Программа развития на период с 2008 по 2013 год школа культуры здоровья – социокультурный центр - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
На 2013 год 2013 год Год духовной культуры 2013 год Год охраны окружающей... 8 1031.69kb.
Прогноз социально-экономического развития Калитинского сельского... 1 43.52kb.
2. Общая характеристика проекта районного бюджета на 2013 год и плановый... 1 211.97kb.
Развития муниципального образования 7 1808.66kb.
Знаменательные даты 2012-2013 учебного года 2012/2013 год – год Германии... 1 127.62kb.
На 2013 год и на период до 2015 года 1 210.19kb.
Программа государственного экзамена по специальности 080105. 1 123.84kb.
Выбрана не случайно. Здоровье школы складывается из здоровья учителей... 1 171.8kb.
Возобновдяемая энергетика мира и России по состоянию на 2008 год 1 152.42kb.
Ключевые дела 2012-2013 уч 1 78.82kb.
Программа развития на 2011 2015 год. «Школа социокультурных практик» 1 51.32kb.
Возрастные особенности мотивации школьников 1 45.66kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Программа развития на период с 2008 по 2013 год школа культуры здоровья – социокультурный - страница №1/1

Государственное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 391

Красносельского района Санкт - Петербурга
УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим Советом

от 30 августа 2008 года,

протокол № 1

Председатель Педагогического

Совета _________Т.О.Гапотченко


ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

НА ПЕРИОД С 2008 ПО 2013 ГОД

ШКОЛА КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ – СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

СОГЛАСОВАНО

Попечительским советом


Председатель Попечительского совета
__________________________ С.И.Кузнецова

Санкт-Петербург



2008

Целевая программа «Школа зоровья – социокультурный центр микрорайона»

Паспорт программы

Наименование программы

целевая программа «Школа здоровья – социокультурный центр микрорайона»

на период 2008 - 2013 года



Разработчики программы

Администрация и инициативная группа педагогов ГОУ школы № 391, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (кафедра педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека),

Цели программы



Создание в ГОУ школе Красносельского района условий, обеспечивающих эффективную деятельность школ района по сохранению и укреплению здоровья учащихся и педагогов, формированию здорового образа жизни, человекосберегающего обучения.

Задачи программы




Задача 1. Создание регулярно обновляющегося банка ресурсов и опыта осуществления здоровьесозидающей деятельности в школе (инфотеки).

Задача 2. Создание механизма социального партнерства в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений с учреждением–тьютором, курирующим здоровьесозидающую деятельность в районе.

Задача 3. Создание системы организационно-методического сопровождения ОУ в области решения проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся (воспитанников) на основе взаимодействия с различными социальными партнерами.

Задача 4. Создание и реализация в образовательных учреждениях программы деятельности по построению здоровьесозидающей образовательной среды.

Задача 5. Создание системы оценки здоровьесозидающей деятельности ОУ района.

Сроки реализации

2008 – 2013 гг.

Краткое описание замысла

Программа опирается на предшествующий опыт здоровьесберегающей деятельности в школе и предполагает создание в каждой школе района условий, обеспечивающих реализацию двух стратегических направлений его развития:

  • становление безопасности участников образовательного процесса как противодействие факторам риска (физическим, психологическим, социальным, педагогическим, информационным);

  • развитие и становление здоровья участников образовательного процесса, формирование здорового образа жизни.

Нормативные и научно-методические основания программы



Программа базируется на стратегических документах, определяющих развитие системы образования Российской Федерации и Санкт-Петербурга, в том числе НОИ «Наша новая школа», проект «ФГОС нового поколения», проект Концепции «Стратегия развития санкт-петербургской школы 2020».

В ней учтены результаты научных исследований и опыт обеспечения здоровья в ОУ Санкт-Петербурга и Российской Федерации, в том числе наработки кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПбАППО


Целевые индикаторы и показатели




Для образовательных учреждений:

  • доля ОУ, в которых создана служба здоровья, по отношению к общему их количеству, %;

  • доля ОУ, участвующих в мониторинге здоровья, по отношению к общему их количеству, %;

  • доля ОУ, участвующих в инновационной деятельности, региональных и районных мероприятиях, сетевом взаимодействии ОУ, решающих проблемы здоровья, по отношению к общему их количеству, %;

  • количество финансовых средств, расходуемых ОУ на решение проблемы здоровья учащихся, педагогов по отношению к количеству учащихся.

Для учащихся:

  • количество пропусков учебных занятий учащимися (воспитанниками), дней/уч-ся/год;

  • количество уроков физической культуры, пропущенных учащимися (воспитанниками) по освобождению, уроков/уч-ся/год;

  • доля учащихся, занимающихся в физкультурных и спортивных секциях, кружках по отношению к общему их количеству, %.

