Программа курса по выбору для учащихся 9 класса «Остановись, мгновение …» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Программа курса по выбору для учащихся 9 класса «Остановись, мгновение …» - страница №1/1

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№12»

Утверждена на заседании экспертного

Муниципального совета

Протокол № 2 от 15.09.2009

Программа курса по выбору

для учащихся 9 класса
«Остановись, мгновение…»

(Основы эстетики)

Составлена

учителем русского языка и

литературы

высшей категории

МОУ«СОШ №12»

Кузнецовой Е.А.
Бузулук,2009

Пояснительная записка

«Красота спасет мир». Вдумаемся в эти слова великого русского писателя. Что это – очевидная истина или парадокс? Красота, созданная человеком, сохраненная временем, красота рукотворная, воплотившая в себе стремление человека к совершенству, и прекрасное в природе, гармония мироздания.

Хочется надеяться, что пророчество Достоевского сбудется. Но красота спасет мир лишь в том случае, если человек воспримет и оценит эту красоту. Умение видеть, слышать, ощущать прекрасное, наслаждаться им, способность преображаться под его воздействием не являются врожденными человеческими свойствами. Заложенные природой потенциальные способности к восприятию прекрасного требуют развития, совершенствования, причем постоянного, целеустремленного, основанного на внутренней потребности. Поэтому роль эстетического воспитания в развитии личности, её всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты в жизни деятельности человека. Об этом, в частности, говорится в одной притче Плутарха. Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них философ задал вопрос: «Зачем ты везешь эти тяжелые камни?» Первый отвечает: «Приказали везти эту проклятую тачку». Второй говорит: «Везу тачку, чтобы заработать на хлеб». Третий же сказал: «Строю прекрасный храм». Видеть в труде созидательное начало красоты – значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир.

Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Оно прежде всего выполняет большую познавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств личности, её взглядов и убеждений. В.Г.Белинский отмечал, что в познании окружающего мира имеются два пути: путь научного познания и познания средствами искусства. Он указывал, что ученый говорит фактами, силлогизмами, понятиями, а писатель, художник – образами, картинами, но говорят они об одном и том же. Экономист, вооружаясь статистическими данными, доказывает, что положение того или иного класса ухудшилось или улучшилось вследствие таких-то и таких-то причин. Поэт же показывает эти изменения с помощью образного, художественного изображения действительности, воздействуя на фантазию и воображение читателей. В этой связи Белинский подчеркивал, что искусство способствует развитию сознания и убеждений человека не меньше, чем наука.

Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности. Ещё Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души, и поскольку она обладает таким свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи. Отмечая эту сторону воздействия искусства на личность, А.М.Горький называл эстетику этикой будущего.

Многие наши воины в годы Великой Отечественной войны, идя в бой, несли в своих вещевых мешках полюбившиеся им художественные произведения. Нельзя не усматривать определенной связи между жизненным подвигом Николая Островского и почти полностью повторившего его судьбу писателя Николая Бирюкова – автора известного романа «Чайка» об отважной партизанке Великой

Отечественной войны Лизе Чайкиной, - которой около 30 лет пролежал пораженный жестокой болезнью в постели и нашел в себе силы и мужество овладеть мастерством художественного слова, чтобы остаться в строю. Такой же страдальческий, но почетный путь прошел белорусский писатель Виссарион Горбук, который после тяжелого ранения в боях с фашистскими захватчиками потерял способность к передвижению и, будучи надолго прикованный к постели, остался в жизненном строю, создал немало художественных произведений для детей и взрослых.

Искусство, в особенности литература, является могучим средством духовного возвышения человека. Чем больше я читаю, писал А.М.Горький, тем больше книги роднят меня с миром, тем ярче и значительнее становится для меня жизнь. А.И.Герцен отмечал, что без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни стиля, ни многосторонней шири понимания. Благодаря чтению человек переживает века. Книги оказывают влияние на глубинные сферы человеческой психики. Недаром Э.Хемингуэй сравнивал книгу с айсбергом, большая часть которого находится под водой. Искусство развивает эстетическую культуру человека, учит его понимать прекрасное и строить, как уже отмечалось, жизнь по «законам красоты».

