Происхождение государства, его сущность и признаки - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопрос 1 Социальные, политические и экономические предпосылки возникновения... 6 1362.2kb.
Место политологии в системе наук об обществе 1 9.93kb.
Примерные вопросы междисциплинарного экзамена по специальности «антикризисное... 1 65.4kb.
Тема Форма государства 1 60.25kb.
Тема: «Физические и химические явления. Признаки химических реакций»... 1 138.04kb.
Краткое содержание курса Тема Сущность и общая классификация недвижимости. 1 62.62kb.
Федеральный резерв. Его происхождение, история и стратегия 1 85.63kb.
Восточные славяне в древности. Происхождение и расселение славян. 10 1663.02kb.
1. Экономический рост. Экономическая и социальная эффективность производства 1 17.65kb.
1. Этнология как наука. Предмет, цели и задачи 1 23.21kb.
Актуальные проблемы теории права и государства 1 406.83kb.
1. иэу как наука. Основные этапы развития экономической науки 4 1085.35kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Происхождение государства, его сущность и признаки - страница №1/2


  1. Происхождение государства, его сущность и признаки.

  2. Исторические формы государства. Соотношение государства и общества.

  3. Понятие и признаки правового государства. Пути его формирования.

  4. Понятие, сущность и причины возникновения права.

  5. Функции и нормы права. Участники правоотношений.

  6. Понятие системы права. Источники права.

  7. Конституция РФ, ее значение, структура.

  8. Соотношение морали и права

  9. Правовая культура и правопорядок

  10. Понятие и виды правонарушений

  11. Сущность и виды юридической ответственности

  12. Общая характеристика и принципы конституционного строя России

  13. Понятие и сущность гражданства в РФ

  14. Права и свободы человека и гражданина в РФ

  15. Политические и экономические права и свободы гражданина РФ

  16. Политические и экономические права и свободы гражданина РФ

  17. Социальные и другие права и свободы граждан РФ

  18. Обязанности человека и гражданина в РФ

  19. Понятие и особенности федерального устройства России

  20. Предметы ведения и полномочия РФ

  21. Предметы совместного ведения РФ и ее субъектов

  22. Полномочия Президента РФ

  23. Порядок вступления Президента РФ в должность и прекращения исполнения его полномочий

  24. Полномочия Совета Федерации РФ

  25. Полномочия Государственной Думы РФ

  26. Конституционные основы осуществления судебной власти в России

  27. Конституционный суд РФ и его полномочия

  28. Назначение и состав судов общей юрисдикции

  29. Назначение и состав арбитражных судов в РФ

  30. Правительство РФ и его полномочия

  31. Порядок формирования и состав Правительства РФ

  32. Понятие и система местного самоуправления в РФ

  33. Органы местного самоуправления и их полномочия

  34. Предметы ведения органов местного самоуправления

  35. Понятие гражданского права РФ и его сущность

  36. Гражданские правонарушения и их участники

  37. Гражданские правоотношения: понятие и сущность.

  38. Понятие собственности и формы собственности в РФ

  39. Договор в гражданском праве: понятие и порядок заключения.

  40. Ответственность за нарушение обязательств по договору

  41. Понятие и виды обязательств в гражданском праве

  42. Правовое регулирование брачно-семейных отношений

  43. Порядок заключения и расторжения брака

  44. Права и обязанности супругов

  45. Права и обязанности родителей и супругов

  46. Понятие и источники трудового права России

  47. Трудовой договор: понятие и содержание

  48. Прием на работу, перевод и увольнение с работы

  49. Рабочее время и время отдыха

  50. Экологическое право: общая характеристика

  51. Экологические правонарушения и ответственность за их совершение

  52. Административное право: общая характеристика

  53. Административные правонарушения и ответственность за их совершение

  54. Уголовное право: общая характеристика

  55. Понятие и сущность уголовного преступления

  56. Формы вины в уголовном праве

  57. Уголовная ответственность за преступления против личности

  58. Уголовная ответственность за преступления против собственности

  59. Уголовная ответственность за преступления против политических прав и свобод граждан

  60. Правовое регулирование будущей профессиональной деятельности

  61. Правовые основы защиты государственной тайны

  62. Значение средств массовой информации в российском обществе

  63. Предмет международных отношений

  64. Источники международного права

  65. Основные функции Организации Объединенных Наций

  66. Совет безопасности ООН: состав, порядок образования, полномочия по обеспечению мира, юридическая сила решения. Примеры из международной жизни.