Для педагогов:

  • доля педагогов, повысивших квалификацию в области сохранения и укрепления здоровья учащихся, по отношению к общему их количеству, %

Объемы и источники финансирования программы



Мероприятия программы реализуются за счет и в пределах утверждённых финансовых средств бюджета района. Реализация целей и задач программы силами ГОУ школы №391.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы



  • Наличие востребованного электронного банка ресурсов района и методических разработок, в области здоровьесозидающей деятельности;

  • наличие сети ОУ района, решающих проблемы здоровья обучающихся, на основе единого организационно-методического сопровождения их деятельности;

  • функционирование гибкой системы организационно-методического сопровождения ОУ;

  • функционирование в ОУ Службы здоровья, наличие действующих программ здорвоьесозидающей деятельности ОУ;

  • наличие системы аудита (оценки) здоровьесозидающей деятельности ОУ района




  1. Обоснование необходимости реализации Программы

Программа развития ГОУ школы 391 Красносельского района Санкт-Петербурга представляет собой стратегический план развития общеобразовательного учреждения и определяет стратегию, приоритетные направления, задачи, механизмы реализации образовательной политики школы. Программа призвана ответить на новые запросы времени и, вместе с тем, обеспечить преемственность в процессе реализации с предыдущей программой развития школы (2003-2008г.г.)

Требование сохранения здоровья учащихся находится на первом месте в иерархии запросов к результатам общего образования. По материалам проекта «Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения» 95% опрошенных среди всех заинтересованных групп (семей, школьных специалистов, педагогической общественности, медицинских ассоциаций и т.п.) включают сохранение здоровья школьников в первую пятерку своих потребностных запросов.

Здоровье человека является целостным многомерным понятием, поэтому эффективным в решении проблемы здоровья человека может быть только системный подход, максимально учитывающий все влияющие на здоровье факторы. При этом доминирующую роль среди этих факторов играет культура здоровья – сознательная система действий и отношений, слагающаяся из ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей и являющая основой здорового образа жизни. Поэтому наиболее адекватным подходом к обеспечению здоровья человека в системе образования является здоровьесозидающий подход, который подчеркивает развивающий и формирующий характер влияния образования на здоровье участников образовательного процесса и реализуется через построение здоровьесозидающей образовательной среды.

Методологическая целостность ПРОГРАММЫ обеспечивается совокупностью общедидактических принципов педагогики, андрагогических принципов образования взрослых и концептуальных принципов построения программы формирования здорового образа жизни школьника.



Научность программы гарантируется её содержанием, представляющим собой систему знаний, основанных на достижениях современной педагогики, психологии и медицины.

Систематичность реализации программы обеспечивается комплексным планом, описывающим содержание и формы работы в течение пяти лет по всем актуальным направлениям.

Принцип вариативности обеспечивается модульным построением образовательных программ и проблемно-целевых курсов, гибкой системой сопровождения, реализуемой через обучение, индивидуальное и групповое консультирование, систему организации семинаров, мастер-классов и круглых столов.

Принцип модернизации обеспечивается постоянным обновлением программы за счет пополнения нормативно-правовой базы и внесения в программу материалов, созданных на основе обобщения опыта, осмысления и внедрения программы.

Принцип ориентации на достигнутый результат гарантируется блоком самодиагностики, входящим в мониторинговое сопровождение программы.

Принцип гармоничности личностного становления участников образовательного процесса обеспечивается ориентацией Программы на стимулирование и поддержку личностного, деятельностного и коммуникативного саморазвития участников образовательного процесса, создание условий для проявления творческих способностей.

Принцип контекстности обеспечивается включенностью содержания Программы в структуру деятельности образовательных учреждений и созданием условий для её методического осмысления.

Принцип активного здоровьеформирования гарантируется направленностью программы на повышение осознанного и ответственного отношения участников образовательного процесса к собственному здоровью.

Цель: сохранение и укрепление здоровья, формирование культуры здоровья детей, обучающихся в ГОУ школе 391.
ФГОС нового поколения впервые определяют такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности школы. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» указаны важные задачи школы: обеспечение индивидуального подхода, минимизирующего риски для здоровья в процессе обучения; создание комфортных условий обучения; создание мотиваций и условий для здорового образа жизни.

Решение проблемы здоровья участников образовательного процесса отмечаются как приоритетная цель в большинстве документов, характеризующих российскую государственную политику и государственную политику Санкт-Петербурга, в том числе разрабатываемую Концепцию «Стратегия развития санкт-петербургской школы – 2020», в которой выделено направление «Здоровье в школе». Поэтому важным приоритетным направлением развития образовательной системы Красносельского района определено направление «Здоровая и безопасная школа».




    1. Состояние здоровья и образ жизни участников образовательного процесса

Характеристики образа жизни учащихся школы не отличаются от общегородских данных, подтверждая негативные тенденции, характеризующие образ жизни школьников Санкт-Петербурга. Хотя социальные характеристики учащихся выше общегородских данных (выше образовательный ценз родителей, больше из них живут в отдельной квартире – 81%, имеют свою комнату – 69%, компьютер – 79%), их образ жизни имеет негативные составляющие. Учащиеся имеют низкий уровень двигательной активности: только 19% посещают школьные секции, 11% освобождены от уроков физкультуры, только 1,1% посещают ЛФК и АФК. Значительное число школьников имеет нарушения питания: 51% питается без режима, 14% не завтракает, 60% не ест в школьной столовой. В структуре досуга доминируют малоподвижные занятия: у 75% - слушать музыку, 51% - играть на компьютере, 44% - смотреть ТВ, 37% - читать. Только 41% из них выбрали среди предпочитаемых занятия спортом. Для района характерен высокий уровень риска употребления психоактивных веществ, совпадающий с городскими данными: 49% учащихся указали, что большинство их сверстников курят, 32% - употребляют алкоголь, 4% - пробовали наркотики.

