Программа учебной дисциплины Курс по выбору сдм социальная педагогическая психология по направлению 050700. 68 Педагогика - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы социальной медицины»... 3 634.96kb.
Педагогика и психология выготский лев семенович 1 182.37kb.
Программа учебной дисциплины «Государственная и муниципальная служба» 1 350.69kb.
Контрольные вопросы по курсу «Социальная психология» 1 47.2kb.
Программа учебной дисциплины «Теория и практика стратегического управления». 2 438.13kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины: Социальная психология (наименование... 3 1291.68kb.
Программа учебной дисциплины «дошкольная психология» 1 147.75kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «История социальной работы»... 1 288.68kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «педагогика» 3 459.44kb.
Учебный курс «Социальная психология» 5 907.8kb.
Человек как предмет воспитания 5 1500.5kb.
Организационный комитет конференции 11 804.81kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Программа учебной дисциплины Курс по выбору сдм социальная педагогическая психология - страница №1/1

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования г. Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

общеинститутская кафедра психологии образования

педагогический факультет
Программа учебной дисциплины

Курс по выбору СДМ

Социальная педагогическая психология

по направлению 050700.68 ПЕДАГОГИКА

Программа подготовки 050700.68 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Степень (квалификация) — магистр педагогики

Курс VI, семестр XI


Очная форма обучения

Москва, 2010


Составитель: доцент общеинститутской кафедры психологии образования ИППО ГОУ ВПО МГПУ, кандидат психологических наук, доцент И.В.Егоров;

Рецензенты: доцент общеинститутской кафедры психологии образования ИППО ГОУ ВПО МГПУ, кандидат психологических наук, доцент И.В.Поставнева.

Программа учебной дисциплины курс по выбору СДМ «Социальная педагогическая психология» обсуждена и утверждена на заседании общеинститутской кафедры психологии образования ИППО ГОУ ВПО МГПУ (протокол № 6 от 11.03. 2010г.); утверждена ученым советом института педагогики и психологии образования ГОУ ВПО МГПУ (протокол № 7 от 25.03. 2010г.)


Пояснительная записка

Программа учебной дисциплины курс по выбору СДМ «Социальная педагогическая психология» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050700.68 «Педагогика» (2005 г.)

Курс изучается в одиннадцатом семестре в объеме двух кредитов.


  1. Цели и задачи дисциплины.

Программа курса «социальная педагогическая психология» преследует цель формирования целостной системы знаний о теоретических и прикладных аспектах социальной психологии воспитания, социальной психологии учения и социальной психологии развития

Задачи.


1. изучение возрастных закономернос­тей развития общения как фундаментального явления в жизнедеятельности и становлении личности, начиная с момента появления взаимоотношений на ранних стадиях детства и до старческого возраста.

2. Изучение развития общностей, контактных (малых) и неконтактных (больших) групп и коллективов, в рамках которых реализуются и развиваются межлич­ностные отношения. Сюда входит изучение появления и развития малой (контакт­ной) группы как универсальной системы непосредственного общения, поэтапное формирование группы как коллектива в процессе совместной деятельности и общения на основных возрастных этапах.

3. Изучение возрастных закономерностей влияния межличностного общения на фор­мирование личности.

4. Изучение возрастных закономерностей взаимодействия личности с широкой соци­альной средой: влияние образа жизни на развитие личности, средств массовой коммуникации и т. д.



5. Изучение изменения и формирования, основных социально-психологических явлений под влиянием педагогических воздействий.

Место дисциплины в образовательной программе и межпредметные связи. Курс концептуально и содержательно связан с такими дисциплинами, как: «Современные проблемы науки и образования», «Современные теории обучения и воспитания», «Психология развития», «Психология воспитания», «Психология учения и познания»; «Социальная психология», «История и методология психолого-педагогических исследований», «Психология профессиональной педагогической деятельности», «Теория и практика педагогической психологии», «Педагогическая этика», которые служат понятийными опорами для курса «Социальная педагогическая психология».

Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся. Для освоения данной учебной дисциплины необходимы знания о закономерностях развития межличностных отношений; о закономерностях развития групп и коллективов; о формах и методах обучения и воспитания разных образовательных учреждениях; об образовании как основной сфере педагогической деятельности; общей и профессиональной культуре педагога – психолога; основных понятиях морали и нравственности; о закономерностях психического развития человека.

Учебная дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности магистра педагогики: преподавательскую; культурно-просветительскую; научно- исследовательскую; консультационную; организационно-воспитательную; социально-педагогическую.
Требования к уровню освоения дисциплины. Студент должен:

знать
Вместе с тем дисциплина «социальная педагогическая психология» позволит:

  1. Углубить знания будущих специалистов в областях общей психологии, психологии развития, социальной психологии, педагогической психологии и педагогики.