  1. Происхождение государства, его сущность и признаки.

Сущность государства – есть диктатура господствующего класса.

Сейчас под сущностью государства понимается – его роль, назначения в обществе и другие экономические, политические факторы.



Признаки:

  1. публичная власть – это власть, которая непосредственно не совпадает с населением, предполагает разделение общества на управляющих и управляемых, стоит над обществом, не сливаясь с ним.

  2. деление населения по территориальному принципу, т.е. на округа, районы, города и т.д.

  3. налоги установленные государством – обязательные платежи, взыскиваемые с граждан и юридических лиц для содержания публичной власти и осуществления социальных программ.



    1. Понятие и признаки правового государства. Пути его формирования.

Правовое государство – демократическое государство.

Признаки:

  1. верховенство закона – законы, как акты высшей юридической силы содержат исходные, первичные нормы, имеющие обязательное значение для всех органов государства, должностных лиц, а так же физических и юридических лиц.

Действуя на основе законов, органы исполнительной власти призваны обеспечить неукоснительное действие закона, а также применять необходимые меры к устранению всех препятствий на пути их реализации.

Все нормативно-правовые акты (н.п.а.)(подзаконные акты) принятые в развитие и на основе законов не могут им противоречить.



  1. обеспечение реальных прав и свобод граждан (конституция, гл.2).

  2. принципы разделения властей (конституция, ст.10).

Наличие гражданского общества есть условие формирования правового государства.


    1. Понятие, сущность и причины возникновения права.

Право – сложный социальный феномен.

Право в объективном смысле – совокупность юридических норм, регулирующие наиболее важные общественные отношения.

Право называется объективным, т.к. юридические нормы закреплены в законах, т.е. объективизированы.



Право в субъективном смысле – правомочие, которое имеет субъект – гражданин либо юридическое лицо – в соответствии с нормами права.

Право называется субъективным, т.к. правомочия принадлежат субъекту.

------------------------------------------------------------------

Признаки:



  1. общеобязательность права характеризуется тем, что право адресовано всем членам общества, имеет связь с государством и поддерживается с помощью государственного принуждения.

  2. нормативность права заключается в том, что право закрепляет права и обязанности.

  3. формальная определенность проявляется в том, что право имеет определенные формы внешнего выражения – законы и другие нормативные акты (н.а.).

  4. право охраняется государством. Государство занимается правовым воспитанием населения, повышает правовую культуру государственных служащих, принимает меры к нарушениям норм права.

------------------------------------------------------------------

Сущность.

Сущность права многообразна.

Вместе с тем можно выделить и двойственный характер:


  • с одной стороны, право вытекает и охраняет интересы власти (классовая сущность),

  • с другой стороны, право является средством защиты интересов всех членов общества (общесоциальная сущность).

----------------------------------------------------------------



Принципы возникновения права (классовый и экономический подход).

??????????????????????????????????????????????????????????????????????




    1. Функции и нормы права. Участники правоотношений.

Функции права – это основные направления его воздействия на общественные отношения в ходе осуществления задач и целей, стоящих перед обществом.

  1. регулятивная – способность права воздействовать на поведение субъектов правовыми средствами.

  2. охранительная – способность права охранять положительные и вытеснять вредные отношения.

Она осуществляется путем установления запретов, санкций и реализация юридической ответственности.

  1. в зависимости от сферы воздействия выделяют экономические, социальные, культурные и другие неразрывно связанные с направлениями деятельности государства.

  2. по принципу разделения властей (исполнительная, законодательная, судебная).

  3. по характеру воздействия на общественные отношения выделяют статическую и динамическую функции права.

Норма права – модель поведения, определяющая границы возможного и должного поведения в конкретных отношениях и тем самым обеспечивает меру свободы субъектов права.

  1. норма права – общее правило поведения. Это означает, что государство адресует норму права не конкретным индивидам, а всем субъектам права (физическим и юридическим).

  2. норма права – обязательное правило поведения. Ненадлежащее исполнение либо несоблюдение норм права влечет принятие мер государственного принуждения.

