Программа по географии призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованны - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка статус документа 4 1613.46kb.
Анализ эффективности управления персоналом организации ООО архат 3 562.14kb.
Элективный курс «Земля планета солнечной системы» 4 570.79kb.
Соответствует стандарту основного общего образования по литературе... 1 561.63kb.
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе... 7 889.31kb.
Августа 2011 г. Рабочая программа по литературе учителя Рыбкиной... 2 571.27kb.
Примерная программа по истории составлена на основе федерального... 1 286.39kb.
Программа объединения построена на основе программы предмета технологии... 1 193.57kb.
Примерная программа по химии составлена на основе федерального компонента... 1 121.17kb.
Т. В. Лонжук рабочая программа учебного предмета «музыка» в 4 классе... 1 94.53kb.
Рабочая программа учебного предмета 2 703.32kb.
2012 Рекреационные зоны как элемент оптимизации экологического каркаса... 1 237.41kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Программа по географии призвана сохранить традиции классического учебного предмета - страница №1/1

Муниципальное образовательное учреждение

Буденновская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена на Утверждена

Заседание МО Приказ по школе №

протокол № от « ___ » _________ 200 г.

от « ___ » _________ 200 г.

Рабочая программа

по географии,

для 9 класса

основного общего образования (базовый уровень)

Беспалова Е.Н.

Ст. Буденновская 200___ г.

Пояснительная записка

Программа по географии призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.

Структура программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии и, по сути, представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников.

Программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования и Закон РФ «Об образовании» (Статья 55, п.4);

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ МО России от 05.03.2004г. №1089).;

Федеральный Базисный учебный план 2004 г. (Норм. док-ты и мет. реком.), (приказ МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312)

Федеральные перечни учебников на 2009-2010уч. год)

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.



Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.



ЦЕЛЬ : Подготовка учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде. Освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства. Овладение умениями применять полученные знания для решения познавательных и практических задач. Воспитание на основе познания географической картины мира патриотизма, уважительного отношения к другим народам и культурам.

ЗАДАЧИ: - Главная задача курса – продолжать сформировать у учащихся знания о родной стране и в мире. Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На него замыкаются и природа ,и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязях с ним. Это позволяет учащимся по- другому взглянуть на свою страну и на своё ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразование её природы и хозяйства.

Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьютерными).

Развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваться как общепланитарные, так и специфические процессы и явления;

Создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.



Тематический план

Академ.

сроки


обучения

Тема программы

Кол-во

часов


по

программе



Календарные

сроки


изучения

Практическая

работа


Контрольная

работа





Введение

1













Хозяйство России

18




Пр.р №1

Пр.р №2


Пр.р №3

Пр.р №4


Пр.р №5

Пр.р №6


Пр.р №7

Пр.р №8



К/р





Районы России

35




Пр.р №9

Пр.р №10


Пр.р №11

Пр.р №12


Пр.р №13

Пр.р №14


Пр.р №15

Пр.р №16


Пр.р №17

Пр.р №18


Пр.р №19

Пр.р №20


Пр.р №21

Пр.р №22



К/р

К/р


К/р

К/р


К/р

К/р





Россия в современном мире

3




Пр.р №23








Повторение

3











Основное содержание тем



Тема

Обязательный минимум.

Возможность углубления

Региональный компонент




ХОЗЯЙСТВО РОССИИ

Общая характеристика хозяйства.

Географическое районирова-ние

Главные отрасли и межотраслевые комплексы

АГРОПРО-МЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

ЛЕСНОЙ КОМПЛЕКС

ТЭК

Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли их группировки. Изменение структуры хозяйства России. Географическое районирование. Географические районы России. Административно – территориальное деление , как один из видов районирование.

Состав, структура, проблемы развития.

Сельское хозяйство, его главные особенности. Отраслевой состав с/х. География растениеводства. Животноводство, его структура. География животноводства.

Легкая и пищевая промышленность в составе АПК. География легкой и пищевой промышленности.

Его структура. Специфика лесного комплекса России. Основные отрасли и специфика их размещения. Проблемы лесного комплекса.

Его значение в развитии хозяйства России. Структура ТЭК, его связи с другими с другими отраслями хозяйства .



Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления нескольких тематических карт.

Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроения или лесного комплекса.

Чтение карт, характеризующих особенности географии отраслей ТЭК (основные районы доб. транс.перер.)



Административно – территориальное деление Ростовской области. Рефераты.

Индивидуальное задание Составление слайд о межотраслевых комплексах.

Индивидуальное задание Составление слайд о межотраслевых комплексах.





РАЙОНЫ РОССИИ

ЕВРОПЕЙСКАЯ ЧАСТЬ РОССИИ

ВОСТОЧНО – ЕВРОПЕЙСКАЯ РАВНИНА

ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИИ

СЕВЕРО – ЗАПАД

ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР

ПОВОЛЖЬЕ

СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ

УРАЛЬСКИЙ РАЙОН

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ЗАПАДНЫМ РАЙОНАМ РОССИИ

АЗИАТСКАЯ ЧАСТЬ РОССИИ

ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ

ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ

ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ВОСТОЧНЫМ РАЙОНАМ РОССИИ

РОССИЯ В МИРЕ


Тектоника и рельеф; климат, реки. Природно – хозяйственные зоны. Волга. Строительство ГЭС. Преобразование речных систем и экологические проблемы.

Состав территории. История государства. Особенности населения. Памятники природы, истории и культуры. Народные промыслы. Отрасли специализации .Москва. Современные функции городов. Центрально – Черноземный район Природные ресурсы. Развитие промышленности. КМА и черная металлургия. Территориальная структура и города района.

Волго – Вятский район, его внутренняя неоднородность. Народы, их историко – культурные особенности. Нижний Новгород и его окружение.

Географическое положение района как «окно в Европу», его значение в разные периоды российской истории. Особенности природы. Балтийское море и Ладожское озеро , их использование и экологические проблемы. Санкт – Петербург. Калининградская область. Население и хозяйство. ЭГП.

ГП, особенности природы. Моря, хозяйственное использование. Этапы освоения и заселения территории. Отрасли специализации. Роль Севера в развитии русской культуры.

ГП, Волга, протяженность территории и изменение природных условий. Современные отрасли специализации. Экологические проблемы и пути их решения. Крупнейшие города района (Казань, Самара, Волгоград), особенности их ЭГП.

Особенности ГП, разнообразие природы. Полезные ископаемые. Народы. Агропромышленный комплекс , его стуктура. Рекреационные зоны. Новороссийск – крупнейший порт России. Каспийское море, Дербент – самый древний из городов России

Положение Урала. Природные условия, разнообразие полезных ископаемых. Хозяйство Урала.. Крупнейшие города. Охрана природы.

Общие черты и проблемы западных районов России. Пути решения проблем.

Особенности природы. Полезные ископаемые. Главная топливная база страны. Металлургия. ВПК. Сельское хозяйство.

Природные условия. Тектоника и полезные ископаемые, их выборочная разработка. ГЭС. Байкал. Хозяйство Восточной Сибири. Экологические проблемы района.

Формирование территории. Границы с Китаем и Японией, их изменения. Природные условия и ресурсы. Опасные природные явления.

Население района. История заселения. Национальный состав. Местные народы. Хозяйство района. Отрасли специализации. Транспортные связи. Перспективы района.

Общие черты и проблемы восточных районов. Сравнение западной и восточной частей России. Обобщение знаний по разделу «Районы России».

Внешние экономические связи России в мировом хозяйстве в разные исторические периоды. Современная внешняя торговля России. Место России в мировой политике в различные исторические периоды. Россия и и сопредельные страны.

Составление географических маршрутов по достопримечательным местам Центральной России (памятники, культурно – исторические объекты, национальные святыни России).

Составление географического описания путешествия от Финского залива до Рыбинска водным путем.

Нанесение на контурную карту крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов. По транспортно – географическому положению, историко – культурной и хозяйственной роли в жизни страны.

Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства.

Индивидуальное задание Составление слайд о межотраслевых комплексах.

Индивидуальное задание Составление слайд о межотраслевых комплексах.



Поурочное календарное планирование



урока

Тема

Тип урока

Элементы

обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы контроля

Практические работы

Домашнее

задание

Введение – 1 час

1

Введение

Вводный урок

География как наука. Географизация современной жизни человека. Источники географической информации. Методы получения, обработки, передачи географической информации.

