжение, транспортировку, выбор лагеря и корректировку совершения марша. Известный французский военный теоретик барон А.А. Жомини (1779-1869) также определял логистику как практическое искусство управления войсками, включающей в себя решение самого широкого круга вопросов – от снабжения продовольствием и боеприпасами до стратегического планирования военных действий.

В США история военной логистики началась в годы Второй Мировой войны. Тогда был сформирован специальный отдел, который получил название Агентства логистической безопасности (U.S. Department of Defense Logistics Agency). Это Агентство существует и в наше время. Оно отвечает за материально-техническое обеспечение и транспортное обслуживание вооруженных сил США во всех частях света2.

Другое значение термин «логистика» приобретает благодаря трудам немецкого математика Г. Лейбница (1646–1716), который под логистикой понимал особый раздел математики – математическую логику. Это значение термина было закреплено на философском конгрессе в Женеве в 1904 г.

И лишь в 1960-е гг. американским Советом по логистическому менеджменту3 (Council of Logistics Management) было сформулировано понятие логистики как одной из отраслей менеджмента. С этого времени термин «логистика», имевший в США до того лишь военное употребление, стал активно использовать и в гражданском сообществе.

Определение логистики и ее синонимы

Современное определение логистики, размещенное на сайте Совета логистического менеджмента, имеет следующую редакцию:



Логистика – это составная часть процесса поставок, которая включает в себя планирование, реализацию и контроль за перемещением и складским хранением прямых и обратных потоков товаров, услуг и связанной с ними информации в процессе их движения от пункта отправления до пункта назначения, в целях максимально полного удовлетворения требований заказчиков и клиентов.

Это не единственное определение логистики, поскольку в бизнес-сообществе отсутствует единое понимание того, что такое логистика и какие функции она должна исполнять. Такие термины, как закупки, организация поставок, снабжение, материально-техническое обеспечение и логистика почти взаимозаменяемы. Вместе с тем между этими понятиями можно провести и определенные смысловые различия, которые помогут уяснить разницу между традиционными понятиями о снабжении и организации материально-технического обеспечения и концепцией логистики.

В общем понимании термин закупки (purchasing) описывает процесс покупки: 1) осознание необходимости, 2) поиск и выбор поставщика, 3) переговоры по цене, 4) определение условий, связанные с поставкой товара. Снабжение (supply) – термин более емкий и включает закупку, складирование, транспортировку, оприходование, внутреннюю проверку и сохранность товара. Исследования, про­веденные в 1993 году Центром углубленного изучения закупок (CAPS), показали, что 64% из 100 опрошенных полагают, что в XXI веке функции по закупке будут называться по-другому. 40% опрошенных считают, что тер­мин «снабжение» заменит название функции «закупки». Тем не менее, в ХХ веке в большинстве компаний данная фун­кция называлась «осуществление закупок», и маловероятно, что большин­ство компаний переименует ее.

Управление снабжением (supply management) или управление цепью снабжения (supply chain management) часто употребляется в отношении деятельности отдела закупок по развитию отношений с лучшими поставщиками, тесно связанными со своими заказчиками. Первым в употребление этот термин ввел Джон Кологна, бывший начальник отдела снабжения компании General Electric и в период 1996-1997 – Президент Национальной ассоциации по управлению закупками (NAPM). В своем выступлении в 1992 году на Меж­дународной конференции этой Ассоциации он сказал, что «бизнес потре­бует особого внимания к потоку материальных ресурсов от матери-земли до конечного потребителя. Это будет тем более необходимо, поскольку возрастает важность ресурса времени».

Необходимость развития более тесных отношений между покупателем и продавцом была подчеркнута в определении, приведенном в самом последнем издании книги «Руководство по осуществлению закупок» (Purchasing Handbook) следующим образом: «Покупатель и продавец понимают свой бизнес как продолжение бизнеса партнера. Это основа философии управления цепью снабжения, подход, кото­рый сконцентрирован па создании прочных партнерских отношений, в проти­вовес традиционно существующим натянутым отношениям. В настоящее вре­мя покупатели, ищущие возможность установления прочных отношений с ис­точником поставок на долговременной основе, расширяют свои усилия по укреплению отношений с поставщиками».

Термин материально-техническое обеспечение имеет военную или государственную по­доплеку. Компания, которая приняла организаци­онную концепцию материально-технического обеспечения, будет иметь одного менед­жера, ответственного за планирование, организацию, мотивацию и осуще­ствление контроля за всей той деятельностью, которая непосредственно связана с обеспечением потока сырья в компанию. Управление сырьевыми запасами рассматривает сырьевые потоки как систему. По-другому взгля­нуть на управление сырьевой базой можно, выделив основные ее преро­гативы:



  1. Оценка материальных потребностей.

  2. Поиск источников и приобретения сырья

  3. Получение и прием сырья

  4. Контроль сырья как текущего актива

Конкретными функциями, которые необходимо предусмотреть управляю­щему сырьевой базой, будут планирование и контроль объема сырья, гра­фик производства, изучение закупок сырьевой базы, осуществление заку­пок, поступление сырья, контроль запаса, оприходование, обеспечение кон­троля качества, складирование, движение сырья на производственной площадке и распоряжение остатком сырья. Совершенно необязательно, чтобы выполнение всех одиннадцати функций лежало на управляющем сырьевыми ресурсами. Наиболее часто исключаются такие вопросы, как составление графика производства, движения сырья на производственной площадке и контроль качества поступающего сырья.

