Программа элективного курса - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа элективного курса 1 75.08kb.
Программа коррекции личностной тревожности у младших подростков (4-6... 1 145.77kb.
Программа элективного курса для 9-го предпрофильного класса 1 67.37kb.
Программа элективного курса Природа и человек 5 класс 1 124.97kb.
Рабочая программа составлена на основе элективного курса Ю. 1 67.72kb.
Рабочая программа составлена на основе элективного курса Ю. 1 62.59kb.
Программа элективного курса "Подготовка к гиа по новой форме по химии" 1 67.73kb.
Программа элективного курса «Проблемы стэ» 1 44.92kb.
Рабочая программа элективного курса для 10 класса 1 161.59kb.
Элективный курс «Хромосомы и пол. Основы Менделизма» 1 136.26kb.
Программа элективного курса: «История философских воззрений на развитие... 1 143.49kb.
Парменид. Из поэмы «о природе». Фрагменты 1 258.87kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Программа элективного курса - страница №1/1

Программа элективного курса



Пояснительная записка.
Элективный курс «ИНДИКАТОРЫ» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится 8 часов.

Основная цель данного курса – создание условий для формирования и развития у обучающихся:

-интеллектуальных и практических умений в области химического эксперимента, позволяющих исследовать явления природы,

- интереса к изучению химии,

- умения самостоятельно приобретать и применять знания,

- творческих способностей, умение работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Создание мотивационной основы для осознанного выбора профиля.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения и навыки:

- обращение с химическим оборудованием и реактивами,

- наблюдать и изучать химические явления и свойства веществ,

- описывать результаты наблюдений,

- выдвигать гипотезы,

- проводить химический эксперимент, используя знания техники безопасности,

- отбирать необходимые для работы приборы и реагенты,

- представлять результаты своей работы в виде таблиц, графиков,

- делать выводы.

- обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссиях.



Задачи курса:

- расширить знания о практической роли химии,

- развивать самостоятельность в приобретении новых знаний.

-совершенствовать практические умения и навыки,

- формировать умение планировать и проводить химический эксперимент с окружающими нас веществами.
Основные методы , приемы:

рассказ, беседа, работа с дополнительной литературой, лабораторные работы, исследовательские работы, практические работы, проекты, конференции.


Формы работы: индивидуальная, групповая.
Новизна программы.
Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Позволяет совершенствовать химические знания, умения и навыки учащихся.
Ожидаемые результаты.
Программа данных элективных курсов дает возможность

- Повысить интерес к предмету.

- Расширить и углубить знания учащихся по применению индикаторов.

- Подготовить учащихся для изучения в старшем звене темы «Гдролиз солей» и « Водородный показатель».

- Совершенствовать умения и навыки учащихся в проведении химического эксперимента.

- Подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.

- Повысить успешность учащихся в изучении химии.

Содержание программы.
Содержание элективного курса позволяет развивать идеи, заложенные в базовом курсе химии, дополнять их новыми знаниями, что существенно расширяет кругозор учащихся, повышает воспитательный потенциал обучения, позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности в области химии. Вместе с тем содержание курса позволяет ученику любого уровня включаться в учебно-познавательный процесс.

Данный курс углубляет и расширяет знания учащихся о химических методах анализа, способствует овладению методиками исследования. При организации практических занятий учащиеся оказываются в условиях, требующих от них умения планировать эксперимент, грамотно проводить наблюдения, фиксировать и описывать его результаты, обобщать и делать выводы, а также осваивать научные методы познания.

Кроме того, предлагаемые работы вырабатывают у учащихся умения ставить конкретные задачи и решать их с помощью конкретных методик.

Программа курса предусматривает и самостоятельную работу учащихся с учебной, справочной и научно - популярной литературой, подготовку реферата и проведение конференции, что способствует развитию навыков самообразования, умение пропагандировать свои знания с целью повышения эффективности естественнонаучного образования учащихся.


