Программа замены капитализма обществом, основанным на началах ассоциации - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учения о государстве и праве в западной европе в период утверждения... 3 512.99kb.
Англо-саксонская модель капитализма (неолиберальная, неоамериканская... 1 50.73kb.
Программа повышения квалификации 3 414.81kb.
Статья 6: Оборудование и Форма Участники a Участники должны иметь... 1 114.7kb.
Вчера я словно в чистый источник окунулся… После четвертьвекового... 1 50.75kb.
Основные этапы развития менеджмента 1 57.1kb.
Из трактата «О началах человека» (Юань жэнь лун) Цзун-ми 2 345.16kb.
Доклады и сообщения на учредительной конференции Международной ассоциации... 1 197.12kb.
Доклады и сообщения на учредительной конференции Международной ассоциации... 1 54.51kb.
Доклады и сообщения на учредительной конференции Международной ассоциации... 1 65.57kb.
Доклады и сообщения на учредительной конференции Международной ассоциации... 1 56.49kb.
Требования к оформлению реферата по философии 1 49.26kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Программа замены капитализма обществом, основанным на началах ассоциации - страница №1/1

Марксизм – направление экономической науки, исследующее экономические отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления. (Воспроизводственный процесс). Отношения, возникающие в общественном воспроизводства.
Возникновение марксизма – 40-е годы XIX в Германии.
Маркисизм – та из немногих экономических теорий, имеющая идеологическую направленность; и была распропагандирована среди рабочего класса.
По своей классовой природе – это социально-экономическое учение рабочего класса и трудового крестьянства.
Представители: Карл Маркс (1818—1883), Фридрих Энгельс (1820—1895)
Источники: английская классическая политэкономия Смита—Рикардо, немецкая классическая философия Гегеля—Фейербаха (с философской точки зрения Гегель – диалектик и субъективисит; Гегель: сознание первично, материя вторична. Фейербах не был диалектиком, у него первоначальная роль отводится материи), французский утопический социализм (не только он, поскольку в рамках утопического социализма и представителей имеем английского утоп. соц.; утопический социализм – у него давняя история как предшественника марксизма). Метод марксистов, =>, материалистической диалектики. Маркс: «Диалектика у Гегеля стояла на голове, нужно поставить ее на ноги, чтобы найти в ней рациональное зерно».
Предмет исследования – сфера производства.
В основу метода положена философия теория исторического и диалектического материализма.
Утопический социализм: «Утопия» Томаса Мора. Там нет частной собственности, все люди имеют равные права, физический труд является почетной обязанностью каждого, а результаты труда распределяются поровну между членами общества. Анри Клод Де Сен-Симон, Шарль Фурье, …
Сен-Симон: «О промышленной системе», «Катехезис промышленников». «Вставайте, граф, Вас ждут великие дела» -- его лакей будил его так. Идея:

  • критика капиталистического строя

  • программа замены капитализма обществом, основанным на началах ассоциации

  • новый общественный строй (индустриализм) будет основан на крупной промышленности.

Шарль Фурье – еще один довольно интересный представитель французского утопического социализма. Как и Сен-Симон идет критика буржуазного строя. В странах складывается машинной производство. Картина «гармонического» человеческого общества, в котором произойдет гармоническое развитие всех способностей человека…

