Программа по дисциплине Планирование социально-экономических систем и процессов Для студентов 6 курса специальности «Государственное - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Контрольные вопросы к экзамену по дисциплине "Государственное и муниципальное... 1 37.46kb.
Рабочая программа дисциплины «Концепции современного естествознания» 2 383.12kb.
Вопросы к государственному экзамену по специальности «Государственное... 1 71.8kb.
Методические рекомендации по дипломному проектированию студентам... 1 247.56kb.
Методические рекомендации по подготовке к государственному экзамену... 10 3903.24kb.
Рабочая программа по дисциплине "Управление посреднической деятельностью"... 1 63.44kb.
Рассматривается развитие социально-экономических процессов с позиции... 1 435.41kb.
Дипломных работ по специальности 080504. 65 Государственное и муниципальное... 1 33.1kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «политическая конфликтология... 1 280.53kb.
Занятие №10 Фирма Методические указания к проведению практических... 1 332.67kb.
Учебная программа По курсу Статистика Для студентов специальностей... 1 206.21kb.
Инновационный проект 3 424.45kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Программа по дисциплине Планирование социально-экономических систем и процессов Для - страница №1/5



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Компьютерная обучающая программа


по дисциплине

Планирование социально-экономических систем и процессов

Для студентов 6 курса специальности «Государственное и муниципальное управление»



Автор:

кандидат экономических наук, доцент Артемов С.В.



Москва 2009


Тема 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

1.1

Понятие и место планирования в системе управления

1.2

Субъекты, объекты и предмет макропланирования

1.3

Программно-целевой подход к управлению и планированию

1.4

Формирование системы индикативного планирования







Тема 2

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

2.1

Общая характеристика системы социально-экономического планирования

2.2

Предплановые исследования

2.3

Система планов

2.4

Разделы и разрезы государственного плана Организация макропланирования и программирования в Российской Федерации


2.5

Показатели плана Показатели макроэкономических планов








Тема 3

МЕТОДОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

3.1.

Системный подход в планировании

3.2.

Теория расширенного воспроизводства – методологическая основа планирования социально-экономического развития страны

3.3.

Характерные черты и принципы планирования

3.4.

Методы социально-экономического планирования

3.5.

Основы стратегического планирования развития территории







Тема 4

ПЛАНИРОВАНИЕ социально-экономического развития РЕГИОНА

4.1.

Понятие и особенности регионального планирования

4.2.

Формирование и выбор рационального варианта регионального развития

4.3.

Моделирование трудового потенциала региона

4.4.

Прогнозирование и планирование развития потребительского рынка региона

4.5.

Планирование развития финансово-экономической сферы региона

4.6.

Стратегическое планирование регионального развития

4.7.

Управление реализацией стратегии







Тема 5

Планирование социально-экономического развития муниципального образования (города)

5.1.

Город как объект стратегического планирования

5.2.

Анализ среды города

5.3.

Прогноз социально-экономического развития города

5.4.

Стратегическое рыночное планирование городского развития

5.5.

Инновационная программа как инструмент реализации стратегии инновационного развития

5.6.

Анализ и планирование бюджета

5.7.

Стратегические варианты развития







Тема 6

планирование территориального развития

6.1.

Формирование системы территориального прогнозирования и планирования

6.2.

Использование экономико-математических моделей при прогнозировании параметров развития страны в территориальном разрезе

6.3.

Районная планировка в таксономической системе исследований и проектирования районных комплексов разного ранга

Тема 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ


    1. Понятие планирования и место планирования в системе управления.

Планирование, безусловно, связано с экономическими отношениями, поскольку в нем задействованы субъекты хозяйственной и общественной жизни, различающиеся своими экономическими интересами. Планирование - сложный социально-экономический и организационно-политический процесс. Поэтому его нельзя определить одной дефиницией. В отечественной литературе советского периода планирование рассматривалось как форма реализации планомерности, как совокупность процессов, осуществляющих организационно-экономическую функцию социалистического государства. Так, известный российский экономист И.М.Сыроежин определяет планирование как процесс принятия решений, охватывающий все элементы структуры общественного хозяйства. Планирование представляет собой систему связей всех звеньев, определенный комплекс отношений, который в процессе ведения общественного хозяйства разрешает противоречие между единством потребностей и разобщенностью средств их удовлетворения путем создания и эксплуатации обособленной информационной структуры и специфических сообщений в ней.1

Изложенная выше трактовка планирования характеризует его как вид управленческой деятельности директивного типа. Оно созвучно определению директивного планирования, которое было дано Х.Д. Дикинсоном в 1938 г.: планирование состоит "в принятии основных экономических решений относительно того, что и в каком количестве следует произвести и как распределить произведенное; причем эти решения принимаются органами власти на основе всестороннего анализа экономической системы как единого целого".2

Планирование есть механизм увязки потребностей и возможностей. Макропланирование - такой механизм, который позволяет согласовывать интересы и цели различных субъектов хозяйствования и общественной жизни на основе рационального использования всех видов ресурсов. Таким образом, главными достоинствами макропланирования являются: научное обоснование национальных целей, научное обоснование направлений и механизмов достижения целей, согласование действий субъектов хозяйствования и общественной жизни посредством разрешения противоречий в интересах и снятия, преодоления конфликтов, оптимальное использование общественных ресурсов: природных богатств, научно-технических возможностей, социального потенциала и финансов.