Однако влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно-эстетического развития. В восточных странах говорят: «Нет красоты в песках пустыни, есть красота в душе араба».Без знания законов художественного отражения действительности, без понимания языка и художественных средств искусство не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Оно приносит удовольствие и наслаждение только человеку, который имеет соответствующую подготовку и в достаточной степени эстетически образован. Чтобы воспринимать красоту оперного искусства, например, необходимо знать его особенности, понимать язык музыки и вокала, с помощью которых композитор и певцы передают все оттенки жизни и чувств и воздействуют на мысли и эмоции слушателей. Восприятие поэзии и изобразительного искусства также требует определенной подготовки соответствующего понимания. Даже интересный рассказ не будет захватывать читателя, если у него не выработана техника выразительного чтения, если всю свою энергию он будет затрачивать на составление слов из произносимых звуков и не будет испытывать их художественно-эстетического влияния.

Задача школы – обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его действенным средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства.

Эстетическое воспитание в современной школе не соответствует всем требованиям развития эмоциональной сферы, эстетического сознания личности.

Современная концепция общего среднего образования и федеральная программа развития школы предполагают новые пути улучшения качества эстетического воспитания. Эстетическое воспитание должно опираться на фундамент искусства. Школа не продвинется на пути гуманизации до тех пор, пока предметы эстетического цикла не займут достойного места в образовательном процессе.

Курс «Остановись, мгновение…»(Основы эстетики) предназначен в качестве курса по выбору для уч-ся 9-х классов любой общеобразовательной школы, которые выбрали гуманитарный профиль дальнейшего обучения, и может быть использован в качестве дополнения к базовому курсу литературы для

1)формирования у школьников эстетических потребностей в области искусства, в постижении художественных ценностей;

2) формирования художественного вкуса;

3) развития художественных восприятий учащихся;

4)овладения знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности;

5)развития свободной и образной письменной и устной речи учащихся.


Кроме того, настоящий курс может быть предложен учащимся в рамках негуманитарного профиля обучения с целью общего эстетического развития.

Программа курса по выбору ориентирована на перспективу развития профильного обучения гуманитарного направления в старшем звене школы и на успешное овладение в будущем уч-ся таких специальностей, как, например: дизайнер, фотограф, повар, архитектор, искусствовед, озеленитель, модельер, мастер по пошиву одежды и т.п.

Курс «Остановись, мгновение…»(Основы эстетики) является «межпредметным», поскольку наряду с эстетикой в его содержание входит литература, русский язык,история, философия, музыка, изобразительное искусство.

Направленность курса – на личностное развитие учащихся. Прежде всего он рассчитан на удовлетворение и поощрение любознательности девятиклассников, формирование чувств в области прекрасного. Время обучения в 9 классе в возрастном отношении совпадает с ранней юностью. Исследования по педагогике и психологии подчеркивают, что это качественно новый период развития человека, в котором центральное место занимает проблема взаимоотношения личности и общества. Я и мир – центральная проблема возраста. У учащихся возникает потребность понять целостную картину мира, его историческое развитие; углубляется внимание к художественной форме произведения искусства, идет поиск внутренних связей текста, живописной картины, музыкальной пьесы. Для эстетического развития школьников в этот период становятся актуальными проблемы исторических и эстетических связей искусства и жизни, причинно-следственное рассмотрение художественных произведений и культуры определенной эпохи. Доступными для учеников становятся систематизация всех фактов, усвоенных в предшествующих классах на

уроках музыки, изобразительного искусства, литературы, целостное представление о развитии и видах искусства. Необходимо познакомить учащихся с основными вехами развития эстетики (античность, средневековье, Возрождение, Просвещение).

Курс подчинен задаче исторической систематизации представлений сведений о развитии эстетики как науки о прекрасном, возможности показать школьникам основные периоды развития эстетики в постоянном соотнесении с современными представлениями об основных эстетических категориях.

Сущность

курса состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов.



Цель данного курса – развитие общеэстетических способностей, к которым мы относят следующие:

1.Потребность общения с искусством, сказывающаяся и в частности обращения к нему, и в возможности переживать «подъем духа», энергетическое озарение при соприкосновении с искусством.

2.Различение подлинного искусства и эрзаца хотя бы на уровне эмоционального притяжения и отталкивания.

3.Личностное восприятие жизни и искусства, избирательность впечатлений, а не всеядность.

