Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа предшкольной подготовки будущих первоклассников 1 172.64kb.
Готов ли он к школьному обучению, т е. будет ли его развитие (социальное... 1 31.92kb.
Готов ли Ваш ребенок к школьному обучению, т е. будет ли его развитие... 1 167.18kb.
Рабочая программа (дополнительное образование) Литературный кружок... 1 62.84kb.
Самостоятельная работа студентов (сpc) является важнейшей составной... 1 88.02kb.
Рабочая программа включает требования к результатам ее освоения,... 3 712.36kb.
Пояснительная записка направленность программы. Образовательная программа... 1 339.01kb.
Программа составлена в соответствии с программой по технологии под... 4 849.84kb.
Программа защищена на заседании районного мс 1 220.01kb.
1. Наименование Программы Программа «Правильное питание путь к здоровью... 1 236.51kb.
Зав кафедрой З. А. Шогенов Директор Х. Б. Мамсиров рабочая программа... 1 172.29kb.
Пояснительная записка к учебному плану 1-2-х классов 1 95.09kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению - страница №1/1

                               

                                                                                                    Шикина Оксана Анатольевна

                                                                                                    учитель начальных классов

                                                                                                   МОУ «Шостьенская СОШ»

                                                                                                   с. Шостье, Касимовского района

Рязанской области

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА



«Школа будущего первоклассника»

1

Наименование программы

«Школа будущего первоклассника».

2

Основание для разработки программы

Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению

3

Основные разработчики программы

Шикина О.А.

4

Основная цель программы

обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

5

Задачи программы

  1. организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

  2. укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

  3. формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

6

Условия достижения цели и задач программы

Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов

7

Основные направления программы

Адаптация к школьному обучению проходит через:

  1. формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;

  2. расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;

  3. обогащение активного словаря ребенка, связной речи;

  4. логическую и символическую пропедевтику.

8

Сроки реализации программы

От 2011 года

9

Пользователи основных мероприятий программы

Дети 6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс

10

Ожидаемые результаты

  1. обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,

  2. развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,

  3. формирование его готовности к систематическому обучению

Введение

Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу.      Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.



Пояснительная записка

Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети,  которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. 



Цель данной программы:

Всестороннее развитие ребенка, что позволит  обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

Основные задачи программы:


  1. организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

  2. укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

  3. формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

 Программа рассчитана на детей  6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Школа будущего ученика» основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.

Порядок организации работы школы будущих первоклассников «Школа будущего ученика»:


  1. группы формируются из детей 6-летнего возраста;

  2. продолжительность обучения составляет 10 занятий (февраль – апрель)

  3. наполняемость групп не более 15 человек;

  4. режим занятий:  1 раз в неделю (суббота) – 2 занятия по 25 минут

 

Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:



  1.  «Занимательная математика». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях: Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; Символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.

  2. «Основы грамоты». Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.

  3. «Умелые ручки». Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал(клей, ножницы, цветная бумага) Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.

Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.

Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.

Цели занятий


  1. .Развитие слухового и зрительного восприятия

  2. .Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности

  3. .Развитие слуховой и зрительной памяти

  4. .Развитие мышления и речи

  5. .Развитие общей и мелкой моторики

  6. .Совершенствование коммуникативных навыков

  7. .Воспитание доброжелательного отношения к окружающим

  8. .Совершенствование навыков монологической речи

  9. .Совершенствование навыков диалогической речи

  10. .Развитие мимики и пантомимики

  11. .Развитие фантазии и воображения

  12. .Развитие способностей к глубокому образному мышлению

  13. .Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей

  14. .Развитие творческих способностей

  15. .Формирование эмоционально-волевой сферы

  16. .Формирование этических представлений

  17. .Повышение уверенности в себе

  18. .Научить принимать решения

                                                           

                                            План занятий



  1. «Занимательная математика»-10 часов

  2. «Основы грамоты»-10 часов

  3. «Умелые ручки»-10 часов

Тематический план занятий

 курса «Занимательная математика»

       №п\п                         тема занятия                                             цель занятия

1

счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами;

В и  выражать в речи признаки сходства и различия  отдельных предметов и совокупностей;

2

измерение длины, ширины, высоты, окружающих предметов с помощью условной мерки;

          Объединять группы предметов,

Выд  устанавливать взаимосвязь между

частью и целым;


3

представления об элементарных геометрических фигурах

Знать  названия геом. фигур и уметь их отличать

4

ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под).