Уметь: читать и анализировать графические и статистические материалы, тематические карты; объяснять межотраслевые и внутриотраслевые связи, влияние различных факторов на развитие и размещение производства;

объяснять тесные взаимосвязи природы, населения и хозяйства на примере отдельных отраслей и межотраслевых комплексов



Вводная беседа




Стр. 7- 9

Хозяйство России – 18 часов

2

Понятие «хозяйств». Структура хозяйства.


Урок изучения нового материала

Структура хозяйства, отрасль, межотраслевые комплексы , предприятие, сектор хозяйства, размещение и факторы, территориальная структура хозяйства


Уметь: называть сферы хозяйства и главные отрасли в их составе; Объяснять термины: структура хозяйства, отрасль, межотраслевые комплексы.


Фронтальный устный опрос




§ 1.


3

Этапы развития хозяйства

Урок актуализации знаний и умений

Уметь: называть и объяснять основные этапы развития хозяйства России, изменение в структуре хозяйства.


Индивидуальный устный опрос. Фронтальная письменная работа




§ 2.


4

Географическое районирование

Практикум

Уметь: приводить примеры разных субъектов РФ, показывать их на карте, выделять и показывать на карте географические районы страны.


Фронтальный устный опрос




§ 3.


5

Сельское хозяйство. Растениеводство.

Урок актуализации знаний и умений

Отраслевой состав.

Уметь: называть основные отрасли сельского хозяйства ,виды с/х угодий, показывать на карте и объяснять географию размещения основных зерновых и технических культур.


Индивидуальный устный опрос, составление таблицы

Практическая работа № 1. Анализ карт «Зерновые культуры», «Технические культуры», «Агроклиматические условия»-Объяснение географии размещения и зональной специализации сельского хозяйства.

§ 4.


6

Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства

Практикум

Зональная специализация сельского хозяйства

Уметь: выделять и называть подотрасли животноводства; объяснять географию размещения и особенности зональной специализации, сочетание сложившихся направлений земледелия и животноводства.

Индивидуальный устный опрос

Практическая работа № 2. «определение по картам основных районов животноводства».

§ 5.

7.

Агропромышленный

комплекс.

Легкая и пищевая промышленность.


Практикум

Взаимодействие звеньев АПК. География пищевой и легкой промышленности

Уметь: называть состав АПК, основные проблемы, связанные с развитием АПК; объяснять влияние различных условий на развитие и размещений пищевой и легкой промышленности.


Индивидуальный устный опрос




§ 6.

8

Лесной комплекс.

Урок изучения нового материала

Продукция лесной промышленности. Целлюлозно-бумажное производство. География лесной промышленности.


Уметь: показывать главные районы лесной промышленности, крупные лесопромышленные комплексы; объяснять характер связей между производствами лесной промышленности и особенности их размещения;

объяснять значение района своего проживания в производстве или потреблении продукции лесного комплекса



Фронтальный устный опрос

Фронтальный письменный опрос



Практическая работа № 3. «Анализ карт «Растительность». «Животный мир»».

§ 7.

9

Топливно-энергетический комплекс.

Топливная промышленность.



Урок актуализации знаний и умений

Особая роль ТЭК в хозяйстве страны. Размещение угольной, нефтяной и газовой промышленности. Проблемы и перспективы развития этих отраслей.

Практическая работа. Выделение на картах главных топливных баз, перспективных районов добычи газа, нефти, угля и определение основных грузопотоков топлива.



Уметь: называть отрасли, входящие в состав ТЭК; объяснять изменения структуры потребляемого топлива; называть и показывать главные районы добычи угла.


Фронтальный устный опрос

Фронтальная письменная работа на к/к



Практическая работа № 4. «Составление характеристики одной из нефтяных или угольных баз по картам и статистическим материалам».

§ 8

10

Электроэнергетика.

Практикум

Типы электростанций. Единая энергетическая система страны.


Уметь: называть, показывать и приводить примеры крупнейших электростанций;

объяснять особенности размещения электростанций на территории страны, их влияние на состояние окружающей среды



Фронтальный устный опрос





§9.

11

Химическая промышленность

Урок актуализации знаний и умений

Значение химической промышленности, ее состав, влияние на окружающую среду.

