Программы дополнительного образования - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Программы дополнительного образования - страница №1/1

ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Театр моды


(для учащихся начальной и средней школы)

Срок реализации программы: 1 год
Автор программы: И. Л. Колесникова,

педагог дополнительного образования
Нравственное воспитание – одно из звеньев общей системы воспитания детей. Оно обращено к духовному миру ученика, поэтому его воспитательные возможности очень велики.

Мода и нравственность! Что общего между этими понятиями? Каждый человек воспринимает моду по-своему: это зависит от возраста, воспитания, культуры, характера, одним словом, от личности. Мода для любого из нас есть часть нашего внутреннего мира, значит, мода – явление психологическое, а отношение к ней, выбор – явление нравственное.

Программа «Театра моды» позволяет взглянуть на предмет изучения с различных сторон, комплексно, ведь мода одновременно явление социальное, экономическое, эстетическое, психологическое, нравственное.

Мода (слово латинское – означает: мера, способ, образ действий), для нас она означает временное преобладание тех или иных вкусов.

Можно «признавать» или «не признавать» моду, быть ее творцом или рабом, но нельзя быть вне моды. Следовательно, мода – явление социальное.

Одежда – предмет первой необходимости, ее производством заняты различные отрасли промышленности, а продажей – огромная сеть магазинов, значит, мода – явление экономическое.

Мода как искусство создания костюма наряду с другими видами искусства – явление эстетическое.

Каждый человек воспринимает моду по-своему: это зависит от возраста, воспитания, культуры, характера- одним словом, от личности. Мода для любого из нас есть часть нашего внутреннего мира, значит, мода – явление психологическое, а отношение к ней, выбор – явление нравственное.

В результате формируется особое отношение учащихся к моде как к явлению нравственному.

Программный материал дает возможность создавать для учащихся несложные сюжетно – тематические картинки показа очередной коллекции мод нравственной направленности и привлекать высокохудожественную музыку – классическую, современную, народную. В процессе постановочной работы, репетиций дети приучаются к сопереживанию, к сотворчеству, у них развиваются художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности.

В программе усиливается внимание к развитию познавательной деятельности учащихся за счет систематического проведения бесед по истории костюма, посещения театров, музеев, целью которых является повышение нравственной и эстетической культуры школьников.

Человека во многом создали труд и стремление к прекрасному. И это стремление очень наглядно отмечено в истории костюма, который, в свою очередь, отразил все стадии развития общества.

Костюм несет в себе определенный художественный образ, так как помогает человеку выразить эстетический идеал эпохи. В каждую эпоху существования человечества эстетический идеал отражал представление об «идеальном» человеке, его внутренней сущности и внешнем облике. Одежда подчеркивает или изменяет «классический идеал» человека, созданный различными эпохами.

Так, идеалом человека древней Греции был молодой, доблестный и прекрасный воин – атлет с великолепным, тренированным телом, поэтому костюм греков только слегка подчеркивал формы фигуры, не искажая их.

В средние века, в период господства христианских догматов, человеческое тело, особенно женское, считалось греховным, что создавало определенные тенденции в костюме. Формы тела скрадывались, скрывались под тяжелыми, пышными тканями.

В эпоху Возрождения нормой красоты вновь становится человек, со всей сложностью своих чувств и способностей. Костюм делается более удобным, более гармоничным, как бы выражая гармонию внутреннего и внешнего в человеке.

В конце XVIII века, в период Просвещения, своего рода эталоном прекрасного сделалась природа, очищающая и вдохновляющая человека, а также античность, считавшаяся непревзойденным образцом для подражания. Костюмы того времени приобретают естественные, спокойные формы, напоминающие костюмы древних.

Непродолжительное господство определенных форм костюма называется модой. Мода, в какой – то мере, отражает многогранность социального, исторического и художественного развития человека. Можно сказать, что она отражает конкретный эстетический идеал определенного периода.

Костюм тесно связан с этикой. Законы этики определяют нормы общения между собой, обязанности человека по отношению к обществу, к семье и т.д. Поскольку каждая страна проходит в своем развитии индивидуальный исторический путь, то этика в различных странах развивается самобытно, соответственно с характером нации, ее обычаями и традициями.

Чтобы изучить историю костюма на занятиях кружка, я предлагаю учащимся различные книги по отдельным вопросам, касающимся зарубежного и русского костюма (список литературы для учащихся прилагается). Обращаю внимание воспитанников на то, что можно изучать историю костюма и по произведениям искусства различных эпох и стилей: фрески на стенах, живописные портреты, жанровые картины, скульптуры. О костюмах можно судить также по произведениям прикладного искусства. Это и рисунки на фарфоре, и расписные веера, и декоративные ткани, и гобелены (стенные тканые ковры), и витражи (стеклянная цветная мозаика на окнах), и вышивка. Ничто так не раскрывает быт эпохи, ее эстетические идеалы, как произведения изобразительного искусства. Изобразительный материал помогает понять не только фасон, цвет костюма, но, главное, принцип его ношения, конфигурацию отдельных его частей. С этой целью планирую экскурсии учащихся в музей изобразительного искусства на различные выставки.