Тема 1. Введение. Техника безопасности при работе в химической лаборатории. Кислотно-щелочные индикаторы используемые в химических лабораториях (1 час ).

Цель: активизировать знания учащихся по правилам техники безопасности при работе с химическим оборудованием и реактивами.

Познакомиться с историей использования индикаторов в химических лабораториях.

СОДЕРЖАНИЕ: нагревательные приборы, химическое оборудование, опасные вещества (кислоты, щелочи), первая медицинская помощь при химических и термических ожогах. История открытия индикаторов (см. Приложение 1). Испытание индикаторами (лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин) растворов кислот и щелочей.
Тема 2. Растения – индикаторы. Получение растительной вытяжки и приготовление индикаторов. (1 час).

Цель: познакомить учащихся с растениями-индикаторами, научить готовить вытяжку из растений и на основе этой вытяжки изготовлять индикаторы.

СОДЕРЖАНИЕ. Демонстрация растений-индикаторов.

Лабораторная работа. Приготовление растительной вытяжки. ( см. Приложение 3).


Тема 3. Практическая работа. Изменение окраски растительных индикаторов в разных средах. (1 час)

Цель: испытать растворы кислот и щелочей растительными индикаторами, выяснить характер окраски индикатора в зависимости от среды раствора.

СОДЕРЖАНИЕ. На данном занятии учащиеся изучают изменение окраски индикаторов, полученных на предыдущем занятии. Результаты заносят в таблицу ( см. Приложение 4 ).
Тема 4. Водородный показатель. Значение водородного показателя в практической деятельности человека.(1 час)

Цель: познакомить учащихся с понятием водородный показатель, научить пользоваться универсальным индикатором для определения рН раствора.

СОДЕРЖАНИЕ. На данном занятии учащиеся изучают понятие «водородный показатель», учатся его рассчитывать, проводят лабораторную работу по изучению универсального индикатора.

Тема 5. Гидролиз солей. Испытание растворов солей индикаторами. (2 часа)

Цель: познакомить учащихся с понятием гидролиза, изучить практическое значение гидролиза солей.

СОДЕРЖАНИЕ. Понятие гидролиза. Лабораторная работа: испытание растворов солей индикаторами. Использование явления гидролиза солей в медицине, технике, в быту.


Тема 6. Буферные растворы.(1 час)

Цель: познакомить учащихся с понятием «буферные растворы», изучить значение буферных растворов в природе.

СОДЕРЖАНИЕ. Буферные растворы. Буферное действие и его значение.
Тема 7. Итоговое занятие.(1 час) Решение экспериментальных задач. « Практическое использование индикаторов», викторина.

Цель: Подвести итог, показать значение знаний о поведении индикаторов в различных средах для решения качественных задач, провести игру-викторину по данному курсу для выяснения степени усвоения материала программы.

СОДЕРЖАНИЕ. Решение качественных задач, игра-викторина. ( см. Приложение ).

Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащимся необходимо уметь:

-Определять понятия: индикатор, водородный показатель, гидролиз соли, буферный раствор.

- Объяснять поведение некоторых индикаторов в различных средах ( фенолфталеина).

-Характеризовать изменение окраски индикаторов в различных средах.

-Проводить химический эксперимент.

- Соблюдать правила техники безопасности при работе с химическими реактивами и оборудованием.

-Работать с дополнительной литературой.

Учебно-тематический план


№ п/п

Наименование разделов и тем


Всего часов



Формы обучения

Образователь-ный продукт



лекции

Семинары

лаб.работы



практич. занятия

1.

Введение. Техника безопасности. Кислотно-щелочные индикаторы, используемые в химических лабораториях.

1

1

1




Опорный конспект, тезисы, сообщение уч.

2

Растения- индикаторы. Получение растительной вытяжки, приготовление индикаторов.

1




1




Сообщение учащихся, опорный конспект

3

Изменение окраски растительных индикаторов в различных средах.

1







1

Опорный конспект, отчет о практ. раб.

