Программа внедрение предметных направлений и здоровьесберегающих технологий по модели - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Семинар «внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный... 1 100.69kb.
Семинаре «О внедрении инновационных здоровьесберегающих технологий... 1 82.55kb.
Передовой педагогический опыт инновационной деятельности внедрение... 3 886.02kb.
Средства должны пойти на финансирование трех направлений: укрепление... 1 16.55kb.
Единственная красота, которую я знаю здоровье 1 86.31kb.
Программа курса информатики и информационных технологий для 5-6 классов... 1 78.22kb.
Внедрение инновационных технологий при обучении иностранному языку... 1 73.18kb.
Применение информационных технологий при определении приоритетных... 1 301.68kb.
Мбоу «Волоконовская сош №1» в течение многих лет активно осуществляет... 7 2135.9kb.
1 Итоги реализации Программы развития школы за 2005-2010 г 2 546.96kb.
Карта инновационной деятельности 1 119.24kb.
Научно-технический бюллетень лаборатории ихтиологии инэнко. 1 254.93kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Программа внедрение предметных направлений и здоровьесберегающих технологий по модели - страница №1/1

МОУ «Бутырская основная общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области»

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

Внедрение предметных направлений

и здоровьесберегающих технологий по модели

П. И. Третьякова

(здоровьесберегающая технология на основе психологических, физиологических и педагогических подходов)

 
авторы:

Ситников Д.В.- научный руководитель:

-

Мирошниченко В.П. - директор школы:



Голочалова С.Ф. - психолог:

Руднев Ю.М. - преподаватель физической культуры:

2009

СОДЕРЖАНИЕ:



 

 


I.

Паспорт программы здоровьесберегающей технологии




II.

Вступление. Обоснование программы здоровьесберегающей технологии




 

2.1. Постановка и описание проблемы

 

 

2.2. Содержание программы здоровьесберегающей технологии

 

 

-             Цель и задачи проекта

-             Социальный эффект



 

III.

Направления работы




 

3.1. Обучение педагогов

 

 

3.2. Оценка состояния психологического и физиологического здоровья

 

 

3.3. Проведение коррекционно-развивающих пауз

 

 

3.4. Психологическое консультирование

 

 

3.5. Научно-методическое сопровождение

 

IV.

Этапы реализации программы здоровьесберегающей технологии




V.

Кадровое обеспечение проекта




VI.

Полная смета предполагаемых затрат




VII.

Литература




VIII.

Приложения

 

 

Учебно-методический план для педагогов (физиологический аспект)

 

 

Конспекты тем к учебно-методическому плану

 

 

Аналитическая справка

 

 

ПАСПОРТ


программы здоровьесберегающей технологии

 


Наименование

Программы

Педагогические условия предупреждения дезадаптации школьников в образовательном учреждении

Исполнитель

МОУ «Бутырская основная общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области

Цель и задачи Программы

Создание педагогических условий для сохранения и развития здоровья учеников на основе выработки и закрепления здоровьесберегающих психофизиологических навыков.

Нормативно-правовые основания для разработки Программы

         Указ Президента Российской Федерации от 14.09.2000 № 942 "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2005 года (Национального плана действий в интересах детей)";

         постановление Правительства РФ от 29.12.2001. № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи»;

         постановление Правительства РФ от 29.05.2002. № 363 «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2002-2005)»;

         приказ Министерства образования Российской Федерации от 15.05.2000. №1418 «Об утверждении положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения»;




Срок реализации

2009-2014 год

Система организации контроля за реализацией Программы

Управление образования муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район»

Источники финансирования




 

 

 

II. ВСТУПЛЕНИЕ. ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

2.1. Описание проблемы.

 

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

В.А.Сухомлинский

 

Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.



Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

            Из-за отсутствия в школе элемента соревнования, связанного с ориентацией на высокие показатели, у детей, не справляющихся с программой, легко развивается самопораженческая реакция и негативное представление о собственной личности, они смиряются с ролью неудачников и неуспевающих, что препятствует дальнейшему личностному развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств.

