Программа кружка «В мире цветов» для учащихся 5-9 классов - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа кружка по информатике для учащихся начальных классов "Творческое... 1 52.28kb.
Программа кружка дополнительного образования школьников «Искусство... 1 264.82kb.
Рабочая программа по обслуживающему труду «народное искусство россии... 5 742.31kb.
Программа «человек и природа в народной культуре» Калинина Татьяна... 1 122.73kb.
Программа спецкурса для учащихся 9 классов 2006 1 186.08kb.
Пояснительная записка Представлены 3 варианта контрольной работы... 1 135.48kb.
Программа ориентационного курса 6 645.94kb.
Программа "Народные игры" для учащихся 1-4-х классов 1 221.49kb.
Программа элективного курса «Химические вещества в повседневной жизни... 1 103.88kb.
Программа элективного курса для 9-го предпрофильного класса 1 67.37kb.
Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов 1 90.56kb.
- 1 95.18kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Программа кружка «В мире цветов» для учащихся 5-9 классов - страница №1/3

VI Всероссийский конкурс авторских образовательных программ дополнительного образования детей.
Каратунская средняя (полная) общеобразовательная школа
Апастовского района Республики Татарстан

Авторская программа кружка


« В мире цветов»
для учащихся 5-9 классов
Ибрагимова Н.Ш., учитель высшей квалификационной категории, «Заслуженный учитель РТ».

Каратун, 2004 год.

Сведения об авторе:


  1. Автор программы Ибрагимова Нурия Шайхулловна.

  2. Год рождения – 1955 год.

  3. Образование: средне – специальное педагогическое и высшее филологическое. Стаж работы – 29 лет.

  4. Место работы – Каратунская средняя (полная) общеобразовательная школа Апастовского района Республики Татарстан.

  5. Должность: учитель русского языка и литературы.

  6. Адрес: 422340, РТ Апастовский район, ст. Каратун, ул. Школьная, дом 40.

  7. телефон: (884376) 42-4-12 (рабочий)

(884376) 42-2-01 (домашний)

8.Реализация данной программы: 10 лет.

9. Эффективность и результаты программы:



Дата конкурса

Наименование конкурса

Результат

1.

2001

Республиканский конкурс учебно-опытных участков «Организация учебно-опытных участков»

Диплом за участие

2.

2001

Всероссийская выставка «Юннат – 2001» Школы опытников – растениеводов в конкурсе «Природная мастерская»

Диплом за успехи в опытнической и исследовательской работе и участие во Всероссийской выставке «Юннат – 2001»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В настоящее время значимость дополнительного образования в образовательном процессе школы возрастает. Оно выполняет целый ряд функций, главные из которых следующее:


  • образовательная функция – в детских творческих объединениях каждый учащийся общеобразовательного учреждения имеет возможности удовлетворить, развить свои познавательные потребности, а также получить подготовку в интересующем его виде деятельности;

  • социально – адаптативная функция – занятия в кружках позволяют значительной части учащихся (особенно тем, поведение которых не соответствует школьным требованиям, слабо успевающим в учебе) получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать, «ситуацию успеха».

  • воспитательная функция – содержание и методика работы детского творческого объединения оказывает значительное влияние на развитие социальных качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание у ребенка ответственности, коллективизма, патриотизма.

Кружок «В мире цветов», работающий на базе Каратунской средней общеобразовательной школы Апастовского района РТ функционирует с 1994 года. Данная программа представляет единый курс для учащихся 5-9 классов из расчета 4 часа в неделю. Материал программы расположен по принципу от простого к сложному. Основной целью программы является обучение основам цветоводства, умению использовать полученные знания в практической работе, воспитание художественно-эстетического вкуса.

Не менее важной задачей в моей программе является ненавязчивое внушение ученику особое, чуткое и проникновенное отношение к цветам, к миру растений вообще, ознакомление его с любопытными особенностями их жизни, знание которых кажется, на первый взгляд, совершенно необязательным, чтобы успешно их выращивать, и исподволь подвести к мысли, что царство растений- мир уникальный и удивительно многообразный, во многом нераскрытый, таинственный, хотя, казалось бы, и всегда на виду, а также очень ранимый и хрупкий.

