Программа информатизации школы на 2010-2013 годы - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа развития муниципального образовательного учреждения Алькинской... 1 250.53kb.
Программа Развития муниципальной системы образования муниципального... 7 970.39kb.
В рамках городской целевой комплексной Программы «Образование и здоровье»... 1 99.04kb.
Комплексная программа развития муниципального общеобразовательного... 1 306.75kb.
Программа информатизации 1 213.49kb.
Программа развития гуманитарного колледжа на 2011-2013 годы астана... 4 831.1kb.
Дальнейшей демократизации управления образованием 3 569.32kb.
Программа курса информатики и информационных технологий для 5-6 классов... 1 78.22kb.
Программа развития на период с 2008 по 2013 год школа культуры здоровья... 1 356.2kb.
Программа развития образовательного учреждения на 2006-2010 гг 2 443.13kb.
Образовательная программа основного общего образования на 2009 –... 3 380.8kb.
Рабочая программа дисциплины: антикризисное управление (заочное обучение) 1 218.61kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Программа информатизации школы на 2010-2013 годы - страница №1/1

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2003

Программа

информатизации школы

на 2010-2013 годы

Утверждена на педсовете 27.08.2010


Директор ГОУ СОШ № 2003___________
Доманевская О.В.

Москва,


2010

ВВЕДЕНИЕ


Развитие сферы информационных, банковских, социальных технологий, позволяет внедрять новые подходы, новые структуры, новые типы ведения дел и управления. Решающее значение в современных организациях имеет человеческий фактор. Понимание организационной культуры, умение влиять на ее изменение, становится мощным инструментом повышения организационной эффективности, позволяет строить организации нового типа: горизонтальные, самообучающиеся, сетевые, интеллектуальные. Традиционные факторы производства смещаются в сторону необходимости контролировать информацию, манипулировать ею, эффективно пользоваться ею как ресурсом. Поэтому можно сделать выводы, что:

  • в экономике приоритет смещается от производства товаров к производству услуг;

  • доминирующим производственным ресурсом становятся информация и знания;

  • научные разработки становятся главной движущей силой экономики;

  • наиболее ценными качествами личности являются:

    • уровень образования;

    • профессионализм;

    • обучаемость;

    • креативность.

Развитие данных качеств личности определили основные черты человека информационного общества:

  • готовность и умение постоянно учиться;

  • способность и умение аналитически, критически и конструктивно мыслить;

  • способность и готовность принимать ответственные решения;

  • умение общаться и работать в команде;

  • умение организовывать и осуществлять эффективную деятельность;

  • умение видеть и понимать других людей.

Поэтому необходимо уделить внимание реализации в системе общего образования компетентностного подхода.

Основные документы, регламентирующие переход на компетентностный подход:



  • «Стратегия модернизации содержания общего образования»: «Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности». В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального, своего рода «узлового» понятия – ибо компетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования; во-вторых, в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»); в третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и прочее)».

  • «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»: «Базовое звено образования - общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».

Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.

Необходимо отличать синонимически используемые часто понятия «компетенция» и «компетентность».

Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.



Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, то есть от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Например, до определенного возраста гражданин еще не может реализовать какую-либо компетенцию, но это не значит, что ее не следует у школьника формировать. В этом случае мы будем говорить об образовательной компетенции.



Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.

Все это привело к выработке новых требований к общеобразовательной школе:



  1. обновленное содержание образования;

  2. новая образовательная среда;

  3. новая роль педагога в школе: учитель - тьютор;

  4. инновационные формы организации образовательного процесса, в том числе проектная, исследовательская, дистанционная форма, индивидуализация обучения;

  5. новые подходы к управлению школой.

Одним из перечисленных требований является создание качественно новой образовательной среды школы, которая обеспечит:

    • использование информационно-коммуникационных технологий в качестве объекта изучения;

    • использование информационно-коммуникационных технологий в качестве средства представления и получения знаний;

    • использование информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента контроля знаний;

    • использование информационно-коммуникационных технологий для систематизации и распространения передовых педагогических технологий;

    • использование информационно-коммуникационных технологий в целях оптимизации управления образовательным процессом;

    • реализацию компетентностного подхода в обучении.