            Следует особо отметить, что поступление в школу, переход к предметному обучению и в старшие классы вызывает дополнительное напряжение функциональных систем организма ребенка и может привести к истощению психоэмоциональных ресурсов. Нельзя забывать и о возрастных кризисах в процессе обучения. Гормональная перестройка, лабильность вегетативных процессов, неустойчивость самооценки и другие показатели – все это способствует нарушению процессов адаптации и при неблагоприятных условиях может привести не только к развитию или обострению психосоматических заболеваний, но и к формированию отклоняющегося поведения как способа снятия перенапряжения, ухода от реальности.

                       С другой стороны, детско-подростковый возраст – это тот уникальный сензитивный период, в течение которого наиболее легко и естественно происходит обучение методам самоконтроля и саморегуляции, основным стратегиям конструктивного поведения, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному проявлению интеллектуального и творческого потенциала личности.

 

            Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.



            В решении этой задачи может помочь внедрение в школьный образовательный процесс динамической паузы. 

 

2.2. Содержание программы.

 

Конечная цель: Создание педагогических условий для сохранения и развития психофизиологического здоровья детей на основе выработки и закрепления здоровьесберегающих психофизиологических навыков.

Задачи:

         создание педагогических условий для проведения эксперимента;

         разработка эффективных способов укрепления психофизиологического здоровья детей на основе современных методов адаптивной физкультуры;

* формирование у детей мотивации и потребности в здоровом образе жизни; 


         оценка эффективности новых подходов к укреплению психофизиологического здоровья учащихся и развитию творческого потенциала;

         тиражирование положительного опыта (публикации, методические рекомендации, видеоматериалы).

 

Основная идея и исходное теоретическое положение заключается в понимании глубокого единства и гармоничной взаимосвязи психического и физического развития ребенка. Это позволяет не останавливаться на физическом развитии, а идти дальше:

         видеть за физическим здоровьем - психическое здоровье;

         использовать потенциал самого школьника для осознания необходимости выработки и закрепления здоровьесберегающих психологических и физиологических навыков.

 Основные критерии наличия психологического здоровья:

- наличие у ребенка позитивного образа «Я», т.е. позитивного самоощущения, а также в целом позитивного восприятия окружающего мира;

- высокий уровень развития рефлексии, т.е. умения осознавать свое внутреннее состояние, причины и последствия своего поведения, знание своих личных качеств, проблем и ресурсов;

- успешное прохождение возрастных кризисов;

- стремление улучшать качество основных видов деятельности – общения, учебы, спортивных занятий и т. д.;

- сформированность соответствующих возрасту новообразований;

- адаптированность к социуму.

 

Социальный эффект:

1.      Сохранение психофизиологического здоровья подрастающего поколения в социальных условиях современного общества.

2.      Профилактика развития переутомления, перевозбуждения, хронического стресса при увеличении учебных нагрузок, переходе на новую ступень обучения.

3.      Увеличение адаптационных возможностей учеников.

4.      Создание «службы здоровья» в школе, используя педагогический потенциал.

 

 



III. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.

 

3.1. Обучение педагогического коллектива школы.

             

Цель: Дать педагогам психологические и физиологические знания с целью создания педагогических условий сохранения и развития психофизиологического здоровья подрастающего поколения.

 Задачи:

Теоретическая подготовка педагогического коллектива в рамках программы здоровьесберегающей технологии.

 

 



Практическая подготовка педагогов по вопросам

-          проведения диагностики оценки состояния психологического и физиологического здоровья детей;

-          выработки общих и индивидуальных рекомендаций по дальнейшему сохранению и развитию психологического и физиологического здоровья;

-          внедрения динамических пауз (с учетом общих и индивидуальных рекомендаций) в режим дня школьников.

 

 

3.2.Оценка состояния психофизиологического здоровья детей.



 

         тестирование психологического и физиологического здоровья детей;

         анализ полученных результатов тестирования;

         разработка общих и индивидуальных рекомендаций в проведении динамических пауз согласно результатов тестирования.

 

 

3.3.Проведение динамических пауз.



 

Цель: выработка и закрепление здоровьесберегающих навыков у детей.

