Программа курса информатики и информационных технологий для 5-6 классов общеобразовательной средней школы - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Использование информационных технологий с целью повышения познавательного... 1 35.63kb.
Программа "Народные игры" для учащихся 1-4-х классов 1 221.49kb.
Ушнурцева Катя 1 224.64kb.
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения... 5 1100.17kb.
Программа элективного курса «Информационные технологии в туризме» 1 112.26kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 8 2015.26kb.
Щество учащихся муниципального образовательного учреждения средней... 1 175.76kb.
Рабочая программа педагога демидовой Т. Л., учителя истории и обществознания... 1 230.35kb.
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 167.7kb.
Программа развития муниципального образовательного учреждения Алькинской... 1 250.53kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 13 7327.87kb.
Допустить к защите 1 124.81kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Программа курса информатики и информационных технологий для 5-6 классов общеобразовательной - страница №1/1

Программа курса информатики и информационных технологий для 5-6 классов общеобразовательной средней школы

Л. Босова, А. Босова
Л. Босова, А Босова

Уроки информатики в 5 – 6 классах

М:- «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2004.-256с.
Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям (ИКТ) в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества.

В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня (преимущественно за счет региональног8о и школьного компонентов) выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатика и ИТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно-коммуникационных технологий.

При этом цели обучения информатике и информационным технологиям в 5-6 классах могут быть определены следующим образом:


  • формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;

  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

  • развитие творческих и познавательных способностей учащихся.

В основу представляемого вводного курса информатики для 5-6 классов нами положены такие принципы как:

    1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительног7о обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8-9 (основной курс) и 10-11 (профильные курсы) классах.

    2. Научность в сочетании с доступностью, строгость и системность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Безусловно, должны иметь место упрощение, адаптация набора понятий «настоящей информатики» для школьников, но при этом ни в коем случае нельзя производить подмену понятий. Учить надо настоящему, либо – если что-то слишком сложно для школьников – не учить этому вовсе.

    3. Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.

    4. Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.

    5. Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).

В настоящее время информатика как учебный предмет проходит этап становления, еще ведутся дискуссии по поводу ее содержания вообще и на различных этапах изучения в частности. Но есть ряд вопросов, необходимость включения которых в учебные планы бесспорна.

Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представления о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмыслено видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.

Умение построить модель решаемой задачи, установить отношения и выразить их в предметной, графической или буквенной форме – залог формирования не частных, а общеучебных умений. В рамках данного направления в нашем курсе строятся логические, табличные, графические модели, решаются нестандартные задачи.

Алгоритмическое мышление рассматриваемое как представление последовательности действий, наряду с образным и логическим мышлением определяет интеллектуальную мощь человека его творческий потенциал. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий помогает школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения.

Задача современной школы – обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.

Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества.



Содержание курса информатики и информационных технологий для 5-6 классов общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями.

  1. Модуль «Теоретическая информатика»

Основные понятия: информация, информативность, информационный объект, информационный процесс, кодирование информации, язык, двоичная система счисления, бит, байт, алгоритм, исполнитель, система команд исполнителя, блок-схема.

Темы для изучения:

  • Информатика и информация.

  • Многообразие форм представления информации.

  • Действия с информацией: поиск информации, сбор информации, обработка информации, хранение информации, передача информации.

  • Кодирование информации.

  • Метод координат как универсальный способ кодирования графической информации с помощью чисел.

  • Системы счисления.

  • Двоичное кодирование текстовой и графической информации.

  • Единицы измерения информации.

  • Элементы формальной логике: понятие, суждение, умозаключение. Необходимые и достаточные условия.

  • Понятие алгоритма, примеры алгоритмов.

  • Исполнители алгоритмов. СКИ.

  • Способы записи алгоритмов.

  1. Модуль «Средства информатизации»

Основные понятия: процессор, оперативная память, внешняя память, носители информации, устройства ввода информации, устройства вывода информации файл, операционная система.

Темы для изучения:

  • Аппаратное обеспечение компьютера.

  • Виды памяти в компьютере.

  • Информационные носители.

  • Файл, основные операции с файлами.

  • Программное обеспечение компьютера.

  • Назначение операционной системы.

  • Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе на компьютере.

  1. Модуль «Информационные технологии»

Основные понятия: текстовый редактор, графический редактор, калькулятор, мультимедийный документ.

Темы для изучения:

  • Текстовый редактор: назначение и основные функции.

  • Графический редактор: назначение и основные функции.

  • Калькулятор и его возможности.

  • Мультимедийные технологии.

  1. Модуль «Социальная информатика»

Основные понятия: информационная деятельность человека информационная этика.

Темы для изучения:

  • Предыстория информатики.

  • Основные этапы развития вычислительной техники.

  • Роль информации в жизни общества.

  • Информационная этика.

Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий

5 класс


Учащиеся должны:

  • Понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;

  • Различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • Приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • Приводить примеры информационных носителей;

  • Иметь представление о способах кодирование информации;

  • Уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;

  • Определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

  • Различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  • Запускать программы из меню Пуск;

  • Уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

  • Вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • Уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

  • Уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

  • Уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;

  • Знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

6 класс

Учащиеся должны:

  • Определять информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;

  • Понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;

  • Приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

  • Различать необходимые и достаточные условия;

  • Иметь представления о позиционных и непозиционных системах счисления;

  • Уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;

  • Иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;

  • Иметь представление об исполнителях и системах команд исполнителей;

  • Уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;

  • Определять назначение файла по его расширению;

  • Выполнять основные операции с файлами;

  • Уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;

  • Уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;

  • Создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;

  • Иметь представление об этнических нормах работы с информационными объектами.