Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни моу 1 220.17kb.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни... 1 289.53kb.
Пояснительная записка Актуальность программы 1 251.74kb.
Муниципальной методической площадки на 2012-2013 учебный год Тема... 1 53.24kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 11 4187.39kb.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни 1 136.82kb.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного... 2 320.43kb.
Сформировать представления об основах экологической культуры на примере... 1 82.9kb.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего... 1 139.74kb.
Неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия 1 121.9kb.
Культура питания является важнейшей составной частью общей культуры... 1 20.47kb.
Каждый человек в жизни многократно сталкивается с «базами данных». 1 76.02kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни - страница №1/1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 г. МАЙСКОГО»



Утверждена

приказом директора

МОУ СОШ №5 г. Майского

№ 2/2 от 11.01.2012г.



Рассмотрена и принята

педагогическим советом

(протокол №3 от 29.12.11г.)









Программа формирования

культуры здорового и безопасного образа жизни

г. Майский,

2011г.

Паспорт программы

Наименование программы

«Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни» (подпрограмма Образовательной программы ОУ)

Заказчик

Администрация ОУ

Разработчик

Воспитательный отдел, методический кабинет ОУ

Исполнители

Внутренние: классные руководители, учителя-предметники, медсестра, социальный педагог, психолог, школьный библиотекарь.

Внешние: сотрудники районной библиотеки, музея, ДЮСШ и др.



Целевая

аудитория



Учащиеся 5-11 классов

Основные

цели


- Создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни (ЗОЖ), использование полученных знаний в практике;

- формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей школьного возраста, воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма, культуры здорового питания



Задачи

Формирование

- знаний учащихся о психофизиологических возможностях своего организма;

- связи между домом, школой, родителями, преподавателями, микросоциумом

Создание

- условий для формирования полезных привычек: занятия спортом, культуры питания, духовного и нравственного развития, общественной безопасности;

- школьной системы самоуправления для формирования здорового классного и школьного коллектива

Организация

- рационального питания с целью пополнения ресурсов растущего организма;

- учебно-воспитательного процесса в школе с учётом результатов медико-психологического обследования учащихся;

- полноценного летнего отдыха, трудового воспитания детей



Пропаганда здорового образа жизни

Направления

  1. Пропаганда здорового образа жизни. Просветительская деятельность

  2. Культура здорового питания

  3. Профилактика вредных и опасных привычек - «Наркопост»

  4. Формирование навыка противодействия экстремизму, терроризму

  5. Физкультурно-массовая деятельность

  6. Психолого-педагогическая поддержка

  7. Улучшение условий осуществления УВП, в том числе – создание безбарьерной среды

  8. Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

Нормативно-правовые основы разработки Программы

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

1. Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. №1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»

2. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г №120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»

Федеральные законы

3. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. Верховным советом Российской Федерации 22 июля 1993 г. № 5487-1 (ред. 18 июля 2011 г.)

4. Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ (ред. от 19 июля 2011г.)

«О качестве и безопасности пищевых продуктов»

5. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. (ред. от 18 июля 2011г.) «Об образовании»



Ожидаемые результаты

- стабильность показателей физического и психического здоровья детей;

- сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;

- активизация интереса детей к занятиям физической культурой;

- рост числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам;

- высокий уровень сплочения детского коллектива;

- наличие у учащихся активной жизненной позиции по формированию физического, эмоционального и социального здоровья в школьном коллективе, в своей семье, в обществе друзей;

- повышение внимания школьников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности




  1. Введение. Анализ состояния здоровьесберегающей среды ОУ

Актуальность Программы заключается в сохранении повсеместной тенденции к ухудшению показателя состояния здоровья школьников, а также в желании улучшить этот показатель.

Анализ предшествующей программы ОУ «Сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса», реализуемой школой в течение 5 лет (2006-2011), показал, что в среднем уровень заболеваемости учащихся в результате реализуемых мер по школе снизился, но этот показатель по-прежнему, вызывает тревогу.


Таблица 1

Сравнительный анализ заболеваемости учащихся


Группа заболеваний

Показатель заболеваемости по школе (%)

2006-2007 уч.г.

2011-2012 уч.г.

Эндокринной системы

7,4

2,7

Органов зрения

2,2

2,0

Опорно-двигательной системы

4,6

3,0

Сердечно-сосудистой системы

0,5

1,0

Органов пищеварения

4,9

3,7

Органов дыхания

0,5

1,0

Нервно-психической системы

6,6

0,2

Отнесены к группе здоровья







I

79,4

74,9

II

11,7

17,3

III

3,6

0

IV

5,3

7,8

V

-

0

В течение 5 лет психологом ОУ отслеживалась и самооценка обучающихся уровня своего здоровья – компетентности здоровьесбережения:



Таблица 2

Сравнительный анализ

по методике «Оценка своего здоровья»

Уровень

здоровья

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

Высокий

30,5%

30%

32%

33,5%

35%

Средний

49,5%

51%

48%

52%

52%

Низкий

20%

19%

20%

14,5%

13%

Исследования по проблемам здорового питания показали, что

38% обучающихся не завтракают вообще;

52% - предпочитают на завтрак бутерброд или чай;

10% - завтракают иногда;

36% - питаются в школьной столовой (абонемент);

64% - предпочитают «горячие завтраки» в школе.

Вследствие этого, питание не сбалансировано, не обеспечено достаточное количество белков, жиров, углеводов, микроэлементов, витаминов. В результате исследований выявлено, что самыми употребляемыми продуктами являются хлеб, сахар, чай, картофель, мясо. Только половина обучающихся постоянно употребляют фрукты и овощи, кисломолочные продукты, треть учеников часто употребляют чипсы, газированные напитки и сладости. Также выявлено, что из предложенного наименования полезных продуктов не более 10% опрошенных учащихся употребляют их в пищу, 45% - часто употребляют около половины предложенных продуктов, 3% - не употребляют более 70% продуктов из предложенного списка.

Назрела необходимость не только в развитии условий пребывания учащихся в ОУ, организации для них физкультурно-массовых мероприятий, но и в проведении активной просветительской и мотивационной работе, ориентированной на здоровый образ жизни, направленной на формирование у школьников представления о человеке как о главной ценности общества. Данная работа способствует формированию у учащихся элементарных представлений о себе самом, о функциях своего собственного организма, представления о здоровье, основных способах закаливания организма, о способах укрепления здоровья средствами физической культуры, спорта и питания.

