Программа учебной дисциплины «дошкольная психология» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа учебной дисциплины «Государственная и муниципальная служба» 1 350.69kb.
Программа учебной дисциплины Курс по выбору сдм социальная педагогическая... 1 134.11kb.
Программа учебной дисциплины «Теория и практика стратегического управления». 2 438.13kb.
Программа учебной дисциплины 1 160.25kb.
Программа учебной дисциплины 1 84.09kb.
Примерная программа учебной дисциплины 1 169.73kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы социальной медицины»... 3 634.96kb.
Примерная программа учебной дисциплины химия 4 788.04kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины: Социальная психология (наименование... 3 1291.68kb.
Рабочая программа учебной дисциплины основы философии 1 174.09kb.
Программа учебной дисциплины общая технология производства 1 219.85kb.
Единственная красота, которую я знаю здоровье 1 86.31kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Программа учебной дисциплины «дошкольная психология» - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. ГЕРЦЕНА

ВОЛХОВСКИЙ ФИЛИАЛ

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«ДОШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Основная образовательная программа подготовки

по специальности «Иностранный язык»,

специализация «Преподавание иностранного языка в дошкольном учреждении»

Утверждена на заседании

кафедры гуманитарных дисциплин

14 сентября 2011 г., протокол №1.

Волхов

2012


1. Цели и задачи дисциплины

Программа разработана для будущих педагогов, то есть для тех, в чью профессиональную дея­тельность психология войдет как одна из составных частей профессиональной компетентности. Знакомство с дошкольной психологией поможет лучше понять возрастные и индивидуальные особенности психики не только детей, но и взрослых. Программа нацелена на:



  • повышение общей и психологической культуры студентов;

  • формирование целостного представления о психике ребенка дошкольного возраста;

  • формирование знаний о психике ребенка как развивающейся и формирующейся структуре.

Задачи дисциплины:

  • овладеть понятийным аппаратом дошкольной психологии, достаточным для дальнейшего самостоятельного изучения возрастных и индивидуальных особенностей психики дошкольника;

  • научиться учитывать в своей профессиональной деятельности возрастные, индивидуально-психологические и личностные особенности детей дошкольного возраста;

  • усвоить основные законы и закономерности развития психики дошкольника.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина является органической частью специализации «Преподавание иностранного языка в дошкольном учреждении» ООП «Учитель иностранного языка». Дисциплина является продолжением курса «Психология», прослушанном студентами на первом и втором годах обучения, а также дисциплины «Основы специальной психологии и педагогики», прослушанной в первом семестре третьего курса. Для изучения дисциплины «Дошкольная психология» студенту необходимо владеть основными понятиями общей психологии и владеть основными методами исследования в психологии. Данная дисциплина является предшествующей для дисциплины «Дошкольная педагогика», а также содержательно связана с теорией и методикой преподавания своего предмета.



3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:



Знать:

  • возрастную периодизацию дошкольного возраста;

  • психологические особенности каждого периода;

  • сущность возрастных кризисов дошкольного возраста;

  • основные механизмы и закономерности психического развития в дошкольном возрасте.

Уметь:

  • отличать индивидуальные психологические особенности от возрастных;

  • выделять типичные особенности психики для каждого периода дошкольного возраста;

  • составить характеристику каждого возрастного периода развития.

Владеть:

  • элементарной диагностикой нормального развития дошкольника.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем (час.)

Аудиторные занятия

51

в том числе: лекции

34

практические

17

Самостоятельная работа

51

в том числе: учебный реферат

17

библиографическая работа

17

другие формы сам. Работы

17

Общая трудоемкость

102


5. Содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплины и виды занятий




Содержание раздела

Л

П

Всего (час.)

1

Общие вопросы детской психологии

2

2

4

2

Психическое развитие в младенческом возрасте

4

2

6

3

Психическое развитие в раннем детстве

6

2

8

4

Психическое развитие дошкольника

4.1. Бытовая деятельность

4.2. Трудовая деятельность

4.3. Игровая деятельность

4.4. Изобразительная деятельность

4.5. Конструктивная деятельность

4.6. Общение дошкольника со взрослыми и сверстниками

4.7. Развитие познавательных процессов дошкольника

4.8. Развитие личности дошкольника

4.9. Психологическая готовность к обучению в школе.




