Программа и методические указания по учебной практике для студентов всех форм обучения Специальность 080111 Маркетинг - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания к курсовой работе для студентов всех форм обучения 1 203.61kb.
Программа и методические указания по производственной практике Специальность... 1 115.92kb.
Методические указания по написанию и оформлению курсовой работы для... 1 185.07kb.
А. А. Булов порядок проведения итоговой аттестации студентов по специальности... 5 821kb.
1. Маркетинговое управление предприятием 3 886.58kb.
Машиностроения 1 123.39kb.
Методические рекомендации по подготовке, выполнению и оформлению... 2 781.62kb.
Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов... 1 229.43kb.
Программа производственной преддипломной практики для студентов всех... 1 177.9kb.
Методические указания по изучению дисциплины «Охрана труда» для студентов... 1 243.41kb.
Методические указания для подготовки к тестированию по дисциплине... 2 387.38kb.
Внешний или внутренний? 1 166.43kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Программа и методические указания по учебной практике для студентов всех форм обучения - страница №1/1


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»
Кафедра маркетинга и управления проектами

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Программа и методические указания

по учебной практике

для студентов всех форм обучения


Специальность 080111 - Маркетинг


Санкт-Петербург

2006

Допущено


редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания


Составители

проф., канд. экон. наук С.Г. Божук

ст. преподаватель М.Г. Емцова

Рецензент

канд. экон. наук Л.Н. Ковалик



Подготовлено на кафедре

маркетинга и управления проектами

Одобрено научно-методическим советом специальности

080111 – Маркетинг

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителем

 СПбГИЭУ, 2006




СОДЕРЖАНИЕ


  1. Цели и задачи практики ……………………………….……..4

  2. Формы и методы проведения учебных занятий…………….6

  3. Организация самостоятельной работы студентов…………..6

  4. Формы контроля………………………………………………7

  5. Содержание тем лекций.……………………………………...8

  6. Рекомендуемая литература…………………………………...9

  7. Форма отчета по практике…………………………………...10

  8. Распределение часов по темам и видам учебных занятий...13

Приложение 1……………………………………………………16

1. Цели и задачи практики
Для успешного функционирования в условиях динамично развивающихся рыночных отношений и принятия обоснованных управленческих решений руководителям организаций требуется информация о маркетинговой среде, в которой функционирует фирма. В экономике развиваются тенденции, обуславливающие необходимость получения более обширной и качественной маркетинговой информации о внешней и внутренней среде организации. Потребность в маркетинговой информации растет вместе с расширением ассортимента представленных на рынке товаров и услуг, обострением конкурентной ситуации, развитием инфраструктуры рынка. Внешняя среда многих компаний характеризуется неопределенностью, что затрудняет оценку экономических возможностей и ограничений деятельности компании.

Организации расширяют свои рынки, переходя от регионального маркетинга к маркетингу в масштабах страны, выходят на международные рынки, что порождает необходимость получения информации о новой для них среде.

По мере роста доходов потребители становятся все более требовательными, меняется структура потребностей, предпочтения потребителей. Переход к неценовой конкуренции приводит к индивидуализации товаров. Производителям все труднее прогнозировать реакцию потребителей на характеристики и свойства товаров.

Многообразие источников маркетинговой информации и большой объем собираемых данных обуславливает необходимость упорядочивания и оптимизации процессов сбора, обработки и анализа информации в организации, проведения исследований на регулярной основе. Значимость информации для обоснования управленческих решений, большое количество заинтересованных в информации субъектов предполагает ее адресность. Для решения этих задач используется маркетинговая информационная система (МИС), которая берет на себя функции организации потоков данных, полученных в результате проведения различных исследований, направляя информацию пользователю – подразделению или конкретному лицу, которому она необходима.



Учебная практика по проектированию маркетинговой информационной системы является логическим завершением изучения студентами курса «Маркетинговые исследования». Продолжительность и содержание практики определяется Государственным образовательным стандартом по специальности 061500 (080111) – Маркетинг, рабочим учебным планом и графиком учебного процесса университета.

