Программы “радуга” 1 раздел программы «детство» 18 Раздел программы "Развитие" 40 РАЗДЕЛ программы “истоки” 44 - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок по элективному курсу «Деловое письмо» Цель: проконтролировать... 1 104.19kb.
Программа по развитию математических представлений у детей дошкольного... 1 314.9kb.
Панкратова Татьяна Михайловна 2010-2011 учебный год Раздел I 1 99.6kb.
Книга для тренеров программы обучения бизнес навыкам 6 1190.73kb.
Дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие), первичное... 1 174.92kb.
Язык программирования пролог 1 217.59kb.
Материалы к уроку географии 1 89.53kb.
2. Цели и задачи программы 1 200.58kb.
Д п. Кудряшовский Хореографическое отделение Программа 1 382.45kb.
Ы основной образовательной программы гбоу сош с. Рождествено 4 1759.17kb.
Особенности календарного планирования образовательной деятельности... 1 56.87kb.
Принцип отношения к воспитаннику, подход к нему с оптимистической... 1 56.95kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Программы “радуга” 1 раздел программы «детство» 18 Раздел программы "Развитие" 40 - страница №1/6


РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ “РАДУГА” 1

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ДЕТСТВО» 18

Раздел программы "Развитие" 40

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ “ИСТОКИ” 44

С.К. Кожохина 64

ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ИСКУССТВА 64

Копцева Т.А. 68

ПРИРОДА И ХУДОЖНИК 68

Куревина О.А., Селезнева Г.Е. 74

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРЕКРАСНОЕ 74

Парамонова Л.А. 83

ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ 83

Ражников В.Г. 89

О программе эмоционально – эстетического развития детей 89

«Маленький Эмо» 89

Швайко Г.С. 92

ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 92

В ДЕТСКОМ САДУ: СРЕДНЯЯ ГРУППА 92

Воробьева Д.И. 103

ГАРМОНИЯ. 103

Интегрированная программа 103

интеллектуально – художественного развития личности дошкольника 103

Торшилова Е. М. 105

ШАЛУН, ИЛИ МИР ДОМУ ТВОЕМУ 105

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ “РАДУГА”
Первая младшая группа
РИСУЕМ И ЛЕПИМ
В работе по приобщению детей к изобразительной деятель­ности перед вами стоят три основные задачи:

-вызывать у детей интерес к рисованию и лепке;

-создавать благоприятные условия, для того чтобы каждый ребенок мог изобразить то, что для него интересно и эмоцио­нально значимо;

-подводить детей к пониманию того, что очертания, пятна, линии и т.п. могут что-то изображать; поддерживать попытки ребенка сравнивать и называть эти изображения по ассоциации со знакомыми ему объектами окружающего мира; побуждать детей вносить дополнения в рисунки и лепку.

Рисование и лепка являются одними из любимых детьми занятий. Создавая изображение, ребенок получает результат, который он видит сам, может показать другим и получить одобрение. Это дает возможность почувствовать себя созидате­лем, испытать удовлетворение и даже гордость по поводу своих достижений.

Рисуя то, что его и н т е р е с у е т и в о л н у е т, малыш получает уникальную возможность «выплеснуть» на бумагу свои переживания, а не «хранить» их в себе.

Переживания малыша могут быть связаны в первую очередь с наступившими в его жизни переменами - разлукой с родными и близкими и адаптацией к новым условиям жизни в детском саду. Такие переживания не из радостных. Они травмируют детс­кую психику, и поэтому возможность исчерпать их имеет терапевтический эффект и способствует успокоению ребенка.

У двухлетних детей сильные чувства могут быть вызваны и новыми яркими впечатлениями (молния, движущийся поезд, новая игрушка и т.п.).

Если новое впечатление захватывает ребенка, малыш очень дорожит им и хочет испытать снова. Изображение этого предме­та или явления позволяет ребенку еще и еще раз пережить то, что когда-то его взволновало, например, нарисовав зайца, вновь испытать радость первой «встречи» с подаренной ему в день рождения игрушкой.

Предоставив детям возможность рисовать то, что они хотят, вы обнаружите, что ничему специально не обучавшиеся малыши неожиданно точно и выразительно передают в рисунке какие-то характерные черты занимающего их мысли объекта.

Однако эта удивительная способность не проявляется при рисовании других предметов. Причина состоит в том, что объек­ты, постоянно занимающие или когда-то сильно поразившие мысли и чувства ребенка (мама, страшная собака и т. п.), как бы стоят у него перед глазами. Поэтому, неожиданно выра­зительно воплощая их в рисунке, малыш не в состоянии изобра­зить ничего другого.

Ваша задача заключается в том, чтобы позволить ребенку возвращаться к этим переживаниям до тех пор, пока они не перестанут его волновать. И не удивляйтесь тому, что дети третьего года жизни могут неделями рисовать одно и то же.

Создавайте детям благоприятные условия, для того чтобы каждый ребенок мог изобразить то, что для него интересно и эмоционально значимо.

Для того чтобы убедиться, что рисование и лепка - занятия безопасные и приятные, двухлетнему ребенку надо понаблюдать за воспитателем.

Для того чтобы ребенок мог реализовать эмоциональные и продуктивные возможности, которые заложены в рисовании и лепке, он должен не бояться изобразительных материалов и уметь пользоваться ими. «Не бояться» мы написали не случайно. Наблюдения показы­вают, что есть дети, которые до поступления в детский сад никогда не рисовали и не лепили. Поэтому вы не ошибетесь, если работу по изобразительной деятельности начнете с того, что познакомите детей с изобразительными материалами и приохо­тите малышей к работе с ними.

Вам хорошо известно, как дети этого возраста любят наблю­дать за взрослыми, когда те что-то делают. А представляете, как они будут следить за вами, если вы вдруг достанете коробочку пластилина, яркие фломастеры или баночки с краской! Даже без специального приглашения через несколько минут вокруг вас из любопытства соберется большинство детей. Каждому захочется посмотреть, что вы делаете.

Рисуйте и лепите что-нибудь очень простое и доступное пониманию детей (грибок, яблоко, птичка и т.п.). Непременно сразу же назовите предмет, который изображаете, а затем прокомментируйте свои действия.

Созданные вами изображения обязательно подарите кому-нибудь из малышей. Другие дети тоже захотят получить от вас подарок. Не отказывайте никому!

Чтобы справиться с этой нелегкой задачей, вам придется или изображать что-то схематически, или дарить то, что было приго­товлено заранее.



Когда вы рисуете или лепите для ребенка, он бывает очень внимательным.

Следующим шагом в воспитании интереса к изобразительной деятельности является создание вами изображения по заказу ребенка.

Одни дети очень хорошо знают, что для них нужно нарисо­вать или вылепить, и просят: «Би-би» («Нарисуйте мне машину»). У других малышей никаких идей нет, и предложение долж­но исходить от вас.

В обоих случаях дети ожи­дают подарка, и, стало быть, будут внимательно следить за всеми вашими действиями. По­этому вы должны не просто рисовать или лепить, а еще и сообщать всем, для кого вы это делаете, что и как, т.е. надо не просто рисовать, но и подробно комментировать свои действия: «Я нарисую для Мариночки мячик. Я обмакну кисть до половины ворса в синюю краску, лиш­нюю отожму о край баночки, а потом нарисую кругленький мячик и закрашу его».

Наблюдая, как вы создаете несложные изображения, дети многому учатся. Оказывается, рисовать можно не только «би-би» (машина), но и мячик, домик, цветок, птичку и многое другое. Малыши узнают, что мячик рисуют так, а домик-иначе. При этом наблюдения за вашими действиями больше способствуют обучению детей, чем любые специальные задания, указания и разъяснения.

Для детей данного возраста характерным является так назы­ваемое отсроченное обучение.

Не все действия воспитате­ля, за которыми малыш наблю­дает, он может и хочет воспро­извести немедленно. Повтор­ное наблюдение приводит, как правило, к тому, что у ребенка появляются желание и возмож­ность воспроизвести действия взрослого. Вот тогда вы и должны предложить детям изо­бразительные материалы, с ко­торыми действуете сами. Пре­кратите работать и постарайтесь, как можно больше вни­мания уделить малышам, изъ­явившим желание рисовать или лепить.

В связи с этим мы хотим предупредить вас об одной очень распространенной ошибке, которую невольно допускают воспитатели.

Никогда не спрашивайте у детей, хотят ли они что-нибудь нарисовать или вылепить.

На такой вопрос ребенок, скорее всего, ответит вам «нет». Не потому, что он не хочет рисовать или лепить, а просто так, на всякий случай. Но если вы предложите малышу изобразительные материалы, усадите поудобнее рядом с собой, то он никогда не откажется от работы.



Рисование и лепка должны приносить детям удовлетворение и доставлять радость.

При обучении малышей очень важно не досаждать им своими наставлениями и поучениями, а предоставлять возможность действовать самостоятельно.

Ребенок этого возраста хочет и может пытаться изображать что-то лишь в том случае, если у него есть яркий образ предмета. Такой образ возникает, когда сам объект эмоционально значим для малыша (мама, любимый котенок, игрушка и т.п.). Напри­мер, дети, испытывающие трудности в адаптации к детскому саду, рисуют в основном округлые формы, изображающие их самих или папу с мамой. Ребенок как бы приводит на листочек бумаги недостающих ему близких и мысленно ощущает свою связь с ними, нарушенную пребыванием в детском саду.

Более благополучные в смысле адаптации дети рисуют другие, иногда самые неожиданные предметы, поразившие их воображение (гармонь, экскаватор, аквалангист и т. п.).