  3. норма права – формально-определенное поведение. Правовые нормы формируются в официальных документах в виде точных предписаний, чем обеспечивается их правильное пожелание и реализация.

  4. норма права – представительно-обязывающее правило поведения. Это заключается в том, что норма одним субъектам предоставляет право. А на других возлагает обязанности.

  5. норма права – системное правило поведения. Каждая норма поведения регулирует общественные отношения в единстве с другими нормами.

  6. норма права – институциональное правило поведения, предписание, закрепленное нормой права, исходит от государства и является его властным велением, охраняющим государственно-значимые общественные отношения.

Вывод: Норма права – это общеобязательное, социально-определенное, представительно-обязывающее системное правило поведения, установленное либо санкционированное государством, обеспеченное его силой, закрепляющее права и обязанности участников общественных отношений и являющееся критерием оценки поведения, как правомерного либо не правомерного.

Участники правоотношений.

Участниками правоотношений могут выступать физические, юридические лица и государство.



Физическими лицами являются граждане, иностранцы, лица с двойным гражданством, лица без гражданства.

Юридическими лицами выступают коллективные субъекты: предприятия, учреждения, организации. Юридические лица имеют три основных признака: организационное единство, обособленное имущество и способность выступать в правоотношениях от собственного имени.

Государство – субъект политический, властный и суверенный. Это означает, что государство не зависит от других субъектов права, устанавливает статус всех участников правоотношений и выступает, как субъект международных отношений.


  • Правоспособность – возможность иметь права и нести обязанности. Закон наделяет правоспособностью всех физических лиц независимо от возраста и состояния здоровья. Она возникает в момент рождения и прекращается смертью.

  • Дееспособность – способность самостоятельно осуществлять права и обязанности. Полная наступает с 18лет, при вступлении в брак – с 16лет.

Подростки с 14 до 18 имеют неполную деятельность. Малолетние от 6 до 14лет – имеют частичную деятельность.

  • Деликтоспособность – способность нести ответственность за допущенное нарушение (деликт – проступок).

Эти три свойства образуют правосубъективность, которая делится на общую и специальную.


    1. Понятие системы права. Источники права.

Система права – исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура права, которая определяется характером регулируемых общественных отношений.

Источники права – способы выражения и доведения решений правотворческих органов о принятии соответствующих норм права до заинтересованных лиц, т.е. это способы внешнего выражения и закрепления норм права.

Виды источников:



  1. нормативно-правовой акт – письменный документ, принятый правотворческим органом и содержащий нормы права.

  2. судебный прецедент – судебное решение, имеющее обязательное значение при рассмотрении аналогичных дел.

  3. правовой обычай – исторически сложившиеся правило поведения, санкционированное государством.

  4. нормативный договор – соглашение различных субъектов права, которые содержат общие правила, регулирующие отношения сторон.

  5. религиозные воззрения.


8. Соотношение морали и права

Соотношение норм права и норм морали.

Единство права и морали

Различие между правом и моралью

Взаимодействие права и морали

    1. Нормативность морали и права – они служат эталоном критерия оценки поведения людей.

    2. Универсальность – распространяется на все виды общественного отношения, являясь универсальным регулятором общественных отношений.

    3. Общность – они обслуживают экономику, идеологию и политику.

  1. По происхождению нормы права устанавливаются государством; нормы морали складываются в соответствии с представлениями о добре и зле.

  2. По сфере действия.

Нормы права – регулируют общественные отношения, которые имеют государственную значимость, а нормы морали не имеют обособленной сферы действия.

3) По форме закрепления – нормы права в нормативно правовых актах, нормы морали нигде не закрепляются, а содержатся в сознании людей, может отражаться в литературе

4) по содержанию.

Нормы права – правила поведения (детализированные, конкретные), которые предписывают, кто и что должен делать, каким образом, и при каких последовательностях.

Нормы морали выступают в обобщенном виде – это обобщенное правило поведения (что хорошо и что плохо)

4)по способу обеспечения.

Нормы права – принудительная сила государства.

Нормы морали – совесть индивида.





  1. взаимопроникновение – право основывается на морали

  2. взаимовлияние – проявляется в том, что мораль оказывает активное влияние на правосознание, тем самым способствует реализации правовых норм, право закрепляет требование морали.






    1. Понятие и виды правонарушений.

