Программа курса по выбору для 9-х классов «Человек право общество» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Программа курса по выбору для 9-х классов «Человек право общество» - страница №1/1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Черногорск

Программа

курса по выбору для 9-х классов «Человек – право – общество» (17 часов)

Автор-составитель: учитель истории и права Калагина Марина Викторовна
Пояснительная записка
Данный курс предназначен для обучающихся 9 классов, относится к предметной области «обществознание». Курс рассчитан на17 часов.

В настоящее время все актуальнее становится правовая сторона жизни каждого человека. Чтобы быть защищенными в современной жизни, необходимо знать законы нашей страны. Многие поняли, что владение правовыми знаниями - это хорошее подспорье в обычной жизни.

Учебный предмет, положенный в основу курса, определяется как «Обще­ствоведение». Курс имеет модульную структуру и способен выполнять несколько функций.

С одной стороны, он может поддерживать изучение основных профильных курсов, таких, как «Экономика», «Право». С другой стороны, данный курс может служить для внутрипрофильной организации обучения и построения индивидуальных образовательных траекторий. Внутреннее построение учебных модулей данного курса, этапы разво­рачивания каждого модуля выполняют и еще одну задачу, важную на современном этапе развития школы вообще и гражданского образования в частности. Методологической основой курса является проблемно-рефлексивный подход, что предполагает проблемную структуру организации учебного материала, основную форму учения - получение опыта школьниками, проведение рефлексии как важного и необходимого этапа организации учения.

Данный курс – интерактивный. С одной стороны, он углубляет содержание курсов «Экономика», «ПРАВО», с другой - особенности подхода, в рамках которого он построен, предполагают рассмотрение экономико-правовых проблем с точки зрения различных нормативных актов и описание этих проблем языком законов    РФ.

 Основной ориентацией данного курса является становление базовых правовых компетенций для самостоятельного решения проблем стабильного развития общества. Курс имеет содержательные особенности, ориентированные на старшеклассников: становление умений осмыслять и планировать как свою собственную деятельность «сегодняшнего» дня, так и дальнейшую образовательную и жизненную траекторию.

Данная группа умений формируется как в процессе учебных занятий, на которых ставятся специальные задания по планированию, совершению и презентации исследований, так и в процессе общей работы над учебными модулями. Учебные модули для старшей школы содержат особый этап, на котором учащиеся составляют прогнозы и сценарии разворачивания социальных процессов, характерных для современного общества.

Цель курса: введение учащегося в мир правовой культуры, развитие практических знаний в области права.

Задачи:


  • формирование мышления, понимания, рефлексии, осмысленной коммуникации, коллективной мыследеятельности.

  • освоение учащимися ряда базовых умений (речевых, логических, рефлексивных, психотехнических, коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой);

  • формирование у учащихся связи понимаемого с собственным личным опытом.

  • выработка способности самостоятельно ориентироваться в быстро изменяющемся правовом законодательстве

Формы работы, предусматриваемые данным курсом:

Преподавание данного курса предполагает использование широкого спектра методов обучения. Упор делается, на методы, связанные, прежде всего, с познавательной деятельностью школьников.

•        Эвристический метод

•         Поисковый метод.

•         Исследовательский метод.

•         Конструирование личностного знания.

По своей структуре курс относится к модульному, учебный модуль посвящен определенной правовой проблеме. Задача тематического модуля учебного курса - помочь школьникам получить опыт реального и ответственного социального - правового действия, двигаясь от анализа, частного случая к пониманию путей решения более широкой социальной проблемы и, в конечном счете, к пониманию законов общественного устройства и возможностей гражданина решать общественные проблемы. Поэтому тематические модули разворачиваются в определенной последовательности.
Предполагается, что ученики, прошедшие курс, будут

Знать:

основные понятия гражданского права, предусмотренные Государственным стандартом.



Иметь представление:

  • об основных нормативных актах и законах РФ;

  • о комплексном изучении гражданского права.

Научатся:

  • искать и обрабатывать информацию на различных носителях;

  • анализировать данные разных источников, выявляя сходство и различие информации;

  • систематизировать материал, составляя таблицы, схемы;

  • готовить и презентовать собственное исследование.

 Получат опыт:

  • участия в групповой работе;

  • планирования при проведении индивидуального или группового исследования, участия в дискуссии;

  • устной презентации;

  • рефлексии собственной деятельности;

Контроль процесса обучения и его итогов.

Предусматривает как репродуктивную проверку усвоения необходимого минимума полученной информации (основных терминов, понятий, фактов, точек зрения), виде тестовых заданий, так и в большей степени проверку выработанных умений самостоятельно обрабатывать полученную информацию, определять свое к ней отношение, проверку освоения исследовательских и коммуникативных умений. Для этой цели используются такие способы проверки достижения планируемых результатов обучения, самостоятельные исследования, самостоятельная работа, учебные задания, тесты.

Основной принцип  отбора материала: обеспечивает проблемный, исследовательский подход к изучению, т.е. возможность сопоставления и анализа различных проявлений правовых процессов, рассмотрение и анализ различных точек зрения на правовые вопросы. В целях оптимизации учебного процесса используются не только нормативно-правовые документы. Но и публицистика, данные социологических исследований и др.





 

Календарно-тематическое планирование курса

 

 






Наименование темы занятия

Кол-во часов

Оборудование наглядность

Формы работы

Формы контроля




l

Конституция Российской Федерации: понятие, сущность, юридические признаки.

1час

Конституция

Лекция, групповая работа

Защита работы групп




2

Конституционный строй России

Практикум



1час

Конституция

Групповая работа

Защита работы групп




3

Конституционные права, свободы и обязанности.

1час

Конституция

работа в парах, заполнение таблицы.