Несмотря на то, что их рисунки получаются очень несовершенными, маленькие дети склонны отражать в них свои чувства и отношение, что так важно для любого вида искусства и не менее важно для того, чтобы это занятие доставляло ребенку удовлетворение и интерес, было творческим.
Возможность изображать предметы, занимающие чувства и мысли малыша, в будущем явится для него источником стремления научиться изображать их более совершенно.
Пользуясь тем, что у ребенка есть яркий образ данного конкретного предмета, вы можете побуждать малыша дополнять его рисунок какими-то значимыми деталями. Например, воспи­татель спрашивает у малыша: «Это что?» «Зайчик»,- отвечает ребенок. «А где у него ушки?» И т. п.В большинстве случаев дети сами охотно вносят дополнения в свои рисунки, поскольку образ «не задан» воспитателем, а соз­дан ими самостоятельно, а значит, они имеют о нем представле­ние и могут усовершенствовать изображение.

Если ребенок затрудняется с ответом, можно предложить ему отгадать, что же он нарисовал, и предложить несколько вариан­тов отгадки. Вы отгадываете до тех пор, пока малыш словом или жестом (кивок головы и т. п.) не выразит согласие с тем, что вы сказали. Желательно предложить малышу дополнить рисунок. В случае отказа вы можете с разрешения ребенка сами внести в рисунок несколько несложных, но выразительных деталей. Затем надо обязательно похвалить малыша. В следующий раз он будет стараться не просто действовать с карандашом или красками, но и изображать какой-то предмет.

Таким образом, мы предлагаем вам в работе с детьми третьего года жизни использовать четыре типа занятий.

На занятиях первого типа осуществляется знакомство детей с изобразительными материалами, и они проводятся не более одного-двух с каждым новым материалом. На этих заня­тиях воспитатель рисует или лепит сам.

Занятия второго типа направлены на то, чтобы вызвать у детей интерес и желание действовать самим с тем или иным изобразительным материалом. Для достижения этой цели воспитатель создает изображение для каждого ребенка персонально. Эти занятия проводят до того момента, пока у всех детей не появится потребность действовать по собственному желанию, самостоятельно.

Излишнее увлечение занятиями первого и второго типов нежелательно, иначе дети придут к выводу, что получать готовые рисунки значительно проще, чем рисовать самим.



На занятиях третьего типа надо предоставлять детям возможность выразить свое эмоциональное состояние. На этих занятиях ребенок рисует сам то, что хочет и сколько хочет.

Занятия четвертого типа позволяют постепенно подводить детей к тому, чтобы они ставили перед собой изобразительные цели и добивались их достижения. Занятия четвертого типа проводятся в течение всего учебного года.

Приступив к работе, вы увидите, что не всегда удается организовать и провести занятие определенного типа в «чистом» виде. Например, на занятиях первого типа, когда вы только знакомите детей с изобразительными материалами, какой-ни­будь один ребенок или несколько малышей захотят действовать сами. Безусловно, вы должны предоставить детям эту возмож­ность, хотя вовлечение их в самостоятельную деятельность предусматривается на занятиях второго типа.

Специальная работа по обучению детей формообразующим движениям и знакомству с правилами работы с изобразительны­ми материалами не проводится. Дети постепенно осваивают все необходимое в процессе наблюдений за вашими действиями и самостоятельной деятельности на протяжении всего учебного года.
Как проводить с детьми занятия первого типа,

направленные на знакомство с изобразительными материалами

Материалы

Для занятий с детьми рисованием вы можете использовать:

-цветные фломастеры;

-краски гуашь;

-цветные карандаши;

-шариковые ручки;

-цветную тушь.


Лепить можно из пластилина или глины.

Оборудование


К традиционному оборудованию (баночки для воды, подстав­ки для кисточек и карандашей, тряпочки или бумажные салфетки для осушения ворса кисти, доски для лепки и т. п.) мы предлагаем добавить большие скатерти из клеенки, которыми вы всег­да будете покрывать столы.

Рисовать и лепить детям удобнее и уютнее, когда 2-3 стола сдвинуты вместе или поставлены буквой «П». Вы сидите в цент­ре, и все могут разместиться вокруг вас за общим столом.


Последовательность проведения занятий


Вначале вам надо привлечь внимание детей к новому изобра­зительному материалу. Это не значит, что следует немедленно отрывать малышей от их собственных занятий. Достаточно заранее предупредить: «Дети, заканчивайте игру. Я хочу показать вам что-то очень интересное» - и подождать несколько минут, чтобы дети смогли спокойно переключиться и настроиться на новое дело. А переключаются дети этого возраста очень медлен­но, особенно если они уже чем-то заняты. Поэтому не торопи­тесь, а с интервалами в 1-2 мин напоминайте малышам, что у вас для них есть что-то очень интересное.

Когда часть детей подойдет к вам, сразу же садитесь за стол и доставайте изобразительный материал.

Не торопитесь сами называть его. Опыт показывает, что некоторые малыши могут знать его название и назначение и с большим удовольствием продемонстрируют это. Если дети не назовут материал, вы сделаете это сами.

Для того чтобы предупредить частые в этом возрасте непонятные нам, взрослым, страхи, надо заранее сказать детям, что этот материал безопасен, а испачканные руки легко отмы­ваются водой.

Затем вы приступаете к работе, подробно комментируя свои действия: «У меня краска гуашь. Я буду этой краской рисовать на бумаге шарик. В одну руку я возьму кисточку, другой рукой я буду придерживать лист бумаги.

Кисточку я возьму в этом месте (показываете) и обмакну ее ворс в баночку с красной краской.

Чтобы лишняя краска не капнула на лист бумаги, я отожму ее о край баночки. А теперь я нарисую шарик. Вначале нарисую кружок, а потом его закрашу».

Делайте все очень медленно. Малыши будут безотрывно следить за вами, потому что для них каждое ваше действие - ма­ленькое событие, которое надо увидеть, понять и пережить.

Кроме традиционных изобразительных материалов, мы предлагаем вам использовать цветную тушь.

Для работы с тушью советуем вместо кисточек применять тычки. Их можно изготовить, прикрепив кусочки поролона нит­кой к палочкам. Рисовать тушью лучше на ткани. Для этого можно использо­вать не новую ткань, а любую ветошь. При работе тушью надо подкладывать клеенку под ткань. Если высохшие лоскутки ткани прогладить горячим утюгом, то их можно будет стирать. Такие лоскутки пригодятся в качестве скатертей и салфеток для кукольной комнаты.


Как проводить занятия второго типа, на которых изображение

создается лично для каждого ребенка

На этих занятиях вначале вы демонстрируете детям способы работы с изобразительными материалами, подробно комменти­руя свои действия: «Я хочу сделать салфетку и буду рисовать тушью на ткани. Ткань я положу на клеенку. В одной руке у меня будет тычок, а другой рукой я стану придерживать ткань. Кто из вас хочет получить в подарок красивую салфетку? Вначале я буду украшать салфетку для Максима. Я обмакну копчик тычка в тушь зеленого цвета и приложу его в нескольких местах в середине салфетки. Потом я вновь обмакну тычок в краску зеленого цвета и приложу его в одном уголке, потом – в другом». И т. п.

Закончив, надо торжественно вручить малышу подарок, а за­тем так же украшать и дарить салфетки до тех пор, пока их не получат все желающие. На следующем занятии надо предложить детям действовать этими же материалами самостоятельно.
Как проводить занятия третьего типа, которые позволяют детям

выразить свое эмоциональное состояние

На этих занятиях обычно используются фломастеры, каран­даши или шариковые ручки.

Вы размещаете изобразительные материалы на столах и предлагаете всем желающим порисовать или заняться лепкой.

Руководить работой детей вообще не нужно. Воспитатель следит только за тем, чтобы каждый ребенок имел в достаточном количестве все необходимые материалы, а другие дети не мешали ему действовать с ними и передавать свои чувства и переживания. На этих занятиях каждый ребенок рисует, что хочет, как хочет и сколько хочет.

Учитывая, что дети этого возраста не могут сами почувство­вать, когда наступает утомление, по истечении 10-15 мин вы должны тактично переключить их на другой вид деятельности (игра, прогулка и т.п.).

Занятия этого типа желательно проводить еженедельно, а в адаптационный период - ежедневно.


Как проводить занятия четвертого типа, на которых дети учатся

ставить перед собой изобразительные цели и добиваться их

На этих занятиях вы можете использовать любые изобразительные материалы. Первоначальная задача - привлечь детей к действию с ними (что-то нарисовать, вылепить).

После того как дети что-то нарисуют, надо похвалить их и у каждого ребенка поинтересоваться, что именно он нарисовал или вылепил. Обычно малыши откликаются на это с радостью, и их ответы могут быть как краткими («Машина»), так и распространенными («Жуки - они живые и бегают»).

Получив ответ на свой вопрос, обязательно поблагодари­те ребенка и похвалите созданное им изображение: «Какая замечательная машина! Как хорошо ты нарисовал жуков!»

Затем вы можете более детально обсудить содержание рисунка или поинтересоваться, где малыш видел такую замечательную машину, где встречал жуков, кто ездит на машине, где бегали жуки и какими они были.

Многие дети не могут сказать, что они нарисовали. В этом случае вы должны проявить инициативу, с разрешения ребенка постарайтесь отгадать, что это такое. Рано или поздно малыш согласится с вашим определением.