  2. усовершенствовать умения и навыки психодиагностики в области развития и формирования ученических (и педагогических) групп, коллективов, межличностных отношений учащихся, педагогов, учащихся и педагогов.

  3. Подготовить будущих специалистов к профессиональному анализу факторов воздействия возраста, социального окружения, педагогического взаимодействия на становление и развитие личности.

владеть умениями и навыками

  • владеть системой основных знаний, умений и навыков, необхо­димых для профессиональной деятельности в мультикультурном рос­сийском обществе и позволяющих избежать этноцентризма в будущей профессиональной педагогической деятельности;

  • уметь ориентироваться в этнических психолого-пе­дагогических проблемах современности происходящих в мультикультурном российском обществе;

владеть следующими общими и профессиональными компетенциями

  • дисциплина предполагает формирование у будущего специалиста важнейшей ключевой компетенции, направленной на ориентировку в этнической культуре, которая необходима при построении образовательного и воспитательного пространства учреждения.

  • готов, к использованию основных методов позволяющих диагностировать, прогнозировать межэтнические отношения в детских коллективах.



Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

100

10

Аудиторные занятия

38




Лекции

38




Самостоятельная работа

62




Вид итогового контроля

Зачет

10



Тема 1. Предмет социальной педагогической психологии: ее значение для воспитания и обучения

Своеобразие социально-психологических явлений. Характеристика основных пе­дагогических проблем социальной психологии: формирование, развитие и дея­тельность личности в процессе общения; особенности межличностного общения как деятельности; психологические особенности общностей (группы и коллекти­вы); психолого·педагогические аспекты изучения массовых социально-психологических явлений (внушение, подражание, заражение). Этнопсихология, этнические стереотипы и предубеждения. Развитие этнической терпимости личности в про­цессе воспитания.


Тема 2. Становление педагогической социальной психологии

Краткий исторический обзор отечественной дореволюционной психолого-педаго­гической литературы. Возникновение и развитие педагогической социальной пси­хологии. Обзор современного состояния возрастной·и педагогической социальной психологии в нашей стране.


Тема 3. Методы педагогической социальной психологии

Объект и предмет социально-психологического исследования. Типы исследова­ний в педагогической социальной психологии. Методы наблюдения. Экспери­ментальные методы. Методы опроса. Проективные методы. Обработка резуль­татов исследования.


Тема 4. Педагогические проблемы психологии общения

Понятие общения. Широкое и узкое понимание общения. Виды общения: опосре­дованное и неопосредованное, прямое и косвенное. Общение как деятельность. Общение и взаимоотношения.

Общение и социализация личности. Возникновение и развитие потребности в общении на ранних ступенях онтогенеза. Общение ребенка со взрослым и его роль в психологическом развитии. Общение детей друг с другом как фактор их психического развития.

Педагогические аспекты социальной перцепции (восприятия человека человеком). Воспитание как межличностное взаимодействие взрослых и детей. Программированное и стихийное общение. Педагогическое взаимодействие.


Тема 5. Социально-психологическая характеристика групп и коллективов

Типы групп. Понятие о малой группе. Педагогические проблемы типологии групп: организованные и неорганизованные группы, первичные (контактные) и вторичные группы. Поэтапное развитие группы как коллектива. Теория деятельностного опо­средования и ее педагогическое значение. Социально-психологические параметры индивидуального своеобразия детских, подростковых и юношеских коллективов.


Тема 6. Психологическая структура школьного класса и методы ее изучения

Понятие психологической структуры школьного класса. Структура личных отно­шений. Структура деловых отношений.

Педагогические проблемы их оптимизации.

Социометрическое и аутосоциометрическое изучение взаимоотношений. Под­готовка и про ведение социометрических и аутосоциометрических опытов: их представление и обработка; педагогическая интерпретация результатов.

Социально-психологическое изучение общения. Сопоставление данных о вза­имоотношениях и общении.
Тема 7. Положение личности в школьном классе

Понятие о положении личности в группе. Социометрический статус и его детер­минация. Влияние особенностей личности, успеваемости, индивидуально-психоло­гических особенностей на ее статус. Динамика положения в группе.

Положение трудновоспитуемых подростков в классе.

Влияние положения в группе на развитие личности. Роль учителя в оптими­зации положения школьника в классе.


Тема 8. Сплоченность школьного класса

Понятие сплоченности. Взаимные отношения как фактор сплоченности.