Однако макроппанирование содержит в себе не только достоинства, но и недостаточность. Планирование - предвидение будущего на основе нашего знания, которое относительно. Планирование - моделирование будущего, которое по всем параметрам никогда не может совпасть с реальностью. И это нужно учитывать. Макропланирование должно быть гибким, скользящим, приближающим нас к реальному будущему. Планирование не дискретный процесс. Планирование есть постоянный процесс разработки плана, контроль за его выполнением, его корректировка в соответствии с новыми знаниями о будущем.

Определим место планирования в системе управления.



Управление - подчинение объекта целям и задачам субъекта. Управление подразделяется на управление неживыми, техническими, и живыми, органическими системами.

В управлении неживыми системами доминирует планирование как мыслительный процесс, основанный на аналитических исследованиях, экономико-математических расчетах. Такое планирование называется технико-экономическим. Например, планирование совершенствования технологического процесса, планирование грузопотоков, планирование объемов выпуска определенного вида продукции и др. В управлении живыми, социальными системами доминирует планирование как социальный процесс. Это планирование социально-экономическое.

Управление может быть оперативным и стратегическим. Оперативное управление осуществляется посредством выдачи команд, распоряжений, приказов. Оно может опираться на планирование, но, скорее, это будет планирование как мыслительный процесс. И, наконец, оперативное управление может осуществляться, базируясь на оперативное планирование, используя оперативный план как инструмент реализации стратегии. Стратегическое управление связано с преобразованиями в перспективе. Оно включает в себя комплекс действий, которые будут рассмотрены в третьей главе, а планирование выступает его содержательной частью.

В системе управления, т.е. в совокупности форм и методов его осуществления планирование используется как метод. Планирование как метод - это форма государственного руководства в соответствии с требованиями законов развития природы и общества. Различают прямые и косвенные методы планового управленческого воздействия. Прямой метод управления используется в государствах с авторитарной системой. При этом план играет основную роль в управлении. Такое планирование называется директивным. Директивный тип планирования осуществляется на базе единой государственной собственности на средства производства. Плановые показатели, главным образом в форме директивных заданий, формируются в центре, а государственный план строится по принципу разукрупнения (разверстки) и доведения заданий вышестоящего органа управления и планирования нижестоящему. В плане жестко фиксируются объемы производства по номенклатуре и в стоимостной оценке, поставщики и потребители производимой редукции, а также цены, по которым поставляется продукция.

К директивному типу планирования тяготеет индирективный тип планирования. Он осуществляется также на базе государственной собственности. Органы государственной власти и управления конкретизируют в плане свою стратегию и приоритеты. План также используется как основной инструмент управления. Однако меняется набор средств реализации планов. Используются экономические регуляторы для распределения ресурсов (цены, процентные ставки, кредиты и т.п.). При этом план определяет экономические параметры таким образом, что имитирует конкуренцию и деятельность рынка.
2.2. Субъекты, объекты и предмет макропланирования

Субъекты макропланирования характеризуются основными действующими лицами и непосредственными участниками планового процесса. Это, прежде всего, центральные региональные и муниципальные органы власти и управления, органы планирования или социально-экономического развития: центральные, отраслевые, территориальные, функциональные. Важными субъектами макропланирования выступают представители крупного бизнеса, ассоциации предпринимателей, ассоциации среднего и малого бизнеса, профсоюзы, руководители крупных государственных предприятии, финансисты, представители финансово-промышленных групп, ассоциации аграриев, крупные ученые, представители академий наук, научно-исследовательских институтов. В плановом процессе могут принимать активное участие представители влиятельных партий, общественных движений, региональных групп взаимодействия и т.п.

Объектом макропланирования являются социально-экономические системы страны различного территориального уровня, а также множество социально-экономических процессов обеспечивающих развитие страны.

Опираясь на немного скорректированное понимание И. Кантом системы, можно определить ее как это единство многообразных элементов, объединенных общим качеством, которое эту систему конституирует и определяет положение элементов системы относительно друг друга. Это качество образует тотальность – «множество, рассматриваемое как единство». Также подчеркивается непременное существование связей между элементами системы (они – эти связи – обеспечивают возможность объединения частей-элементов в единое целое).3

Современные представления о системе практически ничем не отличаются от вышеприведенного: «Системой является совокупность объектов и процессов, называемых компонентами, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, которые образуют единое целое, обладающее свойствами, не присущими составляющим его компонентам, взятым в отдельности.» (Ерохина Е.А. «Теория экономического развития: системно-синергетический подход») Видно, что эти определения, в принципе, не очень различаются, и ключевыми словами здесь являются «элементы», и «целое» («тотальность» Канта).4

Итак, социально-экономическая система – это совокупность ресурсов социальных и экономических субъектов, образующих единое целое, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров, услуг и работ, востребованных во внешней среде.

Социально-экономическую систему, как, впрочем, и всякую другую, характеризует системное качество. Оно предстает как особое экономическое отношение, которое связывает единством происхождения все остальные, из которого затем развиваются все более сложные отношения. Оно представляет собой самый простой для данных условий способ распределения ресурсов и поддержания пропорций.

Народное хозяйство - это система расширенного воспроизводства в исторически определенных территориальных границах. Расширенное воспроизводство включает в себя воспроизводство производительных сил, поэтому объектом макропланирования выступают производительные силы в их движении, т.е. их размещение и развитие. Расширенное воспроизводство включает в себя воспроизводство производственных отношений, поэтому объектом макропланирования являются производственные отношения.

Предметом макропланирования выступает совокупность социальных и экономических процессов в их наиболее значимых свойствах. Речь идет о планировании пропорции и темпов социально-экономического развития.