Неоценимые сведения о костюме и быте могут дать литературные художественные произведения. Кружковцы получают задания по внеклассному чтению на дом.
Содержание программы

Содержание программы концентрируется вокруг тем, каждая из которых объединяет определенное количество занятий. Тематика отражает содержание программы: секреты обаяния и очарования; сюжеты из истории моды; русская народная одежда и одежда разных народов; школа хороших манер; гигиена и красота; здоровье и его главные законы и т.д.


Основные характеристики программы

1. По возрасту

Программа предусматривает участие в «Театре моды» разновозрастных групп – учащихся начальной, средней школы, учащихся старших классов.

2. По полу

Смешанная – для мальчиков и девочек

3. По продолжительности реализации

1 год

4. По формам реализации

Групповые и индивидуальные занятия

5. По видам деятельности

Ценностно–ориентированная, трудовая, художественная, оздоровительно-физкультурная, коммуникативная.

6. По образовательным областям

Многопрофильная

7. По способам реализации

Творческая

8. По уровням освоения

Общекультурная, профессионально-ориентированная

9. По направлениям деятельности

Прикладная, информационная

В программе предусматривается возможность индивидуальных, групповых и коллективных занятий. Группа является разновозрастной (обучающиеся с 1 по 8 класс). Умения и навыки младших школьников сформированы в силу возрастных особенностей не в той мере, как у более старших воспитанников, поэтому для индивидуальных занятий с младшими выделяется дополнительное время. В то же время необходимы групповые занятия для учащихся средней и старшей школы. В этой подгруппе уже сформированы базовые знания, практические умения и навыки, полученные в процессе трудового обучения в школе.

Коллективные занятия необходимы для установления особых взаимоотношений, взаимовыручки: старшие – младшим, установлению межличностных отношений и т.д.

Программа способствует профессиональной ориентации обучающихся. В целях повышения профессионального качества занятий школа сотрудничает с технологическим техникумом. Занятия по программе «Театр моды» позволяют учащимся приобщиться к достижениям мировой и национальной культуры (модули «История костюма: от античности до наших дней», раздел «русский национальный костюм»); региональной культуры (экскурсии в музей изобразительных искусств, технологический техникум Дзержинского района, в дом быта и ателье, заочная экскурсия по Камышину)



Цели и задачи программы:

  • создание условий, благоприятствующих формированию личности, способной самостоятельно строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты;

  • формирование эстетических знаний;

  • развитие самостоятельности и способностей учащихся решать творческие и изобретательские задачи;

  • воспитание трудолюбия, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;

  • развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка;

  • приобщение к изучению исторического и культурного наследия прошлого.

Для решения этих задач в содержании программы кружка можно выделить следующие основные модули:

  • История моды от античности до наших дней. Словарик юной модницы.

  • Твой стиль.

  • Школа хороших манер.

  • Практические занятия «Золотые руки».

  • Занятия хореографией, занятия по выработке красивой походки.

А.П.Чехов говорил, что «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», он должен быть красив не только в чувствах и мыслях, но и внешне. Внешний вид – самая первая информация, которую мы получаем о незнакомом человеке. Одежде, умению правильно одеваться посвящены занятия кружка «Театр моды».

Модуль I. История моды от античности до наших дней. Словарик юной модницы.

Этот модуль познакомит кружковцев с модой различных эпох. В разные эпохи одежда имела свою окраску и влияла на формирование внешнего облика человека. Она указывала на его национальную и сословную принадлежность, имущественное положение и возраст. Мода стала составной частью нашей жизни, иллюстрацией повседневного быта.



Модуль II. Твой стиль.

В рамках этого модуля предполагается изучение основных законов здоровья, простейших приемов оказания первой помощи, умения постоять за себя. На занятиях введено изучение простейших приемов выращивания растений для дома, которое направлено на развитие чувства прекрасного, способствует ознакомлению с элементами дизайна в оформлении дома, квартиры или уголка дома.



Модуль III. Школа хороших манер.

Этот модуль предполагает уроки хорошего тона, изучение правил этики и этикета, помогает учиться с интересом. Занятия этого модуля помогают учащимся понять: чтобы чего-нибудь добиться в жизни, надо «запрограммировать» себя на учение, которое будет продолжаться всю жизнь.



Модуль IV. Практические занятия «Золотые руки».

Особое место в программе занимает практический труд – умение своими руками делать абсолютно все – от вечернего туалета до искусственных цветов. На этих занятиях кружковцы учатся созданию и изготовлению различных моделей и аксессуаров. В процессе практических занятий «Золотые руки» у них развиваются необходимые качества: усидчивость, аккуратность, художественный вкус, любовь к ручному труду.



Модуль V. Занятия ритмикой и хореографией.

Занятия ритмикой и хореографией обязательно входят в программу. Они приносят кружковцам много радости, здоровья, уверенности в себе. Эти занятия необходимы для того, чтобы осанка стала прямой и красивой, походка легкой и летящей.