Правонарушение – общественно опасное противоправное деяние (действие или бездействие), совершенное виновно, т.е. умышленно либо по неосторожности, за которое предусмотрена ответственность.

Виды:

  1. по степени общественной опасности: проступки; преступления.

  2. в зависимости от характера причиненного вреда среди проступков

а) дисциплинарные нарушения

б) административные проступки

в) гражданские правонарушения (деликты)

дисциплинарное нарушение – проступки, которые совершаются в сфере служебных отношений, посягают на обязательный порядок деятельности организаций, предприятий и учреждений, ослабляют трудовую, служебную, воинскую или учебную дисциплину. [выговор, замечание и т.п.]

Административный поступок – правонарушение, которое посягает на уставной порядок управления и наказывается мерами административного взыскания. [штраф и т.д.]

Деликты – гражданско-правовые нарушения в сфере имущественных и личных неимущественных отношений.

Преступление – правонарушение, предусмотренное УК и запрещенные под угрозой наказания.

Правонарушение – виновное противоправное действие (бездействие).


  1. Понятие и сущность гражданства в РФ

Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении прав и свобод человека.

В Конституции РФ закреплен принцип единого гражданства, согласно которому граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в ее составе, являются одновременно гражданами этой республики.

Конституционный принцип равного гражданства означает, что оно является равным независимо от основания ее приобретения.

Гражданство РФ может быть приобретено по ряду обстоятельств:



  1. в результате признания гражданства РФ;

  2. по рождению;

  3. в порядке регистрации;

  4. в результате приема в гражданство;

  5. в результате восстановления в гражданстве;

  6. Путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности.

  7. В соответствии с Конституцией РФ недопустимо лишение гражданства или право изменить его.



  1. 16. Политические и экономические права и свободы гражданина РФ

Политические права и свободы тесно связаны с суверенитетом народа, обеспечивают гражданам участие в политической жизни, осуществлении государственной власти, управлении делами государства, позволяют оказывать влияние на властные структуры.

Конституция РФ закрепляет следующие политические права и свободы человека и гражданина:



  • Свободу мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений.

  • Право свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом. Однако не допускается злоупотребление свободой массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.

  • Право каждого человека на определение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.

  • Право (свобода) собираться мирно и без оружия, проводить собрания, митинги, шествия, демонстрации или пикетирования.

  • Право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

  • Право общаться непосредственно, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

  • Право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах.

Экономические права и свободы граждан включают:

– свободу экономической деятельности: каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

22. Полномочия Президента РФ

Согласно Конституции, Президент России является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.



Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. Он ответственен за боевую готовность Вооруженных Сил РФ, утверждает военную доктрину государства, назначает и освобождает высших военачальников, присваивает высшие воинские звания, в случае агрессии против страны или ее непосредственной угрозы вводит на территории всей федерации либо в отдельных местностях военное положение с незамедлительным уведомлением обеих палат парламента. Президент РФ характеризуется как субъект законодательного процесса – обладает правами законодательной инициативы и отлагательного вето, подписывает и обнародует федеральные законы. Как глава государства – решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища, награждает государственными наградами и присваивает почетные звания, осуществляет помилование. Ему принадлежит право назначать выборы Государственной Думы, объявлять референдум. Для обеспечения деятельности Президента РФ конституцией предусмотрено его право формировать Администрацию Президента РФ, которая является исполнительным аппаратом, оказывающим ему содействие в осуществлении конституционных полномочий.
Президент РФ:

А) назначает с согласия Государственной думы Председателя Правительства Российской Федерации;

Б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

В) принимает решение об отставке Правительства РФ;

Г) представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ;

Д) по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность




  1. Порядок вступления Президента РФ в должность и прекращения исполнения его полномочий

Статья81

1.Президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2.Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10лет.

3.Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

4.Порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом.

Статья82

1.При вступлении в должность Президент РФ приносит народу следующую присягу:

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

2.Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.



Статья92

1.Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

2.Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента РФ должны состоятся не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3.Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.



Статья93

1.Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого ГД обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2.Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной ГД.

3.Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.