Социальные процессы представляют собой процессы производства и воспроизводства человека и общества во взаимосвязи с условиями их существования.

Экономические процессы характеризуются процессами производства и движения продуктов в их натурально-вещественной и стоимостной форме. Экономическое развитие означает упрочение, усложнение, развертывание, переход в новое качественное состояние экономических связей, отношений, которые возникают и воспроизводятся в процессе производства и движения продуктов. Социальное развитие - это упрочение, усложнение, развертывание социальных связей и отношений, возникающих в процессе воспроизводства человека и общества.

Предметом теории макропланирования являются закономерности формирования пропорций и темпов, масштабов и источников эффективного устойчивого социально-экономического развития страны и регионов.



Пропорции - соотношение экономических и социальных процессов, соотношение элементов экономических процессов, соотношение элементов социальных процессов, обеспечивающее качественную определенность, целостность и жизнеспособность социальной системы, общества в целом.

Темпы - изменение экономических и социальных процессов во времени, скорость протекания социально-экономических процессов. Для того чтобы планирование пропорций и темпов социально-экономического развития было научно обоснованным, нужна теория, поскольку нет ничего практичнее хорошей теории.

Концепция устойчивого развития получила статус новой стратегии развития общества после Всемирной конференции ООН по Окружающей среде и Развитию (Рио-де-Жанейро, 1992). Решение о принятии и реализации государствами стратегий устойчивого развития начиная с 2005 г. было принято на высшем уровне на Всемирном саммите по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002).

В Декларации ООН "Цели в области развития тысячелетия", принятой в сентябре 2000 г., 191 государство, являющееся членом ООН (в том числе и Россия), взяли на себя обязательство достигнуть обеспечения экологической устойчивости к 2015 г.

Словосочетание "устойчивое развитие" постепенно перерастает в парадигму, хотя имеет недолгую историю. С этой дефиницией пока еще не ассоциируется общепринятая теория, что является причиной наличия множества трактовок, порой противоречивых. Но это отчасти связано еще и с тем, что такое словосочетание применимо ко многим процессам, явлениям и объектам, имеющим различную природу.

Устойчивость является универсальным свойством различных типов систем - экономических, технических, биологических, - в том числе территориальных. Она заключается в их способности эффективно выполнять внутренние и внешние функции, несмотря на негативное воздействие экзогенных и эндогенных факторов.

Российскими учеными предложено множество определений понятия "устойчивое развитие", есть и ряд трактовок понятия "устойчивое развитие региона". Наиболее точное, на наш взгляд, определение этой категории дал академик А.А. Савин. Однако автор считает возможным уточнить данное понятие с учетом современных тенденций развития регионов.



Устойчивое развитие территории - это стратегически инновационно направленный процесс развития социально-экономической системы, способствующий наиболее полному удовлетворению жизненных потребностей людей при сохранении существующих экосистем и восстановлении нарушенных.

На основе изучения и обобщения комплекса существующих критериев и принципов можно определить основные критерии и принципы устойчивого развития региона как социально-экономической системы (табл. 1).



Таблица 1.1.

Критерии и принципы устойчивого развития региона

как социально-экономической системы

Критерии

Принципы

Возобновление

Удовлетворение основных жизненных потребностей как нынешнего, так и будущих поколений

Заменяемость

Сохранение существующих экосистем

и восстановление нарушенных



Поглощение

Рациональная структура производства и потребления, рациональное природопользование

Недопущение

необратимости



Открытость и прозрачность региональной экономики для мониторинга

Отказ от экономического детерминизма и ориентация на системный подход к развитию экономики

Региональная социально-экономическая система выступает в качестве природосберегающей системы, объединяя в одно целое экологические, экономические и социальные компоненты.

Наиболее подходящими являются следующие индикаторы: валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения; объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования; коэффициент обновления основных фондов; бюджетная обеспеченность; энергоемкость ВРП; электроемкость ВРП; доля инновационной продукции в общем объеме произведенной промышленной продукции; индекс развития человеческого потенциала; выбросы загрязняющих веществ в атмосферу; сброс загрязненных сточных вод; использование токсичных отходов; количество непереработанных отходов производства и потребления; лесовосстановление в лесном фонде; площадь особо охраняемых природных территорий; инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.


1.3. Программно-целевой подход к планированию

Социально-экономическое развитие выражается в воспроизводстве совокупного общественного продукта, услуг, информации и населения, а также в воспроизводстве социально-экономических отношений. Развитие всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей. Если эта направленность положительная, то говорят о прогрессе, если отрицательная, то о регрессе или о деградации.

Социально-экономическое развитие включает: рост производства и доходов; перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества; в общественном сознании; в традициях и привычках. Непосредственно социальными параметрами являются: степень общественного согласия по поводу основных целей; право собственности; религия; институциональные основы общества.

Основной целью экономического развития большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни всего населения.



Цель — это желаемое состояние экономической системы, отражающее волю управляющего системой субъекта и имеющее строго определенный срок существования. Особенное свойство социально-экономических систем проявляется прежде всего в том, что они целеориентированы.

Процесс задания цели называется целеполаганием. Целеполагание для социально-экономических систем — наиболее важный процесс. Неправильный выбор целей при создании системы приводит к тому, что решаются не те проблемы, которые должны решаться. Это может привести к гораздо большему ущербу, чем применение неэффективной системы для достижения выбранных целей. В таком контексте различают два основных представления о целеполагании как о процессе:

1) механистическое, при котором целью является достижение определенного уровня по ряду параметров системы (прибыль, рентабельность, доля рынка и т.д.). При таком целеполагании подразумевается, что все хозяйствующие субъекты действуют только рациональным, заранее известным способом;

2) социальное, которое учитывает множественность целей, неупорядоченность определения целей экономических систем с социальных позиций. В основе выбора цели в этом случае лежит множество факторов (привычки, мнения, отношения, стереотипы и др.), определяющих процесс целеполагания.