4

Водородный показатель. Значение водородного показателя в практической деятельности человека.

1

1

1




ответы на вопросы, тезисы

5

Гидролиз солей.

2

1




1

опорный конспект

отчет


6

Буферные растворы. Значение буферных растворов.

1










Опорный конспект, ответы на вопросы

7

Итоговое занятие. Решение качественных задач, игра - викторина. Конференция.

1




1

1

Решённые задачи, исследовательские работы.




Всего

8 часов














Критерии оценивания.


Инструментарий контроля образовательных достижений учащихся.

Критерии оценивания.


самостоятельно подготовленный реферат, доклад, сообщение.

1 балл


отчет о выполненной практической работе

1 балл

защита творческих проектов

2 балла

итоговая конференция

2 балла




Максимум набранных баллов не должен превышать 10 баллов.



Темы рефератов и творческих работ.


  1. История использования индикаторов в химических лабораториях.

  2. Растения- индикаторы.

  3. Значение гидролиза солей в быту и медицине.

  4. Значение буферных растворов в природе.

  5. Кислотно-щелочные индикаторы, используемые в лабораториях.

  6. Определение показателя кислотности атмосферных осадков.

  7. Поведение мыла в различных растворителях.



Учебно-методическое обеспечение курса.

Литература для учащихся.

1. «Химия после уроков». В. М. Байкова. 1976 г.

2. «История химии». Л.И. Менько, В.С.Шнаревич.

3. « Химия 11 класс» О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова. 2005 г.

4. «Энциклопедический словарь юного химика». 1982 г.

5. « Энциклопедия для детей « Аванта +». 2000 г.

6. «Химия в повседневной жизни человека». Г.В. Пичугина. Москва 2004 г.

7. «Удивительный мир органической химии». А.И. Артеменко. Москва 2004 г.

8. «Полезная химия: задачи и истории». Л.Ю. Аликберова, Н.С. Рукк Москва 2005 г.

9. « Химия и медицина: Книга для чтения». К.А. Макаров. Москва 1981г.




Литература для учителя.


  1. «Химия. Справочник школьника и студента». Зоммер, Вюнш, Цетлер. М. 1999 г.

  2. « Физическая и коллоидная химия». И.С. Галинкер,П.И. Медведева. М. 1972 г.

  3. «Общая химия» Н.Л. Глинка. Ленинград 1983 г

  4. «Химия в вашем доме». А.М.Юдин Москва Химия 1990 г.

Приложение 1.



История открытия индикаторов.

Впервые применение индикаторов описал английский учёный Роберт Бойль. Он заметил, что отвары цветов некоторых растений в растворах щелочей и кислот приобретают неодинаковую окраску. В 1667 году, пропитав фильтровальную бумагу отваром тропического лишайника лакмуса и отваром фиалок и васильков, Бойль положил начало применению индикаторной бумаги. Это произошло следующим образом. В лаборатории горели свечи, в ретортах что-то кипело, когда некстати вошёл садовник. Он принёс корзину с фиалками. Бойль очень любил фиалки. Взяв несколько цветков, понюхал и положил на стол.

Опыт начался. Открыли колбу, из неё повалил едкий пар. Пар быстро расползался по столу. Глаза Бойля оживились, учёный принялся за работу…

Когда же опыт закончился, он случайно взглянул на цветы – они дымились. Чтобы спасти любимые фиалки, Бойль опустил их в сосуд с водой. И – что за чудеса – фиалки, их тёмно – фиолетовые цветы, стали красными. Но это было не сказочное чудо , а чудо химии.

Учёный велел помощнику готовить растворы и опускать в них лепестки фиалок, в некоторых растворах фиалки медленно начинали краснеть, как будто бы подсказывали что-то неизвестное. Таким образом были исследованы многие растения, кора деревьев, лишайники. В отвар лакмусового лишайника он помещает фильтровальную бумагу, высушивает её и использует для определения растворов. Эти «хитрые» бумажки Роберт Бойль назвал ИНДИКАТОРАМИ, что в переводе означает « указатель».

