Программа элективного курса «Русская словесность». Формирование читательской грамотности» для 5 класса создана на основе государстве - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Данный элективный курс разработан на основе программы элективного... 1 130.9kb.
Рабочая программа элективного курса 1 75.08kb.
Рабочая программа элективного курса для 10 класса 1 161.59kb.
Программа элективного курса для 9-го предпрофильного класса 1 67.37kb.
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе... 7 889.31kb.
Программа элективного курса по географии для 9 класса 1 97.33kb.
Элективный курс «Хромосомы и пол. Основы Менделизма» 1 136.26kb.
Рабочая программа составлена на основе элективного курса Ю. 1 67.72kb.
Рабочая программа составлена на основе элективного курса Ю. 1 62.59kb.
Пояснительная записка Программа элективного курса «Здоровье, красота... 1 57.1kb.
Рабочая программа для обучающихся 11 б (физико-математического) 1 218.42kb.
Календарно-тематическое планирование уроков для обучающихся «г у. 5 579.11kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Программа элективного курса «Русская словесность». Формирование читательской грамотности» - страница №1/1

Русская словесность

Пояснительная записка
Программа элективного курса «Русская словесность». Формирование читательской грамотности» для 5 класса создана на основе государственной программы «Основы русской словесности. От слова к словесности. 5 – 9 классы» автора Р. И. Альбетковой. Программа рекомендована МО Российской федерации и рассчитана на 18 часов.

Курс 5 класса рассчитан на 1 час в неделю во втором полугодии.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



кол-во

часов


Наименование раздела и тем

1.

1

ЧТО ТАКОЕ СЛОВО

2.

2

СЛОВЕСНОСТЬ

3.

4

БОГАТСТВО ЛЕКСИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

4.

2

ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

5.

4

ТЕКСТ

6.

1

СТИХИ И ПРОЗА

7.

1

УСТНАЯ НАРОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ

8.

1

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭПИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

9.

1

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

10.

1

ЛИТЕРАТУРНОЕ ДРАМАТИЧЕКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Итого: 18 часов


Календарно-тематическое планирование

№п/п

дата


Темы

ЧТО ТАКОЕ СЛОВО

1


Слово как единица языка и как словесное высказывание.

Как возникло слово?

Для чего служат слова?

СЛОВЕСНОСТЬ

2


Словесность. Формы словесности.

Разговорный язык. Разговорный язык и литературный язык.

Просторечие.

3


Литературный язык.

Язык художественной словесности.



Богатство лексики русского языка

4


Лексическое значение слова.

Слова однозначные и многозначные.

Слова-термины

5


Синонимы. Омонимы. Антонимы.

6


Новые слова. Устаревшие слова.

7


Фразеологизмы.

ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

8


Что такое переносное значение слова. Сравнение. Эпитет.

9


Аллегория.

ТЕКСТ

10


Что такое текст. Тема текста. Основная мысль (идея) текста.

11


Способ связи предложений в тексте.

12


Формы словесного выражения. Повествование. Описание. Рассуждение.

13


Формы словесного выражения. Диалог и монолог.

СТИХИ И ПРОЗА

14


Стихотворная и прозаическая форма словесного выражения.

Ритм. Интонация. Цель высказывания и интонация. Особенности интонации в стихах.Рифма в стихах. Строфа.

УСТНАЯ НАРОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ

15


Произведения устной народной словесности.

Сказки их виды. Особенности языка сказок. Сказка и правда. Небылицы. Пословицы и поговорки. Загадки. Особенности языка загадок.

Скороговорки. Считалки. Дразнилки. Потешки.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭПИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

16


Литературное эпическое произведение.

Литературная сказка. Басня. Особенности языка басен. Рассказ, повесть, роман. Особенности языка эпического произведения. Сюжет и эпизод произведения.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

17


Литературное лирическое произведение.

Стихи о природе. Зачем поэт говорит стихами. Стихи о животных. Стихи, в которых рассказывается о каких-либо животных.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ДРАМАТИЧЕКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

18


Что такое драматическое произведение.

Отличие пьесы-сказки от эпической литературной сказки.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Согласовано с зам. дир. по УР _______________ (Баландина Л.Ф.)


Содержание обучения, перечень практических работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету.
Литература

Для учителя

Бельчиков Ю. А. Лексическая стилистика: Проблемы изучения и обучения. — М.,1998.

Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М., 1963.

Виноградов В. В. Избранные труды: О языке ху­дожественной прозы. — М., 1980.

Виноградов В. В. Проблемы русской стилисти­ки. - М., 1981.

