Программа экологического воспитания школьников на занятиях школьного кружка «Эколог-исследователь» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа кружка ««Юный эколог»» для 1 класса Авраменко Елена... 1 198.43kb.
Образовательная программа «Я исследователь» 1 138.89kb.
«Фольклор как педагогическое явление» зам зав по вр чистякова Е. 1 19.77kb.
Программа кружка дополнительного образования школьников «Искусство... 1 264.82kb.
Программа нравственно-экологического воспитания школьников 1 56.33kb.
Программа экологического кружка «Муравьишка» 1 91.39kb.
Российский ребенок 21 века. Проблемы воспитания 3 472.41kb.
Программа экологического воспитания учащихся моусош №2 на 2006-2007... 1 59.4kb.
Шарапова Эльвира Эдуардовна г. Саров Нижегородской области 2009 год 9 595.17kb.
«Учебная деятельность младших школьников как средство воспитания... 1 301.46kb.
Экологическая культура проблема, которая остро встала в связи с тем... 1 236.82kb.
Доклад на мо учителей начальных классов школы 1 117.5kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Программа экологического воспитания школьников на занятиях школьного кружка «Эколог-исследователь» - страница №2/2



Тема 1. Введение.

Объекты окружающей среды. Основные загрязнители среды и их источники. Понятие экологического мониторинга. Способы сбора и изучения информации. Обору­дование для исследований.



Тема 2. Мониторинг воздуха.

Состав и основные загрязнители воздуха своей местности. Сбор информации о состоянии воздуха: лихеноиндикация; определение состояния воздуха по хвое сосны; определение состояния воздуха по количеству пыли на листьях деревьев. Изучение информации о состоянии воздушной среды своей местности. Оценка состояния возду­ха.



Тема 3. Мониторинг воды.

Основные загрязнители воды своей местности, их источники. Сбор информации о состоянии водных объектов. Анализ состояния воды органолептическим способом. Определение прозрачности воды. Определение состояния воды с помощью растений-индикаторов. Снег как индикатор загрязнения окружающей среды. Оценка состояния водной среды.



Тема 4. Мониторинг помещений школьного здания.

Исследование состояния воздуха в помещениях школы. Исследование темпера­турного режима. Исследование светового режима. Комнатные растения. Определение загрязнения воздуха по количеству пыли на листьях комнатных растений. Оценка со­стояния кабинетов школьного здания. Мероприятие.



Тема 5. Мониторинг почвы.

Состав и основные загрязнители почвы своей местности. Исследование механи­ческого состава почвы. Индикация почв по кресс-салату. Оценка состояния почвы микрорайона школы.



Тема 6. Мониторинг в быту.

Экологическая экспертиза продуктов питания по этикетке: пищевые добавки. Экологичность упаковки. Срок годности. Экологическая экспертиза пищевых продук­тов лабораторным способом.



Тема 7. Составление паспорта экологического состояния микрорайона школ.

Составление экологической карты – схемы окрестности.

Акции: «Чистый двор», «Очистим планету от мусора». Диспуты на темы: «Как улучшить экологическую обстановку в микрорайоне школы».

Экскурсия «Экологическое состояние окружающей среды микрорайона школы». На­учно-практическая конференция.



По окончании второго года обучения учащийся должен:

  • уметь собирать краеведческую информацию;

  • иметь представление об экологических проблемах современного мира и своего региона, микрорайона школы;

  • уметь критически оценивать информацию и уметь отстаивать свою позицию;

  • уметь видеть и технологически целесообразно решать реальные экологические проблемы;

  • уметь предвидеть проблемы экологии через организацию многоплановой творческой и экологической деятельности;

  • приобрести необходимые навыки решения проблем в сфере окружающей среды;

  • уметь написать реферат, статью.

Тематический план занятий кружка«Эколог-исследователь»

Лес как экосистема

1час в неделю, всего 34 часа

п/п

Наименование темы занятия

Примечание, задание

Тема 1. Введение.

1.

Что такое экология? Роль науки в рациональном использовании природных богатств.

Определение численного состава кружка

Тема №2. Экологическая тропа “Храм природы”.

2

Березовая роща- памятник природы.


Подготовка к конкурсу «Чистая планета»

3

Практическая работа Лесопатологические исследования: «Учет посещаемости леса», «Нарушения растительного покрова в результате использования леса»;




4.

Экскурсия в лес по экологической тропе, посвященная 18 сентября – Дню Леса. Определение экологического состояния леса.

Отчет, проведение экскурсий для учащихся начальных классов по тропе

5.

Этажи леса– ярусы смешанного леса.