Первые индикаторы были растительного происхождения, Современные индикаторы в основном – продукты химического синтеза: фенолфталеин, метиловый оранжевый , метиловый красный и др.

Индикатор фенолфталеин довольно распространённый индикатор, который в кислой и нейтральной среде бесцветен, а при pH 8,2-9,8 становится малиново-красным (интервал индикаторного перехода [12 pH=-lg[H+], так обычно выражают концентрацию ионов водорода - показатель кислотности раствора. Или, если сказать по-другому, pH=x означает, что концентрация ионов H+ в растворе равна 10-x моль/литр. В нейтральной среде pH=7, в кислой среде pH<7, в щелочной, соответственно, pH>7]), это объясняется тем, что в щелочной среде в результате перераспределения электронной плотности в его молекуле образуется хиноидная структура (хромофор), который и придаёт малиновую окраску соединению.


В сильно щелочной среде (pH ~ 13) фенолфталеин теряет свою окраску и становится опять бесцветным.:

Приложение 2.



Лабораторная работа №1.
Испытание растворов кислот и щелочей различными индикаторами.

Цель работы: изучить окраску индикаторов в различных средах, составить

сравнительную таблицу.


Оборудование: растворы кислот соляной, уксусной,

растворы щелочей: гидроксида натрия и гидрата аммиака,

растворы индикаторов: лакмуса, метилового оранжевого,

фенолфталеина, ализариновый красный, индигокармин,

малахитовый зелёный.

Дистиллированная вода.

Пробирки.
Ход работы.
Налейте в пробирки по 2 мл растворов кислот и щелочей, в каждую пробирку добавьте по 2-4 капли индикаторов. Что наблюдаете? Свои наблюдения занесите в таблицу. В пробирки налейте по 2мл дистиллированной воды и добавьте по 2-4 капли индикаторов. Какой цвет имеют индикаторы в нейтральной среде? Наблюдения занесите в таблицу.


индикатор

HCl

(сильная кислота)



CH3COOH

(слабая кислота)



H2O

(вода)


NH3.H2O

(слабое основание)



KOH

(сильное основание)



Лакмус


(окраска)













Метиловый оранжевый
















Фенолфталеин

















Ализариновый красный С
















Индигокармин

















Малахитовый зеленый

















Вывод: Используя различные индикаторы, зная их окраску в различных средах

можно определять характер среды.

Приложение 3

Лабораторная работа №2.
Приготовление индикаторов из растительного сырья.
Цель работы: научиться получать вытяжку из растительного сырья, для

приготовления индикаторв.


Оборудование: фарфоровые ступки и пестики, воронки, фильтровальная бумага

химические стаканы, спиртовки, спички, растительное сырьё,

дистиллированная вода, этиловый спирт, пробирки.


Ход работы.
1.Для приготовления растительной вытяжки берут 50 г. растительного сырья, измельчают при помощи пестика в фарфоровой ступке и заливают 200 мл дистиллированной воды.

Смесь кипятят в течении 2 минут, охлаждают и фильтруют. Полученный фильтрат разбавляют спиртом в соотношении 2 : 1. Спирт предохраняет полученную вытяжку от порчи.

2. Фильтровальную бумагу пропитать полученной смесью, высушить , нарезать тонкими полосками и использовать в качестве индикаторов.

Отчет о работе.


Сырьё для приготовления индикатора

Естественный цвет индикатора

Цвет в кислой среде

Цвет в щелочной среде

































Приложение 4


Испытание индикаторов


Сырьё для приготовления индикаторов

Весов. соотнош. растител.