Характеризуя проблемы участников образовательного процесса, необходимо также отметить проблему профессионального здоровья и образа жизни педагогов. Данные также совпадают с общими: средний возраст педагогов 43,6 лет, педстаж – 19,3 года, текучесть кадров – 4,5% за год, пропущено по болезни 3,75 дней/чел./год. Большинство педагогов считают свое здоровье удовлетворительным или плохим (61%), 56% указали наличие хронических болезней. Только 28% педагогов имеют регулярную физическую активность, 35% совсем не занимаются физкультурой. Педагоги низко оценивают необходимость различных форм здоровьесберегающей работы в школе: уроков здоровья (44%), внеклассной работы (30%), повышения квалификации в данной области (26%). Позитивным является высокий уровень представлений о необходимости службы здоровья в школе (68%).

Каждое образовательное учреждение в той или иной мере пытается в рамках своей деятельности решать перечисленные проблемы. Однако, организация эффективной работы по созданию внутришкольной среды, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса, профилактику безнадзорности и правонарушений требует согласованной деятельности всех субъектов районной системы образования, привлечения всех ресурсов района.
2. Ресурсы школы,

поддерживающие реализацию Программы

Школа открыта в 1970 году, в 90-е годы прошла значительная ее реорганизация: в 1992 году школа перешла на финансово-хозяйственную самостоятельность, в 1994 году введено в строй второе здание, в котором сегодня находится начальная школа.

Школа обладает значительными ресурсами для решения обозначенных выше проблем.

Кадровые ресурсы. В школе работает стабильный, высокопрофессиональный педагогический коллектив. Администрация уделяет достаточно внимание вопросам совершенствования профессиональной и методической подготовки учителей, рассматривая как одну из важнейших задач совершенствования учебно-воспитательного процесса. Анализ динамики профессионального роста учителей за последние три года составляет 83%

Распределение учителей по квалификационным категориям



Квалификация

Количество учителей / в %

Высшая квалификационная категория

Первая квалификационная категория

Вторая квалификационная категория

Доктор наук

Кандидат наук

Аспиранта


В том числе:

Отличников народного просвещения

Заслуженных учителей

Почётный работник общего образования

Знак За гуманизацию в образовании

Победители НП «Образование»



17 чел /28%

12 чел /20%

22 чел /37%

1

2



2

2

1



9

2

5




Материально-технические ресурсы Школа имеет необходимую инфраструктуру и оборудование для организации образовательного процесса: имеются в наличии четыре компьютерных кабинета, кабинет литературы, физики, химии с ПК, мультимедийным проектором и интерактивными досками. В каждом здании имеется оборудование столовой, которое позволяет готовить горячую еду. Школа имеет необходимую физкультурно-оздоровительную инфраструктуру: в каждом здании есть спортивный зал, пришкольный стадион с искусственным покрытием, тренажёрный зал. В школе имеются большие пришкольные территории с обустроенными спортивным и игровыми участками. Имеется балетный класс, зимний сад, кабинет релаксации, 2 медицинских кабинета, отвечающих требованиям СанПиНа.
Методические ресурсы – это программы, которые реализуются в рамках научно-методического сопровождения здоровьесберегающей деятельности ОУ. Так, психолого-педагогическая и медико-социальная работа в школьной Службе здоровья проводится по следующим направлениям: комплексное сопровождение развития ребенка; психолого-педагогическая профилактика зависимого поведения и пропаганда здорового образа жизни; организационно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса. Организовано систематическое обучение специалистов Службы здоровья. Ежегодно на базе школы может проводиться курсовое обучение педагогов по различным программам, в том числе: «Здоровьесозидающая деятельность педагога» совместно с АППО, семинары для школ района для различных каткгорий слушателей.

Информационные ресурсы. Информационная поддержка деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, осуществляется с помощью ежемесячного Плана мероприятий, регулярного обновления сайтов школы, ППЦ издания сборников методических рекомендаций ОУ.
3. Стратегические цели и задачи Программы


    1. Концептуальные положения, определяющие реализацию Программы

Программа опирается на следующие ведущие подходы:

  • гуманистический, личностно-ориентированный подход, предполагающий признание аксиологической ценности здоровья каждого отдельного субъекта образования;

  • системный холистический подход к индивидуальному здоровью человека, в основе которого лежит понимание здоровья как многомерной системы, состоящей из взаимозависимых компонентов (соматических, психических, социальных и нравственных);

  • созидающий подход к обеспечению здоровья человека, сущность которого состоит в признании определяющей роли культуры здоровья как ценностно-мотивационной составляющей целенаправленного оздоровления образа жизни;

  • средовой подход к созданию условий для обеспечения здоровья человека в системе образования, в котором образовательная среда определяется как совокупность внешних и внутренних по отношению к ОУ факторов, которые оказывают влияние на здоровье человека.