Пространственное  ориентирование по клеткам

5

Установление последовательности событий.  Последовательность дней в неделе.

Ориентировка во времени

6

Сравнение количества предметов

         на наглядной основе



Соотношение количества предметов  между двумя группами

7

Прямой и обратный счет в пределах 10.

Порядковый и ритмический счет

8

Составление фигур из частей и деление фигур на части.

Конструирование фигур по заданному образцу

9

Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.

Соотношение количества предметов между разными группами

10

Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно).

Сравнение предметов в группах разного количества

Тематический план занятий

курса «Основы грамоты»

1

Ау нас сегодня - капустник! Штриховка (овощи).

Знакомство с правилами штриховки

2

Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых-коротких линий. Считалки

Развитие правильного дыхания при разговорной речи, знакомство с линовкой

3

Письмо коротких линий с закруглением внизу. Игры со звуками

Развитие фонематического слуха и зоркости

4

Письмо коротких линий с закруглением вверху. В мире звуков и букв

Соотношение звуков и знаков

5

Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские былички, бывальницы и сказки о мифологических персонажах. Домовой.

Знакомство с русским фольклором. Продолжение штриховки

6

Знакомство с линованной бумагой, письмо коротких линий с наклоном. Игра «Найди букву»

Развитие пространственного представления на линованной бумаге

7

Ориентировка на линованной бумаге. Игра « Путь к домику»

Определение правой и левой сторон предмета

8

Речь (устная и письменная) - общее представление. Штриховка-копирование

       Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.

9

Предложение и слово. Игра «Слова бывают разные»

Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой)

10

Слово. Семья

Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и правильному интонированию (умение понижать и повышать голос)

 Тематический план занятий

«Умелые ручки»

1

Аппликация « Павлин»

Умение правильно держать ножницы,

обводить свою ладонь, вырезать по контуру, применять творчество в оформлении.



2

«радуга над полянкой», «бабочка»

Использование красок ,технику складывания листа пополам

3

Оригами «Лебедь»

Знакомство с техникой оригами, приёмы складывания квадрата

4

Раскрашивание  шаблона «Яйцо»

Знакомство с техникой росписи на бумаге.

5

Аппликация по шаблону «Грибок»

 работа по шаблону и образцу

6

Конструирование  «Домик у  дороги»

Аппликация из геометрических фигур

7

Рисование  «Дерево»

Знакомство  с техникой «по-мокрому листу»

8

Рисование Медвежонка на поляне

 Развитие творческой инициативы

9

Мозаика «Кораблик»

Техника «мозаика из рваных кусочков бумаги»

10

Коллективная работа «Панно из наших ладошек»

Умение работать в группе

Литература:


  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 -  190с.

  2. Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992,  № 4 - с.4-6

  3. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 -  с.11-19

  4. Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997

  5. Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.:Педагогика, 1989 -  89с.

  6. Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 -  208с.

  7.  Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе  (популярное пособие для родителей и педагогов)  - Ярославль: Академия развития,  2000 – 33с.

  8. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки  - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов)  - Ярославль: Академия развития,  2000 – 187с.

  9. Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.

  10.  Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004

  11. Дубровина И.В. и др. Психология. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1999 – 464с.

  12. Дубровина Н.В., Акимова  и др. Рабочая книга школьного психолога – М.: Просвещение, 1991 - 303с.