Программа "Народные игры" для учащихся 1-4-х классов - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Программа "Народные игры" для учащихся 1-4-х классов - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ставровская средняя общеобразовательная школа

Собинского района Владимирской области



«Утверждаю»

Директор МОУ Ставровской средней общеобразовательной школы Собинского района ______________ Никишиной Л.А.


Рекомендовано

Рабочей группой по введению ФГОСТ

протокол №___

от «____» _________ 2010 года



Приказ № ____ от «___» ____2010г
Рабочая программа

Внеурочной деятельности

кружка

Народные игры»



( спортивно-оздоровительное направление)
Срок реализации программы: 4 года

Программа рассчитана на детей 7-11 лет

Автор: Михеева О.А. учитель нач. классов

п.Ставрово

2010 год


Программа "Народные игры"

для учащихся 1-4-х классов.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы

При разработке программы были использованы учебно-методические пособия учителя физической культуры А.А. Тарана.

Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках спортивно- оздоровительного направления.



Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом



5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.
Цель программы: создание условий для развития к народным играм через включения детей в совместную деятельность.

Задачи:

  • способствовать расширению кругозора учащихся;

  • содействовать взаимодействию взаимопониманий;

  • развивать умения ориентироваться в пространстве;

  • развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;

  • создавать условия для проявления чувства коллективизма;

  • развивать активность и самостоятельность;

  • активизировать двигательную деятельность детей.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Народная игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе.

Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям

Игра как средство воспитания.

Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки

Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.

Игра в жизни ребенка.

Игры предшествуют трудовую деятельность ребенка. Он начинает играть до того, как научится выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.

Таким образом, игровая двигательная деятельность не является врожденной способностью, свойственной младенцу с первых дней его существования. Предпосылками игровой деятельности в онтогенезе служат рефлексы. Двигательная игровая деятельность возникает в жизни ребенка условнорефлекторным путем, при тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем. Она формируется и развивается в результате общения ребенка с внешним миром. При этом большое значение имеет воспитание как организованный педагогический процесс.

Оздоровительное значение подвижных игр.

Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела, игры.

Содержание курса

Применение русских народных игр в учебном процессе младших школьников требует их специального отбора для решения разных педагогических задач. Для этого создаются рабочие группировки игр, сходных по определенным признакам:

1. По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла).

2. По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности).

3. По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т.д.).

4. По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные).

5. С учетом возрастных особенностей детей 7, 8, 9, 10 лет. Этот же признак использован в программе по физической культуре для 1 - 4-х классов с включением в нее русских народных игр.

6. По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные).

7. По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости).

Основная функция занятий - воспитание национального самосознания. Народные игры, танцы, развлечения наиболее привлекательны и доступны для освоения младшими школьниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоциональной насыщенностыо и способны активизировать интеллектуальную сферу ребенка как личности.

Русские народные игры, входящие в первый компонент,(1 год обучения) поделены на четыре раздела. Первый включает в себя игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Игры первого раздела воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся русские народные игры: "Гуси-лебеди", "Волк во рву" , "Волк и овцы" , "Вороны и воробьи", "Змейка" , "Зайцы в огороде" , "Пчелки и ласточки", "Кошки-мышки" , "У медведя во бору", "Коршун и наседка" , "Стадо" , " Хромая лиса" , "Филин и пташки". "Лягушата", "Медведь и медовый пряник", "Зайки и ежи" , "Ящерица", "Хромой цыпленок", "Оса" и их различные варианты.

С историческим наследием русского народа знакомит второй раздел первого компонента - "Быт русского народа", в котором применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Во второй раздел входят народные игры: "Дедушка-рожок", "Домики", "Ворота", "Встречный бой", "Заря", "Корзинки", "Каравай", "Невод", "Охотники и утки", "Ловись рыбка". "Птицелов", "Рыбаки", "Удочка",


"Продаем горшки", "Защита укрепления", "Захват флага", "Шишки, желуди, орехи", а также различные их варианты. (1-2 год обучения)

С большим интересом современные школьники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий, составляющими третий раздел первого компонента. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры: "Бабки", "Городки", "Горелки", "Городок-бегунок", "Двенадцать палочек", "Жмурки", "Игровая", "Кто дальше", "Ловишка", "Лапта", "Котлы", "Ляпка", "Пятнашки", "Платочек-летуночек", "Считалки", "Третий - лишний", "Чижик", "Чехарда", "Кашевары", "Отгадай, чей голосок", "Веревочка под ногами" и др.

Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр четвертого раздела, который отражает стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. В этом разделе применяются игры: "Единоборство" (в различных положениях, с различным инвентарем), "Тяни в круг", "Бой петухов", "Достань камешек", "Перетяни за черту", "Тяни за булавы", "Борящаяся цепь", "Цепи кованы", "Перетягивание каната", "Перетягивание прыжками", "Вытолкни за круг". "Защита укрепления", "Сильный бросок", "Каждый против каждого", "Бои на бревне" и их различные варианты. (3-4 год обучения)

Этот же компонент подразумевает знакомство детей с историей возникновения каждой из игр.

Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.

Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта 34 часа (по одному часу в неделю).

Группировка подвижных игр.


  • С элементами общеразвивающих упражнений.

  • С бегом на ловкость.

  • С бегом на скорость.

  • С прыжками на месте и с места.

  • С прыжками в высоту.

  • С прыжками длину с разбега.

  • С метанием на дальность.

  • С лазанием и перелазанием.

  • Игры подготовительные к волейболу.

  • Игры подготовительные к баскетболу.

  • Игры на местности.

Ожидаемые результаты:

В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности оцениваются по трём уровням.



Первый уровень результатов ( 1 год )приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.



Второй уровень результатов ( 2-3 год) — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).



Третий уровень результатов ( 4 год) — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

К концу обучения в кукольном театре учащиеся получат возможность:







Личностные

Метапредметные

Предметные


Знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.

- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.


- знать о ценностном отношении к спорту как к культурному наследию народа.

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.




    • необходимые сведения о видах изученных игр, правилах игр,




Уметь

- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.

-соблюдать правила игры и дисциплину;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).

- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.




- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию



    • работать в группе, в коллективе.




Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ;

-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.





- полученные сведения о многообразии народных игр

.


    • Самостоятельно организовывать подвижные игры с учащимися.

-иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах игровой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в игре и использовать накопленные знания.



Группировка игр по преимущественному проявлению у учащихся физических качеств.

Игры, в которых преимущественно проявляются

Характеристика игровых действий

Игры

Ловкость

Игры, побуждающие немедленно переходить от одних действий к другим; не задерживаясь, сочетать свои действия с действиями других занимающихся (по внезапным заданиям, сигналам). Игры, требующие умения сосредоточить внимание одновременно на нескольких действиях (бег, прыжки, игры с увертыванием)

  • “Салки”

  • “Ловкая подача”

  • “Ловкие и меткие”

Быстрота

Игры, требующие своевременных двигательных ответов на зрительные, тактильные, звуковые сигналы, игры, с короткими перебежками типа догоняй-убегай. Игры с преодолением расстояний в кротчайший срок. Игры с бегом на скорость в изменяющихся условиях.

  • “Шишки, желуди, орехи”

  • “День и ночь”

  • Эстафета на полосе препятствий

Сила

Игры с кратковременными мышечными напряжениями динамического и статического характера

  • “Сильный бросок”

  • “Бой петухов”

  • “Перетягивание через черту”

Выносливость

Игры с неоднократными повторениями активных, энергично выполняемых действий, связанных с непрерывными интенсивными движениями, чередуются с короткими паузами для отдыха, переходами от одних видов движений к другим

  • “Бег командами”

  • “Не давай мяча водящему”

  • “Перетягивание каната”

Формы подведения итогов занятий младших школьников в кружке «Народных игр»:

Организация праздника «Народных игр»



Результативность работы помогут оценить и результаты анкетирования самих участников кружка «Народные игры», их родителей, а также зрителей.
ИГРЫ И ЭСТАФЕТЫ ДЛЯ 1-го КЛАССА

№ уроков

Учебный материал

Примечание

1урок

История народных игр. Эстафеты сбегом.

Домашнее задание. Описать игры своих родителей, бабушек, дедушек.

2урок

Разбор и проигрывание принесенных игр .Правила игры.

Мои любимые игры.

3урок

Разбор и проигрывание принесенных игр.

Мои любимые игры.

4урок

Игры на свежем воздухе. Салки. Эстафеты по кругу.

Принести эстафетные палочки.

5урок

Салки, эстафета встречная. Догони мяч.

 

6урок

Зайцы без логова. Обучение игре “лапта” Правила игры

Мальчикам сделать биты.

7урок

Обучение игре в “лапту”. Встречная эстафета.

Учет знание правила игры.