Основной целью учебной практики по проектированию маркетинговой информационной системы является углубление и закрепление знаний, полученных в процессе теоретического обучения и приобретение студентами первоначальных умений и практических навыков работы в решении конкретных задач.

Основные задачи учебной практики:

  • сформировать представление о значении маркетинговой информационной системы для принятия обоснованных управленческих решений;

  • сформировать представление о структуре маркетинговой информационной системы, назначении подсистем МИС, видах МИС;

  • сформировать у студентов навыки применения алгоритма проектирования информационной системы для конкретного предприятия;

  • сформировать навыки оценки ресурсных ограничений для получения необходимой информации;

  • сформировать навыки использования методов маркетинговых исследований и методов сбора информации в рамках решаемой задачи;

  • сформировать у студентов навыки поиска и структурирования полученной информации;

  • сформировать навыки оценки перспектив и экономической эффективности внедрения маркетинговой информационной системы на конкретном предприятии;

  • сформировать у студентов навыки практической реализации проекта;

Знания и навыки, полученные в ходе учебной практики, позволят повысить степень самостоятельности студентов при выполнении поставленных задач, что способствует более быстрой адаптации будущих специалистов в условиях реального рынка.
2. Формы и методы проведения учебных занятий
В процессе проведения учебной практики предполагается использовать следующие формы и методы организации учебного процесса:

  • лекционные занятия, предназначенные для постановки целей и задач учебной практики, формирования у студентов представления о логике и структуре изучаемого вопроса и для ориентации студентов в литературных источниках;

  • практические занятия, предназначенные для формирования практических умений и навыков студентов по проектированию маркетинговой информационной системы реального или гипотетического предприятия и поиску необходимой информации в рамках решаемой задачи.

При разработке учебного задания на практических занятиях и в процессе самостоятельной работы студенты используют глобальную компьютерную сеть Интернет.
3. Организация самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа предполагает выполнение заданий, предусмотренных программой учебной практики под руководством и контролем преподавателя и подготовку итогового отчета.

Самостоятельная работа преследует следующие цели:



  • закрепление знаний, полученных в ходе изучения других дисциплин, связанных с вопросами и задачами, рассматриваемыми в процессе учебной практики;

  • более глубокое исследование тем, не рассмотренных на лекционных и практических занятиях;

  • сбор информации о предприятии и его маркетинговой среде, особенностях его функционирования, информационных потребностях, возможностях и особенностях создания на этом предприятии маркетинговой информационной системы;

  • оформление отчета по учебной практике в соответствии с заданием и предъявляемыми требованиями.

В процессе самостоятельной работы предполагается последовательное выполнение заданий учебной практики после предварительного обсуждения отдельных тем на лекционных и практических занятиях под руководством и регулярным контролем преподавателя.

Задания учебной практики могут выполняться как индивидуально, так и группой студентов (2-3 человека). Форма самостоятельной работы определяется преподавателем. Совместная работа по выполнению поставленных задач способствует формированию навыка работы в команде по сбору и обработке информации, оценке полученных результатов, выработке и обоснованию согласованного решения.


4. Формы контроля
В процессе проведения учебной практики предполагается текущий и итоговый контроль знаний.

Текущий контроль осуществляется преподавателем на регулярной основе на практических занятиях на основании выполнения студентом отдельных этапов задания по проектированию маркетинговой информационной системы, выданного преподавателем в рамках программы учебной практики. Критериями оценивания служат качество выполнения отдельных заданий, своевременность предоставления промежуточных результатов, степень участия студента в выполнении задания (при коллективной работе).

Итоговый контроль реализуется на зачете на основании представления и защиты отчета по учебной практике.

Выполненный и оформленный в соответствии с установленными требованиями отчет сдается на проверку преподавателю. Отчет, удовлетворяющий предъявляемым требованиям к содержанию и оформлению, допускается к защите. При наличии существенных замечаний к содержанию и оформлению, отчет возвращается студенту на доработку или исправление.