  1. Полномочия Совета Федерации РФ

К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указа Президента РФ о введении военного положения; утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. По вопросам, отнесенным к его ведению, Совет Федерации принимает постановления. Эти постановления принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

25. Полномочия Государственной Думы РФ

К ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. По вопросам, отнесенным к ее ведению, Государственная Дума принимает постановления. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок решения не предусмотрен Конституцией РФ


  1. Конституционные основы осуществления судебной власти в России

Статья118

1.Правосудие в российской Федерации осуществляется только судом.

2.Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3.Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.



Статья119

Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ.



Статья120

1.Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

2.Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Статья121

1.Судьи несменяемы.

2.Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Статья122

1.Судьи неприкосновенны

2.Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Статья123

1.Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2.Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

3.Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

4.В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Статья124

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.




  1. Конституционный суд РФ и его полномочия

Статья125

1.Конституционный суд РФ состоит из 19судей.

2.Конституционный суд РФ, Совета Федерации, ГД, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов ГД, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, ГД, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3.Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;

в) между высшими государственными органами субъектов РФ.

4. Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5.Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, ГД, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конституции Российской Федерации.

6)Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

7.Конституционный Суд РФ по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.


  1. Правительство РФ и его полномочия

Статья110

1.Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.

2.Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
Правительство Российской Федерации: разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.


  1. Органы местного самоуправления и их полномочия

Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти. Законодательством РФ закреплено, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении государственных функций. И в этом качестве представляют собой государственно-властные органы, деятельность которых подконтрольна государству.

К органам местного самоуправления относятся:



  • Представительные органы самоуправления;

  • Собрания, сходы граждан (в основном в небольших населенных пунктах);

  • Главы местного самоуправления (глава администрации, мер и т.д.);

  • Местная администрация, подконтрольная главе местного самоуправления.

Основы деятельности местного самоуправления:

    1. Территориальная основа местного самоуправления – это городские и сельские поселения. Местное самоуправление осуществляется и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций (район, сельский округ и т.д.);

    2. Организационные основы местного самоуправления – структура органов местного самоуправления, порядок, формы и принципы деятельности органов местного самоуправления, организация муниципальной службы;

    3. Экономическая основа местного самоуправления – муниципальная собственность, к которой относятся жилищный фонд, нежилой фонд, бюджетные и внебюджетные средства и т.д. Органы местного самоуправления имеют свою экономическую и финансовую базу, формируют бюджет, устанавливают местные налоги и сборы;

    4. Правовая основа местного самоуправления – местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ, законами субъектов РФ.

Полномочия местного самоуправления реализуются населением непосредственно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления и включают:

  • Собственные полномочия местного самоуправления;

  • Отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления государством.

Глава местного самоуправления непосредственно или через образуемые им органы осуществляет управление муниципальным хозяйством, распоряжается имуществом, издает постановления и распоряжения в пределах своих полномочий.

Представительный орган местного самоуправления утверждает бюджет, устанавливает налоги и сборы, утверждает программы развития, а так же осуществляет контроль за деятельностью главы администрации.

Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение законов РФ, указов Президента, правовых актов субъектов Федерации, на территории которых они находятся.

Конституция РФ закрепляет, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, и устанавливает следующие положения:



  • Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;

  • Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения;

  • Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

В целях защиты прав местного самоуправления и создания благоприятных возможностей для их наиболее полной реализации органам местного самоуправления гарантируется:

  • Судебная защита нарушенных прав органов и должностных лиц местного самоуправления;

  • Компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;

  • Обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления для использования всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами;

  • Отмена решений органов самоуправления лишь в судебном порядке.


43. Порядок заключения и расторжения брака

Конституцией РФ закреплено положение о семье в ст. 38.

Основным нормативным источником, защищающим семью, является Семейный Кодекс РФ. Он устанавливает правила и условия вступления в брак и регулирует отношения между супругами и другими членами семьи.

Условия заключения брака.

По СК РФ брак в нашей стране – это союз мужчины и женщины, заключенный в органе записи актов гражданского состояния.



  1. Достижение определенного возраста.

  2. Добровольное соглашение.

  3. Брак не может быть заключен, если хотя бы одна из сторон состоит в браке, т. к. у нас принцип моногамии.

  4. Не допускаются браки между близкими родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, а также между полнородными и неполнородными братьями и сестрами.

  5. Отсутствие у лиц, вступающих в брак, душевной болезни.

