Программа экспериментальной деятельности «Ребенок педагог родитель». Актуальность - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Программа экспериментальной деятельности «Ребенок педагог родитель». Актуальность - страница №1/1

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующая МДОУ №2 п. Африканда

________________ Помялова В.С.

приказ № «_____» __________ 2011 г.





























МДОУ №2 п. Африканда

2011 г.

ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Ребенок – педагог – родитель».
1. Актуальность.

Роль семьи в воспитании дошкольного возраста трудно переоценить. Семья как первый институт социализации оказывает решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции.

Воспитание детей в семье на современном этапе не мыслится без помощи специалистов. Анализ научных исследований показывает, что возрастает количество социально незащищенных родителей и детей, наблюдаются социально-психологическая тревожность семьи, ухудшение здоровья детей (физического и психического). Данные тенденции в жизни общества нельзя оставить без внимания. Изменения социально-культурной ситуации требует совершенствования содержания, форм и методов работы с семьей, которые могли бы удовлетворить запросы родителей как в информационном, так и в организованном плане.

Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности воспитания и развития детей. Детский сад – один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении поступков и проявлений в поведении.

Для решения перечисленных проблем необходима разработка такой модели функционирования детского сада как открытой системы, которая была бы направлена на снижение риска и пропедевтику семейного неблагополучия и социальной изоляции, включение семей в развивающее образовательное пространство, проектное и конкурсное движение. Кроме того, в систему дошкольного образования могут быть внедрены модель работы семейного консультативного пункта на сайте МДОУ, специальные развивающие и коррекционно-развивающие программы, связанные с формированием умений и навыков эффективного общения у детей и их родителей, цикл занятий в рамках проведения тренинговых программ успешности родителей. В целом это положительно повлияет на развитие системы дошкольного образования, в частности на удовлетворенность родителей результатами взаимодействия и партнерских взаимоотношений с педагогами и специалистами детского сада.
2. Организационно-методические основы взаимодействия ДОУ и семьи.

Реализация современных подходов к организации системы «Ребенок – педагог – родитель» обусловливает необходимость теоретического моделирования данного процесса.

Данной проблемой в разные времена занимались такие видные педагоги, как К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, В.В. Зеньковский, А.С. Симонович, Е.И. Тихеева и др.

Анализ работ современных авторов (Е.П. Арнаутовой, В.П. Дубровой, Т.А. Куликовой, Л.С. Даведьяновой, О.Л. Зверевой, Л.Г. Петряевской) позволил проследить становление современной общепедагогической концепции сотрудничества ДОУ и семьи. Так, современная концепция сотрудничества включает два традиционных аспекта: концептуальный и организационно-деятельностный, и предполагает следующие этапы работы: информационно-аналитический, содержательно-практический и контрольно-оценочный.



Информационно-аналитический этап (сентябрь 2011 – декабрь 2011) предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи к сотрудничеству с дошкольным учреждением. На этом этапе используются следующие методы: опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, комплексное диагностическое обследование.

Содержательно-практический этап (январь 2012 – май 2013) предусматривает проведение мероприятий, направленных на решение задач по установлению сотрудничества педагогов, родителей и их детей.

Реализуя комплексный подход к организации взаимодействия ДОУ и семьи, предложенный Т.Н. Дороновой, на втором этапе были выделены три взаимосвязанных направления работы:



  • повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по организации взаимодействия ДОУ и семьи;

  • повышение уровня педагогической культуры родителей;

  • образовательная работа с детьми, основанная на реализации личностно-ориентированной модели общения в триаде «педагог – ребенок – родитель».

В контексте экспериментальной деятельности особое значение приобретает реализация второго направления, предусматривающего повышение уровня педагогической культуры родителей, формирования их готовности к каждодневному содержательному общению с детьми. Инновационным компонентом данного направления стала апробация двух экспериментальных форм организации взаимодействия ДОУ и семьи: очного и очно-заочного. Внедрение этих форм обусловлено не только необходимостью совершенствования традиционных подходов к совместной работе с родителями, но и важностью вовлечения в образовательное пространство родителей и детей, не посещающих дошкольное учреждение.

Специфическая особенность очной формы взаимодействия ДОУ и семьи – установление тесного контакта с родителями, которое обеспечивают активные формы работы: встречи в «Школе для родителей», семинары-практикумы, совместные мероприятия с участием детей и родителей, проектная деятельность, тренинговых занятий, родительских собраний, лекции, групповые дискуссии, родительские конференции, беседы, тематические консультации, визиты в группу, Дни открытых дверей, посещение семьи и пр. Очная форма организации взаимодействия позволяет не только повысить уровень педагогической культуры родителей, но и сформировать у них активную позицию в процессе развития ребенка и активизации его творческого потенциала, сделать их полноправными участниками образовательного процесса.