Защита отчета происходит в виде собеседования студентов с преподавателем. Критериями оценки являются как своевременность и качество выполненной работы, так и четкость и полнота ответов на заданные преподавателем вопросы.
5. Содержание тем лекций
Лекция 1.

Введение. Организация и порядок прохождения учебной практики

Цели и задачи учебной практики. Формы и методы проведения занятий. Место проведения учебной практики. Организация самостоятельной работы. Формы контроля. Требования к содержанию и оформлению отчета, сдаче зачета.



Лекция 2.

Концепция функционирования маркетинговой информационной системы

Значение информации для принятия управленческих решений. Маркетинговая информационная система (МИС): понятие, основные задачи ее создания. Функционирование МИС: общая концепция, цели, задачи, ресурсы, технологии. Виды МИС. Подсистемы МИС.

Система внутренней отчетности: понятие, основные задачи, объекты и методы сбора и систематизации внутренней информации.

Система сбора текущей внешней маркетинговой информации: понятие, основные задачи, элементы системы, организация поиска информации.

Система маркетинговых исследований: понятие, основные задачи, элементы системы, направления маркетинговых исследований.

Система анализа маркетинговой информации: понятие, основные задачи, элементы системы, технические средства, базы данных, банк методов, банк моделей.

Алгоритм проектирования маркетинговой информационной системы.

Тенденции развития маркетинговых информационных систем. Особенности МИС в России.



6. Рекомендуемая литература

Основная:

  1. Аакер Д., Кумар В., Дей Дж. Маркетинговые исследования. – СПб.: Питер, 2004

  2. Божук С.Г. Маркетинговые исследования: основные концепции и методы (монография) – СПб.: Вектор, 2005

  3. Божук С.Г. Системное управление маркетинговым исследованием (монография) – СПб.: СПбГИЭУ, 2005

  4. Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинговые исследования (уч.пос) – СПб, Питер, 2004

  5. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ, - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996

  6. Малхотра Н.К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2002

  7. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг. Учебник для вузов. – СПб: Изд-во Питер, 2006.

  8. Черчилль Г.А., Якобуччи Д. Маркетинговые исследования. – СПб: Издательский дом “Нева”, 2004

Дополнительная:

  1. Азоев Г.Л., Михайлова Е.А. Маркетинговые исследования. Учебное пособие/ Государственный университет управления. Институт заочного обучения. – М.: ЗАО "Финстатинформ", 1999.

  2. Анурин В., Муромкина И., Евтушенко Е.. – Маркетинговые исследования потребительского рынка – СПб.: Питер, 2004

  3. Березин И.С. Маркетинговый анализ. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2004

  4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. – М.: Изд-во “Финпрес”, 1998

  5. Дмитриева Е.В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. – М.: Изд-во “Центр”, 1998

  6. Котлер Ф., Триас де Без Ф. Новые маркетинговые технологии. Методики создания гениальных идей – СПб.: Издательский дом «Нева», 2004

  7. Ламбен Ж.Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. – СПб.: Питер, 2004.

  8. Маркетинг/ под ред. М. Бейкера. – СПб: Питер, 2002

  9. Маркетинг (Под ред. акад. А.Н. Романова). Учебник. - М.:Банки и биржи, ЮНТИ, 1995.

  10. Маркетинг. Учебник практикум (под ред. Проф. Ващекина Н.П.) – М.: ИД ФБК-Пресс, 2003

  1. Питер Р. Диксон. Управление маркетингом. Пер. с англ. – М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998

  2. Журналы: Маркетинг, Маркетинг в России и за рубежом, Маркетинг и маркетинговые исследования в России, Практический маркетинг, Маркетолог.


7. Форма отчета по практике
По итогам учебной практики студенты должны подготовить, сдать руководителю практики на проверку и защитить отчет, структурными элементами которого являются:

  • Титульный лист (приложение 1);

  • Содержание

  • Введение

  • Основная часть

  • Заключение

  • Библиографический список

  • Приложения (при необходимости).

Во введении дается краткая характеристика проекта по формированию маркетинговой информационной системы организации: цели и задачи проекта, структура и требования к содержанию проекта, порядок его разработки.

