Программа курса повышения квалификации учителей по краеведению - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методическое пособие к программе курса повышения квалификации учителей-предметников... 1 220.75kb.
В зависимости от потребности могут быть в формате краткосрочного... 1 52.91kb.
Программа по литературному краеведению основного общего образования 1 80.2kb.
Создание и защита торговых марок 1 34.51kb.
Конкурентная и деловая разведка современные технологии и подходы 1 38.99kb.
Харченко Ольга Олеговна в прошлом аспирантка М. С. Соловейчик, а... 9 1530.35kb.
Программа повышения квалификации 3 414.81kb.
Программа развития гуманитарного колледжа на 2011-2013 годы астана... 4 831.1kb.
Программа по биологическому краеведению курса «Животный мир Белгородской... 1 134.18kb.
Учебно-тематический план курсов повышения квалификации 1 190.97kb.
Образовательная программа повышения квалификации «Современный лидер... 1 311.83kb.
Бизнес-план школьной теплицы моу сош с. Синодское на 2010год 1 78.5kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Программа курса повышения квалификации учителей по краеведению - страница №1/1

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Центр повышения квалификации


Программа курса повышения квалификации учителей


по краеведению
Рассмотрено

на заседании Методического совета

ГБОУ ДПО ЦПК

Протокол № 4 от 22.10.2012г.
Утверждено к использованию

Директор

ГБОУ ДПО ЦПК

__________________________

С.В. Бреус

2012г.

  1. Пояснительная записка


В данной программе учитель получает систематизированные знания по краеведению; производится обобщение опыта преподавания курса краеведения в различных регионах Российской Федерации.

Целью программы является повышение информационно – методической компетентности учителей краеведения.

Задачи, решаемые в ходе реализация программы:

- обеспечение теоретической подготовки учителей по вопросам преподавания краеведения и смежных дисциплин;

- пополнение методического банка учителя интерактивными формами и приемами преподавания предмета;

- расширение информационного поля и навыков работы с информацией.

В содержании программы выделяются теоретические и практические вопросы. К теоретическим вопросам относятся темы нормативно – правового и программно – методического обеспечения преподавания курса краеведения; общие подходы к преподаванию краеведения и его роль в воспитании патриотизма, нравственности, формирования целостной картины мира, исторических, географических, экономических и природно – экологических знаний.

На лекциях будут рассмотрены основные принципы и организационные формы преподавания краеведения, содержание курса, информационная поддержка преподавания предмета. На практических занятиях будут рассматриваться особенности методики преподавания исторического и географического и других направлений курса, межпредметные связи в преподавании предмета.

Важная часть программы – семинарские занятия, на которых слушатели обсудят проблемы отдельных тем, познакомятся с опытом других педагогов, обменяются своими учебными и информационными наработками.

Основной формой отчетности является зачет, на который слушатели курсов представляют творческую работу. Структурная модель программы – блочно – модульная. Такое построение программы соответствует и логике изучения курса краеведения. Подобный подход к организации обучения имеет свои преимущества:

- гибкость и приспособленность к конкретным условиям и контингенту слушателей;

- возможность постоянного совершенствования модулей программы без изменения ее (программы) общей структуры;

- широкое использование методов самостоятельной работы учителей краеведения.

Основным результатом реализации дополнительной образовательной программы является повышение информационно – методической компетентности педагогов в историко – географическом, социально – экономическом и культурном аспекте региона, что будет содействовать развитию патриотизма и гражданственности учащихся.

Овладение учителями методиками интерактивных способов обучения, приемами работы с различными источниками информации, расширение их информационного пространства окажут положительное влияние на общий методический уровень, повысят мотивационную сферу самообразования.

В содержание тематического плана включены пять модулей, соответствующие тематическим разделам программы.



II. Учебно – тематический план
 

Название раздела/темы программы

учебные часы

Всего

Лекции

Семинары, практические занятия




Введение. Сущность и задачи школьного краеведения


3

2

1

Раздел I. Изучение Симбирско – Самарского региона

25

18

7

1.