Набор модулей не является строго обязательным, отдельные модули могут быть исключены, введены новые модули, изменена последовательность их прохождения с тем, чтобы максимально учитывались индивидуальные потребности и возможности учащихся.

Тематический план

№ п/п

Тема занятий

Модуль I


Вводное занятие. Ознакомление с правилами внутреннего распорядка. Организация рабочего места для практических работ. Правила техники безопасности. Знакомство с планом занятий. Организационные вопросы (2 часа).

История моды от античности до наших дней. Словарик юной модницы (24 часа):



    1. Костюм античного общества.

    2. Костюм средневековой Европы.

    3. Костюм эпохи Возрождения (XIV-XVI века).

    4. Западноевропейский костюм XVII века.

    5. Русский костюм.

    6. Костюм XIX века.

Модуль II

Твой стиль (44 часа):

  1. Самое большое сокровище.

  2. Здоровье и его главные законы.

  3. Помоги себе сам.

  4. Твои волосы.

  5. Прически.

  6. Твой уголок дома.

  7. Гигиена и красота.

  8. Голливудская улыбка.

  9. Береги зрение.

  10. Умей оказать первую помощь.

  11. Умей постоять за себя.

Модуль III

Школа хороших манер (76 часов):

  1. Об истории хороших манер.

  2. Тест для себя.

  3. Как развивать свою память.

  4. Общение с музыкой.

  5. Культура речи. Твоя домашняя библиотека.

  6. Каков твой словарь.

  7. Твой внешний вид. Одежда.

  8. Магия привлекательности и грации.

  9. Мы среди людей.

  10. К тебе пришли гости.

  11. Как украсить стол.

  12. Как вести себя на улице.

  13. Как вести себя в обществе.

  14. Наши праздники.

  15. Новогодние и рождественские подарки.

  16. Подарки к 8 марта.

  17. Подарки на Пасху.

  18. Твой звездный календарь.

  19. О братьях твоих меньших.

Модуль IV

Практические занятия «Золотые руки» (68 часов):

  1. Наши руки не для скуки.

  2. Косы и косички.

  3. Мы начинаем.

  4. Бумажные бусы.

  5. Создание коллекции моделей «Ностальжи».

  6. Подвески с металлическими сердечками.

  7. Крупные бусы.

  8. Бумажные веера.

  9. Браслеты «Джунгли».

  10. Создание коллекции моделей «Звездный дождь».

  11. Браслеты «Морское дно».

  12. Яркие браслеты.

  13. Мягкие браслеты.

  14. Создание коллекции «Гжель».

Подготовка к «Дню высокой моды».

Модуль V

Ритмика, элементы музыкальной грамоты (72 часа):

  1. Ритмические упражнения.

  2. Шаги и упражнения по 6-ой позиции (шаги вперед, назад, в сторону).

  3. Ритмопластические упражнения на координацию для ног, рук, корпуса, головы.

  4. Отработка походки.

  5. Заключительное занятие.

  6. Выставки, сообщения.


К концу первого года обучения учащиеся должны знать:


  • новые термины, встречающиеся в программе по теории моды (хитон, душегрея, корсет, амазонка и т.д.);

  • термины, обозначающие технику изготовления объектов, и их значение (аппликация, оригами, коллаж, папье-маше);

  • новые приемы разметки (с помощью выкройки, увеличение рисунка по клеткам);

  • новые операции обработки материалов (с помощью скотча, липкой ленты).

В течение первого года обучения ученики приобретают умения:

  • вырезать ножницами детали из ткани;

  • комбинировать в одном изделии различные материалы;

  • ориентироваться в заданиях, выполняемых по образцу;

  • видеть возможность использования различных предметов в новой для них функции для создания образов.

Итоговый контроль проводится в следующих формах:

  • реферат, защита проекта;

  • участие в конкурсах, выставках;

  • выступления на концертах;

  • открытые занятия.

Для занятий ритмикой необходимо наличие хореографического кабинета со станками и зеркалами, музыкального центра с набором аудиокассет и CD-дисков. Помещение для теоретических и практических занятий должно быть оборудовано всем необходимым для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий и костюмов. К основным видам наглядных пособий, используемых на занятиях кружка, относятся различные книги по истории костюма с иллюстрациями, рисунки, картины художников, журналы мод. Выставки работ учащихся служат хорошим оформлением кабинета и наглядным материалом на уроках.
Литература:

  1. Ирена Осталовска «Ада, так не надо!» – Пер. с польск. Л. Машинской, худ. ред. А.Лев, технич. ред. Н.Федорова. М.: «Вотуш» 1993.

  2. Киреева Е.В. История костюма. Европейский костюм от античности до XX века. Под ред. Л.А. Белова, худ. ред. А.Ф. Сергеев. – М., Просвещение, 1976.

  3. Коротеева Л.Ф. Золушка становится принцессой: Книга для девочек. – М.: Педагогика,1992.

  4. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Организация и методика воспитательного процесса. Отв. за выпуск Кисарова Т.С., редактор Патенюк Л.И., корректор Денисова Т.И. – М., Педагогическое общество России, Изд. Дом «Ноосфора»,1999.