 

Задачи:



         проведение динамических пауз в рамках режима работы школы;

         обучение желающих родителей комплексам упражнений, позволяющим вырабатывать и закреплять здоровьесберегающие навыки;

         использование критериев результативности в процессе проведения динамических пауз.

 

3.4. Психологическое консультирование.

 

Цель: Оказание психологической помощи обучающимся, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам педагогического процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.



 

Задачи:


         психологический анализ социальной ситуации развития в образовательном учреждении, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

         содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе развития личности;

         содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательном учреждении.

 

 



3.5. Научно-методическое сопровождение.

 

Цель: Оценка результативности здоровьесберегающей технологии.



 

 

Задачи:



         разработка научно-методических планов здоровьесберегающей технологии для педагогов (физиологический и психологический аспекты);

       разработка паспорта здоровья на основе физиологических подходов;

       разработка психологической карты индивидуального развития;

       разработка режима дня школьников с включением динамических пауз, утренней гимнастики, подвижных перемен и прогулок на свежем воздухе;

       разработка критериев эффективности работы;

       анализ, тиражирование полученного положительного опыта.

 

 

IV. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.



 

Первый этап (2009-2010 год): Информационно-подготовительный. Обучающий.

 

Цель: Адаптация экспериментального образовательного модуля.

 

Задачи:

         создание педагогических условий для адаптации экспериментального образовательного модуля здоровьесберегающей технологии;

         теоретическая и практическая подготовка педагогов школы в рамках здоровьесберегающей технологии;

         диагностика психологического, физиологического состояния школьников.

 

Второй этап (2010-2012 годы): Внедренческий.

 

Цель: Создание педагогических условий для развития навыков, обеспечивающих укрепление психофизиологического здоровья и развитие творческого потенциала школьников на основе современных методов адаптивной физкультуры.

 

Задачи:

         диагностика психофизиологического состояния школьников;

         совершенствование развивающей среды;

      продолжение обучения навыкам и их развитию на уровне учебного и развивающего блоков в форме динамических пауз, утренней гимнастики, подвижных перемен и прогулок на свежем воздухе.

 

Третий этап (2013-2014 годы): Оценочный.

 

         Цель: Оценка эффективности форм и содержания здоровьесберегающей технологии.



 

Задачи:

         диагностика психологического, физиологического состояния школьников;

         анализ и обобщение полученных срезовых диагностических материалов;

         создание методических пособий и рекомендаций на основе положительного опыта эксперимента.

 

Методы тестирования психологического и физиологического здоровья.

 

Психологические методики, физиологические диагностические тесты, используемые при заполнении паспорта здоровья ребенка.



 

Методы восстановления и развития психофизиологического здоровья.

 

Современные методы адаптивной физкультуры (динамической паузы, утренняя гимнастика, подвижные перемены и прогулки на свежем воздухе), психологические консультации.



 

 

Критерии оценки результативности здоровьесберегающей технологии.

 

         физиологический критерий - анализ срезовых материалов тестирования здоровья (2 раза в год) по функциональному и физическому состоянию здоровья школьников;



         педагогический критерий - оценка выработки и развития физиологических навыков у школьников, академическая успеваемость;

         психологический критерий мотивационной сферы школьников.

 

 

V. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА.



 

Реализация основной части проекта – создание педагогических условий для сохранения здоровья школьников - осуществляется, преимущественно, за счет привлечения к проекту педагогов школы, поэтому численность штатных сотрудников на этом этапе минимальна.

 

 

 



Литература.

 

1.      Антропова М.В. Гигиена детей и подростков – М. 1977 г.



2.      Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии – М. 1967 г.

3.      Возрастная психология (под ред. акад. В.Н. Черниговского) – Л. 1975 г.

4.      Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология – М. 1985 г.

5.      Клиорин А.И. Стецов В.И. Биологические проблемы о конституции человека – Л. 1979 г.

6.      Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка – М. 1973 г.

7.      Леонтьева Н.Н. Моринова К.В. Анатомия и физиология детского организма – М. 1976 г. ч.1-2

8.      Матюшонок М.Т. Турик Г.Г. и др. Физиология и гигиена детей и подростков – Минск 1975 г.

