Программа учебной дисциплины «Разработка управленческих решений» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа учебной дисциплины «Государственная и муниципальная служба» 1 350.69kb.
79. Условия и факторы качества управленческих решений. Целевая ориентация... 1 25.09kb.
Программа учебной дисциплины «Теория и практика стратегического управления». 2 438.13kb.
Программа учебной дисциплины 1 84.09kb.
Программа учебной дисциплины 1 160.25kb.
Примерная программа учебной дисциплины 1 169.73kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы социальной медицины»... 3 634.96kb.
Примерная программа учебной дисциплины химия 4 788.04kb.
Рабочая программа учебной дисциплины основы философии 1 174.09kb.
Программа учебной дисциплины общая технология производства 1 219.85kb.
Реферат. По предмету: «Маркетинг». На тему: «Маркетинг, как метод... 1 279.33kb.
Решением Земского собрания Павловского муниципального района от 14... 1 321.88kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Программа учебной дисциплины «Разработка управленческих решений» - страница №1/9



Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кубанский государственный университет»

факультет управления и психологии

кафедра организации планирования местного развития

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Разработка управленческих решений»

Рекомендовано учебно-методической комиссией

факультета управления и психологии КубГУ



«____»____________________________________

________________________/председатель УМК/




Утверждено на заседании кафедры организации и планирования местного развития

протокол № от « » ___________ 2007 г.

______________________/проф. Т.Т. Авдеева/




Учебно-методический комплекс дисциплины составлен:

______________________/к.э.н. К.В. Гетманцев/



Краснодар 2007


Содержание

Введение……………………………………………………………………..

5

Программа учебной дисциплины «Разработка управленческих решений»…………………………………………………………………….

7

1. Пояснительная записка…………………………………………………..

7

2. Тематический план……………………………………………………….

9

3. Содержание учебной программы……………………………………….

10

4. Методические указания по проведению практических занятий………

12

5. Вопросы, выносимые на экзамен студентов очной и заочной формы обучения……………………………………………………………………..

23

6. Примерная тематика рефератов по дисциплине «Разработка управленческих решений»………………………………………………….

25

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины «Разработка управленческих решений»…………...……………………………………..

26

Лекционный материал и материалы к семинарским занятиям по дисциплине «Разработка управленческих решений»………..………..

29

Раздел I. Теоретические основы разработки управленческих
решений………………………………………………………………………

29

1. Решения как предмет научного исследования. Типология управленческих решений и управленческих задач………………………………………………………………………….

29

1.1. Решения в организациях………………………………………………..

29

1.2. Типология управленческих задач……………………………………...

33

1.3. Типология управленческих решений………………………………….

35

2. Характеристики лица, принимающего решения (ЛПР)………………..

45

2.1. Основные черты ЛПР…………………………………………………..

45

2.2. Система ролей менеджера……………………………………………..

47

2.3. Менеджер как ЛПР……………………………………………………..

49

2.4. Деятельность менеджера и свобода действий………………………..

50

3. Условия и факторы принятия эффективных решений. Принятие решений в условиях неопределенности и риска………………………..…

52

3.1. Система факторов………………………………………………………

52

3.2. Решения и внешняя среда……………………………………………...

53

3.3. Характеристики внешней среды……………………………………….

54

3.4. Условия принятия эффективных решений……………………………

65

3.5. Коридор свободы……………………………………………………….

68

3.6. Ограничения свободы выбора…………………………………………

71

Раздел II. Технологии прогнозирования и моделирования управленческих решений…………………………………………………...

74

4. Использование технологий прогнозирования при выработке управленческого решения………………………………………………….

74

4.1. Понятие и виды прогнозирования…………………………………….

74

4.2. Изыскательское прогнозирование………………………………….…

81

4.3. Нормативное прогнозирование……………………………………….

86

5. Моделирование управленческих решений……………………………...

88

5.1. Типы моделей…………………………………………………………..

88

5.2. Простые модели………………………………………………………..