Далее можно поинтересоваться, где у этого объекта какая-ни­будь выразительная деталь (если это - колобок, то где у него глазки; если машина, то где колеса, и т.п.). И, если она отсут­ствует, предложить ребенку нарисовать ее.

Обычно малыши охотно дорисовывают глазки, рот у зайчика, кошки и т. п., изображают дорогу, домик, где живут их герои и их детки.



Вторая младшая группа
КРАСОТА В ЖИЗНИ

И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Общеизвестно, что впечатления детства человек проносит через всю свою жизнь.

Радостные, светлые воспоминания, полученные от встреч с природой, сохраняются в памяти особенно долго. Многие взрослые люди всю жизнь помнят, какая в их детстве была на дачном участке трава, какие там росли цветы и деревья. Надолго остаются в памяти пейзажные "картины" живой природы.

Достаточно сильное влияние на развитие эстетического восприятия могут оказать на детей и окружающие их красивые предметы. Изящество линий, гармония цветовых сочетаний, утонченность узора даже на утилитарных предметах способны воспитать вкус.

Значительное место в эстетическом развитии детей принадлежит изобразительному искусству.

Очевидно, что в своей зрелой и развитой форме искусство не может быть воспринято ребенком четвертого года жизни. Но отдельные его виды (народная игрушка, книжная иллюстрация, произведения живописи) способны вызывать у детей эмоциональный отклик и определенные эстетические чувства.

Красивое в жизни и искусстве вызывает у ребенка радостные ощущения и благотворно влияет на развитие его эмоциональной сферы.

Яркие осенние листья, красивые, цветы, нежная зелень молодой травки и многое другое вызывают у детей восторг. А поправившегося героя книжной иллюстрации они могут с нежностью погладить и даже... поцеловать. Природа и искусство способствуют развитию художественного восприятия детей, живописного ощущения мира.

Но сами малыши не смогут увидеть, как прекрасен окружающий их мир, не соприкоснутся с сокровищницей мирового искусства. Только взрослый, приобщая детей к накопленному человечеством опыту, сможет помочь им в этом.

В решении этой сложной задачи очень велика роль родителей. Но если ребенок в семье лишен такой счастливой возможности приобщения к искусству, то только от вас, его воспитателей, будет зависеть, увидят ли глаза малыша красоту в жизни и искусстве. Не лишайте детей этой возможности и не оставляйте слепыми к прекрасному!

В работе с детьми четвертого года перед вами стоит следующая задача: вызывать у детей эмоциональную отзывчивость к природе, к эстетической стороне окружающей действительности, к доступным и созвучным ребенку по своему содержанию произведениям народного и декоративно-прикладного искусства, живописи, книжной иллюстрации.

Давайте рассмотрим методическую сторону этой работы.
Создание условий

для эстетического восприятия
Предметами для эстетического восприятия ребенка могут быть: природа и природные материалы, произведения народного и декоративно-прикладного искусства, репродукции произведений живописи, красивая одежда, разноцветные лоскутки ткани, кусочки кожи, бумаги и многое другое, что, с вашей точки зрения, является красивым.

Красивые предметы и различные материалы. В повседневной жизни ребенка окружают разнообразные по форме, фактуре, цвету предметы: игрушки, одежда, предметы быта и многое другое. Играя, одеваясь и действуя с ними, дети постоянно сталкиваются с сочетаниями холодных, теплых и нейтральных цветов.

Вот малыш натянул фиолетовые рейтузы, надел розовую куртку и серые сапожки. Какая элегантная гармония цветовых сочетаний!

А какое богатство тончайших цветовых оттенков и переходов таится в составленных рядами детских сапожках! Какое разнообразие цветов и орнаментов на варежках, кофточках, свитерах! Очевидно, не стоит пренебрегать таким богатством и нужно использовать его для эстетического развития детей.

Но любое художественное явление требует от того, кто его воспринимает, соответствующей "эстетической готовности", т. е. определенного эстетического отношения, которое у детей этого возраста самостоятельно не проявляется. Поэтому требуется специальная работа по его формированию. И начать ее мы рекомендуем с восприятия самого простого - красивых лоскутков ткани, разноцветных бумажек, фантиков, природных материалов (листья, камешки, шишки и т. п.).

Наблюдения за поведением малышей показали, что их "эстетическая готовность" значительно возрастает, если объект восхищения становится их собственностью.

Вы вносите в групповую комнату красивые природные материалы, например осенние листья, и предлагаете каждому ребенку выбрать листок, который ему больше всего нравится. Вначале у детей будут превалировать не эстетические, а частнособственнические интересы: набрать побольше листьев и отнести к себе в шкафчик. Не огорчайтесь! Выделить в предмете такое качество, как красота, ребенок может только в процессе общения со взрослым. Поэтому вам придется предложить малышу найти среди листьев, которые он набрал, самый красивый листок.

Очевидно, что для трехлетнего малыша захваченные им "сокровища" представляют не эстетическую, а материальную ценность. Но ваш интерес к его отношению к этому предмету побуждает маленького собственника посмотреть на приобретения другими глазами и обязательно что-нибудь выбрать.

Таким образом, ИНТЕРЕС ВЗРОСЛОГО не к предметам, а к ОТНОШЕНИЮ ребенка к этой группе предметов способствует появлению эстетической готовности.

Вызывать у детей эстетическое отношение вы можете на любых красивых объектах, окружающих вас и ваших питомцев в группе и на прогулке. Так, очень важно, чтобы сборы на прогулку в осенне-зимний период проходили организованно ив определенной последовательности. Однако и этот прозаический момент работы с детьми вы можете использовать для решения задачи их эстетического развития. По вашей команде малыши достают из шкафов свои рейтузы, и вы с интересом рассматриваете их и отмечаете разнообразие цветов и оттенков. "Хваленые" рейтузы дети надевают быстрее обычного, а вы предлагаете им объединиться в группы по цветам (от темно-красного к розовому, от темно-синего к голубому и т. п.). Аналогичное эстетическое упражнение можно проделать с сапожками, затем с верхней одеждой. В результате монотонность одевания будет скрашена, нужная последовательность этой процедурысоблюдена, а упражнение по восприятию цвета проведено.

Природа. Детям четвертого года жизни мжно показывать природу в ярких красках, образах, явлениях, картинах в разное время года. Это и вихрь цветовых сочетаний лета, и яркие, гармоничные цвета осени, и холодная искристость зимы, и брызжущая зелень весны.

Особое место в эстетическом развитии малыша занимают сады и парки. В них одними из основных объектов эстетического восприятия являются деревья. В прекрасной поэме "Сады" французского философа, педагога и поэта Жака Делиля так нарисован образ деревьев:

Деревья, прелесть их - вот главное в саду.

Как много их у нас, деревьев самых разных.

Густых или сквозных, всегда разнообразных:

Вот это гибкостью своею тешит взгляд,

Другое - высится сурово, как солдат,

Одно - раскидистые ветви простирает,

Другое - на ветру трепещет и играет.

К сожалению, не каждый детский сад располагает возможностью создать на своей территории уголок сада, леса, вырастить разнообразные и красивые деревья. Поэтому для работы по эстетическому восприятию вам придется поискать красивые места в ближайшем окружении детского сада. Если таковых поблизости нет, может быть, вы найдете хотя бы одно красивое дерево, кустарник или клумбу. Это может быть и изящное оформление улицы, сквера, состоящее из валунов с цветами и зеркальца маленького водоема. Достаточно одного-двух красивых уголков природы, которые вы будете посещать с детьми 4-5 раз в течение года.

Методика работы очень проста. Вы заранее говорите детям, что завтра пойдете с ними гулять, и они увидят что-то очень красивое. Затем подробно рассказываете об эстетической стороне будущего объекта восприятия. Подойдя к нему, искренне выразите свое отношение к увиденному: "Посмотрите, дети, как красиво!" Предоставьте малышам возможность полюбоваться деревом (кустом и т. п.). Пусть дети побегают по пахучим, шуршащим листьям, соберут их, а вы поможете сделать из них красивые украшения для каждого.

Прежде чем уйти от красивого дерева или куста, еще раз обратите внимание детей на красоту его золотого убора, вместе полюбуйтесь красными упругими гроздьями рябины или яркими, как капельки крови, ягодами барбариса. Поделитесь с детьми своими мыслями, чувствами, но никогда не фальшивьте перед ними. Старайтесь говорить то, что вы в эту минуту чувствуете.



ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
НАРОДНОЕ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Для многих малышей первоосновой эстетического восприятия является народное искусство. С первой погремушкой, матрешкой впитываются ребенком и становятся его достоянием форма, цвет, орнамент игрушки, которые веками отбирал и шлифовал каждый народ.

Не забывали народные мастера и о возрастных возможностях и особенностях детей. Со всеми народными игрушками младшие дети могли действовать: весело свистеть в глиняные и деревянные свистульки, приводить в действие деревянные игрушки. Движением рычажка можно было заставить медвежат рубить дрова, зайцев - бить в барабан. А для того чтобы познакомиться со всей матрешкиной семьей, надо было особенно постараться.

Действуя с игрушкой, ребенок получал не только удовольствие от игры, но и определенное эстетическое развитие. Ведь в свистульку не будешь свистеть непрерывно. А когда остановишься, чтобы перевести дыхание, разглядишь веселые узоры на дымковском петушке или яркие пятна-перья, как у жар-птицы, на тверской глиняной игрушке.

Да и медвежат не станешь все время заставлять рубить дрова. Приостановит ребенок движение рычажка и рассмотрит прелестных толстопятых и очень симпатичных забавных зверят. Вот так, без назидания и поучения действует народная игрушка!