9.      Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков (под ред. Маркосяна А.А.) – М. 1969 г.

10.  Усов И.Н. Здоровый ребенок – Минск 1984 г.

11.  Хрипкова А.Г. Возрастная физиология – М. 1978 г.

12.  Основы анатомии и физиологии ребенка (под ред. Егорова В.Я., Хайцева Н.В.) «Лисс СПб 2002 г.

13.  Руденко А.А., Алексеева Т.А. Медико-педагогические технологии в образовательном процессе, материалы конференции «Совершенствование системы физического воспитания детей в образовательных учреждениях» - Новосибирск 1995 г.

14.  Руденко А.А. Сохранение здоровья детей в школе, материалы валеологической конференции Института усовершенствования детей – Тверь 2000 г.

15.  Руденко А.А., Соседкина Н.В. Компьютер, ребенок и здоровье, материалы международной конференции «Перспективы системы информатики. Школьная информатика» – Новосибирск 1999 г.

16.  Руденко А.А. и др. Физиологические способы устранения отрицательных последствий усложняющейся образовательной среды, материалы сборника РГПУ им. А.И.Герцена «Решаем важные задачи модернизации образования» – СПб 2001 г.

17.  Руденко А.А. Количественная оценка рессорной функции стопы, материалы конференции «Восстановительная медицина» – Сочи 2003 г.

18.  Коваленко В.С., Похис К.А. и др. (Руденко А.А.) методические подходы к созданию экологической оздоровительной программы для детей, методические рекомендации – СПб 1997 г.

19.  Схема нейропсихологического обследования детей (под. ред. А.В. Семенович) – МГПУ 1998 г.

20.  Комплексная методика психомоторной коррекции под ред. А.В. Семенович – МГПУ 1998 г.

 

 



 

Учебно-методический план

к программе здоровьесберегающей технологии «Педагогические условия предупреждения дизадаптации школьников образовательного учреждения



(физиологический аспект)»

 

категория слушателей: педагогический коллектив школы



формы обучения: семинары, практикумы, самостоятельная работа

формы отчета: открытые консультационные занятия.



 



 

Наименование тем

Всего часов

В том числе

Теория

(час.)

Практика

(час.)

Сам. р-та (час.)

1

Тема 1. Концептуальные основы здоровьесберегающей технологии «Педагогические условия предупреждения дезадаптации школьников образовательного учреждения (физиологический аспект)»

2

2

 

 

 

2

Тема 2. Критерии результативности здоровьесберегающей технологии «Педагогические условия предупреждения дезадаптации школьников образовательного учреждения (на основе физиологических, психоло-гических, педагогических подходов)»

2

2

 

 

 

3

Тема 3. Выработка и закрепление навыка "Прямохождение и правильные позы" (навык 1)

34

 




 

3.1

Теоретические основы

 

2

 

 

3.2

Способы оценки качества прямохождения и поз

 

 

3

15

3.3

Способы выработки и закрепления навыка "Прямохождение и правильные позы"

 

 

3

11

 

4

Тема 4. Выработка и закрепление навыка "Правильное дыхание" (навык 2)

24

 

 

 

4.1

Теоретические основы

 

2

 

 

4.2

Способы оценки функции дыхания

 

 

3

5

4.3

Способы выработки и закрепления навыка "Правильное дыхание"

 

 

3

11

 

5

Тема 5. Выработка и закрепление навыка "Свободное движение глаз" (навык 3)

19

 

 

 

5.1

Теоретические основы

 

1

 

 

5.2

Способы оценки состояния подвижности глаз

 

 

1

3

5.3

Способы выработки и закрепления навыка "Свободное движение глаз"

 

 

3

11

 

6

Тема 6. Выработка и закрепление навыка по профилактике плоскостопия" (навык 4)

26

 

 

 

6.1

Теоретические основы

 

2

 

 

6.2

Способы оценки качества исполнения упражнений

 

 

3

7

6.3

Способы выработки и закрепления навыка

 

 

3

11

 

 

Итого

107

11

22

74