8урок

Обучение игре в “ лапту”. Падающая палка.

 

9урок

Эстафеты сбегом и прыжками.

Принести личные скакалки.

10урок

Упражнения с короткими скалками.

О. Р .У-. разучивание

11урок

Прыжковые упражнения с короткими скалками. Охотники и утки.

Различные прыжки.

12урок

Прыжковые упражнения со скалкой. Перестрелка.

 

13урок

Эстафеты со скакалкой. Перестрелка.

 

14урок

Обучение прыжкам через длинную скалку. Эстафеты.

 

15урок

Обучение прыжкам через скалку.

 

16урок

Совершенствование прыжка через длинную скалку.

 

17урок

Совершенствование прыжка через длинную скалку. Подвижные игры с малыми мячами

Учет техники выполнения прыжков.

16урок

Бег командами. Мяч в центр. Правила игры.

 

17урок

Подвижная цель. Эстафеты малыми и большими мячами.

 

18урок

Мяч капитану. Борьба за мяч. Правила игры.

Учет владения мячом.

19урок

Город за городом. Колесо. Правила игры.

 

20урок

Любимые игры.

 

21урок

Эстафеты с преодолением препятствий.

 

22урок

Совершенствование игры в “лапту”

Учет - лучший игрок.

23урок

Эстафеты с бегом и прыжками.

 

24урок

Совершенствование народной игры “лапта”

 

25урок

Прыжки через длинную скалку.

 

26урок

Парные, групповые прыжки через длинную скалку.

 

27урок

Прыжки через длинную скалку (в группе 8 человек) Рекорд------------

Количество раз.

28урок

Теоретические сведения о народных играх . Игра.

 

29урок

Применение народных игр, в спортивных тренировках.

 

30урок

Применение народных игр, в спортивных тренировках.

 

31урок

Проигрывание разученных игр.

описать новые игры

32 урок







33 урок







На занятиях:

  • Развиваем силу. (Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий).

  • Развиваем быстроту и скоростно-силовые способности. (Под быстротой понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени).

  • Развиваем выносливость. (Под выносливостью понимают, способность к длительному выполнению какой - либо работы без заметного снижения работоспособности).

  • Развиваем координационные способности. (Это возможность оптимально управлять сложными двигательными действиями и регулировать их).

  • Развиваем гибкость. (Гибкость- способность человека выполнять движения с большой амплитудой).

  • Все физические качества, умение, и навыки учащиеся показывают в туристических походах.

Ожидаемый результат

  • Укрепление здоровья детей, формирования у них навыков здорового образа жизни.

  • Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр

  • Развитие умений работать в коллективе, лидерских качеств

  • Формирования у детей и уверенности в своих силах.

  • Умение применять игры в самостоятельных занятиях.

. Вводное занятие

Игры, отражающие отношение человека к природе

Первый год обучения Освоение универсальных умений управлять эмоциями в про­цессе учебной и игровой дея­тельности. Учить излагать правила и условия про­ведения подвижных игр, проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр, соблюдать дисциплину и прави­ла техники безопасности во вре­мя подвижных игр.

Практическая работа. "Гуси-лебеди", "Волк во рву" , "Волк и овцы" , "Вороны и воробьи", "Змейка" , "Зайцы в огороде" , "Пчелки и ласточки", "Кошки-мышки"
Второй год обучения. Отрабатывать навыки двигательных дейст­вий, составляющих содержание подвижных игр.

Практическая работа. "Зайцы в огороде" , "Пчелки и ласточки", "Кошки-мышки" , "У медведя во бору", "Коршун и наседка" , "Стадо" , " Хромая лиса" ,

Третий год обучения. Формирование универсальных уме­ний в самостоятельной органи­зации и проведении подвижных игр. Учить излагать правила и условия про­ведения подвижных игр, проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр, соблюдать дисциплину и прави­ла техники безопасности во вре­мя подвижных игр. Практическая работа." Хромая лиса" , "Филин и пташки". "Лягушата", "Медведь и медовый пряник",
Четвёртый год обучения. Учить взаимодействовать в парах и группах при выполнении техни­ческих действий из спортивных игр. Осваивать универсальные уме­ния управлять эмоциями во вре­мя учебной и игровой деятель­ности.

Практическая работа. "Зайки и ежи", "Ящерица", "Хромой цыпленок", "Оса" и их

Игры с историческим наследием русского народа, отражающими повседневные занятия наших предков.