4.Динамическое переключение восприятия при общении с разными видами искусства.

5.Потребность выражения жизненной позиции в художественном творчестве.


Задачи курса:

  • Формирование эстетических знаний;

  • Воспитание эстетической культуры;

  • Овладение эстетическим наследием прошлого;

  • Формирование эстетического отношения к действительности;

  • Развитие эстетических чувств как способности переживать, сопереживать, испытывать удовольствие;

  • Приобщение учащихся к прекрасному в жизни, природе, труде;

  • Развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты;

  • Формирование эстетического идеала;

  • Формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

Требования к уровню подготовки выпускников:

в процессе работы по изучению данного курса учащиеся могут овладеть:



  • сведениями о специфике отражения действительности в различных видах и жанрах искусства;

  • знаниями об основах эстетики как науки, об основных эстетических категориях;

  • умениями анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность искусства, чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства.

Образовательные результаты изучения данного курса могут быть выявлены в рамках следующих форм контроля:



  • текущий (беседы с учащимися по изучаемым темам, рецензирование сообщений учащихся и др.)

  • тематический (тестовые задания и тематический зачет)

  • обобщающий (итоговый) контроль в форме презентации личных достижений, полученных в результате образовательной деятельности (самостоятельно подготовленных энциклопедических справок, эссе, рефератов, докладов)

Курс создает условия для развития воображения, творческих способностей, образного, ассоциативного, аналитического и диалектического мышления.

Курс построен так, что он в полной мере позволяет использовать активные формы организации занятий (в частности, дискуссии, семинары, практикумы, зачеты), информационные, проектные формы работы с учащимися.

Сроки реализации (этапы)




№ п/п

Название этапа

Сроки реализации

1

Организационный этап

- изучение интересов девятиклассников;

- ознакомление уч-ся с программой курса;

-набор желающих заниматься по программе курса


сентябрь 2009г.




2

Организационно-диагностический этап

-разработка диагностических материалов, методик для проведения входной и выходной диагностик;

- проведение входной диагностики;

- анализ результатов входной диагностики


сентябрь 2009 г.

сентябрь 2009г.

октябрь 2009г.



3

Деятельностный этап

Апробация курса


сентябрь–декабрь 2009г.



4

Диагностический этап

Выходная диагностика

Корректировка результатов

декабрь 2009г.


Курс рассчитан на 17 часов.

Основным методом обучения мы предлагаем проблемное обучение. В области эстетики, литературы, живописи, музыки принципы проблемного обучения осуществить легче, так как в природе искусства – многовариантность его восприятия, истолкования. Получать знания не в готовом виде, а в процессе решения существенных и интересных для ученика задач – краеугольный камень проблемного обучения.

В преподавании курса мы отдаем предпочтение технологии развития критического мышления. Цели данной технологии отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами

организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута. Для эффективности обучения учитель совместно с учениками должен пройти через 3 стадии: стадию вызова (пробуждение интереса к предмету), стадию реализации смысла (осмысление материала во время работы над ним) и стадию рефлексии (подведение итогов).

Задачи фазы вызова:



  • Актуализировать имеющиеся у учащегося знания и смыслы в связи с изучаемым материалом;

  • Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу;

  • Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.

Возможные приемы и методы: рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала(графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки, индивидуальная мозговая атака, парная мозговая атака, групповая мозговая атака и т.д.

Задачи фазы реализации смысла:



  • Помочь активно воспринимать изучаемый материал;

  • Помочь соотнести старые знания с новыми.

Возможны приемы и методы активного чтения, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы: инсерт, зигзаг, чтение с остановками, перекрестная дискуссия, заполнение таблицы ЗХУ(Знаю –Хочу знать-Узнал), групповые формы работы.

Задачи фазы рефлексии:



  • Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал;

  • Помочь самостоятельно определить направление в дальнейшем изучении материала.

  • Дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Возможные приемы и методы: заполнение кластеров, ответы на поставленные вопросы, организация различных видов дискуссий, написание творческих работ,эссе; исследования по определенным вопросам темы и т. д.

Учебно-тематический план




№п/п

тема

Количество

часов


Форма проведения занятия

1

Вводный урок. Эстетика – наука о прекрасном

1

беседа

2

История развития эстетики как науки. Вечное стремление человека к красоте. Преемственность эстетических знаний в историческом развитии.