90

5.3. Модель Готеллинга……………………………………………………..

93

5.4. Модель Кондратьева……………………………………………………

95

5.5. Модель Ричардсона…………………………………………………….

96

5.6. Модель "дилемма заключенного"……………………………………..

98

5.7. Модель "автопоэзиса" в управлении…………………………………..

100

Раздел III. Запрограммированные и незапрограммированные решения. Использование количественных и креативных методов решения управленческих задач……………………………………………………….

104

6. Количественные методы принятия управленческих решений. Общая характеристика………………………………………………………………

104

6.1. Методы линейного программирования……………………………….

104

6.2. Сетевые модели…………………………………………………………

107

6.3. Теория очередей………………………………………………………...

122

6.4. Метод "Канбан"…………………………………………………………

123

7. Решение управленческих задач креативными методами………………

129

7.1. Креативные методы решения управленческих задач. Построение дерева целей………………………………………………………………….

129

7.2. Метод сценариев………………………………………………………..

133

Список рекомендуемой литературы……………………………………….

137

Приложение № 1. Документы pro forma………………………………..

140

Приложение № 2. Финансовые показатели…………………………….

144

Тесты…………………………………………………………………...……

147

Глоссарий……………………………………………………………...……

163


Введение

Проводимая в стране радикальная экономическая реформа требует качественного повышения уровня управления. Это предъявляет высокие требования к уровню квалификации менеджеров в области разработки управленческих решений. Современный менеджер должен иметь глубокую теоретическую подготовку в области теории принятия эффективных решений и обладать в этой сфере необходимыми практическими навыками.



Целью изучения дисциплины «Разработка управленческих решений» является овладение студентами методами принятия управленческих решений, основанных на современных теориях разработки решений.

Для достижения этой цели необходимо решение ряда задач.

1. Изучение теоретических основ разработки управленческих решений.

2. Анализ механизмов решения основных классов управленческих задач.

3. Изучение современных методов поиска эффективных решений.

4. Приобретение навыков по использованию современных методов разработки управленческих решений на основе решения ряда учебных задач и анализа практических ситуаций.

При изучении тем курса «Разработка управленческих решений» студенты должны освоить категориальный аппарат данной науки, ознакомиться с методическими подходами к разработке управленческих решений. Большое внимание уделяется изучению механизма разработки управленческих решений.

Дисциплина «Разработка управленческих решений» тесно связана с другими дисциплинами учебного плана. Эти связи многоплановы. В курсах таких базовых дисциплин, как «Менеджмент», «Экономическая теория», «Микроэкономика» и «Макроэкономика», студенты изучают категориальный аппарат, который используется при разработке управленческих решений. Экономико-математический инструментарий курса «Разработка управленческий решений» базируется на курсах «Высшая математика», «Статистика», «Экономико-математические методы в управлении». Теоретические знания и практические навыки, приобретенные студентами при изучении курса «Разработка управленческих решений», будут использованы ими при решении конкретных задач в учебных курсах «Инновацион­ный менеджмент», «Маркетинг», «Финансовый менеджмент», «Стратеги­ческий менеджмент», «Управление персоналом».

Разработка эффективных решений основывается, с одной стороны, на изучении эмпирических данных и выявленных на основе их анализа экономических зависимостей. С другой стороны, при разработке управленческих решений в настоящее время широко используются теоретические модели. Эти модели основаны на определенных формальных суждениях о характере используемых математических инструментов, например, о типах функций, их характеристиках.

Важными характеристиками управленческих задач является их сложность, динамизм, открытость, влияние факторов риска. Ясно, что наибольшую трудность представляет решение именно сложных, открытых, динамических задач, в ситуациях с риском. Однако, во-первых, интенсивность проявления данных свойств у различных задач существенно различается. Многие реальные управленческие задачи могут быть достаточно адекватно представлены как статические детерминистские задачи. Во-вторых, общий механизм решения статистических детерминистских задач является основой для решения более сложных задач – динамических, открытых, в условиях неопределенности. В-третьих, существующая управленческая практика далеко не всегда в полной мере и эффективно использует и сравнительно простые методы решения статических детерминистских задач. Активное применение данных методов позволило бы существенно повысить эффективность принимаемых решений.