Основная часть проекта имеет следующую структуру:

В разделе «Общая характеристика организации» дается описание организации, на базе которой предполагается реализация проекта по созданию маркетинговой информационной системы. В разделе приводятся общие сведения об организации, сфера деятельности, специфика деятельности, особенности рынка, на котором функционирует организация, предоставляемые товары и услуги. Должны быть определены цели деятельности организации, а также конкретные задачи, которые должны выполняться в процессе работы за определенный период.

В разделе «Анализ организационной структуры» должно быть представлено подробное и наглядное описание организационной структуры фирмы с точки зрения ее иерархии и взаимосвязей между подразделениями. В процессе анализа цели и задачи организации группируются по конкретным отделам, ответственным за их решение, и по уровням управления. Это позволяет определить потребителей маркетинговой информации, которыми являются подразделения или конкретные лица, получающие и использующие информацию в процессе своей деятельности.

В разделе «Определение информационных потребностей» должно содержаться описание характера и объема информации, необходимой для выполнения подразделениями организации стоящих перед ними задач. В разделе должны быть определены параметры необходимой информации для каждого пользователя по следующим признакам:



  • стадия обработки (первичная или вторичная);

  • объект исследования (внутренняя или внешняя);

  • функциональное назначение (учетная, плановая, директивная, нормативно-справочная, статистическая, маркетинговая);

  • содержание (научно-техническая, экономическая, социальная, правовая);

  • периодичность поступления (дискретная, эпизодическая, постоянная);

  • категория стабильности (переменная, условно-постоянная, постоянная);

  • степень охвата объекта (основная, вспомогательная);

  • используемые измерители (количественные, качественные);

  • способ предоставления данных (видеозапись, звукозапись);

  • форма представления (печатная, электронная);

  • режим подачи (регламентированная, нерегламентированная).

Определение параметров необходимой пользователю информации является основой для разработки форм внутренних документов.

В разделе «Формирование информационных потоков» содержит описание информационных потоков рассматриваемой организации.

Каждый структурный элемент организации (подразделение, отдел, отдельное лицо) является одновременно пользователем и источником информации. Движение информации в системе организуется на основе информационных потоков (коммуникаций) между маркетинговой средой и потребителями информации. Фирма организует внутренние и внешние, а также входящие и исходящие информационные потоки. Формирование информационного потока предполагает определение источника и получателя данного информационного массива. В разделе должны быть определены методы исследования и сбора информации, а также ограничения на используемые для получения информации ресурсы.

В разделе «Анализ информации» должны содержаться рекомендации по формированию баз данных, в которых будет аккумулироваться получаемая информация, а также методов обработки информации, которые позволяют производить арифметическую, графическую и статистическую обработку данных. Проектируемая маркетинговая система может содержать банк моделей, способствующих принятию оптимальных решений.

В разделе «Коммуникационная система» оговариваются условия доступа к системе, которая обеспечивает пользователей информацией в рамках их компетенции и в соответствии с решаемыми задачами.

В заключении должны быть оценены перспективы внедрения проекта в организации, преимущества использования маркетинговой информационной системы.



Библиографический список должен содержать источники, которые использовались во время прохождения практики и при составлении отчета. В тексте работы должны быть ссылки на соответствующий источник в библиографическом списке.

Вспомогательные материалы (схемы, таблицы, графики, наглядные материалы выставок и т.д.), способствующие более наглядному представлению информации, изложенной в отчете по учебной практике, приводятся в приложениях.

Отчет должен быть представлен в распечатанном виде и сброшюрован. Объем работы не менее 15 страниц. При оформлении отчета должны быть соблюдены следующие требования: шрифт – 14 кегль; гарнитура – «Таймс»; межстрочный интервал – 1,5; интервал между словами – 1 знак; абзацный отступ – 1,25; выравнивание – по ширине; перенос – автоматический; нумерация страниц – внизу по центру страницы; поля – 25 мм; шрифт заголовков – жирный.