Мероприятие для учащихся д/с и 1-х классов, посвященное Дню Леса

6.

  1. Практическая работа Определение экологических групп растений леса»;

Мини –исследовательская работа

7.

  1. Практическая работа Определение экологических групп растений леса»;

Мини –исследовательская работа

8.

Практическая работа «Визуальная оценка деревьев по внешним признакам

Отчет

9.

Конкурс кормушек.

Подведение итогов школьного конкурса

10.

Муравейник. Муравьи – друзья леса, санитары леса. Охрана муравейников. Методика их расселения.

Подготовка к школьному конкурсу гуманитарно-экологических проектов «Я - исследователь»

11.

Практическая работа «Состояние муравейников в лесу».

Отчет

12.

Практическая работа «Состояние муравейников в лесу».

Проект

13.

Практическая работа «Исследование муравейников».

Дневник наблюдений

14.

Практическая работа «Исследование муравейников».

Дневник наблюдений

Изучение видового состава зимующих птиц. Развешивание кормушек для птиц. Экскурсия

15.

Чистый воздух.

Выступления учеников

16

Практическая работа «Оценка состояния воздушной сред по хвое сосны обыкновенной»;


Отчет

17.

Практическая работа Определение чистоты воздуха с помощью лихеноиндикации.

Отчет

18.

Практическая работа Определение чистоты воздуха с помощью лихеноиндикации

Отчет

19.

Природоохранная операция «Помоги птицам зимой».

Работа в парке Победы.

20.

Юный ориентировщик.


Презентации о способах ориентирования

21.

Практическая работа «Ориентирование на местности».

Отчет

22.

Практическая работа«Азимутальное ориентирование».

Работа с топог.картами

23.

В здоровом теле – здоровый дух.


Мастер-класс

24.

Практическая работа «Физические упражнения на снарядах».

Выполнение упражнений

25.

В мире животных

Рисунки, презентации

26

Красная книга Кировской области

Рисунки, презентации

27.

Практическая работа «Определение следов животных и продуктов их жизнедеятельности».

Работа с определителями и в природе.

28.

Практическая работа «Определение следов животных и продуктов их жизнедеятельности».

Работа с определителями и в природе.

29.

Экология водоема.


Доклады учащихся

30.

Практическая работа «Описание водоема и его обитателей». Экологическое состояние водоема по макрозообентосу

Отчет

31.

Практическая работа «Жизнедеятельность бобров».

Отчет



32.33.

Практическая работа «Исследование плотин».

Защита исследовательской работы

34.35.

Экскурсии по экологической тропе «Храм природы».













1час в неделю, всего 34 часа

Экологический мониторинг микрорайона щколы

Тема 1. Введение.


1.

Объекты окружающей среды. Основные загрязнители среды и их источники. Понятие экологического мониторинга.

Лекция

2.

Практическая работа. Способы сбора и изучения информации. Обору­дование для исследований.

Школьные экологические лаборатории




Тема 2. Мониторинг воздуха.





3.

Состав и основные загрязнители воздуха своей местности. Сбор информации о состоянии воздуха.

Отчет об экскурсии

4.5.

Практическая работа «Определение экологического состояния водуха методом лихеноиндикации».

Мини-исследование

6.

Практическая работа «Определение экологического состояния воздуха по хвое сосны».

Мини-исследование

7.

Практическая работа «Определение состояния воздуха по количеству пыли на листьях деревьев».

Мини-исследование

8.

Изучение информации о состоянии воздушной среды микрорайона школы. Оценка состояния возду­ха.

Отчет




Тема 3. Мониторинг воды.


Отчет

9.

Основные загрязнители воды микрорайона школы, их источники. Сбор информации о состоянии водных объектов

Анализ работы кружка

10..

Практическая работа «Анализ состояния воды органолептическим способом. Определение прозрачности воды».

Исследования с экологической лабораторией

11.

Практическая работа «Определение состояния воды с помощью растений-индикаторов».

Мини-исследование

12.

Практическая работа «Снег как индикатор загрязнения окружающей среды».

Мини-исследование

13.

Оценка состояния водной среды.

Исследоват.работа




Тема 4. Мониторинг помещений школьного здания.





14.

Исследование состояния воздуха в помещениях школы.

Отчет

15.

Практическая работа Исследование темпера­турного режима.

Построение графиков

16.

Практическая работа. Исследование светового режима.

Отчет

17.

Практическая работа Комнатные растения, черенкование.

Озеленение кабинетов

18.

Практическая работа Определение загрязнения воздуха по количеству пыли на листьях комнатных растений.