Вам тоже надо прислушаться к советам народных мастеров и для работы по эстетическому восприятию использовать те народные игрушки, с которыми дети смогли бы действовать, например:

матрешки - семеновские, загорские;

свистульки - глиняные (абашевские, дымковские, тверские, каргополъские, филимоновские), деревянные;

деревянная игрушка - богородская, хохломская, горо-децкая;

игрушки из папье-маше.

ЖИВОПИСЬ

Живопись по праву считается одним из главных видов изобразительного искусства. Решающую роль в живописи, как художественное средство, играет цвет, позволяющий дать наиболее полное, по сравнению с другим-! видами изобразительного искусства, образное отражение предметного мира, человеческих отношений.

Различными изобразительными материалами и с помощью разнообразных художественных средств (композиция, перспектива, пропорции, светотень, цвет, штрих, фактура и т. п.) художники передают свои чувства, свое отношение к человеческим ценностям.

По своему содержанию произведения живописи многообразны, но не каждое из них может вызвать эмоциональный отклик в сердце маленького человека.

Наблюдения за поведением детей четвертого года жизни показали, что не все произведения изобразительного искусства воспринимаются ими одинаково. Радость, восторг вызывают те работы, в которых отношение художника к изображаемой действительности понятно и созвучно детям. Так, великий Леонардо да Винчи в "Мадонне Литта" воспел материнство. Что может быть ближе и понятнее для трехлетних малышей? Наши наблюдения за поведением детей при восприятии репродукции этого великого творения показали, что прекрасный образ мадонны покорил и мальчиков, и девочек. Мать и ребенок никого не оставили равнодушным. Дети задавали вопросы, гладили пухлые ручки младенца. К. самостоятельному рассматриванию этой репродукции дети обращались в течение дня несколько раз, говорили об этом дома с родителями, бабушками и дедушками.

Поэтому репродукции произведений живописи, в которых переданы отношения "Мать и дитя", необходимо использовать в работе с трехлетними детьми. Среди таких произведений можно назвать следующие:

С. Боттичелли. Мадонна с гранатом.

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта.

О. Ренуар. Портрет мадам Шарпантье с детьми.

П. Рубенс. Елена Фоурмент, жена художника с сыном Францем.

А. Дейнека. Мать.

Н. Жуков. С добрым утром.

Л. Кириллова. Счастье.

Во второй младшей группе достаточно иметь 2-3 репродукции. Это не обязательно должны быть репродукции произведений, названных выше. Вы можете использовать те, которыми вы располагаете и которые вам нравятся.


КНИЖНАЯ ГРАФИКА
Рисунки в книге являются одним из первых произведений изобразительного искусства, с которыми встречается ребенок. Они помогают малышу понять содержание сказки, потешки, лучше представить себе героев, их внешность, характеры.

Книжной графике принадлежит значительное место в эстетическом развитии детей. Образы героев сказок, песенок, потешек вызывают у детей эмоциональный отклик. Так, рассматривая иллюстрацию Ю. Васнецова к русской народной песенке "Гуси", дети не только колотили кулачками коварного волка, но даже принимались разжимать ему пасть, чтобы спасти маленького гусенка.

В результате длительного восприятия лучших произведений книжной графики дети становятся чуткими к цвету, форме. Их начинают интересовать изобразительные средства, которые использует художник.

Но не все иллюстрации в детских книгах целесообразно использовать для работы по эстетическому развитию детей этого возраста.

Ясность, простота, выразительность - вот те критерии, которыми вы можете руководствоваться при отборе иллюстраций для детей.

Картинка должна быть понятна ребенку с первого взгляда. Но при всей своей простоте иллюстрация должна заключать в себе множество подробностей (не в ущерб ясности изложения), чтобы ее интересно было рассматривать.

Выразительность также является очень важным показателем художественной ценности иллюстрации. Благодаря выразительности изображения ребенок воспринимает настроение героев, разделяет их чувства.

Для работы с детьми мы рекомендуем использовать следующие иллюстраций;

Васнецов Ю. Иллюстрации к русским народным потешкам "Мыши", "Кисонька",' "Конь", "Коза-хлопота", "Петушок", "Пошел котик на Торжок", "Котинька-коток", "Ладушки", "Гуси";

Чарушин Е. Иллюстрации к авторской сказке "Теремок";

Конашевич В. Иллюстрации к сказкам К. Чуковского

"Муха-Цокотуха", "Тараканище" и др.;

Рачев Е. Иллюстрации к русским народным сказкам "Волк и козлята", "Маша и медведь", "Заюшкина избушка", "Лиса и заяц".
ПОЛОЧКА КРАСОТЫ
Для систематической работы по знакомству детей с произведениями изобразительного искусства целесообразно отвести в группе специальное место. Для этого подойдет хорошо освещенное и относительно спокойное место. На стене, на уровне глаз ребенка, вы навешиваете небольшую деревянную полочку. Под ней ставите стол и стулья. Место для встреч с прекрасным готово!

Методы и приемы руководства


  1. Покажите детям полочку и объясните, что на ней будут появляться красивые предметы, которые они смогут рассматривать самостоятельно.

  2. Расскажите детям о предмете, который вы намерены поместить на полочку. Заинтересуйте им малышей.

  3. Через несколько часов или на следующий день поместите этот предмет на полочку и напомните детям, что вы о нем уже рассказывали.

  4. Предоставьте детям возможность для самостоятельного восприятия этого предмета.

  5. Поинтересуйтесь, понравился ли предмет детям, и искренне выскажите собственную точку зрения.

Менять экспонаты на полочке следует не чаще одного раза в неделю. По мере того как у детей будет возникать интерес к экспонатам, вы можете вместо предварительного рассказа использовать сюрпризность появления новых предметов.

При подборе материала для демонстрации постарайтесь чередовать виды искусства. Например, после народной игрушки можно показать детям книги с иллюстрациями какого-нибудь художника, потом вновь выставить игрушку, а затем - репродукцию произведения живописи.

Для того чтобы дети не утратили интереса к произведениям искусства, чаще помещайте на полочку такие образцы народного и декоративно-прикладного искусства, с которыми они могли бы самостоятельно действовать.

Если позволяют возможности вашего детского сада, используйте для демонстрации не одну игрушку, а сразу несколько. Тот ребенок, который первым обнаружит игрушку на полочке, располагает правом раздать остальные другим детям. Но при этом старайтесь добиваться выполнения правила: после игры или рассматривания игрушка должна быть возвращена на полочку.

При демонстрации работ художников-иллюстраторов и произведений живописи лучше всего использовать отдельные репродукции из специальных альбомов или наклеивать имеющиеся у вас работы на паспарту.

Как книги, так и отдельные иллюстрации должны быть цветными и большого формата. Дети могут их рассматривать сидя за столом, который находится рядом с полочкой.

При совместном рассматривании экспонатов вы всегда вначале интересуетесь точкой зрения ребенка, а затем одобряете ее и высказываете свою: "И мне тоже очень нравится эта игрушка. А знаешь почему? Потому что эту свистульку дымковские мастерицы очень красиво расписали большими и маленькими кружками и точками".

А может случиться так, что при восприятии иллюстрации или репродукции произведения живописи вы не сможете обосновать свою точку зрения. И это не страшно. Латышская художница-живописец Бирута Баумане пишет: "Говорить о живописи трудно, почти невозможно. Живопись избегает слов, ибо она обладает своим языком, как и каждое искусство. В искусстве что-то должно оставаться недосказанным, ведь искусство - это то чудо, которое остается и ускользает из рук, когда обо всем как будто бы уже сказано. Поэтому искусство нельзя объяснять или разъяснять. Его надо не понимать, а почувствовать".

Отдельные репродукции картин и работы художников-иллюстраторов вы можете сохранять в группе более длительное время. Для этого вместе с детьми подберите соответствующее место.
РИСОВАНИЕ И ЛЕПКА

Рисование и лепка, как и игра, являются любимыми занятиями малышей. Дети четвертого года жизни рисуют, как и играют, искренне и самозабвенно.

Дети рисуют то, что их интересует и волнует. При этом они вовсе не стремятся добиться сходства. Для ребенка гораздо важнее передать свое отношение к изображаемому предмету.

Дети рисуют эскизно: быстро, обобщенно и достаточно небрежно. Ведь они решают иные, чем профессиональные художники, задачи. У детей нет постоянного художественного метода, они ищут выразительные средства в своей собственной деятельности.

Особое место рисование и лепка занимают в воспитании детей. Они обладают определенным психотерапевтическим эффектом. Рисуя то, что он хочет и как хочет, ребенок дает выход своим чувствам и обретает душевное равновесие.

Рисование и лепка являются продуктивными видами деятельности, дающими зримый и осязаемый результаты. Полученный продукт можно увидеть самому, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя созидателем и испытывает удовлетворение и гордость по поводу своих достижений. Ведь в три года любой результат вполне удовлетворяет его!

Но на четвертом году жизни у малыша начинает появляться представление о том, какой должен быть результат его действий в рисовании и лепке. И "каляки-маляки" не доставляют ребенку удовольствия, потому что не соответствуют его представлениям об объекте, который он хотел изобразить.

Для того чтобы не наступило разочарование и дети не отказались от рисования и лепки, необходимо сформировать у малышей элементарные умения и навыки, которые помогут им добиваться желаемого результата.

Перед вами стоят следующие задачи:

1. Предоставлять детям возможность рисовать и лепить то, что им хочется.

2. Побуждать детей совершенствовать свой рисунок, лепку, помогать им овладевать для этого необходимыми умениями и навыками.