Винокур Г.О. О языке художественной литературы / Сост. Т. Г. Винокур; Предисл. В. П. Григорьева. — М., 1991.

Власенков А. И. Русская словесность. Интегри­рованное обучение русскому языку и литературе: Програм­мы. Содержание работы по классам: V—VIII классы. — М., 1998.

Горшков А. И. Русская словесность: От слова к сло­весности:. Учеб.пособие для учащихся 10—11 кл. общеобразоват. учреждений. — М., 1995. (Любое последующее из­дание.)

Горшков А. И. Русская словесность: От слова к сло­весности: Сб. задач и упражнений: Пособие для учащихся 10—11 кл. обшсобразоват. учреждений. — М., 1997. (Любое последующее издание.)

Горшков А. И. Русская словесность. Метод, реко­мендации кучеб, пособию для 10—11 кл. «Рус.словес­ность. От слова к словесности»: Кн. для учителя. — М., 1996.

Горшков А. И. Теория и история русского лите­ратурного языка. — М., 1984.

Горшков А. И. Композиция художественного текс­та как объект лингвистического исследования // Русский язык: Проблемы художественной речи. Лексикология и лек­сикография. — М., 1981.

Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить работать с книгой. — М., 1995.

Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Дорога к книге: Психологи — учителям лите­ратуры / Научн. ред. Г. Г. Граник. – М., 1996.

Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалисти­ческого стиля. — М., 1957.

Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. — М., 1965.

Гуковский Г. А. Изучение литературного произ­ведения в школе. — М.; Л., 1966.

Ковалевская Е. Г. Анализ текстов художествен­ных произведений. — Л., 1976.

Колесов В. В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завт­ра. - СПб., 1998.

Ларин Б. А. Эстетика слова и язык писателя. — Л., 1974.

Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литерату­ры. – Л., 1967.

Лотман Ю. М. Структура художественного текс­та. – М., 1970.

Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. — Л., 1972.

Львова С. И. Уроки словесности. 5—9 кл.: Пособие для учителя. — М., 1997.

Максимов Л. Ю. О языке и композиции художе­ственного текста // Язык и композиция художественного текста / Отв. ред. Л. Ю. Максимов. — М., 1983.

Новиков Л.А. Художественный текст и его ана­лиз. – М., 1988.

Одинцов В. В. Стилистика текста, — М., 1980.

Одинцов В. В. О языке художественной прозы: По­вествование и диалог. — М., 1983.

Пешковский А. М. Избранные труды. — М., 1959.

Потебня А. А. Теоретическая поэтика / Сост. А. Б. Муратова, — М., 1990.

Пустовойт П. Г. Слово. Стиль. Образ. — М.. 1965.

Скворцов Л. И. Теоретические основы культуры речи. — М., 1980.

Скворцов Л. И. Художественная литература и нормы языка // Русский язык: Проблема художественной речи. Лексикология и лексикография. — М., 1981.

Слово и образ: Сб. статей. — М., 1964.

Томашевский Б. В. Стилистика и стихосложе­ние. — Л., 1959.

Тынянов Ю. Н. Проблемы стихотворного языка: Статьи. - М., 1965.

Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Ки­но. - М., 1977.

Шанский Н. М. О курсе «Русская словесность» на продвинутом этапе обучения (X—XI классы) //. Русский язык в школе. — 1994. — №5.

Шмелев Д. Н. Слово и образ. — М., 1964.

Шмелев Д. Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. — М., 1977.

Щерба Л. В. Опыт лингвистического толкования стихотворений: I. «Воспоминание» Пушкина. II. «Сосна» Лермонтова в сравнении с ее немецким прототипом // Щерба Л. Б. Избранные работы по русскому языку. — М., 1957.
Для учащихся

Учебник «Русская словесность. От слова к словесности 5 класс»

Арсирий А. Т. Занимательные материалы по рус­скому языку. — М., 1995.

Вартаньян Э. Д. Из жизни слов. — М., 1960.

Горшков А. И. Все богатство, сила и гибкость язы­ка: А. С. Пушкин в истории русского языка. — М., 1993.

Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. — М., 1984.

Максимов В. И. Точность и выразительность сло­ва. - Л., 1968.

Наровчатов С. С. Необычное литературоведение. — М.. 1970.

Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. — М., 1976.

Паустовский К. Г. Золотая роза. (Любое издание.)

Солганик Г. Я. От слова к тексту. — М., 1993.

Успенский Л. Слово о словах. (Любое издание.)



Чуковский К. И. Живой как жизнь. (Любое из­дание.)

Шанский Н. М. Занимательный русский язык. — М., 1996. - Ч. 1, 2.