В 5 - ом классе учащиеся знакомятся с разделом «Комнатное цветоводство» Наряду с теоретическими сведениями комнатных растениях, об основных факторах роста, получают практические навыки по размножению, выращиванию и уходу за комнатными растениями, приобретают навыки аранжировки цветов и растений в различных интерьерах.

В 6-ом классе знакомятся с характеристикой однолетних, двулетних декоративных культур, научатся принципам и приемам декоративного оформления. Меры борьбы с болезнями и вредителями цветочных культур, практическая работа по оформлению пришкольного участка и территории школы завершают второй год занятий.

Третий год раздела уделяет большое внимание на ознакомление с многолетними и клубнелуковичными растениями в открытом грунте. Особое место занимает практическая работа по размножению роз, лилий, георгинов, гладиолусов. Выбор участка под цветочные культуры и оформление сада завершают этот курс раздела.

Четвертый год работы целиком посвящен основам аранжировки живых растений, изучению символики цветов. Большое место занимает практическая работа по составлению композиций к различным торжествам. Особое внимание уделяется этике вручения букетов, украшению быта цветами. Изучение растений для балконов и террас, практическая работа по изготовлению контейнеров из природного материала, выращивание рассады для открытого грунта и для балконов, террас охватывает последние темы 4- го года курса занятий.

Последний 5-ый год работы кружка посвящен искусству составления букетов из сухих цветов. Методы и приемы сушки растений, заготовка сухих растений, заготовка сухих цветов, тайны икебаны, обзор целебных растений, их изучение, роль и значение в жизни человека завершают пятилетний теоретический курс кружка «В мире цветов» Практическое составление различных украшений, картин из сухого растительного материала предполагает применение знаний в деле. Заключительное итоговое занятие проводится в форме вечера, где каждый высказывает свое мнение о работе кружка « В мире цветов», оставляет отзывы и пожелания в специальном журнале.

Так, год за годом, ученик открывает для себя неизведанный мир растений. Выразительный и бесконечно разнообразный облик растений не позволяет оставаться равнодушным, давая тот импульс, от которого, как искры, разгорается его интерес к цветам, к науке ботанике, к живой природе. Душа просит хотя бы кратковременного, но ежедневного общения с живой природой. И такими ниточками, позволяющими сохранить с ней связь, могут стать для всех нас цветы, в частности, наш кружок «В мире цветов».

Для реализации этой программы у меня есть средне- специальное педагогическое образование учителя начальных классов и высшее филологическое.. Знакомство с общей биологией, природоведением, основами сельскохозяйственных знаний позволяют вести полноценно и увлекательно. Любовь к обыкновенному растительному миру, желание научить видеть красивое и создавать эту красоту вокруг себя, делают каждую мою встречу с членами кружка « В мире цветов» значимой.

Вот уже десятый год работает наш кружок «В мире цветов», каждый год пополняя свои ряды. В этом 2003-2004 - ом учебном году посещают его 29 учеников 5 - ых, 7 -ых классов. Нашими силами и стараниями пришкольный участок, территория школы с ранней весны по глубокую осень утопает в цветах. Семенной и посадочный материал распространяем не только в своем, но и в соседнем Кайбицком районе. Желающих посещать «В мире цветов» много наверно и потому, что каждой весной разыгрываем укоренившиеся черенки роз среди его членов. Разве это не успех, ведь нами посаженные черенки укореняются и буйно цветут в наших же садах! Вдвойне приятно, когда наш пришкольный участок, наш цветник ежегодно получает призовое место по итогам районого конкурса.

Дипломы, полученные за участия в Республиканском конкурсе учебно – опытных участков в номинации, «Организация пришкольного участка» (2001 г), во Всероссийской выставке «Юннат – 2001» и Школы опытников – растениеводов в конкурсе «Природная мастерская» еще раз доказали, что занятия кружка не прошли без пользы. Мы научились выращивать рассаду, правильно и эстетично оформлять свой пришкольный участок, свою школьную территорию, а значит, видеть и создавать красоту вокруг себя!