Целеполагание на базе социальных представлений значительно усложняет математическую формализацию критериев развития социально-экономических систем. Человек как хозяйствующий субъект не имеет устойчивой шкалы ценностей (можно говорить лишь об относительных ценностях). Видимо, можно говорить лишь о стереотипах хозяйственного поведения, которые описываются совокупностью стратегий и вполне конкретной иерархией целей. Дело осложняется также тем, что субъект экономики сопоставляет имеющийся набор целей с изменением собственных потребностей, постоянно обновляя его, стараясь таким способом адекватно реагировать на происходящие изменения окружающей среды. Вместе с тем, наверное, можно очертить рамки целеполагания для любой исследуемой системы:

— цель конкретной системы может быть равна или быть частью цели вышестоящей системы или общества (качество);

— цель должна строго соответствовать объективным потребностям среды, но не выше внутренних возможностей самой системы, в том числе и потенциальных (количество).

Процесс целеполагания состоит из трех основных этапов:

1) анализ окружающей среды;

2) оценка возможностей исследуемой системы;

3) указание целей.

Целеполагание предусматривает обязательный учет возможностей исследуемой системы, так как в противном случае цели будут нереальными и в большей степени похожи на мечту. Именно благодаря сопоставлению желаемых целей системы с ее возможностями субъекту управления удается принимать реалистичные цели. В процессе целеполагания, по оценкам американских ученых, экономическим системам свойственны консервативность и инерционность поведения. В результате, как правило, цели устанавливаются с большой оглядкой на весь комплекс окружающих условий и прошлый опыт. Цель выражает желаемую конечную точку движения не столько объекта исследования, сколько субъекта исследования, определяющего задачу целеполагания. С позиций разных субъектов цель и альтернативы могут меняться местами. Например, одно и то же явление субъектом управления может оцениваться в одном случае как цель, в другом — как альтернатива действия. Взаимодействие категорий целей и альтернатив удобно иллюстрировать с помощью метода «дерева целей» (рис. 1).





Рис. 1.1. Структура «дерева целей»

При рассмотрении вопроса формирования целей не следует забывать об информационном характере управления экономических систем. В этом смысле еще раз следует подчеркнуть особое значение, которое приобретает соотношение объективного и субъективного в процессе решения управленческих задач. Объективная реальность передается с помощью информационной системы субъекту хозяйствования, который разрабатывает стимулы целенаправленных действий для трансформации целевой системы в желаемое состояние (рис. 2).





Рис. 1.2. Соотношение объективного и субъективного в процессе анализа социально-экономических систем
Лучше всего, если внимание концентрируется на объективной сущности изучаемых категорий при условии, что между субъектом и объектом управления существует устойчивая коммуникация, т.е. объективные и субъективные критерии полезности совпадают. В этой связи можно говорить о качестве целей. Из основных требований к качеству целей выделяют следующие:

    • комплексность — описание желаемого результата должно охватить все основные аспекты проблемной ситуации;

    • согласованность — непротиворечивость компонент целевой системы, что в свою очередь предполагает;

    • ранжирование компонент целевой системы по очередности их учета;

    • разработку коэффициентов значимости разных компонент целевой системы, позволяющую сводить все компоненты к одной комплексной цели;

    • реальность — зависимость от альтернатив действия (цель при отсутствии реальных вариантов действия является мечтой);

    • системность — увязка цели со всем комплексом задач, стоящих перед системой.

Постановка цели — результат качественного анализа проблемной ситуации, которая тесно связана с внешними условиями деятельности субъекта управления или исследования. Естественно, что не все проблемные ситуации являются проблемными для субъекта, управляющего или исследующего сложную экономическую систему. Необходимо создать положение, при котором субъект управления или анализа отождествлял бы свое положение с проблемной ситуацией. Это можно сделать, например, придав действиям субъекта управления конкретные мотивы, стимулы, ограничения.

Благоприятная обстановка позволяет реализовать цели территории на прогрессивное развитие, улучшение социальных и экономических показателей рассматриваемой социально-экономической системы (включая субъекты системы). В общем случае можно выделить следующие принципы целеполагания:

— цели социально-экономических систем строятся на гипотезах их развития в будущем, но обусловливаются настоящим состоянием;

— успех формирования системы целей зависит от управляющего органа, отвечающего за процесс целеполагания (в частности от квалификации и опыта, входящих в него сотрудников), от материальных и организационных ресурсов, направляемых на достижение поставленной цели, и от организации системы информации, поддерживающей решения субъектов экономических систем;

— полная, правдивая, исчерпывающая информация о состоянии социально-экономической системы и внешней среды способствует разработке верной стратегии развития региона и играет решающее значение для успешной реализации поставленных целей.
1.4. Формирование системы индикативного планирования

После демонтажа экономик социалистического типа роль института планирования в экономической жизни соответствующих государств все более ослаблялась; в настоящее время он уже не является основным звеном их хозяйственных механизмов. Исходя из постулата о принципиальной несовместимости директивно-централизованного управления экономикой и рыночного саморегулирования, правительства постсоциалистических стран, включая Россию, сознательно отказывались от традиционных процедур планирования. Между тем в индустриально развитой корпоративно-капиталистической экономике действуют и иные, помимо рыночных, механизмы саморегулирования и регулирования. Это, прежде всего контрактная система и индикативное планирование.