Порядок вступления в брак

1) Подача заявления в любой ЗАГС по месту жительства;

2) Устанавливается день регистрации;

3) Регистрация должна происходить в назначенный день и час;

4) Присутствие жениха и невесты обязательно;

5) Под записью о регистрации брака ставят подписи молодожены и должностное лицо ЗАГСа;

6) В паспортах ставят печать;

7) Супругам выдается заключение о браке.



Расторжение:

Брак перестает существовать в случае смерти одного из супругов или объявления его умершим. При жизни мужа и жены брак прекращается путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов.

Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время ее беременности и в течение года после рождения ребенка.

Брак расторгается либо в судебном либо в упрощенном порядке органами записи актов гражданского состояния.

В органах записи актов гражданского состояния предусматривается расторжение брака:


  • При взаимном согласии на это супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей;

  • По заявлению одного из супругов, если другой признан судом безвестно отсутствующим либо недееспособным или осужден на срок свыше трех лет.

Семейный кодекс РФ сократил срок расторжения брака и выдачи соответствующего свидетельства с трех до одного месяца.

В судебном порядке брак расторгается в следующих случаях:



  • При отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака;

  • Если один из супругов не возражает против развода, но уклоняется от расторжения брака в органе записи актов гражданского состояния;

  • Если у супругов есть общие несовершеннолетние дети. В таких случаях суд расторгает брак без выявления мотивов развода, но с применением мер по защите интересов несовершеннолетних детей, если об этом нет соответствующего соглашения между супругами.

Суд не обязан, но вправе принять меры к применению супругов при условии, если один из них возражает против развода. Суду предоставлено право отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для применения в пределах трех месяцев, но не более.

Супруги могут самостоятельно, заключив между собой соглашение, решить вопрос относительно места жительства ребенка после развода, порядка и размера выплаты алиментов на детей, раздела общего имущества супругов. Такое соглашение обязательно предоставляется на рассмотрение суда.

При обоюдном согласии супругов на расторжение брака производится судом по истечении месяца со дня подачи супругами заявления о разводе.


    1. Права и обязанности супругов

К личным относятся права и обязанности супруга, затрагивающие его личные интересы, касающиеся личной жизни мужа и жены как участников семейных отношений.

Личные права супругов:



  1. каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства;

  2. вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно, исходя из принципа равенства супругов;

  3. супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей;

  4. каждый из супругов свободен в выборе им при заключении брака будующей фамилии. Он может:

    • выбрать в качестве общей фамилию одного из них;

    • сохранить свою добрачную фамилию;

    • присоединить к своей фамилии фамилию другого супруга, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ. Однако соединение фамилий не допускается, если добрачная фамилия хотя бы одного из супругов уже является двойной.

Супруги, расторгающие свой брак, имеют право: сохранить прежнюю общую фамилию или восстановить свою добрачную фамилию.

К имущественным правам относятся права и обязанности, связанные с собственностью супругов. Объектом имущественных отношений является все, что может быть собственностью:

  • предметы домашнего хозяйства и личного потребления;

  • недвижимое имущество (жилой дом, квартира, дача, гараж, и т.п.);

  • денежные средства, акции, облигации и другие ценные бумаги;

  • предприятие, доли в уставном или складочном капитале юридических лиц;

  • транспортные средства;

  • другое имущество.

Особенность имущественных прав и обязанностей супругов заключается в том, что все имущество лиц, состоящих в браке, является либо личной собственностью каждого из супругов, либо их совместной собственностью.



    1. Права и обязанности родителей и детей.

Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Каждый ребенок имеет право знать своих родителей, право на их заботу о нем, право на совместное с ними проживание, за исключением тех случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При отсутствии родителей, лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства.



Основные личные права несовершеннолетних детей:

  1. право жить и воспитываться в семье;

  2. право на общение с родителями и другими родственниками, на которое не влияет расторжение брака родителей, признание брака родителей недействительным, раздельное проживание родителей, проживание родителей в разных государствах;

  3. право на свою защиту (несовершеннолетний может сам требовать защиты от учреждений, уполномоченных на это);

  4. право выражать свое мнение. Мнение несовершеннолетнего учитывается при:

  • выборе родителями образовательного учреждения, формы обучения;

  • разрешении родителями вопросов, касающихся семейного воспитания, их образования;

  • разрешении судом спора о месте жительства детей при раздельном проживании родителей;