 Здоровье подростков в немалой степени зависит и от сопротивления пагубным привычкам. Самыми распространенными вредными привычками являются алкоголизм, курение, токсикомания и наркомания. Такая печальная подверженность подростков этим порокам связана с их психологическими особенностями – желанием влиться в коллектив сверстников, практически не отличаясь от них.

Исследования, проведенные в школе, показали, что среди учащихся 5-8 классов 134 из 186 можно условно отнести к «группе риска», лишь 52 ученика способны осознанно отказаться от вредного удовольствия. Экспресс-метод определения предрасположенности подростков к наркозависимости (10-11 классы) показал, что из 74 респондентов 3 попадают в «группу риска».

В рамках работы «Наркопоста» ежегодно проводятся анкетирования, опросы, помогающие выявить «болевые точки». Так педагогический коллектив настораживает информация, что лишь 25% учащихся в свободное время занимаются спортом, а проводят время у компьютеров и телевизоров – 50%. 20% учеников 5-11 кл. после занятий в школе предоставлены самим себе, 30% - курят или пробовали курить, 10% из них не собираются или не могут бросить курить, 7% опрошенных указали, что им предлагали употреблять наркотические вещества. Впервые попробовали спиртные напитки в 11 лет 5% опрошенных, в 12 лет – 10%, в 13 лет – 20%, в 14 лет – 17%, в 15 лет – 3%, не пробовали спиртное – 45%.

Остались нерешенные проблемы, на которые необходимо направить деятельность всего педагогического коллектива.

Вместе с тем, следует отметить, что в процессе реализации программы первого поколения «Сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса» решены следующие вопросы:

- создание оптимальных условий для обучения школьников, соотношения учебной и внеучебной нагрузки и соблюдения режима дня;

- проведение оздоровительных профилактических мероприятий;

- организация школьного питания;

- обеспечение медицинских услуг в школе;

- профилактика и коррекция эмоциональной сферы, психического здоровья учащихся.

Выполнены следующие мероприятия:

- в рамках обеспечения сохранения и укрепления здоровья учащихся:

1) Обследование детей, поступающих в 5-й класс. Выявление больных детей и учащихся группы «риска» - ежегодно.

2) Мониторинг состояния здоровья учащихся за 5 последних лет.

3) Диагностика интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы учащихся 5, 9, 11 кл. – ежегодно.

4) Систематизирован материал по теме: «Здоровьесберегающие технологии в УВП» (2009г.);

5) Разработан план работы школьного «Наркопоста» по профилактике злоупотребления учащимися ПАВ - ежегодно.

6) Контроль выполнения санитарных норм – постоянно.

7) Выполнен капитальный ремонт спортивного зала (2009г.), оборудован тренажерный зал.

8) Оборудован медицинский кабинет

9) Внедрены в образовательный процесс малые формы физического воспитания (утренняя физзарядка, физкультурные паузы, подвижные перемены), а также часы здоровья.

10) Организовано и проведено не менее 3х общешкольных спортивных мероприятий в год, а также спортивные соревнования, праздники по параллелям.

11) Регулярно проводятся тренинги общения со старшеклассниками - ежегодно.

12) Организация и проведение медосмотров всех обучающихся – ежегодно.

13) организация и проведение встреч учащихся и их родителей с узкими специалистами – ежегодно.

14) Организованы и проведены конкурсы стенгазет, листовок, речовок «Мы за здоровый образ жизни», «Скажем наркотикам: «Нет!», «Мы против табакокурения», «Дорога безопасности», «Школа – территория безопасности», «Правильное питание», «Пожарная безопасность» и пр.

15) Организованы и проведены декады по профилактике асоциального поведения – ежегодно.

- обеспечение формирования культуры ценностей семьи, направленных на сохранение здоровья:

1) Проведение лекций, родительских собраний, конференций, посвященных возрастным особенностям обучающихся, проблемам злоупотребления учащимися ПАВ – ежегодно через общешкольные и классные родительские собрания.

2) Проведение спортивного праздника «Моя спортивная семья» (5-6 кл.) - ежегодно.

3) Организация и проведение совместно с родителями походов выходного дня, экскурсий.

- обеспечение здоровьесберегающей деятельности педагогов:

1) Организованы и проведены психологические семинары-тренинги, семинары личностного роста для педагогов – ежегодно.

2) Ежегодно проводятся медосмотры сотрудников школы.

3) Организованы консультации медсестры и психолога ОУ с работниками ОУ (по запросу).

В нашей школе созданы условия для проведения мероприятий по оздоровлению и сохранению здоровья обучащихся и работников школы.

Все учебные кабинеты школы соответствуют требованиям СанПиНа: освещение, размеры учебной мебели, вентиляция учебных помещений, полиграфические параметры учебников и т. д. – все, что подлежит гигиеническому нормированию. Все сотрудники школы изучили «Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы"Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.821-10"», введенным в действие с 29.12.2010г

Благоприятный температурный режим школьных помещений обеспечивался централизованной отопительной системой, которая осуществлялась в отопительный сезон бесперебойно.

В кабинете информатики для соблюдения требований к воздушно-тепловому режиму работает кондиционер.

В учебных кабинетах много зелени, позволяющей поддерживать естественный микроклимат внутри классных комнат.

Большинство кабинетов (14 из 19 – 73%) оснащены самым современным оборудованием: компьютерами, видеомагнитофонами, телевизорами, музыкальными центрами, сканерами, принтерами, мультимедийными проекторами, домашним кинотеатром.

Для всех детей занятия организованы в одну смену. Уроки школы имеют продолжительность 40 минут. Для питания обучающихся отведены перемены по 20 минут, все остальные перемены 10-минутные, что позволяет обучающимся восстановить умственные и физические способности до начала следующего урока.

В школе наряду с организованным питанием для всех обучающихся работает буфет. Введено бесплатное питание для обучающихся из семей, попавших в сложную жизненную ситуацию (50 детей ежегодно). Результаты опросов среди учащихся, а также общественные комиссии, состоящие из числа родителей обучающихся, показывают, что питание в ОУ и со стороны организации, и со стороны разнообразия находится на высоком уровне.

Решается вопрос об организации питьевого режима. На каждом этаже здания и в школьной столовой установлены куллеры с очищенной питьевой в водой (доставка воды осуществляется фирмой, имеющий сертификат соответствия.

В учебно-воспитательной работе решается задача гигиенического нормирования учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания. На уроках и во внеурочной работе применяется здоровьесберегающие технологии.