Народы и государства региона в древности

6

4

2




1.1

Природа и древнейшее население Среднего Поволжья.













1.2

Первые государства в Среднем Поволжье.

3

2

1




1.3

Присоединение Поволжья к России. Стратегия и тактика российского государства в освоении Поволжья

3

2

1

2.

Социально – экономическое развитие региона в XVIII – начале XX вв.

8

6

2




2.1

Регион в системе внутреннего российского рынка


2

2

-




2.2

Вклад купечества в развитие хозяйства и благотворительности региона.

3

2

1




2.3

Сельская дворянская усадьба в XYIII - начале XIX вв. как хозяйственный и культурный центр

3

2

1

3.

«Здесь тыл был фронтом». Вклад земляков в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

6

4

2




3.1

Рост промышленного потенциала Куйбышевский области в годы войны

3

2

1




3.2

Наши земляки – герои фронта, участники партизанского движения, движения Сопротивления

3

2

1

4.

Памятники культуры края

5

4

1




4.1

«Россия сильная провинцией». Край в произведениях литературы и искусства наших земляков.

2

2

-




4.2

Храмы и монастыри

3

2

1


III. Содержание программы
Введение. Сущность и задачи школьного краеведения (2 часа).

Становление краеведческой науки. Краеведение как региональный курс. Нормативно – правовое и программно – методическое обеспечение преподавания курса краеведения.


Раздел I. Изучение Симбирско – Самарского региона

Тема 1. Народы и государства Симбирско – Самарского региона в древности

(8 часов)

Занятие 1. Природа и древнейшее население Среднего Поволжья. Влияние природы на хозяйство и быт населения (2 ч.).

Заселение Среднего Поволжья. Освоение человеком нашего края в эпоху среднего палеолита. Археологическое исследование стоянок. Поселений, погребальных курганов первобытных племен. Археологическая карта района.

Развитие хозяйства: скотоводство, земледелие, ремесла. Распад родовых отношений. Социальное и имущественное неравенство. Религиозные представления.

Особенности лесных, лесо- степных, степных культур.



Занятие 2.Первые государства в Среднем Поволжье. Волжская Болгария и Золотая Орда (2 ч.).

Великая Болгария. Переселение болгар в среднее Поволжье. Переход к оседлому образ жизни. Первые города. Развитие феодальных отношений. Объединение болгарских племен. Образование государства. Расцвет Волжской Болгарии в начале XIII века. Рост экономики. Культура: просвещение, наука, архитектура, религия. /По материалам археологических исследований Муромского городка/.

Волжская Болгария и Хазарский каганат. Политические и хозяйственные связи с Русью Византией, государствами Средней Азии, Ближнего Востока, Кавказа.

Сопротивление вторжению монголо – татар. Покорение Волжской Болгарии. Волжская Болгария в составе Золотой Орды. Народные восстания. Разорение страны.

Золотая Орда как крупнейшее государственное образование на континенте в XIII - XIY вв. особенности политических и экономических отношений внутри государства. Водные и караванные торговые пути. Годы «великой замятни». Поражение на Куликовом поле. Битва на р.Кондурче войск хана Тохтамыша и Тимура. Усиление сепаратистских настроений среди монгольской знати. Ослабление власти монгольского хана. Начало раздробленности. Ногайская орда.

Казанское ханство. Московско – Казанский союз. Предпосылки сближения народов Поволжья и России. Смена политического курса. Протекторат османской империи. Набеги Казанцев на русские земли в первой половине XYI века. Угроза вторжения войск союзников в Россию.



Занятие 3. Присоединение Поволжья к России. Волжская вольница.

Стратегия и тактика российского правительства в освоении Поволжья (2 ч.).

Казанские походы Ивана IY. Присоединение Казанского, Астраханского ханств, Ногайской Орды, земель башкир. Исторические значение присоединения земель и народов Поволжья к России. Строительство крепостей – городов и засечных черт. Значение Симбирско – Корсунской и Закамской оборонительных черт, Симбирска (1648 г.) в освоении Поволжья. Значение Самары в осуществлении дипломатических и торговых связей России со странами Востока во второй половине XYI - XYII вв..