Отчет по практике может выполняться как индивидуально, так и творческим коллективом, состоящим из 3-4 человек (по усмотрению преподавателя).


8. Распределение часов по темам и видам занятий
Объем часов представлен в таблице 1 (в соответствии с рабочими учебными планами для очной и заочной форм обучения по специальности «Маркетинг» согласно ГОС ВПО № 234ЭК/СП от 17.03.2000 года) с учетом унификации: приказ СПбГИЭУ от 06.06. 2003 № 3-745), и таблице 2 (в соответствии с рабочими учебными планами для очной и заочной форм обучения по специальности «Маркетинг» согласно ГОС ВПО № 234ЭК/СП от 17.03.2000 года).

Таблица 1.

Объем часов учебной работы студента по видам учебных занятий и формам обучения



в период учебной практики (план 2003 г.)

Наименование темы учебной практики

Всего часов

в том числе

Аудиторные занятия по формам обучения

из них

Самостоятельная

работа по формам обучения

лекции

практические

занятия

очная

заочная

очная

заочная

очная

заочная

очная

заочная

очная

заочная

Введение. Организация и порядок прохождения учебной практики.

1

1

1

1

1

1

-

-

-

-

Тема 1. Концепция функционирования маркетинговой информационной системы.

3

1

3

1

3

1

-

-

-

-

Тема 3. Разработка концепции проекта создания маркетинговой информационной системы.

4

3

2

-

-

-

2

-

2

3

Тема 4. Характеристика организации на базе которой будет реализован проект создания МИС.

9

5

4

-

-

-

4

-

5

5

Тема 5. Анализ организационной структуры предприятия.

9

5

4

-

-

-

4

-

5

5

Тема 6. Определение информационных потребностей структурных подразделений.

8

4

4

-

-

-

4

-

4

4

Тема 7. Формирование внутренних и внешних информационных потоков.

8

5

4

-

-

-

4

-

4

5

Тема 8. Разработка структуры баз данных.

9

5

4

-

-

-

4

-

5

5

Тема 9. Создание коммуникационной системы доступа к информации.

3

3

1

-

-

-

1

-

2

3

Всего по формам обучения

54

32

27

2

4

2

23

-

27

30


Таблица 2.

Объем часов учебной работы студента по видам учебных занятий и формам обучения



в период учебной практики (план 2000 г.)

Наименование темы учебной практики

Всего часов

в том числе

Аудиторные занятия по формам обучения

из них

Самостоятельная

работа по формам обучения

лекции

практические

занятия

очная

заочная

очная

заочная

очная

заочная

очная

заочная

очная

заочная

Введение. Организация и порядок прохождения учебной практики.

2

1

2

1

2

1

-

-

-

-

Тема 1. Концепция функционирования маркетинговой информационной системы.

5

1

5

1

5

1

-

-

-

-

Тема 3. Разработка концепции проекта создания маркетинговой информационной системы.

4

6

2

-

-

-

2

-

2

6

Тема 4. Характеристика организации на базе которой будет реализован проект создания МИС.

8

8

3

-

-

-

3

-

5

8

Тема 5. Анализ организационной структуры предприятия.

8

8

3

-

-

-

3

-

5

8

Тема 6. Определение информационных потребностей структурных подразделений.

7

7

3

-

-

-

3

-

4

7

Тема 7. Формирование внутренних и внешних информационных потоков.

8

8

4

-

-

-

4

-

4

8

Тема 8. Разработка структуры баз данных.

9

8

4

-

-

-

4

-

5

8

Тема 9. Создание коммуникационной системы доступа к информации.

3

7

1

-

-

-

1

-

2

7

Всего по формам обучения

54

54

27

2

7

2

20

-

27

52

Приложение 1

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

« Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»
Кафедра маркетинга и управления проектами


Отчет

по учебной практике

Проектирование маркетинговой информационной системы

Группа:


Исполнитель(и):
Отчет сдан:
«____» __________200__г.

Отчет принят:


«____» __________200__г.
Преподаватель:
_____________/_______________/

(подпись) (фамилия и инициалы)



Санкт-Петербург

2006