Переход к социализму должен произойти посредством пропаганды образцовых трудовых ассоциаций (аланстеров), «в которых добровольный труд…»
Р. Оуен – англичанин. «Отчет о Нью-Ленарском предприятии», «Новый взгляд на общество, или Опыты по выработке человеческого характера», «Книга о новом нравственном мире». Был промышленником-предпринимателем. Видел недостатки капиталистического строя. Пытался построить новое общество на одном, отдельно взятом острове. Будущий строй представлялся как община, где много общего. Смог реализовать свои идеи на одном из прядильно-ткацких предприятий Шотландии. По Марксу если что-то вывозить, то есть создавать какое-то общество, вывести средство производства, то там формируются производительные силы. Но там нужна система производственных отношений. Если есть участки в различных регионах, где сообщества держатся на старинных, традиционных принципах. «Троица зла»: частная собственность, религия и брак на основе собственности, охраняемой религией.
Маркс – философ, защитил диссертацию, посвещенную философской проблеме: сравнение философии Платона и Демокрита. Он начал отталкиваться от философской основы построения учения. Интересный философский подход: во Франции был мелко-буржуазной экономии представитель – Жосеф Рудон. Он написал книгу «Философия нищеты», пытался показать, насколько бедно живут средние слои. Выступал в защиту средних слоев населения. Маркс ответил «Нищетой философии» против Рудона. Проблемы коммунистического способа производства. Очень много работ. Боле 50 томов Маркса и Энгельса. Энгельс больше практик. Главная работа: «Манифест коммунистической партии». Специфический подход к происхождению отношений: семья, государство, частная собственность, например, учение Дарвина (это Энгельс).
Высоко научно добросовестны были. Когда Маркс писал Капитал, 3-й том: развитие сельского хозяйства в России. Чтобы использовать материал по России, специально для этого выучил русский язык. Энгельс был полиглотом (10 языков), был хорошим военным стратегом («И его назовут генералом» -- книжка про Энгельса).
Энгельс материально поддерживал семьи Маркса.
Методологическая основа марксизма.

В основе – принцип диалектического и исторического материализма.

Центральное место в методологии занимала концепция о базисе и надстройке: в общественном производстве люди вступают в определенные, необходимые отношения – производственные отношения. Последние находятся во взаимосвязи с производительными силами общества и в совокупности они образуют способ производства. Совокупность производственных отношений составляет экономическую структуру общества, базис, на котором возвышается юридическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания.

Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процесс жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет сознание.


Базис и надстройка: в основе всей общественной системы лежат производственные отношения. Что понимается под ними представителями марксизма? Совокупность отношений, в которые люди вступают в процессе производства, ... Производственные отношения во взаимосвязи с производительными силами = это в сумме способ производства. Под производительными силами понимается с точки зрения Маркизма: совокупность средств производства и рабочей силы (совокупность общественных и личных факторов, участвующих в процессе производства). Эта совокупность производственных отношений имеют базис и надстройку, и эти надстроечные отношения вторичны, потому что уже сами эти отношения будут зависеть от того, каков будет базис. В соотношении производительных сил и производственных отношений проявляется закон диалектики: единства и борьба противоречий (один из трех законов диалетики). Если их рассматривать (пр. силы и пр. отн.), то в рамках способа производства наиболее подвижны революционным элементам производственные силы (средства производства и рабочая сила). Техника никогда не стоит на месте, революционирует и эволюционирует. На каком-то этапе производственные отношения по Марксу начинают отставать от развития пр. сил. Вопрос: почему производственные отношения более консервативны? Чтобы ответить на него, нужно понять, что лежит в основе пр. отношений. Они сами – отношения по поводу производства, … Они чем-то должны определяться? Маркситы говорят, во-первых, о примате производства над распределением, обменом и потреблением, и в основе непосредственного производства лежат отношения собственности, причем отношения собственности на средства производства. Если учитывать подход Маркситов, что отношения собственности – основа базиса и надстроечной системы в лице институтов и т. д., то ее смена будет зависить от того, изменятся ли отношения соственности. Частная и капиталистическая собственность: легко ли их заменить? Естественно, нет. Как привести их в равновесие? Можно либо эв., либо революции. Речь будет идти о социалистической революции, что и происходило в ряде стран. Исходя из этого подхода по соотношению пр. сил и пр. отношений, Маркситы выделяют пять способов производства (критерий – взаимодействие составляющих: отношение собственности на средства производства): первобытно-общинный, феодальный, капитистический, коммунизм, социализм (1—2 не хватает?).
Структура «Капитала»

  1. 1862, Процесс производства капитала (непосредственно) – основания экономико-философские рукописи 40—50 годов. Он вышел при жизни Маркса. Абстрактные марксистские теории.

  2. 1885, Процесс обращения капитала. После смерти Маркса, почти был написан. Выпустил в свет Энгельс. Здесь логика, которая существует между 1-м и 2-м томом. Логичная схема: у Маркса есть замечательный слова: «Капитал можно понять не как вещь, прибывающую в покое, а только в процессе движения». Рассматривает процесс движения-обращения капитала.