Указанные подходы определяют следующие принципы реализации Программы:

  • принцип научности и преемственности, предполагающий опору деятельности ОУ на имеющийся опыт и научно-методическое обеспечение;

  • принцип инновационности, предполагающий отдаленное прогнозирование изменений и раннее вмешательство для изменения образовательной среды ОУ, формирование инновационной культуры руководителей, педагогов и учащихся;

  • принцип ориентации на конечный качественный продукт здоровьесозидающей деятельности, достигаемый через развитие механизмов аудита оценки качества здоровьесозидающей деятельности ОУ;

  • принцип целостности и непрерывности использования здоровьесберегающих технологий в образовательной практике, предполагающий систематическую и постоянную заботу о здоровом развитии учащихся;

  • принцип вертикального управления, в основе которого лежит понимание того, что обеспечение здоровья требует жесткой вертикальной структуры управления на основе административного руководства, создания отдельной структуры (службы, центра и т.п.);

  • принцип паритета направлений деятельности, который предполагает построение горизонтальной структуры деятельности в рамках единой организационно-функциональной модели с учетом основных проблем ОУ;

  • принцип информатизации, предполагающий информационное обеспечение деятельности ОУ и развития информационного сетевого взаимодействия, который требует создания единого информационно-коммуникационного пространства в масштабе города;

  • принцип социального партнерства, который выражается в координации разнонаправленной взаимовыгодной деятельности ОУ с родителями обучающихся и воспитанников, общественностью, органами и организациями, деятельность которых непосредственно связана с решением проблем здоровья участников образовательного процесса; усилении общественно-государственного управления ОУ и открытого информирования.

Указанные подходы и принципы реализуются через построение в каждом ОУ района здоровьесозидающей образовательной среды (ЗОС). Понимание образовательной среды как совокупности условий позволяет выделить следующие компоненты ЗОС (Академический вестник. Выпуск 1(8). 2008).

  • Условия, обеспечивающие здоровьесозидающий характер учебного процесса:

  • внедрение во все предметные области здоровьесберегающих и здоровьесозидающих образовательных технологий;

  • построение научно обоснованного учебного режима на основе функциональной диагностики состояний учащихся (воспитанников);

  • обеспечение двигательной активности учащихся (воспитанников) в течение учебного дня;

  • санитарно-гигиеническое обеспечение учебного процесса;

  • создание условий для здорового питания в ОУ.

  • Повышение культуры здоровья, в том числе и физической культуры участников образовательного процесса:

  • повышение готовности педагогов к сохранению и укреплению собственного здоровья, формированию здорового образа жизни;

  • повышение готовности педагогов к здоровьесозидающей профессиональной деятельности;

  • повышение культуры здоровья учащихся посредством различных моделей обучения и воспитания;

  • повышение активности родителей в формировании здорового образа жизни детей, становлении здоровой и социально благополучной семьи.

  • Условия для коррекции нарушений здоровья, реабилитации и оздоровления детей и подростков:

  • выявление групп учащихся соматического и социального риска;

  • разработка рекомендаций по построению индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) на консилиуме специалистов и педагогов;

  • разработка и реализация индивидуальных и групповых профилактических и коррекционных оздоровительных программ, в т.ч. профилактика зависимого поведения и социально обусловленных болезней;

  • индивидуальное и групповое психологическое сопровождение;

  • социальная защита и помощь, укрепление семейных отношений.


3.2.Стратегические цели и направления развития Программы

Создание в образовательной системе школы условий, обеспечивающих эффективную реализацию двух стратегических направлений развития школы:

1) развитие и становление здоровья участников образовательного процесса, формирование здорового образа жизни;

2) становление безопасности участников образовательного процесса как противодействие факторам риска (физическим, психологическим, социальным, педагогическим, информационным).


Современная российская школа и как социальный институт, и как образовательное учреждение в значительной степени отрезана от окружающего социума; причиной является установка на достижение образовательных стандартов как на конечный результат деятельности системы образования. Поэтому мы ориентируемся на построение открытой образовательной среды школы, которая является важнейшим фактором социализации подрастающего поколения, предупреждения социальной дезадаптации, расширения поля возможностей для самореализации в конкретных жизненных условиях. Проблема построения открытой образовательной среды особенно актуальна для нашей школы, т.к. территориальное удаление от основного социокультурного центра города ставит в неравное положение молодежь микрорайона по сравнению с возможностями детей других районов. Поэтому школа должна в этих условиях обеспечить удовлетворение образовательных и социокультурных потребностей молодежи, становясь социокультурным центром микрорайона.

Учитывая опыт развития школы, второй важной идеей развития является ориентация школы на развитие культуры здоровья субъектов образовательного процесса. Культура здоровья понимается нами как сознательная система действий и отношений, определяющих качество индивидуального здоровья человека, слагающаяся из ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей и являющая основой здорового образа жизни. Поэтому среди многообразия терминов, характеризующих обеспечение здоровья человека в системе образования, мы выбираем термин здоровьесозидающее образование, а системный характер инноваций в этой области определяем как построение здоровьесозидающей образовательной среды школы. Под здоровьесозидающей образовательной средой школы мы понимаем совокупность компонентов школы, их функциональных взаимосвязей и субъектов, в деятельности которых реализуется обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, повышения культуры их здоровья.

Таким образом, ценностной основой развития школы является реализация следующих ведущих подходов: созидающий подход к обеспечению здоровья человека, сущность которого состоит в признании определяющей роли культуры здоровья как ценностно-мотивационной составляющей целенаправленного оздоровления образа жизни; средовой подход к созданию условий для обеспечения здоровья человека в системе образования, в котором образовательная среда определяется как совокупность внешних и внутренних по отношению к ОУ факторов, которые оказывают влияние на здоровье человека. Ведущими идеями развития школы является:


  • создание условий для развития личности и ее социализация;

  • запуск механизмов развития и саморазвития системы образования и воспитания;

  • создание условий для достижения новых социальных и педагогических результатов;

  • создание условий для привлечения учащихся к организованным формам проведения досуга;

  • создание условий для организации совместной деятельности школы, других организаций и семьи.