А бронзовая медаль, полученная на этих конкурсах, еще раз доказывает, что наши занятия не проходят впустую, они полезны, они значимы, они желанны!

РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ.


  1. 5 класс. Комнатное цветоводство. 144 часа.

Теоретический курс-86 часов.

Практический курс-58 часов.



  1. 6 класс. Декоративные культуры. Однолетние и двулетние декоративные культуры. 144 часа.

Теоретический курс-78 часов.

Практический курс-66 часов.



  1. 7 класс. Многолетние декоративные культуры. Луковичные и клубнелуковичные растения. 144 часа.

Теоретический курс-80 часов.

Практический курс-64 часа.



  1. 8 класс. Основы аранжировки живых цветов. Цветы на балконе и террасе. 144 часа

Теоретический курс-79 часов.

Практический курс-65 часов..



  1. 9 класс. Сухие цветы. Искусство составления букета из сухих растений. Обзор целебных растений. 144 часа.

Теоретический курс-46 часов.

Практический курс-98 часов.

Учебно-тематический план

5 КЛАСС

Комнатное цветоводство(144 часа)





Наименование темы

Теорети-ческий материал

Практи-ческий материал

I

Введение.

2




II

Общие сведения о строении растений.

8




1

Определение частей растения




2













2

Растения в доме. Облик растений:

14







-злаковидные;










-кустистые;










-растения с прямостоячими листьями;










-лианы и ампельные растения;










-розеточные растения;










-шаровидные растения;










Облик растений.Определение видов комнатных растений.




2

3

Условия содержания комнатных растений:

14







-теневыносливые;










-выносят полутень;










-выносят свет, но без солнечных лучей;










-прямое солнце изредка;










-солнечное окно;










-прохладное место зимой;










-центральное отопление зимой;










Размещение растений по их «условиям».




2

4

Содержание растений дома:

8







Емкости. Типы емкостей.










Покупка комнатного растения.










Высаживание отдельного растения.




2




Способы высаживания растений.




2

5

Земляные смеси.

2







Подготовка земляных смесей.




2

6

Размножение комнатных растений:

4







-укоренение черенков;










Способы размножения черенками, кусочкамистебля, усиками, отводками, семенами, спорами.




4

7

Уход за растениями:

2







-полив;




1




-питание растений;




1




-влажность воздуха;







8

Внешний вид растений.Мытье. Полировка. Формовка.Обрезка. Прищипка.Очистка.

2

2

II

Расположение комнатных растений:

16







-одиночное растение;







1

Композиции из горшечных растений




2




-стандартная композиция;




2




-профессиональная композиция;










-зеленое окно;




1




-поддон с галькой;




2




-вертикальное расположение;




1




-цветочный садик;










-подвесная корзинка;




2




-композиция в миске;




2




-сад в плошке;




2




-пот-э-флер;




2




-террариум;










-сад в бутылке;




4




-сад в аквариуме;




4

2

Размещение растений в комнате.

2

4

3

Оформление комнат растениями.

4




4

Оправы для цветов. Подвесное кашпо.

2

10

III

Комнатное цветоводство и этика.

4




IV

Итоговое занятие.

2




6 КЛАСС

Декоративные культуры (144 часа)



I

Однолетние цветочные растения. Исторические сведения о цветах.

4




1

Классификация однолетних растений.

20







-достоинства и преимущества однолетников;










-характеристика однолетников;







2

Сроки посева однолетников в грунт:










-осенний посев;




4




-ранневесенний посев;




8




-рассадный способ выращивания однолетников;




10

II

Двулетние растения. Характеристика растений:

12







-размещение двулетников;




4




-уход за двулетниками;




4

III

Приемы декоративного оформления

26




1

Принципы создания декоративных посадок и цветочных композиций:










-гаммы цветов;










-одиночные посадки;










-групповые и рядовые посадки;




2




-клумбы;




2




-модульный цветник;




2




-рабатка;




2




-бордюр;




2




-арабески;




2




-сложные композиции цветков;




2




-передвижной садик;




2




-многоцветники;




6




-сезонные цветники;

4

6




-одноцветный садик;










-каменистый садик;










Растения для каменистого садика. Уход.