  5. Методические рекомендации «Разработка авторских образовательных программ в дополнительном образовании детей. Центр детского творчества г. Волгограда, составители: Е.З. Шерстобитова, Н. В. Жоголева.

  6. Нерсесов Я.Н. Я познаю мир. Детская энциклопедия: История моды (Авт. Я.Н. Нерсесов, худож. А.Л. Потапов, Л.Л. Сильянова,) Под общ. ред. Е.М.Ивановой. – М.: ООО «Фирма Издательство АСТ», ООО «Астрель», 1998.

  7. Программы. Трудовое обучение. Технология. I- IV кл., V – XI кл., под редакцией Хотунцева Ю.Л. и Симоненко В.Д.

  8. Файон Уатт. Наши руки не для скуки. Книга для девчонок. Косы. Бусы. Ожерелья. Ред. Н.М. Кожемякина. – М.: «Росмэн», 1997.

  9. Энциклопедия для маленьких принцесс. Технический ред. Блинов И.И., худ. Веселкова Е.В. – СПб.: ТОО «Даамант», АОЗТ «Золотой век», 1996.



Шоппинг


(для учащихся 8-9 классов)
Автор-составитель: Е. Г. Михайлова,

учитель английского языка
Английский язык становится неотъемлемой частью нашей жизни. Знание языка помогает людям не только в общении на бытовом уровне, но и в путешествиях по разным странам, при выборе профессии, рода занятий.

Цель кружка: развивать коммуникативные навыки учащихся на реальных примерах.

Основная задача кружка: помочь учащимся в овладении речевыми навыками, которые позволят без труда совершать простые сделки и помогут решать более сложные задачи в разделе «Шоппинг».

Объем программы: 18 часов (1 час в две недели).

Состав группы – постоянный.

Формы проведения занятий: индивидуальные и групповые практические занятия, ролевые игры, тестирования.

Итоговый контроль проводится в конце курса в форме тестирования.

Тематическое планирование



Название темы

Кол-во часов

1.

Магазин. Сколько это стоит? Вес и размер. Давайте закажем еду с доставкой. Круглосуточные магазины.

3

2.

Ресторан / кафе. Обед в ресторане / кафе.

1

3.

Заказ. Покупка по Интернету. Снимаем комнату. Аренда машины. Как сделать заказ.

4

4.

Проверь себя.

1

5.

Как вам нравится делать покупки?

1

6.

Гостиница. Информация о гостиницах. В гостинице. Регистрация в гостинице. Как заявить претензию. Оплачиваем счет в гостинице.

4

7.

Торговый центр. В торговом центре. Обмен товара.

1

8.

Почта. Отправляем посылку по почте.

1

9.

Проверь себя.

1


К завершению курса обучения учащиеся должны знать:

  • лексику и разговорные клише по теме «Шоппинг»;

  • меры веса и размера;

  • популярную ресторанную еду;

  • порядок действий для заказа по Интернету;

  • различия между британским английским и американским английским.

Учащиеся должны уметь:

  • купить продукты;

  • пообедать в ресторане;

  • снять номер в гостинице;

  • примерить одежду в магазине;

  • предъявить претензию;

  • обменять товар.

Для успешной реализации программы необходимо наличие лингвистических словарей различной направленности, книг современной английской литературы, видео и CD-RW фильмов, записей фрагментов разнообразных речевых выступлений. Для воспроизведения визуального материала необходимо наличие компьютера, магнитофона, телевизора и видеоплеера.

Мяч в кольцо


(для учащихся 8-11 классов)
Автор – составитель: Г. П. Труфанова,

учитель физической культуры
Работа кружка предусматривает всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья учащихся.

Цели:

  • привить потребность к систематическим занятиям спортом;

  • подготовить общественный актив организаторов игры в баскетбол.

Периодичность занятий – 2 часа в неделю.

Образовательная направленность обеспечивается обучением двигательным действиям, развитием физических качеств, формированием у учащихся определенных знаний.

Тесты по итогам полугодовых тренировок должны показать возрастание результатов по общефизической подготовке и техническим навыкам, умения грамотно играть в баскетбол. Кроме того, обучающиеся должны приобрести навыки судейства.
Содержание программы

Структурно программа курса состоит из 3 тем (68 часов).



Тема №1. Основы знаний (в течение всех занятий).

  • Реакция организма на различные физические нагрузки.

  • Самосовершенствование в целях повышения уровня двигательной и технической подготовки.

  • Двигательные качества человека и их развитие.

  • Индивидуальные подходы к заботе о здоровье.

Тема №2. Общая физическая подготовка.

  • Бег до 10-12 минут (12-15 минут).

  • Бег с низкого старта, старт из различных исходных позиций. Спринт. Повторный, переменный бег на отрезках 60-100 метров. Специальные беговые упражнения. Бег с ускорением.

  • Метание набивных мячей.

  • Упражнения для развития силы кисти.

  • Подтягивание, поднимание ног в висе, поднимание туловища из различных исходных положений, отжимания.

  • Упражнения с отягощением, в висах и упорах, силовые упражнения (с партнером).