Уроки физического воспитания проходят по расписанию. При благоприятных погодных условиях уроки физкультуры проводятся на школьной спортивной площадке.

Организована встреча с медицинским работником, участковым инспектором, которые в доступной форме рассказали ребятам о вреде курения, алкоголя и наркомании. Встречи с работниками пожарной части помогают учащимся овладеть нормами безопасного поведения с огнем, газом, а также учат, как себя вести при возгорании.

Ежегодно в школе работает летний пришкольный оздоровительный лагерь, два последних года в ОУ проводились также весенние смены. Ежегодно в пришкольном лагере отдыхают до 80 учащихся.

На совещаниях при директоре рассматриваются вопросы обеспечения безопасных условий и охраны труда учащихся, анализ состояния травматизма учащихся во время учебно-воспитательного процесса, организации горячего питания и др.

Лечебно-профилактические мероприятия направлены на

- организацию и проведения медицинского осмотра всех обучающихся школы с хронической патологией

- организация контроля за лечением обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья

- проведение анализа результатов медицинских осмотров, информирование родителей и классных руководителей с рекомендациями узких специалистов

- проведение флюорографических обследование обучающихся, достигших 15 летнего возраста (совместно с классными руководителями 8-11 классов осуществляется контроль за графиком прохождения осмотра)

Составление плана проф.прививок совместно с врачом прививочной картотеки поликлиники

Осуществляется контроль за прохождением персоналом школы медпрофосмотров и флюорографических обследований
В течение года в школе было проведено анкетирование учащихся и родителей по выявлению отношения к работе школы, анкетирование сотрудников школы по выявлению характера межличностных отношений в коллективе, анкетирование учащихся по вопросам здоровьесбережения, анкетирование родителей и учащихся 5 и 10х классов по вопросам школьной адаптации, анкетирование «Волевые привычки» учащихся 5-х классов, социометрическое исследование 5-11 классов, анализ дозировки домашних заданий по данным педагогов и учащихся 5-11 классов с последующими рекомендациями рекомендации педагогам-предметникам по соблюдению санитарно-гигиенических норм выполнения домашних заданий учащимися.
Деятельность школы по предупреждению охраны здоровья школьников во время учебного процесса регламентируется:

- ежегодными приказами по школе: «О создании комиссии по предупреждению травматизма», « О назначении ответственного за организацию работы по профилактике ДТП», «О назначении ответственных лиц за организацию безопасной работы», «Об охране труда и соблюдении безопасности при осуществлении образовательной деятельности»;

- локальными актами: положениями «Об организации работы школьного «Наркопоста», «Об организации горячего питания», «Самый здоровый класс», «О летнем оздоровительном лагере «Солнышко», «О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) в Учреждении», паспортом безопасности (антитеррористической защищенности) Учреждения, декларацией по ПБ, инструкциями по правилам техники безопасности и охраны труда для обучающихся.


  1. Основные направления и этапы программы

За основу в данной Программе выбраны следующие направления:

    1. Пропаганда здорового образа жизни. Просветительская деятельность

    2. Культура здорового питания

    3. Профилактика вредных и опасных привычек - «Наркопост»

    4. Формирование навыка противодействия экстремизму, терроризму

    5. Физкультурно-массовая деятельность

    6. Психолого-педагогическая поддержка

    7. Улучшение условий осуществления УВП, в том числе – создание безбарьерной среды

    8. Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

Данные направления получат свою реализацию через следующие этапы:

Этап

Содержание работы

Диагностика состояния здоровья и оздоровительная работа

- комплексная оценка состояния здоровья и физического развития с определением функциональных резервных возможностей организма;

- выявление и организация коррекционно-реабилитационной работы, предупреждение стрессовых и конфликтных ситуаций в коллективе;

- применение не медикаментозных методов оздоровления: различных видов гимнастики, игровой терапии


Валеологическое обучение

- включает организацию, разработку и проведение уроков ОБЖ, внеклассной и внеурочной работы («Дни здоровья», факультативы по различным вопросам валеологии, кружки по интересам, олимпиады по физической культуре, ОБЖ, биологии, технологии и т.д.); уроков физкультуры, направленных на формирование у учащихся мотивации на сохранение и развитие здоровья, личной ответственности за собственное здоровье и благополучие, приобретение навыков здорового образа жизни, профилактику вредных привычек, обретение способности к здраво творчеству

Консультативная работа

проводится с учащимися, учителями, родителями по различным валеологическим вопросам в конкретных случаях и ситуациях и включает в себя:

- создание творческого коллектива учителей, ориентированных на реализацию идей здоровья в образовании;

- валеологическое воспитание родителей;

- координацию совместной работы школы и семьи по формированию и сохранению здоровья ребёнка как члена гражданского общества



Здоровьесберегающие технологии учебно-воспитательного процесса

- изучение индивидуальных и личностных особенностей учащихся с целью дифференциации учебно-воспитательного процесса;

- анализ и оценка адаптации учащихся к учебным нагрузкам;

- мониторинг состояния учащихся в динамике учебного дня, недели, года в целях предупреждения возникающего утомления;

- валеологически целесообразная организация урока, его этапов, компонентов;

- организация активного отдыха на переменах, двигательная активность учащихся в процессе обучения;

- введение здоровьесберегающих технологий и методов обучения (ассоциативный тренинг, развитие слуховой, зрительной памяти, концентрация внимания, зрительная ориентация, ориентация в общениях, образное мышление, музыкотерапия и т.д.);

- сохранение благоприятного психологического микроклимата;

- формирование у учителей потребности в изменении школьных стереотипов, взаимоотношений с учениками в процессе обучения в соответствии с валеокультурой





  1. Тематическое планирование






Основные мероприятия

Формы проведения, класс

Взаимодействие

  1. Пропаганда здорового образа жизни

1.

Уход за телом и одеждой

«Личная гигиена»



Беседа, 5-11 кл.

Медсестра

2.

Роль зарядки в жизни человека

Диалог, 5-11 кл.

Классный руководитель

3.

Знатоки «Все без исключения должны знать правила дорожного движения»

Конкурс, 5-6 кл.

Инспектор ДТТ

Воспитательный отдел



4.

Осторожно дети!

Конкурс рисунков, 5-6 кл.

Учитель ИЗО

5.

В здоровом теле – здоровый дух

Практикум, 5-11 кл.

Учитель физкультуры

6.

Как поступить в данной ситуации: тебе предложили сигарету?

Практикум, 7-11 кл

Классный руководитель

7.

