Программа базового уровня составлена из расчета 70 ч на изучение курсов отечественной и всемирной истории в 11 классе средних школ р - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по литературе в 7-ом классе предназначена для изучения... 1 195.44kb.
Рабочая программа по истории 9 класс (интегрированный курс) 1 237.41kb.
Экзаменационные билеты по информатике в 10-11 классе 1 60.84kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «География» цикла ен. 1 291.68kb.
Учебное пособие для преподавателей-организаторов Начальной военной... 5 1595.54kb.
Данное «Планирование» рассчитано на три типа школ. Основной массе... 3 1077.87kb.
Пояснительная записка Рабочая программа для 10 класса составлена... 2 522.9kb.
У нас отработка принципов расчета Уровня экологической чистоты опирается... 1 241.63kb.
М специальности "Отечественная история" является изучение прошлого... 2 435.1kb.
Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времен... 1 190.84kb.
В учебно-методическом пособии освещаются основные проблемы изучения... 2 484.08kb.
Технология реферирования предполагает прохождение следующих этапов 1 76.22kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Программа базового уровня составлена из расчета 70 ч на изучение курсов отечественной - страница №1/1

Программа курса

«Россия и мир в ХХ веке»

11 класс (70 ч.)
Пояснительная записка

Программа базового уровня составлена из расчета 70 ч на изучение курсов отечественной и всемирной истории в 11 классе средних школ различных типов. Структура програм­мы соответствует структуре учебника «Россия и мир в XX ве­ке» Л. Н. Алексашкиной, А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной (издательство «Просвещение», первое издание — 2003 г.).

Курс:


  1. ориентирован на федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории в его базовом уровне;

  2. учитывает предусмотренную нормативными документами возможность изучения в 10-11 классах как раздельных курсов отечественной и всеобщей истории, так и интегрированного курса «Россия и мир»;

  3. завершает вертикальную линию учебников по истории России для 6—9 классов и истории России и мира для 10 класса.

Авторы стремились обеспечить наилучшие возможности для его реализации в учебном процессе; пытались предложить свои подходы к решению сложных, не имеющих общепризнанных ответов проблем, встающих в связи с необходимостью «вписать» учебный курс в сложившуюся в 1990-е гг. концент­рическую структуру школьного исторического образования. (В скобках отметим, что концентрическая структура курса ис­тории в основной и средней школе не представляется авто­рам оптимальной с точки зрения реализации целей и задач обучения истории, условий реализации межпредметных свя­зей, учета психолого-педагогических закономерностей позна­ния истории школьниками.)

Первый раздел содержит предусмотренные федеральным компонентом Государственного стандарта исторического об­разования материалы о теоретико-методологических основах сторического процесса, об особенностях научного познания истории.

В двух последующих разделах учебный материал группи­руется в пять главных блоков:


  1. обобщенная характеристика исторической эпохи, ее периодизация и основные особенности;

  2. важнейшие процессы, явления, структуры и события всемирной истории;

  3. процессы, явления, структуры и события отечественной истории в их взаимосвязи с всемирно-историческим контекстом и с учетом их своеобразия;

  4. историческое наследие эпохи, ее значение для современного этапа развития человечества;

  5. человек в контексте эпохи (основы исторической антропологии).

Интегрирование учебного материала по отечественной и всеобщей истории достигается не за счет «лобового» сопо­ставления исторических процессов и явлений, а путем созда­ния у учащихся полноценных знаний и представлений об основных этапах развития человечества в целом и нашей страны в частности, о многообразии форм экономической, социальной, политической, духовной, культурной жизни об­щества, о единстве всемирной истории.

Включен материал, позволяющий показать многообразие путей и форм исторического процесса, его неоднолиней-ность, многоаспектность, противоречивость. Должное внима­ние уделяется дискуссионным проблемам исторической нау­ки. При этом акцент сделан на формирование целостных представлений об историческом прошлом человечества.



ПРОГРАММА
Раздел I. Индустриальная модернизация традиционного общества

(1900-1914 гг.) (18 ч.)