4

4

IV

Вредители и болезни цветочных культур.

8




1

-основные заболевания;










-способы предохранения цветочных культур от заболеваний;










-основные вредители;










-болезни растений;







2

Меры борьбы с вредителями и болезнями.




6


7 КЛАСС

Многолетние цветочные культуры (144 ЧАСА)



I

Многолетние декоративные травянистые растения, зимующие в открытом грунте;

24




1

Сведения о многолетниках по срокам цветения:










-раннее цветение;

4







-летнее цветение;

4







-позднее цветение;

4




2

Размножение. Выращивание. Уход.

4

8

3

Клематисы. Характеристика клематисов. Сорта. Выращивание и уход. Болезни и вредители.

4







Размножение клематисов.




2

4

Роза. Характеристика роз.

4







-размножение и уход; выращивание роз из черенков;




10




-посадка роз; Посадка из контейнеров;




2




-подкормка роз;




2




-уход за розами;




2




-обрезка;




4




-способы укрытия роз на зиму;




4

5

Луковичные растения. Лилии. Характеристика.

14







-садовые лилии;










-азиатские гибриды;










-длинноцветковые;










-восточные гибриды;










Разведение и выращивание и уход.




2




Вредители и болезни.










Размножение лилий.




2

II

Клубнелуковичные растения, не зимующие в открытом грунте.Характеристика.

16




1

Гладиолус.

8







-сорта;










-окраска;










-разведение, выращивание, уход;




2




-болезни и вредители;










-деление клубнелуковицы.Подготовка к высыдке.




2




-выкопка. Хранение.




2

2

Георгины. Характеристика.

6







-выбор участка, обработка почвы;




2




-размножение и выращивание. Уход.




6

3

Канны. Характеристика. Описание:

2







-клумбы из канн;




2




-подготовка клубнелуковиц к высадке;




2

III

Повреждения луковиц, клубнелуковиц;

4







-симптомы;










-меры борьбы;







IV

Выбор участка. Подготовка почвы под луковичные и клубнелуковичные:

2







-обработка почвы;




2




-уход;










-виды цветочного оформления;

2







-композиции из луковичных и клубнелуковичных растений;

2

2




-сезонное цветение растений;




2

V

Садовый участок:

16







-борьба с однолетними сорняками;










-севооборот;




2




-сад тематический;










-садовая скульптура;










-садовое освещение;










-садовая гигиена;








8 КЛАСС

Основы аранжировки живых растений (144 часа)



I

История искусства составления цветочных букетов. История букета.

2




II

Композиционная основа аранжировки:

6







-замысел, конструкция;










-масштаб, пропорция;










-гармония, ритм;










-фокусная точка и доминантная акцентация;




2




-баланс, линия, контраст, фон;




2




-количество цветов в букете




2

III

Значение цвета в композиции. Символика цвета. Цветовые сочетания.

4

2

IV

Растения для композиций.







1

Ассортимент растений.

10







-оранжерийная срезка;










-выгоночные растения;










-горшечные растения;










-садовые цветы;










-декоративные травы;










-лесные растения;










-водные растения;










-лианы;










-пустырники;










-деревья;










Растения, занесенные в Краснуя книгу

4




2

Выбор растительного материала для композиций из живых растений в разное время года. Общие рекомендации

2







-сезонные композиции.




8




-новогодние композиции.




8

3

Аксессуары:

4

2




-приспособления для обрезки;










-приспособления для закрепления;










-приспособления для крепления;










-оазисы;










-предметы отделки;




2

4

Контейнеры:

4

4




-фарфоровые и глиняные емкости;










-стеклянные вазы;










-эмалированная посуда;










-пластмассовые изделия;










-металлические вазы;










-посуда в сельском стиле;










-бамбуковые сосуды;










Изготовление контейнеров из природного материала.




4

5

Продление жизни цветов.




2




Подготовка цветов и растений для букета.