22

2

2

4

2

2

2
4
2

2

11

33




ВСЕГО

34

17

51

5.2. Содержание лекционного курса.

Раздел 1. Общие вопросы детской психологии.

Предмет детской психологии. Методологические принципы изучения психики ребенка. Задачи детской психологии. Методы детской психологии. Основные закономерности психического развития ребенка. Предпосылки и условия психического развития. Ведущая деятельность. Новообразования. Противоречие – движущая сила развития. Переходные и кризисные периоды. Проблема периодизации.


Раздел 2. Психическое развитие в младенческом возрасте


Период новорожденности. «Комплекс оживления». Социальная ситуация развития в младенчестве. Характеристика общения как ведущей деятельности младенца. Развитие манипуляции с предметами и предметного восприятия. Начало развития речи. Новообразования периода младенчества. Кризис первого года.

Раздел 3. Психическое развитие в раннем детстве


Социальная ситуация развития в раннем детстве. Овладение ходьбой и другими основными движениями. Развитие предметной деятельности как ведущей. Орудийные действия и развитие мышления. Раннее детство - сензитивный период развития речи. Овладение активной речью - важнейшее новообразование данного возрастного периода. Возникновение и развитие стремления к самостоятельности. Зарождение новых видов деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой, их место и влияние на психическое развитие. Предметное отношение к деятельности как важнейшее достижение раннего детства. Развитие общения со взрослыми (ситуативно-деловая форма) и сверстниками (эмоционально-практическая форма). Освоение речевых средств общения. Развитие личности в раннем детстве. Кризис 3 лет.

Раздел 4. Психическое развитие дошкольника


4.1. Бытовая деятельность. Режим дня. Раннее детство - сензитивный период для формирования основных культурно-гигиенических навыков. Влияние культурно-гигиенических навыков на психическое развитие.

4.2. Трудовая деятельность. Развитие целеполагания, планирования, самоконтроля и самооценки. Формирование общественных мотивов труда. Развитие видов и форм трудовой деятельности. Влияние трудовой деятельности на психическое развитие.

4.3. Игровая деятельность. Предметная и предметно-отобразительная игра. Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры. Характеристика сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности дошкольника. Виды игр дошкольника и их место в психическом развитии. Значение игры для психического развития ребенка.

4.4. Изобразительная деятельность. Развитие функций изобразительной деятельности: знаковой, логической, изобразительной, эстетической, выразительной. Развитие содержания детского рисунка. Взаимосвязь развития речи и рисования. Место и влияние изобразительной деятельности на психическое развитие.

4.5. Конструктивная деятельность. Основные направления развития конструирования дошкольника. Развитие мотивов конструирования. Развитие видов конструирования. Место и влияние конструирования на психическое развитие.

4.6. Общение дошкольника со взрослыми и сверстниками. Развитие общения как смена форм общения: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная. Особенности общения ребенка с родителями. Особенности общения ребенка с воспитателем. Условия оптимального педагогического общения. Развитие форм общения со сверстниками: непосредственно-эмоциональная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная. Особенности межличностных отношений в группе детского сада: личностные (социометрическая структура), оценочные (социально-перцептивная структура), деловые (актометрическая структура). Сходство и различие общения со взрослыми и сверстниками.

4.7. Развитие познавательных процессов дошкольника.

Развитие внимания. Сенсорное развитие. Развитие памяти. Развитие воображения. Развитие мышления.



4.8. Развитие личности дошкольника.

Развитие самосознания. Развитие воли. Эмоциональное развитие. Нравственное развитие. Развитие темперамента. Развитие способностей.



4.9. Психологическая готовность к обучению в школе.

Понятие психологической готовности к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности ребенка к школе. Интеллектуальная готовность: сформированность способов и средств познавательной деятельности. Социально-психологическая и коммуникативная готовность: сформированность форм общения со взрослыми и сверстниками, коммуникативных умений и навыков. Личностная готовность: произвольность поведения и волевая готовность, особенности мотивационной сферы и мотивов учения.


5.3. Темы практических занятий.

Семинар 1. Общие вопросы детской психологии. 2 ч.

Практикум 2. Психическое развитие в младенческом возрасте. 2 ч.

Практикум 3. Психическое развитие в раннем детстве. 2 ч.

Практикум 4. Основные виды деятельности дошкольника. 2 ч.