Ценностно-ориентационное единство коллектива и методы его изучения. Группировки в школьном классе, педагогические методы работы с группи­ровками.

Взаимоотношения мальчиков и девочек, дифференцированный подход к их воспитанию.


Тема 9. Влияние общения в классе на формирование личности школьника

Осознание и переживание детьми своих взаимоотношений со сверстниками. Меж­личностное восприятие.

Референтность группы для личности. Референтометрия. Педагогическое зна­чение проблемы референтности. Виды потери референтности и ее профилактика.

Проблема межгрупповых отношений.


Тема 10. Учитель в школьном классе

Представления учителя о психологической структуре детского коллектива. Поня­тие о динамической структуре группы.

Стиль педагогической деятельности учителя и его психологическая структу­ра. Характеристика основных стилей педагогической деятельности. Влияние сти­ля на межличностные отношения.

Социальная перцепция в системе «учитель-ученик.



Стратегия и тактика оценочной деятельности учителя. Социально-психологические особенности коллектива учителей. Педагогическая команда: психолого-педагогические принципы ее организации.
Литература основная:

  1. Битянова М.Р. Социальная психология./М.Р.Битянова. - СПб.: Питер, 2008.

  2. Бодалев А.А. Психология общения./А.А.Бодалев. – М.: Воронеж, 1996.

  3. Белинская Е.П. Социальная психология личности/ Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 304 с.

  4. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние./ Ф.Зимбардо, М.Ляйппе. - СПб.: Питер, 2000.

  5. Кондратьев М. Ю. Социальная психология в образовании./М.Ю.Кондратьев. - М.: ПЕР СЭ, 2008. 383 с.

  6. Куницина В.Н. Межличностное общение./ В.Н.Куницина, Н.В.Казаринова, В.М.Погольша. - СПб.: Питер, 2003. 544 с.

  7. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. / А.В. Мудрик.– М.: Педагогическое общество России, 2001. – 320 с.

  8. Пайнс Э., Маслач К.Практикум по социальной психологии : учеб. пособие: пер. с англ. 4-го междунар. изд./ Э.Пайнс, К.Маслач. - СПб. : Питер, 2000. - 522с.

  9. Практикум по социальной психологии /Под ред. И.С.Клециной. СПб.:Питер, 2008. – 256 с.

  10. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под редакцией В.Н. Дружинина. 2-е издание. –СПб.; Питер. 2009. 579 с.

  11. Реан А.А.Социальная педагогическая психология. / А.А.Реан, Я.Л.Коломинский. - СПб.: Питер, 1999 г. 299 с.

  12. Савенков А.И. Педагогическая психология. В 2 т. Т.1:учебник/ А.И.Савенков. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 416 с.

  13. Савенков А.И. Педагогическая психология. В 2 т. Т.2: учебник/ А.И.Савенков. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 240 с.

  14. Чалдини Р. Психология влияния./Р.Чалдини.- СПб.: Питер, 1999. – 272 с.


дополнительная

  1. Андреева Г.М. Социальная психология./ Г.М.Андреева.- М.: МГУ, 2004. 432 с.

  2. Аронсон Э. Общественное животное./Э.Аронсон. – М.: Аспект-пресс, 1998. 345 с.

  3. Анастази А. Психологическое тестирование. (7-е международное издание)./А.Анастази, С.Урбина –СПб., 2006. – 426 с.

  4. Бергер П.. Социальное конструирование реальности./ П.Бергер, Т.Лукман. - М., 1995. – 234 с.

  5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание./Р.Бернс.- М., 1986.

  6. Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения)/Ш.Берн. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. – 318 с.

  7. Бодалев А. А. Психология о личности./А.А.Бодалев.- М., 1988.

  8. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком./А.А.Бодалев. - М., 1982.

  9. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе./М.Р.Битянова. – М.: Генезис, 2000. 304 с.

  10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: ПИТЕР, 2008. – 400 с.

  11. Веракса Н.Е. История детской психологии./ Н.Е. Веракса –М.: Academia, 2009. 321 с.

  12. Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»:сборник научных статей/ Отв. Ред. И.В.Егоров, Л.Б.Филонов. – М.: Изд. «Экон-Информ», 2010. – 151 с.

  13. Захарова А. В. Психология формирования самооценки./А.В.Захарова. – МИНСК: Выща школа, 1993.

  14. Зинченко В. П Аффект и интеллект в образовании./ В.П.Зинченко. - М.: Просвещение, 1995. 334 с.

  15. История социальной педагогики : Хрестоматия-учеб. / Под ред. М.А. Галагузовой. - М. : ВЛАДОС, 2001. 483 с.