Социально-педагогическая миссия школы определяется как обеспечение высокого качества образования за счет моделирования индивидуальных образовательных маршрутов, сохранения и укрепления здоровья учащихся, подготовке детей к жизни в открытом и меняющемся мире в соответствии с их склонностями, интересами и запросами.

Наша школа – это открытое пространство, где целенаправленно и систематически происходит развитие потенциальных возможностей и самореализация учащихся, родителей и самих педагогов с целью формирования и повышения их компетентности во всех сферах культуры жизнедеятельности.



Цель развития школы: построение модели школы Здоровья – социокультурного центра, функционирующей на основе идеологии культуры здоровья и предполагающей организацию здоровьесозидающего уклада жизни образовательного учреждения, широкого социально-педагогического партнерства, удовлетворения индивидуальных образовательных и социокультурных потребностей участников образовательного процесса.

Концептуальная модель перспективного образа школы представляется в виде единого образовательного и социокультурного центра микрорайона, ориентированного на всестороннее удовлетворение образовательных, социокультурных, спортивно-развлекательных и здоровьесберегающих потребностей молодежи микрорайона.

Профильная функция школы заключается в подготовке учеников в соответствии с требованиями образовательных стандартов с учетом социального запроса детей и родителей по профилизации обучения. Вспомогательная функция - социокультурный, спортивно-развлекательный и здоровьесберегающий центр микрорайона.

Требования к выпускнику школы – социализированный человек со знаниями, достаточными для успешной реализации самостоятельных жизненных планов, и с системой ценностей, в которой доминантами являются образование, успешная профессиональная деятельность, семья, здоровый образ жизни.

В основе программы развития школы заложены следующие принципы:



  • принцип совместной деятельности, который предполагает, что достижение целей развития школы должно рассматриваться как коллективный «продукт» деятельности всех участников образовательного процесса; на этой основе осуществляется совместная проектировочная деятельность педагогов, учащихся и их родителей;

  • принцип сетевого взаимодействия, который требует создания единого информационно-коммуникационного пространства. Организация единого информационно-коммуникационного пространства в школе создается на обогащения, развития и расширения связей с другими образовательными учреждениями, решающими сходнеы проблемы;

  • принцип социального партнерства, который выражается в координации разнонаправленной взаимовыгодной деятельности школы с родителями учащихся, общественностью, органами и организациями, деятельность которых непосредственно связана с решением проблем здоровья участников образовательного процесса; усилении общественно-государственного управления школой.

Имидж школы основан на учете территориальной удаленности поселка Горелово от социокультурных центров и других образовательных учреждений города и строится по принципу: любой ребенок поселка может поступить и успешно закончить школу при максимально возможном удовлетворении образовательных и социокультурных запросов, сохранеии и укреплении своего здоровья .

Инструментарий развития предполагает реализацию целевых программ по следующим направлениям развития школы:





НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

НАИМЕНОВАНИЕ

ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ






1. Формирование эффективного управления инновационными процессами в школе, позволяющего доводить инновационные проекты до режима нормального функционирования. Создание ресурсного и материально-технического обеспечения развития школы.

«Создание комфортных условий в школе»





2.Создание условий для достижения педагогических и социальных результатов. Формирование единого педагогического коллектива школы, способного эффективно работать в условиях инновационных изменений в образовании

«Готовность педагогов к здоровьесозидающей деятельности»

«Повышение здоровьесозидающего потенциала урока»






3. Усиление социального партнерства школы с родителями, организациями и учреждениями, которые заинтересованы в решении проблем здоровья и развития детей

«Родители – главные социальные партнеры школы»

«Школа – открытая образовательная среда»






4. Позиционирование роли школы как оздоровительного и социокультурного центра микрорайона. Создание условий для организационных форм досуга.

«Здоровый ученик – успех в учении»

«Культура здоровья участников образовательного процесса» «Организация досуга учащихся»




3.4 Основные подпроекты реализации Программы

Подпроекты

Краткое содержание


1.Служба здоровья в школе


Поддержание необходимого и квалифицированного кадрового состава специалистов, обеспечивающих здоровьесозидающую деятельность школы (медицинских работников, психологов, социальных педагогов, логопедов, учителей физкультуры, технологии, педагогов дополнительного образования). Расширение количества ОУ, создающих в школе структуру (службы, совета, центра и т.п.), разрабатывающих и обеспечивающих реализацию школьной программы «Культура здоровья». Создание в ОУ школьных кабинетов здоровья.

2.Физическая культура школьника

Экспертиза оснащенности школ района необходимой спортивной инфраструктурой, оборудованием и инвентарем. Организация увеличение двигательной активности (ДА) учащихся в течение учебного дня за счет уроков физкультуры, малых форм ДА (динамические перемены, физкультпаузы, динамический час и т.п.). Модернизация уроков физкультуры за счет внедрения личностно-ориентированного подхода к уроку, с учетом индивидуальных особенностей и мотивации учащихся. Расширение физкультурно-оздоровительного компонента за счет дополнительного образования (секции, клубы) по современных видам ДА, и спортивно-оздоровительных школьных мероприятий.