Я за здоровый образ жизни

Конкурс рисунков, 5-7 кл.

Учитель ИЗО

8.

Режим дня пятиклассника

Родительское собрание, 5 кл.

Классный руководитель, медсестра

9.

Адаптация в школе


Лекция, 5,10 кл.

Психолог, социальный педагог

10.

Культура семейная и культура физическая


Родительское собрание – практикум, 5-8 кл.

Учитель физкультуры, классный руководитель

11.

Добрые традиции моей семьи.


КТД, 5-11 кл.

Классный руководитель, родители, учащиеся

12

«Здоровье в наших руках»

Выступление агитбригады

Кружковая работа

13

«Здоровье вашей семьи»

Родительский лекторий, 5-11 кл.

Медсестра

Педагог- психолог



  1. Культура здорового питания

    1. Внеклассная деятельность

1

-«Красиво! Вкусно! Полезно!»

-«Правильное питание – залог здоровья»



Классный час, 5-8 кл.

Классный руководитель

2

«Мы за здоровое питание!»


Акция, 5-11 кл.

Воспитательный отдел

3

- «Режим дня и его значение»
 - «Острые кишечные заболевания и их профилактика»

Беседа, 5-8 кл.

5-11 кл.


Медсестра

4

«О вкусной и здоровой пище» на тему правильного питания и здорового образа жизни.

Конкурс газет среди учащихся 5-8 кл.

Учитель ИЗО

5

«Оценка работы школы по организации горячего питания»

Опрос родителей, 5-11 кл.

Педагог- психолог

6

Школьное питание: качество и разнообразие обедов



Анкетирование учащихся, 5-11 кл.

Педагог- психолог

7

-«Формирование здорового образа жизни школьников»

 - Профилактика желудочно-кишечных заболеваний, инфекционных заболеваний

 - Итоги медицинских осмотров учащихся


Проведение родительских собраний, 5-11 кл.

Классные руководители

Медсестра



8

-«Здоровое питание - здоровая нация»

- «Традиции чаепития»




Классный час, 9-11 кл.
5-6 кл.

Классный руководитель

9

-«Здоровое питание - здоровая нация»

- «Традиции чаепития»




Классный час

Классный руководитель

10

«Правильное питание – залог здоровья!»


Конкурс четверостиший, 5-11 кл.

Воспитательный отдел

    1. Аудиторная работа

11

«Организация рабочего места. Оборудование кухни»

«Правила поведения за столом»

«Физиология питания»

«Состав пищи»

«Классификация овощей»

«Блюда из сырых овощей»

«Блюда из отварных овощей»

«Здоровье и питание. Гигиена»



Уроки технологии в 5 классе

(III четверть)



Учителя технологии

12

«Физиология питания»

«Блюда из молока, круп, макаронных изделий»

« Технология приготовления блюд»

«Блины, оладьи, блинчики»

«Элементы этикета. Сервировка»


Уроки технологии в 6 классе

(III четверть)



Учителя технологии

13

«Физиология питания»

«Мясо и мясные продукты»

«Кисломолочные продукты и блюда из них»

« Приготовление сырников из творога»

« Изделия из пресного теста»

« Значение фруктов и ягод в питании человека»




Уроки технологии в 7 классе

(III четверть)



Учителя технологии

14

«Домашняя птица и ее кулинарное использование. Первичная обработка птицы»

«Блюда из домашней птицы»

«Оформление и украшение блюд при подаче к столу»


Уроки технологии в 8 классе

(III четверть)



Учителя технологии

15

«Здоровье как основная ценность человека»

« ЗОЖ как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья»

«ЗОЖ и безопасность жизнедеятельности»


Уроки ОБЖ

в 8 классе

(II четверть)


Учитель ОБЖ

16

«ЗОЖ и его составляющие»

« Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности»



Уроки ОБЖ

в 10 классе

(II четверть)


Учитель ОБЖ

17

«Основы ЗОЖ»

Урок ОБЖ

в 11 классе

(II четверть)


Учитель ОБЖ

18

«Национальная пища»

Урок КН КБР в 10 кассе (II четверть)

Учитель истории

19

«Застольный этикет. Культура питания. Национальная кухня»

Урок КН КБР в 11 кассе (III четверть)

Учитель истории

20

«Общественный быт кабардинцев и балкарцев»

Урок истории КБР в 8 классе

(II четверть)



Учитель истории

21

«Материальная культура»

«Духовная культура и общественный быт. Семейный быт»



Уроки истории КБР в 9 классе

(I четверть)



Учитель истории

22

«Правда ли, что растения кормят всех?»

«Можно ли жить без воды?»

«Нужны ли минеральные соли животным и человеку?»

« Можно ли жить не питаясь?»

«Энергия для жизни: где ее добывать?»


Уроки природоведения в 5 классе (III четверть)

Учитель природоведения

23

«Проблема возрастания мирового спроса на продовольствие»

«Диспропорции между уровнями производства и потребления продуктов питания»



Занятия элективного курса в 10 классе (II четверть)

Преподаватель ЭК

24

«Мир растений. Растительный мир КБР. Лекарственные растения»

«Значение воды. Поиск и добывание воды»

« Многообразие и значение грибов. Ядовитые грибы КБР. Сохранение пищи»

«Ботанические сады КБР. Источники пищи в лесу»


Уроки биологии в 6 классе

I четверть


III четверть
IV четверть


Учитель биологии

25

«Насекомые – вредители культурных растений. Переносчики заболеваний человека»

Урок биологии в 7 классе (II четверть)

Учитель биологии

26

«Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества»

«Гигиена питания. Профилактика заболеваний органиов пищеварения. Пищевые отравления – ядовитые грибы КБР»

«Нормы питания. Витамины»


Уроки биологии в 6 классе

I четверть


III четверть



Учитель биологии

27

Занятия факультатива «Культура здорового питания», 8 класс (по отдельной программе)

  1. «Наркопост» - профилактика вредных и опасных привычек

1

Сбор информации о детях и семьях, состоящих на разных формах учета, формирование банка данных

информация, 5-11 кл.

Социальный педагог

Кл. рук. 5-11 кл.



2

Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении. Формирование банка данных по семьям

беседа, 5-11 кл.

Социальный педагог

Кл. рук. 5-11 кл.



3

Вовлечение трудных учащихся в работу кружков и секций

беседа, 5-11 кл.

Социальный педагог

Кл. рук. 5-11 кл.