сырья и воды

Естественный

цвет индикатора

Изменение цвета в кислоте

Изменение цвета в щёлочи


Плоды крушины

1:4

фиолетовый

Красно-фиолетовый

Ярко-зелёный

Плоды черемухи

1:4

Красно-фиолетовый

красный

зеленый

Плоды бузины красной

1:4

Красно-бурый

Не изменяется

жёлтый

Ягоды черники

1:4

Светло-фиолетовый

фиолетовый

Грязно-зелёный

Корнеплоды столовой свёклы

1:1

Красный

Ярко-красный

жёлтый

Плоды вишни

1:4

Тёмно-красный

Ярко-красный

Грязно-зелёный

Венчики цветов лесной герани

1:10

фиолетовый

сиреневый

Зеленовато-жёлтый

Венчики цветов красного георгина

1:10

Красно-бурый

Не изменяется

Желтый

Листья фиолетовой капусты

1:2

Бледно-розовый

розовый

Зеленый

Венчики цветов иван-да-марья

1:10

фиолетовый

розовый

Желтый































Урок № 8. Итоговое занятие. По волнам наших знаний.

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по курсу « Индикаторы», осуществить контроль за степенью усвоения материала, формировать умение решать качественные задачи , используя знания полученные на элективных курсах.


Методы и приёмы: беседа, викторина, демонстрационный эксперимент.
Форма работы : групповая.
Оборудование и реактивы: пробирки, стаканы, спиртовки, спички, держатели для пробирок, лимон, чай, растворы СМС, зелёнка, фенолфталеин, горячая вода.
Девиз урока: «Наука только тогда благотворна, когда мы её принимаем не только умом , но и сердцем.» Д.И.Менделеев.
План.

  1. Организационный момент.

  2. Разминка. На разминке учащиеся отвечают на вопросы викторины(вопросы даются на первом занятии).

- Какие вещества называются индикаторами?

-Какой учёный впервые получил индикаторные бумажки и использовал их для химического эксперимента?

- Что означает слово «индикатор»?

-Какие вы знаете растения индикаторы7

-Какие индикаторы используют в химической лаборатории?

- Как изменяется окраска индикаторов в зависимости от среды?

- Что такое водородный показатель? Что он показывает?

- В каких областях человеческой практики необходимы знания о водородном показателе?

-Что такое гидролиз соли? Где в домашних условиях мы имеем дело с этим

Явлением?

- Какие растворы называются буферными? Какое значение они имеют?.
3.Решение качественных задач.

-Демонстрация опыта. В стакан с чаем выдавливаем сок лимона. Наблюдаем обесцвечивание раствора.

Задание: объясните наблюдаемое явление, где можно применить этот процесс в бытовых условиях?

Объяснение: отвар чайных листьев является индикатором и в кислой среде он становится бесцветным. Это явление можно использовать для выведения пятен от чая.

- Демонстрационный опыт. Реклама стала неотъемлемым атрибутом жизни современного человека. Поэтому важно научиться относиться вдумчиво и критично к рекламной информации. Возьмём обычный стиральный порошок и дорогой, Растворим их в горячей воде и добавим несколько капель обычной медицинской зелёнки. Что наблюдаете? Объясните и ответьте на вопрос: каким порошком можно стирать не защищая рук резиновыми перчатками?

Объяснение: зелёнка является индикатором и в сильно- щелочной среде она обесцвечивается. Дорогой порошок при растворении в воде образует сильно щелочную среду, которая может отрицательно повлиять на состоянии кожи рук , поэтому этот порошок следует использовать для стирки в машинах-автоматах.

Лабораторный опыт. В раствор стирального порошка добавьте несколько капель индикатора фенолфталеина. Что наблюдаете? Закрепите пробирку в держателе и нагрейте. Что происходит с окраской? Объясните наблюдаемые явления и ответьте на вопрос: почему стирают в горячей воде , а полоскать рекомендуют в холодной воде?

Объяснение: В горячей воде порошок растворяется лучше, а следовательно процесс гидролиза идёт с большей скоростью и эффективностью, значит стирка в горячей воде будет более эффективной. В холодной воде мыло растворяется хуже, значит быстрее смывается, поэтому полоскать бельё лучше в холодной воде.