  16. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении./ В.А.Кан-Калик.- М., «Просвещение»,1987. 328 с.

  17. Коджаспирова Г.М. Педагогика./ Г.М. Коджаспирова –М. КноРус. 2010. 740 с.

  18. Кон И. С. Психология старшеклассника./И.С.Кон. - М.: «Просвещение», 1980.

  19. Кон И.С. Мальчик – отец мужчины./И.С.Кон. – М.: Время, 2010. – 704 с.

  20. Коломинский Я.Л.Социальная психология развития личности./ Я.Л. Коломинский, С.Н Жеребцов. Минск: Изд-во «Выш.шк.», 2009. – 336 с.

  21. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии. /Д.Кэмпбелл. М., «Прогресс», 1980. 351 с.

  22. Лазурский А. Ф. Очерк науки о характерах. М., 1995.

  23. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / А.А.Леонтьев.- М.: Просвещение, 1979. – 248 с.

  24. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы)./Л.М.Митина.- М.: "Дело", 1994. - 324 с.

  25. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В.Мудрик. – М.: Academia, 1999. – 260с.

  26. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении./ М.И.Лисина.- СПб., Питер, 2009. 423 с.

  27. Майерс Д. Интуиция./ Д.Майерс. – СПб.:Питер, 2009. 271 с.

  28. Маейрс Д. Социальная психология./ Д.Майерс.- СПб.: Питер, 2005.

  29. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии./С.Милграм.- СПб.: Питер, 2000. – 326 с.

  30. Мясищев В. Н. Личность и неврозы./В.Н.Мясищев. - Л.: Наука, 1960. 285 с.

  31. Общественное животное. Исследования. Под ред. Э.Аронсона. В 2- томах. Т.1, СПб.: Прайм Еврознак, 2003. 448 с.

  32. Общественное животное. Исследования. Под ред. Э.Аронсона. В 2- томах, Т.2. СПб.: Прайм Еврознак, 2003. 352 с.

  33. Парыгин Б.Д. Социальная психология./Б.Д.Парыгин. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 616 с.

  34. Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе./Е.А.Петрова.- М., 1998. – 279 с.

  35. Петровский А. В. Психология и время./ А.В.Петровский. СПб.: Питер, 2007. 448 с.

  36. Петровский В. А. Личность в психологии. - Ростов-на-Дону. 1996.

  37. Психологическая служба школы/Под ред. И. В. Дубровиной М., 1995.

  38. Психологические механизмы регуляции социального поведения./ Под ред. М.И.Бобневой, Е.В.Шороховой. – М.:Наука, 1979. 335 с.

  39. Реан А. А. Психология личности: социализация, поведение, общение/А.А.Реан. – М.: Изд. «АСТ»; СПб.:Прайм-Еврознак, 2007.- 407 с.

  40. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994.

  41. Свенцицкий А.Л. Социальная психология/ А.Л. Свенцицкий М.: Изд. «Проспект», 2009. – 336 с.

  42. Слободчиков В.И., Исаев Е.Л. Психология человека. М., 1995.

  43. Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям/Под ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова, - М.:Изд-во «Институт психологии РАН», 2009 г. – 351 с.

  44. Социально-психологические проблемы нравственного воспитания личности / Под ред. В. Е. Семенова СПБ.,1984.

  45. Толстых Н.Н. Хронотоп: культура и онтогенез/ Н.Н.Толстых.- Смоленск-Москва: Изд-во «Универсум». 2010. – 312 с.

  46. Фельдштейн д. И. Психология становления личности. М., 1994.

  47. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.

  48. Хьюстон М. Введение в социальную психологию. Европейский подход./ М. Хьюстон, В. Штребе М.:Юнити-Дана,2004. 452 с.

  49. Эриксон Э. Детство и общество/ Э. Эриксон. – 2 издание, перераб. и доп.– Спб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. – 592 с.

  50. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики/ В.П.Эфроимсон. – СПб.: Талисман, 1995. 288 с.


Список Интернет-ресурсов по дисциплине*

Базы данных, информационные справочные и поисковые системы:

www.informika.ru

www.mon.gov.ru

www.edu.ru

www.rospsy.ru

http://www.psyjournals.ru

http://www.childpsy.ru

http://www.psyparents.ru

http://www.psychlib.ru

Базы данных Американской психологической Ассоциации

PsyсhArticles и PsychBooks, база Medline с электронным адресом

http://web.ebscohost.com

База диссертационных исследований Dissertation & Theses с элек-

тронным адресом http://www.sciencedirect.com

Электронная библиотека РГБ с электронным адресом



http://diss.rsl.ru