Составление схем внутриотраслевых и межотраслевых связей химической промышленности (химико-лесного комплекса).




Уметь: называть и показывать главные районы химической промышленности; объяснять значение термина «межотраслевые связи», возникновение экологических проблем, связанных с химическими производствами.


Фронтальный устный опрос

Фронтальная письменная работа




Практическая работа № 6. «Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам».

§ 11.

12

Машиностроительный комплекс

Урок актуализации знаний и умений

Машиностроение - авангардная отрасль в эпоху НТР. Сложный отраслевой состав.

Факторы размещения машиностроительных предприятий. Специализация и кооперирование.




Уметь: называть и показывать важнейшие районы машиностроения и крупнейшие центры; объяснять новые термины, особенности размещения машиностроения, значение отрасли в хозяйстве страны.


Тестирование

Практическая работа № 5. «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и наукоемкого машиностроения по картам».

§ 11.

13

Военно-промышленный комплекс

Урок изучения нового материала

Роль ВПК в жизни страны. Перспективы развития. города науки и технополисы.


Уметь: называть отрасли в составе ВПК; объяснять возникновение социальных, экономических и экологических проблем, связанных с ВПК.

Фронтальный устный опрос





§ 12.

14

Металлургический комплекс.

Урок актуализации знаний и умений

Конструкционные материалы. Черные и цветные металлы. Металлургическое производство. Комбинирование. Экологические проблемы.

Влияние сырьевого, энергетического, транспортного, потребительского факторов на размещение металлургических предприятий.




Уметь: приводить примеры и показывать на карте главные районы черной и цветной металлургии;

объяснять новые термины урока; влияние сырьевого и энергетического факторов на размещение металлургических производств



Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа




§10

15

Транспорт

Урок актуализации знаний и умений

Состав комплекса. Виды транспорта.

Транспортный комплекс, проблемы и перспективы развития. Преимущества и недостатки. Транспортные узлы и магистрали.



Уметь: приводить примеры крупных магистралей страны, выявлять особенности их географического положения; объяснять влияние природных условий на работу отдельных видов транспорта и влияние транспорта на состояние окружающей среды.


Фронтальный устный опрос

Практическая работа № 7.

« Характеристика одной из магистралей по типовому плану».



§ 14.

16

Информационная инфраструктура

Урок актуализации знаний и умений

Состав комплекса. Роль коммуникаций в жизни хозяйства.

Коммуникационная система, проблемы и перспективы развития. Связь, ее виды.



Уметь: приводить примеры современных видов связи;

сравнивать уровень информатизации и развития разных видов связи в отдельных районах России



Фронтальный устный опрос




§ 15.

17

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство

Практикум

Социальная инфраструктура, ее состав и роль. Характеристика сферы услуг своего микрорайона.


Уметь: приводить примеры современных видов связи; сравнивать уровень информатизации и развития разных видов связи в отдельных районах России.


Фронтальная письменная работа





§ 16.

18

Территориальное (географическое) разделение труда

Урок изучения нового материала

Районирование России, задачи, принципы, проблемы. Виды районирования. Зоны России. Проблемы освоения.

Уметь: объяснять значение новых терминов, значение географического разделения труда.


Фронтальный устный опрос

Практическая работа № 8. «Моделирование вариантов нового районирования».

§ 17.

19

Контрольная работа по теме :

« Хозяйство России».

Обобщение и закрепление







Тестирование




Задания нет

Районы России – 35 часов

20

Восточно - Европейская равнина

Урок изучения нового материала

Тектоника и рельеф; климат, реки. Природно – хозяйственные зоны. Волга. Строительство ГЭС. Преобразование речных систем и экологические проблемы.

Влияние природных условий и ресурсов на хозяйственную деятельность населенеия




Уметь: читать и анализ комплексных карт географических районов; составление комплексных географических описаний и географических характеристик территорий; отбор необходимых источников информации для работы; выявление особенностей развития географических районов.

Фронтальный устный опрос

проверочная письменная работа







§ 18.

21

Волга

Урок актуализации знаний и умений

Уметь: показывать на карте реки Волжской системы; приводить примеры, подтверждающие значение и роль Волги в истории и культуре; показывать на карте Единый глубоководный путь европейской части России, гидроэлектростанции Волжского каскада, крупнейшие города на Волге; называть экологические проблемы.