4

Рейды по табакакурению

Обход территории ОУ

Воспитательный отдел

5

Изучение личности и составление социально-психологических карт на учащихся, состоящих на ВШУ, ПДН

Составление паспорта, 5-11 кл.

Социальный педагог

Педагог-психолог




6

Оформление уголка «Наркопост»

КТД

Воспитательный отдел

7

Месячник профилактики алкоголизма, табакокурения и наркомании

декада, 5-11 кл.

Воспитательный отдел

8

Выпуск тематических классных газет «Здоровое поколение» (в рамках месячника)

Конкурс, 5-11 кл.

Классные руководители

5-11кл.


9

Проведение тематических классных часов, КТД, бесед по пропаганде здорового образа жизни (в рамках месячника)

Беседы, встречи, 5-11 кл.

Кл. руководители

5-11-й



10

Беседы, лекции по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании

(в рамках месячника)



Беседы, встречи со специалистами, 5-11 кл.

Воспитательный отдел

Кл. руководители

5-11-й


11

Организация встреч с инспектором ПДН, специалистами служб и ведомств системы профилактики

встречи, 5-11 кл.


Зам. дир. по ВР

Социальный педагог




12

Встречи с сотрудниками отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков

(в рамках месячника)



13

Встреча с врачом наркологом (в рамках месячника)

14

Выступление на родительских собраниях «О вредных привычках» (в рамках месячника)

Родительские собрания, 5-11 кл.

Социальный педагог

Педагог-психолог




15

Индивидуальные беседы с учащимися и их родителями

беседы, 5-11 кл.

Воспитательный отдел

16

Индивидуальные профилактические беседы с подростками

Воспитательный отдел

17

Обследование семей детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации и имеющих риск социального сиротства

Посещения семей на дому, 5-11 кл.

Социальный педагог


18

Проведение цикла профилактических бесед об ответственности родителей за воспитание детей : “Права и обязанности семьи”

Круглый стол, 5-11 кл.

Социальный педагог


19

Акция “СПИДу – нет!”, приурочения к Международному дню борьбы со СПИДом (проведение тематических кл. часов, выпуск буклетов)

Акция, 9-11 кл.

Педагог- организатор

Президентский совет

Кл. рук.


20

Акция «Скажем- нет наркотикам», приурочения к Международному дню борьбы с наркотиками (26 июня), проведение тематических кл. часов, выпуск листовок

Акция, , 7-11 кл.

Педагог- организатор

Президентский совет

Кл. рук.


21

Консультации психолога

Индивидуальные беседы, 5-11 кл.

Педагог-психолог


  1. Формирование навыка противодействия экстремизму, терроризму, безопасного общественного поведения

I.

1


Мероприятия с учащимися

Диагностическая работа с целью исследования личностных свойств толерантности у учащихся.



диагностика, 5-11 кл.

Классные руководители,

Педагог-психолог

Социальный педагог


2

Практическая направленность занятий по ОБЖ по мерам безопасности, действиям в экстремальных ситуациях.

Урок ОБЖ, 8, 10-11 кл



Учитель ОБЖ


3

Проведение классных часов, профилактических бесед по противодействию экстремизму:

- «Мир без конфронтаций. Учимся решать конфликты»;

- «Учимся жить в многоликом мире»;

- «Толерантность - дорога к миру» и др.



Классные часы, 5-11 кл.

Классные руководители

4

Проведение инструктажей с учащимися по противодействию экстремизму

инструктажи, 5-11 кл.

Классные руководители

Учитель ОБЖ



5

Интегрированные уроки по основам правовых знаний, направленных на формирование толерантных установок у учащихся

Интегрированные уроки, 5-11 кл.

Учителя истории и обществознания

6

Проведение мероприятий в рамках «Дня защиты детей» (по отдельному плану)

КТД 5-8 кл.

Начальник пришкольного лагеря

7

Мероприятия, посвященные Дню народного единства

КТД, 5-11 кл.

Воспитательный отдел

8

Тематические классные часы в рамках международного Дня толерантности (16.11)

Классные часы, семинары, диспуты, , 5-11 кл.

Классные руководители

9

Выпуск информационных листовок буклетов для родителей и учащихся по вопросам противодействия экстремизму

Конкурс

Выставка


Педагог-организатор

Президентский совет



10

Конкурс рисунков по теме «Мы люди одной планеты»

Конкурс, 5-8 кл.

Учитель ИЗО

11

Подбор литературы по экстремизму, терроризму, этносепаратизму, организация выставок литературы.

Проведение выставок в библиотеке

- «Уроки истории России - путь к толерантости»;

- « Мир без насилия»;

- « Литература и искусство народов России».


Выставка литературы

Библиотечные уроки, 5-11 кл.



Библиотекарь

12

Безопасность на улице

Беседа, 5-11 кл.

Встреча с инспектором ГИБДД

II.

1

2



Работа психолога:

Проведение анкетирования по выявлению отношения к экстремизму.


Круглый стол «Толерантная и интолерантная личность»

Анкетирование, 7-11кл

Круглый стол, 9-11кл.


Педагог- психолог

Классные руководители



III.

1

2



Мероприятия в школьном музее:

« В единстве наша сила!»

« Земля без войны»

Экскурсия, 5-8кл



Руководитель музея


IV.

1


Мероприятия с родителями

Проведение родительских всеобучей по данной теме



Всеобуч, 5-11 кл.

Классные руководители

2

Распространение памяток по обеспечению безопасности детей

Информирование

Классные руководители

3

Рассмотрение на родительских собраниях вопросов, связанных с противодействием экстремизма.

Беседа

Круглый стол



Классные руководители

V.

1


Мероприятия совместно с субъектами профилактики

Проведение разъяснительной работы среди учащихся по предупреждению экстремизма с приглашением представителей правоохранительных органов, духовенства: «Гражданская и уголовная ответственность за проявление экстремизма», «Экстремизм – антисоциальное явление»



Встречи с работниками правоохранительных органов, духовенства, 5-11 кл.

Социальный педагог

  1. Физкультурно-массовая деятельность

1

«Сильнее, выше и

Быстрее»


Спортивный праздник, 5-7 кл

Учитель физкультуры

2

«Тропою здоровья»


Туристический поход, , 5-11 кл.

Классный руководитель, учащиеся

3

«Малые Олимпийские игры»

Спортивный праздник, 5-11 кл.

Учитель физкультуры, родители

4

Участие в районных и республиканских спортивных соревнованиях

Спортивные соревнования, 5-11 кл.