3. Научить детей смешивать белила с краской трех основных цветов (красная, желтая, синяя) для получения новых цветов и оттенков.

4. Упражнять детей в основных формообразующих движениях и способах и приемах лепки.

Рисование и лепка с детьми осуществляются на занятиях, которые вы проводите один раз в неделю, и в процессе самостоятельных действий детей с изобразительными материалами.


СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЕТЕЙ РИСОВАНИЕМ И ЛЕПКОЙ

Полноценное развитие детей и овладение ими изобразительными умениями и навыками становится возможным только при условии их активных самостоятельных действий.

Специфика рисования и лепки состоит в том, что это виды художественной деятельности, предполагающие передачу личного отношения к окружающей действительности.

У каждого из детей свои предпочтения и интересы. Каждый что-то лучше знает и что-то в особенности любит и хочет изобразить в рисунке или лепке. Возникновение такого желания и его реализация имеют большое значение для общего развития ребенка и развития его способностей в изобразительной деятельности. Поэтому, чтобы не погубить, а сохранить и взрастить юные дарования, надо создать в группе все необходимые условия для самостоятельной деятельности малышей.

Кроме того, от организации самостоятельной деятельности детей во многом зависит эффективность их обучения на занятиях. Ведь для развития ребенка необходимо, чтобы он не только успешно выполнял задания, но и переносил то, чему научился на занятиях, в свою самостоятельную деятельность. Следовательно, недопустимо пускать эту важную сторону обучения на самотек - надо стремиться уделять ей больше внимания.

Пособия и оборудование. Для самостоятельной изобразительной деятельности детей в группе должно быть отведено и оборудовано специальное место.

Оно должно быть хорошо освещено и быть относительно спокойным (в стороне от шумных игр с движущимися игрушками и т. п.).



Для рисования идеальным рабочим местом являются мольберт и специальный пюпитр. Пюпитр должен быть складным. Откидные ножки крепятся на петлях. Внизу у него должна быть прибита рейка с закрепкой, которая служит полочкой для изобразительных материалов, В сложенном виде пюпитр занимает очень мало места. Простота конструкции позволяет малышам устанавливать его самостоятельно. Ваша задача будет состоять только в том, чтобы помогать им закрепить лист бумаги. Для индивидуальной работы с детьми достаточно иметь в группе 2-3 мольберта или пюпитра.

Для рисования можно также использовать навесные настенные планшеты, устанавливать валики с рулонами бумаги. Хороший эффект дают обычные школьные доски, на которых дети рисуют мелом.

Для рисования на участке можно использовать:

- школьные мелки для рисования на асфальте и на линолеумной доске, установленной на веранде;

- заостренные палочки для рисования на влажной земле, снегу, песке.

Для лепки самым удобным приспособлением является станок с поворотным кругом. Для индивидуальной работы детей достаточно иметь 4-5 станков на группу.

Станки должны храниться в доступном для детей месте, чтобы по мере возникновения желания что-то вылепить малыши могли самостоятельно, не спрашивая разрешений у вас, пользоваться ими.



Материалы и их хранение. Для рисования вы можете использовать все имеющиеся у вас изобразительные материалы: краску гуашь и акварельную, цветные карандаши, цветные восковые мелки, сангину, пастель, цветную тушь, шариковые ручки и т. п.

Для лепки можно использовать белую и красную глину, пластилин, специальную мастику.

В начале учебного года необходимо провести с детьми работу по знакомству с местом хранения изобразительных материалов и научить малышей по мере необходимости самостоятельно пользоваться ими.

Все изобразительные материалы должны храниться в УДОБНОМ и БЕЗОПАСНОМ месте. Это может быть нижняя полка шкафа для пособий. Но доступ к полке должен быть свободным, чтобы 3-4 ребенка могли одновременно доставать с нее нужные изобразительные материалы, и между ними не возникало ссор из-за тесноты.

Подчеркнем, что это должна быть именно нижняя полка, при падении с которой флакончики с тушью и баночки с краской не разобьются и не разольются.

Опыт работы с детьми четвертого года жизни показал, что самым экономным и удобным способом хранения краски гуашь является помещение ее в маленькие стеклянные баночки из-под мазей или лекарств с плотно завинчивающимися крышками. В начале учебного года вы разводите краску, разливаете ее по баночкам и плотно завинчиваете крышки с прокладкой из полиэтиленовой пленки. Стеклянная поверхность позволяет видеть цвет краски, а плотная крышка предохраняет клеящий пигмент от высыхания. Перед началом занятия вы лучинкой или тонкой пластмассовой трубочкой перемешиваете краску, и дети рисуют, набирая ее прямо из баночек. В дальнейшем вы научите детей самостоятельно перемешивать краску.

По окончании работы вы помогаете детям завинтить крышки, и они сами помещают баночки в шкаф.

Такой способ хранения краски значительно экономит время и силы, долго сохраняет краску пригодной для работы.

Помощь и руководство. В процессе свободного рисования и лепки дети доступными им средствами выразительности (линия, форма, цвет) стремятся что-то изобразить. Из собственного опыта вы знаете, что рисовать или лепить даже взрослому человеку довольно трудно. Тем более это чрезвычайно сложно делать маленькому ребенку. Жизненный опыт у него ограничен, мелкая мускулатура рук развита слабо и т. п. Поэтому, какой бы продукт (рисунок, лепку) ни создал малыш, надо всегда помнить, что это стоило ему огромных усилий. А, следовательно, его надо похвалить и с уважением отнестись к результату его нелегкого труда.

Создавая изображения, ребенок не только испытывает потребность "выплеснуть" свои чувства на бумагу. Ему. как и всякому художнику, необходим зритель. И такими первыми и благодарными зрителями должны стать для малыша родители, а в детском саду - вы.



  • Вначале похвалите ребенка.

  • Проявите внимание, поинтересуйтесь тем, что он изобразил.

  • Исходя из содержания рисунка, лепки (которое назвал ребенок), соответствующими вопросами побуждайте малыша к совершенствованию его работы.

Побуждая ребенка к внесению дополнений, вы можете столкнуться с тем, что он скажет: "А я не умею рисовать травку (цветок или др.)". Не торопитесь с показом способов изображения травы. Напомните малышу, как выглядит трава. Если есть такая возможность, то подведите его к окну комнаты и покажите траву, которая растет на участке. Можно показать ребенку несколько картинок, иллюстраций с изображением травы.
Дальше см. программу стр. 196.
РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ДЕТСТВО»

РЕБЕНОК В МИРЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Л.М. Гурович, Н.А. Курочкина,

А.И. Ходькова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Задачи художественного воспитания детей младшего дошкольно­го возраста:

  • Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоцио­нальный отклик на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности, на эстетическую сто­рону явлений природы и некоторых социальных явлений;

  • Формировать умение рассматривать картинку, рисунок, уз­навать в изображенном знакомые образы предметов, живых объ­ектов, понимать сюжет, эмоционально и эстетически реагировать, сопереживать героям;

  • Знакомить с произведениями прикладного искусства, кото­рые составляют эстетическую среду, формируя эмоциональную отзывчивость, художественную насмотренность, видение таких средств выразительности, как цвет, цветовой ритм.

Основная задача — развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью. Красоту цветовых пятен, выразительность линий, объемность пластических образов дети познают прежде всего в процессе собственного художест­венного опыта. Орудийно-материальный характер изобразитель­ной деятельности требует внимания к развитию моторики руки. Это не технический вопрос, а задача формирования самой спо­собности к изобразительной деятельности. Особое внимание пе­дагог уделяет формированию у детей основ культуры изобрази­тельной деятельности: выполнению элементарных требований к внешней стороне рисунка, лепки, аппликации; правил поведения при выполнении художественной работы, обращении с материа­лами и орудиями художественного труда.

Третий год жизни

Первые встречи с изобразительным искусством

Представления, навыки, умения, отношение

Младший дошкольник впервые приобщается к миру искусства. Возникает интерес к эстетическому восприятию окружающего: явлений природы, живых объектов, игрушек, предметов. Форми­руются представления об эстетических признаках объектов окру­жающего мира: основные и яркие контрастные цвета (красный, зеленый, желтый, синий), выразительность и свойства форм (ок­руглость, прямоугольность, устойчивость, подвижность), величин (большой/маленький, длинный/короткий и др.), поверхности (пу­шистый, гладкий, шершавый и др.).

Ребенок учится эмоционально откликаться на произведения народного искусства: глиняные игрушки (дымковская, каргопольская, филимоновская); деревянные матрешки, предметы быта (нарядная посуда, украшенная одежда); произведения искусства (иллюстрации в детской книге, скульптура малых форм, изобра­жающая животных). Он приобретает представления об их назна­чении (доставлять людям радость, украшать дом) и о том, что к ним следует относиться бережно.

Образы знакомых предметов, живых объектов ребенок учится соотносить с рисунками, иллюстрациями. Появляются представ­ления об их графическом изображении — форме, величине, других выразительных средствах изображения: яркого, нарядного — ра­достного цвета (светлого) или грустного (темного); плавности и округлости линии, прямолинейности. Развиваются любознатель­ность, интерес, способность внимательно рассматривать изобра­жение и любоваться им.



Становление художественной деятельности

Представления, навыки, умения, отношение

Представление о том, что свои жизненные впечатления можно отображать в рисовании, лепке, аппликации и конструировании. Представления о свойствах материалов и инструментов. (Бумага может быть плотная и тонкая, она может мяться, рваться. На ней следует аккуратно рисовать, составлять аппликацию. На карандаш нужно нажимать сильнее, чем на кисточку. Из влажной глины, снега можно слепить знакомые предметы, из устойчивых геомет­рических объемных форм можно строить стол, стул, кровать, до­рожку, лесенку.)