Фронтальный устный опрос

проверочная письменная работа




Практическая работа № 9. «Экологические и водные проблемы Волги: оценка и пути решения».

§ 19.

22

Центральная Россия: состав, географическое положение

Урок изучения нового материала

Состав. Своеобразие экономико-географического положения (ЭГП). Природные условия и ресурсы.


Уметь: называть и показывать на карте: границы района, древние города, основные природные объекты; объяснять природные и историко-географические особенности Центральной России.


Фронтальный устный опрос





§ 20

23

Центральный район: особенности населения

Урок актуализации знаний и умений

Качество жизни, демографические проблемы

Уметь:показывать на карте состав и границы Центрального района; перечислять факторы, определяющие ЭКП района; перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы Центрального района

Фронтальный устный опрос

проверочная письменная работа




Практическая работа № 10.

« Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России».

§ 21.

24

Хозяйство Центрального района


Урок актуализации знаний и умений

Хозяйство. Специализация на наукоемких и трудоемких отраслях. Отрасли нематериальной сферы.

Административный, научный, торгово-финансовый, культурный центр страны.




Уметь: называть ведущие отрасли хозяйства Центрального района, показывать на карте главные центры производств; объяснять сложившуюся специализацию и особенности размещения хозяйства по территории района.

Индивидуальный устный опрос

Практическая работа № 11. «Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России».

§ 22.

25

Москва – столица России

Урок актуализации знаний и умений

Столица, радиально – кольцевая структура, крупнейший транспортный узел.

Уметь: называть главные направления хозяйственного развития города; объяснять влияние Москвы на политическую, экономическую, культурную жизнь страны.

Проверочная письменная работа, тестирование





§ 23.

26

Города Центрального района

Урок изучения нового материала

Город

Уметь: приводить примеры разных городов Центрального района.


Индивидуальный устный опрос




§ 24.

27

Центрально – Черноземный район

Урок актуализации знаний и умений

Природные условия и ресурсы. Русские черноземы и гигант КМА, проблемы и перспективы развития.


Уметь: показывать состав территории, ее границы, основные природные объекты, определяющие своеобразие района; называть основные отрасли специализации хозяйства Черноземья.

Индивидуальный устный опрос




§ 25.

28

Волго – Вятский район.

Урок актуализации знаний и умений

ЭГП, тяготение к Центральному району, Поволжью, Европейскому Северу.


Уметь: называть и показывать на карте состав и границы района, главные природные объекты, определяющие своеобразие района; называть народы, проживающие в районе; объяснять хозяйственные различия внутри района.

Индивидуальный устный опрос




§ 26

29

Контрольная работа по теме :

« Центральная Россия».

Обобщение и закрепление







Тестирование




Задания нет

30

Северо – Запад. Географическое положение и природа.

Урок изучения нового материала

Состав. Своеобразие экономико-географического положения (ЭГП). Природные условия и ресурсы.

Изменение ЭГП во времени. Особая роль Санкт-Петербурга



Уметь: показывать состав и границы территории, основные природные объекты; называть и объяснять факторы, определяющие выгодное ЭГП.

Индивидуальный устный опрос




§ 27

31

Города на старых водных торговых путях

Урок актуализации знаний и умений

Качество жизни, демографические проблемы

Уметь: показывать на карте древние города.


Индивидуальный письменный опрос - тестирование




§ 28

32

Санкт – Петербург – новый «хозяйственный узел» России, «вторая столица» России

Практикум




Уметь: объяснять влияние ЭКП города на формирование его хозяйственной специализации; называть отрасли специализации.

называть культурно-исторические достопримечательности Санкт-Петербурга, определяющие своеобразие города



Индивидуальный письменный опрос

Практическая работа № 12.

«Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга».


§ 29-30

33

Калининградская область

Практикум

Своеобразие ЭГП, Внешнеторговая, портово-промышленная, рекреационная специализация. Свободная экономическая зона

Уметь: показывать на карте Калининградскую область, города Калининград и Балтийск; оценивать ЭГП Калининградской области.


Индивидуальный устный опрос




§ 31.

34

Контрольная работа по теме :

« Северо – Западный район».

