Программа элективного курса для 9-го предпрофильного класса - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа элективного курса для 10 класса 1 161.59kb.
Программа элективного курса по географии для 9 класса 1 97.33kb.
Пояснительная записка Программа элективного курса «Здоровье, красота... 1 57.1kb.
Рабочая программа элективного курса 1 75.08kb.
Программа элективного курса «Русская словесность». Формирование читательской... 1 73.56kb.
Программа элективного курса для 9 класса 1 22.87kb.
Программа элективного курса по английскому языку для учащихся 9-го... 1 75.46kb.
Программа элективного курса 1 261.25kb.
Элективный курс «Хромосомы и пол. Основы Менделизма» 1 136.26kb.
Программа коррекции личностной тревожности у младших подростков (4-6... 1 145.77kb.
Развивать творческое мышление учащихся, воображение и фантазию 1 52.84kb.
Общие и частные проблемы функциональных стилей. М.: Наука, 1984. 1 177.17kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Программа элективного курса для 9-го предпрофильного класса - страница №1/1

МОУ ТЮКОВСКАЯ СОШ

Программа элективного курса

для 9-го предпрофильного класса

«ДЕЛОВОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»

Касумова Жанна Курбановна.

Воронежская область,

Борисоглебский район,

село Тюковка.

2005 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса “Деловой русский язык” предусматривает предпрофильную подготовку учащихся 9 классов в той сфере русского языка, которая связана с его функционированием в области официально-делового стиля речи.

Цель курса заключается, с одной стороны, в расширении лингвистического кругозора обучаемых за счет усвоения новых знаний о структуре и особенностях официально-делового стиля, а с другой – это главное – в профессиональной ориентации учащихся 9 классов.

Данная программа представляет официально-деловой стиль в системе изучения стилистики как наиболее полный и самостоятельный с практической точки зрения курс.

Практический подход позволяет, во-первых, наиболее полно и последовательно представить материал курса, дать учащимся необходимые сведения об официально-деловом стиле и сформировать с опорой на них соответствующие стилистические умения, позволяющие составлять и редактировать деловые бумаги; во-вторых, даёт возможность учащимся научиться ориентироваться в мире профессий.

Отбор учебного материала для программы подчинен общей цели предпрофильного обучения в общеобразовательных учреждениях и его главным задачам, которые могут быть сформулированы следующим образом:



  • ознакомить учащихся с особенностями официально-делового стиля;

  • расширить и углубить знания учащихся об языковых особенностях официально-делового стиля;

  • отработать навыки учащихся в умении пользоваться разнообразными стилистическими средствами делового русского языка;

  • ознакомить учащихся с миром профессий.

В результате изучения курса “Деловой русский язык” учащиеся должны:

  • понимать назначение официально-делового стиля речи; уяснить его самостоятельность и связь с другими стилями;

  • усвоить понятия “стили и подстили речи”, “функциональные стили русского литературного языка”, “ официально-деловой стиль”, “жанры официально-делового стиля”, “стилистическая норма”;

  • знать средства языка официально-делового стиля и уметь ими пользоваться;

  • уметь составлять и рецензировать тексты официально-делового стиля: дипломатические статьи, статьи закона, служебную переписку, заявления, автобиографию, расписки, доверенности, справки, письменные отчеты о работе и др.;

  • ориентироваться в мире профессий и уметь связывать их с понятием “деловой русский язык”.

Касаясь технологии обучения деловому русскому языку, следует отметить, что она должна представлять собой естественное продолжение той системы работы, которая проводилась в базовом звене, однако, учитывая практическую направленность курса, можно говорить о целесообразности повышения на занятиях роли лекции как способа сообщения теоретических сведений, об активизации самостоятельной деятельности учащихся (итог занятия – практические работы учащихся), о расширении и разнообразии заданий творческого характера, связанных с профессиями.

Программа рассчитана на 8 часов: 1 час в неделю.