В самых общих чертах индикативное планирование (ИП) выступает в качестве совокупности процедур согласования (координации) процессов:

— макропланирования, представленного в прогнозах, бюджетных (планах и макропрограммах, разрабатываемых и осуществляемых государством; — мезопланирования, воплощаемого в прогнозах, бюджетных, планах и программах региональных и местных властей;

— микропланирования, реализуемого в планах предприятий.

Индикативное планирование — институт, относящийся и к сфере государственно-правовых отношений хозяйствующих субъектов, и к сфере отношений гражданско-правовых. В зарубежных странах ИП регулируется специальным законодательством, и органы государственной власти осуществляют применительно к нему особые организационные и координационные функции. Но все же ИП — это не только институт государственного регулирования рыночного хозяйства, но и институт экономического саморегулирования. Роль предприятий здесь не сводится к использованию плановой информации и выполнению установленных государством норм. Хозяйствующие субъекты оказывают значительное и во многом определяющее влияние на содержание целей индикативного плана и характер способов их достижения. Индикативный план — это комплексный документ, отражающий в виде конкретных показателей цели социально-экономического развития, мероприятия или средства достижения поставленных целей, необходимые материальные и финансовые ресурсы. Особенностями индикативного плана являются рекомендательность и вариантность.

Структура индикативного плана включает следующие основные разделы:

1) показатели, характеризующие целевые установки социально-экономического развития;

2) показатели развития производства;

3) показатели состояния потребительского рынка;

4) показатели состояния и динамики факторов производства;

5) показатели развития экономики страны в региональном разрезе.

В состав индикативного плана входят:

1) важнейшие ориентиры социально-экономического развития страны;

2) рычаги воздействия государственных органов на социально-экономическое развитие;

3) необходимые объемы производственных и финансовых ресурсов.

Можно выделить следующие подходы к определению понятия индикативного планирования, акцентирующие относительно различные его стороны и функции и опирающиеся на опыт разных стран.

Необходимость ИП в современной экономике объясняется недостатками рыночных механизмов саморегулирования и прямого вмешательства в экономику. Необходимо не заменять один институт (рынок) другим (планом), а искать сочетания, обеспечивающие оптимальное развитие общества. План должен обеспечивать формирование системы целей социально-экономического развития, защищая от неопределенности, а рынок представлять собой способ и механизм их достижения.

Центральным элементом системы ИП является индикатор — интегральный показатель, количественно определяющий качественные характеристики того или иного события, процесса, явления. В процессе ИП разрабатывается система взаимосвязанных индикаторов, соответствие социально-экономической системы (СЭС) которым характеризует устойчивость ее развития.

Под индикатором следует понимать параметры границ, в пределах которых система, включающая организационные механизмы, технологические связи, материальные и финансовые потоки, может устойчиво функционировать и саморазвиваться. Индикатор не может быть задан «точечно»; в отличие от «показателя», дающего лишь количественную констатацию, индикатор носит векторный, т.е. направленный во времени, характер. Индикаторы должны быть взаимосвязаны и адаптивны, т.е. регулярно корректироваться в процессе индикативного управления регионом.

Индикаторы могут иметь смысл предельных пороговых (минимальных и максимальных) объемов выпуска или уровней прибыльности для отдельных подсистем (региона, отраслей, отдельных предприятий), пределов налоговых ставок, характеристик равновесных (сбалансированных) режимов развития многоресурсных систем и т.д. Несоблюдение значений пороговых значений препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в экономике. Наивысшая степень устойчивости и эффективности СЭС достигается при условии, что вся совокупность индикаторов находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного индикатора достигаются не в ущерб другим.

О приближении опасной ситуации судят по так называемым предвестникам (некоторым симптоматическим явлениям), в качестве которых выступают следующие специальные показатели:

— ежегодный рост общего уровня цен на потребительские товары (более чем на 1% по сравнению со странами ЕС);

— норма покрытия импорта экспортом — 90%;

— темпы роста;

— ВВП — 2%;

— промышленное производство — 2%;

— инвестиции — 2,5%;

— уровень занятости (число безработных не более 2,5% активного населения).

Установление подобных индикаторов имело определенное практическое значение для реагирования на изменения, вызываемые рыночными процессами, но требовало значительных усилий по формированию и не давало гарантий восстановления равновесия, обнаруженного индикаторами.

В совокупности индикаторов большое значение имеют социальные индикаторы, которые могут быть рассчитаны на базе минимальных социальных стандартов, обозначенных государством. Под государственными минимальными социальными стандартами (ГМСС) понимается установленный законом минимально необходимый уровень обеспечения социальных гарантий, обеспечивающий удовлетворение важнейших потребностей человека, что конкретизируется в социальных нормах.

Одной из фундаментальных научных проблем является оценка эффективности регионального развития. Актуальность этой проблемы заключается в том, что в ходе реформирования российского общества были утрачены ориентиры, позволяющие оценивать направление и результативность социально-экономического развития. Для этого используются различные макроэкономические, микробытовые, социально-гуманистические, а зачастую и чисто эмоциональные критерии оценки. Особенно сложно дать однозначную оценку положению в регионе, направлению регионального развития, эффективности региональной политики.

Тема 2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
2.1. Общая характеристика системы социально-экономического планирования
Система экономического планирования включает в себя разработку и движение отчетных, предплановых и плановых документов.