Преимущества и недостатки концепции логистики


На этом фоне отличием концепции логистики является то, что она строится на системном подходе. В этом заключается ее привлекательность, по крайней мере, с теоретической точки зрения. Однако существуют две проблемы, которые мешают ее осуществлению на практике.

  1. неспособность менеджера по логистике управлять материальными потоками в масштабе всей компании, поскольку это требует ломки многих традици­онных рамок организационных полномочий и обязанностей;

  2. неудовлетворительное со­стояние компьютерного программного обеспечения во многих компаниях.

О последней проблеме следует сказать особо. Разработка программ­ного обеспечения и конструктивное улучшение самих компьютеров сдела­ли применение системного подхода более реальным. Прогрессивные компании сконцентрировались па обучении и наборе персонала, обладаю­щего образованием, знаниями и навыками для того, чтобы работать с при­менением системного подхода. Тем не менее, термин «логистика», похоже, утратил многое из своего значения в связи с тем, что зачастую логистика связана с грузооборотом и транспортировкой.

Можно ли тогда отождествить логистику и функцию управления снабжением? Если еще раз обратиться к определению логистики, данное Советом по логистическому менеджменту, то такое отождествление выглядело бы нарочитым сужением понятия логистики. Снабжение отвечает только за входящий материальный поток, а логистика стремится охватить всеми видами материальных потоков на предприятии: входящими и выходящими, внутренними и внешними. Вопрос заключается только в том, насколько это осуществимо.


Развитие концепции логистики


Вполне резонно возникает вопрос: если концепция логистики столь трудно осуществима на практике или даже вообще не осуществима (по крайней мере, для большинства предприятий), то имеет ли она право на существование? И откуда эта концепция вообще возникла? Если она заимствована из военной области, то насколько оправдано перенесение этой концепции в гражданскую сферу – сферу бизнеса?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к истории США и проследить, как последовательно развивалась концепция логистики.



Первым этапом развития логистики принято считать ее довоенное развитие. До Первой Мировой войны и между Первой и Второй Мировыми войнами основное внимание бизнес-сообщества было направлено на развитие производства, повышение производительности труда и насыщение рынка товарной массой. Закупки считались очень важной функцией, поскольку от нее во многом зависел успех компании на рынке. Однако организация снабжения предприятия рассматривалась менеджментом скорее как простая арифметическая сумма удачных или неудачных закупок, совершаемых отдельными клерками. В их задачу входило получить от поставщика необходимые товары и услуги соответствующего качества по минимальной цене.

Вторая Мировая война способствовала приобретению американскими военными бесценного опыта централизованного управления снабжением и транспортным обслуживанием вооруженных сил США. В первые годы после окончания войны этот опыт был ими обобщен и благодаря этому создались предпосылки для его перенесения в гражданскую сферу.



Вторым этапом развития стало формирование концепции логистики и признание за снабжением важной функции управленческой деятельности. В 1950-60 гг. появилось много специалистов, которые профессионально занимались закупками и могли принимать компетентные решения в этой сфере. Все больше внимания стало уделяться процедурам закупок, организации и политике компании в этой сфере. Многие компании подняли ранг директора по снабжению до высшего уровня руководства компании в должности вице-президента по закупкам, директора по логистике или вице-президента по закупкам и снабжению.

Начало третьего этапа развития концепции логистики было связано с удорожанием ресурсов и резким ростом цен во всех отраслях экономики США. Одним из важных событий того времени стало эмбарго на поставки нефти с Ближнего Востока летом 1973 г. Результатом этого было то, что с 1973 по 1980 гг. цены на нефть выросли в 4 раза. В этих условиях закупки и снабжение становились одним из ключевых факторов развития и выживания компании. Решения, принимаемые в этой сфере, стали носить для компаний стратегический характер.

Другим фактором, послужившим развитию логистики как одного из стратегического факторов развития компании, стало появление и внедрение на Западе первых автоматизированных систем управления (АСУ) технологическими процессами и поставками. Так, широкое распространение в бизнесе получила система MRP-I (Materials Requirements Planning – планирование потребностей в материалах). Эта система позволяла существенно улучшить процесс планирования производственных потребностей в сырье и материалах и повысить эффективность их поставок. Развитием этой системы стало появление системы DRP (Distribution Requirements Planning– планирование потребностей при распределении), которая распространяла принципы MRP-I на сферу дистрибуции товаров и позволяла здесь также повысить операционную эффективность.

Наконец, четвертым этапом стала интеграция функции закупок и снабжения в корпоративную стратегию. Этому способствовали революционные прорывы в области информационно-компьютерных технологий, которые имели место в 1980-90 гг. Идея системного подхода к управлению всеми материальными потоками на предприятии подвигла компании перенести акцент с планирования отдельных операций по закупкам на планирование и управление логистическим процессом в целом. Все чаще стали появляться компании, в которых подразделения, отвечающие за управление материальными потоками, имеют перекрестные функции. Однако этот процесс перехода к новым формам управления незавершен и многие компании находятся в переходной стадии развития. Здесь многое зависит от применения хороших информационных систем и требует тесного сотрудничества с небольшим количеством поставщиков.



следующая страница >>