В конце программы предлагается список научно-учебной и справочной литературы, адресованной учителю и учащимся.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


 №

Наименование тем

Количество часов

Форма контроля

1

Стили русского языка. Официально-деловой стиль.

1

Тестирование

2

Официально-документальный подстиль. Язык дипломатии. Мир профессий “человек - человек”.

1

Составление документа

3

Официально-документальный подстиль. Язык законов. Мир профессий “человек - техника”.

1

Составление документа

4

Обиходно-деловой подстиль. Служебная переписка. Мир профессий “человек - природа”.

2

Составление документа

5

Обиходно-деловой подстиль. Деловые бумаги. Мир профессий “человек - художественный образ”.

2

Редакция

текста


6

“Опасные канцеляризмы”.

1

Защита творческой работы


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Тема 1. Стили русского языка. Официально-деловой стиль.

Функциональные стили русского языка, их основные черты. Понятие официально-делового стиля. История развития официально-деловой речи на Руси. Особенности официально-делового стиля. Официально-документальный и обиходно-деловой подстили.



Тема 2. Официально-документальный подстиль. Язык дипломатии. Мир профессий “человек - человек”.

История языка дипломатии. Система терминов. Правила дипломатической вежливости в языке. Синтаксическое построение дипломатических статей. Связь официально-документального подстиля и языка дипломатии с профессиями группы “человек - человек”, труд которых направлен на воспитание, обучение, информирование. Психологическая характеристика людей, относящихся к профессиям “человек - человек”. Составление дипломатической статьи.



Тема 3. Официально-документальный подстиль. Язык законов. Мир профессий “человек - техника”.

Язык законов – официальный язык государственной власти. Особенности языка законов: точность выражения мысли, обобщенность выражения. Терминология и синтаксис языка законов. Применение языка законов в профессиях группы “человек – техника“. Составление статьи закона.



Тема 4. Обиходно-деловой подстиль. Служебная переписка. Мир профессий “человек - природа”.

Понятие служебной переписки, её отличие от произведений эпистолярного жанра. Стандартизованность – главная особенность языка служебной переписки. Содержательные аспекты делового письма. Синтаксическая модель предложения и её речевые варианты.

Необходимость использования служебной переписки в профессиях группы “человек – природа”, деятельность которых связана с растительностью, животными организмами, микроорганизмами. Составление служебного письма в организацию, нарушающую закон об экологии.

Тема 5. Обиходно-деловой подстиль. Деловые бумаги. Мир профессий “человек - художественный образ”.

Виды деловых бумаг: заявление, автобиография, расписка, доверенность, счет, почтовый перевод, справка, удостоверение, докладная записка, протокол, резолюция, письменный отчет о работе. Форма деловых бумаг. Синтаксические конструкции и речевые обороты в деловых бумагах.

Связь профессий группы “человек – художественный образ” и понятия “деловые бумаги”. Редакция автобиографий писателей в соответствии с требованиями официально-делового стиля.

Тема 6. “Опасные канцеляризмы”.

Что такое канцеляризмы. Какие слова и выражения становятся канцеляризмами. Отрицательное влияние канцеляризмов на литературный язык. Оправданное употребление канцеляризмов. Сочинение-рассуждение ‘Ты по какому вопросу плачешь? или правильное использование канцеляризмов в русском языке”.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Литература для учителя

  1. Арефьева С.А. Синтаксические и стилистические ошибки в письменной речи учащихся. – М., 1997.

  2. Барлас Л.Г. Русский язык: Стилистика. – М., 1978.

  3. Бельчиков Ю.А. Стилистика русского языка. – М., 1994.

  4. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и реферирование научных произведений. – М., 1988.

  5. Федорова Н.А. Деловой русский. Тексты и упражнения. – М., 2005.

Литература для учащихся

  1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М., 1993.

  2. Красивова А.Н. Деловой русский язык: Учебно-практическое пособие. – М., 2001.

  3. Мучник Б.С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления. – М., 1994.

  4. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1998.

  5. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка (10-11 классы). – М., 2001.