В наши дни многие школы еще находятся на этапе компьютеризации, а не информатизации. Основная педагогическая проблема состоит в том, что компьютеры в учебном процессе не являются инструментом для решения педагогических и образовательных задач в рамках определенной учебной дисциплины.

Существуют и другие проблемы:



  • сопротивление большинства педагогов, несмотря на большие усилия и финансовые вложения в их переподготовку, изменению технологии обучения и использованию компьютера на уроках;

  • большой разрыв в умениях использовать компьютер для обучения между учащимися, имеющими компьютер дома, и не имеющими такового, а вследствие этого, существенное различие в мышлении, в подходах к решению учебных задач;

  • значительное превосходство знаний в области ИКТ некоторых учащихся над знаниями педагогов, особенно учителей-предметников.

Следовательно, возникает необходимость развития единой информационно-образовательной среды школы, которая будет удовлетворять потребностям современного общества, а также обеспечит повышение эффективности образовательного процесса, включая и процесс управления школой. С этой целью была разработана данная Программа информатизации.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование программы

Программа информатизации ГОУ СОШ № 2003

Нормативно-правовая база программы

  • Устав школы

  • «Стратегия модернизации содержания общего образования»

  • «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»

  • Распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. № 1993-р, в части

«Услуги в сфере образования в электронном виде»

Заказчик программы

Администрация ГОУ СОШ № 2003

Разработчик программы

Почуева Е.А. - заместитель директора по ИТ

Сроки реализации

2010-2013 годы

Контроль за исполнением программы

Доманевская О. В.- директор ГОУ СОШ № 2003

Полное название образовательного

учреждения



Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2003

Адрес

117624, г.Москва, ул.Изюмская, д.28, кор.3

Телефон (факс)

8-499-793-03-27

Адрес сайта школы

http://school2003.ucoz.ru/

E-mail

sch2003@mail.ru

Проектная численность обучающихся

550



АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ


Произведя анализ использования ИКТ в образовательном процессе, были выявлены следующие проблемы:

  • только часть учителей используют ИКТ в педагогической практике;

  • использование ИКТ педагогами в основном ограничено ведением учебной документации;

  • учителями и учениками практически не используются готовые цифровые образовательные ресурсы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель: развитие информационно-образовательной среды школы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. провести анализ использования информационно-коммуникационных технологий в педагогической и образовательной деятельности учителями и учащимися школы для косвенного определения уровня их ИКТ-компетентности;

2. провести повышение квалификации педагогов, уровень ИКТ-компетентности которых ниже базового, через их обучение;

3. переход школы на использование свободного программного обеспечения;

4. обеспечить реализацию услуг в сфере образования в электронном виде;

5. внедрить в образовательный процесс систему компьютерного

тестирования;

6. создать лабораторию робототехники;

7. обеспечить использование ЦОРов в образовательном процессе;



8. обеспечить управление самостоятельной работой учащихся при изучении информатики с использованием системы дистанционного обучения.

СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ


Задачи

Содержание деятельности

Ответственные

Год

Провести анализ использования информационно-коммуникационных технологий в педагогической и образовательной деятельности учителями и учащимися школы для косвенного определения уровня их ИКТ-компетентности

Разработать анкету «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе»

Заместитель директора по ИТ.

2010-2011

Провести повышение квалификации педагогов.

Провести анкетирование, произвести анализ результатов, организовать курсы повышения квалификации

Администрация школы

2010-2011

Переход школы на использование свободного программного обеспечения

Разработка проекта внедрения СПО, создание экспериментальных зон СПО, реализация проекта внедрения СПО

Заместитель директора по ИТ, инженер ОИВТ

2010-2012

Формирование ЕИПОУ

Сбор и публикация бланков школьной документации, формирование единой медиотеки, организация обратной связи с родителями и обучающимися

Заместитель директора по ИТ, учителя Информатики, инженер ОИВТ

2010-2013

Обеспечить реализацию услуг в сфере образования в электронном виде

Внедрить электронные журналы и дневники Поддержание портала школы в работоспособном состоянии

Заместитель директора по ИТ, учителя информатики

2011-2012

Создать лабораторию по робототехнике

Прохождение педагогами курсов повышения квалификации (ТЕХ-8 – ТЕХ-13), разработка программы кружка по данному направлению внедрение робототехники в образовательный процесс

Заместитель директора по ИТ, учителя информатики

2011-2013

Создание коллекции ЦОРов по различным предметам

Направить учителей на курсы повышения квалификации по разработке и использованию ЦОРов педагогической практике

Администрация школы

2011-2013



РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Реализация программы будет осуществляться за счет средств федерального, областного и муниципального бюджетов и внебюджетных источников.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Реализацию Программы обеспечивают:

• заместитель директора по информационным технологиям;

• инициативная группа педагогов школы;

• обучающиеся и их родители.