Отчет

19.20.

Практическая работа Оценка со­стояния кабинетов школьного здания

Паспорт кабинета

21.

Заседание НОУ Созвездие. Школа – наш второй дом.




22.

Конкурс «Самый чистый кабинет».







Тема 5. Мониторинг почвы.





23.

Состав и основные загрязнители почвы своей местности

Презентации

24.

Практическая работа Исследование механи­ческого состава почвы.

Отчет

25.

Практическая работа Индикация почв по кресс-салату




26.

Практическая работа. Оценка состояния почвы микрорайона школы.


Рекомендации учителю биологии




Тема 6. Мониторинг в быту.





27.

Экологическая экспертиза продуктов питания по этикетке: пищевые добавки.

Мини- исследования

28.

Практическая работа. Экологичность упаковки. Срок годности.

Мини- исследования

29.

Экологическая экспертиза продуктов питания по этикетке: пищевые добавки.

Мини- исследования

30.

Практическая работа. Экологическая экспертиза пищевых продук­тов лабораторным способом.


Мини- исследования




Тема 7. Составление паспорта экологического состояния микрорайона школ.





31.

Составление паспорта экологического состояния микрорайона школы. Практическая работа.




32.

Практическая работа. Составление экологической карты – схемы окрестности.

Карта

33.

Акция: «Чистый двор» Акция «Очистим планету от мусора».

Бюллетень

34.

Диспуты на темы: «Как улучшить экологическую обстановку в микрорайоне школы »

Экологические плакаты

35.

Экскурсия «Экологическое состояние окружающей среды микрорайона школы». На­учно-практическая конференция




Этапы обучения.

Образовательные возможности программы значительно шире традиционной школьно – урочной системы. Программа обеспечивает компенсацию тех интересующих подростков видов и направлений деятельности, которые отсутствуют в основном образовании. Программа предоставляет все возможности для самореализации личности: от простого расширения кругозора до научно – исследовательской деятельности.



1. Программа ориентирована на углублённый уровень усвоения. Происходит формирование системно упорядоченных знаний. На этом этапе даётся объём экологических знаний, необходимых для осмысления места человека в природе. Также осуществляется вывод из сферы неосознанного в сферу осознанного.

2. Отработка теоретического материала на практике. На этом этапе происходит осмысление ребёнком экологической картины мира через проведение собственных исследований на практических и лабораторных занятиях. Результат этого – выход на уровень осмысленного понимания законов природы, своего неразрывного единства с ней. Результат: достигается объединение понимания законов природы и осознанного внутреннего стремления к гармонии с природой.

Программа учитывает психологические особенности ребёнка, позволяет выбрать индивидуальную траекторию продвижения по учебным курсам, свой темп их усвоения. Доминирует атмосфера доброжелательности, сопереживания, взаимопомощи, дружбы и верности.



Итогом работы становится создание высоконравственной воспитывающей среды, которой способствует использование информационных и исследовательских педагогических технологий:

  1. Активно – деятельное воспроизводство содержания предмета в противовес пассивному созерцательному восприятию.

  2. Расширение информационного образовательного пространства: самостоятельная работа с книгой, подготовка рефератов, сообщений, исследовательская и поисковая деятельность.

  3. Опора на развивающее обучение. Использование форм, развивающих способность говорить и доказывать, а также логически мыслить и убеждать (дискуссии, диспуты, обсуждения).

  4. Организация игровых ситуаций в образовательном процессе, сочетание игры с практическим назначением деятельности.

  5. Создание «ситуации успеха» (конкурсы, викторины)

  6. Тесная связь с семьёй ребёнка (совместные праздники, походы в лес, дни именинника, индивидуальные встречи педагога с родителями).

  7. Взаимодействие с социумом, общественно – полезный труд (десант по санитарной очистке лесов, сезонные посадки деревьев).

Условия реализации программы.

Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия:

  1. квалифицированные кадры;

  2. наличие учебного кабинета,;

  3. постоянное пополнение информационного банка (периодические издания, вновь издаваемая популярная литература по экологии);

  4. доступность Интернета;

  5. возможность выезда за пределы города;

  6. определённый возрастной диапазон членов кружка, необходимый для нормального общения в подростковой среде;

  7. своевременный уход опытных членов кружка на самостоятельный участок работы кружка;

  8. многообразие форм обучения и воспитания; социально значимая направленность деятельности;

  9. сохранение единого кружкового пространства для участников всех ступеней образовательного процесса с присутствием «облака» из так называемых друзей кружка (сочувствующие, но очень занятые, ещё не определившиеся или уже ушедшие из кружка).