  • Прыжки с места, тройной прыжок, прыжки через препятствия, прыжки через скакалку, напрыгивание, опорные прыжки.

Тема №3. Специальная подготовка.

  • Передвижение игрока в стойке баскетболиста, приставным шагом, с ускорением.

  • Остановки в движении прыжком, в два шага после ведения.

  • Повороты на месте.

  • Ведение мяча левой и правой рукой по прямой, с изменением направления и скорости.

  • Ведение с изменением направления, скорости и высоты отскока.

  • Передача мяча двумя руками с шага, со сменой мест в движении, при встречном беге в колоннах; одной рукой от плеча, с отскоком от пола; передача одной рукой от плеча на различные расстояния с места и в движении; одной рукой из-за спины; одной рукой переводом; назад под рукой; передача мяча от головы.

  • Броски в движении после двух шагов; в прыжке одной рукой с места; в прыжке с поворотом до 180 , толкаясь одной ногой; броски в прыжке с дальней и средней дистанции с определенных точек; бросок двумя руками над головой в прыжке с сопротивлением. Добивание мяча в корзину.

  • Взаимодействие игроков в нападении и в защите; борьба двух защитников с двумя нападающими за отскочивший мяч после неудачного броска издали. Позиционное нападение; зонная защита. Двухсторонняя игра.


Рабочая программа кружка «Мяч в кольцо»


Тема занятий

Элементы

содержания



Требования

к уровню


подготовки

Вид

контроля


Техника безопасности в спортивных играх. Элементы игры в баскетбол.

Упражнения ОФП и техника безопасности (инструкция 05-10-40-75). Передвижения. Правила игры в баскетбол. Ловля, ведение, передачи мяча и их сочетание.

Знать требования по технике безопасности. Уметь вести, передавать мяч.

Собеседование

Остановки, повороты.

Упражнения ОФП. В движении ловля-передача мяча – остановки, повороты. Основные правила игры

Уметь выполнять элементы игры в движении. Знать правила игры.

Опрос

Броски мяча в кольцо

Упражнения ОФП. Разминка баскетболиста. Передача в движении. Ведение левой, правой рукой. Остановки в два шага. Броски с места, в движении.

Знать специальные упражнения баскетбола. Уметь выполнять броски.




Разминка баскетболиста. Броски мяча с места, в движении, в прыжке. Двухсторонние игры.

Уметь выполнять броски мяча в кольцо

Индивидуальный просмотр

Вырывание, выбивание мяча.

Индивидуальная разминка. Вырывание мяча, выбивание в двойках. Двухсторонние игры с применением приемов.

Броски из 5, попадания: 4-3-2.

Из 5 бросков = 3, 2, 1.

Перехват, накрывание.

Индивидуальная разминка. Штрафной бросок. Вырывание, выбивание мяча. Подбор мяча. Двухсторонние игры. Перехват, накрывание мяча.

Уметь выполнять приемы техники защиты.

Просмотр.

Взаимодействие игроков.

Индивидуальная разминка. Задания в тройках. Броски мяча. Взаимодействия игроков в нападении. Тренировочные игры.

Уметь применять индивидуальные действия.

Собеседование.

Прессинг, зонная защита.

Индивидуальная разминка. Броски в движении. Перехват мяча, накрывание. Двухсторонние игры: тактика защиты – прессинг, зонная защита.

Уметь прессинговать.

Опрос.




Индивидуальные действия в защите и нападении. Соревнования по баскетболу внутри школы (групп), первенство района.

Знать основные приемы и правила игры.

Беседа.

Взаимодействие игроков.

Упражнения ОФП. Индивидуальные действия игрока с мячом – передача, ведение, бросок; без мяча – на свободное место, к партнеру с мячом, к партнеру без мяча.

Собеседование. Беседа.




Тактика нападения

Разминка. Индивидуальные действия игроков. Двухсторонние игры.

Индивидуальные замечания и объяснения.




Тактика защиты

Разминка. Защита против игрока с мячом – встать между подопечным и охраняемой корзиной, смотреть на ноги своего подопечного, руки вверху; без мяча – между игроком и кольцом, после каждого броска блокировка подопечного.

Объяснения действий игрока.




Броски мяча

Броски мяча с места, в движении, в прыжке. Взаимодействие игроков в защите. Двухсторонние игры (первенство школы: параллельные классы)

Итоги игр и результаты участия в соревнованиях

Учет

Вырывание, выбивание мяча

Индивидуальная разминка. Вырывание, выбивание мяча, перехват, накрывание – индивидуальные действия в тренировочных играх.

Знать технику приемов овладения мячом.




Перехват мяча, накрывание

Индивидуальная разминка. Перехват, накрывание мяча. Двухсторонние игры (2x2), (3x3).

Уметь самостоятельно применять приемы игры.




Броски мяча

Индивидуальная разминка. Зачетные броски мяча в кольцо. Тренировочные игры – правила.

Броски с раз-личных точек: количество попаданий.

Учет

Индивидуальные действия. Броски мяча

Броски мяча, штрафные броски. Двухсторонние игры – судейство.