Учитель физкультуры

5

Кубок школы по русской лапте

Кубок, 5-8 кл

Учителя физкультуры, воспитательный отдел

6

Первенство школы по легкой атлетике

Спортивный праздник, 5-11 кл.

Учителя физкультуры, воспитательный отдел

7

Президентские состязания

Соревнование, 7 кл.

Учителя физкультуры

8

Президентское тестирование уровня физической подготовленности обучающихся

Зачет

Учителя физкультуры

9

Работа спортивных секций

Занятия секций, 5-11 кл.

Учителя физкультуры

10

«Моя спортивная семья»

Семейный спортивный праздник, 5 кл.

Учителя физкультуры, классные руководители

11

«Силен, строен, статен»

Спортивный праздник к 23 февраля, 6-8кл.

Учителя физкультуры, классные руководители

12

День Здоровья

Общешкольный спортивный праздник

Воспитательный отдел

Учителя физкультуры



  1. Психолого-педагогическая поддержка

1

«Как ты к себе относишься?»

Тест, 5-8 кл.

Классный руководитель

2

«Здоровье ребенка»,

«Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым?»



Анкетирование родителей

Педагог-психолог

3

«Значимость здоровья в системе ценностей», «Сформированность навыков личной гигиены»

Анкетирование учащихся, 5-11 кл.

Педагог-психолог

4

«Режим дня моего ребёнка»

«Профилактика стрессовых состояний»

«Диеты: за и против»

«Досуг ребенка» «Организация активных видов отдыха»

«Учебная нагрузка – ее оптимизация» и др.


Индивидуальные консультации для родителей и учащихся

Педагог-психолог

Медсестра



5

«Уровень здоровья школьников»



методики MMPI2 и Р.Кэттелла К.Леонгарда-Шмишека С.Е., Шукшиной, А.Д. Кошелевой, 5-11 кл.

Педагог-психолог

6

Ты оказался в дурной компании: как поступить

Диспут, 8-11 кл.

Классный руководитель

7

«Я» (отношение к себе)

Анкета, 9-11 кл.

Педагог-психолог

8

Мое свободное время

Анкета, 9-11 кл.

Педагог-психолог

Улучшение условий осуществления УВП, в том числе – создание безбарьерной среды заключается в

- постоянном контроле соответствия состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

- обеспечении современным оснащением помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

- организации качественного горячего питания учащихся, горячих завтраков;

- оснащённости кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;

- обеспечении безбарьерной среды для детей-инвалидов;



- наличии необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (учителя физической культуры, психолог, медицинские работники).

  1. Требования к уровню подготовки учащихся

Класс

Основные понятия, умения, навыки

5 класс

Сформировать отношение к самому себе, к своему собственному здоровью, уметь организовывать правильный режим дня, знать, зачем человеку нужен отдых, зачем нужен свежий воздух, понимать значение спорта в жизни

6-7класс

Понимать значение здорового образа жизни подростка, знать особенности физиологического и психологического здоровья юношей и девушек, уметь осуществлять основные способы закаливания, , знать правила безопасного поведения

8-9 класс

Понимать важность правильного и здорового питании для растущего организма, понимать важность витаминов в жизни подростка, уметь оказывать первую медицинскую помощь, знать правила безопасного поведения.

10-11 класс

Знать о важности спорта в жизни, уметь говорить «Нет!» вредным привычкам, понимать важную роль занятий физкультуры и спорта в формировании правильной осанки, мышечной системы, иммунитета



  1. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДПРОГРАММЫ



Направления

финансирования

Финансовый год

Итого

(тыс. руб.)

2012

2013

2014

1. Создание здоровьесберегающей внутришкольной среды:













  • установка вытяжной вентиляционной системы в спортзале




15




15

  • установка пандусов




41




41

  • установка куллеров в кабинетах

15

15

15

45

  • приобретение тренажеров и спортивного инвентаря




20

80

100

  • дооборудование малыми сооружениями спортивной площадки

10

20

20

50

2. Организация питания учащихся










Из бюджета и средств родителей

Приобретение современного технологического оборудования













3. Создание призового фонда для поддержки юных спортсменов школы, проведения спортивных конкурсов, соревнований и др.

20

20

20

60

ВСЕГО














VI. Предполагаемый результат реализации программы:

  • стабильность показателей физического и психического здоровья детей;

  • сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;

  • активизация интереса детей к занятиям физической культурой;

  • рост числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам;

  • высокий уровень сплочения детского коллектива;

  • активное участие родителей в делах класса;

  • активная жизненная позиция по формированию умственного, эмоционального и социального здоровья в школьном коллективе, в своей семье, в обществе друзей;

  • сформированность в каждом ребёнке способности к здраво творчеству и обеспечение высокого потенциала творческих способностей каждого обучающегося;

  • стимулирование внимания школьников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности;

  • способность выпускника школы соблюдать правила ЗОЖ.


VII. Мониторинг реализации программы

Эффективность программы оценивается по результатам диагностик:

- анкеты для родителей: «Здоровье ребенка», «Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым?»;

- анкеты для учащихся: «Значимость здоровья в системе ценностей», «Сформированность навыков личной гигиены», «Здоровье и питание»;

- методики на выявление уровня здоровья школьников: широкопрофильные вопросники MMPI2 и Р.Кэттелла; узко-специальные психологические методики на выявление уровня здоровья школьников К.Леонгарда-Шмишека, Дж.Холланда, Йовайши, ДМO Лери, КOT и т.д.

- диагностические методики С.Е. Шукшиной, А.Д. Кошелевой, Г.А. на выявление уровня сформированности культуры здоровья;


- данные мониторинга медсестры;

- результаты медосмотров;

- результаты проверок организации горячего питания, выполнения требований СанПиН;

- результаты внешних экспертиз организации УВП, создания необходимых здоровьесберегающих условий;

- качество проведенных физкультурно-массовых и др. мероприятий по формированию у обучающихся культуры ЗОЖ, питания, норм общественного поведения.

Приложение №1

Циклограмма работы класса


Ежедневно

Утренняя гимнастика (перед уроками), контроль за тепловым, санитарным режимом и освещенностью, охват горячим питанием, выполнение динамических, релаксационных пауз.

Еженедельно

Посещение кружков, спортивных секций.

Ежемесячно

Консультационные встречи с родителями, диагностирование, генеральная уборка классной комнаты.

Один раз в четверть

Классные семейные праздники, экскурсии, родительские собрания

Один раз в полугодие

Дни открытых дверей (для родителей)

Один раз в год

Медицинский осмотр, заполнение паспорта здоровья, профилактика гриппа и других вирусных инфекций, День здоровья, праздник здоровья.