Можно использовать следующие задачи: Объясните цитаты из рекламы «Жевательная резинка «Dirol» с ксилитом и карбамидом защищает ваши зубы с утра до вечера.»

Объяснение: Разрушение зубной эмали можно предотвратить путём нейтрализации молочной кислоты, образующейся в ротовой полости каким либо безопасным для организма веществом. В данном случае эту роль выполняет карбамид ( мочевина), формула, которого (NH2)2CO. Мочевина подвергается гидролизу с образованием гидрата аммиака, который нейтрализует молочную кислоту. (NH2)2 + 2 H2O = 2NH3 .H2O + CO2

В продажу поступает много разновидностей зубной пасты «Blend-a-med» c самыми различными добавками. Одна из них называется « Бленд-а-мед-сода-бикарбонат», и реклама убеждает нас, что эта паста наиболее эффективна для профилактики кариеса. Обоснованно ли это утверждение?

Объяснение: Бикарбонат натрия , входящий в состав пасты гидролизуется, образуя щелочную среду, которая нейтрализует молочную кислоту, таким образом защищает зубы от кариеса.

4.Вывод.Закончились элективные курсы, на которых мы с вами многое узнали, многому научились. Думаю , они помогут вам выбрать профиль обучения в старшем звене, решать проблемы, которые перед нами ставит жизнь и профессиональная деятельность людей, а также помогут в выборе своей дальнейшей профессии.


Результаты работы элективного курса.
Оценивать и анализировать результаты работы элективного курса « Индикаторы» будем исходя из поставленных целей: создание условий для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений в области химического эксперимента, интереса к предмету, создание мотивационной основы для осознанного выбора профиля обучения на старшей ступени школы.

На протяжении работы элективного курса число учащихся, желающих посещать такие занятии, увеличивалось. Данный факт можно связать с ростом познавательного интереса учеников к содержанию курса. 2006-2007 учебный год элективный курс посещало 30% учеников 9 классов, 2007-2008 учебный год – 40%, 2008 – 2009 учебный год – 45% учащихся 9 классов. Основной мотив этого роста связан с видимой прикладной значимостью изучения химии, её связью с жизнью. Некоторые учащиеся девятых классов с уверенностью говорят о том, что химия пригодится им на вступительных экзаменах в вуз и в дальнейшем они бы хотели связать свою жизнь с областью химических знаний.

Конечно же, интересы учащихся постоянно меняются, и что далеко не все учащиеся в будущем выберут профессии, связанные с химией, но можно утверждать, что если им предоставится возможность выбора профиля обучения, они осознанно выберут химический профиль.

В повседневной жизни очень часто на выбор дальнейшего профиля обучения и будущей профессии огромное влияние оказывают родители, и личный интерес учащихся просто подавляется их авторитетом. Надо сказать, что на сегодняшний день химия, как профессии связанные с ней, не пользуются популярностью среди учащихся и их родителей. Но не смотря на это, элективные курсы необходимы, т.к. учащиеся должны иметь выбор предпрофильной подготовки. Кроме того, повышение интереса к предмету ведёт к улучшению результатов обучении данному предмету, совершенствуются практические навыки в проведении эксперимента, расширяется кругозор учащихся, что является немаловажным фактором их успешности.

В заключении хочется сказать, элективные курсы имеют большое значение, т. к. их конечная цель - дать возможность каждому учащемуся самостоятельно выстроить индивидуальную образовательную траекторию.

Методическая разработка

Занятия № 12. Тайнопись.

Форма занятия: семинар- практикум, работа в группах.

Образовательный продукт: решенные задачи.

Ход занятия:



  1. Вступительное слово учителя.

Что такое тайнопись? Что такое симпатические чернила?

Цель занятия и объяснения задания учащимся.



2. Задание. Работа в группах.