Отчетные документы содержат необходимую информацию для анализа хода выполнения плана, оценки его выполнения, а также для анализа базисного состояния социально-экономических процессов. Значение этих документов состоит в том, что они служат информационной базой для разработки предплановых и плановых документов. Отчетные документы включают в себя: аналитические обзоры, характеризующие состояние и проблемы развития народного хозяйства, его отраслей, социальной сферы и т.д.; плановую отчетность (поквартальную, годовую, за пятилетний период), статотчетность (поквартальную, годовую); анализ итогов и хода выполнения планов (за год, за пять лет); доклады правительства (по решению важнейших народнохозяйственных проблем, по преодолению кризисных ситуаций в отраслях народного хозяйства, в решении социальных вопросов и т.д.); систему национальных счетов, служащую информационной базой для социально-экономического макропланирования в развитых странах.

Предплановые документы содержат информацию для комплексного анализа достигнутого уровня социально-экономического развития страны, обоснования целей, приоритетов, направлений развития страны. Их значение состоит в том, что при качественной их разработке повышается качество и научная обоснованность планов. Предплановые документы содержат прогнозы, схемы-сценарии-проекты, программы. Они разрабатываются, как правило, научно-исследовательскими организациями и носят рекомендательный характер.

Плановые документы разрабатываются органами планирования. Они, как правило, утверждаются законодательными органами власти, после чего принимают нормативно-распорядительный характер, содержат адресные показатели и мероприятия. Плановые документы содержат утвержденные планы на различные сроки развития страны, отраслей народного хозяйства, территорий. Кроме того, в плановые документы могут включаться программы решения важнейших народнохозяйственных проблем, целевые научно-технические, экономические, социальные, экологические программы. Данные документы становятся плановыми, если они утверждаются органами власти и носят нормативный, обязательный характер.


2.2. Предплановые исследования

Государственное планирование - сложная система, элементы которой выполняют взаимосогласованные функции, обеспечивающие ее жизнеспособность и жизнедеятельность. Исходным элементом этой системы являются предплановые исследования, служащие научной основой для целелолагания и формирования плановых показателей и мероприятий.



Целями предплановых исследований являются:

    • выявление тенденций и закономерностей социально-экономического развития с учетом конкретно-исторических условий и национально-государственных особенностей;

    • обоснование конкретных закономерностей формирования пропорций и темпов социального развития общества на плановую перспективу;

    • обоснование с точки зрения воспроизводства и развития общества необходимости и возможности решения актуальных проблем;

    • поиск наиболее эффективных направлений решения проблем, преобразования важнейших сфер общественной жизни;

    • формирование прогнозных оценок последствий нерешения актуальных с точки зрения народного хозяйства страны проблем, а также предполагаемых властью и правительством действий по их решению и преобразованию общества;

    • анализ общественного мнения, характеризующего оценку достигнутого уровня народного благосостояния и социального развития, эффективности социальной политики государства, общественного самочувствия и социального оптимизма;

    • апробирование новых социальных технологий.

Данные цели реализуются в конкретных направлениях предплановых исследований: анализ достигнутого уровня социально-экономического развития страны; диагностика народнохозяйственных проблем; прогнозирование; программирование; проектирование; экспериментирование.

Диагностика социально-экономических проблем.

Под диагностикой социально-экономических проблем мы понимаем прикладное социологическое исследование состояния общественного производства с целью выявления отклонений и нарушений его нормального функционирования и развития.

Диагностика включает в себя: анализ конкретной ситуации; выявление наличия экономической и социальной проблемы (характеристика проблемной ситуации и формулировка проблемы); типологизацию проблем, т.е. определение ее принадлежности к определенному классу.

Цель прогнозирования - выявить тенденции и траектории развития социально-экономических процессов, смоделировать возможные сценарии, предложить необходимые действия для предотвращения или смягчения нежелательных последствий, а также для поддержания и содействия прогрессивных направлений развития.

Социально-экономическое экспериментирование. Многие процессы, особенно связанные с творчеством, характеризующие поведение людей, нравственные, межличностные отношения не поддаются прямому плановому воздействию. Однако от динамики этих процессов зависят пропорции, структура, в целом пропорциональность экономического и социального развития. Ввиду этого необходимо регулировать эти процессы на плановой основе.

Эксперимент - это как раз та форма, которая позволяет сочетать творческий поиск и согласованность, рациональность действий. В процессе эксперимента отрабатываются новые модели поведения, социально-экономических взаимосвязей субъектов хозяйственной и общественной жизни, на этой основе апробируются плановые показатели, нетрадиционные способы решения проблем, достижения целей, закладываемых в план.
2.3. Система планов

Народнохозяйственное планирование представляет собой определенным образом организованную систему. Эта система характеризуется временной и пространственной организацией. Исходя из этого можно выделить два типа классификации народнохозяйственных планов.



Первый тип классификации - временная организация. Критериями классификации служат: срок разработки планов, масштаб решения плановых задач и методические особенности разработки планов. Отсюда подразделяем планы на перспективные и текущие. В свою очередь среди перспективных планов выделяют долгосрочные и среднесрочные, а также стратегические.

Долгосрочное планирование связано с его горизонтом. Содержание определения "долгосрочный" во многом зависит от условий, в которых осуществляется планирование. Термин "стратегическое планирование" не вводит в заблуждение относительно горизонта планирования, а указывает на важность этой работы.5

Долгосрочные планы разрабатываются, как правило, на срок 7 -10 лет, среднесрочные - 3 - 5 лет, текущие - на год. Названные планы образуют систему, в которой долгосрочный план играет ведущую роль, среднесрочный план представляет собой основную форму планирования, текущий план - форма оперативного руководства.