2

6

Виды букетов.

2







Составление букетов разных видов и форм




2

7

Цветовая гамма композиции

2







Составление букетов по окраскам




2




Составление сезонных букетов




2

8

Фактура.

2







Подбор материала различной фактуры.




2

9

Аромат.

1







Определение аромата цветов и трав.




1

10

Искусство вручать и принимать цветы.

2







Характеристика букетов к торжествам:

4







-букеты официальные;










-букеты семейные;










-букеты юбилейные;










-букеты торжеств;










-бутоньерки.










Оформление букетов для разных случаев жизни.




4

11

Украшение цветами столов:




4




-повседневные композиции;










-цветы для семейных торжеств;










-цветы для домашнего приема.










Построение цветочных композиций для стола в разных вазах, в посудах, в плетеных корзиночках




4

V

Зимняя выгонка веток и растений

2







Выгонка веток и корневищ в домашних условиях




4

VI

Цветы на балконе и террасе.

2




1

Принципы и формы озеленения:

2







-сроки цветения;

2







-окраска цветов;

2




2

Ассортимент цветочно-декоративных культур:

12







-однолетники;










-двулетники;










-многолетники;










-ампельные растения;







3

Комнатные растения, используемые для озеленения балконов и террас.

2




4

Способы прикрепления ящиков на балконах и оформление террас

2







-емкости;




2




-субстраты для растений;




2

5

Посадка и уход за растениями балконов и террас.

2

2

9 КЛАСС
Сухие цветы (144 часа)

I

Искусство составления букета из сухих цветов и растений.

4




1

Сушка растений. Сушка растений с сохранением естественной формы.




16

2

Сушка растений без сохранения формы.




6

3

Методы обработки и хранения высушенных растений.




2

II

Заготовка растений для сухих букетов.




10

III

Цветовая гамма сухих букетов.

2




IV

Основные виды композиций из сухого растительного материала.







1

Инструменты для составления композиций.

2




2

Украшения своими руками.




6

3

Основные виды композиций:

4







-плоские композиции;










-настенные композиции.










Композиции из различных природных материалов




16

4

Картины, панно из сухого растительного материала:

4







-картины из соломы;




2




-картины из цветов, листьев;




2




-картины из семян и плодов.




2




Фантастическиеи цветы из сухого материала.

2

2




Закладки для книг из сухих цветов.




2

V

Искусство икебаны.

8




1

Символика икебаны. Структура икебаны. Символика в икебане.

4







Сезонные икебаны:




16




-весенние;










-летние;










-осенние;










-зимние.







2

Исторический обзор стилей икебаны.

2




3

Вазы в икебане.




2

VI

Гороскоп и знаки зодиака.

2




VII

Обзор целебных растений







1

Лечебная сила трав за околицей:

4

4




-медуница;










-мать-и-мачеха;










-первоцвет;










-цикорий;










-лопух;










-лапчатки;










-валериана;










-душица, зверобой;










-ромашка.







2

Солнышки соцветий- от девяти болезней:

2

2




-пижма;










-конский щавель;










-девясил;










-трава-мурава.







3

Примочки, ванночки из трав и цветов:

2

4




-уход за кожей;










-уход за волосами.







4

Сувениры из трав:

2







-душистые подушечки и мешочки;




2




-ароматные ванночки;










-попурри из трав.




2

VIII

Итоговое занятие

2



СОДЕРЖАНИЕ.



5 КЛАСС.

КОМНАТНОЕ ЦВЕТОВОДСТВО.

Теоретический курс-86 часов.

Практический курс-58 часов.



Цели и задачи:

  1. Познакомить с историей возникновения комнатного цветоводства.

  2. Дать общее представление о комнатных растениях, об их классификации;

  3. Познакомить с принципами размещения растений в комнатных условиях, с физиологическими процессами, происходящими в организме растения.

  4. Вырабатывать практические умения и навыки по размножению, выращиванию и уходу за комнатными растениями.

Введение.

Комнатные растения. История возникновения комнатного цветоводства. Роль и значение живых растений в жизни человека.




следующая страница >>