Античная эстетика. Стремление к гармонии внутреннего и внешнего мира.

Византийская эстетика. Условность, лаконизм, каноничность.

Эстетика эпохи Возрождения.

Эстетика эпохи Классицизма. Категория гармонии как показатель целостности человеческой личности, как обоснование возможности снятия антагонизмов.


5

лекция

3

Категории эстетики.

Категории как основные понятия, которыми оперирует каждая наука. Метакатегория (основная) эстетики – эстетическое.



1

Лекция

4

Категории эстетических отношений. Прекрасное. Безобразное. Возвышенное. Героическое. Трагическое. Комическое: юмор, сатира, гротеск, ирония, сарказм.

Обобщающий урок.



5

семинар

5

Категории, анализирующие степень ценности художественного произведения.

2

лекция

6

Виды искусства.

Архитектура.Скульптура. Живопись.Музыка.Хореография.Театр. Кино.Художественная литература.

Обобщающий урок.


3

семинар

Содержание курса.

Тема 1.Введение. Эстетика – наука о прекрасном.

Задачи:

-вызвать интерес учащихся к изучению эстетики;



-разъяснить суть курса по выбору, его значение для каждого человека;

-выяснить, знакомо ли ученикам слово «эстетика», что оно означает.


План изучения материала.

1.Что такое красота? Когда человек стремится к красоте? Какое значение имеет красота в нашей жизни?

2. Что такое эстетика? Что изучает эстетическая наука? Эстетика в различных сферах человеческой деятельности.

Эстетика- это всё красивое, окружающее нас. Красота в жизни человека, стремление понять красоту породили науку эстетику.

3.Основное содержание курса.

Урок провести лучше в форме беседы, чтобы выяснить, как подготовлен класс к изучению нового курса.

Вопросы к ученикам:

- Что такое красота? Закройте глаза, представьте что-нибудь красивое. Расскажите, что вы видели. (Обычно уч-ся называют картины природы, людей и т.д.)

-Что такое эстетика? (обычно учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос, иногда путают с этикой)

-Согласны ли вы с высказыванием философа Платона: «Нет красоты ни в чём без гармонии»? А что мы называем гармонией?

-Какие духовные ценности вы ставите на первое место? Подумайте над этим, послушав такие строки Кисаи: «Продавец, зачем на деньги обменять ты хочешь розы? Что дороже розы купишь ты на выручку от роз?»

- Посмотрев на схему, расскажите, что у вас вызывает положительные, а что –отрицательные эмоции: поступки людей, явлений, предметы?

Какие чувства вызывает у вас, например, гроза?

Одни и те же явления, предметы могут вызвать у разных людей различные чувства. Например, гром и молния, с одной стороны, могут вызвать чувство восхищения силами природы, удивление, изумление, с другой стороны – страх, ужас, ощущение силы природы и слабости человека и т.д.

- Послушайте музыкальное произведение Е.Доги «Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь». Какие чувства вызывает эта музыка? (Ответы убеждают в том, как разнообразно восприятие людей.)

-Послушайте стихотворение Ронсара:

Природа каждому оружие дала: быку - его рога, коню - его копыта;

У зайца – быстрый бег, гадюка ядовита: отравлен зуб ее;

У рыбы – плавники. И, наконец, у льва есть когти и клыки.

В природу мудрый ум она вселить сумела. Для женщин мудрости

Природа не имела. И, исчерпав могущество свое, - дала ей…

Красоту – не меч и не копье.

Пред женской красотой мы все бессильны стали: она сильней

Огня, меча и стали.

- Как вы думаете, в какое время написано это стихотворение?

Это стихотворение было написано ХVв. Мысли, чувства, переживания людей сходны в различные исторические эпохи.

-Рассмотрите репродукции картин «Княжна Тараканова» К.Флавицкого, «Девочка на шаре» П.Пикассо, «Мадонна» Микеланджело. Что бы вы могли сказать героиням этих картин? Какими средствами художники передают нам свои чувства и мысли?

Эстетика помогает нам прежде всего узнать различные подходы к творчеству, проанализировать состояние художников в период создания произведения искусства, знакомит с историей различных эстетических теорий, направлений, течений. С помощью эстетики мы глубже познаём себя, свои способности, сможем познать законы красоты, научиться различать красивое от безобразного, видеть большое в малом, глубже познавать окружающий нас мир.