Обобщение и закрепление







Тестирование




Задания нет

35

Европейский Север. Географическое положение и природа

Урок изучения нового материала

Особенности ЭГП. Природные предпосылки внутренних различий. История освоения. Природное и культурное наследие.


Уметь: называть состав территории, показывать на карте субъекты РФ в составе района; объяснять на примере региона влияние природных условий на хозяйственную деятельность; показывать на карте моря, давать их географические описания по картам; показывать на картах природные объекты, определяющие своеобразие района; давать оценку ЭГП района.

Индивидуальный опрос





§ 32.

36

Этапы развития хозяйства. Роль Европейского Севера в развитии русской культуры

Урок актуализации знаний и умений

Специализация на добыче и переработке ресурсов. Проблемы развития.


Уметь: Объяснять различия в природной и хозяйственной неоднородности разных районов Европейского Севера ,называть и показывать культурно-исторические объекты, определяющие своеобразие Европейского Севера; объяснять влияние природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

Индивидуальный устный опрос

Практическая работа № 13.

«Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино – Печорского района».



§ 33-34

37

Поволжье. Географическое положение и природа

Урок актуализации знаний и умений

Особенности ЭГП. Состав.

Климатические ресурсы - основа сельскохозяйственной специализации района.




Уметь: показывать на карте субъекты РФ в составе Поволжья, природные объекты, определяющие своеобразие района; объяснять изменение природных условий и хозяйственной специализации в различных частях Поволжья; определять ЭГП района.


Индивидуальный устный опрос




§ 35.

38

Население и хозяйство

Урок актуализации знаний и умений

Волга - экономический стержень района. Отрасли специализации.

Население. Крупные города. Экологические проблемы.




Уметь: показывать на карте города Поволжья, объяснять особенности и причины их возникновения, роста и хозяйственного развития; называть отрасли специализации района по статистическим данным; называть и показывать по карте субъекты Федерации в составе района.


Индивидуальный письменный опрос;

тестирование



Практическая работа № 14.

« Экологические и водные проблемы района».



§ 36.

39

Контрольная работа по теме : «Европейский Север. Поволжье».

Обобщение и закрепление







Тестирование




Задания нет

40

Особенности ЭГП. Формирование природы, территории

Урок изучения нового материала

Особенности ЭГП. Состав.

Уметь: называть и показывать субъекты РФ в составе района; показывать на карте природные объекты, определяющие своеобразие района; определять ГП и ЭГП района;

объяснять особенности географического положения района и природные различия его западной и восточной частей



Индивидуальный устный опрос

Практическая работа № 15.

«Определение по картам географического положения своего региона».

§ 37.

41

Хозяйство района

Урок актуализации знаний и умений

Климатические ресурсы - основа сельскохозяйственной и рекреационной специализации района.


Уметь: называть и показывать по карте крупные города Северного Кавказа; определять показатель специализации по статистическим данным; объяснять хозяйственное различие западной и восточной частей Европейского Юга.

Индивидуальный устный опрос

Практическая работа № 16.

«Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов своего региона».

§ 38.

42

Народы Северного Кавказа

Урок актуализации знаний и умений

Этапы заселения, формирование культуры, традиции

Уметь: показывать на карте субъекты РФ в составе Северного Кавказа и их столицы;

приводить примеры объектов и предметов культурного наследия народов Северного Кавказа



Индивидуальный устный опрос




§ 39.

43

Южные моря России

Урок актуализации знаний и умений




Уметь: показывать моря на карте; называть природные особенности морей; показывать пограничные государства;

объяснять значение морей для хозяйственной жизни.



Индивидуальный устный опрос




§ 40.

44

Уральский район. Географическое положение и природа


Урок изучения нового материала


Урал в физико-, экономико-, и историко-географическом понимании. Природные условия и ресурсы.


Уметь: показывать и называть субъекты РФ в составе района;

показывать по карте объекты, определяющие природное своеобразие Урала; объяснять особенности природы Урала, своеобразие его отдельных территорий в природном отношении; давать оценку ЭГП района.




Индивидуальный устный опрос




§ 41.

45

Этапы развития и современное хозяйство

Урок актуализации знаний и умений




Уметь: определять показатель специализации по статистическим данным; объяснять сложившуюся структуру хозяйства.

Индивидуальный устный опрос

Практическая работа № 17. « Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем».