Учебно-методическое обеспечение программы.

Экологический кружок располагает учебным классом, в котором находятся библиотечка необходимой литературы, набор дидактических материалов, таблиц и наглядных пособий, компьютерных дисков.



Для обеспечения образовательного процесса необходимо:

  1. методико – дидактическое обеспечение;

  2. пакет творческих заданий по различным темам, способствующих созданию оптимальных условий развития познавательной активности;

  3. фонд литературы по предмету, библиотечка юного эколога с привлечением личных книг детей для коллективного пользования;

  4. видеотека;

  5. набор учебных плакатов по экологии;

  6. участие педагога кружка в семинарах, курсах повышения квалификации;

  7. проведение открытых занятий для коллег, родителей с целью повышения своего педагогического и профессионального мастерства;

  8. пакет тестов, других форм психологической и профессиональной диагностики;

  9. технические средства обучения: микроскоп, магнитофон, ПК, видеодвойка;

Способы отслеживания и контроля результатов обучения.

Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:

  • самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;

  • контрольные формы работы: тесты, контрольно – познавательные игры;

  • табло достижений кружка;

  • открытые занятия в игровой форме;

  • участие в кружковой и массовой вне учебной деятельности;

  • разработка памятки «Юный эколог».


Планирование результатов: Результатами работы кружка являются знания экологических особенностей своего края, умение проводить описание природных комплексов, умение устанавли­вать причинно-следственные связи между природой и деятельностью человека, овла­дение навыками полевых исследований и обработка результатов наблюдений, умение поставить эксперимент в природе, провести его анализ, овладение навыками исполь­зования полученных данных в практической деятельности.

Должны овладеть умениями организовать и вовлечь школьников в экологиче­скую деятельность, разрабатывать и проводить экологические мероприятия, участво­вать в различных научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях, уметь проводить презентацию результатов своей деятельности.

Программа обеспечивает: -усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию;

-приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности;

-социальную самоидентификацию обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности;

-приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных организациях (творческие клубы и объединения по интересам, сетевые сообщества, краеведческая работа экологической направленности содержания), в ученическом самоуправлении, в проведении акций и праздников (региональных, государственных, международных);

-участие обучающихся в деятельности - творческих объединений, благотворительных организаций; в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения; в благоустройстве школы, класса, городского поселения, города;

- развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;

-приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся;

- осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;

-формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять;

-формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории;

осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения.

Список литературы:

Для педагога:

  1. Конвенция о правах ребёнка. Нью – Йорк; ЮНИСЕВ 1991г.

  2. Постановление правительства РФ от 7. 03. 1995г. За№233 «Об утверждении типового положения об учреждении дополнительного образования детей».

  3. Энциклопедия большая советская. Москва 1978г. Том №29.

  4. Энциклопедия для детей. Биология. Москва «Аванта +» 1993г.

  5. Энциклопедия для детей. Геология. Москва «Аванта +» 1993г.

  6. Биология газеты.

  7. Биология в школе (журналы).

  8. Изгаршев А.В. «Поговорим о них». Общество 1993.

  9. Бадьева Э.А. «Животные в нашем доме». Свердловск 1990г.

  10. Актуальные проблемы охраны атмосферного воздуха, перспективы развития мониторинговых исследований на территории Омской области. Правительство Омской области 2006г.

Для учащихся:

  1. Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.

  2. Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.

  3. Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 1999г.

  4. Тайны живой природы М. Росмэн 1995г.

  5. Соло для позвоночника А. Ситель Москва 2006г.

  6. Целительные силы Г. П. Малахов АО «Комплект» 1995г.

  7. Книга о здоровье под редакцией Ю.П. Лисицина Москва 1998г.

  8. Журналы «Юный натуралист», «Вокруг света».

Приложение 1. АНКЕТА УЧАСТНИКА КОНКУРСА.




    1. Арефьева Елена Васильевна, руководитель РМО Яранского района,

    2. МКОУ СОШ с УИОП 2 им.А.Жаркова г.Яранска

    3. Электронный адрес участника:

    4. Домашний адрес : г.Яранск, ул.Халтурина 16-19.

    5. Адрес образовательного учреждения: г. Яранск, ул. Кирова 18

6. Номинация Конкурса- - Программы предпрофильной подготовки и профильного обучения по географии (геоэкологии, экономике, краеведению).



    1. Краткое описание представляемых материалов. Программа по экологическому воспитанию.

    2. Количество участников образовательного продукта-1.

    3. Эффективность используемых материалов:естественно-научный профиль школы.






<< предыдущая страница