Долгосрочный план играет ведущую роль в системе планов, поскольку он на макроуровне носит, как правило, стратегический характер, обосновывая национальные цели и приоритеты на перспективу, способствуя эффективному решению коренных социальных задач; позволяет формировать рациональную структуру экономики, определяя сдвиги в размещении производительных сил, направления хозяйственного освоения новых районов; позволяет выявлять направления научно-технического прогресса на длительную перспективу, закладывал темпы и пропорции развития общественного производства; позволяет качественно улучшить всю систему планирования, повысить степень обоснованности и сбалансированности планов; способствует повышению уровня управляемости народным хозяйством, поскольку дает возможность субъектам планирования активно влиять на ход общественного развития с опережением во времени.

Среднесрочный план является основной формой планирования, так как он выступает связующим звеном между долгосрочным и текущим планом, воплощая в себе установки долгосрочного плана, конкретизируя его цели и задачи с учетом сложившихся тенденций развития в развернутой системе показателей и мероприятий.

Годовой план включает еще более детализированную систему показателей и мероприятий, которые имеют, как правило, адресный характер. При разработке годового плана учитывается конъюнктура рынка, спросовые и ресурсные ограничения, возможное поведение потребителей (покупателей).



Второй тип классификации - пространственная организация. В качестве критерия выступает уровень, на котором разрабатывается план. На макроуровне разрабатывается государственный (национальный) план социально-экономического развития страны. Средний уровень - это планы развития отраслей, межотраслевых комплексов, а также планы развития регионов страны. И, наконец, локальный уровень - это планы развития предприятий, учреждений, организаций, а также локальных территориальных общностей (муниципальных образований).
2.4. Организация макропланирования и программирования в Российской Федерации
Организационная сторона планирования отражает структуру плановых органов и технологию разработки планов, т.е. субъект планирования. Порядок разработки и ввода в действие планов макроуровня в РФ определяет Федеральный закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ. Согласно этому закону в систему государственного планирования входят:

  • государственные прогнозы и программы социально-экономического развития страны (на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу);

  • концепция социально-экономического развития России (на долгосрочную и среднесрочную перспективу).

Планирование и прогнозирование социально-экономического развития в Российской Федерации осуществляют законодательные и исполнительные органы.

Центральное место в этой системе занимает Министерство экономического развития и торговли РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2000 г. № III оно осуществляет следующие функции:



1. Разработку:

  • государственных прогнозов социально-экономического развития РФ, ее регионов, отраслей и секторов экономики на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, прогнозных расчетов общеэкономических показателей системы национальных счетов;

  • проектов программ и планов действия Правительства РФ по социально-экономическому развитию страны;

  • прогнозных и аналитических материалов по вопросам V институциональных преобразований;

  • сводного финансового баланса по территориям РФ, в том числе по регионам;

  • предложений о развитии государственного сектора экономики РФ, осуществляет анализ и прогнозирование его развития;

  • с участием Министерства финансов РФ и других федеральных органов исполнительной власти адресной федеральной инвестиционной программы и на ее основе формирование годовых лимитов государственных инвестиций, финансируемых за счет средств федерального бюджета;

  • совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ концепции и программы социально-экономического развития РФ по территориям.

2. Участие:

  • в прогнозировании и оценке социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

  • в формировании прогнозов объемов производства и необходимых инвестиционных затрат естественных монополий;

  • в подготовке мобилизационного плана, разрабатывает проект государственного оборонного заказа;

  • в разработке проектов программ внешних заимствований.

3. Подготовку:

  • предложений и осуществления методического руководства работами по формированию и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ;

  • проекта бюджета развития страны на соответствующий год (с участием Министерства финансов РФ и других федеральных органов исполнительной власти).

4. Организацию:

  • в установленном порядке конкурсного отбора и контроля за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки продукции (работ, услуг) для федеральных государственных нужд.

5. Анализирует и прогнозирует:

  • совместно с Министерство промышленности и торговли энергетики РФ и других федеральных органов исполнительной власти развитие научно-технического и технологического потенциала материального производства.

Правительство РФ готовит и представляет для обсуждения Государственную Думу следующие плановые документы:

  • итоги социально-экономического развития РФ за прошедший период текущего года;

  • прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;

  • перечень основных социально-экономических проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства РФ в предстоящем году;

  • проект федерального бюджета;

  • проект сводного финансового баланса по территории РФ;

  • перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год;

  • перечень и объемы поставок продукции для государственных нужд;

  • проекты развития государственного сектора экономики. Министерство финансов РФ также участвует в работе:

  • по комплексному анализу развития экономики;

  • составлению прогнозов функционирования экономики,

  • организует работу по составлению проекта федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета РФ;

  • обеспечивает представление федеральными и региональными органами заявок на выделение финансирования из федерального бюджета;

  • осуществляет методическое руководство в области финансово-бюджетного планирования;

  • разрабатывает проекты программ внешних заимствований Российской Федерации и пр. Планирование федерального бюджета в Российской Федерации осуществляется следующим образом (таблица 2.1.):



Таблица 2.1.

Этапы планирования федерального бюджета в Российской Федерации

Этапы

Содержание

Этап реализует



Принятие решения о начале работы над составлением проекта бюджета

Президент РФ



Разработка бюджетного послания Государственной Думе

Правительство РФ



Принятие постановления о санкционировании доходной части бюджета и бюджетных ассигнований

Государственная Дума



Уточнение проекта бюджета и внесение его на рассмотрение в Государственную Думу


Правительство РФ

Президент РФ






Постатейное утверждение бюджета в форме государственного закона

При наличии разногласий в Госдуме Президент РФ имеет право отлагательного вето отдельных статей государственного бюджета (отклонения и возвращения на рассмотрение и утверждение в Государственной Думе).