3.Культура здоровья учителя

Обеспечение оснащенности ряда ОУ комнатами релаксации, другим оборудованием для поддержания профессионального здоровья педагогов. Разработка и реализации программно-методического обеспечения повышения готовности педагогов к сохранению и укреплению своего здоровья, применению здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологий обучения и воспитания, образованию учащихся и просвещению родителей в области здоровья и здорового образа жизни. Разработка и внедрение системы стимулирования здоровьесозидающей деятельности педагога и школы, в т.ч. и через систему аттестации и аккредитации.

4.Культура здоровья школьника

Анализ опыта разработки и реализации в ОУ района образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни школьников, подготовки к ответственному родительству, духовно-нравственного здоровья; разработка и издание методических рекомендаций по их внедрению. Отбор и внедрение в систему работы школы модульных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни школьников, духовно-нравственного здоровья, подготовки к ответственному родительству посредством различных моделей обучения и воспитания (в рамках учебных предметов, внеучебной деятельности, дополнительного образования, общешкольных мероприятий).

5.Сопровождение учащихся с особыми потребностями в здоровьесбережении

Обеспечение в доступной среды для интеграции в школе детей с ограниченными возможностями здоровья. Выявление учащихся соматического и социального риска посредством школьных мониторингов здоровья, профилактических осмотров. Формирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. Разработка и реализация профилактических и коррекционных программ. Обеспечение психологического сопровождения, социальной защиты и помощи школьникам. Обеспечение взаимодействия школы с учреждениями здравоохранения, социальной защиты и другими организациями, решающими проблемы здоровья детей с особыми потребностями. Охват программами межведомственного сопровождения учащихся (воспитанников) и их семей, имеющих социальные проблемы.

6.Профилактика зависимого поведения школьников и других социально обусловленных заболеваний (в т.ч. инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции)

Обеспечение участия школ в реализации программ и мероприятий, направленных на профилактику асоциального поведения, правонарушений, наркозависимости и безнадзорности несовершеннолетних, в т.ч. в рамках соответствующих городских целевых межведомственных программ. Обеспечение социальной адаптации и социальной реабилитации учащихся социального риска (аддиктивного и асоциального поведения, безнадзорности, находящихся в трудной жизненной ситуации) в разных организационных формах учебной и внеучебной деятельности, в т.ч. за счет волонтерского движения.


4. Краткая характеристика целевых программ
4.1. Целевая программа «Создание комфортных условий в школе»

Программа направлена на создание условий и приведение материально-технического состояния школы и ее оснащенности в соответствие с современными требованиями, необходимыми для качественной реализации образовательных программ; формирования здорового образа жизни и сохранения здоровья детей.


4.2. Целевая программа «Служба здоровья школы»

Программа предназначена для создания в школе службы здоровья – команды специалистов (психолога, социального педагога, медицинского работника, учителя физкультуры, учителя информатики, учителя ОБЖ), способной при административном руководстве (заместитель директора) целенаправленно решать проблему создания условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса, развития культуры здоровья и на ее основе формирования здорового образа жизни.


4.3. Целевая программа «Готовность педагогов к здоровьесберегающей деятельности»

Программа направлена на повышение готовности педагогов школы к здоровьесозидающей деятельности, которая связана с обеспечением здоровья самих педагогов, приобретение профессиональной позиции и моделей поведения, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.


4.4. Целевая программа «Повышение здоровьесозидающего потенциала урока»

Программа направлена на освоение педагогами школы и реализацию здоровьесозидающего потенциала школьных уроков в рамках разных предметных областей, активную реализацию личностно-ориентированной, гигиенической и профилактической направленности обучения


4.5. Целевая программа «Родители – главные социальные партнеры школы»

Программа направлена на выстраивание взаимодействия с родителями учащихся с целью создания наиболее благоприятных условий развития абсолютно для всех учащихся школы, с учетом различий их склонностей и способностей, используя возможности образовательного пространства школы.


4.6. Целевая программа «Школа – открытая здоровьесозидающая образовательная среда»

Программа направлена на создание оптимальных социально-педагогических условий для освоения индивидуальных образовательных маршрутов детьми и их творческой самореализации, привлечение внимания круга специалистов и общественности к проблемам школы; концентрацию научного, культурного, технического потенциала микрорайона и города через социальное партнерство.


4.7. Целевая программа«Здоровый ученик – успех в учении»

Программа направлена на создание условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, формирование культуры здоровья и культуры безопасности в учебно-воспитательном процессе.


4.8. Целевая программа «Культура здоровья участников образовательного процесса»

Программа направлена на формирование у педагогов, родителей учащихся и учащихся ответственного отношения к своему здоровью, осознание важности физического воспитания для гармонического развития школьников.


4.9. Целевая программа «Организация досуга учащихся»

Программа направлена на создание и деятельность подразделения школы Центр дополнительного образования учащихся, способного влиять на качество жизни учащихся, так как приобщает детей к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата. Среди задач, решаемых системой дополнительного образования, - профилактика правонарушений, наркомании и алкоголизма.

Полное описание целевых программ, направленных на реализацию программы развития школы, дано в ПРИЛОЖЕНИИ 1.
5. Этапы реализации программы развития

Сценарий развития школы включает следующие этапы:

1. Расширение вариативности образовательного процесса школы на основании изучения образовательных запросов учащихся и их родителей, построение многопрофильной школы как результат предшествующей темы опытно-экспериментальной работы “Школа как социокультурное пространство в совершенствовании образовательных маршрутов” (2004г.). Прогнозруемый результат развития:


  • становление многопрофильной школы.

