Программа экологического кружка «Муравьишка» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа кружка ««Юный эколог»» для 1 класса Авраменко Елена... 1 198.43kb.
Программа экологического воспитания школьников на занятиях школьного... 2 356.47kb.
Шарапова Эльвира Эдуардовна г. Саров Нижегородской области 2009 год 9 595.17kb.
Программа кружка по валеологии (1 4 классы) 2008 г. Ббк 34 56 г 54 1 227.93kb.
Программа кружка дополнительного образования школьников «Искусство... 1 264.82kb.
Программа кружка «В мире цветов» для учащихся 5-9 классов 3 637.93kb.
Программа «Реформы и реформаторы России» поселок Мирный 1 29.56kb.
Программа психологического кружка «Тропинка к своему Я» направлена... 1 103.55kb.
Программа работы кружка «Художник оформитель» 1 104.25kb.
Методист мгсюн 1 47.51kb.
Программа кружка «Обучение игре в шахматы» 1 22.41kb.
Программа патриотического воспитания обучающихся муниципального общеобразовательного... 1 150.34kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Программа экологического кружка «Муравьишка» - страница №1/1

Муниципальное образовательное учреждение

«Сотнурская средняя общеобразовательная школа»

Волжского муниципального района Республики Марий Эл
«Утверждаю» «Согласовано»

Зам. по воспитательной работе Директор МОУ «Сотнурская СОШ»

___________ Иванова В.Н. ______________ Войконов В.И.

«____»________2012 г. «___»__________2012 г.

Программа экологического кружка

«Муравьишка»

при МОУ «Сотнурская средняя общеобразовательная школа» для 2 класса

Воспитатель ГПД

Белкова Л.В.


с. Сотнур

2012


Пояснительная записка

Каждый человек независимо от специальности должен быть в достаточной степени экологически образованным. Только тогда он сможет реально оценивать результаты своей практической деятельности в обществе, прямо или косвенно влияющей на окружающую среду. Предвидение результатов этого влияния – одна из актуальных проблем современности и решаться она может только на основе глубокой экологической образованности всего человечества.

Экологическое образование помогает осознать ценность природы для материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека; понять, что человек – часть живой природы; его назначение – познать законы, по которым живет и развивается природа и в своих поступках руководствоваться этими законами; понять необходимость сохранения всего многообразия жизни; раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов; понять современные проблемы экологии; осознать актуальность её как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; вызвать стремление принимать личное участие в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем. Здесь большую роль играет экологический кружок.

Программа кружка рассчитана на 34 часа в год.

Основная цель – развитие экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирование ответственного отношения к природе.

Задачи:


  • Повышение уровня экологических знаний и практических умений у учащихся.

  • Освоение школьниками приемов исследовательской работы.

  • Привитие детям навыков экологической культуры путем отработки на практике правил поведения в природе.

  • Развитие умения ребят работать в коллективе, ощущать себя как частицу природы.

  • - формирование целостного восприятия природы как исторически сложившейся сложной экосистемы;

  • - осознание необходимого чуткого, бережного отношения к природе.

  • Программа формирует у детей интерес к окружающему миру, учит в нём жить, а не существовать.

  • На кружке идёт работа над темой «Экологически нравственное воспитание школьников», потому что считаю, что экология и нравственность тесно связаны между собой. Любить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет видеть и слышать её. Чтобы человек научился этому, мы прививаем ему любовь к природе с самого раннего детства. Варварское отношение к природе – это результат определённого воспитания в детстве. Сухомлинский писал: «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, поэзии, а может быть и простая человечность». И поэтому на кружке мы с ребятами занимаемся исследовательской деятельностью с экологической направленностью, учимся знать, понимать, чувствовать, видеть и слышать природу.

Программа экологического кружка должна отражать все аспекты содержания экологического образования:

 научно-познавательного;

 ценностного;

 нормативного;

 практически-деятельностного.

Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.

Трудно вычленить какие-то отдельные вопросы, развивающие научно познавательный аспект содержания: для младших школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле формирования отношения детей к своему дому  природно-социальному окружению.



Ценностный аспект содержания раскрывает детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно-практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие, сопереживание

Нормативный аспект содержания экологического образования  это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали  показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т.п. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.

При построении программы кружковой работы мы сочли целесообразным заострить внимание на четырех основных направлениях работы:

 познавательном;

 познавательно-развлекательном;

 практическом;

 исследовательском.



Познавательное направление работы кружка включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это  театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.

Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы кружка «Юный эколог»)  посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, охраной муравейников, подкормкой птиц, способствовало привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.



Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Программа может быть реализована при проведении внеучебной воспитательной работы, в рамках кружка; программа рассчитана на младших школьников.


Ожидаемые результаты.

  1. Закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках и во внеурочное время по дисциплинам естественнонаучного цикла.

  2. Изменение и утверждение массового сознания школьников в значимости природоохраных идей и бережного отношения к природе.

  3. Привитие навыков толерантности: взаимопонимание, умение слушать, слышать и понимать чужую точку зрения, убеждать, анализировать, рассказывать, строить вопросы и ответы, вести себя в конфликтной ситуации.

  4. Развитие креативных способностей учащихся.

  5. Повышение уровня экологической культуры (правильного поведения в общении с природой).

  6. Раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка, приобретение новых знаний, творчества.

  7. Наведение чистоты на улице села, своих дворах, роднике.


Тематическое планирование



Тема

Количество часов

1

Организационное занятие. Ознакомление с планом и распределением обязанностей. Инструктаж по технике безопасности.

1

2

Осенние явления в жизни растений и животных.

1

3

Приметы народные в дело пригодные.

1

4

Экскурсия «Лесные богатства».

1

5

Грибы: съедобные и несъедобные.

1

6

Конкурс рисунков «Цвети, Земля».

1

7

Птицы и животные нашего края.

1

8

Операция «Большие дела маленьких рук».

1

9

Игра «Зов джунглей».

1

10

Реки и озёра Марий Эл.

1

11

Проблема чистой воды и здоровье человека.

1

12

Игра «Морской бой».

1

13

Беседа. Зачем зимой снег.

1

14

Новогодняя почта. Листовки.

1

15

Конкурс рисунков «Снежные узоры».

1

16

Путешествие по экологической тропинке.

1

17

«Храм природы».

1

18

Обращение к человеку от имени птиц с призывом о помощи-подкормке.

1

19

Операция «Птичья столовая» - изготовление и развешивание кормушек.

1

20

«Зимний дуб». Чтение и обсуждение рассказа.

1

21

Чудеса природы.

1

22

Викторина «Краса Земли родной – цветы».

1

23

Конкурс рисунков-цветов «Как прекрасен наш мир».

1

24

Путешествие на родину комнатных растений. Уход за комнатными растениями.

1

25

КВН «Что мы знаем о растениях».

1

26

Экскурсия «Пробуждение природы».

1

27

Экологическая этика

1

28

Опыт со срезанными ветками.

1

29

Тест «Экология и я».

1

30

Экскурсия на луг.

1

31

Экологическая олимпиада.

1

32

Значение семян в природе и жизни человека.

1

33

Викторина «Верю – не верю».

1

34

Итоговое занятие.

1