§ 42.

46

Города Урала. Проблемы района.

Урок актуализации знаний и умений







Индивидуальный устный опрос




§ 43.

47

Контрольная работа по теме «Северный Кавказ. Урал».

Обобщение знаний







Тестирование




Задания нет

48

Природа Сибири

Урок изучения нового материала

Особенности природно-ресурсного потенциала

Уметь: Выделять на карте природные районы на востоке страны; показывать природные объекты Сибири и Дальнего Востока; Называть общие особенности природы, населения и хозяйства Азиатской части России; объяснять влияние природных факторов на хозяйственное развитие территории.


Индивидуальный устный опрос




§ 44.

49

Природа и ресурсы гор Южной Сибири

Урок изучения нового материала

Особенности природно-ресурсного потенциала.

Уметь: показывать на карте объекты, определяющие своеобразие природы района;

объяснять важность сохранения хрупкого природного равновесия горных ландшафтов, их природного разнообразия



Фронтальный устный опрос




§45.

50

Арктические моря

Урок актуализации знаний и умений

Специфика природы, хозяйственное значение и использование, экологические проблемы

Уметь: показывать моря Соверного Ледовитого океана, порты, обслуживающие Северный морской путь; называть отличительные особенности природы морей Северного Ледовитого океана; объяснять значение Северного морского пути для Азиатских регионов России.

Фронтальный устный опрос




§46.

51

Население Сибири

Урок изучения нового материала

Демография, проблемы народов севера

Уметь: показывать на карте географические районы на территории Сибири;

называть народы Сибири, читать и анализировать карту народов России, плотности заселения, миграций, религий



Индивидуальный письменный опрос;

тестирование






§ 47.

52

Хозяйственное освоение Сибири

Урок актуализации знаний и умений

Основные историко – географические этапы

Уметь:объяснять причины освоения Сибири; называть природные особенности, затруднявшие освоение территории; называть основные направления хозяйственного развития Сибири.


Индивидуальный письменный опрос;

тестирование



Практическая работа № 18. «Объяснение размещения крупных ТПК, установление причин сформированности каждого из них».

§ 48.

53

Западная Сибирь. Природные условия и ресурсы

Урок изучения нового материала

Своеобразие ЭГП. Состав. Этапы формирования

Уметь: показывать на карте природные объекты, определяющие своеобразие района; давать оценку ЭГП района; называть и объяснять природные особенности Западной Сибири, их отличия от природы Европейской части

Индивидуальный письменный опрос;





§ 49.

54

Хозяйство района

Практикум

Специализация региона, территориальная организация хозяйства

Уметь: показывать на карте месторождения нефти, газа, угля, крупные центры нефтепереработки, трубопроводы; объяснять развитие черной металлургии; называть и объяснять отрасли специализации Западной Сибири.


Индивидуальный письменный опрос;

тестирование



Практическая работа № 19. «Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека»

§ 50.

55

Восточная Сибирь. Природные условия и ресурсы


Урок актуализации знаний и умений

Природные и хозяйственные контрасты

Уметь: показывать на карте состав территории; называть и показывать субъекты федерации в составе района; называть природные ресурсы и показывать районы их распространения; определять и оценивать ЭГП района; объяснять сложные природные условия; показывать объекты, определяющие природную специфику района.

Индивидуальный письменный опрос;

тестирование






§ 51.

56

Байкал

Практикум

Географическое положение, строение земной коры

Уметь: показывать на карте, называть и объяснять уникальные особенности озера.


Фронтальная письменная проверка




§ 52

57

Хозяйство района

Практикум

Добывающие отрасли промышленности. Пути развития.


Уметь: называть отрасли специализации, определять их показатели по статистическим данным; объяснять внутренние различия в хозяйственном развитии района; показывать по карте промышленные центры; объяснять возникновение экологических проблем региона; сравнивать специализацию Западной и Восточной Сибири, выявлять черты сходства и различия

Индивидуальный письменный опрос;

тестирование



Практическая работа № 20. «Составление характеристики Норильского промышленного узла».

§ 53

58

Контрольная работа по теме «Западная Сибирь. Восточная Сибирь».