Практикум 5. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. 2 ч.

Практикум 6. Развитие познавательных процессов дошкольника. 5 ч.

Практикум 7. Психологическая готовность к обучению в школе. 2 ч.


5.4. Основные понятия дисциплины.

Новорожденность, младенчество, «комплекс оживления», ситуативно-личностная и ситуативно-деловая форма общения со взрослыми, хватание, довербальный этап развития речи.

Раннее детство, предметная деятельность, соотносящие, орудийные, предметные действия, ручные действия, предметно-опосредованные действия, самостоятельность, ситуативно-деловая форма общения, эмоционально-практическая форма общения.

Навык, привычка, культура поведения, культурно-гигиенический навык, режим дня. Трудовая деятельность, умение.

Игра, роль, игровые действия, правила, игровые и реальные взаимоотношения, сюжет, игровые предметы, предмет-заместитель. Изобразительная деятельность, художественный образ, графический образ. Конструирование, схемы, чертеж.

Общение, мотивы, потребность, средства общения, формы общения со взрослыми, педагогическое общение.

Внимание, виды внимания, свойства внимания, рассеянность.

Речь, виды речи, функции речи.

Восприятие, чувствительность, виды восприятия, наблюдение, наблюдательность, ощущение, пороги чувствительности.

Память, запечатление, узнавание, воспроизведение, образная, двигательная, словесно-смысловая, аффективная память, механическая память. Воображение, творчество, операция воображения.

Мышление, виды мышления, мыслительные операции, познавательная активность, любознательность, познавательные интересы, проблемная ситуация, наглядное пространственное моделирование, понятие, знания.

Самосознание, самооценка, самоконтроль, половая идентификация, образ «я», активность, новая внутренняя позиция.

Воля, соотношение мотива и цели, волевые привычки, волевые качества личности, произвольность поведения.

Эмоции, высшие чувства, аффект, страх.

Нравственное сознание, нравственное поведение, моральные нормы.

Темперамент, типы темперамента, сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов, тип высшей нервной деятельности, реактивность, ригидность; эмоциональная возбудимость, динамичность, лабильность, пластичность, экстраверсия, интроверсия.

Способности, склонности, задатки, одаренность, виды способностей, творчество, саморегуляция, активность.

Психологическая готовность к школе, обучаемость, структура психологической готовности ребенка к обучению в школе.


6. Организация самостоятельной работы

6.1. Виды и оценка самостоятельной работы.


Виды самостоятельной работы


Миним.

кол. баллов



Максим.

кол.баллов



Обязательные виды самостоятельной работы

Учебный реферат

1

5

Проблемный реферат

1

5

Библиографическая работа

1

5

Работа с Интернет-источниками

1

5

Дополнительные виды самостоятельной работы

Активность на кафедральном сайте

0

5

Научно-исследовательская деятельность в СНО филиала

0

10

Научно-исследовательская деятельность в СНО университета

0

20


6.2. Примерные темы рефератов.

  1. Психологические теории развития ребёнка.

  2. Проблемы периодизации психического развития.

  3. Формирование речи у ребёнка от 1 года до 3 лет.

  4. Предметные игры детей раннего возраста.

  5. Индивидуальные различия в психологической готовности детей к обучению в школе.

  6. Постановка проблемы возраста Л.С.Выготским (Выготский Л.С. Вопросы детской психологии)

  7. Л.С.Выготский о младенческом возрасте (Выготский Л.С. Вопросы детской психологии).

  8. Л.С.Выготский о кризисе первого года жизни (Выготский Л.С. Вопросы детской психологии).

  9. Л.С.Выготский о психологических особенностях раннего детства.

  10. Л.С.Выготский о кризисе трех лет.

  11. Психоаналитические теории детского развития (Обухова, гл.III).

  12. Теория социального научения (Обухова, гл. IV).

  13. Учение Жана Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка (Обухова, гл.V).

  14. Раннее и дошкольное детство в концепции Д.Б.Эльконина (Обухова, гл. VI, VII).

  15. Конвенция о правах ребенка.

  16. Декларация прав ребенка.


7. Аттестация

7.1. Структура итоговой оценки студента.