После уроков Миша подошёл к Пете и протянул ему чистый лист бумаги. Это - письмо, написанное невидимыми чернилами, - сказал он. Подержи его над чашкой с нашатырным спиртом, и ты увидишь, что там написано. Петя пришёл домой, взял в аптечке нашатырный спирт, перелил его в чашку и подержал над ней лист бумаги. На бумаге действительно появился текст малинового цвета. И это было решение домашней задачи по математике! Петя побежал за тетрадью, чтобы переписать туда решение. Но пока он бегал, надпись исчезла. Перед ним снова был чистый лист.
(1) Какими "чернилами" было написано письмо?
(2) Что Петя должен был сделать, чтобы надпись снова появилась?
(3) Что нужно сделать, чтобы надпись появилась и больше не исчезала?


  1. Комментарии учителя по выполненному заданию.

Несколько школьников предложили самое правильное решение этой задачи. Они посчитали, что Пете было бы полезнее не химичить дома на кухне, а решать домашние задачи по математике самостоятельно.

Тем не менее, необходимо разобраться с химической стороной этого преступного списывания:

1) Письмо было написано фенолфталеином.

Когда Петя подержал письмо над чашкой с нашатырным спиртом, листок пропитался парами аммиака. При этом происходит взаимодействие аммиака с водой, сорбированной на волокнах бумаги:

NH3 + H2O --> NH4++OH-.

Среда в толще бумаги становится щелочной, и индикатор меняет окраску.

2) С этим пунктом проблем практически не возникло, очень многие совершенно справедливо предлагали подержать листок над чашкой с нашатырным спиртом ещё раз, однако полный ответ в этом пункте включал объяснение, почему надпись исчезла, пока Петя бегал за тетрадкой. Дело в том, что аммиак быстро испарился и фенолфталеин вернулся в прежнюю форму.

3) Фенолфталеин меняет свою окраску при действии любого основания. Аммиак плох тем, что летуч. Но практически все остальные основания не обладают этим недостатком. Поэтому, чтобы надпись появилась и больше не исчезала, можно обработать письмо раствором обычной щёлочи, например NaOH.

Но у NaOH и многих других гидроксидов есть свои недостатки - они слишком "едкие" - требуют аккуратного обращения: вызывают химические ожоги при попадании на кожу, слизистые оболочки; попадание в глаза - это серьёзная травма.

Кроме экспериментатора NaOH "разъедает" и обычную бумагу (она "расползается", а после высыхания рассыпается в труху). Поэтому гидроксиды для целей нашей задачи скорее всего не подходит. К тому же они не используются в быту (по тем же вышеописанным причинам). Петя скорее всего не найдёт таких веществ у себя дома.

Щелочную среду могут создавать и другие, в том числе более "бытовые" вещества, например, раствор питьевой (NaHCO3) или стиральной (Na2CO3) соды в воде. Это происходит в результате гидролиза:

Na2CO3(разб.) = 2Na+ + CO32-,   CO32- + H2O + OH-


NaHCO3(разб.) = Na+ + HCO3-,   HCO3- + H2O + OH-

В результате взаимодействия образовавшихся таким образом в растворе ионов OH- с молекулами фенолфталеина образуется окрашенная форма этих молекул.

Раствор соды нужно наносить аккуратно, чтобы не смыть текст (например, кисточкой, или приложить письмо к смоченному в растворе листу бумаги или куску ткани). Окунуть целиком в раствор соды само письмо - идея не очень хорошая.

Очень разумными, но, к сожалению, не совсем химическим было предложение нескольких участников обвести надпись ручкой или карандашом, поместить в пакет и даже заламинировать.

Распространённым был вариант обмакнуть письмо в нашатырный спирт. Проблему быстрого испарения аммиака можно этим решить, но надпись смоется, бумага размокнет, и переписать задачу по математике Петя уже не сможет.

  1. Дополнительный материал. Выступление учащегося с сообщением

«Симпатические (невидимые чернила)».


Употребление симпатических (невидимых) чернил подразумевает запись неразличимую в обычных обстоятельствах, но появляющуюся после химической или физической проявки. Это есть вариант стеганографии. Как же сделать такие чернила, которые невидимы при обычных условиях, а проявляются при обработке на теплом и т.д.?