Тема 2. История развития эстетики как науки. Вечное стремление человека к красоте. Преемственность эстетических знаний в историческом развитии.

Задачи:


-показать эстетику как живую, развивающуюся науку;

-познакомить с периодами исторического развития эстетики, с основными характеристиками данных периодов;

-познакомить с произведениями искусства данных исторических периодов.

План изучения материала.

1.История развития эстетики как науки. Преемственность эстетических знаний в историческом развитии.

2. Античная эстетика. Стремление к гармонии внутреннего и внешнего мира.

3. Византийская эстетика. Условность, лаконизм, каноничность.

4. Эстетика эпохи Возрождения.

5. Эстетика эпохи Классицизма. Категория гармонии как показатель целостности человеческой личности.
Тема№3. Категории эстетики.

Категории как основные понятия, которыми оперирует каждая наука. Метакатегория (основная) эстетики – эстетическое.

Задачи:

- категории как наиболее общие понятия любой науки;



-специфика категорий эстетики.

План изучения материала:

1 Категории как основные понятия, которыми оперирует каждая наука.

Всякая наука, будучи родом знания, имеет дело с различными понятиями. Основные понятия, на которых строится наука, через которые выражается особенное содержание, особенные её связи с жизнью, и называются категориями науки. Для физики это – масса, энергия, движение, давление и т.д. Для науки о нравственности, которая называется этика, - добро и зло, честь и бесчестье и т.д.для философии – истина, свобода и необходимость и пр.

2.Категории эстетических отношений.

Эстетическая теория имеет свой категориальный аппарат. Центральное понятие – «эстетическое». Иногда его отождествляют с понятием «прекрасное». Эстетическое – как чувственно воспринимаемое и приносящее удовольствие и наслаждение – присуще различным формам человеческого бытия. Носителями эстетического потенциала являются природа, человек, процесс и результат человеческой деятельности. Можно говорить о красоте осеннего пейзажа, назвать красивым поступок, стиль поведения, оригинальный ход рассуждения, способ реализации идеи. Но в поисках прекрасного мы обращаемся прежде всего к

искусству, ибо именно в нём гармония и совершенство есть цель, воплощенная в творениях художников.

Тема 4.Категории эстетических отношений.

Задачи:

- объяснить, что основными категориями эстетики являются категории эстетических отношений;



- изучить содержание эстетических категорий.

Прекрасное. Совершенство как эстетическая ценность. Специфика восприятия прекрасного. Прекрасное во всём многообразии действительности, жизни человека. Специфика отражения прекрасного в искусстве. Красивое, изящное как разновидности прекрасного.


Безобразное. Наряду с прекрасным в жизни существует и то, что принято обозначать категорией «безобразное».

Возвышенное.К понятию прекрасного в эстетике примыкает понятие возвышенного. Возвышенное – это огромное, которое является одновременно прекрасным. Возвышенными могут быть мысли, чувства, стремления, мотивы действий, характер отношений.

Трагическое. Героическое.

Комическое: юмор, сатира, гротеск, ирония, сарказм.

Тема 5.Категории, анализирующие степень ценности художественного произведения.

Задачи:


-систематизировать навыки анализа художественного произведения, определения его ценности, значимости;

-раскрыть понятия: «художественная ценность».

План изучения материала:

1.Примерный план анализа художественного произведения.

2.Эстетическая ценность.

3.Художественная ценность.

Тема 6.Виды искусства. Архитектура. Изобразительные искусства – живопись, графика, скульптура, монументальное искусство., декоративно- Рекомендуется широко практиковать сравнение вариантов одного произведения, разных переводов одного текста (например, сонетов Шекспира в переводах С.Маршак и Б.Пастернака), разных иллюстраций к одному произведению, чтения одного текста разными исполнителями, различную музыку на один текст (например, разные романсы на стихи А.Пушкина), разные песни на одни стихи, разных актеров в одной роли. В целях развития чувства стиля девятиклассникам можно рекомендовать задания: узнать автора или литературную школу по предложенному отрывку или пародии; воспроизвести пропущенное слово в художественном тексте и сравнить с авторским; рассказать на данную тему в том или ином стиле(сентиментализма, романтизма, символизма, футуризма и т.п.).