Защита работы пар, и таблиц




4

Практикум

1час

Конституция РФ и конституция Республики Хакасия

Диспут.

Написать отзыв о содержании занятия.




5

Избирательная система

1час

Закон о выборах РФ и республики Хакасия

Лекция, групповая работа.

Защита работы по анализу правовых источников




6

Избирательный процесс

Практикум



1час

Закон о выборах РФ и республики Хакасия

Групповая работа

Защита работы по анализу правовых источников




7

Президент Российской Федерации

1час

Конституция, Закон «О выборах Президента РФ»

Лекция, фронтальная работа по ст. конституции

Подготовка выступлений групп, к следующему занятию




8

Федеральное собрание.

1час

Конституция

Групповая работа

Защита работы групп




9

Правительство Российской Федерации

1час

Конституция

Групповая работа

Защита работы групп




10

Практикум

1час

Конституция РФ и конституция Республики Хакасия др нормативные акты

Пресс конференция

Написать заметку-зарисовку о проведенном занятии




11

Органы судебной власти Российской Федерации

1час

Закон РФ «О Конституционном Суде РФ»

Лекция - дискуссия. Работа в парах,

Подготовить сообщения ободному из блоков модуля




12

Местное самоуправление

1час

Закон Р.Ф.«О общих принципах организации местного самоуправления РФ»

Эвристическая беседа

Заполнение таблицы самостоятельно, сформулировать вопросы, ответы на обсуждаемую проблему.




13

Обобщение и повторение

1час

 

Семинар

Выбор темы реферата.




14

Понятие гражданского права

Нас

Гражданский кодекс

Эвристическая беседа

Заполнение таблицы самостоятельно, сформулировать вопросы, ответы на обсуждаемую проблему.

15

Граждане как субъекты гражданского права

1час

Гражданский кодекс, декларация прав человека

Ролевая игра

Напишите отзыв о содержание занятия

16

Юридические лица

1час

Гражданский кодекс,3акон РФ «Об акционерных обществах», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в »

Ролевая игра, Групповая работа

Защита работы групп

17

Практикум

1час

 

Групповой зачет

 

Теория 12 часов +5 часов практики

Список литературы для обучающихся

 

- Конституция Российской Федерации. Издательства: АСТ, Астрель, 2005 г..



- Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". М., 2005.

- Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" .

- Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". М., 2002г.

- Гражданский кодекс РФ часть 1 (принятая 30 ноября 1994г.) и часть (принятая 26 января 1996г)

- Боголюбов Л.Н. Человек и общество, ч. П. М., 1993.

 - Избирательный закон: материалы к обсуждению. М., 1993

-  Мушинский В.О. Основы правоведения. М., 1994.

- Никитин А.Ф. Избирательное право. Избирательный процесс. М., 1996.

- Никитин А.Ф. «Право и политика». Учебное пособие.

-  Основы государства и права Отв. ред. Кутафин О.Е. М., 1992.

 

Список литературы для учителя.



 

- Конституция Российской Федерации. Издательства: АСТ, Астрель, 2005.

- Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". М., 2005.

- Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации".

- Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". М., 2002г.

- Гражданский кодекс РФ часть 1 (принятая 30 ноября 1994г.) и часть (принятая 26 января 1996г)

- Боголюбов Л.Н. Человек и общество, ч. П. М., 1993.

- Избирательный закон: материалы к обсуждению. М., 1993

- Афанасьев М.Н. Поведение избирателей и электоральная политика в России. //ПОЛИС (Политические исследования), 1995, № 3, с. 105-117.

- Бузин А.Ю. Влияние социально-экономического развития регионов России на итоги выборов в Государственную Думу

- Федерального Собрания РФ второго созыва. // ПОЛИС, 1996, № 1, с. 103-118.

- Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979.

- Гельман В.Я. Избирательные кампании в России: испытание электоральной формулы. // ПОЛИС, 1996, № 2, с. 84-100.

 

- Демократия:    государство   и   общество.   Под   ред. Т.А.Алексеевой и Н.М.Воскресенской. М., 1995.



- Зотова З.М. Партии России: испытание выборами. М., 1994.

- История государства и права зарубежных стран. М., 1980.

- Кашанина Т.В., Кашанин А.В. «Основы российского права» учебник. М.;1996г.

- Калинычев Ф.И. Государственная дума в России. Сборник документов и материалов    1957.

- Ковлер АИ.. Смирнов В В Демократия и участие в политике.. 1936

- Марченко Г.Б между выборами (Социополитический анализ электората). // ПОЛИС, 1996, №2, с. 101-115

- Мерло   П. Электоральная   практика,   права человека и общественное доверие к демократической системе. // ПОЛИС, № 1995, Ne - с 123-130.

- Мерло   П.   Избирательные   кампании   и   проблемы   их подготовки: демократические выборы. // ПОЛИС, 1995 '«4 с. 131-138.

- Мишин А.А. Государственное право США. М., 1976.

- Мушинский В.О. Основы правоведения. М., 1994.

- Никитин А.Ф. Избирательное право. Избирательный процесс. М., 1996.

- Никитин А.Ф. Избирательное право. Избирательный процесс. М., 1996.

- Основы государства и права Отв. ред. Кутафин О.Е. М., 1992.

- Парламенты мира. Сборник статей. М., 1991.

- Партии и политические блоки в России. Ред. Коваль В.И. М., 1993.

- Герасимов А.П. 53 вопроса и ответа о Конституции Российской Федерации. С-Птб., 1994.

- Данилов А.А., Засорин С.А. Политические партии Российской Федерации на современном этапе. М., 1992.

- Герасимов А.П. 53 вопроса и ответа о Конституции Российской Федерации. С-Птб., 1994.



- Данилов А.А., Засорин С.А. Политические партии Российской Федерации на современном этапе. М., 1992.