Первый год обучения. Совершенствовать умение излагать правила и условия про­ведения подвижных игр, проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр, соблюдать дисциплину и прави­ла техники безопасности во вре­мя подвижных игр.

Практическая работа. "Дедушка-рожок", "Домики", "Ворота", "Встречный бой",

Второй год обучения. Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в про­цессе учебной и игровой дея­тельности. Проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр. Соблюдать дисциплину и прави­ла техники безопасности во вре­мя подвижных игр.

Практическая работа. Заря", "Корзинки", "Каравай", "Невод", "Охотники и утки",

Третий год обучения. Формирование универсальных уме­ний в самостоятельной органи­зации и проведении подвижных игр, умений излагать правила и условия про­ведения подвижных игр.

Учить осваивать двигательные дейст­вия, составляющие содержание подвижных игр, взаимодействовать в парах и группах при выполнении техни­ческих действий в подвижных играх.


Практическая работа. "Ловись рыбка". "Птицелов", "Рыбаки", "Удочка", "Продаем горшки",

Четвёртый год обучения. Совершенствовать умение проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр, соблюдать дисциплину и прави­ла техники безопасности. Осваивать технические действия из спортивных игр.

Моделировать технические дейст­вия в игровой деятельности.

Практическая работа. "Защита укрепления", "Захват флага", "Шишки, желуди, орехи", а также различные их варианты.

Игры сверстников прошлых столетий

Первый год обучения. Освоение универсальных умений управлять эмоциями в про­цессе учебной и игровой дея­тельности. Учить излагать правила и условия про­ведения подвижных игр, проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр, соблюдать дисциплину и прави­ла техники безопасности во вре­мя подвижных игр.

Практическая работа. "Бабки", "Городки", "Горелки", "Городок-бегунок", "Двенадцать палочек",

Второй год обучения Моделировать технику выполне­ния игровых действий в зависи­мости от изменения условий и двигательных задач. Отрабатывать навыки двигательных дейст­вий, составляющих содержание подвижных игр.

Практическая работа. "Двенадцать палочек", "Жмурки", "Игровая", "Кто дальше",

Третий год обучения. Формирование универсальных уме­ний в самостоятельной органи­зации и проведении подвижных игр. Учить излагать правила и условия про­ведения подвижных игр, проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр, соблюдать дисциплину и прави­ла техники безопасности во вре­мя подвижных игр.

Практическая работа. "Ловишка", "Лапта", "Котлы", "Ляпка", "Пятнашки", "Платочек-летуночек",

Четвёртый год обучения. Учить взаимодействовать в парах и группах при выполнении техни­ческих действий из спортивных игр, осваивать универсальные уме­ния управлять эмоциями во вре­мя учебной и игровой деятель­ности, принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности.

Практическая работа. Считалки", "Третий - лишний", "Чижик", "Чехарда", "Кашевары", "Отгадай, чей голосок", "Веревочка под ногами" и др.

Силовые игры

Первый год обучения. Осваивать двигательные дейст­вия, составляющие содержание подвижных игр. Взаимодействовать в парах и группах при выполнении техни­ческих действий в подвижных играх. Соблюдать дисциплину и прави­ла техники безопасности во вре­мя подвижных игр.
Практическая работа. "Единоборство" (в различных положениях, с различным инвентарем), "Тяни в круг", "Бой петухов"

Второй год обучения. Осваивать двигательные дейст­вия, составляющие содержание подвижных игр.

Взаимодействовать в парах и группах при выполнении техни­ческих действий в подвижных играх.

Практическая работа. Достань камешек", "Перетяни за черту", "Тяни за булавы", "Борящаяся цепь", "Цепи кованы",

Третий год обучения. Описывать разучиваемые техни­ческие действия из спортивных игр.

Осваивать технические действия из спортивных игр.

Моделировать технические дейст­вия в игровой деятельности.

Практическая работа. "Перетягивание каната", "Перетягивание прыжками", "Вытолкни за круг". "Защита укрепления",

Четвёртый год обучения Моделировать технику выполне­ния игровых действий в зависи­мости от изменения условий и двигательных задач.

Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности.

Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в про­цессе учебной и игровой дея­тельности.



Практическая работа "Единоборство" (в различных положениях, с различным инвентарем)"Сильный бросок", "Каждый против каждого", "Бои на бревне" и их различные варианты

Итоговое занятие

Первый год обучения. Практическая работа.

Второй год обучения. Практическая работа.

Третий год обучения. Практическая работа.

  • Четвёртый год обучения Практическая работа