Волжская вольница. Источники ее пополнения. Образ жизни. Атаманы. Районы активных действий. Служилое казачество. Казачьи станицы, их содержание. Оттеснение вольницы с Волги на реки Яик, Дон. Создание основы Уральского казачьего войска.

Деятельность Комиссии сыскных дел от Казани до Саратова во второй половине XYII.

Создание благоприятных условий для заселения и обустройства Правобережья Волги у Сызрана и района Заволжья. Сызран, Кашпир, казачьи станицы - юго – восточные форпосты Российского государства, их политическое, социально – экономическое значение.

Практическое занятие (1 ч.).

Семинар (1 ч.).



Тема 2. Социально – экономическое развитие региона в XVIII – начале XX вв.

(8 часов)

Занятие 1.Регион в системе внутреннего российского рынка (2 ч.).

Рост населения. Формирование городской инфраструктуры. Государственное управление и местное самоуправление.

Становление экономики региона: солеварение, рыбный промысел, земледелие, садоводство, огородничество, пчеловодство, ремесла, торговля; разработка полезных ископаемых. Торговые пути. Формы организации хозяйства.

Развитие местной промышленности. Преобладание мукомольной и крупорушной промышленности. Винокуренные, кожевенные, салотопенные предприятия.

Крупные торговые дома. Водный и железнодорожный транспорт в экономике региона.

Занятие 2. Вклад купечества в развитие хозяйства и благотворительности региона.

Выдающиеся деятели истории региона (2 ч.).



Занятие 3. Сельская дворянская усадьба в XYIII- начале XIX вв. как хозяйственный и культурный центр (2 ч.).

Рост дворянского землевладения. Манифест о вольности дворянской. Своеобразие культуры и быта поместного дворянства.

Усольское поместье графа В.Г. Орлова как пример рационального хозяйства и попечения о состоянии крепостных крестьян.

Родовое имение Войейковых. Войейковы и их вклад в развитие отечественной науки.

Г.Р.Державин, Д.В.Давыдов, С.Т.Аксаков, Н.М.Карамзин, И.И.Дмитриев и истории российской культуры.

Сохранение памятников усадебной архитектуры.

Практическое занятие (1 ч.).

Семинар (1 ч.).



Тема 3. «Здесь тыл был фронтом». Вклад земляков в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. (6 часов)

Занятие 1. Рост промышленного потенциала Куйбышевский области в годы войны (2 ч.).

Промышленный потенциал Среднего Поволжья в годы войны. Выпуск продукции оборонного значения. Людиновский локомобильный завод. Сызранский нефтеперегонный завод. Стратегическое значение железнодорожного и водного транспорта. Строительство ветки Ульяновск – Сызрань – Сталинград. Волжская военная флотилия.

«Все для фронта – все для Победы!» Женщины в Великой Отечественной войне. Освоение новых профессий. Детство и война. Дети, подростки – «сыновья полков», работники тыла. Воинские формирования и военные училища, школы. Подвиг тружеников тыла.

Подвиг коллективов военных эвакогоспиталей. С.А.Павлов, С.П.Вилямовский и другие. Сбор средств в фонд обороны на сооружение танков, самолетов. Боевой путь бронепоезда «Сызранский».

Организация народного ополчения. Военный всеобуч. Добровольческие военные формирования: 22 батальон ВНОС.

Военные училища: танковое, пулеметное. Планерная школа. Оборонительные сооружения и защита города. Средства противоздушной обороны.



Занятие 2. Наши земляки – герои фронта, участники партизанского движения, движения Сопротивления (2 ч.).

Практическое занятие (1 ч.)

Семинар (1 ч)

Тема 4. Памятники культуры края (5 часов)

Занятие 1. «Россия сильная провинцией». Край в произведениях литературы и искусства наших земляков (2 ч.).



Занятие 2. Храмы и монастыри.. (2 ч.)

Семинар (1 ч.)