Государственная Дума

Президент РФ


Принципиальный недостаток системы планирования и прогнозирования в Российской Федерации — совмещение выполнения функций регулирования, прогнозирования и контроля одними и теми же органами.



Целевые комплексные программы — это плановые документы, разрабатываемые на основе программно-целевого метода планирования для решения наиболее важных проблем. Сущность этого метода заключается в выборе целей социально-экономического развития объекта, определении задач для каждого этапа и конкретных мероприятий по их достижению.

На макроуровне должны быть определены главные социально-экономические задачи развития народного хозяйства к глобальным приоритетам развития экономики любой страны относятся повышение уровня и качества жизни людей обеспечение целостности и неприкосновенности своей территории, обеспечение расширенного воспроизводства в будущем. Из этих приоритетов вытекают приоритеты более низкого порядка, например, первоочередного развития определенных отраслей или групп отраслей в отдельные периоды времени или ускоренного развития некоторых регионов, оказывающих влияние на экономику всей страны, и др. Приоритеты можно разделить на группы:



  • структурные приоритеты — развитие отдельных отраслей или регионов;

  • приоритеты научно-технического прогресса;

  • социальные приоритеты;

  • приоритеты в области совершенствования управления и хозяйственного механизма.

На уровне отраслей и регионов устанавливаются приоритеты, обеспечивающие достижение основных задач государства (они должны быть основными и для этого уровня), и приоритеты, не связанные с ними.

Только правильное определение приоритетов разного порядка, их соответствие друг другу, непротиворечивость могут обеспечить следование всей социально-экономической системы перспективным целям.

Каждая федеральная программа имеет паспорт, содержащий следующие сведения:


  • наименование программы;

  • наименование решения о разработке программы;

  • государственный заказчик;

  • основные разработчики программы;

  • цель и задачи программы;

  • сроки и механизмы реализации, основные направления работ с определенными ответственными за исполнение программных мероприятий (головные исполнители);

  • объемы средств и источники финансирования;

  • ожидаемые конечные результаты реализации (в программе дается также оценка эффективности ее реализации);

  • система управления и контроля.


2.5. Показатели плана

Показатель плана - это абсолютная или относительная величина, дающая количественную характеристику качественно определенной стороне или моменту расширенного воспроизводства.

В соответствии с основными требованиями, предъявляемыми плановым показателям, они должны:

- отражать все стороны расширенного воспроизводства как в целом, так и во взаимосвязях между отраслями и регионами страны;

- отражать иерархическое устройство народного хозяйства и системы планового управления, обладать свойством агрегации и дезагрегации;

- адекватно описывать цели, приоритеты, важнейшие задачи плана, которые должны быть ясными и понятными;

- одержать в себе потенциал стимулирования, заинтересовывающий субъектов хозяйственной жизни достижением показателей плана, развитием общественного производства, повышением его эффективности;

- иметь методологическое единство и сопоставимость.

Все используемые в экономическом плане и программах показатели, исходя из их назначения, значения, содержания и формы выражения, могут быть классифицированы в следующие группы.

1. Утверждаемые и расчетные показатели.

Утверждаемые показатели - это показатели, нормативность которым придается утверждением государственного плана как документа. Среди утверждаемых показателей выделяют директивные задания, которые доводятся от вышестоящего звена к нижестоящему и являются обязательными для выполнения. Используются, как правило, при директивном и нндирективном типах планирования.

К утверждаемым показателям примыкают нормативы и лимиты. Плановые нормативы утверждаются в пятилетнем плане с дифференциацией по годам. Это - нормативы распределения прибыли, норматив соотношения заработной платы и производительности труда в общественном производстве. Лимиты - это предельные размеры, например, государственных капитальных вложений. Они характеризуют предельную величину, в границах которой следует добиваться выполнения плана посредством рационального использования всех видов ресурсов.

2. Абсолютные и относительные показатели.

Абсолютные показатели определяются в абсолютных величинах, могут быть утверждаемыми и расчетными, в натуральном или денежном выражении. Относительные показатели определяются в относительных величинах (в процентах, удельных весах). К ним относятся такие важные показатели, как рост валового внутреннего продукта, производительности общественного труда, доходов населения.



3. Натуральные и стоимостные (денежные) показатели. Натуральные показатели выражаются посредством натуральных измерителей: в штуках, объемных единицах, в весовых единицах. Занимают особое место в плане, с их помощью планируются важные натурально-вещественные народнохозяйственные пропорции, исчисляются показатели по производству определенного количества потребительных стоимостей, удовлетворяющих разнообразные потребности.

4. Количественные и качественные показатели. Количественные показатели характеризуют масштабы производства, его результаты и ресурсное обеспечение. Они включают в себя объемные показатели (размеры производства, показатели инвестиций, объем товарооборота) и сетевые, характеризующие развитие сети школ, больниц, библиотек, театров, контингентов учащихся и т д.

Качественные показатели характеризуют эффективность деятельности и включают в себя: а) технико-экономические нормы и измерители (показатели использования основных и оборотных фондов, например, съем продукции с единицы оборудования); б) социально-экономические качественные показатели, характеризующие эффективность хозяйственной деятельности (фондоотдача, производительность труда и т. д.).




следующая страница >>