  • рассмотрении иска родителей о возврате им детей;

  • отказе в иске о восстановлении в родительских правах;

  • отказе в удовлетворении иска об отмене ограничения родительских прав в судебном порядке;

  • рассмотрении дел об оспаривании записи об отцовстве;

  1. право на имя, отчество и фамилию. Необходимо получить согласие ребенка, достигшего 10лет, при:

  • изменении его имени и (или) фамилии по просьбе родителей или одного из них;

  • передаче на усыновление;

  • записи усыновителей в качестве родителей в книге записей рождений;

  • изменении усыновленному несовершеннолетнему имени, отчества, фамилии;

  • решении вопроса о сохранении за ребенком присвоенных ему после усыновления имени, отчества и фамилии, если усыновление отменено;

  • передаче ребенка на воспитание в приемную семью;

  • восстановлении родителей в родительских правах.

Имущественные права несовершеннолетних:

    1. каждый ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей или заменяющих их лиц, а именно на:

      • заработок родителей;

      • причитающиеся алименты;

      • пенсии, различного рода пособия;

    2. ребенок имеет право собственности на:

  • имущество, полученное в дар;

  • имущество, полученное им по наследству;

  • доходы, полученные им (проценты с банковского вклада, прибыль от творческой, предпринимательской деятельности);

  • имущество, приобретенное на его собственные средства;

    1. несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:

  • распоряжаться своими заработком и стипендией;

  • вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

  • осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства либо иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

    1. несовершеннолетние в возрасте от 6 до 14лет вправе совершать:

  • мелкие бытовые сделки (конкретно для каждого отдельного случая);

  • сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального заверения либо государственной регистрации, т.е. пользоваться предоставленным им имуществом, принимать подарки и .тп.;

  • сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения (карманные деньги).

Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. При разделе общего имущества супругов вещи, приобретенные исключительно для несовершеннолетних детей (одежда, обувь и т.п.), разделу не подлежат и передаются без компенсации тому из супругов, с которым проживают дети.

47. Трудовой договор: понятие и содержание.

Трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.



Содержание трудового договора. В труд. договоре указываются: фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя отчество работодателя – физ. лица), заключивших трудовой договор. Существенными условиями трудового договора являются: - место работы (с указанием структурного подразделения);

- дата начала работы;

- наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция;

- права и обязанности работника;

- права и обязанности работодателя;

- характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

- режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации);

- условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

- виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.

В трудовом договоре могут предусматриваться условия об испытании, о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной), об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств работодателя, а также иные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с Трудовым Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в пис. форме. В случае заключения срочного договора в нем указываются срок его действия и обстоятельство (причина), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с ТК и иными федеральными законами.


48. Прием на работу, перевод и увольнение с работы.

Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

Приказ (распоряжения) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под расписку в трехдневный срок со дня подписания трудового договора. По требования работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения). При приеме на работу работодатель обязан ознакомить работника с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника, коллективным договором.



Перевод на другую постоянную работу в той же организации по инициативе работодателя, т. е. изменение трудовой функции или изменение существенных условий труд. договора, а равно перевод на постоянную работу в другую организацию либо в другую местность вместе с организацией допускается только с письменного согласия работника. Работника, нуждающегося в соответствии с мед. заключением в предоставлении другой работы, работодатель обязан с его согласия перевести на другую имеющуюся работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья. При отказе работника от перевода либо отсутствии в организации соответствующей работы трудовой договор прекращается.

Не является переводом на другую постоянную работу и не требует согласия работника перемещение его в той же организации на другое рабочее место, в другое структурное подразделение этой организации в той же местности, поручение работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения трудовой функции и изменения существенных условий трудового договора.

В случае производственной необходимости работодатель имеет право переводить работника на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу в той же организации с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Такой перевод допускается для предотвращения катастрофы, аварии или стихийного бедствия; для предотвращения несчастных случаев, простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера), уничтожения или порчи имущества, а также для замещения отсутствующего работника. При этом работник не может быть переведен на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

Продолжительность перевода на другую работу для замещения отсутствующего работника не может превышать одного месяца в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря). С письменного согласия работник может быть переведен на работу, требующую более низкой квалификации.



следующая страница >>