Умение соотносить образы — узнавать в пятнах, созданных с помощью двигательного и цветового ритма, в разнообразных ли­ниях образы падающих листьев, снега, дождя, следы зайчика и медведя, праздничный фейерверк и др. Умения использовать сред­ства выразительности (двигательный и цветовой ритм), создавать образы из пятен и линейным контуром, формообразующими дви­жениями.

Формирование пространственного образного мышления, ста­новление координации руки и глаза. Навыки и умения исполь­зования карандаша, фломастера, кисти и гуашевой краски.



В лепке — освоение способов создания знакомых образов путем отрывания кусочков глины (зернышки для птички), ска­тывания для получения округлых форм (мячики, яблочки), раскатывания (колбаски, палочки), присоединения (баранки, колеч­ки), расплющивания, сдавливания (пряники, блины). Первые навыки аппликационной деятельности - составление на огра­ниченной плоскости листа бумаги, картона композиций из го­товых целых плоских форм или частей (2—3) по типу игры «Мозаика».

В конструировании — представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных, форм (устойчи­вость/неустойчивость, прозрачность, протяженность) и приобре­тение умений воссоздавать знакомые предметы на горизонталь­ной плоскости (дорожки, лесенки, стульчики и т.д. — 2-3 вари­анта).

Первые навыки сотворчества со взрослым и самостоятельного творчества.

По примеру взрослого и его побуждению ребенок учится вы­ражать свое отношение к красивому и некрасивому, доброму и злому, ласковому и сердитому, радоваться положительному, от­кликаться на знакомые изобразительные образы, подражая им ми­микой, движениями, позой, жестами, голосом; выражать интерес к изобразительной деятельности, желание заниматься ею, достав­лять удовольствие окружающим своими работами, общаться по поводу эстетических явлений со взрослыми.



Уровни освоения программы

Низкий. Ребенок проявляет интерес к наиболее ярким свойст­вам предметов и явлений, желание общаться с ними. Эмоциональ­но откликается на проявления эстетического, но только по по­буждению взрослого. При назывании взрослым образов в рисун­ках, иллюстрациях, скульптуре, предметах быта, игрушках узнает их, радуется. Пытается рисовать, лепить, конструировать, состав­лять аппликацию при поддержке и побуждении взрослого. Знает некоторые изобразительные материалы, но испытывает затрудне­ния в их использовании.

Средний. Ребенок проявляет интерес к восприятию предметов, произведений искусства, желание рассматривать их. Эмоциональ­но откликается на красивое. Выделяет отдельные признаки пред­метов, которые делают их красивыми: яркие цвета, основные формы, разницу величин, свойства поверхности. Узнает знако­мые образы в рисунке, иллюстрациях, скульптуре, прикладном искусстве. Умеет пользоваться некоторыми изобразительными инструментами, владеет формообразующими движениями в пре­делах программных требований данной группы. Может дополнять изображение деталями при напоминании взрослого.

Высокий. Ребенок проявляет активный интерес к восприятию эстетических свойств предметов и явлений, желание рассматривать их и действовать с ними. Наблюдается эмоциональный отклик, выражение удовольствия, радости в мимике, движениях, словах. Ребенок способен дать элементарную оценку, используя отдельные слова, характеризующие образ (веселый, хороший, теплый, мягкий и др.). Называет основные сенсорные признаки предметов, узнает яркие эмоциональные состояния, их внешнее выражение. Прояв­ляет интерес к изобразительной деятельности: понимает, что зна­чит нарисовать, слепить, построить, выполнить, аппликацию. Знает отдельные изобразительные материалы, их свойства, владеет техническими и формообразующими движениями выше программных требований данной группы. Проявляет самостоятельность, творчество в подборе цвета, дополнении образа деталями.

Четвертый год жизни

Знакомство с изобразительным искусством

Представления, навыки, умения, отношение
Выражать интерес к проявлению прекрасного в окружающем. Осваивать представления о выразительных и сенсорных призна­ках предметов, живых объектов и явлений, узнавать их изобра­жение в художественных картинах, иллюстрациях, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. Понимать назначение произведений искусства, знать, кто их создает. Проявлять интерес к произведениям русского декоративно-прикладного искусства: глиняным игрушкам (дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская): игрушкам из дерева (матрешки, грибки, бочонки), из соломы; предметам быта (вышитая и украшенная аппликацией одежда, расписная посуда). Испытывать радость от их яркости, нарядности.

Узнавать некоторые рисунки полюбившихся художников (Ю. Васнецова, В. Сутеева, Е. Чарушина) в иллюстрациях к дет­ским книгам. Уметь внимательно рассматривать живописные кар­тины (натюрморт — цветы, фрукты, овощи), анималистическую живопись. Эмоционально отзываться на некоторые средства вы­разительности: ритм цветовых пятен и линий, предметность, яркость и нарядность цвета, выражение с его помощью се­зонных состояний природы (холодные/теплые; яркие, контраст­ные цвета и их оттенки); чувствовать эмоциональную вырази­тельность формы, линии, величины, фактуры поверхности, про­странственного построения (на всем листе, в центре, на линии земли).

Вместе со взрослыми рассматривать произведения искусства, понимать выразительность образов, передавать свое отношение в речи, мимике, движениях, жесте. Понимать настроение, ярко переданное, в произведениях искусства. Делиться своими впечат­лениями по поводу воспринятого со взрослыми; передавать свое отношение в речи, мимике, движениях, жесте.

Художественная деятельность

Представления, навыки, умения, отношения

В разных видах изобразительной деятельности создавать об­разы объектов, которые вызвали интерес, радость, удивление, используя технические и некоторые изобразительные навыки и умения.

В предметном изображении осваивать навыки и умения пере­давать общие признаки и некоторые характерные детали образа, относительное сходство по форме, цвету, величине, фактуре по­верхности, используя цвет как средство передачи предметного признака и эмоционально-нравственной характеристики образа, а также своего отношения к образу. Выделять главное простран­ственным построением, цветом, элементами динамики; в сю­жетном изображении — построением на всем листе бумаги или полосе, изображающей землю. Осваивать умение изображать обобщенный образ предметов. (Например, дерево: ствол, ветви, листья; здание: пол, стены, крыша, окна; машина: мотор, кабина, кузов, колеса.) Изображать живые объекты (зайчика, мышку, кошку), игрушки (снеговик, неваляшки), используя изображение из пятен обобщенных округлых форм. Осваивать умения пере­дачи пропорций, отдельных характерных деталей. В декоратив­ном изображении осваивать умение видеть предметную или геометрическую форму как основу и строить на ней нарядный узор при помощи ритма и чередования форм, цветовых пятен на плоскости. Передавать элементами декоративного узора прямые пересекающиеся линии, точки, круги, мазки, ритм и чередова­ние элементов, цветовых пятен. Учиться правильно держать ин­струменты, регулировать силу нажима, осуществлять последова­тельность операций.

В аппликации создавать образы предметов, декоративные компо­зиции, используя готовые формы; осваивать последовательность ра­боты: разложить формы, посмотреть, красиво ли, затем последова­тельно брать формы, намазывать их клеем на клеенке и аккуратно класть на прежнее место, прижимая салфеткой.

В лепке закреплять знакомые способы и осваивать новые, вклю­чающие работу пальцев: раскатывание глины под углом ладонями рук (морковка, ракета); раскатывание и соединение различных форм (бублик, пирамидка); скатывание и вдавливание пальцем глины (чашка, бокал); соединение нескольких частей в один образ (снеговик, снежная баба).

В конструировании овладевать конструктивными свойствами геометрических объемных форм, такими как устойчивость, проч­ность постройки, заменяемость деталей. Приобретать умение стро­ить мебель, горки, грузовые машины, дома (до 3—4 вариантов каждого вида). Понимать видоизменяемость, вариативность кон­струкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Осознавать свойства песка, снега, сооружая из них постройки; дополнять задуманное игрушками. Включаясь в изобразительную деятельность, переживать как процесс, так и результат своего труда; проявлять желание хорошо рисовать, ле­пить, конструировать, создавать аппликацию, внося элементы творчества в свою работу.



В речи выражать свое отношение к воспринимаемому, с по­мощью взрослого находить образные слова для выражения своих чувств. Использовать разнообразные слова-определения, характе­ризующие явление или образ (хитрый, смелый, грустный, до­ждливый, темный и др.); употреблять названия некоторых видов изобразительной деятельности, материалов и инструментов, от­дельных видов искусства, название профессии — художник.

Уровни освоения программы
Низкий. Интерес к восприятию эстетических особенностей пред­метов неустойчив, слабо выражен. Эмоциональный отклик возника­ет только при активном побуждении взрослого. Ребенок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности, сен­сорно-эстетические свойства, узнает и радуется знакомым образам в рисунке, картине, скульптуре, иллюстрациях к детским книгам. Ос­новным свойством при узнавании образа являются предметные осо­бенности формы, затем — цвет. Ребенок воспринимает наиболее яркие эмоциональные состояния близких, товарищей, переносит это понимание на восприятие образа в искусстве, сопереживает ему. Есть интерес к изобразительной деятельности. Ребенок рисует, лепит, конструирует, занимается аппликацией при активной помощи взрослого. Знает основные изобразительные материалы, их свойства; но умения пользоваться ими, технические навыки и умения, формо­образующие движения освоены недостаточно. Охотно дополняет изображение при напоминании взрослого.