  1. Повышение готовности педагогов школы к здоровьесозидающей деятельности в рамках опытно-экспериментальной работы школы по теме «Здоровьесозидающая деятельность педагога» (2003-2008гг.). Прогнозируемые результаты развития:

  • сохранение и укрепление здоровья педагогов, повышение культуры их здоровья, формирование ценностно-мотивационных оснований здоровьесозидающей профессиональной деятельности;

  • высокий уровень профессионального развития педагогического коллектива школы, способного эффективно работать в условиях инновационных изменений в образовании

  • становление внутренней здоровьесозидающей среды школы на основе совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса.

2. Становление модели школы здоровья – социокультурного центра в рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Построение открытой здоровьесозидающей среды в условиях школы – социокультурного центра микрорайона» (2008-2010гг.). Прогнозируемые результаты развития:

  • оптимизация здоровьесозидающей образовательной среды школы за счет выстраивания эффективного сетевого взаимодействия с родителями учащихся; учреждениями и организациями, решающими проблему здоровья участников образовательного процесса;

  • создание в микрорайоне условий для реализации совместной программы «Здоровье» на основе эффективного социального партнерства с Администрацией района, МО Горелово, ОО, ОЗ, учредителями АОЗТ «Предпортовый»;

  • превращение школы в образовательный, социокультурный, спортивно-развлекательный и здоровьесозидающий центр микрорайона с последующим созданием кооперации детских учреждений дополнительного образования (детского центра «Горелово», ДОУ №20 Красносельского района).



6. Ожидаемые результаты, средства контроля их достоверности

Критериями результативности реализации программы развития являются:



  1. Повышение удовлетворенности качеством образования всех участников образовательного процесса..

  2. Снижение заболеваемости и функциональной напряженности учащихся, распространенности среди учащихся социально обусловленных заболеваний,

  3. Снижение социальной напряженности в микрорайоне, числа правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;

  4. Формирование у учащихся готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей.

  5. Повышение готовности педагогов к здоровьесозидающей деятельности, личностный и профессиональный рост педагогического коллектива школы.

  6. Высокая востребованность образовательных услуг школы, конкурентоспособность в районной системе образования.

Основное средств контроля достоверности результатов - участие школы в региональном мониторинге здоровьесозидающей образовательной среды, который позволяет соотнести работу конкретной школы с единым банком данных по следующим информационным блокам: состояние здоровья и функциональной напряженности учащихся; внутришкольная образовательная среда; готовность педагогов школы к деятельности по сохранению и укреплению здоровья учащихся, повышению культуры их здоровья; образ жизни учащихся. Автоматизированная системе мониторинга на основе СУБД Microsoft SQL Serveт позволяет эффективно отслеживать и оптимизировать реализацию программы развития школы (расположена на сайте http://szou.webmerit.ru).

7. Механизм управления реализацией программы

Реализация программы обеспечивается:



  1. функционированием в школе управленческой команды – службы здоровья, обеспечивающей реализацию целевых программ и проектов за счет создания творческих групп педагогов, учащихся и их родителей;

  2. организацией научно-методического сопровождения деятельности школы на основе договора о сотрудничестве с СПбАППО (Центр социологических исследований и мониторинга, зав. ЦСИМ д.соц. наук, профессор В.Ф. Курлов; кафедра педагогики детства, доцент кафедры к.п.н., доцент М.Г. Колесникова – научные руководители школы);

  3. сетевым взаимодействием с ОУ, решающими проблему здоровья участников образовательного процесса на основе включения в систему дистанционных и прямых связей, доступа к совместных ресурсам, взаимообмена опытом, отслеживания результативности деятельности за счет участия в региональном мониторинге;

  4. расширением структуры государственно-общественного управления школой, созданием структуры управления реализацией программы как совместной деятельности администрации, Педагогического совета и Попечительского совета школы;

  5. предъявлением и широким обсуждением полученных результатов за счет публикаций, проведения открытых мероприятий, обеспечения постоянной обратной связи с участниками и благополучателями реализации программы.

Результаты реализации программы предоставляются в Отдел образования администрации Красносельского района Санкт-Петербурга (по запросу), общественности через публикации в СМИ, на сайте школы, школьные публикации.

8. Условия (организационные механизмы) реализации Программы

Финансово-экономическое обоснование реализации Программы

Мероприятия, направленные на решение задач Программы, в основном проводятся в рамках текущего бюджетного финансирования. Финансирования требует материально-техническое оснащение ОУ. Источниками могут быть финансирование реализации «Программы развития образовательной системы Красносельского района на 2008-2013 гг.», привлеченные спонсорские средства, средства муниципальных образований.






п/п

Мероприятия, нуждающиеся в финансировании

Планируемое

количество

Затраты

1

Создание в ОУ учебных кабинетов в соответствии с эргономическими требованиями

1




2

Создание школьных кабинетов здоровья

2




3

Создание в ОУ комнат релаксации

2




4

Увеличение оснащенности ОУ физкультурно-оздоровительным оборудованием и инвентарем

2




5

Строительство бассейна

1




6

Создание и наполнение сайта школы «Здоровая и безопасная школа», автоматизированной системы мониторинга здорвоьесозидающей деятельности ОУ

1




7.

Введение третьего урока физической культуры







8.

Развитие новых физкультурно-оздоровительных напрвлений в рамках ОДОД.