Направления деятельности педагогов по реализации программы

1. Использование информационных ресурсов сети Интернет в педагогической практике.

2. Дистанционное образование, повышение квалификации.

3. Включение информационно-коммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет в отдельные этапы традиционного урока.

4. Проведение интегрированных интернет-уроков.

5. Проведение уроков на основе готовых программных продуктов.

6. Формирование, пополнение и использование медиатек.

7. Использование информационно-коммуникационных технологий в

организации внеурочной деятельности обучающихся.

Направления деятельности школьников по реализации программы

1. Использование информационных ресурсов сети Интернет в ходе

самообразования.

2. Дистанционное обучение.

3. Использование информационно-коммуникационных технологий для

подготовки к уроку.

4. Применение информационно-коммуникационных технологий в

кружковой и факультативной деятельности.

5. Тренировки в тестировании по программе ЕГЭ.

Направления деятельности родителей по реализации программы

1. Получение информации о расписании учебных занятий, о проводимых школьных мероприятиях и их результатах через сайт школы.

2. Контроль за успеваемостью своего ребенка с помощью электронного

дневника.

3. Интернет-знакомство с нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса.

КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Контроль за выполнением программы осуществляет директор школы, заместитель директора по ИТ.

Организационно-методическое управление реализацией Программы осуществляет директор школы и заместитель директора по ИТ.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


1. Обеспечение доступа участников образовательного процесса к локальным и сетевым образовательным информационным ресурсам, а так же к системе современных электронных учебных материалов по основным предметам общеобразовательной школы.

2. Повышение эффективности образовательного процесса.

3. Автоматизация организационно-распорядительной деятельности школы.

4. Развитие ИКТ-компетентности участников образовательного процесса.


Понятия, термины и используемые ресурсы.


Образовательная среда школы определяется как пространство, окружение школьника, совокупность возможностей для реализации его образовательных потребностей, становления его образованности. (Телешкола. Словарь понятий и терминов. [Электрон. ресурс]. Режим доступа:

http://www.internet-school.ru/Enc.ashx?item=4911).



Тьютор - преподаватель-консультант, наставник, советник. (Яндекс.Словари. Соверменный

экономический словарь. [Электрон. ресурс]. Режим доступа:

http://slovari.yandex.ru/dict/economic/article/ses3/ses-6830.htm?text=тьютор).

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - процессы, использующие совокупность

средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества

о состоянии объекта, процесса или явления. (Учебник. Основы информационной культуры. Сибирский

государственный университет путей и сообщения. [Электрон. ресурс]. Режим доступа:

http://www.ssti.ru/kpi/informatika/Content/biblio/b1/inform_man/gl_1_1.htm).

Компьютеризация - в широком смысле слова - это процесс внедрения электронно-вычислительной

техники во все сферы жизнедеятельности человека (Википедия. [Электрон. ресурс]. Режим доступа:



http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%8C%D1%8E

Информатизация – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. (Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации". Принят Государственной Думой 25 января 1995 г.)

Информационно-образовательная среда школы чаще всего рассматривается как среда совместной образовательной деятельности с активным применением, использованием в целях улучшения качества обучения современных информационных технологий, систем и средств обучения. (Иванова Е.В. Информационно-образовательная среда школы: роль и место школьной библиотеки.[Электрон. ресурс]. Режим доступа:

http://www.mubint.ru/Science/Conference/BiO/DocLib/Forms/AllItems.aspx).

Под базовым уровнем ИКТ-компетентности понимается: наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ, овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами ПК, использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности, формирование положительной мотивации к использованию ИКТ. (Урсова О.В. RELARN-2006. Тезисы доклада. Развитие ИКТ-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации. [Электрон. ресурс]. Режим доступа:

http://www.relarn.ru/conf/conf2006/section3/3_27.html).