Средний. У ребенка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем, радость от встречи с красивым, отзывчивость на настроение произведения искусства, бережное отношение к пре­красному. Он выделяет основные признаки объектов окружаю­щего, их сенсорные и эстетические проявления, свойства выра­зительности образов, сезонных изменений, внешнего выражения эмоционального состояния, их словесного обозначения (грустит, радуется). Отличает иллюстрацию в книге от художественной картины, скульптуру от рисунка, различает предметы декоратив­но-прикладного искусства, понимает их назначение, знает, кто их создает и как к ним относятся люди. Знает виды изобрази­тельной деятельности, способы изображения некоторых предме­тов и явлений, декоративных украшений, правильно пользуется материалами и инструментами, формообразующими движениями, выразительными средствами (цвет, линия, форма) в пределах программных требований данной возрастной группы. Проявляет самостоятельность и творчество.

Высокий. Ребенок активно интересуется проявлениями эстети­ческого в быту, явлениях природы, произведениях искусства. Эмоционально откликается на них, радуется красивому, доброму. Есть отзывчивость на яркие по настроению, эмоциональные со­стояния близких людей и произведения искусства. Он видит некоторые средства выразительности (яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки), чувствует эмоциональную выра­зительность формы, линии. При активной позиции взрослого может лаконично высказать свою оценку. Знает виды искусства, их назначение.

Владеет основными изобразительными и техническими навыка­ми всех видов детской изобразительной деятельности, материалами и инструментами в пределах требований возрастной программы и выше. В рисунках передает некоторое сходство с реальным объек­том, обогащая образ выразительными деталями, цветом, расположе­нием. Умеет создавать яркий, нарядный узор при помощи ритма и чередования декоративных элементов в рисунке и аппликации. Самостоятельно конструирует, с удовольствием лепит. Проявляет творчество, может самостоятельно выбрать тему изображения, до­полнить заданную, самостоятельно получить результат.



РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Предметы быта. Вышитая, расписная, апплицированная одежда, рас­писная посуда, глиняные игрушки (дымковская, каргополъская, филимо-новская, тверская), игрушки из дерева (семеновская, полхов-майданские, загорские матрешки, грибки, кони-каталки, ермиловские кони), игруш­ки из соломы. Книжная иллюстрация. Художники: Ю. Васнецов, В. Лебедев, В. Сутеев, Е. Чарушин. Художественные картины. Натюрморты, изображающие цветы, фрукты и овощи: А. Головин. Купавки. — П. Коняаловский. Клубника; Сирень в кор­зине. — И. Левитан. Васильки. — К. Петров-Водкин. Яблоки на красном фоне. — И. Репин. Яблоки. Скульптура малых форм, изображающая животных.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В средней группе уже на более высоком уровне, чем в млад­шей, продолжается работа по приобщению детей к изобразитель­ному искусству — как к его восприятию, так и к самостоятель­ной художественной деятельности.

Задачи воспитания:

  • Воспитание эмоционально-эстетических чувств и ориента­ции на проявление прекрасного в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера (отношение к положительным и отрицательным поступкам сверстников и дру­гих людей, к изображенным в произведениях искусства событиям и образам; выражение симпатии и антипатии; правильное отно­шение к доброму и злому, правдивому, спокойному, доброжела­тельному и хитрому, нечестному, веселому и грустному и к другим общечеловеческим проявлениям).

  • Формирование образных представлений о предметах и яв­лениях окружающего мира, видения их общих, типичных при­знаков и свойств, некоторых индивидуальных проявлений, ха­рактерных для отдельных объектов, понимания взаимосвязи и красоты природных явлений.

  • Развитие художественного восприятия произведений искус­ства. Подведение детей к пониманию единства содержания (о чем произведение) и некоторых средств выразительности (как изображено) в разных видах искусств.

У детей формируются зрительная «насмотренностъ» художест­венных образов, эмоциональная отзывчивость, сопереживание со­стоянию и настроению художественного произведения, способ­ность к соотнесению увиденного с собственными представления­ми о красивом, смелом, печальном, радостном, сердитом и др., с образами других искусств (музыки, устного фольклора, лите­ратуры и др.). Дети учатся сравнивать, сопоставлять изображен­ное выражение лица человека, его позу с эмоциональным со­стоянием, настроением, перенося эти знания на изображенный художественный образ природы, живых объектов, предметов. Приобретаются навыки активного и последовательного, внима­тельного рассматривания изображенного образа, способность к элементарному эмоционально-эстетическому суждению и оценке увиденного.

— Формирование навыков и умений собственной творческой, изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности. При этом особое внимание уделяется развитию у детей мотор­ного «алфавита» изобразительных действий; техники деятельнос­ти, пространственных ориентировок, представлений о некоторых основных средствах изобразительного языка.



Изобразительное искусство

Представления, навыки умения, отношение

Декоративное искусство. Знание некоторых особенностей де­коративно-прикладного искусства — искусства создавать красивые вещи и украшать ими дом, одежду. Представления о том, что образы и узоры, их элементы взяты человеком из природы, окружающего мира; декоративные образы отличаются яркостью, нарядностью, узорчатостью, что создает радостное настроение, украшает быт.

Представления о некоторых видах русского народного деко­ративно-прикладного искусства: игрушки из глины (дымковская, каргопольская, филимоновская, оятская, тверская), из дерева (бо­городская, семеновская, полхов-майданская, мезенская, архан­гельские птицы из щепы); предметы из резной березы (короба, шкатулки архангельские, шамоготские); роспись разделочных досок (Городец), подносов (Жостово), кружево (вологодское, ки-ришское, вятское); вышивка (владимирский шов и др.); роспись посуды (новгородская, псковская, оятская).

Первые представления о декоративно - оформительском искус­стве - искусстве красивого оформления комнаты, группы, вы­ставок, поздравительных открыток, атрибутов для игр.

Графика. Особенности книжной графики: сопровождение текс­та, раскрытие характеров героев, украшение книги. Понимание ценности каждой книги и необходимость бережного отношения к ней. Дети учатся узнавать изображенные образы, видеть их выра­зительность, соотнося с определенным текстом; получают пред­ставления о некоторых особенностях цвета, рисунка (выразитель­ность линий, форм, передающих движение, позу образа), изобра­зительной манере художников Е. и Н. Чарушиных, Н. Кочергина, Т. Юфы, Т. Мавриной, М. Митурича и др., о назначении иллю­страции и кто ее создает.

Живопись. Представление о том, что художественные картины относятся к искусству живописи. Отличие живописи от гра­фики. Жанры живописи: натюрморт, его виды (цветы, плоды, овощи, предметы быта); пейзаж, его виды (ландшафт, природа в разные сезоны, городской, морской); портрет (детский, жен­ский, мужской, автопортрет, разные ло композиции: только лицо, погрудные, портреты с изображением разных поз; разные по колориту, передающему яркие эмоциональные состояния); жанровая живопись, ее виды (о детях, о животных, о спорте, сказочный жанр).

Умение эмоционально откликаться на образное содержание произведений живописи, сопереживать настроению художест­венных образов, узнавать жанры живописи, ориентироваться в некоторых средствах выразительности (рисунок, передающий с помощью линии, штриха движение, позу, жест, мимику героя; цвет как средство передачи эмоционального состояния, настро­ения, отношения автора к изображаемому; выделение главного на плоскости листа цветом, положением в пространстве).



Скульптура. Отличие скульптуры от живописи; особенности ее содержания и средств выразительности (объемность, статика и движение; значимость самого материала, из которого выполнена скульптура). Виды скульптуры (малая пластика, декоративная), их назначение. Кто создает скульптуру.

Художественная деятельность

Представления, изобразительные навыки и умения, отношение

Представление об особенностях изобразительной деятельности: изображении, украшении, постройке. Общие, типичные, характерные и некоторые индивидуаль­ные признаки предметов и явлений природы и человека; про явление в них сенсорных эстетических качеств и свойств (раз­нообразие форм, величин, пропорций, фактуры; цветовые тона и их свойства; теплая и холодная, контрастная гамма; изменение цвета в зависимости от сезона, времени дня, состояния осве­щенности).

Умение в рисунке, лепке выразительно передать образы объ­ектов окружающего мира (овощи и фрукты, сооружения, маши­ны, деревья, кустарники и цветы, животные и человек), изо­бражать типичные и некоторые индивидуальные, характерные признаки предметов и явлений. (Например: все лиственные де­ревья имеют ствол, толстые и тонкие ветки, листья, но они могут быть разными -- высокими и низкими, тонкими и толс­тыми, с большой и маленькой кроной; листья разные по цвету в зависимости от сезона. У зайчика длинные ушки и короткий хвост, и др.)