Механизм управления реализацией программы

Реализация программы обеспечивается:

1) созданием в школе управленческой команды – службы здоровья, обеспечивающей реализацию целевых программ и проектов за счет создания творческих групп педагогов, учащихся и их родителей;

2) организацией научно-методического сопровождения деятельности школы на основе договора о сотрудничестве с СПбАППО (Центр социологических исследований и мониторинга, зав. ЦСИМ д.соц. наук, профессор В.Ф. Курлов; кафедра педагогики детства, доцент кафедры к.п.н., доцент М.Г. Колесникова – научные руководители школы);

3) сетевым взаимодействием с ОУ, решающими проблему здоровья участников образовательного процесса на основе включения в систему дистанционных и прямых связей, доступа к совместных ресурсам, взаимообмена опытом, отслеживания результативности деятельности за счет участия в региональном мониторинге;


    1. расширением структуры государственно-общественного управления школой, созданием структуры управления реализацией программы как совместной деятельности администрации, Педагогического совета и Попечительского совета школы;

    2. предъявлением и широким обсуждением полученных результатов за счет публикаций, проведения открытых мероприятий, обеспечения постоянной обратной связи с участниками и благополучателями реализации программы.

Результаты реализации программы предоставляются в Отдел образования администрации Красносельского района Санкт-Петербурга (по запросу), общественности через публикации в СМИ, на сайте школы.



      1. Методика оценки эффективности реализации Программы

Эффективность реализации программы планируется оценивать, используя те возможности, которые сегодня существуют в Санкт-Петербурге, в первую очередь электронный мониторинг здоровьесозидающей образовательной среды, осуществляемый с помощью АИС (http://szou.webmerit.ru/mo.html). В настоящее время данный мониторинг является компонентом «Программы развития региональной системы оценки качества общего и дополнительного образования детей Санкт-Петербурга на 2008-2010 гг.», раздел 11.5 (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.12.2007 № 1535). Руководители ОУ получают аналитический отчет о результатах мониторинга, который дает возможность сопоставить уровень своих показателей с обобщенными данными других ОУ.

Кроме использования возможностей электронного мониторинга, для оценки эффективности реализации программы будут использованы количественные индикаторы. Сбором и анализом этих количественных данных будет заниматься руководитель экспериментальной площадки школы, ответственный за реализацию программы.


10. Возможные сложности реализации Программы и пути их преодоления

Возможные сложности реализации Программы

Пути преодоления возникающих проблем

Низкая мотивация ОУ к участию в реализации Программы

Включение в систему работы информационно-пропагандистских мероприятий на уровне района для разных категорий участников образовательного процесса (в том числе – для родителей)

Разработка общественной экспертизы (через родительскую общественность) деятельности ОУ в области здоровьесозидания



Технические проблемы, возникающие при формировании и обновлении банка информации

Привлечение ресурсов ЦИК

Отсутствие готовности ОУ к выполнению тьюторских функций

Поэтапное вовлечение ОУ в тьюторскую деятельность

Формальный подход ОУ к реализации здоровьесозидающей деятельности

Стимулирование деятельности ОУ в области здоровьесозидания и формирование установки на получение результатов деятельности



11. Нормативно-правовое и методическое обеспечение реализации Программы

Нормативно-правовую основу и методическое обеспечение реализации Программы составляют документы, характеризующие российскую государственную политику, региональные нормативные акты, локальные акты образовательного учреждения, методические материалы (представлены в Приложении 4)


12. Основные термины и понятия Программы

Здоровьесозидающая образовательная среда (ЗОС) – совокупность компонентов ОУ, их функциональных взаимосвязей и субъектов – педагогов, учащихся (воспитанников) и родителей, в деятельности которых реализуется обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса.

Культура здоровья (КЗ)сознательная система действий и отношений, определяющих качество индивидуального здоровья человека, слагающаяся из ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей и являющая основой здорового образа жизни.

Сетевое взаимодействие – установление взаимосвязи между различными образовательными учреждениями или их подразделениями (в данном случае – службами здоровья). Основу сетевого взаимодействия составляют не структурные преобразования, а многочисленные социальные связи, обеспечивающие условия для создания общего образовательного пространства. Сетевое взаимодействие основывается на следующих принципах: открытость и общедоступность определенных ресурсов членов сети как для других членов сети, так и для непрофессиональной общественности; преимущественно «горизонтальное», не иерархическое взаимодействие членов сети.

Служба здоровья образовательного учреждения (СЗОУ) организационная форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению здоровья участников образовательного процесса, формированию их здорового образа жизни.

Социальное партнерство – технология координации разнонаправленной взаимовыгодной деятельности различных социальных субъектов, вынужденных в силу дефицита ресурсов, иных ограничивающих факторов объединить усилия, материальные возможности и инфраструктуру. Основными категориями социальных партнеров ОУ могут быть органы законодательной и исполнительной власти, учреждения, общественные организации и отдельные категории граждан, заинтересованные в совместной разработке механизмов сохранения и укрепления здоровья детей (Приложение 5).
13. Используемые сокращения

ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения

ГРЦ – ресурсный центр городского уровня

ДДЮТ - Дворец детского и юношеского творчества района

НМЦ – Научно-методический Центр района

ОДН – отделы по делам несовершеннолетних

ОДОД – отделения дополнительного образования детей

ОО – отдел образования Администрации района

ОУ – образовательные учреждения

ПМСПЦ– Центр диагностики и консультирования