Обобщение знаний







Тестирование




Задания нет

59

Дальний Восток. Формирование территории

Урок актуализации знаний и умений

Своеобразие ЭГП

Уметь:показывать на карте состав территории Дальнего Востока, его границы; объяснять своеобразие географического положения Дальнего Востока.


Индивидуальный письменный опрос;

тестирование






§ 54

60

Природные условия и ресурсы

Урок актуализации знаний и умений

Специфика природы

Уметь:называть и показывать на карте природные объекты материковой, полуостровной и островной частей, определяющие своеобразие района; объяснять специфику природных условий Дальнего Востока;

называть и показывать кАкарте месторождения полезных ископаемых Дальнего Востока



Индивидуальный письменный опрос;

тестирование






§ 55

61

Моря Тихого океана

Урок актуализации знаний и умений




Уметь: показывать на карте моря Тихого океана, пограничные страны, острова, полуострова; объяснять особенности природы морей.


Индивидуальный письменный опрос;

тестирование






§ 56

62

Население района


Урок актуализации знаний и умений

Численность, ЕП, миграция, расселение, традиции и культура


Уметь: показывать субъекты Федерации на карте; объяснять характер расселения коренных народов и всего населения Дальнего Востока, используя карты народов и плотности населения; приводить примеры влияния природных условий на жизнь, быт и традиции народов Дальнего Востока

Индивидуальный письменный опрос;

тестирование



Практическая работа № 21.

«Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона».



§ 57

63

Хозяйство района

Практикум




Уметь: Показывать на карте крупные города Дальнего Востока; определять показатель специализации района по статистическим данным; объяснять сложившуюся специализацию Дальнего Востока.


Индивидуальный письменный опрос;

Тестирование



Практическая работа № 22. «Учебная дискуссия по теме «Свободные экономические зоны Дальнего Востока – проблемы и перспективы развития».


§58

64

Контрольная работа по теме «Дальний Восток»

Урок обобщения и закрепления

Анализ уровня знаний и сформированности умений по итогам тематического контроля, выявление типичных ошибок, коррекция знаний учащихся.

Обобщение знаний по разделу.



Уметь: объяснять природные и социально-экономические особенности восточных географических районов и сопоставлять их с западными регионами страны; объяснять роль азиатской части во внутригосударственном и межгосударственном разделении труда; оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития восточных районов.


Тестирование




Задания нет

65

Россия в современном мире

Практикум

Обобщение знаний по разделу.

Уметь: объяснять структуру экспорта и импорта России; объяснять роль России в мировой политике, приводить примеры;

оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития России



Тестирование




Стр.263

66

Итоговый урок по теме «Регионы России».

Практикум

Обобщение знаний по разделу.

Тестирование

Практическая работа №23 «Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья».

Стр.268

67

Россия в современном мире

Практикум

Обобщение знаний по разделу.

Тестирование




конспект

68

Повторение

Практикум

   объяснять сущность понятий и представлений

Анализ уровня знаний и сформированности, коррекция знаний учащихся.

Обобщение знаний по разделу.



Тестирование







69

Повторение

Практикум

   объяснять сущность понятий и представлений

Анализ уровня знаний и сформированности умений ,коррекция знаний учащихся.

Обобщение знаний .



Тестирование







70

Повторение

Практикум

   объяснять сущность понятий и представлений

Анализ уровня знаний и сформированности умений ,коррекция знаний учащихся.

Обобщение знаний .



Тестирование







Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

Учебно-методический комплект.

  1. Учебник : «Население и хозяйство России» 9 класс (А.И.Алексеев .,М., Дрофа)

  2. Поурочное планирование :С.А.Малиновская, В.В.Николина, Е.А.Жижина

  3. Е.В.Датская, Е .В.Синицина, М.Г.Синицин «Контрольные и проверочные работы по географии.» М., Экзамен

  4. А.В.Шатных «начальный курс географии.» М., Дрофа

  5. П.М.Юрков «Дидактический материал по физической географии.» М., Просвещение

  6. Н.Н.Петрова «Тесты» М., Дрофа

  7. А.Летягин «Тесты» М., Астрель

  8. С.Е.Дюкова « Тесты» М, Дрофа

  9. К.В.Пашканга « Тесты» М., Просвещение

  10. Тесты; карты; рабочая тетрадь; программные диски, дополнительный материал.

  11. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.

  12. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.

  13. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.