Видеть общее и отличное в похожих объектах изображения (например: петушок и курочка, воробей и синичка, елочка ма­ленькая и старая ель). Уметь применять обобщенные способы, лежащие в основе изображения ряда образов. (Например, у бе­гущих животных — зайчика, белочки, лисички, кошечки и др. — туловище может быть изображено в виде дуги; у сидящих жи­вотных — в виде овала.) Использовать для большей выразитель­ности образа изображение позы, движения, жестов, различных деталей. Применять цвет как средство передачи состояния, ха­рактера образа (добрый - злой, теплый - холодный и др.) и своего отношения к герою или явлению (нравится - не нра­вится). Уметь правильно располагать изображение на листе бу­маги (вертикально или горизонтально), строить планы (по всему листу, два плана: небо — земля, близко — далеко); выделять главное цветом, положением на листе бумаги, величиной. Рисуя сказочные образы, передавать признаки сказочности (необыч­ность цветовой характеристики, окружающей среды, одежды и т.д.), В сюжетном изображении передавать взаимосвязь про­странственную, временную, В декоративном изображении (рисо­вании, аппликации, лепке) уметь нарядно украшать предметную основу (шарфик, шапочку, вазу и др.), геометрическую, обозна­чаемую предметно (например, круг — поднос, квадрат — плато­чек и др.), — с помощью ритма, чередования и простейшей симметрии цветовых пятен, геометрических элементов узора; в лепке — путем налепов и узора стекой. Уметь соотносить эле­менты узора с природными образами. В аппликации уметь со­здавать нарядные, декоративные обобщенные образы, соотнося их по цвету с фоном.

Приобретать навыки и умения собственной творческой изобра­зительной деятельности.

Воспитатель побуждает детей к творческой активности, само­стоятельности и инициативности, подводит их к пониманию необходимости выражения своего отношения к изображаемому, помогает овладеть изобразительными, декоративными и кон­структивными навыками и умениями.



Технические навыки и умения, отношение

Рисование, Уметь отбирать материалы, инструменты и способы изображения в соответствии с создаваемым образом. (Например, при изображении одуванчика его легкость, воздушность лучше передать цветными карандашами, мелом.) Уметь правильно ис­пользовать формообразующие движения, соотносить качество движений с создаваемым образом (легкость, плавность, размах, нажим на различные инструменты). Уметь проводить узкие и широкие полосы (концом кисти и плашмя), кольца, точки, дуги, мазки, трилистник (тройной мазок из одной точки). Уметь со­ставлять новый цветовой тон на палитре (например, зеленый тон из синего и желтого), разбеливать основной тон для получения более светлого (например, красный с добавлением белого дает розовый тон); накладывать одну краску на другую, штриховать цветным карандашом, фломастером, мелком, работать щетинной кистью, сочетать некоторые материалы (например, гуашь и вос­ковые мелки, уголь).

Аппликация. Пользоваться ножницами, резать по прямой линии (для создания лесенки, заборчика и др.), перерезать квад­рат по диагонали (крыша, парус и др.), срезать углы у прямо­угольника (лодочка, крыша дома и др.), делать косой срез (ель, ракета), вырезать округлую форму из квадрата, прямоугольника (яблоко, помидор, огурец и др.). Уметь создавать аппликацион­ный образ путем обрывания (определенной геометрической ос­новы) и составления его из частей с последовательным наклеи­ванием.

Создание объемного образа в лепке (овощи, фрукты и др. пред­меты питания, животные и птицы, простейшее изображение че­ловека). Действовать различными способами (из целого куска глины, комбинированным и конструктивным). Освоить некоторые операции: оттягивание деталей из целого куска (клюв и хвост птички), соединение частей, прижимая и примазывая их (голову к туловищу, ручку к чашке и т.д.); украшение с помощью стеки и налепов.

Конструирование из готовых геометрических форм. Уметь со­здать варианты знакомых сооружений из готовых геометрических форм (брусков, кирпичиков, призм, цилиндров) и тематического конструктора. Уметь анализировать объект, видеть основные части и детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм. Уметь выполнять постройки: мосты, машины, здания, гаражи (3—4 темы и 5—6 вариантов каждой темы). Варьировать постройки в длину, ширину, высоту, соблю­дая заданный принцип конструкции. Осваивать способы заме­щения форм, придания им устойчивости, прочности; использо­вание перекрытий, замыкание пространства.

Конструирование из бумаги. Освоить обобщенные способы, с помощью которых можно создавать различные поделки: два спо­соба складывания квадрата — по диагонали и пополам с совме­щением сторон и углов, отглаживанием сгиба (платочки, фартуч­ки, шапочки, почтовые открытки, конверты, вагончики, дома и пр.), приклеиванием к основной форме деталей (колеса к вагон­чику, трубу к дому и др.).

Конструирование из природного материала. Уметь видеть образ в природном материале (сучках, плодах, шишках и др.), составлять образ из частей. Использовать для закрепления частей клей, пластилин; творчески дополнять изображение деталями; замысливать образ, отбирать самостоятельно средства выразительности, способы создания изображения, планировать работу. Работать вдвоем, втроем дружно.

Испытывать удовлетворение от своей хорошо выполненной ра­боты и работы товарищей; проявлять потребность создавать пре­красное и украшать им дом, детский сад, дарить близким, вносить его в игры и др.



Уровни освоения программы

Низкий. Восприятие ребенком окружающего мира и произведе­ний искусства находится в состоянии становления. У ребенка есть представления о процессе художественной деятельности, некото­рых видах искусства, но он не всегда добивается положительного результата. Владеет материалами и инструментами; изобразитель­ные навыки и умения требуют дальнейшего закрепления. При активной позиции взрослого может проявить творчество и эле­ментарно высказать собственную оценку воспринимаемого.

Средний. Ребенок проявляет интерес и желает общаться с пре­красным в окружающем мире и произведениях искусства, испыты­вает радость от встречи с ним. Видит типичные и некоторые харак­терные признаки предметов, живых объектов и явлений, различные сенсорные свойства, которые их делают красивыми или некрасивы­ми. Воспринимает эмоциональные состояния и настроения близких людей, а также в произведениях искусства; эмоционально отклика­ется, сопереживает им. При активной помощи взрослого осваивает навыки и умения последовательного и внимательного восприятия прекрасного в окружающем и произведениях искусства, может со­относить воспринятое со своими переживаниями и опытом. Разли­чает некоторые жанры и виды изобразительного искусства, средства выразительности.

Знает виды изобразительной деятельности, некоторые их осо­бенности, имеет представления о процессе создания изображения, этапах, их последовательности, способах деятельности, материалах и инструментах. Добивается положительного результата. Владеет техническими, изобразительными навыками и умениями. Может создавать выразительный образ, проявляя самостоятельность и ак­тивность, элементы творчества в выборе средств выразительности (цвета, материалов, построения изображения).



Высокий. Ребенок проявляет устойчивый интерес и желание об­щаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искус­ства, испытывает от этого радость и удовольствие. Видит свойства предметов, живых объектов и явлений, знает многообразные эсте­тические и сенсорные признаки, которые делают их красивыми или некрасивыми. Видит не только положительные, но и отрицательные эмоциональные состояния и настроения, их внешнее выражение у людей и в произведениях искусства. Сопереживает им.

Знает отличительные особенности некоторых жанров и видов изобразительного искусства. Может общаться по поводу искусства, давая эмоционально-эс­тетическую оценку.

Обладает достаточно качественными техническими и изобрази­тельными навыками и умениями, способами различных видов изо­бразительной деятельности, позволяющими создавать выразитель­ные и интересные образы. Проявляет самостоятельность и твор­ческую инициативу.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Живопись

Натюрморт. А. Головин. Купавки. - И.Грабарь. Хризантемы. - М. Кончаловский. Поднос и овощи. - П. Коталовский. Сирень белая и розовая; Персики; Сухие краски. - И.Левитан. Белая сирень; Одуванчики; Васильки. - Е. Маленина. Бананы и дыня. - Э. Мане. Персики. - И. Машков. Редиска; Малина; Синие сливы; Розы в хрустальной вазе. - И. Репин. Яблоки. - Ф. Толстой Ветка крыжовника; Клубника. - И. Хруцкий. Цветы и плоды.

Пейзаж. И. Айвазовский. Волна; Черное море.— Ф. Васильев. Мокрый луг; Болото; Деревенский пейзаж. — К. Коровин. Зимой; Мостик; Осень. — А. Куинджи, Березовая роща. — Б. Кустодиев. Масленица. — И. Левитан. Золотая осень; Сумерки; Март; Весна — большая вода; Березовая роща; Сараи у лесной опушки; Летний вечер. — Г. Низский. Околица; Ночка; Зима; Радуга; Февраль; Подмосковье. — В. Поленов. Московский дворик; Золотая осень. — Н. Рерих. Гималаи; Слава Гималаев; Закат; Горное озе­ро. — А. Саврасов. Грачи прилетели. — В. Серов. Октябрь; Домотканово. — И. Шишкин. Сосновый бор; Сосны, освещенные солнцем; Вечер; Дубы; Цветы на опушке леса; Рожь.

Портрет. И. Аргунов. Портрет неизвестной в русском костюме. — А. Архипов. Девушка с кувшином. — А. Венецианов. Захарка. — П. Кончаловский. Лизонька. — А. Мыльников. Верочка. — В. Поленов. Ванька с Окуловой горы. — Д. Рейнольде, Плутовка. — И. Репин. Стрекоза. — В. Серов. Портрет Мики Морозова, Мины Моисеева. — В. Суриков. Смеющийся солдат (этюд к картине «Переход Суворова через Альпы»). — В. Тропинин. Портрет сына художника.— Ф. Халъс. Смеющиеся мальчики; Цыганочка; Поющие маль­чики; Мальчик-рыбак; Дети с кружкой.

Жанровая живопись. В. Васнецов. Аленушка; Иван-царевич на сером волке; Богатыри; Царевна-лягушка. — А. Венецианов. Спящий пастушок. — А. Дейнека.. Будущие летчики. — И. Попов. Первый снег.

Книжная графика

Иллюстрации худ. Л, Владимирского, В. Конашевича, Н. Кочергина, В. Лебедева, М. Мавриной, Л. Токмакова, Е. и Н. Чарушиных, Т. Юфы.



следующая страница >>