  3. 1894, Процесс капиталистического производства, взятый в целом. В нем рассматривается весь процесс воспроизводства (4 составляющих: производство, …). Именно он по многим позициям отражает реалии капиталистического способа производства. От абстрактных категорий Маркс переходит к категории реальной жизни. Третий не был завершен Марксом, были сделаны определенные наброски, поэтому создавал как единое целое Энгельс том, он сделал дополнение собственное к нему. Можно с полным правом утверждать, что это совместная работа двух гениальных людей.

  4. Теории прибавочной стоимости содержит обзор экономических теорий с точки зрения трактовки сущности и форм распределения прибавочной стоимости. Исторический экскурс в развитие экономической теории до Маркса. Исторический, 4-й том вышел гораздо позже первых трех томов, примерно 1902—1903. Вышел под редакцией Карла Тауцкого. Написан он гораздо раньше, нежели первые 3 тома. 40—50 годы, хотя опубликована после или в начале 20 века.

Основные идеи первого тома «Капитала»

Основная цель – «Открытие экономического закона движения современного общества» (капитализма). «Основная цель моего исследования – открытие современно закона».

Основные идеи:



  1. Два фактора товара: потребительная стоимость и стоимость

  2. Двойственный характер труда, заключенного в товаре [тот параграф, который с точки зрения Маркса наиболее значимый для всего капитала. Двойственный характер – самое замечательное, что впервые открыто мною. Маркс смог разрешить противоречие Адама Смита, заключавшееся в том, что если эквивалентный обмен, то это капитализм; иначе это не эквивалентный обмен. Маркс показал, как на основе закона стоимости и эквилентности и трудовой теории стоимости доказать происхождение прибыли. Он это доказал, используя понятие «двойственного характера труда». Двойственность заключается в том, что труд каждого субъекта, с одной стороны – конкретный, с другой – абстрактный. Конкретный труд – создатель потребительной стоимости, абстрактный – создатель стоимости. Характеризуя отдельные виды труда, наш труд отличается. Л. В. говорит, мы молчим и т. п. Но в наших различиях есть нечто общее, что мы тратим определенные виды энергии. Маркс говорит, что абстрактный труд принимают форму абстрактного труда только в товарном производстве. Энергия тратилась всегда, но не факт, что эти затраты примут товарную форму. Абстрактный труд – основа стоимости, а стоимость проявляет себя через меновую стоимость, только в обмене. Продукт труд становиться товаром, если он только кем-то куплен. Если мы сравниваем различные товары, то мы их будем сравнивать по затратам абстрактного труда (общественный труд). Конкретный труд – труд частный, конкретного товаропроизвдителя. Он доказывает, что он нужен обществу, что он нужен товару, через меновую стоимость. Если ощество не покупает товар, то затраты вложенного труда (энергии) оказывались бесполезны для общества. Между частным и общественным трудом может сущестсовать противоречия. Конкретный труд не всегда проявляет себя как абстрактный, не всегда потребительная стоимость проявляет себя как стоимость, не всегда продукт труда становиться товаром. В самом товаре заложены противоречия между потребительной стоимостью и стоимостью, которые затем выливаются в основное противоречие капитализма.]

  3. Превращение денег в капитал [Товар, процесс обмена проходит ряд этапов: простая форма стоимости, развернутая, денежная, всеобщая. Деньги могут выступать как товар через денежную форму стоимости (товар обменивается на деньги). С другой стороны, деньги могут выступать как капитал. Если деньги – товар, то движение формулы: товар – деньги – товар (деньги – мимолетный посредник, хотя играют специфическую роль). Если деньги превращаются в капитал, то формула иная: деньги – товар – деньги, но в этой формуле первоначально смысла нет: были деньги, получили деньги, простое воспроизводство. Поэтому форму движения: деньги – товар – деньги-штрих {всеобщая формула капитала}. Где деньги-штрих – первоначальное анонсированные деньги + какой-то прирост (дельта-деньги). Маркс обращает внимание, что деньги могут приносить золотые яйца. И этот прирост с точки зрения Маркса – прибавочная стоимость (латинская m), не прибыль (о ней речи пока не идет).]