Введение в историю XX в. Новейшая эпоха. Проблемы периодизации новейшей истории. Россия в XX в.

Мир в начале века. Государства и народы на карте мира. Научно-технический прогресс. Индустриализация. Империи и империализм. Проблемы модернизации.

Страны Европы и США в 19001914 гг. Достижения и проблемы индустриального развития. Демографические про­цессы. Социальные движения. Политические течения и организации. Социальные реформы. Национальный вопрос.

Экономическая модернизация в России: успехи и проти­воречия. Противоречия российской индустриализации. Осо­бенности развития сельского хозяйства. Ограничения свобод­ной купли-продажи земли. Российское законодательство в сфере предпринимательской деятельности.

Город и деревня России в процессе модернизации. Осо­бенности российской социальной модернизации. Влияние ур­банизации и грамотности на социальную модернизацию. Причины слабости буржуазного менталитета в российском обществе. Особенности менталитета русского крестьянства. Влияние города на деревню. Окрестьянивание города. Осо­бенности менталитета российской буржуазии. «Размывание» дворянства.

Право и традиции в российской политической системе начала XX в. Этапы формирования правового государства. «Правовое самодержавие». Ограниченность гражданских прав населения. Патернализм. Закон и традиция.

Противоречия формирования гражданского общества в России. Гражданское общество и российская политическая традиция. Общественные организации. Организации промышленников. Женское движение. Периодическая печать.

Панорама российского оппозиционного движения нача­ла XX в. Рост оппозиционных настроений. Социал-демокра­ты. Социалисты-революционеры. Анархисты. Либералы.

Национальный фактор российской модернизации. Новые тенденции в национальной политике. Польский вопрос. Национальный вопрос в Финляндии и Прибалтике. Традицион­ные и новые подходы в политике властей в отношении народов Юга и Востока. Еврейский вопрос. Классификация национальных движений и ее особенности в Российской империи. Национальные движения в России и их органи­зации.

Первая российская революция и ее влияние на процессы модернизации. Кровавое воскресенье и его последствия. Ста­новление конституционной монархии в России. Особенности российской многопартийности. Советы рабочих депутатов. Политическая активность крестьянства. Крестьянский союз. Крестьянский вопрос в Думе. Армия в революции. Социаль­ные итоги революции.

Национальные движения и национальная политика прави­тельства в годы революции 1905—1907 гг.



Столыпинская программа модернизации России. Аграр­ная реформа. Административная реформа. Школьная рефор­ма. Перемены в национальной политике.

Страны Азии и Латинской Америки на пороге новей­шей истории. Подъем освободительных движений. Страны Ближнего Востока. Революция 1911—1913 гг. в Китае. Проб­лемы трансформации в Индии. Мексиканская революция 1910-1917 гг.
Раздел II. Первая мировая война и ее последствия. Общенациональный кризис в России. (1914 г. – начало 1920-х гг.) (11 ч.)

Предпосылки Первой мировой войны. Характер военных действий и основные военные операции. Роль Западного и Восточного фронтов. Война и общество.

Россия в войне. Роль Восточного фронта. Экономическая система России в годы войны. Война и российское общест­во. Повседневный быт населения. Национальный вопрос в годы войны.

Февральская революция 1917 г. в России и возможные альтернативы развития страны.

Октябрь 1917 г. в России. Причины победы большеви­ков. Дискуссии о характере октябрьских событий. Первыедекреты новой власти. Учредительное собрание. Националь­ный вопрос и образование национальных государств.

Российское общество между красными и белыми. Соци­альный состав и политическая ориентация противоборствую­щих сил. Создание Красной Армии. Крестьянство, рабочие, интеллигенция в Гражданской войне. Политические и соци­ально-экономические итоги Гражданской войны.

Конституция РСФСР 1918 г. «Военный коммунизм» и его социальные последствия.