Все это обусловливает необходимость и значимость детального изучения и приобретение практики применения методов решения статических задач в условиях определенности.

Анализу этих проблем в первую очередь посвящено данный учебно-методический комплекс.

Р

Р



Р

Р

Р



Р

Р

Р



Р

Р

Р



Р

Р

Р



Р

Р

Р



Р

Р

Р



Р

Р

Р



Р

Р

Программа учебной дисциплины

«Разработка управленческих решений»

Пояснительная записка

Наука управления в настоящее время располагает различными подходами к изучению и выработке эффективных методов и приемов управления организацией, например, функциональным походом, системным, ситуационным и др. Данный курс посвящен изучению подхода к управлению, заключающегося в том, что весь процесс управления рассматривается как бесконечная цепь управленческих решений.

Сторонники этого подхода доказывают в своих теоретических и практических исследованиях, что эффективность управления зависит, прежде всего, от умения менеджера разрабатывать и принимать эффективные управленческие решения. Умение менеджера при этом предполагает использование на практике системного анализа, экономико-математического моделирования, рациональных методов планирования, успешное выполнение основных функций менеджмента, а также создание эффективных коммуникационных связей и благоприятного социально-психологического климата в коллективе.

В данном курсе рассматривается процесс разработки управленческого решения, состоящий из отдельных этапов, каждый из которых предполагает выполнение менеджером определенных видов работ с учетом многочисленных факторов, влияющих на эффективность принятого решения. Значительная часть курса посвящена распространенной концепции управления – моделированию управленческих решений, которое помогает преодолевать множество проблем, связанных с принятием решений в сложных ситуациях, а также рассмотрению различных методов разработки решений, адекватных управленческим проблемам. Особое внимание в курсе уделяется экспертным оценкам, которые в связи с возрастающей сложностью управления, особенно в условиях неопределенности и подвижности факторов внешней среды, играют важную роль в процессе разработки управленческих решений

Целью преподавания дисциплины «Разработка управленческих решений» является формирование у слушателей навыков разработки и принятия различного рода управленческих решений на уровне фирмы и органов государственного и муниципального управления.

Задачами курса являются:


  • изучение технологии разработки, принятия и реализации управленческих решений, в том числе в условиях риска и неопределенности;

  • изучение методов анализа, прогнозирования, оптимизации управленческих решений;

  • получение практических навыков в применении изучаемых инструментов и методов разработки и принятия управленческих решений при помощи проигрывания конкретных ситуаций и решения практических задач;

  • формирование навыков адаптации рассмотренных методов к конкретным условиям функционирования фирмы и органов государственного и муниципального управления.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

После прохождения курса обучающийся должен:



  1. иметь четкое представление о:

  • сущности и содержании процесса управления организацией

  • механизмах разработки, принятия и реализации управленческих решений

  • факторах, влияющих на процесс принятия управленческих решений

  • методах и инструментах разработки и принятия рациональных управленческих решений

  1. уметь:

  • определять факторы, определяющие процесс принятия управленческих решений

  • формировать альтернативные решения и осуществлять их выбор

  • оценивать качество разрабатываемых управленческих решений

  • использовать методы экспертного опроса в процессе выработки решений

  • разрабатывать информационные связи для принятия рациональных решений

  • принимать решения в условиях неопределенности и риска

Планируемые формы контроля:

  • текущий контроль – опросы на семинарских занятиях, подготовка рефератов;

  • итоговый контроль - экзамен.

При выставлении итоговой оценки учитывается: посещаемость лекций и семинаров, работа на семинарах, оценки, полученные за экзамен (имеет наибольший удельный вес).


следующая страница >>