В целях более углубленного понимания логики художественного образа можно проводить мысленные эксперименты с художественным образом (рассказать о прошлом или будущем героя, рассказать отрывок или произведение от имени одного из героев);предложить учащимся работу по самостоятельному составлению сценария, по дописыванию прочитанного не до конца произведения и последующего сравнения с авторским текстом.

Обобщающие уроки могут приобретать различную форму: уроки в музее, на выставках, уроки-кроссворды, уроки типа «Залы искусства», игры «Что? Где? Когда?», «Пять минут с искусством».

Литература

Для учителя

1. Балашов Л.Е.Занимательная философия:Учебное пособие.-3-е изд.,испр. и доп.-М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2008.-172с.

2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.,1975, с.16.

3. Бердяев Н.А.Философия творчества, культуры, искусства.М.,1994.

4. Борев Ю. Эстетика. Гл. “Предмет и задачи эстетики”. М., 1975.

5. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. М., 1975.

6. Волкова Е.В. Эстетика и искусствознание. М., 1986.

7. Выготский Л.С.Психология искусства.М.,1986.

8. Гуляков Е.Н.Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: метод.пособие.-М.:Дрофа,2006.-172с.

9. Дивненко О.В. Эстетика – М.: «Аз»,1995. – 275с.

10. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. -СПб:Издательство «Альянс «Дельта»,2003.-284с.

11. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. II. М., 1964. С. 452-465.

12. История эстетической мысли. Т. 1. М., 1985. С. 8-42.

13. Каган М.С. Эстетика как философская наука. Лекция 2. СПб., 1997.

14. Киященко Н.И. Эстетика жизни. Ч. 1. М., 2000. Тема 1.

15. Кривцун О.А.Эстетика:Учебник. -2 изд.,доп. – М.:Аспект Пресс,2003. – 447с.

16. Кривцун О.А. Эстетика. Гл. 1. М., 1998.

17. Мир философии:Книга для чтения.В 2-х ч.Ч.1Исходные философ. Проблемы, понятия и принципы.-М.:Политиздат,1991.-672с.

18.Мир философии:Книга для чтения.В 2-х ч.Ч.2.Человек.Общество.Культура.-М.:Политиздат,1991.-624с.

19. Основы эстетического воспитания:Пособие для учителя /Ю.Б.Алиев, Г.Т.Ардаширова, Л.П.Барышникова и др.;Под ред. Н.А.Кушаева. – М.:Просвещение,1986. – 240с.

20. Педагогика:учеб.пособие/И.Ф.Харламов.-4-е изд.,перераб. и доп.-М.:Гардарики,2007.-520с.

21.Подласый И.П.Педагогика:Новый курс:Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений: В 2 кн.-М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2003.-Кн.1:Общие основы.Процесс обучения.-576с.

22. Селевко Г.Б.Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т.т.1 М.:НИИ школьных технологий,2006. -816с.

23. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. М. «Бонфи»,2002.

24.Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел:Методичекий материал для работы с детьми. -2-е изд.,перераб. – М.:Новая школа, 1994. -96с.

25. Щуркова Н.Е.«Философия жизни» в школе: Методические материалы к курсу человековедения. - М.: Новая школа,1994.-48с.

26. Эстетика // Новая философская энциклопедия. М., 2001. С. 456-466.

27. Эстетика:Словарь/Под общ.редакцией А.А.Беляева и др.-М.:Политиздат,1989. – 447с.

28. Эстетика // Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 773-775.

29.Эстетическая культура и эстетическое воспитание.: Книга для учителя/Сост.Г.С.Лабковская. – М.:Просвещение,1983. -304с.

Литература для учащихся
1. Лукъянов Б.Г.В мире эстетики:Кн для учащихся старших классов. – М.:Просвещение,1983. – 192с.,ил.

2. Маймин Е.А.Эстетика – наука о прекрасном:Кн. Для учащихся. – М.:Просвещение,1982.-192с.

3.Энциклопедический словарь юного зрителя. – М.:Педагогика,1990.-416с.

4.Энциклопедический словарь юного литературоведа/Сост.В.И.Новиков. –М.:Педагогика,1987.-416с.



Кузнецова Елена Алексеевна, учитель русского языка и литературы

муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №12»



г. Бузулука Оренбургской области