Количество попаданий из 10, из 30. Штрафные броски из 5, из 10. Уметь судить игры

Учет



Программа кружка юных пожарных «Отважный»


(для учащихся 3-6 классов).

Срок реализации программы: 4 года
Авторы – составители: А. В., Мещерякова,

учитель русского языка,

Т. А. Токарь, учитель начальных классов.
Представляемая программа рассчитана на то, чтобы познакомить обучающихся с основами пожарного дела, привить им основополагающие знания и умения, научить распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них.

Важной особенностью является ознакомление обучающихся с организацией системы профилактической работы по пожарной безопасности в области, городе, районе.

Учащиеся получают необходимые знания по правилам и мероприятиям пожарной безопасности в жилых зданиях, летних лагерях, школах, сельской местности, учатся соблюдать противопожарный режим в школе, лагере; изучают первичные средства пожаротушения, учатся работать с огнетушителем при возникновении пожара(практическая часть), действовать на пожарно-прикладной полосе, получают знания по оказанию первой медпомощи пострадавшим на пожаре; изучают знаки пожарной безопасности, знакомятся с пожарной техникой, пожаротехническим вооружением, средствами связи, системами автоматического пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации; изучают историю пожарной охраны и добровольчества, положение о ДЮП и их задачи.

Возрастной диапазон участников- 11-13 лет.

Состав группы- 12-14 человек.

Оптимальный режим работы-2 часа в неделю.



Цели:

  • углубить знания по правилам пожарной безопасности, причинам и возможным последствиям возгораний и взрывов, правилам безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов;

  • способствовать развитию осознанного отношения к своим действиям и поступкам, направленным на сохранение личной жизни и здоровья, а также жизни окружающих людей и охраны природы;

  • воспитывать готовность подчинять свои действия и поступки правилам, от выполнения которых зависит личное и социально-общественное благополучие.

Задачи:

  • повышение образовательного уровня детей и участие их в обеспечении пожарной безопасности;

  • оказание практической помощи в обеспечении безопасности граждан и имущества при возникновении пожаров;

  • овладение основами пожарного дела, умениями и навыками по предупреждению и тушению пожаров;

  • проведение противопожарной пропаганды;

  • оказание первой доврачебной помощи в различных ситуациях;

  • развитие способности находить решение и действовать в чрезвычайных ситуациях;

  • участие в проведении тематических выставок, смотров, конкурсов и военно-спортивных игр.

История пожарного дела знает многие печальные примеры пожаров в школах, интернатах, имевших своими последствиями гибель большого количества учащихся. И в настоящее время эта проблема остаётся насущной.

Печальные последствия несёт за собой пожар, вспыхнувший в школе во время занятий, особенно если педагогический персонал и учащиеся не обучены даже первичным правилам пожарной безопасности.

Таким образом, в ряду первейших задач, составляющих обеспечение пожарной безопасности - обучение детей правилам пожарной безопасности, применение мер, направленных, прежде всего, на предупреждение возникновения пожара и сохранение собственной жизни.

Программа предусматривает такие методы и формы работы, которые дают возможность обучающимся максимально проявлять свою активность в решении задач данной области, развивают их эмоциональное восприятие, знания, умения, навыки.

Кроме занятий по теории, бесед, проводится тестирование, обучающие игры, КВН, викторины, игры-соревнования, составление учебно-тренировочных карт, рассмотрение ситуационных задач.

Обязательными элементами обучения являются не только овладение теоретическими знаниями, но и практические занятия, проводимые совместно с ВДПО г. Волгограда, пожарной частью, центром охраны труда; беседы с пожарными, знакомство с техническим оснащением пожарных частей, видами огнетушителей, экскурсии в пожарную часть, в мастерскую художника Павла Пантелеева- пенсионера МЧС, музей пожарного дела, составление листовок на противопожарную тематику и их распространение, интервьюирование населения, родственников и учащихся школы.

Процесс обучения ведётся совместно с представителями межведомственных организаций УО, ВДПО, пожарной частью, работниками музея МЧС и музея пожарной части.

Условия реализации программы:


  • хорошо оснащённый и оборудованный кабинет;

  • классная доска;

  • наглядные пособия, плакаты, книги, альбомы;

  • рабочие тетради по пожарной безопасности;

  • знаки пожарной безопасности.


Учебно-тематический план. Первый год обучения (36 часа)


№ п/п

Наименование и содержание темы



Кол - во

тео

рии (час)

Кол –

во

прак-

тики

(час)

Кол - во всего

(час)


1 раздел. Методические рекомендации по работе ДЮП

1

Водное занятие. Запись в кружок.

1




1

2

Изучение целей и задач ДЮП.

1




1

3

Знакомство с обязанностями членов ДЮП. Создание структуры (звенья, отряды).

1




1

4

Что такое огонь?

Сказка «Огнь и вода».



1




1

5

Пожарная профилактика – основная работа ДЮП.

1




1













5

2 раздел. Береги свой дом от пожаров

6

Профилактика пожаров в быту. Это знают все, но соблюдают немногие.