Приложение №2

Анкета «Структура заболеваемости учащихся»




Класс

Количество учащихся

Заболевания ЖКТ

Болезни почек

Функциональные изменения сердечно-сосудистой системы

Заболевания щитовидной железы

ЛОР

Аллергические заболевания

I группа здоровья

II группа здоровья

Ш группа здоровья


































Приложение №3


Примерная анкета «Питание глазами учащихся»



№ п/п

Вопросы анкеты

Ответы

Да (%)

Нет (%)

1

Удовлетворяет ли тебя система организации питания в школе?







2

Устраивает ли тебя ежедневное меню







3

Удовлетворены ли ты качеством приготовления пищи?







4

Удовлетворены ли ты работой обслуживающего персонала?







5

Удовлетворены ли ты графиком питания?







6

Считаешь ли ты, что горячее питание повышает твою успеваемость?







7

Считаете ли Вы рациональным организацию горячего питания в школе?







8

Удовлетворены ли Вы санитарным состоянием столовой?







9

Удовлетворены ли Вы работой буфета?







Примерная анкета «Питание глазами родителей»



№ п/п

Вопросы анкеты

Ответы

Да (%)

Нет (%)

1

Удовлетворяет ли Вас система организации питания в школе?







2

Считаете ли Вы рациональным организацию горячего питания в школе?







3

Удовлетворены ли Вы санитарным состоянием столовой?







4

Удовлетворены ли Вы качеством приготовления пищи?







5

Удовлетворены ли Вы работой буфета?






Приложение №4




Анкета «Мое здоровье»
Цель: выявить отношение школьников к своему здоровью, понимание ими важности физического совершенствования.

Поставь соответствующий балл рядом с позицией, с которой ты согласен: 3 – да; 2 – частично; 1 – нет.

1. Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни и по каким причинам?

а) из-за простудных заболеваний;

б) из-за отсутствия закалки;

в) по другим причинам.

2. Делаешь ли ты утреннюю зарядку?

3. Регулярно ли посещаешь уроки физкультуры?

4. Занимаешься на уроке физкультуры

а) с полной отдачей;

б) без желания;

в) лишь бы не ругали.

5. Занимаешься ли спортом дополнительно?

а) в школьной секции;

б) в спортивной школе;

6. Оцени степень своей успешности сегодня на уроке:

а) математики;

б) физкультуры;

в) истории;

г) химии;

д) физики и т.д.

7. Были ли физкультурные паузы на ваших уроках?


Анкета «Родители»
Цель: изучить мнение родителей о влиянии школьного режима на здоровье ребенка.

Оцените баллами 1, 2, 3 (низкий, допустимый, оптимальный уровень).

1. Как часто болеет ваш ребенок?

а) каждый месяц;

б) один раз в четверть;

в) раз в год и реже.

2. Оцените значимость (важность) утренней зарядки для здоровья вашего ребенка:

3. Оцените выполнение зарядки вашим ребенком:

4. Оцените соблюдение им режима дня в школе:

5. Оцените соблюдение ребенком режима дня дома:

6. Оцените влияние уроков физкультуры на здоровье вашего ребенка:

7. Оцените участие вашего ребенка во внеклассных спортивных занятиях:


Приложение № 5

Гимнастика для глаз

Для проведения гимнастики выбираем одно из упраж­нений и повторяем его три раза.


1. Голову держать прямо, глаза скосить, сначала до отказа вправо, затем поднять до отказа вверх, после этого скосить их до отказа влево и, наконец, опустить вниз. Сделав небольшую паузу, повторить упражне­ние еще раз в обратном порядке.

2. Голову держать прямо, глаза скосить сначала. До отказа вправо, затем скосить их до отказа влево, за­держаться в этом положении несколько секунд, пос­ле этого возвратиться в исходное положение.

3. Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не воз­никнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5­6 секунд.

4. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спо­койно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль считая до пяти.

5. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мыш­цы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До уста­лости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6.

6. Не поворачивая головы, посмотреть направо, за­фиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогично - с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз.

7. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6. Затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6.

8. Используются траектории «восьмерка», зигзаги, спирали, треугольник с кругом и меньшим треуголь­ником в середине. По ним дети «бегают» глазами.

9. Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Затем справа налево. Мед­ленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот.

10. Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выпол­няют наклон в правую сторону и при этом подмигива­ют правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.



Мимическая гимнастика

Для проведения мимической гимнастики выбираем одно из упражнений.


1. Вытяните губы трубочкой. Растяните губы как можно шире. Делайте глаза как можно удивленнее. Зажмурьте глаза как можно сильнее. Подвигайте челюстями вправо и влево. Подвигайте бровями, сморщите лоб. Сделайте свое лицо добрым и смешливым; удивлен­ным и радостным.


2. Брови свести и развести. Глаза сильно прищурить и широко открыть. Губы максимально растянуть в импровизированной улыбке, а затем поджать их. Шею максимально вытянуть, а затем опустить. Плечи максимально свести и развести. Руками обнять себя, погладить, пожелать себе успе­хов и улыбнуться.

Методические рекомендации
У американцев Пауля Бергга, специалиста по геронтологии, и Патриции Бергг, консультанта по здоровью и красоте вышла книга «Золотые ключи душевного и физического здоровья» (подзаголовок: «Для всеобщего целостного благосостояния, или Как прожить долго здоровым и молодым»). Читая её, приходишь к мысли о том, что советы содержащиеся в этой книге, необходимо знать учителям, чтобы вручить молодёжи те ключи душевного и физического здоровья, о которых пишут американские авторы.

Пауль и Патриция утверждают, что созидание неувядающего здоровья возможно при следующих условиях.



Первое. Чистый воздух, солнечный свет, регулярное проветривание жилого помещения.

Второе. Употребление только свежих жизненно важных продуктов, тщательное пережевывание пищи, прием её лишь при наличии аппетита. Один день для того, чтобы дать физиологическую передышку организму, во время которой он получает возможность произвести «генеральную уборку».

Третье. Ежедневные часовые прогулки бодрым шагом, не взирая на погодные условия. Ходьба сопровождается упражнениями в полном и глубоком дыхании. Важно следить за правильной осанкой – идти с высоко поднятой головой, развёрнутой грудью и подтянутым животом.

Четвёртое. Умеренные и регулярные физические нагрузки (работа по дому, гимнастика, занятия легкой атлетикой и т.п.)