п/п

Вид учебной работы

Оценка в баллах

1

Посещаемость

35

2

Работа на практических занятиях (активность, доклады)

30

3

Текущая проверка (тесты, контрольные работы)

10

4

Самостоятельная работа

25




Всего (зачет)

100

6

Зачет для тех, кто не набрал 100 баллов (один вопрос)

0-20


7.2. Итоговая аттестация.

Вопросы к зачету

  1. Предмет и задачи детской психологии.

  2. Методологические принципы и методы изучения психики ребенка.

  3. Основные закономерности психического развития ребенка.

  4. Особенности развития в период новорожденности.

  5. Характеристика общения как ведущей деятельности младенца.

  6. Кризис первого года.

  7. Особенности развития в раннем детстве.

  8. Овладение ходьбой и другими основными движениями в раннем детстве.

  9. Раннее детство - сензитивный период развития речи.

  10. Предметное отношение к деятельности как важнейшее достижение раннего детства.

  11. Кризис 3 лет.

  12. Бытовая деятельность дошкольника.

  13. Трудовая деятельность дошкольника.

  14. Игровая деятельность дошкольника.

  15. Изобразительная деятельность дошкольника.

  16. Конструктивная деятельность дошкольника.

  17. Общение дошкольника со взрослыми.

  18. Общение дошкольника со сверстниками.

  19. Развитие познавательных процессов дошкольника: внимание, речь, восприятие.

  20. Развитие познавательных процессов дошкольника: память, воображение, мышление.

  21. Развитие личности дошкольника.

  22. Психологическая готовность к обучению в школе.


8. Учебно-методическое обеспечение

8.1. Основная литература (жирным шрифтом выделена литература, имеющаяся в филиале)

Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов вузов. М.,1999.

Бауэр Т. Психологическое развитие младенца. М.,1985.

Гарбузов В.И. От младенчества до отрочества. Л.,1991.

Детская практическая психология. Под ред. Т.Д.Марцинковской. М.,2001. М.,2007.

Дьяченко О. ЛЛ., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников.- М., 1984.



Люблинская А.А. Детская психология. Уч. пос. для студентов пед.вузов. М.,1971.

Мухина В. С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов.-М., 1985.



Практикум по возрастной психологии. Учебно-методическое пособие. Уфа, 2005.

Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. М.,1964.

Смирнова Е.О. Детская психология. Учебник для вузов. М.,2008. (5)

Эльконин Д.Б. Детская психология. %-е издание, стереотипное. М.,2008.

Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Методическое руководство. СПб.,1999.



8.2. Дополнительная литература.

Абрамова Г.С. Возрастная психология. Уч. для студентов высших учебных заведений. Екатеринбург,1999.

Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. М.,1999.

Брунер Д.С. Психология познания: за пределами непосредств информации.-М., 1977.



Возрастная психология. Хрестоматия. Детство. Отрочество. Юность. М.,2001.

Возрастная психология. Хрестоматия. Сост. Мухина В.С.,Хвостов А.А. М.,2003.

Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. 4-е изд. М.,2007.

Возрастная и педагогическая психология. Уч..пос. для пед. институтов.Под ред.А.В. Петровского. М.,1973.

Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. Часть 1. От рождения до поступления в школу. Учебное пособие для вузов. М.,2005.

Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.,2006.

Гамезо М.В., Матюхина М.В., Михальчик Т.С. Возрастная и педагогическая психология. М.,1984.

Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. М.,1998.

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.,1986.

Зеньковский В.В. Психология детства: уч. пособие для вузов. М., 1996.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Учебное пособие. М.,1996.

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.Возрастная психология. Развитие чел. от рождения до поздней зрелости. М.,2001.

Лешли Д. Работа с маленькими детьми.-М., 1991

Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения.-М., 1986.

Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. 11-е изд. М.,2007.

Мухина В. С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов.-М., 1985. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М.,1981.



Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Изд.2. М.,1999. Учебник. М.,2007.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.,1994.



Попова М.В. Психология растущего человека. Краткий курс возрастной психологии. М.,2002.

Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Уч. пос. Л.,1990.

Руководство практического писхолога. Под ред. И.В.Дубровиной. М.,1995.

Спок Б. Ребенок и уход за ним. М.,1991.

Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология). М.,2007.

Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте. М.,1995.

Эльконин Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет).-М., 1960.



Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.-М., 1981.-

8.3. Интернет-ресурсы.

www.fortuna2005.ucoz.ru

http://psylib.org.ua/index.html

http://childpsy.ru/