Процесс употребления хороших симпатических чернил (не говоря об их изготовлении) включает следующие нюансы: - запись ведется на листе бумаги повышенного качества тонким и длинным деревянным острием, пропитанным нужными чернилами (к примеру, зубочисткой или спичкой в обкрутке ватой), тоненьким стерженьком фломастера, либо тонкой кисточкой; главное, чтобы данное "перо" не царапало бумагу;

- и до, и после написания лист тщательно разглаживается с обеих сторон по разным направлениям мягкой материей, скрывая тайнопись в поверхностном слое бумаги;

- лист с тайнописью обрабатывается паром, а после зажимается между страницами объемной книги и хорошо высушивается. Ежели на нем появятся следы от "химии" или они будут видны под ультрафиолетовыми лучами - запись бракуется;

- если все в порядке - то на листе со скрытой информацией пишут открытое письмо или же некую другую безобидную фактуру (скажем, стихотворение).

Страхуясь от любительских попыток выявить тайнопись методом "тыка", можно задействовать различные уловки, включая, скажем, нитрование бумаги (вспыхнет при избыточном нагреве) или же выполнение записи "светопером" (светодиодом) на очень чувствительной к свету бумаге (написанное исчезает на фоне от засветки при освещении дневным светом).

Для проявления тайнописи надо воспользоваться соответствующим реактивом и подобающей методикой. Сам проявитель здесь наносится через касание - протирку губкой (ватным тампоном), через обрызгивание из пульверизатора, или другим доступно-оптимальным способом. В температурных вариациях задействуют проглаживание утюгом или нагрев возле электролампочки.

*В качестве приемлемых чернил для тайнописи можно использовать очень многие из подворачивающихся под руку веществ: лекарства, бытовую химию и даже отдельные продукты. Короткий список симпатических чернил подобного рода с упоминанием их проявителя представлен нами ниже. Сухие вещества здесь растворяются в воде или же в спирте, а концентрация состава устанавливается на опыте.

1. Пиво и белое вино - пепел сожженной бумаги (текст слегка увлажняется дыханием).

2. Сахарная вода и фабричный яблочный сок - пепел бумаги (при увлажнении текста).

3. Яблочный сок (при "макании" в яблоко) и молоко (разбавленное) - нагрев.

4. Сок лука и брюквы - нагрев.

5. Пищевая лимонная кислота - бензилоранж.

6. Пирамидон (в спиртовом растворе) - нагрев.

7. Вяжущие средства для дезинфекции рта и глотки - нагрев.

8. Аспирин - соли железа.

9. Фенолфталеин - всякая разбавленная щелочь (скажем, гашеная известь).

10. Квасцы - нагрев.

11. Серная (аккумуляторная) кислота (при 10-15%) - нагрев.

12. Воск (хоть как-то заостренный фрагмент свечи) - кальция карбонат, или зубной порошок (посыпать и стряхнуть).

13. Стиральный порошок - свет лампы ультрафиолета (скажем, от пробника валюты).

14. Слюна - сильно разбавленные водой чернила. Очень удобным способен оказаться иной раз метод так называемого "водяного давления", следуя которому надо смочить водой лист нелинованной бумаги и поместить его на некую стеклянную подложку (скажем, на зеркало). На этот лист кладут другой сухой бумажный лист, и затем твердым карандашом или густым стержнем от шариковой ручки пишут необходимый текст. Пока бумага влажная - текст будет виден, а как только она высохнет - исчезнет. После того как лист станет сухим, на нем нерастворимыми в воде чернилами пишут какое-либо маскировочное послание. Чтобы сокрытое сообщение появилось, надо всего лишь сунуть лист в любую воду и тут же вытащить его обратно.



5. Задание на дом. Напишите послание своему другу, используя любой из названных в сообщении методов применения симпатических чернил.