Пятое. Абсолютная чистоплотность, поддерживаемая регулярными и полноценными физиологическими отправлениями (регулярный стул).

Шестое. Внутренняя физическая абсолютная чистоплотность. Ежедневно – ванна или душ, холодный для тонуса, горячий для мытья. Растирать тело ладонями, щеткой или полотенцем после мытья.

Седьмое. Глубокий, продолжительный сон. Глубина сна зависит как от дневной физической нагрузки, так и от образа жизни.

Восьмое. Понимание естественных законов здоровья и их соблюдение.

Девятое. Единство трёх составляющих – тела, разума и духа.

Десятое. Созидание духовных сил посредством медитации, обращение к природе.

Здоровье – наибольшая драгоценность из всего, чем мы обладаем. Многие люди думают, что сколачивание капитала, привилегированное социальное положение, известность являются наиболее ценным в жизни. Однако все эти богатства обеспечиваются, как только мы заболеваем. Можете ли вы радоваться чему-либо, когда вы скверно чувствуете себя? Какая радость в материальных приобретениях, когда человек знает, что его жизнь заканчивается рано из-за болезни?

Чтобы жить долго, не старея, нужно достичь психофизической гармонии. Необходимо заключительно большее, чем то, что могут дать любые виды спорта. Нужны не только физические упражнения, но и правильное питание, отдых, расслабление, мышление, нужны интеллект и сила духа. Каждого человека, естественно интересуют шансы на долголетие.

Одной из наиболее важных составляющих здорового образа жизни являются систематические занятия физической культурой. Сочетание физических упражнений с закаливанием повышает защитные функции организма. Большое значение в отношении ведения здорового образа жизни имеют семейные традиции. Если же этого нет в семье, то каждый сам должен заботиться о своем здоровье и вовлечь в занятия физическими упражнениями своих близких.

Через разные формы мы можем привлечь учащихся и взрослых к занятиям физической культуры, а значит, и к здоровому образу жизни; научить относиться к своему здоровью как главной ценности жизни.

Хочется верить, что установку на сохранение и укрепление собственного здоровья, полученную в школе наши выпускники пронесут через всю жизнь.


Беседа

Формула здоровья.
Ежегодно 7 апреля отмечается Всемирный день здоровья. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) призывает каждого из нас и всех вместе двигаться. Банальная истина – 30 минут умеренной физической активности в день (и даже не обязательно за один раз) сжигают 150 килокалорий. Но этого достаточно, чтобы существенно поддержать и улучшить свое здоровье и предупредить серьёзные болезни. И неважно, прогуляетесь ли вы за эти проедете 3 – 5 км на велосипеде – цель будет достигнута. Не хотите на велосипеде? Точно такого же эффекта можно достичь, убрав квартиру или на весь день, отказавшись от лифта. Тоже не хотите? Тогда можно выполнять упражнения, сидя перед телевизором. Толерантности ВОЗ нет предела. Главное – чтобы мы, порабощенные благами цивилизации, хоть немного шевелились.

Регулярное движение примерно на 50 % снижает риск развития болезней, связанных с его дефецитом, - сердечно – сосудистых, диабета второго типа, ожирения, гипертонии. Снижает оно и опасность психологических последствий сидячего образа жизни – стресса на все эти преимущества (а также то, что посильнее движение ровно ничего не стоит), малоподвижность в промышленно развитых странах остаётся вторым по важности после курения фактором риска возникновения основных заболеваний.

Причины малоподвижности не только и не столько материальные (недоступность для многих тренажерных залов или спортивных клубов, дорогого спортивного инвентаря, тех же велосипедных дорожек и пр.), столько психологические. Прежде всего, это день, боязнь выглядеть смешным в глазах окружающих. Но есть ещё страх перед улицей – дорожно – транспортными происшествиями, загрязнением воздуха и шумом, которые стали бичом больших городов. А ещё и отсутствие знаний о последствиях сидячего образа жизни и благотворном действии посильной физической активности. Проведение Всемирного дня здоровья как дня движения, возможно, кому-то поможет побороть этот недостаток.

Чтобы движение стало полезной привычкой с детства, в Великобритании, например, придумали «пешеходные автобусы» для школьников от 5 до 11 лет, чьи родители согласны ходить в школу по установленным маршрутам. Это не просто игра, полезная для ребятни. Двигаются родители с детьми в определённом «графике движения», останавливаясь на «автобусных остановках», где другие дети могут присоединиться к движению «автобуса».

Еще одна интересная инициатива возникла в Нидерландах. Здесь национальная организация велосипедистов проводит курсы для пожилых поклонников этого транспорта, чтобы обеспечить их безопасность, поддержать уверенность в себе и содействовать сохранению привычки ездить на велосипеде. Однодневный курс включает проверку зрения, слуха и времени реакции, а также обучение практическим навыкам.

ВОЗ создала в последние годы программу по транспорту, окружающей среде и здоровью, чтобы помочь европейским государствам - членам ВОЗ и внедрить благоприятные для здоровья стратегии в области физической активности населения. В Хартии по транспорту, окружающей среде и здоровью, принятой 51 страной Европейского региона ВОЗ в 1999 году, особенно подчеркивается важность содействия и обеспечения условий для безопасной ходьбы и езды на велосипедах. а также для развития транспорта.

В России популярность велосипеда среди молодежи велика, но вот специальных велосипедных дорожек или велодромов для соревнований и популярных у молодых экстремальных упражнений не сыщешь днем с огнем. Но пешком – то нам никто не мешает ходить. Может быть, начнем прямо сегодня?

Статистическая справка. Сидячий образ жизни – это одна из ведущих 10 причин смерти и инвалидности во всем мире. Дефицит физической активности – это причина 2 млн. смертей в год. Доля взрослых, которые ведут в основном сидячий образ жизни, колеблется от 60 до 85 %.

Сердечно сосудистые заболевания являются причиной половины всех случаев смерти у женщин старше 50 лет. Сочетание неправильного питания, дефицита движения и курения является причиной до 80 % случаев преждевременной ишемической болезни сердца, которая, как известно, сильно «помолодела».

От сахарного диабета страдает свыше 70 миллионов женщин во всем мире. Исследования показали, что относительно небольшие изменения в образе жизни позволяют предотвратить почти 60 % случаев сахарного диабета второго типа.

Лишь у менее чем 30 % молодежи образ жизни достаточно активен для того, чтобы в будущем они сохранили свое здоровье на долгие годы.