1




1

7

Неосторожное обращение с огнем.

1




1

8

Особенности противопожарной защиты в домах с повышенной этажностью

1




1

9

Открытое занятие: «Огонь - друг, огонь - враг» Статистика.




1

1

10

Правильный вызов по номеру 01.

Обучение населения правилам пожарной безопасности. Изготовление листовки.






1

1

11

Знайте права, соблюдайте обязанности.




1

1













6

3 раздел. Противопожарный режим в школе

12

Противопожарные требования к территории школы.

1




1

13

Изучение правил пожарной безопасности для школ.

1




1

14

Массовые мероприятия в школе. Порядок действия учащихся при возникновении пожара.

1




1

15

Эвакуация. Пути эвакуации.




1

1

16

Пожароопасность веществ и материалов.

самовозгорание веществ.



1




1

17

Анализ причин возникновения пожаров. Разработка памятки.




1

1

18

Безопасный Новый год. Рейд агитбригады в классы: «Чтобы праздник был всем в радость»




1

1













7

4 раздел. История пожарной охраны и

добровольного пожарного общество

19

Историческая справка о развитии добровольных пожарных организациях в России.

1




1

20

Первые добровольные пожарные организации в городе Царицыне.

1




1

21

Подвиги пожарных в Гражданскую войну.

1




1

22

Подвиги пожарных во время Великой Отечественной войны.

1




1

23

Подвиги пожарных в мирное время.

1




1

24




Посещение музея пожарного дела.

1













6

5 раздел. Способы прекращения горения

25

Первичные средства пожаротушения.

1







26

Виды огнетушителей. Их применение.

1







27

Оборудование щитов противопожарным инвентарем, места их установки.

1







28




Экскурсия в музей МЧС

1













4

6 раздел. Доврачебная медицинская подготовка к деятельности в чрезвычайных ситуациях

29

Поражение током. Оказание первой помощи пострадавшим.




1

1

30

Оказание первой помощи пострадавшим от ожогов. Ожоги. Виды ожогов.




1

1

31

Обморожение. Оказание первой помощи пострадавшим.




1

1

32

Оказание первой помощи из воды пострадавшим.




1

1

33

Оказание первой пострадавшим от отравления угарным газом.






1

1

7 раздел. Знаки безопасности

5

34

Знаки безопасности: предупреждающие, запрещающие, указательные.

1







35

Установка их в школе. Работа с населением по данной теме.




1
















2

36

Проверка знаний.Тестовые занятия.

Практическое занятие на свежем воздухе.



Второй год обучения (72 часа)

№ п/п

Наименование и содержание темы

Кол-во теории (час)

Кол-во практики (час)

Кол-во всего (час)

История пожарной охраны и добровольного пожарного общества

1.

Положение о ДЮП – цели, задачи, права и обязанности членов дружины.

2




2

2.

История использования огня и борьба с пожарами в древней Руси.

2




2

3.

Основное боевое подразделение дореволюционной пожарной команды. Посещение музея пожарного дела.

2




2

История развития добровольного пожарного общества

1.

Образование Российского пожарного общества.

2




2

2.

Образование городского ДПО в Царицыне.

2




2

3.

Образование ВДПО.

2




2

4.

Образование юношеских добровольных дружин в нашей стране.

2




2

Профилактика пожаров

1.

Причины пожаров в древней Руси.

2




2

2.

Основные правила пожарной безопасности.

2




2

3.

Основные меры по предупреждению пожаров от шалости детей с огнем.

2




2

4.

Последствия пожаров. Статистика.

2




2

5.

Отчего гибнут люди при пожаре?

2




2

6.

Способы прекращения пожаров.

2




2

7.

Безопасность на природе:

2




2




  • противопожарные требования при разжигании костров;

2




2




  • причины лесного пожара

2




2

8.

Изготовление и распространение памяток в школе и среди населения микрорайона




4

4

9.

Рейд ДЮП в начальные классы с агитбригадой.




4

4

Спасатели и пожарные отныне вместе




Аварийные ситуации в жилище










1.

Особенности современного жилища.

2




2

2.

Чрезвычайные ситуации в быту:













  • поражение током;

1




1




  • затопление;

1




1




  • утечка газа;

1




1




  • разрушение.

1




1

3.

Взрыв в доме. Действия.

1




1

4.

При взрыве начался пожар. Порядок действия.




2

2

5.

Эвакуация. Пути эвакуации.




2

2

6.

Безопасность на воде.

2




2

7.

Закрепление навыков действия на пожаре.




1

1

8.

Викторина «Знаешь ли ты правила пожарной безопасности». Экскурсия в МЧС.




2

2

Огнетушители

1.

Первичные средства пожаротушения.

2




2

2.

Оборудование щитов противопожарным инвентарем, места их установки.

2




2

3.

Виды огнетушителей. Их применение.

2

2

4

Доврачебная медицинская подготовка к деятельности в чрезвычайных ситуациях

1.

Поражение током. Оказание первой помощи.

1

1

2

2.

Ожоги. Виды ожогов. Оказание первой помощи.

1

1

2

3.

Обморожение. Оказание первой помощи.