  4. Деление капитала на постоянный и переменный [Если должен быть прирост (m), то за счет чего он происходит? Дальше он ищет источники прибавочной стоимости, он делит капитал на постоянный (C) и переменный (V) (в производстве) (а основной и оборотной через сферу обращения). C – эквивалент стоимости средств производства (вещественные производственные факторы). Вот эта стоимость средств производства (C, которая не меняется) переносится (пока без амортизации) конкретным трудом на вновь созданный продукт. V – эквивалент стоимости рабочей силы превращается в заработную плату. З/пл – превращенная форма стоимости цены рабочей силы. (Это отличие второе от классиков, которые понимали под заработной платой стоимость труда; что продается труд, а не рабочая сила). Если продается рабочая сила, то за сколько? Это определяет стоимость рабочей силы. Определяет нашу с нами стоимость. Сколько нужно человеку, чтобы быть способным существовать и трудиться. Рабочая сила имеет товарную форму. Подписывается контракт, сколько человек «стоит». С точки зрения работодателя. Мы способны что-то делать, и это должно удовлетворять.. Если рабочая сила имеет товарную форму, то она должна иметь потребительную стоимость; она должна удовлетворять потребностям, за которые работодатель берет нас на работу. Потребительная стоимость рабочей силы для капиталиста… Капиталист использует потребительную стоимость рабочей силы, которая заключается в способности работника своим абстрактным трудом создавать, во-первых, эквивалент стоимости своей рабочей силы, и, во-вторых, создавать для капиталиста прибавочную стоимость. Нет нарушения эквивалентности и противоречия закону стоимости. Капиталист по стоимости купил рабочую силу на рынке, предложив эквивалент в форме заработной платы. Он использует в процессе не стоимость, а потребительную стоимость рабочей силы, за которую он оплачивает по истечении определенного срока. Купил по стоимости, и оплатил по стоимости. Нет противоречия. Работник создает и пищу для себя, и избыток над расходами, который присваевается капиталистом (прибавочная стоимость), в том числе потому, что он является собственником средств производства. Кратко это и есть теория эксплуатации. Исходя из нее, Маркс делает соответствующий вывод: рабочий создает продукт, а продукт принадлежит капиталисту. В стоимость него входит стоимость средств производства, стоимость рабочей силы (переменный капитал) и величина m – прибавочная стоимость. Стоимость продукта W = C + V + m, где C – старая (перенесенная) стоимость, (V + m) – новая, вновь созданная стоимость, элементом которой является прибавочная стоимость, присваемая капиталистом. По Марксу можно рассчитать степень эксплуатации. Она рассчитывается как отношение массы прибавочной стоимости (m) к величине переменного капитала V * 100 % = m-штрих. m-стрих – норма прибавочной стоимости или степень эксплуатации. Она может быть 100 %: две части. Вывод из теории эксплуатации: необходимо эту ситуацию ломать. Поскольку работник является прозводителем продукта, в котором сидит прибавочная стоимость, то он должен принадлежать самому работнику. Для этого необходима определенная революция. Марксизм – одна из немногих теорий, широко распропагандированных. Довольно сложно это было воспринимать рабочему классу в начале XIX века. Что пропагандировали представители марксизма, в основе пропаганды был ввод: эксплуатируют рабочий класс, поэтому необходимо убрать частную собственность.].

  5. Заработная плата как превращенная форма стоимости и цены рабочей силы

  6. Изменение органического строения капитала по мере концентрации и централизации капитала

  7. Всеобщий закон капиталистического накопления

  8. Основное противоречие капитализма как противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения.


Капитализм – конкретное, реально существующее явление. По каким законам оно развивается и движется? Необходимо раскрыть его содержательные составляющие. Нужно разложить его на более мелкие. От конкретного к абстрактному, а затем наоборот. Наиболее содержательная абстракция: «элементарнтной клеточкой буржуазного общества является товар. Капитализм – товарное производство».