Очно-заочная форма сотрудничества ДОУ и семьи предусматривает установление такого взаимодействия педагогов и родителей, которое характеризуется ограниченностью контактного общения его участников и преобладанием дистанционных форм работы (информационные листы, тематические буклеты, памятки, видеофильмы, записки, дневники, информационные стенды, доска объявлений, газета ДОУ, тематические выставки, тематические папки, общение на форуме детского сада, консультативная помощь и знакомство с жизнью детей через сайт учреждения). При этом разного рода памятки, консультации, рекомендации, предлагаемые родителям, не подменяют содержательного общения с педагогами, а дополняют его. К преимуществам данной формы сотрудничества с родителями относятся: минимальные затраты времени, наличие у взрослых возможности не спеша осмыслить полученную информацию, предупреждение возможных ситуаций неконструктивного общения участников взаимодействия.

Контрольно-оценочный этап (май 2013 – октябрь 2013) предполагает анализ эффективности мероприятий, которые проводятся специалистами ДОУ. С этой целью используются опросы, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностика, анализ результатов мониторинговых исследований, проводимых отделом образования и другие методы.

3. Нормативно-правовая база экспериментальной деятельности «Ребенок – педагог – родитель».

  • Декларация прав ребенка;

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Конституция РФ, п.4, ст. 43 – право ребенка-дошкольника на образование гарантируется государством;

  • Семейный кодекс РФ, ст. 63: в нем оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей;

  • Закон «Об образовании», ст. 18: целиком посвящена образованию детей дошкольного возраста;

  • Закон «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации».


4. Объект исследования – взаимодействие педагогов МДОУ с родителями (законным представителям) воспитанников.
5. Предмет исследования – содержание и формы педагогической помощи.

Совместное с семьей воспитание детей в условиях ДОУ обеспечивает развитие личности ребенка и гармоничных отношений с ним взрослых. Отличительной особенностью программы «Ребенок – педагог – родитель» является активное вовлечение семьи в воспитательный процесс дошкольного учреждения.



6. Цель экспериментальной деятельности.

Разработка модели формирования партнерских взаимоотношений с семьей, методической и психолого-педагогической поддержки детей и родителей в области использования здоровьесберегающих, коммуникативных и образовательных технологий в процессе развития ребенка и активизации его творческих потенциалов.


7. Задачи эксперимента.

  • разработать и начать применять авторские программы «Здоровый ребенок ХХI века», «Игроритмика»;

  • активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

  • внедрить проектный метод в организацию взаимодействия ДОУ и семьи;

  • оказать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка на сайте ДОУ;

  • совершенствование профессиональных умений педагогов в установлении успешного сотрудничества с родителями воспитанников в соответствии с современными технологиями.


8. Гипотеза эксперимента.

Разработке и успешной апробации модели формирования партнерских взаимоотношений с семьей, методической и психолого-педагогической поддержки детей и родителей будут способствовать условия:



  • создание авторских программ «Здоровый ребенок ХХI века», «Игроритмика»;

  • создание сайта учреждения и организация общения педагогов и родителей;

  • организация консультативного пункта на сайте МДОУ;

  • проектная деятельность педагогов, детей и родителей;

  • участие воспитанников в конкурсном движении разного уровня по развитию детского творчества.

Данные условия позволят получить следующие результаты:

    • Появление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений.

    • Повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах.

    • Сохранение семейных ценностей и традиций.

    • Увеличение количества обращений с вопросами к педагогу, на индивидуальные консультации к специалистам, в «родительскую почту».

    • Возрастание интереса к мероприятия, проводимым в ДОУ.

    • Увеличение количества родителей – участников в совместных мероприятиях.

    • Рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом.


9. Принципы взаимодействия с родителями:

  • целенаправленность, систематичность, плановость;

  • дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;

  • возрастной характер взаимодействия с родителями;

  • доброжелательность, открытость.


10. Методы изучения семьи: анкетирование и опросы, тестирование, наблюдение за ребенком, посещение семьи ребенка, беседы с ребенком, беседы с родителями, мониторинговые исследования.
11. Ожидаемые результаты:

  • появление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений;

  • повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах;

  • сохранение семейных ценностей и традиций;

  • увеличение количества обращений с вопросами к педагогу, на индивидуальные консультации к специалистам, в «родительскую почту»;

  • возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в ДОУ (встречи, выставки, праздники, дни открытых дверей);

  • увеличение количества родителей – участников совместных мероприятий;

  • участие воспитанников детского сада и их родителей в конкурсном движении различного уровня;

  • рост удовлетворенности родителей педагога и ДОУ в целом.

Данная программа экспериментальной деятельности «Ребенок – педагог – родитель» рассчитана на 2 года и реализуется во взаимодействии с родителями (законными представителями) детей младшего, среднего, старшего возраста.


Руководитель творческой группы

по организации эксперимента



старший воспитатель МДОУ №2 Пономарева Л.А.