1

1

2

4.

Оказание первой помощи спасенному из воды.

1

1

2




Третий год обучения






Наименование и содержание темы

Кол-во теории

(час)


Кол-во

практики


(час)

Кол-во всего час.




Раздел 1.

Обеспечение пожарной безопасности.

2

1

Система обеспечения пожарной безопасности. Виды и задачи пожарной охраны.

2










Раздел 2.

Пожарная безопасность. Общие требования.

2

2

Пожарная безопасность. Общие требования.

2










Раздел 3.

Понятие о пожаре как о процессе.

4

3

Пожар как процесс.

2







4

Классификация пожаров. Опасные факторы пожаров.

2










Раздел 4.

Статистические данные о пожарах и их последствиях.

2

5

Статистика пожаров и их последствия.

2










Раздел 5. Говорят специалисты.

28

6

Чистота - залог безопасности. План эвакуации.

1

1




7

Кинопоказ.

2







8

Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.

2







9

Об административной и уголовной ответственности.

2







10

Совершенствование конструкций зданий.

2







11

Взрыв бытового газа. Что нужно помнить.

2







12

Понятие о токсичности. О концентрациях СО.

2







13

Пожароопасность электротехнических изделий.

2







14

Назначение и принцип устройства защитного отключения.

2







15

Из истории пожарного дела в России.

2







16

Из истории создания огнетушителей.

2







17

О курильщиках, угарном газе и об экологии.

2







18

Причины возникновения лесных пожаров.

2







19

Работа эксперта при установлении причин пожаров.

2










Раздел 6.

Правила и меры пожарной безопасности.

14

20

Правила и меры пожарной безопасности.

2







21

Посещение пожарной части № 15 Дзержинского района.

2







22

Как защитить дом от пожара?

2







23

Пиротехника. Меры предосторожности.

2







24

Проведение массовых мероприятий.

2







25

Проведение викторины на знание правил пожарной безопасности среди учащихся 5-6 классов.




2




26

Детская шалость - одна из причин пожаров.

2










Раздел 7.

Первичные средства пожаротушения.

2

27

Первичные средства пожаротушения.

2










Раздел 8. Огнетушители.

6

28

Огнетушители. Огнетушащие вещества.

2







29

Классификация огнетушителей.

2







30

Выбор и размещение огнетушителей.




2




31

Посещение музея пожарной охраны.




2

2

32

Изготовление и распространение памяток в школе и среди населения района.




2

2

33

Рейд ДЮП в начальные классы с агитбригадой.




2

2

34

Подведение итогов года.







2


Четвертый год обучения



Наименование и

содержание темы



Кол-во

теории


(час)

Кол-во

практики


(час)

Количество всего час.

1

Организационный сбор отряда. Выбор актива, распределение обязанностей.







2


2

Повторение теоретической части. Обеспечение пожарной безопасности. Общие требования.

2




16

3

Пожар как процесс. Статистические данные.

2







4

План эвакуации.

2







5

Взрыв бытового газа. Токсичность. Пожароопасность электрических изделий.

2







6

Лесные пожары.







2

7

Как защитить дом от пожара.







2




Огнетушители.







2

8

Теоретический зачёт.







2

9

Раздел 9.

Как себя вести в случае возникновения возгорания и при пожаре. Признаки начинающегося пожара.

2

10

Пожар в квартире. Изготовление памяток для школьника.







2

11

Особенности развития пожара в здании повышенной этажности.







2

12

Пожар в местах массового скопления людей.







2

13

Психология поведения при пожаре.







2

14

Экскурсия в пожарную часть Центрального района.







2

15

Пожар на транспортном средстве.







2




Раздел 10.

Оказание доврачебной помощи пострадавшим на пожаре.

2

16

Отравление угарным газом.










17

Общее отравление газообразными продуктами.







2

18

Ожоги.







2

19

Экскурсия в больничный комплекс (ожоговое отделение)










20

Работа с населением. Интервьюирование.







2

21

22


Изучение Уставной части. Положение о дружинах юных пожарных.







4

23

Посещение пожарной части № 15 Дзержинского района с целью проверки теоретических знаний и применения их на практике.







2

24

25


Знаки пожарной безопасности.







4

26

27


Подготовка к итоговому конкурсу ДЮПов.







4

28

Итоговый конкурс ДЮПов.







2

29

Конкурс загадок, пословиц, поговорок об огне для учащихся 1-5 классов.







2

30

Терминология пожарных.







2

31

Проведение теста на знание правил пожарной безопасности для учащихся 6-11 классов.







2

32

33


Спортивно-прикладные занятия по пожарной безопасности.







4

34

Итоговое занятие.







2


Литература:

  1. Копылов Н.П. «Педагогам и родителям о пожарной безопасности» ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2004.

  2. «Материалы семинара- совещания «О работе с детьми по предупреждению пожара», Барнаул, 2003

  3. «Методические рекомендации по работе с дружинами юных пожарных», Волгоград 1997

  4. «Пожарные добровольцы России», Москва, 1997

  5. «Советская пожарная охрана», Москва, 2000