Окончание мировой войны и образование новых госу­дарств в Европе. Революционные процессы 1918 —1923 гг. в Европе. Версальско-Вашингтонская система и ее противоре­чия. Советская Россия в международных отношениях начала 20-х гг.
Раздел III. Борьба демократических и тоталитарных тенденций

в 20—30-е ггXX в. (8 ч)

Европа межвоенного времени в поисках перспектив раз­вития. Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. Фа­шизм и нацизм. Тоталитарные режимы в Европе. Западные демократии в условиях нарастания кризисных явлений в эко­номике и политическом развитии.

Россия нэповская: поиск оптимальной модели строи­тельства социализма. Концепция нэпа. Противоречия нэпов­ской модели развития. Борьба за власть в большевистском руководстве.

СССР на путях форсированной модернизации. Необхо­димость индустриальной модернизации. Технология сталин­ской модернизации. Результаты и последствия форсирован­ной модернизации. Дискуссии о сущности социально-эконо­мической и политической системы СССР в 30-е гг.

Национальная политика СССР в 2030-е гг. XX в. По­литика «коренизации». Развитие национальных языков и культуры. Советизация национальных культур. Борьба с ре­лигией и церковью. Выравнивание экономического уровня национальных окраин.

Страны Азии. Турецкая модернизация. Революция в Монголии. Гражданская война в Китае. Освободительное движение в Индии.

Особенности развития культуры. Модернизм. Культура в массовом обществе. Тоталитаризм и культура.

Международные отношения. «Эра пацифизма». Форми­рование очагов военной опасности.
Раздел IV. Вторая мировая война

(1939—1945 гг.).

Великая Отечественная война (1941—1945 гг.) (8 ч)

Истоки Второй мировой войны. Кризис Версальской системы. Идеологическая подготовка к войне. Усиление роли государства в экономике европейских стран. Военно-полити­ческие планы агрессоров.

Крупнейшие военные операции Второй мировой войны. «Европейский» фронт в 1939 — 1941 гг. Советский фронт в войне. Азиатско-Тихоокеанский регион в войне. Африкан­ский фронт. Второй фронт в Европе.

Экономические системы в годы войны. Германская эко­номическая модель. Эволюция английской экономики. Аме­риканская экономика в 1939—1945 гг. Перестройка советской экономики на военный лад. Ленд-лиз. Принудительный труд. Людские и материальные потери в войне.

Власть и общество в годы войны. Немецкий оккупаци­онный режим. Холокост. Германский «фронт на родине». Власть и общество в СССР в годы войны. Антагонизмы в воюющем обществе. Западные демократии в годы войны.

Человек на войне. Герои фронта. Герои тыла. Участники Сопротивления. Партизанское движение в СССР. Военно­пленные. Коллаборационисты. Массовый героизм.

Особенности развития науки и культуры в годы Вто­рой мировой войны. Наука. Образование. Художественная культура. Мастера культуры — фронту.
Раздел V. Мир во второй половине XX в.

От индустриального общества к информационному (21 ч)

Послевоенный мир. Изменения на карте мира. Двухпо­люсный мир. «Холодная война». Крушение колониальной системы.

Особенности экономического, политического, социаль­ного развития ведущих мировых держав. Научно-техничес­кий прогресс.

США в 1945—2000 гг.: становление сверхдержавы.



Страны Западной Европы: тенденция к формированию единой Европы.

Послевоенный СССР: альтернативы развития. Совет­ская экономика в 1953—1991 гг. Советская политическая сис­тема в 1953 — 1991 гг. Советская федерация в 1953—1991 гг. Духовный мир и повседневный быт советского человека.

Страны Восточной Европы в 1945—1990 гг.

Страны Азии и Африки: освобождение и пути модерни­зации.

Страны Латинской Америки: противоречия и варианты модернизации.

Международные отношения во второй половине XX в. «Холодная война». Военно-стратегический паритет Запада и Востока. Разрядка международной напряженности. Перемены 80—90-х гг. XX в.

Эволюция советской внешней политики в 1953—1991 гг.

Социально-экономические и политические реформы 90-х гг. в России.

Духовная культура в эпоху научно-технического про­гресса.

Основные тенденции развития культуры России в 90-е гг.
Россия и глобальные проблемы современного мира (1 ч)

Резерв (2 ч)